Богоявленский монастырь расписание богослужений. Собор богоявления господня богоявленского монастыря на никольской. Школа братьев Лихудов

АВГАРЬ , царь едесский. Рассказ о жизни и деяниях этого царя мы заимствуем у историков восточных и главным образом от армян.

Если бы мы ограничились свидетельством одних историков греческих и латинских, мало имевших сведений о делах, происходивших в Азии, не сведущих ни в языке, ни в нравах азиатов, то могли бы даже отвергать существование этого могущественного государя, усмирившего обширную Персидскую монархию и царство Армянское. Авгарь, сын Арзама, который, захватив престол брата своего Тиграна, был утвержден императором Августом в Армении, родился за несколько лет до Спасителя мира. Его мудрость, доброта и другие добродетели дали ему имя Авакаир, что по-армянски значит «человек по преимуществу», которое греки странным образом обезобразили под именем Авкаир или Ав-гарь.

Древние народные предания прославляют его красоту, мужественный вид и чудеса храбрости и неустрашимости, показанные еще в юношеском возрасте . Он еще в детстве лишился своего отца Арзама, оставившего его владетелем Месопотамии и четырех Армении.

Военные дела Авгаря начались жестоким отпором Ироду, желавшему принудить Авгаря поставить его статую в храмах Едесского царства близ статуи Августа . Поражение царя иудейского привлекло к нему внимание римского императора, который думал, что эта блестящая победа подаст мысль о возмущении против Рима и о приобретении совершенной независимости. Авгарь, опасаясь пришествия римских войск, понял, что должен отправиться в Рим и дать отчет императору в своем поведении.

В Риме он был три года. Здесь он возобновил союз с империей и возвратился в свое отечество с честью и уважением. По прибытии в Низиб царь едесский начал полезные работы: воздвигнул великолепные здания и построил в Месопотамии город Авгарьзат. Потом перенес свою столицу в Едессу, которую восстановил и укрепил.

Смерть Арзавира, царя персидского, бросила семя раздора между тремя его сыновьями, из которых каждый присваивал себе право наследства. Авгарь избран был судьей в этом деле и принял сторону старшего сына, Артака. Суд его добровольно был принят всеми партиями, и спокойствие восстановилось в Персии.

Между тем завистливые царедворцы римского двора чернили поведение Авгаря перед императором Тиберием (Тиверием), представляя его князем беспокойным и честолюбивым, который с намерением производил раздоры в Персии, чтобы отделить ее от Римской империи. Ирод Антипатр вознес на него другое, равно несправедливое обвинение. Для оправдания себя Авгарь посылал своего поверенного Ананию к полководцу Марину, находившемуся тогда в Палестине.

По возвращении из Иерусалима Анания рассказал ему все, что слышал о Мессии, который проходил Иудею, делая добро. Рассказ о Его чудесах удивил царя, который увидел в Нем Сына Божия. Эти чудеса, говорил он, не во власти человека; власть воскрешать мертвых принадлежит только одному Божеству. Около этого времени царь поражен был ужасной болезнью.

Врачи без успеха истощили все свое искусство. Наконец царь решился обратиться к Мессии, в надежде получить от Него исцеление, и написал к Нему следующее письмо: «Авгарь, сын Арзама, князь едесский, Иисусу-Спасителю и благодетелю, недавно появившемуся в Иерусалимской стране, приветствие! Я слышал о Тебе и о исцелениях, производимых Твоими руками, без всякого лекарства; говорят, что Ты даешь слух глухим, зрение слепым, заставляешь ходить хромых, изгоняешь злых духов, даруешь здоровье расслабленным и воскрешаешь мертвых. Узнав об этом, я подумал, что Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий, почему и прошу Тебя прийти и исцелить меня от болезни, которой давно страдаю.

Я узнал также, что иудеи ненавидят и преследуют Тебя. Мой город хотя небольшой, однако ж довольно удобен и может быть достаточным для нас обоих!» Податели письма нашли Иисуса Христа в Иерусалиме, что показывают евангелисты, говоря, что «некоторые язычники искали Его». Иисус Христос, получив это письмо, не пошел в Едессу, но написал Авгарю следующий ответ: «Блаженны те, которые не видят и веруют в Меня.

Ибо обо Мне написано, что те, которые видят, не веруют в Меня, а те, которые не видя веруют в Меня, и получают жизнь . Ты просил Меня прийти к тебе; но Мне должно исполнить то, для чего Я послан. По исполнении же Я отойду к Пославшему Меня и пошлю к тебе одного из Моих учеников, чтобы он исцелил твою болезнь и дал жизнь тебе и всем находящимся с тобой».

Авгарь получил это письмо от Анании, который в то же время вручил ему образ Спасителя, сохраняемый в Едессе и доселе. По вознесении Иисуса Христа Фома, один из двенадцати апостолов, послал Фаддея, одного из семидесяти двух учеников, в город Едессу для исцеления и просвещения Авгаря. Фаддей остановился в доме Товии, князя иудейского, говорят, происходившего из фамилии Пагратидов, сохранявшего закон Моисеев среди язычников и обращенного впоследствии ко Христу.

Скоро весть о нем распространилась во всем городе, и лишь только Авгарь узнал о нем, то сказал: «Это тот, о котором мне писал Иисус» . Он просил его к себе, и когда Фаддей вошел в дом, лицо его показалось лучезарным Авгарю, который, встав со своего трона, пал ниц и сказал: «Если ты ученик блаженного Иисуса, то можешь ли исцелить меня?» Фаддей отвечал: «Если ты веруешь во Иисуса, Сына Божия, то твоя молитва будет услышана». Авгарь сказал ему: «Верую в Него и Его Отца и посему-то хочу идти с войском для истребления иудеев, распявших Его».

Тогда Фаддей просветил его и весь город; потом, возложив на него руки, исцелил его, так же как и Авдию, одного из вельможей двора . Авгарь и весь город уверовали в Иисуса Христа. Врата храмов были заперты, и идолы ниспровержены.

Авгарь умер, благословляемый своим народом, достигнув глубокой старости. Эти свидетельства взяты нами у Моисея Хоренского, древнейшего из армянских историков. Вслед за приведенными нами письмами он сообщает нам другое письмо к императору Тиберию, в котором Авгарь жалуется на нечестивый поступок иудеев. Тиберий отвечал ему, что он хочет наказать их, но смерть помешала исполнению его намерения.

Давно хотел написать подобный пост, но френд Руслан Давидов опередил.

Когда уважаемые армяне рассказывают вам, что Армения - первая в мире страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, это, мягко говоря, неправда. Первым в мире христианским государством стала ассирийская Осроена (по ассирийски Бет - Осройо ) во главе с царём Абгарем V Уккамой , с чьим именем связана история о Нерукотворном Образе Иисуса Христа . Даже историки, скептически относящиеся к рассказу церковного историка Евсевия Кесарийского, относят христианизацию Осроены ко временам Абгаря IX Великого , правившего веком ранее крещения армянского царя Тиридата Великого.

Армянская фреска с изображением св. Абгара

Разоблачению этого мифа и посвящен пост Руслана Давидова. Оригинал .

Миф об армянстве ассирийского царя Абгара Укамы, который по церковному преданию первым из царей принял христианство, свое начало берет от Мовсеса Хоренаци, как его еще называют - Геродот армянской истории. В его труде "История Армении" царь Аршам назван отцом Абгара.

Но история знает двух царей Армении с именем Аршам. Это
Аршам I (ок. 240 до н. э.), который первым из армянских царей стал чеканить монеты и его преемник Аршам II (ок. 230 до н. э.). Как видим оба царя жили за два столетия до царя Абгара и, как минимум близких родственных связей иметь не могли.

Дело в том, что Мовсес Хоренаци имя Аршама связал с царем Абгаром по недоразумению:

« Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Черный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн - «черный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», т. е. Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы предшествовал Аршам. К этому, однако, мы должны добавить, что имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имен армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший городя Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. »

****
«В работах Ю. Веселовского (1900 г.)58 и Гарегина Левоняна (1941 г.)1 театр в Северной Месопотамии рассматривается как армянский античный: театр, а сам Абгар Укамо — как армянский царь, один из преемников Тиграна и Артавазда.
Леон Калантар в рецензии на книгу Гарегина Левоняна справедливо возразил против этой точки
зрения, указав, что Абгар давно уже признан сирийцем, а его театр — явление сирийской культуры1. »

В недавно обнаруженом месте погребения царской династии в Замке Урфы (Эдессы) содержится надпись на ассирийском языке «Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы»
http://www.bnetha.org/news/2016-07-10-267

Примечательно, что в надписи он назван царем Эдессы, а не Армении, как у Мовсеса Хорненаци.

АВГАРЬ - имя или, быть может, титул целого ряда царей, царствовавших в течение трех с половиною веков до 270 г. по Р. Хр. в Осроене, северо-западной части Месопотамии с её столицей Едессой. О пятнадцатом из этих царей или топархов, Авгаре V Черном (дважды царствовавшем с 4 до Р. Хр. по 7 по Р. Хр. и 13-50) Евсевий Кесарийский рассказывает (Церковная История I, 13), что, ужасно страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, он послал к Нему письмо, в котором, исповедуя свою веру в Его мессианство, просил Его прибыть в Едессу и помочь ему. Письмо гласило так: «Авгарь Чёрный Иисусу, доброму врачу, явившемуся в стране Иерусалимской. Господин мой, привет Тебе! Я слышал о Тебе и о Твоих исцелениях, которые Ты совершаешь без лекарств и без врачебных трав; и, по Твоему слову, даешь зрение слепым, и способность ходить расслабленным. Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь бесноватых и воскрешаешь мертвых. Когда я узнал о Тебе все это, то помыслил, что или Ты Бог, сошедший с неба для совершения сих дел, или Ты Сын Божий, совершающий все эти дела. Посему я написал Тебе, чтобы просить Тебя придти ко мне, дабы исцелить болезнь, от которой стражду я. Я узнал, что иудеи ропщут против Тебя и хотят сделать Тебе зло. Я владею небольшим, но хорошим городом, которого будет достаточно для нас обоих». На это письмо Авгаря Иисус Христос, по Евсевию, дал письменный ответ, который гласил: «Блажен ты, поверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо написано обо Мне, что видящие Меня не будут веровать в Меня, и не видящие уверуют в Меня. Что касается того, что ты в твоем письме просишь Меня придти к тебе, то дело, для которого Я послан здесь, уже окончено, и Я восхожу к Отцу Моему, Который послал Меня (у Евсевия: необходимо, чтобы Я закончил здесь всё, для чего Я послан, и, совершив это, Я взойду к Пославшему Меня). Когда Я взойду к Нему, то пошлю к Тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни, которою ты страдаешь, и доставит жизнь тебе и твоим». Оба эти письма Евсевий, по его сообщению, нашел в архивах Едессы и буквально перевел с сирийского текста, и прибавляет, на основании тех же источников, что в Едессу послан был ап. Фомой Фаддей, один из семидесяти, который исцелил царя и проповедовал там христианство. В пятом столетии Моисей Хоренский повторяет этот рассказ в своей Hist. Arm., 2, 30-33, и прибавляет, что Христос послал Авгарю и Свой портрет, что Авгарь писал о Христе императору Тиверию, царю Ассирии Нерсесу и царю персов Ардаху, и проч.

Этот простой рассказ в других позднейших документах начинает заметно осложняться и расширяться вариантами и прибавлениями; писатели стараются восполнить пробелы истории, точнее излагая события, даты и имена. Армянский перевод, в свою очередь, приспособляет имена и факты к языку и истории страны. В последующих греческих рассказах письмоносец называется Ананией, Фаддей становится ученым иудеем едесским, и его деятельность простирается от сирийцев на армян и халдеев. Он отправляется в Амид (Диарбекир), и возвращается в Берит (Бейрут). По свидетельству «Берешид Рабба», во времена Спасителя, иерусалимские иудеи, особенно Гамалиил, находились в дружественных отношениях, с царями Адиавены из фамилии Изаты. Один царь этого имени, сын Елены адиавенской, был обращён в иудейство одним иудейским купцом, по имени Ананией (cp. Иосиф Флавий, Древности Иудейские, 20, 2). Иудеи Палестины и Антиохии, действительно, вели оживленную торговлю шелковыми материями с этими странами, и караванная дорога тогда, как и теперь, шла чрез Едессу и Береджек. Письмо Иисуса Христа сохранялось в Едессе. Этот автограф, написанный по-сирски на пергамене, в 422 г. Геджры, был перенесен в Константинополь и положен в сокровищницу. С него делались переводы греческие и арабские. Оба письма читались в церквах, вследствие чего они встречаются и в богослужебных книгах. Они проникли также и в некоторые латинские церкви; но декретом папы Геласия отнесены были к числу апокрифов. По свидетельству последующих писателей, как Кедрен, Никифор Каллист, Ордерик, Виталий, Иисус Христос не только написал, но и запечатал Свое письмо. Армяне считают Авгаря Чёрного своим соотечественником и от него именно производят свою церковь.

С историей этой переписки связывается еще сказание о «Нерукотворенном образе» Иисуса Христа. По этому преданию, передаваемому св. Иоанном Дамаскиным, в его «Точном изложении веры», Авгарь послал живописца снять изображение с Господа. Но так как, вследствие чудесного сияния от лика Христа, он не в состоянии был снять с Него портрета, то Спаситель сам взял полотно и, приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нём божественным отображением. Тоже предание уже с подробностями встречается у писателя X века Константина Порфирородного, который, по его собственному свидетельству, заимствовал это сказание из письменных памятников и устных преданий. На востоке предание это утвердилось в этой именно форме, но с переходом на запад подверглось значительным искажениям, так что личность Авгаря прямо смешивается с Тиверием и другими римскими императорами. О судьбе «Нерукотворенного Образа» будет сказано подробнее под этим словом.

Что касается исторического значения сказания, то, несмотря на широкую распространенность его на Востоке и на Западе, оно все-таки скоро встретило себе и сильных противников. Подлинность приписываемого Христу письма отвергал уже блж. Иероним (In Iesech. 14, 30). Прокопий, во II веке, также выражал сомнение касательно его. В настоящее время в этом отношении в критике господствует отрицательное воззрение, по которому приписываемые Авгарю и Иисусу Христу письма составляют позднейшее произведение. По исследованию оказывается, что письма эти составлены из мест, заимствованных из Евангелий, и особенно письмо Авгаря воспроизводит текст согласно с «Диатессароном» Татиана, где сочетаются два стиха: Матф. 11, 5, и Лук. 7, 21. На это указывают также и встречающиеся анахронизмы в сказании, как упоминание о Тиверие, как правителе страны, между тем как Осроена пользовалась независимостью до 216 г. по Р. Хр. Очевидно, такие ошибки могли быть допущены лишь потому, что прошло уже значительное время с той эпохи, когда совершались рассказываемые события. Первым христианским царем Осроены был Авгарь IX (179-214), которого впоследствии стали смешивать с его соименником, Авгарем V, современником Христа. Правда, христианство насаждено было в Едессе еще раньше официального обращения этого царства. До 170 г. христианская община там была настолько важна, что в Едессе именно составлен был сирийский перевод Пешито и, быть может, также «Диатессарон». В то же время там имели своих приверженцев маркиониты, валентиниане и другие гностические секты. Цари Едессы отказались от язычества, во всяком случае, не раньше, как через 170 лет после времени, указываемого в сказании. Авгарь IX Великий пользовался доверием Севера, и с честью был принят этим императором в Риме около 202 г. Без сомнения, во время этого путешествия на Запад, он познакомился с христианством и принял его. У него гостил Юлий Африкан; он любил литературу и науки; поощрял Вардесапа и первых сирских писателей; установил благодетельные законы; поднял Едессу из развалин, и увековечил свою память важными сооружениями, следы которых долго существовали потом. Благодаря ему, Едесса получила важное значение на всем востоке и потому занимает первое место в летописях Сирии. "Когда она сделалась крупным христианским центром страны в области Евфрата, то в народном сознании естественно явилась воплотившаяся в предании мысль, что Едесса получила особое благословение от Самого Спасителя, еще при его жизни, и была осчастливлена тем, что евангелие ей возвещено было непосредственно одним из апостолов, и это предание перешло к будущим векам в виде сказания о Авгаре, которое получило особенную известность во всем христианском мире.

Но хотя на западе уже рано установилось отрицательно критическое отношение к этому предмету, однако и там не было недостатка в ученых попытках доказать подлинность писем Авгаря и Иисуса Христа. Так подлинность этих писем защищали Велте в Tub. theol. Quartalschrift. 1842, и Ринк в Zeitschrift, f. d. hist. Theologie, 1843 (см. Lysius, Die edessenisehne Abgar-Sage. Braunschweig, 1880). Обстоятельное исследование вопроса см. в ст. А. Л. Катанского, «Сказания о нерукотворенном образе Спасителя» (Христ. Чтение 1874 г. № 3). См. также ст. „Авгарь, Едесский владетель“ („Хр. Чтение“ 1834, III).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стлб. 96. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г. Орфография современная.

Необходимо побеседовать именно о самой благодати бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Иисусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Иисусу умоляющее послание, говоря в нем так: «Я слышал о тебе, господи, и о твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым — прозрение, хромым — возможность ходить, глухим — слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам твоим, ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал, и понял сердцем своим, что ты один из двух, сошедший с небес, и что ты — Сын божий. Слышу же и то, господи, что иудеи ропщут на тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».

Говорит Иисус Анании, посланному Авгаром к Иисусу: «Знай впредь, за то, что, не видев меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит мне взойти туда, откуда я снизошел. И вот, пошлю я к тебе одного из учеников моих — Фаддея, дабы недуг твой он исцелил».

Когда Авгар услышал такие слова, он послал писца, искусного в писании икон, в Иерусалим, дабы он написал образ Иисусов тайно на плащанице. И пришел Лука в Иерусалим, и вошел в собрание, где Иисус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Иисусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое божественное Слово. Однако тайноведец происходящее тайно сделал явным. И тотчас Иисус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара».

И вошел Лука в собрание, и отдал Иисусу плащаницу. И тотчас воды попросил Иисус и омыл пречистое и божественное свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его Иисус Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар болящий на одре шесть лет. И отправились Лука-посол с Фаддеем, неся нерукотворенный образ. И пришли они в место, называемое Иераполь, и остановились за городом в гостинице. И опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес, и встал над тем местом, где был спрятанный образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. Фаддей же и Лука быстро взяли образ Господень и отправились в путь свой. Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней. Они же, горожане, взяв этот отпечаток, понесли в город. И когда они вошли в городские ворота, вот, стали собираться слепые, хромые, бесноватые и прокаженные, кричащие и взывающие: «Иисус, Спас бога вышнего, помилуй нас!» И, прикасаясь к подобию образа Господня, получали исцеление. Когда же увидели горожане те преславное это чудо, то прославили всемилостивого бога и уверовали в святую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда же Фаддей с послом подошли к городу Эдессе и были за версту от него, появился некий хромец ползающий и, увидев апостолов господних, закричал, говоря: «Помилуй меня!» И прикоснулся апостол господень, который нес образ господень, к нему, и тотчас же вскочил хромой и побежал быстро в город впереди апостолов. И, увидев его, все горожане дивились, говоря: «Не это ли сын той вдовицы, что ползал на коленках?» Одни говорили: «Он», а другие: «Похож на него». И быстро доложили о нем князю Авгару. И он призвал его к себе и спросил его: «Кто тебя исцелил?» Ответил юноша, сказав: «Когда я был за версту от города и просил у прохожих милостыню, некий человек шел по дороге с другом. Я стал просить у них милостыню. И один из них прикоснулся ко мне, и, вскочив, я выздоровел совсем, каким ты меня и видишь». Авгар же подумал, что это — Христос, и послал множество слуг навстречу. И идя, они встретили апостолов, несущих образ Спасов нерукотворенный. И когда они пришли в палату к Авгару, где он лежал на одре немощный шесть лет, Авгар, увидев убрус, на нем образ Иисуса Христа, тотчас захотел от радости как бы привстать с одра, на котором лежал. И тут же вскочил с одра и сделался здоровым в один миг всем телом, как будто и не болел никогда. И он освободился от неисцелимых страданий, и пал пред пречистым образом, и стал с любовью класть поклоны. И потом сказал Авгар апостолу Фаддею: «Что мне следует делать?» И сказал ему апостол: «Крестись!» И он крестился в граде Эдессе с женою и с детьми, и всех, относящихся к дому его, крестил апостол. И весь город его крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пречистую же ту и чудную плащаницу, на которой образ Христов, князь Авгар повелел над вратами городскими, оборудовав почетное и хорошо сделанное место, устроить. Он отдал приказ, чтобы всякий человек, входящий в город или выходящий, сперва святому и честному образу поклонился, а потом вошел в город или вышел, написав так над ним: «Владыка многомилосердный, Христос, боже наш, надежда для всех стран света, помилуй нас, ибо в тебя веруем. Всякий, надеящийся на тебя, не ошибется в ожиданиях».

Потом же, когда прошло много лет, некий идолопоклонник стал властителем града того; он захотел божественную икону ту Христову уничтожить, поставив вместо нее бесовское изваяние мерзких идолов. Узнав об этом, епископ града того задумал замысел. Поскольку место было округлым, как бы в виде каменного свода там, где был образ Спасов, то епископ ночью, когда никто не знал, зажег светильник пред божественным образом и заложил кирпичом. Плитами и известью снаружи изображение иконы он оградил и сделал стену ровной. И поскольку невидимой стала икона, отступил от умысла нечестивый. «Почему, — сказал он, — невидимо стало такое сокровище?»

Потом же, через много лет, пришли персы и захотели взять Эдесский град штурмом. Горожане же возопили к богу со слезами, прося милости и помощи у него. И тотчас вскоре освобождение обрели. В одну из ночей Евлалию, епископу того града Эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворенный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный и горящий светильник. На кирпиче же, заложенном для сохранения иконы, другое изображение, не отличимое от первого, запечатлелось. О чудо! За столько лет светильник тот не угас, а сокровище то не было обнаружено. Когда же епископ взял пречистую икону и встал над вратами града и воздел руку вверх, держа в руке тот честной и нерукотворенный образ Христов, как будто огнем стали гонимы персы. И так пострадав, посрамленные персы отступили от града Эдесского. Одни умерли, другие были побиты.

Но была Божия воля, чтобы сей святой образ господень пребывал в славном и богохранимом граде Константинополе. Бывший тогда у власти Роман, греческий царь, послал две тысячи литр злата и десять тысяч серебра и двести сарацин, мужей знатных, к владельцу Эдесского града, чтобы он послал к нему пречистую ту икону, образ Господень, и долговременный мир он даст ему, если получит желаемое. Царь послал в Эдесский град за изумительным, и чудным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игумнов, и черноризцев, и монахов, кто же может назвать число. И придя в Эдесский град, взяли тот пречистый образ Господень, со слезами умоляя, и псалмами, и песнями взывая: «О владыко, господи, помилуй!» И когда они приблизились к греческой стране, стало известно царю и патриарху, что уже приблизились они с образом нерукотворенным. Вышел царь со всеми сановниками, и патриарх со всем клиром, и весь народ — бесчисленное множество мужчин и женщин. Покрыли море корабли со свечами и воскурениями благовонными. И когда сошлись, стали возглашать они: «Слава тебе, многомилостивый владыка, пожелавший прийти к нам, недостойным рабам твоим! Слава тебе, прещедрый господи, давший возможность нам грешным поклониться пречистому образу твоему! Слава, Христос, твоей воле, ибо устраиваешь все на пользу и для спасения рода человеческого!» И когда вошли все в город, понес патриарх над головой ковчег златой, в котором было сокровище дороже всего мира. Народ же, идущий вослед, возглашал: «Господи, помилуй!» А другие пели песнопения различные: «Христос приходящий явственно бог наш!» Иные громогласно возглашали: «Радуйся, град Константина! Вот царь, избавитель твой пришел. Не на осленке, как прежде, в Иерусалим, ныне же на пречистой иконе, желая спасти нас от заблуждения злых идолов». Многие же больные без числа исцеление обрели: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые быстрее серны стали бегать, немые заговорили, и все бесноватые исцеление обрели. Все же возглашали громким голосом: «Прими, — говорили, — град Константина, славу и радость. И ты, Роман — царь Багрянородный, царство свое упрочь!» И вошли в церковь Премудрости Божией в 16 день августа, и это сокровище честное приняли. Ему же царь, и святитель, и просто все множество с радостью поклонились и, поцеловав, положили в раке златокованой. И отсюда — светлое торжество пришествия божественному изображению богочеловеческого образа Христа, истинного бога нашего, совершая, празднуем, славу ему воссылая с Отцом и Святым Духом.