Стефановский собор. Соборы сыктывкара. Церковь Христа Спасителя

Послание к Колоссянам Сергей Коблов

Введение

Приезжая в другой город в любой стране я обращаю внимание на то, как ходят люди, как они говорят, во что одеваются. К примеру, в метро Москвы приходится быстро ходить по переходам, иначе люди начнут ворчать и толкаться, распознавая во мне «приезжего», чего мне не хотелось бы. Я стараюсь соответствовать имиджу «местного», избегая неприятных моментов унижения, осуждения, насмешек и ярлыка «провинциал».

Эта провинциальность вызывает чувство собственной неполноценности, незавершенности, неадекватности. И поскольку мы созданы для отношений с людьми и хотим жить среди людей, мы стремимся адаптироваться к человеческой общности, а, следовательно, мы меняем свой облик и поведение, чтобы не выделяться из общей массы.

В религиозной сфере также присутствует эффект «провинциальности». Представьте себе появление нового учения или течения в городе, где уже давно существовало два, три или даже пять «нормальных» направлений. Естественно, «новичок» подвергается критике несоответствия местным стандартам: «Здесь так не делается», «Какое-то у вас учение незаконченное, чего-то вам не хватает».

Что же делать верующим новой общины? Вносить изменения в свое учение и практику, и таким образом «не отделяться от коллектива»? Или оставаться «белой вороной»? Вне зависимости от ответа придется решать, что делать со своей «провинциальностью» и пережить последствия своего выбора.

Как же избавиться от комплекса «провинциальности»? Как жить посреди многообразия учений, оставаясь тем, кем нас создал Бог? Послание Колоссянам дает один ответ на эти вопросы: всё дело в полноте Христа.

Историческая обстановка

Колоссы располагались в 160 километрах к востоку от Ефеса и вместе с Лаодикией и Иераполем составляли триаду городов Ликийской долины.

Нельзя сказать, что у провинциального города не было истории. Упоминания о Колоссах встречаются у Геродот а в 5 веке до РХ. Ксенофонт застал его сто лет спустя еще в цветущем состоянии. Город также известен тем, что во время Персидских войн в 396 до РХ здесь был убит Тиссаферн. В эллинистический период, город продолжал иметь торговое значение. В 1 в. н.э. по неизвестным причинам площадь и значение города значительно сократились. Возможно это было связано с появлением нового маршрута с северо-запада на юго-восток, соединяющий Пергам с Лаодикией и далее с Атталией, обходившем город Колоссы, что и привело к снижению его значимости.

Каждый город старается добиться славы. Трудно поспорить со статусом столицы империи – Римом. Поэтому нужно было искать другой путь: города Ликийской долины славились экспортом шерсти и торговлей.

Во время своих миссионерских путешествий Павел не проходил через Колоссы, но через его служение в Ефесе (53-55 гг.) уверовал Епафрас, который в дальнейшем вероятнее всего и стал первым служителем в долине и в Колоссах в частности.

Появление общины привлекло внимание представителей других учений: философов, иудеев, богобоязненых людей. Нет ничего плохого в том, чтобы исследовать то, что тебе предлагают. Проблема заключалась в том, что все слышавшие Евангелие, посчитали его недостаточно убедительным или неполным. Они воспринимали Благую Весть как один из элементов «полного учения», когда в действительности Евангелие является единственным. Вероятно, «местные» религии были достаточно влиятельными, раз Павел обличал их в Кол. 2:21. Это значит, что и верующие в Иисуса тоже стали считать Благую Весть неполной.

Вспомните моменты в свой жизни, когда мы говорим: «Для полного счастья мне сейчас не хватает...». Эти лжеучителя как бы говорили: «Для совершенства вашей религии, вам нужно почитание стихий, вести аскетический образ жизни» (2:8, 20-23).

Столкнувшись с проникающим в общину лжеучением, Епафрас, вероятно, попробовал решить проблему, но ему не хватало авторитета среди богословов. По какой-то причине он отправляется в Рим, встречается с Павлом, находящимся в узах и излагает проблему общины в Колоссах.

Павел пишет, находясь в тюремном заключении, вероятнее всего в Риме. В тот же период были написаны послания Филиппийцам и Ефесянам. Богословы сходятся во мнении, что Павел как минимум поставил подпись в этом послании. Возможно, он диктовал письмо Тимофею, поскольку он упоминает его во введении.

Литературная цель

Послание стало ответом Павла на рассказ Епафраса о служении благовести в Ликийской долине (1:4, 2:1) и возникшей проблеме лжеучения.

Павел как обычно дает сначала доктринальное учение, а потом примеры того, как это учение должно проявляться в практической, повседневной жизни. Также он отмечает положительные стороны у верующих в Колоссах, и обращает внимание на их слабости: попытку добавить что-нибудь к Евангелию (2:20-23) или даже уйти от Благой Вести (2:8).

Церковь в Колоссах состояла в основном из язычников, поскольку Епафрас был греком и вряд ли привлек бы к себе внимание иудеев. Но само учение, плодом которого было благочестие, вероятно, привлекло внимание еврейской диаспоры.

Поэтому, Павел в своем Послании Колоссянам сосредотачивает все свое внимание на жизни, смерти и воскресении Христа, как на центральном, основном и полном основании христианской веры, не требующем каких-либо дополнений. Правильное понимание полноты Христа приведет к полноте и совершенству всех остальных аспектов жизни.

Богословская тема

Кто-то из моих друзей заметил, что Павел в одной главе Колоссянам изложил столько богословия, сколько не излагал нигде, имея ввиду, что в других посланиях, он расписывал богословие на несколько глав. Несмотря на то, что Павел в этом послании опровергает лжеучения, он выделяет только одну тему, с помощью которой он и отвечает на все аргументы «философов и иудаистов» - полноту Христа. Павел подчеркивал превосходство Христа (1:16-20), Его достаточность (2:9), обращая внимание читателей на совершенство, завершенность личности Христа и Его Благой Вести.

Послание рассматривает полноту Христа, как центр всей жизни любого человека, особенно верующего. Адекватное понимание этой христианской догмы, влияет на наши отношения с Богом, на наше отношение к творению, и, в конце концов, на отношения с верующими и неверующими.

Полнота Христа в отношениях с Богом .

Целью первого пришествия Христа и Его служения было «чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, кровию креста Его, и земное и небесное» (1:19-20). Иисус осуществил наше примирение (1:22) посредством смерти на кресте (2:14-15). Благодаря примирению, мы можем стоять перед Богом «святыми и непорочными и неповинными». Именно в этом заключается Евангелие (1:5, 23), которое проповедует Павел. Услышав эту «тайну» (1:26), каждый уверовавший обучается «всякой премудрости, чтобы предстать совершенным во Христе Иисусе».

Другими словами, Павел показывает, что нет другого пути к благочестию, к богоугодному образу жизни, как только через примирение с Богом посредством полноты Иисуса Христа. Этим утверждением апостол на корню пресекает любые попытки стать праведным своими силами или достичь примирения за счет своих добрых дел. Павел однозначно пишет в 1:21, что мы были врагами Богу и в мыслях, и в поведении. Опровергая лжеучителей, он говорит, что изменение внутреннего человека достигается не посредством совершения добрых дел и соблюдения обрядов (2:16, 21), а только лишь пребыванием полноты Христа в верующем (1:27).

А в отношении предписаний и заповедей Закона, Павел пишет, что это «тень будущего», они указывали на необходимость и реальность пришествия Христа. Эта функция Закона с пришествием Иисуса закончилась.

Закон Моисеев продолжает обучать нас «всякой премудрости», являясь «образами для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6). Рим. 13:9 подытоживает все заповеди: возлюби ближнего своего, как самого себя. Таким образом, Ветхий Завет учит нас любить друг друга. Это то, что заповедал Иисус Христос (Ин. 13:34).

Кроме аскетизма, Павел опровергает все языческие идолопоклонства и пустые философии (2:8). Иисус, а не император, является единственным образом Божьим, все создано Им, для Него и все существует через Него (а не благодаря бесчисленному количеству богов и богинь). Какая бы ересь не была в Колоссах, апостол Павел ясно дает понять: нет смысла добиваться Божьей милости и прощения грехов своими делами, Иисус Христос добыл это для нас (1:13-14).

Таким образом, полноты Христа достаточно для правильных отношений с Богом. Верить в Христа – не привычка провинциалов, а проявление наивысшей мудрости. Принимать Благую Весть – исполнять Божью волю (1:7, 9). Ведь это то, чего хочет каждый благочестивый человек. Только не каждый хочет отказаться от «самовольного смиренномудрия» и принять «благодать Божью в истине».

Полнота Христа в творении

Говоря о творении, здесь имеется ввиду все, что сотворил Бог: земля, растения, животные, светила, люди, ангелы и т.д. Правильно понимая полноту Христа в отношениях с Богом, мы начинаем адекватно понимать и наши отношения с остальным творением, отношения с которым были нарушены из-за грехопадения.

В Рим. 1:23 Павел разъясняет последствия грехопадения: люди вместо того, чтобы поклоняться Богу-Творцу и управлять творением, поменяли все местами. В каждой области Римской империи это проявлялось по-разному.

К примеру, некоторые богословы полагают, что «стихии мира» (2:8) как-то связаны с культом богини Кибеле, переживавшим свое второе рождение во времена служения Павла. Поклонение этой богине включало в себя омовение кровью быка, переживание экстатических состояний. Оно включало в себя оккультные практики и философские элементы, почитание ангелов и планет. В общем, культ носил иудейско-языческий характер.

Ответ Павла – древний христианский гимн (так считают многие толкователи). В нем апостол представляет Христа видимым образом невидимого Бога (1:15), первородным сыном или первенцем (1:15, 18), Творцом всего (1:16), опорой, благодаря которой все стоит (1:17) и целью, ради которой все это было создано (1:16). Иисус вне времени и пространства (1:17). Господь является Главой своего нового Тела – Церкви (1:18).

Павлу необходимо было подчеркнуть уникальность Христа, что Иисус не просто бог, сошедший в облике человека (Деян. 14:11), что Он превыше всех «престолов, господств, начальств, сил», что Христос реально умер на кресте и пролил Свою кровь (1:14, 20) и «восторжествовал над ними Собою» (2:15).

Все это Павел говорит для того, «чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» и не заставлял поклоняться каким-либо третьим посредникам. Нужно верить только в Творца, каковым является Иисус Христос. А все остальные творения подвластны Ему, включая всякую еду и питье (2:16). Как писал Павел в 1 Тим. 4:3-4, были лжеучителя, которые запрещали употреблять в пищу то, что Бог сотворил. Если и были такие ограничения, то они предвосхищали пришествие Христа (2:16-17). Сотворенное Богом нужно принимать с благодарением и чистой совестью. В тоже самое время Павел в Рим. 14 учил, что никто не вправе осуждать другого за употребление или неупотребление в пищу тех или иных продуктов, поскольку мы все – рабы Христа. Павел обращает внимание колоссян на первоначальный замысел Творца (Быт. 1-2), когда вселенная и земля, в частности, представляла собой пространство для жизни людей, флора и фауна были субъектами человеческого правления, а сам человек являлся представителем Божьего правления на земле.

Полнота Христа возвращает весь этот порядок. Он обладает всей силой и властью поддерживать весь порядок. Он осуществил спасение людей, вводя их в Свое Царство и научая всякой премудрости быть совершенными на всякое доброе дело. Не заниматься поклонением ангелам и не верить во влияние планет на судьбу людей является не провинциальностью, а скорее наоборот проявлением твердой, укоренной веры. (2:7)

Полнота Христа в общине верующих

Христос является образом Божьим и, пребывая в нас, дает нам возможность носить образ Божий, возвращая нас к утраченному в Эдеме образу жизни и восстанавливая потерянный нами человеческий облик таким, каким его задумал Бог.

Преобразования внутри нас должны быть видны в нашем поведении, а именно в наших испорченных грехом взаимоотношениях с людьми. Этой мыслью Павел мотивирует колоссян расти духовно: «Итак, если вы умерли со Христом..., итак, если вы воскресли со Христом...» (2:20-3:3). И дает им практическое применение: что нужно «умертвить» и во что «облечься» (3:5-17). Гармония в отношениях с Богом должна также проявляться и в отношениях с другими людьми. Полнота Христа может и должна проявляться в том, как мы относимся к христианам и нехристианам.

Образ Божий в нас – вот наш настоящий характер. Бог избрал нас, мы стоим перед Ним святые и непорочные – вот наш текущий статус. И когда мы верим в это, Христос естественным образом проявляет через нас милосердие, благость, кротость, долготерпение (3:12). Если мы не верим в полноту Христа, то мы не умерщвляем наши «земные члены» (интересно, что это не руки и ноги, а блуд, страсть и т.д.), а напротив, питаем их. Поскольку Христос даровал нам прощение (1:14), то и мы можем прощать людей (3:13). Мы не можем «не держаться главы, от которой все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2:19) и жить по мирским принципам в Церкви, которая является Телом Христа (1:24).

Полнота Христа должна отражаться и в семьях: между супругами (3:18-19) и между родителями и детьми (3:20-21). Сколько написано книг о проблемах взаимоотношений внутри семьи, сколько советов. Каждого человека беспокоит этот вопрос «Как достичь этого?». Если посмотреть на все библейские примеры, то среди них мы не найдем идеальных пар или совершенных родителей и детей. Чаще всего мы учимся чего не надо делать. Но самое главное, герои Библии учатся верить в обетования Божьи и применять их в повседневной жизни. Только так это имеет смысл, только так это приносит «плод во всяком деле благом». В понимании Павла, когда муж любит жену – это благое дело, когда жена повинуется мужу – это благое дело, когда дети послушны родителям – это благое дело, когда родители не раздражают детей – это благое дело. Все потому, что, в конечном счете, эти благие дела отражают истину Евангелия, которое он проповедовал.

Преображения отношений внутри церкви, внутри каждой семьи влияют и на отношения вне ее: на работе (если рассматривать отношения «рабов и господ» в 3:22-4:2 с этой перспективы) и к нехристианам в целом в 4:3-6. Следует отметить, что все это происходит не автоматически, так как Евангелие – это тайна (1:26-27, 4:3), которую Бог раскрывает каждому человеку, когда Ему угодно и когда человек готов к этому, потому что это тайна отношений Бога и людей.

Таким образом, Павел показывает, что полнота Христа – не абстрактное понятие, не философская концепция, не еще одна заповедь, а основополагающая истина для богоугодной жизни. Люди, с которыми вы контактируете ежедневно, общаетесь, работаете, живете – это «лакмусовая бумажка» вашего понимания достаточности Христа. Это не новые требования и обременяющие правила, это именно та жизнь, которую Бог задумал для человечества.

Итак, общаясь с представителями других верований, у нас не должен возникать комплекс неполноценности, неадекватности или неуместности. Мы можем быть уверены, что то, во что верим мы, было полностью и истинно представлено в Иисусе Христе, образе Божьем.

В искусстве бывают случаи, когда композитор, писатель или художник не заканчивают свой шедевр. Например, второй том «Мертвых душ» Гоголя. Но Благая Весть Иисуса Христа – полное произведение Божьего искусства спасения. Божье слово призывает нас принять эту полноту и ходить в ней. Да поможет нам в этом Бог!

Структура

  1. Приветствие 1:1-3а
  2. Благодарение 1:3б-8
  3. Молитва 1:9-14
  4. Учение о Христе 1:15-23
  5. Служение Павла Христу 1:24-2:5
  6. Достаточность Христа 2:6-23
  7. Практический раздел 3:1-4:6
  8. Заключение 4:7-18

Вопросы для изучения Библии по Посланию к Колоссянам

Послание к Колоссянам 1:1-3а

1. Сравните приветствие Кол. 1:1-3а с приветствием Еф. (1:1-2) и Флп. (1:1-2), которые были написаны в тоже время. Чем они похожи? Чем отличаются?

2. В чем значимость сходств этих трех приветствий? Что мы узнаем о Боге, о Павле, о верующих в этих городах?

3. В чем значимость различий трех приветствий? Что мы узнаем о Боге, о Павле, о верующих в этих городах?

4. Почему Павел отмечает, что он является Апостолом Иисуса Христа «волею Божией»? Почему читателям это важно знать? Кем вы являетесь во Христе Иисусе по воле Божьей?

5. Как на первых читателей влияло то, что Павел называл их «святыми и верными»? Как они понимали эти слова? Что для вас значит быть святым и верным?

6. Почему Павел называет колоссян «святыми и верными во Христе Иисусе»? Можно ли быть святым и верным вне Иисуса Христа? Почему?

7. Павел модифицировал приветствие в письмах, добавив в него пожелание «благодати и мира»? Что такого важного в благодати и мире? Какой смысл вкладывал Павел в эти слова?

8. Как вы приветствуете тех, кому пишете свои письма, смс-ки, электронные послания? Что бы вы хотели поменять в них?

9. Почему Павел желает благодати от Бога Отца? Какое это имеет значение для верующих?

10. Почему Павел желает мира от Бога-Отца? Какое это имеет значение для верующих?

Послание к Колоссянам 1:3б-8

1. За что благодарят Павел и Тимофей в молитве за Колоссян? За что вы благодарите Бога в молитве за своих учеников или их учеников? Почему важно благодарить Бога за них?

2. Когда верующие слышат о вас, о чем они слышат в первую очередь? Говорят ли они о вашей вере, надежде, любви ко всем святым?

3. Как, по вашему мнению, связаны между собой вера, надежда и любовь? В каких еще посланиях Павел пишет о вере, надежде и любви? Чем отличаются эти утверждения? Чем они похожи?

4. Что уготовано вам на небесах? Насколько сильна ваша надежда? Как можно укреплять надежду? Как вы можете помочь другим укрепляться в надежде?

5. Какое слово благовествования слышали вы? Отличается ли оно от того, что слышали другие? Как определить, что вы слышали истинное слово?

6. Пребывает ли у вас слово благовествования? Откуда вы об этом знаете? В чем выражается плод благовествования?

7. Возрастает ли у вас слово благовествования? Как определить этот рост? Как вы можете охарактеризовать возрастание благовествования?

8. Что, по-вашему, значит «познать благодать Божию в истине»? Можете ли вы сказать о себе, что вы познали благодать Божью? Знаете ли вы кого-нибудь, кто, по вашему мнению, познал благодать Божию в истине? Как они это сделали?

9. Колоссяне научились от Епафраса. От кого научились вы? Можете ли вы сказать об этом человеке, что он был «верным для вас служителем Христовым»? Кто может сказать о вас такое? Что вам мешает быть верным служителем Христовым?

10. Как вы понимаете фразу «любовь в духе»? Чем любовь в духе отличается от любви не в духе? Какая у вас любовь?

Послание к Колоссянам 1:9-14

1. Что Павел просит у Бога в молитве за колоссян? Как вы думаете, почему это важно для Павла?

2. Кто молится за вас, чтобы вы исполнялись познанием воли Божьей и чтобы поступали достойно Бога? За кого молитесь вы? Почему об этом нужно молиться и в наше время?

3. Что нужно было колоссянам для того, чтобы возрастать в познании Бога и приносить плод во всяком благом деле? Как, по-вашему, Павел подготавливает своих читателей к главной теме своего послания, которая называется «Полнота Христа»?

4. Принося плод во всяком деле, с каким трудностями вы столкнулись? Что осложняет ваше возрастание в познании Бога? Как вы преодолеваете эти трудности?

5. Если мы укрепляемся всякой силой (1:11), тогда, зачем нужно терпение и великодушие с радостью? Как Божья сила помогает вам приносить плод и возрастать в познании Бога?

6. Ст. 10-12 описывают действия, с помощью которых мы можем поступать достойно Бога? Поделитесь, когда вы поступали достойно Бога.

7. За что мы можем и должны благодарить Бога и Отца, согласно ст. 1:12-14? Как вы понимаете фразу «участие в наследии святых»? Какое влияние это оказывает на вашу христианскую жизнь?

8. Как описан Бог-Отец в 1:12-14 и как описан Божий Сын? Какую роль в нашем спасении сыграли Бог-Отец и Бог-Сын? Прославьте триединого Бога за дарованное вам спасение.

9. Поделитесь своей историей о том, как Бог «призвал» вас, «избавил» и «ввел» в Царство Христа (1:12-13). Подумайте о людях в вашей жизни, кого Бог в данный момент призывает, кого избавляет и кого ввел в Царство Сына. Проведите время в молитве за них.

10. По вашему мнению, в чем взаимосвязь между искуплением Кровью Христа и прощением наших грехов? Что означает, что Иисус искупил нас? Что значит, что наши грехи прощены? Почему это важно для нашей духовной жизни?

Послание к Колоссянам 1:15-23

1. По вашему мнению, почему в ст.15 Павел использует именно слово «образ», а не «копия» или «прототип»? Какое это имеет значение для правильного понимания божества Христа?

2. Почему Павел представляет Христа Творцом? Для чего это было нужно? Что для вас значит тот факт, что все сотворено Христом и для Него?

3. Почему Павел подчеркивает, что «Христос есть прежде всего и все Им стоит»? Обладал бы Христос «всякой полнотой» без этой характеристики? Почему?

4. Как связаны между собой атрибуты Христа, как Творца и как главы тела Церкви? Почему Христу нужно было стать первенцем из мертвых, чтобы быть главой Церкви?

5. Легко ли нам отдавать первенство Христу во всем (1:18)? Почему? Почему для нашей духовной жизни важно, чтобы Христос во всем имел первенство?

6. В 1:19 Павел пишет, что Отцу было угодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота. Почему Богу было это угодно? Какое отношение примирение с Богом имеет к полноте Христа?

7. Что примирил Христос? Как Он это сделал? Что для вас значит мир в отношениях с Богом?

8. Каким образом смерть Христа (1:22) способствует тому, чтобы вы предстали святыми, непорочными и неповинными пред Богом? Как меняется ваше расположение (1:21) благодаря смерти Христа?

9. Почему Павел вводит условие в 1:23 «если только...»? Разве мы не спасены по благодати? Как вы понимаете этот стих?

10. Как можно отпасть от надежды благовествования? Поделитесь вашим опытом, если вы когда-либо «отпадали». Как вы можете ободрить других «не отпадать» от надежды?

Послание к Колоссянам 1:24-2:5

1. «Восполнять недостаток скорбей Христовых» означает приобщаться к страданиям народа Божия, то есть Церкви. Радуетесь ли возможности пострадать за ваших учеников? Можно ли быть христианином и не страдать? Будете ли вы считать «провинциалом» верующего, который ни разу не страдал за Христа? Почему?

2. В чем заключалось служение Павла согласно 1:25? В чем заключается ваше служение в церкви?

3. О каком слове Божьем идет речь в 1:25? Почему Павел называет это слово «тайной»? Кто смог познать эту тайну? Почему именно этим людям? Вы среди них?

4. О каком богатстве славы говорит Павел в 1:27? Почему именно для язычников? Исключает ли Павел евреев в этом отрывке? Обоснуйте свой ответ.

5. Как Павел и его сотрудники вразумляют всякого человека и научают всякой премудрости? Как вы это делаете? Достаточно ли проповедовать Христа, чтобы научить людей всякой премудрости? Почему?

6. Для чего трудится Павел в своем служении (1:29)? Откуда Павел берет силы для служения? Кто же на самом деле действует: Христос или Павел? Кто действует в вашей жизни больше: вы или Христос?

7. О каком подвиге говорит Павел в 2:1? Ради кого он пошел на такой подвиг? Какой подвиг совершили вы ради своих учеников или других верующих?

8. Как подвиг Павла мог утешить сердца Колоссян? Как утешение могло привести к познанию тайны Божией? Почему Христос назван тайной Божьей? Что для вас значит, что Христос является тайной Божьей?

9. Почему Павел пишет, что сердца колоссян соединены в любви и для полной уверенности? Откуда он знает об этом? Откуда берется полнота уверенности? Уверенности в чем?

10. О каких «вкрадчивых словах» говорит Павел в 2:3? Когда вы пережили обман в вопросах веры? Вас когда-нибудь предупреждали заранее о предстоящем обмане в вопросах веры? Как вы предупреждаете своих учеников, чтобы никто «не обманывал их вкрадчивыми словами»?

Послание к Колоссянам 2:6-23

1. Почему в 2:6 Павел призывает колоссян ходить во Христе так же, как они были научены? Разве можно было ходить по-другому? В вашей жизни когда-нибудь вера во Христа отличалась от вашего хождения в Нем?

2. Почему Павел опять упоминает «благодарность» в 2:7? Какое влияние навык благодарения оказывает на нашу христианскую жизнь? За что вы чаще всего благодарите Бога в своей духовной жизни? За что, меньше всего?

3. Как такое возможно: «быть воздвигнутым на Нем» (2:8) и в то же самое время «ходить в Нем» (2:7)? Поделитесь вашим опытом хождения во Христе, будучи основанным на Нем.

4. Какие учения противопоставлялись учению Христа во времена Павла в Колоссах? Чему они учили? Какие учения существуют в наше время? В чем их опасность для христианской веры?

5. Как полнота Христа опровергает все лжеучения в Колоссах? Каким образом полнота Христа отвечает на все аргументы современных лжеучений?

6. Почему исполнение Закона Моисеева не примиряет нас с Богом? В чем заключалась функция Закона? Что для вас значит Ветхий Завет сейчас?

7. Что делать, если в церкви есть верующие, которые соблюдают религиозные нормы питания или праздники? Как избегать взаимного осуждения и конфликтов? Как правильное понимание полноты Христа помогает мирной жизни в церкви?

8. В каких случаях мы склонны уходить от истины благовествования? Когда мы начинаем думать, что смерти и воскресения Христа не достаточно для благочестивой жизни в Боге?

9. Почему нам трудно помнить, что мы «умерли со Христом» (2:20)? Какие «законы» для своей духовной жизни вы придумали сами для себя? Смогли ли вы их исполнить на все 100%?

10. Как противостоять попыткам «самовольного» смиренномудрия? Как можно «держаться Главы» (2:19) и возрастать в Боге?

11. Какие заповеди Христа являются «тенью будущего» для нас (1:17)? Вы когда-нибудь сталкивались с законничеством в отношении этих заповедей? К чему это привело?

Послание к Колоссянам 3:1-4:6

1. Как мы должны применять полноту Христа согласно ст. 3:1-4? Почему если мы воскресли с Иисусом, то должны думать о «горнем» (то, что свыше), а не о земном? Как вы преодолеваете трудности, размышляя о небесном и не размышляя о земном?

2. Что для вас значит обетование того, что с пришествием Христа и вы «явитесь с Ним во славе» (3:4)? Как это влияет на вашу духовную жизнь сейчас?

3. Какие «земные члены» из списка в ст. 3:5-9 вы еще не умертвили? Что вам мешает это сделать? Можно ли следовать за Христом, не умерщвляя их? Почему? Что произойдет, если оставить их «живыми»?

4. В 3:10 Павел намекает на сотворение Адама в Быт. 1-2. Как апостол описывает новое творение или «новую одежду» во Христе (3:10-15)? Что из перечисленного вы наблюдаете в своей жизни в данное время? Как полнота Христа проявляет себя в каждой из этих характеристик?

5. Как, по мнению Павла, должна проявляться полнота Христа в отношениях между верующими в церкви? Как вы думаете это осуществимо в современных церквях? Почему?

6. Как, по вашему мнению, должна проявляться полнота Христа в отношениях мужа и жены? На чем вы основываете свой ответ: на Библии, на культуре, в которой вы живете или на своем опыте?

7. Как, по вашему мнению, должна проявляться полнота Христа в отношениях между родителями и детьми? О чем мы должны помнить, отвечая на этот вопрос?

8. Как, по вашему мнению, должна проявляться полнота Христа в отношениях на работе между начальником и подчиненным? Мешают ли существующие законы и реально существующие негласные порядки проявлению христианского отношения на работе как начальника, так и работника?

9. Как, по-вашему, должна проявляться полнота Христа в отношениях между христианами и нехристианами? Какие трудности в отношениях возникают между христианами и нехристианами? Как мы можем преодолевать их?

10. Как вы думаете, что мешает нам проявлять полноту Христа во всех наших отношениях? Как мы можем преодолеть эти препятствия?

Послание к Колоссянам 4:7-18

7. В 4:16 Павел просит обменяться полученными от него письмами с церковью в Лаодикии и прочитать их у себя в общинах. Всегда ли наши общины открыты для проповеди пасторов других церквей в вашем регионе? Что мешает этому?

8. Что вам нравится в том, как Павел заканчивает свои послания? (Можете просмотреть заключения других его посланий) Как вы заканчиваете свои письма? Что бы вы хотели изменить в своей культуре или стиле написания писем?

9. Подводя итог изучения всего Послания к Колоссянам, что вы узнали о полноте Христа?

10. Изучив полноту Христа, какие практические шаги вы уже хотите предпринять для возрастания в Боге?


. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа

Сразу же и вначале незаметно опровергает их мудрование. Ибо не ангелов апостол, а Иисуса Христа, и воля Божия на то, что он апостол Того Христа, а не ангелов. Итак, если я «по воле Бога» апостол, то ясно, что я истину проповедую. Что же такое? то, что Сыном мы приведены к Богу, что мы освободились от иудейских и эллинских обрядностей. И заметь, предлог «по» (δια ) поставлен пред словом θεός , что означало Отец.

и Тимофей брат,

Выходит и он был апостол, вероятно, он был также известен им.

. находящимся в Колоссах святым и верным (братиям) во Христе (Иисусе) :

Колоссы – это город Фригии, который ныне называется Хоны, – это видно из того, что Лаодикия есть соседняя с ним страна. От чего же вы стали святыми? Не чрез крещение ли в Христову? Почему называетесь верными? Не потому ли, что веруете во Христа? Не потому ли, что вверены вам такие тайны от Христа? Ибо верными мы называемся не потому только, что мы уверовали, но и потому, что вверены нам от Бога тайны, которых даже и ангелы не знали. Почему братия? Не по делам ли своим или добродетели? Нет, но во Христе. Как же после этого вы приписываете ангелам приведение нас к Богу?

. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего.

Имени Христова не присоединяет здесь, хотя это было у него обычно, чтобы не тотчас, с первых же слов, явно напасть на них и тем не восстановить их против нижеследующего содержания речи. Пусть же скажут уничижающие Святого Духа, почему Бог – Отец наш? Не чрез Духа ли? Великое и превышающее ум Кто даровал нам? Не Дух ли? Как же после этого ты Его умаляешь?

Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,

Иисус Христос есть Господь наш, а не слуги-ангелы. Павел показывает любовь свою к нам не только благодарением, но и непрестанной молитвой о нас, ибо и тех, которых не видел, всегда имел в себе.

. услышав о вере вашей во Христа Иисуса

Благодарим Бога, говорит, потому что мы слышали от Епафродита о вашей вере во Христа Иисуса, а не в ангелов. Чрез это он предрасполагает их к себе. Потому что имена эти: Христос и Иисус – символы благодеяния; ибо Он принял помазание за нас и Он же спас народ Свой от прегрешений.

и о любви ко всем святым,

Не к тому, или иному, но ко всем; следовательно, и к нам, так что вы с удовольствием будете слушать нас. Это – речь человека предрасполагающего их к себе. Под любовью он разумеет милостыню и общение, как и в других местах.

. в надежде на уготованное вам на небесах,

Вы любите, говорит он, святых не из человеческих расчетов, но в надежде на будущие блага; или же: мы благодарим Бога, что вы имеете наследовать нетленные блага. Ибо не на земле отложено, где оно подверглось бы тлению, а на небесах, где оно и цело, и безопасно. Итак, не колеблитесь в уповании: ибо отложенное вам находится в надежном месте, и это относится к тем, которые подверглись испытаниям, чтобы они не искали здесь освобождения от них, и не унывали в испытаниях, так как они имеют великое вознаграждение.

о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,

Не сказал: «проповеди», но «благовествования» , дабы напомнить им о благодеяниях Божиих, ибо благовествование есть возвещение о благе. Но если оно есть слово истины, то, значит, в нем нет лжи. Как же вы делаете его лживым, не веря, как прежде были научены им, именно чрез Христа Спасителя? Кто же был там проповедником? Епафрас, как это видно из следующего.

. которое пребывает у вас, как и во всем мире,

Говорит как бы о каком одушевленном предмете: «которое пребывает» . Не пришло оно, говорит, к вам, и потом удалилось, но присутствует и господствует в вас. Этим он радует их. А так как многие делаются более твердыми, когда имеют сообщников, то прибавляет: «и во всем мире» . Оно всюду присуще, всюду твердо стоит.

и приносит плод, и возрастает,

«Приносит плод» по делам, «возрастает» , потому что постоянно многие присоединяются к этой вере. Но оно не приносило бы плодов, если бы не было твердым. Ибо и деревья тогда больше приносят плодов, когда твердо укреплены.

как и между вами

Как и прежде, предрасполагает к себе похвалами, чтобы они не отступали, хотя бы того и хотелось. Ибо если и всем, и вам одинаковым образом проповедано было Евангелие, каким же образом некоторые учат иначе?

с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,

Приносит, говорит, плоды и возрастает благовествование в вас с того дня, как вы познали благодать. Каким же образом? Не обольщением и пустыми словами, но истиной, то есть необычайными знамениями и делами.

. как и научились от Епафраса

Вы, говорит, на самом деле познали благодать так же, как и учил вас Епафрас. Ибо не иное происходило на деле, а иному он учил. Ибо он, вероятно, проповедал колоссянам.

возлюбленного сотрудника нашего,

Сим показывает, что этот муж достоин доверия. Ибо я, Павел, не любил бы его, если бы он не был истинным проповедником, и не назвал бы его «сотрудником» .

верного

То есть истинного.

для вас служителя Христова,

Ради вас, говорит, он служил в делах, подобающих Христу. Ибо и то, что отправился к Павлу, утешал его в узах и известил его о событиях в Колоссах, – и это было служением Христовым. Если же Епафрас – слуга Христов, как же вы говорите, что чрез ангелов вы приведены к Богу?

. который и известил нас о вашей любви в духе.

То есть духовную любовь, которую вы имеете ко мне. Ибо самая прочная любовь – любовь в духе. Всякая же иная любовь: и естественная, какова любовь родителей к детям и детей к родителям, и основанная на дружбе и товариществе, – непрочна.

. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас

"Посему" – почему? Поскольку, говорит, мы услышали о вашей вере и любви, мы, исполнившись благих надежд относительно будущего, молимся за вас не один день, не два, но с того времени, как услышали об этом. Этим и показывает свою любовь, и незаметно укоряет их, так как они и при помощи его любви не стали более совершенными. Заметь же, что много нужно молиться и непрестанно, и что Павел постоянно молился и, даже не достигнув исполнения молитвы, не отступал от нее.

и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его

Не называет их ни вполне несовершенными, ни вполне совершенными. Ибо не сказал: чтобы вы приняли, но «чтобы вы исполнились» . Вы, говорит, имеете, но не все. Что приведены вы к Богу, это знаете, а что приведены чрез Сына, этого вам не достает, и я молюсь, чтобы вы сего исполнились. Ибо воля Божия и благоволение в том состоит, что дан был за нас Сын, а не ангелы. Итак, под разумением понимай приращение познания.

во всякой премудрости и разумении духовном,

Так как их обольщали философы, то он говорит: я желаю, чтобы вы познали учение духовной мудростью, а не мудростью человеческой, которая вводит вас теперь в заблуждение, которая заставляет нас считать себя знающими. И если, чтобы постигнуть волю Божию, нужна духовная мудрость, что сказать о тех, которые хвалятся, что познали сущность Божию чрез внешнюю мудрость?

Чтобы поступали :(περιπατήσαι ) достойно Бога,

Молю, говорит, чтобы вы познали, что вас спас Единородный, дабы поступали вы достойно, то есть жили добродетельно. Ибо, кто познал человеколюбие Божие и то, что Он предал Сына Своего за нас, как не постарался бы такой человек предать себя трудам добродетели и подъять крест свой? Ибо слово «поступать» (περιπατήσαι – поступать, постоянно ходить), как сказано, обозначает жизнь и деятельность. И везде он с верой соединяет деятельность. Другими словами: не о том, говорит, молюсь только, чтобы вы научились, но и о том, чтобы вы и в делах показали свое знание; ибо знающий, но не делающий будет наказан. Заметь же, как он хождением постоянно называет деятельность, показывая тем, что как всегда необходимо нам хождение (περιπάτησις ), так необходима и наилучшая жизнь.

во всем угождая Ему, :(είς πάσαν άρεσκεσίαν ) принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

Так, говорит, живите, чтобы во всем угождать Богу. Как же это? Не иначе, как всяким делом добрым. Ибо, где всякое дело благое, там всякое благоугождение Богу. И смотри, как он везде присоединяет слово "всякий" : во всякой премудрости, во всяком деле благом, во всяком угождении и во всяком долготерпении, – показывая, что они имеют это и теперь, но не все. Почему им должно дойти до совершенства. «Принося плод и возрастая в познании Бога» . Как, говорит, вы познали Бога больше, чем древние, так и в жизни должны возрастать по мере познания. Ибо сколь велика должна быть добродетель того, кто удостоился познать Бога и даже стать сыном Божиим? Или же: должно вам приносить плоды – добрые дела, но так, чтобы и познание Бога иметь, как должно, а не как вы теперь воображаете, что имеете. Ибо какая польза в жизни и деятельности, если вы не будете знать Сына Божия? Смотри же, как выше он сказал, что нужно познание Бога для того, чтобы ходить достойно Господа; теперь же опять требует, чтобы они возрастали в добрых делах с тем, чтобы одновременно познавать Бога, потому что одно с другим тесно соединено.

. укрепляясь всякою силою

Мы молимся, чтобы вы достигли совершенства, «укрепляясь всякою силою» . Против чего? против искушений и преследований, чтобы не сделаться беспечными и не подпасть отчаянию.

по могуществу славы Его,

Да подает вам такую силу, какую прилично Ему давать, то есть неизреченную и беспредельную, какую только возможно принять человеку. Тут великое ободрение. Ибо не сказал: по силе, но «по могуществу» , что больше, как бы говоря: повсюду слава Его могущественна. Итак, вы не ослабевайте в бедствиях, ибо превозможете, как естественно тем, которые служат такому могущественному и славному Владыке.

во всяком терпении и великодушии

«Укрепляясь во всяком терпении» , то есть по отношению к внешним, и «великодушии» , то есть во взаимных отношениях. Ибо долготерпит тот, кто имеет возможность отплатить и не отплачивает, а терпит, когда не может этого сделать. Поэтому и Богу усвояется не терпение, а долготерпение, так как Он может сокрушить, но воздерживается от сего. "Во всяком" же, то есть не теперь только, а после уже нет. Итак, если совокупить вместе слова, он говорит следующее: мы молимся, чтобы вы в совершенстве получили познание учения не по мудрости мирской, но духовной, и вели жизнь добродетельную, чтобы твердо противостоять искушениям, прияв силу и крепость от Бога – являть терпение в отношении к внешним и долготерпение к братьям.

с радостью,

. благодаря (Бога и) Отца,

Имея намерение обвинить их, что неправильно поступают в деле учения, он сначала говорит ласково, чтобы не показалось, что он обвиняет их, как враг. Поэтому, сначала сказав: я молюсь за вас, да дарует вам такие и такие блага (что совершенно несвойственно врагу), – теперь говорит: с радостью благодарю за те блага, какие вы имеете. Посему не по вражде обвиняю вас, а по любви. Я даже желал бы постоянно хвалить вас, но необходимость заставляет меня порицать. Так поступает он и в Посланиях к Коринфянам. И незаметно приводит их к слову о Сыне. Ибо, если я с радостью благодарю, значит, вы обладали великими благами. Но их даровал Владыка – Сын, а не рабы – ангелы. Почему же он сказал: «благодарю с радостью» ? Потому что и в печали возможно благодарить, как благодарил Иов, хотя и находился в скорби: «Господь дал, Господь и взял» (). И пусть никто не говорит, что он не был уязвлен скорбью, потому что в таком случае уничтожил бы и похвалу его, если бы он нечувствительно переносил это. Он скорбел, но не был подавлен.

призвавшего вас(ίκανώσαντι υμάς ; в синод пер. – нас)

Сколько, говорит, дано, что вы не только стали богатыми, но и получили силу и способность явиться достойно получившими такие дары. К примеру сказать: царь поручил человеку небольших дарований какое-либо начальствование, достоинство он дал бы, но не сделал бы его способным к достойному отправлению его; в таком случае честь эта часто подвергала бы его осмеянию. Но и чести удостоил нас, и сделал способными к принятию ее. Сугубая же честь, что сделал нас способными к принятию дара.

к участию в наследии святых

То есть поставившего вас со святыми, – и не просто, но предоставившего вам наслаждаться теми же благами, что и обозначается словом "участие" . Ибо можно жить в одном и том же городе, но не иметь одинаковой доли, и опять: можно участвовать в одном и том же наследии, но не иметь той же самой доли, как, например, мы все имеем одно и то же наследие Церкви, но один имеет одну долю, а другой – другую. Но здесь и наследия удостоил того же самого, и части той же самой. И везде употребляет слово "наследие" (κλήρος ), дабы показать, что как наследие зависит не от человеческого старания, а больше, кажется, от счастья; так и мы не за добродетели удостаиваемся Царствия, но все зависит от божественного дара. Посему, «егда», говорит «сотворите вся, глаголите, как раби неключими есмы: как еже должни бехом сотворити, сотворихом» ().

во свете,

И будущем, и настоящем, то есть познании. Ибо и теперь просветил нас, открыв нам тайны, а в будущем еще больше откроет.

. избавившего нас от власти тьмы :(εκ της εξουσίας του σκότους )

Не то только важно, что удостоил нас Царствия, но и то, каковы мы были прежде сего. Ибо не одно и то же – достойным что-нибудь давать и недостойным, о чем и в Послании к Римлянам говорит: «едва ли кто умрет за праведника» (). Итак, Он избавил нас, находящихся под властью тьмы, то есть заблуждения и тирании диавола. И не сказал просто «от тьмы», но «от власти тьмы» . Ибо он имел великую власть над нами и господствовал. Конечно, тяжело находиться и просто под диаволом, а под диаволом со властью – еще тяжелее. И не сказал: вывел, но "избавил" , показывая, что мы, как пленники, томились.

и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

Великое дело и от тьмы освободить, но ввести еще в Царство – это гораздо больше. И не просто, но с тем, чтобы мы царствовали вместе с Сыном возлюбленным, мы – враги и находившиеся во тьме. О чем и в другом месте говорит: «если терпим, с Ним и царствовать будем» (). И не сказал: перенес (ибо тогда все принадлежало бы перенесшему), но – "ввел" (переместил), так, чтобы здесь нечто принадлежало и нам. Речением этим он показывает, что для силы Божией также это легко, как кому-нибудь перевести воина с одного места на другое).

. в Котором мы имеем искупление Кровию Его (άπολύτρωσιν ) и прощение грехов,

Дабы ты, услышав, что Отец избавил нас, не подумал, что Сын не явил ничего благого, – он говорит далее, что Сын даровал нам очень многое. Ибо Он источник того, что мы приведены в Царство, так как Он даровал нам искупление, то есть оставление грехов. Ибо, если бы мы не были избавлены и освобождены от них, мы не были бы введены в Царство. Таким образом Он проложил нам путь к дару Отца. Не сказал: λύτρωσιν , но άπολύτρωσιν , то есть совершенно избавил нас, чтобы мы не пали потом и не сделались смертными, как причастные греху Адама. Итак, если Сын избавил нас, то Он и привел в Царство. Как же вы приплетаете тут ангелов? Заметь также, что выражение "в Котором" относится к Сыну.

. Который есть образ Бога невидимого,

Апостол выставляет здесь славу естества и величие достоинства Единородного. "Который" , говорит, «есть образ Бога» ; следовательно, точь-в-точь сходен, ни в чем не отличен. Нет меры для величия Его, чтобы, измерив, мог ты сказать, сколько недостает в Нем по сравнению с Отцом. Если бы Он был образом как человек, то ты имел бы что сказать в этом отношении, потому что образ человеческий никогда не доходит до Первообраза. Поскольку же Он есть образ как Бог и Сын Божий, то есть образ Бога невидимого, совершенно сходный, очевидно, образ невидимый. Ибо у нас, когда искусство человеческое, часто погрешающее, делает изображение, оно не имеет полного сходства; но где Бог, там нет ошибки, нет уклонения, – поэтому там и полное сходство. Если же Сын не имел полного сходства с невидимым Богом, то что препятствует и ангелам быть образом Бога? Ведь и они невидимы. Однако ангелы никогда не называются образом Бога. И заметь точность Священного Писания : человека оно именует образом Божиим и сыном, но ангела никогда; потому что в этом случае слышащие о высоте ангельской природы легко могли бы впасть в нечестие, подумав, что ангел имеет одинаковое достоинство с Богом. Но что касается человека, то малозначительность и ничтожество его охраняет нас от мысли о чем-нибудь подобном. Итак, сопоставь: Единородный, будучи тем и другим – образом и невидимым, тем, что есть "образ" , отличается от ангелов, которые, хотя и невидимые, но не суть образы; а тем, что есть "невидим" , отличается от людей, которые, хотя и сами именуются образом Божиим, но не суть невидимы. Итак, Он один есть совершенный и чуждый всякого несходства "образ" Божий. А если и еще будут возражать ариане, что образ не единосущен первообразу; то пусть послушают они Писание, говорящее, что Сиф есть образ Адама. Неужели же и он не единосущен Адаму? Итак, хотя искусственные образы не тожественны по существу, но естественные имеют вполне одинаковую сущность.

Рожденный прежде всякой твари;

Сказав, что Он есть образ Бога невидимого, присовокупляет и это. Вот тут для ариан большой соблазн. Так как, говорят, Он назван «рожденным прежде всякой твари» , то Он и есть первый из тварей. Но апостол не сказал: первозданный, но «перворожденный» . Или ты дашь Ему братьев, и Он будет первенцем в отношении ко мне, лягушке, камню и тому подобным ничтожным вещам, и будет иметь одну сущность со всем этим? Ибо Перворожденный, конечно, имеет одну сущность с теми, в отношении к которым Он называется Перворожденным. Но на твою голову обращается эта хула. Ибо безбожно так мыслить о несравненной славе Творца. Да притом, слово "первенец" употребляется в Писании совсем не в противоположность к последующим детям, а безотносительно, и значит – перворожденный. Так и от Богородицы Марии Он родился первенцем по плоти, хотя совсем не имел братьев вслед за Собой; ибо Он – Единородный и по происхождению от Нее. Таким же образом и по рождению от Отца Он – Первенец не в противоположность прочим тварям, но безотносительно; ибо Он – Единородный и по горнему рождению. Итак, что же теперь говорить в опровержение подлежащего вопроса и в обличение мнения колоссян? Дабы не подумали, что Он моложе ангелов, так как древние чрез них приводимы были к Богу, а теперь сказано, что Он приводит к Богу, то он хочет показать что Сын есть прежде всякой твари. Каким же образом? Чрез рождение. Итак, Он и прежде ангелов есть, и притом так, что Он же и создал их. Итак, если ангелы и служили в Ветхом Завете, то это есть Его устроение. И заметь мудрость апостола: дабы ты, услыхав, что Он прежде всякого творения, не почел Его безначальным, он наставляет тебя, что Он имеет Отца и от Него рожден. А так как и Он, и все – от Бога, то это самое показывает, что иное – то, что Один произошел, как Сын от Отца, а другие, как твари, созданы Этим самым Сыном. Поэтому присовокупляет.

. ибо Им (εν αύτω ) создано все, что на небесах и что на земле,

"Им" сказано вместо «чрез Него», как это он покажет после. То, в чем можно было усомниться, именно касательно вещей небесных, поставил впереди. Итак, если ангелы чрез Него созданы, как же они прежде Его?

видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, –

Оставляя без разъяснения видимое, так как в этом не было никакого сомнения, он обстоятельно говорит о том, в чем сомневались, – о невидимом. Но он представил не все горние чины в отдельности, как бы указав из многого очень немногое. Ибо невидимы, конечно, и архангелы, и наши души. Сказанное о тех, относится и к этим.

все Им и для Него :(δι ’ αυτού και είς αυτόν ) создано;

Вот, что выше выразил словом Им (εν αύτω ), то теперь выражает словом чрез Него (δι ’ αυτού ), как и евангелист Иоанн говорит: «все чрез Него» (δι ’ αυτού ) начало быть (). Но, сказав: все, не включил Духа. Ибо Дух есть не один из оных всех, но один безусловно, как один и один Господь. Итак, все, что имеет бытие, чрез Него создано. Потом, чтобы ты не почел Его слугой, он прибавляет: «и для Него» (είς αυτόν ) , то есть на Нем все держится. Он не только сотворил, но Он и содержит все; так что если бы творение лишилось Его промышления, оно погибло бы. И не сказал: «содержит», но гораздо тоньше: «на Нем опирается и держится». И этого одного, и именно того, что они (твари) опираются на Него, довольно для их поддержания и сохранения. Но это значит не меньше, чем сотворить, а даже больше, – особенно, что касается нас. Ибо и мы производим при случае одежду или жилище, но сохранить это от тления мы не можем; а Он и сотворил, и сохраняет.

. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

Постоянно обращается к тому же самому, чтобы непрестанным словом, как частыми ударами, с корнем исторгнуть гибельное учение. И заметь, он не сказал, что Он пришел в бытие прежде всех, но – "есть" , что свойственно Богу. Где же Павел Самосатский, который говорит, что Он получил начало от Марии? И все стоит на Нем, как на основании; в таком смысле именно, как основание, Он и есть первенец твари. Но это показывает не единосущие Его с тварью, а то, что все на Нем держится.

. И Он есть глава тела Церкви;

Сказав о достоинстве Сына, потом говорит и о Его человеколюбии. Ибо, будучи выше всех, как Творец и Вседержитель, Он соединился с низшими. И не сказал: глава «полноты церкви», но – "тела" , чтобы показать действительность сродства Его с нами, что Он принял одну с нами плоть, а не с неба принес. Ибо Павел употребил слово "Церковь" в смысле всего человеческого рода, как бы говоря: и рождением по плоти Он – первый из людей, как глава.

Он – начаток, первенец из мертвых,

"Начаток" , говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. А так как Он разрешил болезни смерти, то, естественно, и первенцем называется. Но как начаток, имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего-нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения.

дабы иметь Ему во всем первенство,

"Во всем" , то есть во всем, что созерцаем вокруг Него. Ибо Он и прежде всех рожден от Отца, и первый между всеми, как Глава Церкви, и прежде всех воскрес, как начаток, даровав им нетление. И прежде бывали воскресающие, но опять умирали. Он же воскрес и не умирает. И заметь, первенец здесь – как начаток воскресения, потому что это то же, что новое рождение; там же не сказано: начаток творения, хотя и первенец. Ибо образ бытия не одинаков: Он рожден, а тварь сотворена.

. ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

"Полнота" Божества, то есть если где был Сын и Слово, то там не действие Его вселилось, а самое существо Его. И Павел не находит тому другой причины, кроме благоволения и хотения Божия.

. и чтобы посредством Его примирить с Собою все,

«Посредством Его» , то есть: Сам соделав спасение, даровал нам его. Но чтобы ты не подумал, что Он принял должность раба, говорит: "с Собою" , то есть Сам с Собой примирил людей. А в другом месте сказал: с Богом примирял; следовательно, что свойственно Отцу, то свойственно и Сыну. И не сказал: καταλλάξαι – примирить, но, – άποκαταλλάξαι , – опять примирить, что значит: отдать нас – людей, – как некий давно взятый долг, и совершенно примирить, чтобы мы не были уже врагами Ему. Ибо не только дано примирение, но и самый способ примирения, то есть заклание Сына, имеет весьма большую силу.

умиротворив через Него, Кровию креста Его,

Примирение указывает на вражду, а умиротворение – на войну. Ибо мы были и врагами, и неприятелями Богу. Итак, великое дело примирение, но – чрез Самого Себя еще больше, и притом чрез "Кровь" и "крест" , позорную смерть. Ибо не посредством речей, как посол, примирил, но предав Самого Себя. И сказав: «Кровию креста» , не остановился, но прибавил: "Его" , чтобы ты не подумал, что крест имеет силу сам по себе. Ибо не просто крест спас, но именно Его крест.

и земное и небесное.

Что земное примирил, – это понятно; потому что каждый враждовал и с самим собой, и друг с другом, и даже ангельской жизни мы были врагами. Но небесное, каким образом? Земля была отделена от неба, ангелы были во вражде с людьми, видя оскорбленным своего Владыку; посему и посылались они для наказания, как например, к Давиду (), содомлянам () и в юдоль плача. Итак, Сын, возведя человека, врага и неприятеля, на небо, и ангелов заставил явиться на земле поющими и сопутствующими каждому верующему. И мне кажется, что Павел для того восхищен был на небо, чтобы научиться, как обитают люди на небе, и Сын туда вознесся. Итак, для земных сугубый мир: по отношению к небесным и по отношению к самому себе, а на небесах – только простой. Ибо наконец-то они примирились с нами и радуются спасению столь многих. Как же после этого вы, колоссяне, говорите, что приведены к Богу ангелами? Ибо они слишком далеки от того, чтобы примирить нас с Богом, потому что они были даже враждебны нам, и если бы Сам не примирил нас с ними, то мы не имели бы мира.

. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

Сказав выше, что под властью тьмы были мы, теперь говорит, что мы были враги помыслами, и говорит не одно и то же; но чтобы, услыхав первое, ты не почел то необходимостью, он присовокупляет последнее, дабы показать, что Он примирил нас, хотя мы и не заслуживали сего. Ибо по необходимости страдающий достоин сожаления, но добровольно терпящий зло достоин отвращения. Итак, говорит. Он примирил нас, совершенно недостойных, хотя мы не по неволе и не по необходимости, но добровольно и охотно удалились от Него. И говорит об этом после того как упомянул о небесных, показывая, что вражда совсем не от небесных, но от нас получила начало. Ибо они желали мира, и также, но вы не хотели. Посему не сказал просто – «враждующими», но – «отчужденными» , то есть и не думавшими о возвращении. Ибо вы были враги «по расположению» , то есть по произволению. И не до того только дошло бедствие, но проявлялось и в злых делах, то есть вы и были врагами, и действовали, как враги. И всем этим показывает, что ангелы не имели силы ни изменить наше убеждение, ни освободить от диавола, так как и они сами были врагами нашими, и обладающий нами не был еще связан. Христос же и врага связал, и нас убедил отказаться от него.

. ныне примирил в теле Плоти Его, Его,

Опять указывает на образ примирения, именно – "в теле" . Каким же образом? Разве Он подвергся только бичеванию и заушению? Нет, но Он и умер позорнейшей .

чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

Опять указывает и на другое благодеяние, говоря теперь то же, что и выше выразил словами: «соделавшего вас способными». Ибо не только, говорит, освободил Он нас от грехов, но даровал и святость, не обычную, но святость пред лицем Его, и непорочность, и неповинность, так, чтобы не совершать нам ничего, что заслуживало бы даже простого порицания.

. если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования,

Так как он все приписал Сыну, Который от всего избавил Своею ; то, чтобы не сказали: после этого нет нужды в наших трудах, – он говорит, что нужно пребывать в вере. Посему не будьте легкомысленны и не падайте духом. Так как можно, хотя и пребывать в вере, но колебаться, то он присовокупляет: «тверды и непоколебимы» , то есть не колеблясь, и не только это, но и «не отпадаете» . Ничего, говорит, тяжелого я не требую от вас, но только того, чтобы вы не отступали от Христа. Ибо Он есть упование благовествования, и все, принявшие благовествование, должны на Него уповать, как на даровавшего мир. Посему приписывающий мир ангелам отступает от Христа. Итак, при добродетели хотя и возможно немного колебаться, но при вере – нет. Таким образом, нисколько он не требует тяжелого.

которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной,

Их самих, во-первых, выставляет свидетелями, а потом всю вселенную. И не сказал: возвещается, но – «возвещено» , то есть такое, в которое они уже уверовали. Итак, устыдитесь и себя, и всех прочих людей, – веровать иначе.

которого я, Павел, сделался служителем

И то служит удостоверением благовестия, что сам Павел – его проповедник. Ибо велико имя его, так как он повсюду прославляем и даже как бы властвовал над вселенной. Называя же себя служителем, еще более побуждал к повиновению. Ибо, говорит, не свое говорю, но Другому служу, именно Богу. Поэтому Ему будете повиноваться.

. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас

Хотя, казалось бы, это непоследовательно, но на самом деле очень последовательно. После того как он сказал: я был служителем благовествования, от которого умоляю вас не отступать, теперь показывает, что оно настолько истинно, что я даже страдаю за него, – и не только страдаю, но и радуюсь в этих страданиях. Страдания же эти за вас, чтобы принести вам пользу.

и восполняю :(και άνταναπληρώ ) недостаток в плоти моей скорбей Христовых

Казалось бы, тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не чрез нас, апостолов, вы приходите к Богу, но чрез Христа, хотя и через наше посредство (καν ημείς εν τω μέσω ώμεν ) . Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после Своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще должен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, то я исполняю Его долг подобно тому, как в отсутствие полководца помощник его, оберегая войско и занимая место полководца, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал – «недостаток» (υστέρημα ), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после Своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею , но и еще совершает бесчисленные благодеяния. Итак, Павел не превознося себя говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

за Тело Его, которое есть ,

Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это – страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти страдания происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собой , и теперь еще ради нее страждет в моей плоти. Если же Церковь есть Тело Христово и составляет одно с Ним, как Главой, как же вы поставляете между собой ангелов и разрываете тем единство?

. которой сделался я служителем

Говорит: я служитель, и сам собой ничего не делаю. Но если я – служитель, как же выставляете вы ангелов служителями?

по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

Словами «по домостроительству Божию» или то говорит, что Господь, вознесшись на небо, послал нас на проповедь , чтобы вы не были оставлены и не впали в отчаяние; или то говорит: мне попустил Он преследовать Церковь потому, главным образом, чтобы сделаться достойным веры при проповеди. Или же: не дел Он искал и не добродетели, а веры и крещения. И в этом заключается величайшее «домостроительство Божие» . Ибо кто мог бы спастись, если бы требовались дела? Или же в словах: «по домостроительству Божию, вверенному мне для вас» , то есть для людей, принадлежащих язычеству, – просто говорит о благодати и силе, которую дал ему Бог, чтобы просветить язычников. Ибо убедить людей помраченных, неразумных и непослушных принять такие – дело не Павловой силы, а домостроительства Божия. И как страдания свои он назвал принадлежащими Христу, так и о распространении этого учения между ними говорит, что оно есть дело Божие. Словом же «исполнить» показывает, что нечто им недостает. Заметь и в том «домостроительство Божие» , что теперь сказана им тайна, что они сделались способными принять ее. Ибо Бог, устрояя все предусмотрительно, и то, конечно, предусмотрительно сделал, что тайна была открыта теперь, когда люди скорее могли принять ее. Поэтому безрассудны те, которые соблазняются словами, что в последние дни Сын приведет нас.

. тайну, сокрытую от веков и родов,

Сказав о том, что мы получили, Павел указывает и на другое преимущество, на то, что прежде нас никто не знал этой тайны. Тайной называет то, чего никто не знал, кроме Бога, и не просто «скрытую» (κεκρυμμένον ), но «сокровенную» (άποκεκρυμμένον ). Выражение же "от веков" значит: как начались века.

ныне же открытую святым Его,

Это Его распоряжение, что тайна теперь явлена. Не сказал: «совершившуюся», но: "открытую" . Впрочем, и теперь не для всех, но для святых Его. Так что и теперь еще для некоторых она сокрыта. Посему да не обольщают вас те, ибо они не знают ее.

. которым благоволил показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников,

Чтобы ты не спросил, за что святым только она явлена, а не всем, прибавил: «которым благоволил» . Хотение же Божие всегда высочайше премудро. Конечно, он мог бы сказать: «достойным», но не сказал, желая научить смирению тех, кои сподобились сего, чтобы они, зная, что получили откровение по благословению Божию или благодати, смиренно о себе мудрствовали и не высоко, будто получившие по достоинству. И придавая значение совершившемуся, он не просто сказал; «возвестить славу тайны», но: «богатство славы» тайны, которая особенным образом явлена между язычниками, как и в другом месте говорит: и язычники за милость прославили Бога (ср. ). Ибо хотя она является и другим, но не настолько, насколько тем, которые бесчувственнее камней и которые поклоняются камням и пресмыкающимся. Подобно тому, как если бы кто, взяв пса паршивого и тощего, не могущего даже двигаться, сделал его человеком и посадил на царском престоле, то он прославился бы более, нежели если бы оказал это человеку не очень нуждающемуся. И хорошо сказал: «в тайне сей» . Ибо есть и другие тайны, но это по преимуществу тайна, которой никто не знал, которая стоит в разрез с общим обычаем и ожиданием,– это именно принятие в язычников.

которая есть Христос в вас, упование славы,

Объясняя, что такое «богатство» и что такое "тайна" , говорит: «Христос в вас» , то есть то, что вы познали Христа и Он – в вас. И с похвалой выставляет это, чтобы сильнее привлечь их. Ибо если в вас – Христос, то каким образом вы ангелов называете благодетелями? "Упование" же "славы" есть Христос, потому что чрез Него мы надеемся достигнуть славы вечной; или потому, что Христос есть наша славная и непостыдная надежда.

. Которого мы проповедуем, :(καταγγέλλομεν )

Мы проповедуем, но не ангелы. Как же после этого вы считаете их служителями? И выразительно сказал: καταγγέλλομεν – долу возвещаем, то есть как бы низводя Его с высоты,

вразумляя всякого человека и научая

Не повелительно и не с принуждением. Ибо и это свойственно божественной благости, – привлекать к себе не насильственно, а посредством увещания и научения. Под «вразумляя» можешь разуметь уроки деятельной жизни, а под "научая" – истолкование догматов.

всякой премудрости,

Чтобы с успехом научить сему, нужна всякая мудрость, заимствуя потребное то из Писания, то из разума, то из эллинских писателей, как и учил Павел афинян по поводу их же алтаря.

чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;

Что говоришь? «Всякого человека» ? Да, говорит, мы об этом заботимся. Но если это не исполнится, – не наша вина. «Совершенным» же не в законе и не по отношению к ангелам, а «во Христе Иисусе» , то есть в познании Христа; ибо то несовершенно.

. для чего я и тружусь и подвизаюсь

Не удовольствовался наименованием труда, но прибавил слово – «подвизаюсь» , чтобы показать бдительность, строгость своей жизни и прочее, что свойственно подвизающимся. Итак, если я тружусь ради вашего блага, то насколько более вы должны трудиться?

силою Его, действующею во мне могущественно.

Сказав: "тружусь" , показывает, что и это дело Божие. Ибо подающий мне силы для этого, очевидно, этого желает. Потому и в начале сказал: «волею Божиею Апостол» . Показывает этим также и то, что против него воюют многие. Ибо тогда сильнее проявлялась бы сила Божия, когда противников было бы много.