Германская епархия русской зарубежной церкви. Берлинская и германская епархия. Берлинская и Германская епархия

Фото: Свято-Духовский кафедральный собор

Фото и описание

Свято-Духовский кафедральный собор, расположенный в Херсоне на улице Декабристов, является ярким украшением города. Решение о возведении церкви было принято в 1804 г. Крестообразный храм в стиле классицизма, выполненный по проекту архитектора И. Ярославского, выделялся стройными пропорциями и простотой архитектуры. Из-за нехватки денежных средств его строительство было завершено только к 1836 г. Закончить строительство церкви помог местный житель, пожертвовавший 15 тыс. руб. на ее возведение. Церковь была построена рядом с городским рынком – привозом, от чего и получила еще одно название «привозная церковь». В начале 20 ст. в Свято-Духовском соборе была проведена реставрация и построена новая колокольня.

В 1922 г. храм постигла печальная участь, из него изъяли все ценности, а в 1926 г. его вовсе закрыли и использовали как хранилище муки. Восстановление находившегося в очень плачевном состоянии храма началось только с 1941 г., когда его возвратили верующим. Через некоторое время в связи с закрытием Успенского и Екатерининского соборов приходская церковь получила статус собора.

Ни один храм Херсонской области не имеет, наверное, такое собрание святых икон, представляющих художественную и музейную ценность, как этот кафедральный собор. Особо чтится в храме икона «Скорбящей Божьей Матери». Также немалую художественную ценность представляют такие иконы: трехстворчатая икона «Александра Невского», икона с мощами «Серафима Саровского», икона «Святого Саваара», Касперовская икона «Божьей Матери с младенцем», икона «Николая-Чудотворца», Почаевская икона «Божьей Матери» и другие.

В Херсонском соборе находятся мощи великих чудотворцев и святых отцов: Николая-Чудотворца, мученика Владимира Киевского, Иоанна Златоуста, Димитрия митрополита Киевского.

Сейчас Свято-Духовский кафедральный собор является центром православной жизни Херсона, через который проходят все чудотворные иконы, посещающие этот город.



После присоединения новых земель в Северном Причорноморье и основания новых портов Николаева (1789) и Одессы (1794) выяснилось, что Херсон относительно мелководный и плохо приспособлен для того, чтобы принимать большие морские суда. В 1790-е годы адмиралтейство постепенно перевели в соседний Николаев, а с 1803 г. Херсон взял на себя административные функции территориально значительной губернии. В 1806 приступила к работе новая купеческая верфь, выпускавшая несколько десятков торговых судов в год, и Херсон медленно превратился в большой торговый город с морским и речным портами одновременно.



Строительство Свято-Духовского кафедрального собора в Херсоне


С конца XVIII века Привозная площадь Херсона была центром местной торговли, а в начале 1800-х годов ее решили украсить церковью во имя Сошествия Святого Духа. Строительство храма, который должен был достигать высотой 27 м, началось в 1804 по проекту губернского архитектора Ивана Ярославского, но из-за недостатка средств продолжалось более четверти века. Лишь в начале 1836 архимандрит Екатеринославской епархии Гавриила (Розанов) освятил северный алтарь во имя святых мучеников Херсонесских, а за полгода – южный алтарь во имя архистратига Михаила.



Именно по свидетельству архиепископа, опека при обустройстве церкви, которую проявляли херсонские купцы Галухин, Богданов, Сикачев и Носов, привела к тому, что среди местных жителей за церковью закрепилось определение - купеческая. Традиции купеческой благотворительности сказались в 1907, когда к крестообразной Свято-Духовской церкви на средства купцов Ирликових пристроили трапезную, в результате чего божница стала значительно длиннее. Под новостройкой оборудовали подвальное помещение, где происходили воскресные беседы и чтения, а также проводились песни церковного хора.



ИКОНОСТАС СВЯТО-ДУХОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ХЕРСОНЕ

Свято-Духовская приходская церковь считалась самой богатой и самой красивой в городе, потому что иконостас, киоты, иконы, церковная утварь так ярко сияли позолотой. В советское время, весной 1922, церковные ценности изъяли на помощь голодникам, а в 1926 церковь вообще закрыли. В послевоенное время (с 1947) церковь Сошествия Святого Духа стала кафедральным собором , с тех пор медленно украшается в соответствии со статусом. В частности, построены новые иконостасы для боковых (южного и северного) алтарей, в середине 1950-х годов написаны новые иконы святителей, мучеников и преподобных и размещены на стенах собора, построена новая трехъярусная колокольня (1995) и пр. Сейчас Свято-Духовский кафедральный собор является главным храмом Херсонской епархии Украинской православной церкви.



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СВЯТО-ДУХОВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА В ХЕРСОНЕ

От Привокзальной улицы, 3-а (центральный ж/д вокзал в Херсоне) необходимо пройти 90 метров в направлении остановки (ж/д вокзал). Далее сесть в маршрутное такси № 35 (время ожидания маршрутки на остановки может занять у Вас 8 минут) и отправиться в направлении остановки на улице Горького (примерное время в пути 7 минут). От остановки пройти 610 метров (7 минут) в направлении Свято-Духовского кафедрального Собора (ул. Декабристов, 36) Так же до собора можно добраться и на собственном автомобиле. Рассчитать маршрут Вы можете



Дорогие посетители наш онлайн путеводитель по Украине желает Вам приятного отдыха.

Каменный храм был построен по инициативе херсонских купцов в 1798 и в этом же году был освящен. В 1828 году он получил статус кафедрального, поскольку в связи с переводом адмиралтейства в Николаев, кафедральный Екатерининский собор был зачислен в военное ведомство.

В 1833 году деревянную колокольню перестроили на каменную. Первые реставрационные работы здания собора были проведены в середине XIX в..

При соборе была большая библиотека. В 1853 году при соборе была создана кафедра викарных епископов Херсонской епархии.

После Гражданской войны 1918-1920 в Херсоне была установлена большевистская власть, была создана Комиссия по отделению церкви от государства. В 1922 году был заключен договор с религиозной общиной Свято-Успенского собора общинами о передаче им имущества в арендное пользование.

По описанию 1922 года на колокольне Свято-Успенского собора находилось семь колоколов, общий вес которых составлял 5741 кг, самый большой весил 3892 кг, а самый маленький 16 кг. В 1929 все колокола собора были демонтированы. Антицерковная политика власти продолжалась и в 1931 году помещение собора превратили в спортивный зал.

В августе 1941 во время немецко-фашистской оккупации собор возобновил свою деятельность. После освобождения Херсона летом 1944 была зарегистрирована община Свято-Успенского собора как действующая. Однако уже 26 ноября 1945 здание собора было передано для использования под «Дворец физкультуры».

В период независимой Украины началось восстановление деятельности Свято-Успенского собора. В сентябре 1993 здание вернули общине, устав которой был зарегистрирован еще 15 ноября 1991 года.

Свято-Екатерининский собор был построен на месте бывшей деревянной Михайловской церкви, и освящен 17 мая 1786 года.

Первый камень в основание заложили в августе 1781

Когда Херсон посетила российская императрица Екатерина II, она дала храму второе название - Спасский, в связи с чем на фронтоне главного фасада была выполнена надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает».

Во время русско-турецкой войны 1787-91 годов на территории возле собора был создан мемориал с могилами павших участников войны. В самом соборе, в склепе под полом, у иконостаса, был похоронен основатель Херсона, новороссийский генерал-губернатор князь Потемкин-Таврический.

Первая колокольня собора была деревянной и соответствовала стилю раннего классицизма, как и сам собор. К 1800 году по проекту И. Е. Старова была построена монументальная каменная колокольня, которая два года спустя пострадала во время землетрясения, и ее пришлось разобрать. Рядом с ней в 1806 году была возведена временная деревянная, которая служила до окончания строительства новой каменной колокольни, существует и поныне.

В 1930-х годах храм был закрыт, а интерьер - уничтожен.

В настоящее время Екатерининский собор находится в ведении Украинской православной церкви Херсонской епархии Московского патриархата.

В начале XIX в. в центре привозной площади в Херсоне было принято решение построить Святодуховский храм.

В 1810 г. Губернский архитектор Иван Васильевич Ярославский составил проект. Архитектор отразил черты строгого классицизма, избегая реминисценций барокко.

Собор после реставрации фасада, 2012 год

Выполнен в простых геометрических формах, храм отличался четкой пропорциональности, чистотой плана, объемов, плоскостей и деталей при одновременном их сочетании. Проект датирован 1810 годом, однако строительство церкви, высота которой должна была составить 27 метров, через постоянную нехватку средств продолжалась до 1836 г. В процессе строительства цилиндрический барабан храма был заменен на восьмиугольный - простой в исполнении.

В 1910 г. Святодуховская церковь была расширена за счет пристройки трапезной. Храм не имел собственной колокольни, поэтому использовалась колокольня Преображенской церкви, расположенной неподалеку.

В 1962 году, когда Екатерининский и Успенский соборы были уже закрыті, Святодуховская церковь получила статус собора. В настоящее время это Святодуховская кафедральный собор

ул. Преображенская, 36.

Район Забалки возник в конце XVIII века как один из пригородов Херсона, который раскинулся по глубоким оврагом (балкой), активно начал застраиваться только в начале XIX в. Для нужд верующих на берегу реки Кошевой в военный госпиталь построили небольшую деревянную церковь, которую освятили во имя Святого Николая Чудотворца.

В 1819 году церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церковь обветшала, с 1840 года возник вопрос о строительстве большого каменного храма. Средствами на строительство храма помог благодетель - коллежский асессор Иаков Андреевич Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму.

9 мая 1842 в центре новой рыночной площади был возведен и освящен новый каменный храм во имя Святого Николая Чудотворца. Этого святого особенно почитали освободители Причерноморского края. Существует легенда, что святой образ Николая Чудотворца был подарен старой госпитальной церкви князем Г. А. Потемкиным, это и стало причиной одноименного освящения храма.

Во время Крымской войны в Николаевском храме отпевали севастопольских защитников, умерших в херсонских госпиталях.

К 1904 году церковь расширили двумя боковыми пристройками, одна из которых освящена в честь Касперовской иконы Божьей Матери, а другая во имя Серафима Саровского чудотворца. Строительство возглавил настоятель церкви отец Федор Калинчук, а освятил - преосвященный Дмитрий, епископ Новомиргородский.

К 1917 году при церкви действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось в среднем 30 мальчиков и девочек.

В 1922 году из церкви были изъяты все ценности, в 1929 году сняты колокола «для индустриализации страны». Местные жители делали все возможное, для того чтобы восстановить церковь: собирали пожертвования, восстанавливали иконостас.

С 1932 по 1942 годы храм не работал, на его территории находилось зернохранилище и ремонтные мастерские. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения и Плащаницы Божией Матери, Распятие Господне.

В 2007 году Свято-Николаевская церковь вернула себе статус морского храма. Сейчас это действующий собор, в котором проводятся богослужения.

ул. Мостовая, 31

После основания города Херсон правительство, в своем стремлении ускорить заселение степного края, решил привлечь сюда поселенцев иностранного происхождения. Первую деревянную церковь Святой Софии Премудрости Божией построили греческие священники с разрешения генерала Ганнибала.

В сентябре-декабре 1778 построена глинобитную церковь с деревянным каркасом, а уже в 1780 году частично переделанная в каменную, с двумя престолами: нижний - в честь Рождества Божией Матери, верхний - св. Константина и Елены.

В четырех нишах верхней части барабана колокольни установлены скульптуры апостолов, вырезанные из дерева, они придают храму своеобразный вид.

Все богослужения проводились на греческом языке и не прекращались даже во время Второй мировой войны.

Греческая церковь считается одним из старейших сооружений в Херсоне. Ее архитектурой и внутренним убранством восхищались Григорий Потемкин, Иван Ганнибал, Александр Суворов, Федор Ушаков.

Официально храм называется Свято-Рождества-Богородичный (Греко-Софиевский) храм, но жители города уже третий век называют его просто Греческим.

Церковь расположена в центре города Херсона, для местных жителей известна как Кладбищенская, потому что стоит на территории Херсонского некрополя - Петровского кладбища, самые древние захоронения которого датируют 80-ми годами XVIII века (древнейшей считают могилу иеромонаха Василия 1781 года).

В 1792 году на городском кладбище построена небольшая часовня, в стенах которой отпевали умерших херсонцев, воинов, отдавших жизнь при защите города именитых и малоизвестных, богатых и бедных.

Впоследствии город стал губернским, власти приняли решение о строительстве на кладбище большого каменного храма.

В 1803 году в неделю Всех Святых освятили его престол, этот год считается годом рождения храма.

Церковь строили с 1804 по 1808 год и расширили в 70-е годы XIX века.

В 1922 году все золотые, позолоченные и серебряные предметы изъяли у общины церкви. Все это весило 2 пуда 2 фунта 80 золотников (33,94 кг). В этих цифрах не учтены историческая и культурная ценность реликвий храма и предметов богослужения, которые для верующих является святынями. Городская власть пользовалась этим, допускала выкуп их у государства и прихожане, сбросившись по копейке из своих скудных доходов и сбережений, выкупали реликвии.

В конце декабря 1929 храм онемел. Все колокола были сняты и переплавлены «для нужд индустриализации».

Петровское кладбище, на территории которого находится церковь, является одним из старейших кладбищ Херсона. Здесь хоронили известных людей города, чиновников, участников русско-турецких войн, воинов как белой, так и красной армии, петлюровцев, участников восстания атамана Григорьева 1919 года, воинов Первой и Второй мировых войн.

С обретением Украиной независимости церковь смогла «свободно вздохнуть» и вновь обрести голос. В ней снова звонят колокола, проведены реставрационные работы.

Внутри храма сохранился аутентичный резной деревянный иконостас и образы, которые были выполнены ярославскими иконописцами в XVIII веке. В храме сохранился чудотворный образ списанный с Касперовской Божьей Матери.

Храм построен в 1889 году в неоклассическом стиле. 2 февраля 1889 состоялось торжественное освящение храма.

В 1893 году при храме основана церковно-приходскую школа, где обучали основам знаний детей из малообеспеченных семей.

После Октябрьского переворота, во время первой оккупации Херсона большевиками, приходскую школу закрыли. В 1922 году храм разграблен большевиками. В 1930 году храм закрыт советской властью «по просьбам работников». В 1938 разрушена верхняя часть храма - баня и колокольня. Нижнюю часть храма большевики устроили под хозяйственный склад.

После вытеснения немецких оккупантов подразделениями РККА храм продолжал свою работу. Однако уже в 1962 году храм был назначен к повторному закрытию, и только благодаря устойчивости общества и настоянию прихожан в различных инстанциях, благодаря личной осанке протоиерея Алексея Алексеенко и приходского старосты Алексея Филипповича Замараева, храм выстоял.

31 мая 1898 епископ Новомиргородский пр. Мемнон (Вишневский) освятил закладку гимназической церкви во имя Св. Мученицы царицы Александры. Храм построен по проекту губернского инженера Казимира Квинто в эклектичном стиле. Храм получил народное название Гимназическая церковь Св. Александры. Она возводилась на частные пожертвования.

В 1921 году в храме уже бывшей 2-й женской гимназии был основан приход Украинской автокефальной православной церкви. Впрочем, в конце 20-х годов сведения о церкви исчезают.

Помещение было передано Херсонскому пединституту. В последние годы при СРСР тут были мастерские общетехнического факультета.

Наконец 20 апреля 1992, уже в независимой Украине состоялась торжественная церемония передачи помещения общине Украинской автокефальной православной церкви.

С 1997 года община зарегистрирована как приход Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Строительство римско-католического костела в Херсоне берет свое начало в середине XVIII века. Согласно справке государственного архива Херсонской области «костел был построен иезуитами Елизумом Шац в честь Спасителя 1792 костел назван мазаночним ». В начале XIX века, году этак в 1820-м, построено каменное здание.

После 1917 года храм некоторое время был закрыт для богослужения.

28 апреля 1918 по старому стилю состоялось первое в Херсоне церковное Богослужение на украинском языке.

В мае 1922 года ликвидационная комиссия по вопросу отделения церкви от государства при Херсонском бюро юстиции удовлетворил ходатайство прихожан о временном пользовании храмовым сооружением со всем культовым имуществом и инвентарем.

В 1923 году Херсонской советом рабочих и крестьянских депутатов церковь передано религиозной общине в бессрочное и безвозмездное пользование и владение.

В 1931 году костел был закрыт. В течение долгих лет там находились мастерские по ремонту киноаппаратуры. В 1958 году в перестроенном здании большевики организовали городской детский кинотеатр им. П. Морозова.

В марте 1994 года римско-католической общине возвращены помещения храма.

Православные приходы и храмы на территории Германии в основном возникали при русских дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). Появлению новых приходов способствовали тесные родственные связи между правящими династиями и аристократией.

После 1917 года русское православное население Германии стало резко увеличиваться за счёт покинувших Россию эмигрантов.

Напряжённость, а впоследствии разрыв в отношениях между главой РПЦЗ Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 года в Париже митрополитом Евлогием вызвали разделение православных общин в Германии. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах в июне 1926 года Германия была выделена в самостоятельную епархию во главе с Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все приходы в Германии.

После прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера государство стало оказывать давление на приходы митрополита Евлогия, который 10 июня 1931 года был уволен Сергием (Страгородским) и затем перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата , и настаивало на их подчинении епископу Берлинскому Тихону (Лященко).

После окончания войны и подписания Германией акта о капитуляции начался процесс перехода приходов РПЦЗ в юрисдикцию РПЦ.

С октября 1946 года православные приходы Московского Патриархата в Германии были включены в состав образованного Среднеевропейского Экзархата РПЦ , главой которого стал архиепископ Венский Сергий (Королёв) .

11 ноября 1954 года определением Священного Синода «Благочиние русских православных храмов в Германии» включалось в состав Западноевропейского Экзархата .

15 августа 1957 года Берлинская епархия была восстановлена. С 1960 года - епархиальный центр Среднеевропейского экзархата .

В 1952-1954 годах епархия издавала журнал «Голос Православия» на русском языке. Издание было возрождено в мае 1961 года уже на немецком языке под названием «Stimme der Orthodoxie » уже как орган Среднеевропейского Экзархата Русской православной церкви с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь - с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». В журнале публиковались статьи на немецком языке, заметки, рецензии, посвящённые межконфессиональному диалогу, а также труды зарубежных богословов о православной церкви.

24 февраля 1971 года решением Священного Синода РПЦ из состава Берлинской епархии выделены Баденская и Баварская епархия на территории федеральных земель Баварии и Баден-Вюртемберга и Дюссельдорфская епархия в пределах земель Бремен , Гамбург , Гессен , Нижняя Саксония , Рейнланд-Пфальц , Саар , Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн . В составе Берлинской епархии осталось 7 приходов в Берлине , Веймаре , Дрездене , Лейпциге и Потсдаме .

Решением Архиерейского Собора от - 31 января 1990 года , в числе прочих зарубежных Экзархатов РПЦ, Среднеевропейский Экзархат был упразднён, а входившие в него епархии подчинены Патриарху и Синоду, то есть непосредственно Отделу внешних церковных сношений .

После упразднения Среднеевропейского Экзархата епархия стала именоваться Берлинская и Лейпцигская.

23 декабря 1992 года Синод РПЦ принял решение об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Берлинскую и Германскую епархию.

21 марта 1996 года Берлинской епархии отошло Венгерское благочиние Московского Патриархата, которое до этого подчинялось непосредственно ОВЦС .

С начала 1990-х годов до середины 2000-х в Германию прибыло более 300 тысяч человек из России и стран бывшего Советского Союза , многие из которых являются православными. С 1992 по 2007 годы количество приходов увеличилось с двенадцати до шестидесяти одного. В 2008 году был открыт мужской