«Я не люблю иронии твоей…»: анализ стихотворения Н.А. Некрасова. Я не люблю иронии твоей анализ стихотворения

В 1850 году Некрасов написал стихотворение под названием «Я не люблю иронии твоей». Через пять лет его напечатали в журнале Современник, через год писатель включил его в сборник стихотворений. Данное произведение написано, как обращение к Авдотье Панаевой, тогда поэт был безумно влюблен в нее. Роман данных двух личностей начался в 1846 году и продлился около двадцати лет. Однако их любовь так и не закончилась настоящим браком, поэтому если разобрать стих, можно считать произведение «Я не люблю иронии твоей» пророчеством.

Авдотья была женой друга писателя Ивана Панаева, два этих человека бок обок возрождали журнал современник. В 1847 году Панаев со своей женой и Некрасов стали проживать вместе, муж признал их любовь и позволил жить с ней гражданским браком. Хоть эта связь их смущала, однако они были настолько близки друг к другу, что мирились с такой жизнью. Отношения были у людей не так и благополучны, у них случались ссоры, когда на определенное время парочка даже охладевала друг к другу.

Стих «Я не люблю иронии твоей»

Данное произведение написано в интимной лирике, оно входит в панаевский цикл жизни Некрасова. Здесь рассказано про любовные отношения и описывается подробно причины изменений и других вариаций в общении между героями. Стих рассказывает про развитие любовных отношений, а также всякие неурядицы в них угасание и полное охлаждение чувств между героями.

Основная идея данного произведения заключается в любви, то что это настоящая жизнь. Такое теплое чувство нужно беречь и заботиться о нем, ведь если проявить некую слабость можно потерять любовь и чувства просто-напросто угаснут. Само стихотворение повествует обращение автора к своей возлюбленной. Поводом для повествования данной истории стала насмешка любимой и ее ирония по отношению к автору.

Если разбирать стих, то следует отметить в первой строфе признание лирическим героем что все-таки его чувства угасают, что когда-то безумная и яркая любовь превращается с теплой в холодную. Ирония здесь предусматривается для тех людей, которые не любили никогда или уже прошла у них любовь.

Во второй строфе описывается теперешнее состояние отношений у пары. Теперь женщина немного стесняется и при этом очень нежно проявляет желание продлить свидание, а в сердце самого героя прослеживается ревность, тревога и мечты. Далее следует предложение о том, что конечной развязкой все же будет угасание любви. В последней же строфе герой уже не питает иллюзий. Он знает, что надеяться на продолжение отношений бессмысленно. Поэтому завершение всей этой любовной истории будут служить скандалы и конфликты и что в данной ситуации уже сердце охладело друг к другу.

Тропы, образы

В стихе наблюдается противостояние холодного и горячего, кипения и обледенения. Любовь здесь описана многими метафорами: «горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой». Также в стихах много метафор равнодушия, например, «тоска сердца». Чувства, которым предшествует охлаждение автор сравнивает с рекой, которая начинает бурлить осенью сильнее, хотя уже и холодно.

Таким образом здесь следует отметить неравнозначность чувств, они отличаются и холодом, и теплотой. Река будет бурлить некоторое время. Но в итоге все равно замерзнет. Также в произведении присутствует незаконченная мысль, об этом может судить многоточие, которое оставлено в конце стиха. Автор ради внимания своей возлюбленной сравнивает их чувства с бурлящей рекой.

Также в стихотворении ярко выражены эпитеты, которые имеют не малое значение. Они выступают в негативных красках: «ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод». Также им противостоят другие эпитеты уже в положительной окраске: «горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно». В строках действия лиричных героев автор подразумевает как любовь, однако она сопровождена таким состоянием, при которых чувств они лишены.

Размер, рифмовка

Эти два обозначения представлены в стихотворении в весьма необычном свете. Размер выполнен в пятистопном ямбе, однако здесь много пиррихиев, так что ритм сбивается, можно это сравнить с человеком, который говорит, но очень волнуется, поэтому не может выровнять дыхание. Этот эффект очень отчетливо наблюдается в последней строчке первой строфы.

В стихотворении каждая строфа состоит из пяти строчек, рифмовка же отличается. Так в первой строфе она в образе кольца. Во второй части перекрестная, а третья чередуется между последней и смежной. Такую беспорядочность можно сопоставить с внутренним состоянием лирического героя. В общем можно сказать, что рифмовка здесь отличается в значительной степени, даже если сравнить мужскую и женскую.

Основные моменты

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» образует единый лирический дневник, где отображены оттенки чувств самого героя. Само произведение относится к любовной лирике и отражает определенный момент жизнь влюбленного человека. Здесь все его переживания, тревога, поэтому здесь нет определенного события и истории, а лишь описание чувств. Стихотворение начинается без увертюры:

Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей!

После этого читателю представлена динамика всех тревог и переживаний, которые приводят к разладу в жизни влюбленного героя, развязка подкрадывается по тихонько, однако она будет неизбежной:

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной.

Во второй строфе эмоциональности в значительной степени способствует анафора. Так значительную эмоциональную нагрузку в текст вкладывает повторение в тексте двух строк. Также параллелизм словом «пока» увеличивается и каждое предложение усиливает выразительность. В кульминационной строфе лирический герой обозначает свое отношение с возлюбленной как бурление и кипение, которое приводит к полному угасанию:

Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Данное стихотворение очень точно передает весь процесс душевной жизни героя, где прослеживаются нотки исповеди. Читатели знают Некрасова как народного страдальца, который следует за народом и пытается показать общественности всю трагичность ситуации. Однако в этом стихотворении автор представлен совершенно в другом свете, поэтому многие критики сравнили Некрасова с Пушкиным.

Детали анализа


Как и многие писатели Некрасов не стал исключением и написал свой стих о любви, который у него получился довольно неплох. Автор посвятил данный стих своей любви, здесь Некрасов описал все свои чувства и переживания. В основе лежит тот момент, когда горячие чувства безумной любви в определенный момент охладевают и вовсе исчезают. По всему видно, что данный фактор существенно повлиял на героя и принес ему много мук. Здесь он с большой нежностью вспоминает былые дни, когда они горячо любили друг друга, однако присутствует и много противоречий.

В данном стихотворении кажется, что герой с последней надеждой призывает свою любимую его услышать. Автор понимает, что уже возникают совершенно другие чувства и описывает последствия, которые могут наступить. Здесь герой бунтует против слова ирония, которая возникла между двумя любящими сердцами. Такое чувство по мнению автора может возникнуть только в самом конце отношений. Именно свою позицию и мысли высказывает автор от имени героя, тот в свою очередь описывает большую роль понимания и искренности между самой героиней и им.

Так персонаж сравнивает свои чувства с огнем, который пылает и готов сжечь все вокруг. Однако любящая дама уже не чувствует это и у нее остался только остаток от этой искренности. Также герой понимает, что во всем этом есть и его вина, именно за него любовь охладела и перестала быть такой горячей. Далее наступает кульминационный момент в последней строфе где описано что от любви осталось только потухающее кипение, а в самом сердце холод с тоской. Стихотворение с использованием пятистопного ямба использует женские и мужские окончания. Данное произведение весьма характерно именно для Некрасова, оно помогает узнать его совершенно с другой стороны.

Я не люблю иронии твоей анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . Произведение "Я не люблю иронии твоей" (1850 г.) Н. посвятил своей гражданской жене - А. Панаевой. Вероятно, по причине глубокой интимности стихотворение было опубликовано лишь в 1855 г. (журнал "Современник").

2. Жанр стихотворения - любовная лирика.

3. Основная тема произведения - неизбежное угасание любовного чувства. Некрасов жил вместе с возлюбленной и ее законным мужем - Иваном Панаевым. Этот странный "любовный треугольник" бесконечно удивлял и шокировал петербургское общество. Над поэтом открыто смеялись. Некрасов тяжело переживал свое неопределенное положение. Он понимал, что в таком виде отношения с Панаевой не могут быть прочными.

У поэта часто случались припадки бешеной ревности, приводившие к ссорам и скандалам. Панаева с иронией относилась к мучениям Некрасова, о чем заявлено в самом названии стихотворения. Поэт с мольбой призывает возлюбленную не забывать о былой страсти ("так горячо любившим"). Для него память о счастливом прошлом остается залогом продолжения отношений.

Некрасов чувствует, что еще не все потеряно. Любимая ведет себя "застенчиво и нежно", словно на самом первом свидании. Душу самого поэта переполняют "ревнивые тревоги и мечты". В то же время автор понимает, что очень скоро странной паре все равно придется расстаться. Его единственная просьба к возлюбленной - отсрочить "развязку неизбежную" на максимально долгий срок.

Угасающую любовь лирический герой сравнивает с "последней жаждой". За бурным проявлением чувственной страсти скрываются "тайный холод и тоска" в сердцах. Поэт использует еще более яркий образ - осенней бурной реки с ледяной водой.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - пятистопный ямб со сбитым ритмом. Рифмовка смешанная: кольцевая, перекрестная и смежная.

6. Выразительные средства . Страдания лирического героя подчеркиваются негативными эпитетами: "ревнивые", "неизбежной", "последней". Им противопоставлены эпитеты в виде наречий: "горячо", "застенчиво и нежно". Все произведение в целом построено на противопоставлении: "отжившим и нежившим" - "любившим", "мечты" - "развязка", "бурливее река" - "холодней... волны".

Значительное эмоциональное напряжение содержится в метафорах ("кипят... тревоги и мечты", "последней жаждой") и сравнении любви с бурной рекой. Первые две строфы представляют собой непосредственное обращение лирического героя к любимой женщине ("оставь ее", "желаешь ты").

Глубоко личный характер этого обращения усилен восклицаниями. В последней строфе автор смиряется с будущей "неизбежной развязкой". Мольбы сменяются печальным подведением итогов. Многоточия напоминают вынужденные паузы между рыданиями лирического героя.

7. Главная мысль стихотворения - любовь, к сожалению, не вечна. Даже самая сильная страсть с годами охладеет. Предчувствуя расставание, влюбленные должны пользоваться каждой минутой догорающего постепенно чувства.

«Я не люблю иронии твоей…» Николай Некрасов

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью.

Этот роман длился без малого 20 лет, принеся много страданий не только влюбленным, но и супругу Панаевой. Он вынужден был стать не только участником любовного треугольника, но и жил под одной крышей с супругой и ее избранником. Однако после смерти ребенка, который родился у Панаевой от Некрасова в 1849 году, отношения между любовниками стали охладевать.

В 1850 году, понимая, что разрыв неизбежен, Некрасов создает стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», посвященное взаимоотношениям с избранницей. Он отмечает, что когда-то испытывал очень нежные чувства к этой женщине, которая не менее сильно была влюблена в поэта. Однако время способно не только сгладить ненависть, но и уничтожить любовь. Именно это, по мнению Некрасова, и произошло после смерти малыша, словно бы разорвалась некая невидимая нить, связывающая двух людей. Поэт осознает, что любовь еще до конца не угасла, отмечая: «Пока еще застенчиво и нежно свидание продлить желаешь ты». Но все признаки предстоящей разлуки уже проявили себя, и автор понимает, что никто не в силах повернуть время вспять. Он просит у своей избранницы лишь одного: «Не торопи развязки неизбежной!».

О том, что она скоро настанет, сомневаться не приходится, хотя Некрасов отмечает, что оба они все еще «последней жаждой полны». Но ирония возлюбленной, которая так не нравится поэту, лучше всяких слов указывает на то, что этот роман очень скоро завершится расставанием, ведь «в сердце тайный холод и тоска» поселились после смерти сына.

Правда, Николай Некрасов всеми силами пытался спасти этот противоречивый союз, поэтому он распался лишь в начале 60-х годов. Причем, произошло это вопреки ожиданиям поэта, который рассчитывал, что смерть супруга Панаевой заставит ее пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с поэтом. Тем не менее, эта женщина не стала связывать свою дальнейшую жизнь с Некрасовым, решив остаться свободной и больше не вступать в брак, на который поэт так рассчитывал. В итоге пара рассталась, что и предсказал автор, в глубине души надеявшийся на то, что Панаева все же выйдет за него замуж.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.

Кроме социально направленной поэзии, в душе Н. А. Некрасова всегда было место чувствам личного порядка. Он любил и был любим. Это отразилось в группе стихотворений, которые принято называть «панаевским циклом». Примером станет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Анализ будет дан ниже, а пока кратко познакомимся с его лирической героиней.

Авдотья Панаева

Прелестная умная женщина, которую родители торопливо выдали замуж, потому что девушка всей душой стремилась к эмансипации. Она подражала стремилась надеть мужскую одежду и - о, ужас! - подрисовала себе усы! Замуж выдали за журналиста Ивана Панаева, который не отличался верностью и не стеснял свободы супруги.

У них в салоне собиралось блестящее литературное общество, и все до единого были влюблены в красавицу и умницу Авдотью Яковлевну. Но она ответила, далеко не сразу, только на безумные, сумасшедшие чувства Николая Алексеевича, который, не умея плавать, топился на ее глазах в Фонтанке. Так началось большое чувство, которое длилось около двадцати лет. Но на свете кончается все. И когда чувства стали остывать, то Николай Алексеевич написал: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения будет проведен по плану.

История создания

Предположительно оно было написано уже через пять лет после начала близких отношений в 1850 году, а опубликовано в «Современнике» в 1855 году. Что могло послужить охлаждению столь бурных чувств? Ведь сама А. Я. Панаева писала о них стихотворения. Попытаемся поразмышлять над строками Николая Алексеевича «Я не люблю иронии твоей…», анализ которых входит в нашу задачу.

Жанр стихотворения

Это интимная лирика большого гражданского поэта.

Произведение рассказывает о зародившихся чувствах в прошедшем времени, об их состоянии и неизбежной развязке и предполагаемом разрыве в настоящем времени. Видимо, их отношения стали привычными и однообразными и не давали такую обильную пищу для вдохновения, как гражданская поэзия. Потому в отношениях стала появляться со стороны Авдотьи Яковлевны ирония, которая только усугубляла холодность со стороны Некрасова. Так появилось стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», анализ которого мы начинаем. Но поэту надо отдать должное, он прямо и деликатно говорил своей избраннице, что именно в ее поведении ему не нравилось, ничего не скрывая.

Темой стало возникновение любви, ее постепенное умирание и полное охлаждение.

Главная мысль - любовь надо трепетно беречь, поскольку это чувство редкое и дается не каждому.

Композиция

Н.А. Некрасов разделил на три строфы «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения мы, естественно, начнем с первой.

Лирический герой обращается прямо и просто к близкой женщине и просит прекратить в разговорах с ним иронизировать. Видимо, острая на язычок Авдотья Яковлевна не могла сдержаться, когда ей что-то было не по душе, когда она в чем-то усматривала неуважительное или невнимательное к себе отношение. По мнению лирического героя, ирония должна принадлежать только тем, кто пережил свои влечения или никогда не встречался с ними. А в них обоих, так горячо любивших, еще остались язычки пламени любви, и они греют душу. Им рано предаваться иронии: надо бережно хранить то, что они имеют на сегодняшний день.

Во второй строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов (анализ мы сейчас проводим) показывает поведение своей любимой женщины. Она еще стремится продлить их свидания «застенчиво и нежно».

Она, очень женственная, по-прежнему ему предана сердцем и не может жить без этих встреч. А он? Он полон страсти. Лирический герой все еще горяч и пылок, в нем мятежно кипят «ревнивые мечты». Поэтому он просит не иронизировать и не ускорять развязку. Все равно она неизбежно к ним придет, но пусть дольше сохранятся красивые отношения.

Третья строфа совсем печальна. Поэт не скрывает ни от себя, ни от любимой, что их расставанье уже придет скоро. Их страсти кипят все сильней. Они полны последней жаждой любви, но «в сердце тайный холод и тоска». Лирический герой с горечью констатирует этот факт. Но от него никуда не спрячешься. Потому и не стоит иронией уничтожать былую прекрасную и томительную, нежную страсть.

Ирония, которая изначально содержит в себе насмешку, оскорбляет лирического героя, поэтому он и говорит: «Я не люблю иронии твоей…». Анализ стихотворения показывает скрытый контекст высказываний Авдотьи Яковлевны и прямые искренние слова лирического героя. Он призывает свою даму сердца не демонстрировать по поводу и без повода свою негативную позицию, а выражать ему сочувствие и понимание.

Анализ стиха «Я не люблю иронии твоей…»

Стихотворение написано пятистопным ямбом, но пропусков ударений (пиррихиев) очень много. Ими передается читателю волнение поэта. Например, с пиррихия начинается первая строка в первой строфе, им же она и заканчивается, при этом подчеркивается восклицательным знаком.

Каждая строфа состоит из пяти строчек, но рифмы в каждой строфе разные. Поэт использует кольцевую (первая строфа), перекрестную (вторая строфа), смешанную (третья). Внутреннее смятение лирического героя проявляется этим способом в полной мере.

Стихотворение построено на контрастах. В нем противопоставляется холодное и горячее, кипение и оледенение. Метафорически любовь сравнивается с бурлящим потоком реки, «но холодней бушующие волны…».

После этих заключительных строчек стоит многозначительное многоточие. Река бурлит, но все равно замерзнет, и холод скует их обоих, «горячо любивших». Прежним кипящим нежностью и страстью отношениям метафорически противопоставлен «тайный холод и тоска».

Эпитеты имеют негативную окраску: неизбежная развязка, ревнивые тревоги, последняя жажда. Другие, напротив, окрашены положительно: чувства «мятежно» кипят, возлюбленная ждет свидания «застенчиво и нежно».

Эпилог

Некрасов и Панаева расстались. Потом умер ее муж, затем она жила одна, а после этого счастливо вышла замуж и родила ребенка. Однако поэт любил Панаеву и, несмотря на свою женитьбу, посвящал ей свои стихи («Три элегии») и упомянул в завещании.