Сущ пишется раздельно. Как пишется «не» с существительными? Общие правила написания сложных слов

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

Конспект урока по русской литературе 9 класс.

Тема. «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Цели. Познакомить учащихся с сюжетом и идейно-художественными особенностями поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Проследить, как происходят поиски утраченной гармонии и борьба добра и зла в душе главного героя.

Развивать умение работать со статьей учебника, с текстом произведения, анализировать, делать выводы, давать монологический ответ.

Развивать коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать собственную точку зрения, создавать иллюстрации к произведению.

Способствовать воспитанию нравственности, любознательности, ответственности.

Предупреждать переутомление учащихся. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Ход урока.

I . Организационный момент . Цель – создание положительного настроя. Осмысление темы, постановка целей.

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и тема нашего урока «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Прочитайте внимательно тему, определите ключевые слова и задайте вопрос, на который мы должны будем ответить.

    Почему Демон ищет утраченную гармонию с миром?

    Как происходит борьба и зла в душе Демона?

    Удается ли Демону обрести гармонию с миром? Почему?

Словарная работа . Цель – объясняем значение ключевого слова.

Гармония – согласие, взаимопонимание.

II . Подготовка к усвоению новой темы, активизация знаний учащихся.

Давайте вспомним, был ли сам М.Ю. Лермонтов в гармонии с окружающим миром? Назовите характерные черты личности поэта.

(Тоска, одиночество, разочарованность, жажда любви, взаимопонимания, гордость, беспокойство, насмешливость).

Слово учителя.

М.Ю. Лермонтов в течение всей своей жизни стремился к обретению гармонии с миром. Это нашло отражение в его творчестве (вспомните программное стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»). Один из современников Лермонтова отмечал, что было в поэте что-то демоническое. И это не случайно. Образ Демона – любимый образ Лермонтова. Он занимался его разработкой в течение всей своей жизни. Вопросы жизни и смерти, добра и зла всегда волновали поэта.

В его душе постоянно жило стихотворение А.С. Пушкина «Демон», опубликованное в литературном альманахе «Мнемозина», в 1824 году. У Пушкина Демон – «злобный гений» навещал его (уже в прошлом), н лово учителя.отравил. Пушкин видел в нем врага и не попыталсяприблизиться к не. пушкина жны будем ответить.

егой ответ о перестал. И души его не отравил. Пушкин видел в нем врага и не попытался приблизиться к нему, понять его. Лермонтов не отпустил его просто так. Ведь если это и враг, то особенный. Поэта волновал вопрос: Только ли ненависть стоит за таким страшным всеотрицанием? Лермонтов размышлял о том, как страшно быть изгнанным на землю, навек, и ничего не любить на ней. Образ Демона стал его двойником, частью его самого.

Составление кластера.

Давайте и мы определим для себя: кто такой Демон? Какие ассоциации у вас вызывает это понятие.

злой дух ад падший ангел рай зло

    

дьявол Демон коварство

    

власть разрушение небо искушение Бог

Таким образом, наши представления о Демоне связаны с такими понятиями, как ….

Познакомившись с поэмой, мы сравним, как представил и развил образ Демона М.Ю. Лермонтов.

III . Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника.

Давайте сначала познакомимся с историей создания поэмы. Задание: прочитать статью учебника, заполнить таблицы.

1829 ……

1837 …....

1838…….

1840……

1842……

1856……

1860……

Фольклорные мотивы (источники).

………. …….. ……

(Легенда о злом духе Гуда). (Легенда о прикованном к скале Амирани). (История с Храмом Святой Троицы).

2 . Ответы учащихся.

3. Сообщение ученика об истоках сюжета. Учебник стр. 121-122.

    Библейский миф.

    Произведение «Каин» Д.Г. Байрона.

    «Фауст» Гете.

Лермонтов развивает тему, рисует свой образ Демона.

4 . Работа с текстом произведения. (Реализация домашнего задания).

Дать характеристику Демону, рассказать об его истории.

    Где обитает Демон? О чем вспоминает? Каковы его занятия? Ч 1 (1, 2) стр. 183-184.

    Как Демон относится к природе? Ч1 (3, 4) стр. 184 – 185.

    История Демона Ч 2 (10) стр. 201 «какое горькое томление…»

    Опишите портрет героя Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (16) стр.210.

(В поэме нет прямой портретной характеристики демона, в тексте лишь рассыпаны отдельные детали, подчеркивающие его фантастичность, растворенность в мире природы и выделяющие какие-то человеческие черты).

    Нарисуйте иллюстрацию, которая позволила бы представить место обитания Демона. Используйте ту цветовую палитру, которую создает в поэме автор.

Особая цветовая палитра космического фона: синева вечного эфира, лиловая чернота громовых туч. Доминирующие цвета – черный (20 употреблений), красный (20 употреблений), синий (20 употреблений). Синий уравновешивает черный и красный, обозначает пространство, где происходит столкновение добра и зла.

5. Ответы учащихся, представление творческих работ.

6. Представление слайд-шоу.

. Многие художники иллюстрировали произведение М.Ю. Лермонтова «Демон», но наиболее известны работы Михаила Александровича Врубеля. Посмотрите, каким он представил Демона

Физминутка. Встать, обратить глаза вверх, потянуться и представить, что вы часть огромной Вселенной.

    Беседа.

Почему же Демон ищет утраченную гармонию с миром?

(Демон отвергнут Богом, обречен на вечное одиночество. В его душу вошло зло и стало им управлять. Демон хочет вернуть гармонию, избавиться от одиночества).

Какое чувство может возродить Демона? (Вспомните Евгения Онегина).

Любовь – самое естественное и гармоничное чувство.

Демон влюбляется в Тамару, начинается борьба добра и зла. Как это происходит? Что побеждает?

    Работа с текстом произведения. Самостоятельная работа.

Проследить, как происходит борьба зла и добра на протяжении следующих сюжетных событий.

    Демон видит Тамару. Ч 1 (9) стр.188.

    «Коварная мечта Демона» Ч 1 (11) стр. 189 – 190

    Демон утешает Тамару, описывает природу. Ч 1 (15) стр. 192 – 193.

    Как Демон влияет на Тамару? Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (1,2,5, 7).

    Сразу ли Демон решается забрать душу Тамары? Ч 2 (9).

    Может ли Тамара возвратить демона небесам? Как он об этом говорит? Верит ли в это? Думает ли при этом о Тамаре? Ч2 (10) «О1 выслушай…», «Зачем, красавица…» Сочувствует ли ему Тамара? Чего требует от Демона?

    В чем состоит обещание Демона, его клятва?

    Какова была бы жизнь Тамары, если бы она осталась с демоном? Что он ей обещает?

    Каким предстал Демон перед ангелом и Тамарой? Какие чувства охватывают его? Почему Тамара не осталась с Демоном? Ч 2 (11, 14).

    Мог бы Демон изменить свое существование? Что побеждает в его душе?

    Можно ли обрести гармонию с миром, причиняя другому Зло?

    Написание эссе.

Мы проследили, как происходит борьба добра и зла в поэме. Нам предстоит ответить еще на один вопрос: Почему Демону не удается обрести гармонию с миром?

    Зачитывается 1- 2 работы.

IV . Обобщение, подведение итогов. Выставление оценок.

Достигли ли мы поставленной цели? Ответили на вопросы, обозначенные в начале урока?

V . Домашнее задание . Выучить наизусть понравившийся фрагмент произведения.

Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.

Слитно: можно ли обойтись без «не»?
Вот условия слитного написания:
  • отбросив «не», получаем несуществующее слово: нелепость, негодование, небылица ;
  • можно подобрать синоним без «не» и заменить существительное без потери смысла предложения: нескромность – синоним хвастливость, хвастовство ; несчастье – синоним беда, горе ; неприятель – синоним враг, противник .
Слитно: качественные характеристики
Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса .

Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».

Слитно или раздельно: противопоставление
Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.

  • Химический элемент сера – неметалл .
  • Это не металл , а очень твердое дерево .
Если противопоставления в предложении нет или его невозможно подобрать, выбираем слитное написание. В случае несоответствия продукции указанным характеристикам требуйте возврата денег .

Слитно или раздельно: по смыслу
Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.

  • Мы вели обстрел позиций неприятеля . Слово неприятель всегда имеет значение враг . Подразумевая именно это значение, вы выберете слитное написание.
  • Он мне не приятель . Вы не называете человека своим врагом – лишь хотите подчеркнуть, что вы с ним не знакомы, что приятельские отношения невозможны, или отрицаете факт дружбы с человеком.
Особо стоит выделить вопросительные предложения с окончанием типа «не правда ли?». Мы можем предположить, что это словосочетание пишется слитно – но его невозможно заменить синонимом без «не» ­(ложь ), иначе получится так, как мы никогда не говорим: ложь ли ? Поэтому пишем раздельно.

Сравните эти примеры.

  • Все, что он рассказывал – неправда ? Здесь подразумевается, что информация была ложной, недостоверной. Кстати, можно легко подобрать синоним без «не», и смысл не изменится. Все, что он рассказывал – ложь ?
  • Разве то, что я сказал, не правда ? Здесь подчеркивается справедливость высказывания, говорящий ищет поддержки, подтверждения своим словам.
Раздельно: усиление отрицания
«Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
  • «далеко не»;
  • «вовсе не»;
  • «ничуть не»;
  • «абсолютно не»;
и тому подобные, усиливающие значение отрицания. Вовсе не скромность заставила его промолчать .

Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.

Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

Раздельное написание

Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

  • Это не грусть была в его глазах…
  • Еще не вечер.
  • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

Слитное написание

Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

  • Существительное без «не» не употребляется - небылица, невежда, негодяй.
  • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется - недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
  • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
  • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

Сложные ситуации

В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

  • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
  • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе - тоже).
  • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
  • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

Не пишется с существительными слитно:

а) если существительное не употребляется без не : неряха, невзгоды, невежда, невесомость, не­верие;

б) если не служит для образования нового сущест­вительного, которое можно заменить близким по смыслу
словом или выражением: неправда (ложь), недисциплинированность (нарушение дисциплины). В этом случае не является приставкой.

Не является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда, а ложь. - Это не правда (а что?).

Как отрицательные, включая в свой состав не, употребляются частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не (в значении «отнюдь не»): Это далеко (от­нюдь) не правда.

Правописание сложных имен

Существительных

Общие правила написания сложных слов:

1. В сложных словах в качестве соединительных
гласных употребляются буквы о и е . После основ на
твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о.

Например:

мировоззрение
вольнолюбивый

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишет­ся буква е.

Например:

мореплаватель

краеведение

пешеход
птицеводство

синеглазый

большекрылый

В немногих сложных словах согласный звук первой
основы отвердевает, поэтому пишется соединительная
гласная о.

Например:

баснописец

кровообращение

В отдельных случаях в первом слове сложного суще­ствительного сохраняется окончание именительного падежа.

Например:

времяпрепровождение

времяпро­вождение

времяисчисление

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного
падежа.

Например:

пятилетка (пяти лет)

одиннадцати­метровый (одиннадцати метров)

сорокаминутный (со­рока минут)

Числительные сто и девяносто, входя в состав слож­ного слова, не изменяют своей формы.

Например:

столетие

девяностолетие

С буквой о пишется и слово сороконожка. Числительное тысяча, входя в состав сложных слов, имеет соединительную гласную е.

На­пример:

тысячелетие

3. Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно.

Например:
нефтегазодобыча

пятидесятилетие

хлебозавод

двухмиллиметровый

Примечание : Слова на -ификация (электрификация, гази­фикация, классификация и т.д.) не являются сложными. Они об­разованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с бук­вой и .

Сравните: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электро­воз, газотурбина.

4. Сложные слова могут быть образованы соедине­
нием корня пол- (половина) и существительного в роди­тельном падеже.

Например:

полсуток

пол-арбуза

После корня пол- ставится дефис (черточка) перед гласны­ми, всеми прописными буквами, а также перед соглас­ной л.

Например:

пол-озера

пол-Киева

пол-лимона

Перед остальными согласными дефис не ставится.
Так же: полвторого, но: пол-одиннадцатого, пол-литро­вый. Но: пол земного шара.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.

Например:

полуботинки

полуавтомат

полувеко­вой

полуоткрытый

Правописание сложных имен существительных:

I.Слитное написание сложных суще­ствительных.

Слитно пишутся;

1) сложные существительные со второй частью на -град, -город.

Например:

Ленинград

Белгород

2) сложные существительные с глагольной первой частью на и.

Например:

горицвет

держидерево

держиморда

вер­тишейка

вертихвостка

скопидом

сорвиголова (но: пе­рекати-поле)

3) сложные существительные с первой частью, со­стоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т.п.

Например:

авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеха­ника, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия, метео­сводка, микробиология, неоколониализм, телеантенна, фотолаборатория, радиотелеателье (слитное написание не зависит от количества таких элементов в слове)

Примечание : Если в сложных существительных при одина­ковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис.

Например:

радио- и теле­ателье

шарико- и роликоподшипники (шарикоподшипники, роликоподшипники)

авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки)

4) сложносокращенные существительные разного
типа.

Например:

втуз

местком

партсобрание
замдекана

завкафедрой

(Внутри сложносокращенных слов точки не ставятся).

II. Написание сложных существитель­ных с дефисом.

С дефисом пишутся:

1) сложные существительные, обозначающие поли­тические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т.п.;

2) сложные существительные, обозначающие едини­цы измерения: человеко-день, грамм-молекула, кило­ватт-час ит.п. (но: трудодень); сложные существительные, обозначающие про­межуточные стороны света: северо-восток, юго-запад, зюйд-вест;

3) существительные, имеющие в первой части ино­язычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвар­дия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»);

4) сложные существительные, образованные из це­лых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.