Пароход станюкович. Речной колесный пароход "станюкович"

Волга нынче пуста. Нет, рыба в ней есть, говорят даже больше стало. А вот судоходство уменьшилось. 1990 год стал последним годом эпохи пара - с эксплуатации был снят пароход "Спартак", построенный еще до революции. Сначала он стоял в затоне, потом его вместе с однотипным "Володарским" увели в Ростов-на-Дону. Там они и сгинули. Потом исчез и "Память Азина", "всплыв" в сильно измененном виде в Будапеште, а в середине 90-х в Паркомуне (затон и судоремонтный завод "Память Парижской Коммуны", пос. Память Парижской Коммуны, Борский район Нижегородской обл.) разобрали на металл бывшего волжского рекордсмена - пароход "Ломоносов".
Теперь пароходы по Волге не ходят. Правда несколько лет назад пригнали с Северной Двины пароход "Станюкович", но он находится на восстановлении. И когда начнет ходить по Волге, да и будет ли ходить - пока не известно.
Еще раньше - в начале 80-х - ушли в небытие последние построенные для советского речного флота пароходы проекта 737. После них строили только теплоходы и дизель-электроходы. 737-е становились турбазами, домами отдыха, а многие - просто исчезали, разбирались на металл.
Но сегодня мы их увидим вновь - правда на старых чернобелых снимках. Живые, шлепающие плицами колес по воде и с неповторимым запахом масла, металла и пара. Пусть и виртуально, но на некоторое время вернемся в паровую эпоху.
История этого фотоархива традиционно - пароходство его на свалку отправить хотело. Подобрали что успели. Впоследствии архив был разделен на три части - одна попала на сканирование ко мне. Фотографии обратно вернул нынешнему владельцу. Почему он не выкладывает то что у него есть - не знаю. Я же решил выложить свою часть - ибо пока она на моем компе - толку от нее немного. Некоторые пароходы представлены в нескольких экземплярах - решил не выбирать ракурсы - выложил что было.


"Мельников-Печерский"на Химкинском водохранилище



предположительно - на фото пароход "Сергей Есенин"


"40 лет ВЛКСМ"

построен - 1958, до 1965 года - МРП, в 1966 году передан в Киев, переименован в "Тарас Шевченко"


"40 лет ВЛКСМ" - скорей всего идет из под моста на МКАДе к СРВ


"Александр Пирогов"

Александр Пирогов
построен - 1955 год, переименован в последствии в "Севастополь"
пароходство - МРП




"Севастополь"


"Александр Малышкин" уходит с СРВ

Александр Георгиевич Малышкин (1892-1938) - русский советский писатель, классик социалистического реализма
построен - 1955, пароходства - МРП, Управление речного флота при совмине УССР, переименован - А. С. Пушкин


"Алексей Толстой", предположительно на Оке

построен - 1952
до 1965 года - Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
с 1965 года - Днепровское пароходство


"Антон Макаренко" - вполне возможно снят в районе Дмитрова на канале им. Москвы

Антон Макаренко
построен - 1955, МРП




"Антон Макаренко" у горьковской пристани - реччного вокзала в его нынешнем виде нет. Да и вода сейчас выше.


"А. П. Чехов"

А. П. Чехов
построен - 1957, МРП, передан на Днепр


"Владимир Арсеньев"

Владимир Арсеньев
построен - 1955, БРП, Уфа




"Владимир Арсеньев" уходит в рейс от СРВ, г. Москва


"Владимир Арсеньев" на Волге - судя по всему у горьковского речного вокзала, на заднем плане - теплоход проекта 301 - судя по названию - предположительно "Владимир Ильич" (в настоящее время "Санкт-Петербург")


"А. Афиногенов"

А. Афиногенов




"А. Афиногенов" подходит к пристани


"Павел Бажов", Камское речное пароходство

построен - 1954
1954-1956 - Куйбышевский Пассажирский Речной Порт, Куйбышев (ныне Самара)
1957-1959 - Казанский Пассажирский Речной Порт, Казань
с 1960 года - порт Горький, ВОРП


"Борис Горбатов"

Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) - русский советский писатель, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1952). Член ВКП(б) с 1930 года.
построен - 1954, порт Сталинград/Волгоград


"Матрос Вакуленчук"

Построен в 1956 году, в 1995 г. затонул в районе Ваду луй Воде; разобран на металл. До списания работал в Московском Речном Пароходстве.
Пароход назван в честь Григория Никитича Вакуленчука, матроса эскадренного броненосца "Князь Потемкин Таврический", одного из руководителей восстания 1905 года


"Матрос Вакуленчук" на Оке, стоянка у необорудованного берега


"Матрос Вакуленчук" на ходу


"Виктор Гусев"

Построен - 1955, МРП, Москва
Использовался в качестве корпуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов);
в 1979 г. сгорел; постепенно разобран.




"Виктор Гусев" идет полным ходом


"Владимир Ставский"

Построен - 1956, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
Затоплен на Цимлянском водохранилище в 1976 г.


"Всеволод Вишневский"

Бревна-кранцы, расположенные по бортам - насущная необходимость при работе на Москве и Оке - причем для колесного парохода они были даже важнее, чем для сменивших их теплоходов проекта 305 (о поездке по "Московской Кругосветке" на т/х "Григорий Пирогов" читаем ). Проблема заключалась в шлюзах - стенки низкие, потому при входе в шлюз, особенно с заполненной камерой, можно было запросто снести колеса и продавить борт.
Построен - 1953
1953 - ???? - КРП, Молотов/Пермь
с 1964г. - Днепровское пароходство, Киев
Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС


"Вячеслав Шишков"

Вячесла́в Я́ковлевич Шишко́в (1873-1945), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 - посмертно).
построен - 1953, с 1953 г. - КРП, Молотов/Пермь
с 1964 г. - Днепровское пароходство, Киев


"Аркадий Гайдар" на фоне новостроек


"Ярослав Галан"

Построен - 1956, БРП, Уфа
После списания использовался в качестве турбазы в районе Уфы


"Генерал Кирсанов"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Демьян Бедный"

Построен - 1954
1954 - Московско-Окское пароходство, Москва
1955-1959 - МРП, Москва
с 1960 г. - БРП, Уфа
После списания стоял в качестве корпуса санатория в Усть-Качке




"Демьян Бедный"


"Джамбул"

первоначально - БРП, Уфа, потом передан Кубанскому пароходству
После списания продан на р. Кубань, где работал еще минимум 7-8 лет


"Н. А. Добролюбов". Свой век пароход закончил в качестве стоечного судна - стоял в Москве в качестве ресторана

Построен - 1957, МРП, Москва
Стоял как ресторан "Бургас" в Москве на обводном канале Москвы-реки; сгорел
можно с уверенностью утвенрждать, что судно было еще цело в 1978-1979 году - во время съемок кинофильма "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979 год, реж. Станислав Говорухин)



фото парохода "Н. А. Добролюбов" в роли плавресторана, фото датировано 1988 годом


"Достоевский"

Построен - 1956, ВОРП, Горький. Этот пароход на ходу можем видеть в к/ф "Жестокий романс" - он "играет роль" парохода "Святая Ольга". После списания из Московского речного пароходства стоял в качестве плавтурбазы в Белом Городке, уже в двухтысячных на пароходе произошел пожар - выгорела средняя палуба. В каком состоянии судно сейчас - сказать не могу.
Надо сказать, что соревнование в фильме было не самое справделивое - мощность машины 737-ого - 450 л.с., "Спартака" (он снимался в роли "Ласточки") - 1320 л.с. Кадры из фильма:




"Евгений Петров"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Жуковский"

Построен - 1957, БРП, Уфа
списан в 1985 году




"Жуковский" у причала СРВ, г. Москва


"И. С. Никитин"

Построен - 1957, КРП, Молотов/Пермь

Мамин-Сибиряк, Построен - 1957, БРП, Уфа
в последствии - Петрозаводск, Иван Кадомцев




"Иван Кадомцев" отходит от пристани, у пристани виден нос парохода "Уфа".


"Петрозаводск"


"Петрозаводск"


"Казань"

Казань, 1958, БРП, Уфа
сгорел в 1995 году




"Казань" у причала СРВ, г. Москва


"Киев"

Александр Корнейчук, 1956, МРП, Москва
переименован в "Киев"




"Киев" на Канале им. Москвы, вышел из под старого моста на Ленинградском шоссе. Как мне кажется - идет на Волгу


"К. М. Станюкович" подходит к пермскому причалу.

После службы на Волге судно передали в Архангельск, где оно работало на Северной Двине, совершая рейсы по транспортной линии Архангельс - Котлас. Потом пароход был списан. В начале двухтысячных годов пароход был вукуплен новым владельцем и переведен обратно на Волгу. Сейчас находится на восстановлении в Городце.
Построен - 1956
до 1983 г. - МРП, Москва




"К. М. Станюкович" уходит в рейс от СРВ, г. Москва
Репортаж М. Пашковского с парохода, февраль 2011 года


"Лебедев-Кумач"

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия - Лебедев) (1898-1949), русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1939 года. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», «Священная война», «Веселый ветер» (из к/ф «Дети капитана Гранта») и других.
построен - 1953
1953 - 1956 - пассажирский порт г. Куйбышева
1957 - 1959 - пассажирский порт г. Казань
с 1960 - ВОРП, г. Горький

Сидор Ковпак, 1956, МРП, Москва
переименования - Ленинград, Минск




"Ленинград"


"Минск"


"Минск"


"Лесков"

Никола́й Семёнович Леско́в (4 (16) февраля 1831, село Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург) - русский писатель.
Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.
Построен - 1957, ВОРП, Горький


"Маяковский"

Построен - 1952, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Мельников-Печерский"


"Мельников-Печерский"


"Петр Павленко"

1953-1962 - КРП, Молотов/Пермь
с 1963 г. - Днепровское пароходство


"Пермь"

Построен - 1958, КРП, Пермь


"Петр Комаров"

Построен - 1956, БРП, Уфа


"А. Ф. Писемский"

Построен - 1957, БРП, Уфа




в "догонялки играют" пароход "А. Ф. Писемский" и дизельэлектроход пр. 785 - его нос выглядывает из-за парохода. Паровая техника тут впереди.


"А. Ф. Писемский"


"Александр Полежаев"

После списания использовался как турбаза Куйбышевской железной дороги, его ставили недалеко от пристани "Нижний Пляж", напротив Куйбышева/Самары. После акционирования ОАО РЖД списало старый пароход с баланса, он стоял в затоне "Старая Бухта" в Самаре, будучи фактически собственностью речного порта. Потом судно было выкуплено и водворено на слип завода "Нефтефлот". В настоящее время судно находится там же.
построен - 1955, 1955 - 1961 - порт Сталинград/Волгоград
с 1962 года - пассажирский порт г. Куйбышева
после списания передан Куйбышевской Железной Дороге МПС СССР, после перехода дороги под юриздикцию ОАО РЖД выведен из инвентаря, в 2008 году поднят на слип судоремонтного завода ЗАО "Нефтефлот", в настоящее время данных о судьбе парохода у меня нет. Точно известно, что в 2009 году он находился на слипе завода.


"М. М. Пришвин"

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - 16 января 1954, Москва) - русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вёл на протяжении всей жизни.
Построен - 1957, БРП, Уфа


"М. М. Пришвин" уходит в рейс, СРВ, г. Москва"Сергеев-Ценский"


"Хирург Вишневский"

построен - 1955, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Янка Купала"

построен - 1954, пассажирский порт Куйбышев
после списания использовался как турбаза Волжского автозавода, местонахождение судна не известно

В начале февраля мне с женой и с группой товарищей по форуму АРП довелось посетить пароход 737-го пр. "К.М. Станюкович", восстанавливаемый группой энтузиастов, возглавляемой Дмитрием Петровым. Это мое второе посещение этого судна, первое состоялось в конце августа 2007 года, в рамках проводимой Форумом ИнфоФлота 5-й ежегодной Конференции любителей речного флота. За время, прошедшее между этими событиями, произошло немало. О самих работах, проводимых на судне, написано немало, поэтому повторяться не буду, скажу только, что пароход все явственнее приобретает вид ходового судна... Вот несколько фотографий, сделанных во время моего пребывания на нем этой зимой.

Вот он, стоит за старым Чебоксарским дебаркадером

Надстройка снаружи почти готова, остается только покрасить

Заходим внутрь. И что мы видим? Центральный пролет очень похож на пролет теплоходов пр. 305 (в просторечии, "пузырь") - сказывается скорее всего единство места постройки - Будапештский завод "Обуда". Существенное отличие в том, что трапы на среднюю палубу существенно шире и установлены не так круто, как на "пузырях".

Основное предназначение судна - банкеты, именно поэтому большую часть его палуб занимают просторные салоны. Этот - в носу главной палубы, на месте многоместных кают 3 класса

Поднимаемся на среднюю палубу. Носовой салон на месте кают и салона первого класса

Коридор средней палубы пока еще не отделан. Видны электротрассы и трубопроводы системы кондиционирования

Кормовой салон средней палубы. Там, где навален металлопрофиль для монтажа переборок, будет открытая винтовая лестница на главную палубу, в большой ресторан.

Электрощиток освещения и бытовых потребителей.

Поднимаемся наверх. Рулевая рубка и родной привод управления рулевой машиной.

Одна из 4-местных кают команды.

Теперь идем в машинное отделение. Первое, что мы видим - паропроводы и цилиндры главной машины

Коленчатый и распределительный валы

Спускаемся ниже. Прямо перед нами цилиндр низкого давления, цилиндр высокого давления расположен за ним.

Главный конденсатор отработанного пара

Рама паровой машины. Вверху - распредвал.

Станция центральной смазки

Приводные насосы главной машины - конденсатный и резервно-питательный.

Цилиндры и паропроводы

Питательные электронасосы

160-кВт дизель-генератор правого борта. С левого борта установлен второй.

Пожарный насос НЦВ 63/80

Топливный сепаратор

Главный котел на пароходе новый, построен в Чехословакии

Его технические характеристики

Его горелка

На верхней площадке котельного отделения

Посмотрим вверх...

Гребное колесо намертво вмерзло в лед. Но скоро придет весна, лед растает, на машину дадут пар и тогда...

Плица (лопасть) и тяга эксцентрика

Гребной вал и эксцентрик

Площадка машинного отделения. Паровая рулевая машина.

Шлюпки с парохода пока сложены в пролете дебаркадера, но скоро они займут свое штатное место...

Спасибо тебе, товарищ "Станюкович" за гостеприимство, а Вам, Дмитрий Петров - за интересную экскурсию. Надеюсь, что это была не последняя наша встреча!

НАЗНАЧЕНИЕ
Котельное оборудование предназначено для генерации и подачи перегретого пара на силовую паровую машину колесного парохода. Для реализации данного проекта был специально разработан заводом ТН s.r.о. паровой котел в речном исполнении.

ПОТРЕБИТЕЛИ ПАРА
При движении судна вырабатываемый котлом пар подается к следующим потребителям (при движении судна):
-Главная паровая машнина (перегретый пар 15 бар, 300 - 320 *С)
-Рулевая машина (насыщенный пар 12 бар)
-Эжекторная установка вспомогательного кондесатора (насыщенный пар 12 бар
-Термический деаэратор (насыщенный пар 12 бар)

СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ
Для генерации перегретого пара была разработана технологическая схема паровой котельной с учетом особенностей размещения оборудования в котельном отделении речного судна. Тепловая схема включает в себя следующее оборудование:

После установки и монтажа на судне, котел совместно с обслуживающими системами и оборудованием испытан в действии в объеме программы приемо-сдаточных испытаний, согласованной в составе проекта.

ПАРОВОЙ КОТЕЛ С ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЕМ THS 32P/16-L

Паровой котел с пароперегревателем; генерирует перегретый пар для паровой машины и насыщенный пар для подачи пара на собственные нужды. Максимальное допустимое давление 16,8 бар, Испытательное давление 25,5 бар.

Паровой котел речного исполнения изготовлен и испытан под техническим наблюдением Российского Речного Регистра. Особенностью парового котла является специально разработанная конструкция для установки в котельном отделении судна и возможностью работы котла при крене (боковой наклон судна) и дифференте (угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна).

ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ
Пароперегреватель располагается в передней поворотной камере котла и состоит из ребристых труб, которые могут работать при растопке без расхода пара через трубы пароперегревателя.

ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО
Котел укомплектован жидкотопливной горелкой фирмы Weishaupt RL 10 исполнения ZMD для сжигания дизельного топлива, работающей в модулируемом режиме в зависимости от запроса на выработку пара, при этом не происходит внезапного значительного изменения расхода топлива. Горелка изготовлена в морском исполнении и пригодна для использования на морских и речных суднах. Отличительной особенностью данной горелки является трехпроводная электрическая схема, два автомата горения и датчик пламени в морском исполнении.

ОПИСАНИЕ СХЕМЫ
Отработанный пар после главной паровой машины через маслоотделитель поступает в конденсатор пара. Образовавшийся конденсат подается в теплый ящик поршневым конденсатным насосом, имеющий механический привод от коленвала главной паровой машины. Производительность насоса меняется в зависимости от числа оборотов коленвала т.е. от потребления машиной пара.

Отработанный пар от рулевой машины после конденсации в захолаживателе пара также поступает в теплый ящик.
Вспомогательный конденсатор необходим для удаления воздуха из главного конденсатора. Выделившийся воздух удаляется за борт, а конденсат направляется в теплый ящик.
Из теплого ящика конденсат подается в термический деаэратор конденсатным насосом регулируемой частоты, (типа CRE фирмы Grundfos). Этот насос поддерживает приблизительно постоянный уровень в деаэраторе и управляется датчиком уровня, установленный на деаэраторе.
Для защиты деаэратора от переполнения предусмотрена установка байпасной линии, разгружающей напорный трубопровод насоса, подающий конденсат в деаэратор. При достижении предельно-допустимого уровня в деаэраторе, закрывается клапан с электроприводом и конденсат по байпасной линии направляется обратно в теплый ящик. При падении уровня в деаэраторе клапан с электроприводом открывается и пополнение деаэратора возобновляется.
В процессе работы неизбежны потери пара и питательной воды из системы через неплотности сальников и в результате продувок котлоагрегата. Пополнение осуществляется из цистерны запасы питательной воды котла. Вода соответствующего качества из нее самотеком поступает в теплый ящик через клапан с электроприводом, срабатывающий от датчика уровня, установленный в теплом ящике.
Цистерна запаса питательной воды котла наполняется в автоматическом режиме от системы водоподготовки,принимающей забортную (речную) воду из системы бытовой забортной воды, находящейся под постоянным давлением 0,3 - 0,4 МПа. В состав системы водоподготовки входит установка обратного осмоса.

В Городце производятся работы по приданию второй жизни среднемагистральному грузопассажирскому пароходу времен СССР проекта 737 "К.М. Станюкович". Проектом модернизации предусмотрено размещение на судне двух залов ресторана, двух банкетных залов, музыкального бара и небольшого количества кают для отдыха.
На пароходе сохраняется родная паровая машина и для обозрения ее работы устанавливаются смотровые иллюминаторы в машинном помещении. Для работы паровой машины был вновь изготовлен современный паровой котел чешской фирмы ТН s.r.o. Кроме того в машинном помещении установлены дизель-генераторы, насосы и т.д.

Когда-то Россия славилась многочисленными колесными пароходами, их были буквально сотни, но катастрофу 90-х пережил только базирующийся в Северодвинске "Н.В. Гоголь" и два судна в Якутии - "Красноярск" и "Благовещенск".

Почти все остальные "колесники" были уничтожены - распилены на металл, сгорели при пожарах, устроенных поселившимися в них бомжами, или просто сгнили из-за отсутствия ухода. Однако в стране еще остались приверженцы романтики колесных судов. В 2005 году они решили отыскать и "оживить" хотя бы еще один такой корабль, пригодный к восстановлению.
Долгие поиски в конце концов привели в Шлиссельбург, где на приколе у берега Невы ржавели остатки парохода "К.М. Станюкович". Выкупив эти остатки и подлатав корпус, судно отбуксировали на Городецкий судоремонтный завод под Нижним Новгородом.


Руины парохода "Достоевский", на котором снимался фильм "Жестокий романс". Первоначальным кандидатом на восстановление был именно он, но буквально за пару недель до запланированной буксировки на судоремонтный завод корабль сгорел.

В 2006 году началось восстановление "Станюковича", которое продолжается до сих пор. В 2007 году заново сделали стены надстроек, палубы и переборки. В 2008-м после 20-летнего перерыва удалось вновь запустить паровую машину, отремонтировать рулевое управление и установить новое гребное колесо взамен утраченного. В 2009 начался монтаж электрооборудования, дизель-генераторов, систем вентиляции, водоснабжения и т.д. Потом приступили к отделке.

Изначально планировалось завершить реконструкцию к 2010 году, но, к сожалению, кризис и его последствия сильно замедлили темпы работ. Сейчас "Станюкович" все еще стоит у причальной стенки Городецкой судоверфи, но его внешний вид кардинально отличается от того, что было шесть лет назад. Надеюсь, что затянувшаяся эпопея воскрешения этого "колесника" все-таки завершится в обозримом будущем.


Таким был "Станюкович" полвека назад. На верхнем снимке он отходит от причала Северного речного вокзала в Москве.
Этот плоскодонный двухпалубный речной пароход был построен на будапештской верфи Obuda Hajogyar в 1956 году по так называемому проекту №737 (тип "Иосиф Сталин"). Всего в СССР поступило из Венгрии 70 таких судов. Еще пять построили в Николаеве.
Длина корабля - 68 м, водоизмещение - 518 тонн, осадка - 1,2 м, экпиаж - 50 человек, пассажировместимость - 360 человек, мощность машины - 450 л.с., максимальная скорость - 19 км/ч.


А так он выглядел в 2006 году перед буксировкой в Городец.


Днище отремонтировано, полностью проржавевшие листы обшивки заменены на новые.


Фото 2010 года. Восстановлены надстройки, левое гребное колесо, капитанский мостик, перо руля, ходовая рубка и дымовая труба.


Воссозданное котельное отделение. По центру - главный паровой котел, работающий на мазуте. Слева - коленчатый дымоход.


Ходовая рубка со штурвалом. Машинный телеграф и другое оборудование еще не установлено. Слева - рычаг аварийного отключения паровой машины.


Начало работ по отделке переднего салона, в котором разместится один из двух корабельных ресторанов.


По завершении работ он будет выглядеть примерно вот так. Приведена фотография ресторана аналогичного венгерского парохода.


Таким "Станюкович" стал сейчас, фото сделано в июне 2013 года .