На каком языке говорят индейцы. Этнографические очерки. Индейцы. Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Индейских языков часто делят на 3 части: Северную Америку (США, Канада), Мезоамерику (Мексика и Центральная Америка) и Южную Америку. Разнообразие индейских языков велико, указать их точное число и составить исчерпывающий список трудно. Во-первых, значительно различаются современная и доколонизационная языковые картины. Предполагается, что до европейской колонизации в Северной Америке было около 400 языков, а в начале 21 века здесь их осталось немногим более 200. Многие языки исчезли раньше, чем были зафиксированы. На языковых картах Америки есть белые пятна, никакая информация о которых уже не может быть получена. С другой стороны, такие языки, как, например, кечуанские языки, за последние столетия многократно расширили территориальную и этническую базу своего распространения. Во-вторых, многие языки, особенно в Мезоамерике и в Южной Америке, плохо документированы. В-третьих, во многих случаях не решена проблема разграничения языка и диалекта.

Языковая ситуация по регионам распространения индейских языков различается. В Северной Америке преобладают небольшие языковые группы по несколько тысяч или даже сотен человек. Есть лишь несколько языков, на которых говорят десятки тысяч человек, в том числе навахо, дакота, кри, оджибва, чероки. Многие индейские племена в 18-20 веках полностью исчезли либо сохранились как этнические группы, но утратили свой язык; таких исчезнувших языков около 120. Согласно данным американских исследователей И. Годдарда, М. Краусса, Б. Граймс и др., сохранилось 46 коренных языков, которые усваиваются достаточно большим числом детей как родные. 91 языком владеет достаточно большое количество взрослых, 72 языками - лишь отдельные пожилые люди. В конце 20 - начале 21 века в ряде районов США и Канады индейские активисты и лингвисты предпринимают энергичные усилия по возрождению коренных языков. Утверждать, что процесс умирания языков остановлен, нельзя, но в ряде случаев он заторможен и есть шанс языкового возрождения.

В Мезоамерике есть ряд языков, носители которых исчисляются сотнями тысяч: отомангейский язык масауа (250- 400 тысяч) и юто-астекский язык уастекский науатль (около 1 миллиона) в Мексике, майянские языки - кекчи (420 тысяч человек) и киче (более 1 миллиона) в Гватемале, юкатекский (500 тысяч) в Мексике. Среднее количество носителей одного мезоамериканского языка по крайней мере на порядок выше, чем в Северной Америке. Однако социальный статус индейских языков в Мезоамерике довольно низок.

Для Южной Америки характерна поляризованная языковая ситуация. С одной стороны, большинство языков, как и в Северной Америке, имеют очень малое количество носителей: несколько тысяч, сотен или даже десятков человек. Многие языки исчезли (в большинстве крупнейших языковых семей от четверти до половины языков уже вымерли), и этот процесс продолжается. В то же время на коренных языках говорят свыше 20 миллионов человек. Несколько южноамериканских языков стали межэтническими языками, средством самоидентификации индейцев (независимо от их конкретного этнического происхождения) или даже целых стран. В ряде государств индейские языки приобрели официальный статус (кечуа, аймара, гуарани).

В силу огромного разнообразия языков Америки термин «индейские языки» весьма условен; вместо него иногда употребляют выражение «языки коренных американцев». В последнем случае в рассмотрение включают не только собственно индейские, но также эскимосско-алеутские языки.

Общее количество говорящих на индейских языках, по оценке на начало 21 века, составляет свыше 32 миллионов человек, в том числе в Южной Америке - около 21 миллиона, в Мезоамерике - свыше 10 миллионов, в Северной Америке - свыше 500 тысяч человек.

Американскому лингвисту Р. Аустерлицу принадлежит наблюдение, что в Америке количество генеалогических единств, в среднем приходящихся на единицу площади (так называемая генеалогическая плотность), значительно выше, чем в Евразии. По данным американской исследовательницы Дж. Николс (1990, 1992), генеалогическая плотность в Евразии около 1,3, в то время как в Северной Америке - 6,6, в Мезоамерике - 28,0, а в Южной Америке - 13,6. В Америке есть территории с особенно высокой генеалогической плотностью - так называемые замкнутые языковые зоны. Так, в Калифорнии и на Северо-Западном побережье Северной Америки, зажатых между горами и океаном, генеалогическая плотность достигает рекордных величин (в Калифорнии - 34,1). Напротив, центр Северной Америки (Великие равнины) - это так называемая протяжённая зона, там распространены лишь несколько семей при довольно большой площади, генеалогическая плотность - 2,5.

Ниже перечисляются крупнейшие генеалогические объединения индейских языков в том порядке, в каком они расположены с севера на юг. Различий между живыми и мёртвыми языками не делается; указываемое количество языков максимально приближено к ситуации до колонизации.

Северная Америка. Всего в Северной Америке известно 34 семьи, 20 изолированных языков и около 7 неклассифицированных. На-дене языки включают языки тлингит, эяк и атабаскские языки (около 40), распространённые на Аляске и в западной части Канады, на тихоокеанском побережье США (в штатах Вашингтон, Орегон и в северной Калифорнии) и на Юго-Западе Северной Америки. Близкородственны южноатабаскские (апачские) языки, к ним относится и самый многочисленный по количеству носителей язык Северной Америки - навахо. Э. Сепир относил к на-дене языкам хайда, но после многократной проверки эта гипотеза отвергнута большинством специалистов, и хайда считается изолятом. Разрабатывается гипотеза о генеалогических связях на-дене с языками Евразии, в частности с енисейскими языками.

Салишские языки (свыше 20) распространены компактно на юго-западе Канады и на северо-западе США. Их внешние генеалогические связи не доказаны. На западе их ареала находится территория чимакумских языков (2), а на востоке - изолята кутенаи.

Ареал вакашских языков (6) - на западе Канады и США, на побережье Британской Колумбии и на острове Ванкувер.

Основную часть алгских языков составляют алгонкинские языки (около 30), территория которых - почти весь восток и центр Канады, а также район вокруг Великих озёр (кроме ареала ирокезских языков) и северная часть атлантичного побережья США (до штата Северная Каролина на юге). Некоторые алгонкинские языки (блэкфут, шейенн, арапахо) распространились особенно далеко на запад на Великие равнины. По мнению некоторых исследователей, к алгонкинским языкам мог относиться ныне вымерший язык беотук (остров Ньюфаундленд). Помимо алгонкинских, к алгской семье относятся языки вийот и юрок (северная Калифорния), иногда называемые ритванскими. Многочисленные ранее предлагавшиеся внешние связи алгской семьи гипотетичны.

Сиу языки (сиуанские; около 20) компактно распространены на основной части Великих равнин, а также имеют несколько анклавов на атлантичном побережье и на Юго-Востоке Северной Америки. Внутри них самая крупная группа - языки долины Миссисипи, к которым относятся и диалекты дакота. Вероятно родство сиуанских языков с ирокезскими и каддоанскими. Другие ранее предлагавшиеся объединения сиуанских языков считаются недоказанными или ошибочными; язык ючи относят к изолятам.

Ареал ирокезских языков (около 12) - район Великих озёр Эри, Гурон и Онтарио и по течению реки Святого Лаврентия, а также южнее - атлантичное побережье США (северная группа), ещё дальше на юго-запад распространён язык чероки.

Каддоанские языки (5) имеют ряд анклавов, вытянутых цепочкой с севера на юг в ареале Великих равнин. Их родство с ирокезскими языками считается практически доказанным.

Ареал мускогейских языков (около 7) - компактный регион на Юго-Востоке Северной Америки (к востоку от нижнего течения Миссисипи, включая Флориду). Гипотеза М. Хаас (США) об их объединении с 4 другими языками того же ареала (натчез, атакапа, читимаша и туника) в так называемую макросемью галф в современной лингвистике считается несостоятельной; указанные 4 языка рассматриваются как изоляты.

Кайоватаноанские языки включают язык кайова (центральная часть Великих равнин) и 6 языков на Юго-Западе Северной Америки, представляющие культуру народов пуэбло (наряду с кересскими языками, юто-астекским языками хопи и изолятом зуни).

Выделение так называемой макросемьи пенутийских языков, предложенной в начале 20 века калифорнийскими антропологами А. Л. Крёбером и Р. Диксоном, чрезвычайно проблематично и не признаётся большинством специалистов. Внутри этого объединения наиболее вероятны генеалогические связи между языками кламат и молала (оба - в Орегоне) и сахаптинскими (Орегон, Вашингтон) [так называемые пенутийские языки Плато (4 языка)]. Правдоподобная генеалогическая связь существует также между языками мивок (7 языков) и костаноанскими (8 языков) [образуют так называемую утийскую семью (северная Калифорния)]. К пенутийским языкам относили также ещё 9 семей: цимшианскую (2 языка), шинукскую (3 языка), алсейскую (2 языка), язык сиуслау, кусскую (2 языка), такелма-калапуянскую (3 языка), винтуанскую (2 языка), майдуанскую (3 языка) и йокуцскую (минимум 6 языков). Э. Сепир также включал в пенутийскую макросемью язык каюсе (Орегон) и так называемые мексиканские пенутийские языки - семьи михе-соке языков и язык уаве.

Кочими-юманские языки (пограничный район между США и Мексикой) объединяют языки кочими (ареал - средняя часть Нижней Калифорнии) и юманские (около 10 языков; западная Аризона, южная Калифорния и север Нижней Калифорнии). Последние ранее причислялись к так называемой макросемье хоканских языков. В современной лингвистике кочими-юманские языки рассматриваются как ядро этого гипотетического объединения. Наиболее вероятны генеалогические связи кочими-юманских языков с помоанскими языками (около 7 языков), распространёнными в северной Калифорнии. Согласно современным представлениям, хоканское объединение ещё менее достоверно, чем пенутийское; в него, помимо уже названных, ранее включались 8 независимых семей: язык сери, язык уашо, салинская (2 языка), языки яна (4 языка), палайниханская (2 языка), шастанская (4 языка), язык чимарико, язык карок. Э. Сепир причислял к хоканским языкам также язык эсселен, ныне вымершую чумашскую семью и 2 языка юкийской (юки-ваппо) семьи, ранее представленной в Калифорнии.

Юто-астекские языки (60) распространены на территории Большого Бассейна, в Калифорнии, на северо-западе и в центре Мексики (в том числе астекские языки). На территории США насчитывается примерно 22 языка. Ареал языка команче - юг Великих равнин. Многочисленные внешние связи юто-астекских языков, предлагавшиеся в лингвистической литературе, недостоверны. Кочими-юманская и юто-астекская семьи - переходные между Северной Америкой и Мезоамерикой.

Ещё 17 изолированных или неклассифицированных языков и малых семей были распространены по южной периферии Северной Америки: на севере Флориды - тимукуанская семья; вдоль северного побережья Мексиканского залива - калуса, туника, натчез, читимаша, адаи, атакапа, каранкава, тонкава, аранама; далее к юго-востоку - котонаме, коавильтекский, солано, наолан, кинигуа, маратино; на самом юге полуострова Калифорния жили носители языков гуайкурийской семьи (8).

Помимо кочими-юманской и юто-астекской семей, в Мезоамерике представлены ещё 9 семей и 3 изолята. Отомангейские языки (свыше 150) распространены в центральной и южной Мексике. В их состав входят рассматривавшиеся ранее отдельно субтиаба-тлапанекские языки.

Тотонакские языки (около 10) представлены в восточно-центральной части Мексики и включают две ветви - тотонакскую и тепеуа.

Михе-соке языки (юг Мексики) объединяют приблизительно 12 языков; 2 основные ветви - михе и соке.

Майя языки (майянские) - крупнейшая семья юга Мексики, Гватемалы и Белиза; по разным классификациям включает от 30 до 80 языков.

Кроме того, в Мезоамерике представлены 4 небольшие семьи - шинканская (шинка), текистлатекская (оахакскочонтальская), ленканская и хикакская (толь), и 3 изолята - тараско (пурепеча), куитлатекский и уаве.

Чибчанские языки (24) - переходная семья между Мезоамерикой и Южной Америкой. Её ареал - Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Венесуэла и Колумбия. Возможно, с ними генеалогически связаны языки небольшой мисумальпанской семьи (4 языка; территория Сальвадора, Никарагуа и Гондураса).

Далее рассматриваемые семьи распространены практически полностью в Южной Америке, хотя некоторые из них имеют периферийных представителей в Центральной Америке. Всего в Южной Америке известно 48 семей, 47 изолятов и свыше 80 неклассифицированных языков. Ареал аравакских языков (майпурских; 65) - значительная часть Южной Америки, ряд стран Центральной Америки, ранее также острова Карибского моря; их исконная территория - западная Амазония. Туканоанские языки (15-25), чапакурские языки (9), араванская (8 языков), пуйнавская (5 языков), дьяпанская (катукинская; 5 языков), тинигуанская, отомакская семьи, 3 изолята и несколько неклассифицированных языков распространены в западной Амазонии.

Карибские языки (25-40) представлены на севере Южной Америки. Там же - яномамская (4 языка), саливанская и гуахибская семьи, 2 изолята и несколько неклассифицированных языков.

На северо-западе Южной Америки распространены барбакоанская (8 языков), чокоанская (5 языков), хирахарская (3 языка), тимотейская (3 языка) семьи, 4 изолята и несколько неклассифицированных языков.

В северных предгорьях Анд (Эквадор, Перу, Венесуэла и юг Колумбии) представлены бора-уитотские языки (10), хиварская (4 языка), ягуанская (пеба), кавапанская, сапарская семьи и 9 изолятов.

Регион Анд - ареал кечуанских языков (несколько десятков) и языков аймаранской (хаки) семьи (3 языка, в том числе аймара). Многие специалисты предполагают, что эти языки родственны и образуют макросемью кечумара, однако другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями. Также в Андах представлены семьи сечура-катакао (3 языка), уру-чипая и чолонская и 5 изолятов.

Южные предгорья Анд (север Боливии, восток Перу и запад Бразилии) - территория пано-таканских языков (33; включают 2 ветви - паноанскую и таканскую), чонской семьи (3 языка) и изолятов юракаре и мосетен.

На северо-востоке Бразилии индейские языки исчезли столь быстро, что сохранились сведения лишь о примерно 8 неклассифицированных языках.

Же языки (минимум 13) представлены главным образом в Бразилии. Существует гипотеза макросемьи макро-же языков, объединяющей, помимо языков же, ещё 12-13 мелких семей (от 1 до 4 языков), в том числе камаканскую, борорскую, машакалийскую, ботокудскую, пурийскую, каририйскую, языки каража, чикитано, рикбакца и др.

По периферии ареала макро-же (по всей Бразилии и в прилегающих странах, в том числе в северной части Аргентины) распространены тупийские языки (более 70). Их ядро составляют тупи-гуарани языки, к которым относится один из великих языков Южной Америки - парагвайский гуарани. К тупи-гуарани относится некогда широко употреблявшийся, а ныне мёртвый язык тупинамба (старый тупи), или лингуа жерал («общий язык»). В тупийское объединение включают, помимо тупи-гуарани, ещё 8 обособленных языков, генеалогический статус которых окончательно не установлен. Кроме того, в Центральной Амазонии (Бразилия, север Аргентины, Боливия) представлены намбикварская (5 языков), муранская (4 языка), жабутийская (3 языка) семьи, 7 изолятов и несколько неклассифицированных языков.

В регионе Чако (север Аргентины, юг Боливии, Парагвай) распространены гуайкуру языки (7 языков), матакоанские языки (от 4 до 7 языков), маскойские языки (4), самукская и чарруанская семьи и 2 изолята. По некоторым предположениям, они образуют единую макросемью.

На самом юге Южной Америки (юг Чили и Аргентины) представлены уарпейская семья, 5 изолятов (арауканский язык, алакалуф, ямана, чоно и пуэльче).

В результате взаимодействия между неродственными индейскими языками, а также между языками индейцев и европейцев в Америке возник целый ряд контактных языков. Например, в 17 веке в устье реки Святого Лаврентия сформировался баскско-алгонкинский пиджин, на котором общались индейцы микмак (смотри Алгонкины) и пересекавшие Атлантику рыбаки-баски. В 19 веке на базе языка шинук на Северо-Западном побережье Северной Америки (от Орегона до Аляски) широко распространился так называемый шинукский жаргон, которым пользовались как индейцы разных племён, так и европейцы. В 1-й половине 19 века возник (и существует сейчас в Саскачеване, Манитобе и Северном Дакоте) смешанный язык мичиф, в котором сочетаются именная грамматика французского языка и глагольная грамматика алгонкинского языка кри. Среди индейцев прерий (говоривших на сиу, алгонкинских и других языках) был распространён жестов язык, использовавшийся при межэтническом общении.

Доминирует мнение, что доисторическое заселение Америки человеком происходило из Сибири и Тихоокеанского региона через Берингию - зону современного Берингова пролива. Вопрос о хронологии заселения Америки дискуссионен (смотри Индейцы). С лингвистической точки зрения гипотеза о том, что наиболее раннее проникновение человека в Америку произошло 12 тысяч лет назад, представляется маловероятной. Чтобы объяснить огромное генеалогическое разнообразие индейских языков, необходимо постулировать гораздо более ранние сроки заселения Америки, а также возможность многочисленных волн миграции из Азии.

Учитывая генеалогическое разнообразие индейских языков, обобщений об их структурных особенностях можно сделать немного. В качестве конституирующей черты американского языкового типа обычно называют полисинтетизм. Многие значения, часто выражаемые в языках мира в составе имён и служебных частей речи, в полисинтетических индейских языках выражаются в составе глагола. Возникают длинные глагольные формы, содержащие по множеству морфем, а другие составляющие предложения не являются столь обязательными, как в языках европейского типа (Ф. Боас говорил о «слове-предложении» в североамериканских языках). Например, структура глагольной формы yabanaumawildjigummaha’nigi ‘пусть мы, каждый [из нас], действительно движется на запад через ручей’ (пример Э. Сепира) из калифорнийского языка яна такова: уа’несколько людей движутся’ -banauma- ‘все’ -wil- ‘через’ -dji- ‘на запад’ -gumma- ‘действительно’ -ha’- ‘пусть’ -nigi ‘мы’. Поморфемный анализ слова ionsahahnekôntsienhte’ из ирокезского языка мохавк, означающего ‘он снова зачерпнул воды’ (пример М. Митун), следующий: i- ‘через’ -ons- ‘снова’ -а(прошедшее время) -ha- ‘он’ -hnek- ‘жидкость’ -ôntsien- ‘достать воду’ -ht- (каузатив) -е’ (точечное действие). Ярко выраженной склонностью к полисинтетизму обладают большинство крупнейших языковых семей Северной Америки и Мезоамерики: на-де-не, алгонкинская, ирокезская, сиуанская, каддоанская, майянская и др. Некоторые другие семьи, особенно в западной и южной частях континента, характеризуются умеренным синтетизмом. Полисинтетизм характерен и для многих языков Южной Америки. Одна из основных полисинтетических черт, характерных для индейских языков, - наличие местоименных показателей в составе глагола; например, -nigi ‘мы’ в яна и -ha- ‘он’ в мохавк. Это явление можно также рассматривать как так называемое вершинное маркирование - обозначение отношений между предикатом и его аргументами на вершине, то есть в глаголе. Для многих индейских языков характерна инкорпорация в глагол не только местоименных морфем, но и именных корней - особенно соответствующих семантичным ролям пациенса, инструмента и места.

На материале индейских языков была впервые обнаружена активная конструкция предложения. Она характерна для таких семей, как помоанская, сиуанская, каддоанская, ирокезская, мускогейская, кересская и др. в Северной Америке, для тупийских языков в Южной Америке. На данных индейских языках во многом построена концепция языков активного строя

Г. А. Климова.

Данные индейских языков существенно повлияли на развитие типологии порядка слов. В исследованиях базового порядка слов для иллюстрации редких порядков часто приводятся факты южноамериканских языков. Так, в карибском языке хишкарьяна, согласно Д. Дербиширу (США), представлен базовый порядок «объект + предикат + субъект», очень редкий в языках мира. Материал индейских языков сыграл большую роль и в развитии типологии прагматического порядка слов. Например, Р. Томлин и Р. Роудс (США) обнаружили, что в алгонкинском языке оджибва наиболее нейтральный порядок, в противоположность тому, который обычен для европейских языков, - следование тематической информации после нетематической (смотри Актуальное членение предложения).

В ряде индейских языков представлено противопоставление между проксимативным (ближним) и обвиативным (дальним) 3-ми лицами. Наиболее известная система такого типа - в алгонкинских языках. Именные группы эксплицитно маркируются как относящиеся к проксимативному или обвиативному лицу; проксимативным обычно выбирается известное или близкое к говорящему лицо. На основе различия двух 3-их лиц в ряде индейских языков строится грамматическая категория инверсива. Так, в алгонкинских языках действует личная иерархия: 1-е, 2-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. Если в переходном предложении агенс выше пациенса по этой иерархии, то глагол маркируется как прямая форма, а если агенс ниже пациенса, то глагол маркируется как инверсивный.

До испанского завоевания у ряда индейских народов были свои системы письма: ацтеки применяли пиктографию (смотри Астекское письмо); майя имели высокоразвитую логосиллабическую систему, происходящую из более ранних письменностей Мезоамерики, - единственную обладавшую полной функциональностью письменность, заведомо не связанную по происхождению с письменностями Древнего Египта и Месопотамии (смотри Майя письмо). В 1-й четверти 19 века индеец-чироки, известный под именем Секвойя, изобрёл оригинальную слоговую систему письма для своего языка, некоторые знаки которой внешне напоминают буквы латинского алфавита. В середине 19 века американский миссионер Дж. Эванс изобрёл для языка кри оригинальное слоговое письмо, которое в дальнейшем было применено и к другим языкам региона (алгонкинским, атабаскским и эскимосским) и частично используется до сих пор (смотри Канадское слоговое письмо). Письменности для подавляющего большинства индейских языков основаны на латинском алфавите. В некоторых случаях эти системы используются в практической орфографии, но для большинства индейских языков - лишь в научных целях.

Первые свидетельства европейцев об индейских языках Северной и Южной Америки стали появляться сразу после начала колонизации. Европейские путешественники, начиная с Х. Колумба, составляли небольшие списки слов. Одна из интересных ранних публикаций - словарь языка ирокезов с реки Святого Лаврентия, составленный при помощи индейцев, захваченных в плен Ж. Картье и привезённых во Францию; предполагается, что в создании словаря (опубликован в 1545) принимал участие Ф. Рабле. Большую роль в изучении индейских языков сыграли миссионеры; например, испанский иезуит Доминго Агустин Ваэс в 1560-х годах описал язык гуале, распространённый на побережье штата Джорджия и впоследствии исчезнувший. Миссионерская традиция изучения индейских языков имеет значение и для современной индеанистики (деятельность Летнего института лингвистики в Северной и Южной Америке). Индейскими языками интересовались и общественные деятели. Т. Джефферсон организовывал в конце 18 - начале 19 века работу по составлению словарей различных языков, отчасти по совету российской императрицы Екатерины II. Собственно лингвистическое исследование североамериканских языков началось в 19 веке. В 1838 году П. С. Дюпонсо (США) привлёк внимание к типологическому сходству многих из них - а именно к их полисинтетизму. К. В. фон Гумбольдт изучал ряд индейских языков, шире всего известна его грамматика язык науатль. Большую роль в каталогизации и документации индейских языков сыграла работа Дж. У. Пауэлла. Качественно новый этап связан с деятельностью Ф. Боаса, который в конце 19 - 1-й половине 20 века исследовал и описал десятки индейских языков разных семей, заложил американскую антрополого-лингвистическую традицию, основанную на записи и изучении текстов, и подготовил ряд известных лингвистов-американистов (А. Крёбера, Л. Фрахтенберга, А. Финнея и др.). Ученик Боаса Э. Сепир - основатель научного исследования многих языковых семей Северной Америки, как синхронно-структурного, так и сравнительно-исторического. Он воспитал лингвистов, внёсших большой вклад в исследование индейских языков (Б. Уорфа, М. Сводеша, Х. Хойера, М. Хаас, Ч. Ф. Вёглина и многих др.). Изучением индейских языков занимаются американские и канадские лингвисты, учёные из других стран. Языки Мезоамерики и Южной Америки документированы слабее, чем североамериканские. Это отчасти связано с отсутствием традиции изучения коренных языков в латиноамериканской лингвистике. Лишь отдельные южноамериканские лингвисты (например, А. Родригес в Бразилии) занимались в 20 веке исследованием индейских языков. Однако в современной науке эта ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Исследователи индейских языков объединены в профессиональную ассоциацию - Общество по изучению коренных языков Америки.

Важный след в изучении индейских языков оставили во времена Русской Америки русские путешественники и учёные [Н. П. Резанов, Л. Ф. Радлов, Ф. П. Врангель, Л. А. Загоскин, И. Е. Вениаминов (Иннокентий]), П. С. Костромитинов и др. I.

Авторы первых генеалогических классификаций индейских языков - американские исследователи А. Галлатен (1848) и Д. Х. Трумбулл (1876). Действительно всеобъемлющая и очень влиятельная классификация 1891 года принадлежит Д. У. Пауэллу и его сотрудникам по Бюро американской этнологии. В ней выделено 58 языковых семей Северной Америки, многие из которых сохранили свой статус в современной классификации. В 1891 появилась ещё одна важная классификация, принадлежащая Д. Бринтону (США); в ней введён ряд важных терминов (особенно «юто-астекская семья»). Кроме того, она включала языки не только Северной, но и Южной Америки. Более поздние классификации североамериканских языков опирались на классификацию Пауэлла, а южноамериканских - на классификацию Бринтона.

После публикации классификации Пауэлла начались попытки редуцировать число североамериканских семей. А. Крёбер и Р. Диксон радикально уменьшили число семей Калифорнии и, в частности, постулировали объединения «хока» и «пенути». Редукционистская тенденция начала 20 века наиболее ярко проявилась в широко известной классификации Э. Сепира (1921, 1929), в которой языки Северной Америки были объединены в 6 макросемей: эскимосско-алеутскую, алгонкино-вакашскую, на-дене, пенутийскую, хоканско-сиуанскую и астекско-таноанскую. Сепир рассматривал свою классификацию как предварительную гипотезу, однако впоследствии она была абсолютизирована и воспроизводилась множество раз без должных оговорок. В результате среди исследователей сложилось ошибочное впечатление, что алгонкино-вакашское, хоканско-сиуанское объединения - это установленные языковые семьи. В действительности в 1920-е годы ни за одним из сепировских объединений не стояло адекватной работы в области компаративистики и реконструкции. Реальность эскимосско-алеутской семьи позднее была подтверждена такой работой, а остальные 5 сепировских макросемей были пересмотрены или вообще отвергнуты большинством специалистов. Классификация Сепира, как и ряд более поздних гипотез об отдалённом родстве, имеет лишь историческое значение.

С 1960-х годов доминируют консервативные классификации, включающие лишь надёжно доказанные языковые семьи. В книге «Коренные языки Америки» (редакторы Л. Кемпбелл и М. Митун, США; 1979) представлен список из 62 языковых семей (включая некоторые семьи Мезоамерики), между которыми нет достоверного родства. Около половины из них - генеалогически изолированные одиночные языки. Концепция 1979 основана на качественно новом уровне знаний о большинстве североамериканских языков: в 1960-1970-х годах была проведена детальная сравнительно-историческая работа по всем ядерным семьям Северной Америки, да и документированность языков существенно возросла. В 17-м томе («Языки») фундаментального «Справочника по североамериканским индейцам» (редактор И. Годдард, 1996) опубликована «классификация консенсуса», которая с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 и также включает 62 языковые семьи.

Первая подробная классификация южноамериканских языков предложена в 1935 году чешским лингвистом Ч. Лоукоткой. Включает 113 языковых семей. В дальнейшем большая работа по классификации языков Амазонии была проведена А. Родригесом. Одна из наиболее современных классификаций принадлежит Т. Кауфману (США; 1990, 1994); она содержит 118 семей, из них 64 языка-изолята. Согласно классификации Л. Кемпбелла (1997), в Южной Америке насчитывается 145 языковых семей.

Дж. Гринберг предложил в 1987 году объединить все индейские языки, кроме на-дене, в единую макросемью - так называемую америндскую. Однако огромное большинство специалистов отнеслось к этой гипотезе и стоящей за ней методологии «массового сравнения» языков скептически. Поэтому термин «америндские языки» не рекомендуется к использованию.

Лит.: Климов Г. А. Типология языков активного строя. М., 1977; The languages of Native America. Historical and comparative assessment / Eds. Campbell L., Mithun М. Austin, 1979; Suärez J. А. The Mesoamerican Indian languages. Camb., 1983; Kaufman Т. Language history in South America: What we know and how to know more // Amazonian linguistics: Studies in Lowland South American languages / Ed. Payne D. Austin, 1990; idem. The native languages of South America // Atlas of the world’s languages / Eds. Mosley С., Asher R. Е. L., 1994; Handbook of North American Indians. Wash., 1996. Vol. 17: Languages / Ed. Goddard I.; Campbell L. American Indian languages: The historical linguistics of Native America. N. Y.; Oxf., 1997; The Amazonian languages / Eds. Dixon R. М. W., Aikhenvald А. Y. Camb., 1997; Mithun М. The languages of Native North America. Camb., 1999; Adelaar W. F. Н., Muysken Р. С. The languages of the Andes. Camb., 2004.

Михеев Владислав

Исследовательская работа посвящена изучению способов общения индейцев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Михеев Владик 3 б класс МОУ СОШ № 1 «Полифорум»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум»

Работу выполнил

Михеев Владислав,

ученик 3 б класса

Руководитель

Михеева

Светлана Васильевна

Серов, 2010

Мне раньше не нравились индейцы, а сейчас очень нравятся. Поэтому я решил узнать, как разговаривают индейцы.

Тема моей работы: «Поговорим на языке индейцев».

Цель : исследование речи индейцев.

Гипотезы:

Задачи:

  1. Выяснить, сколько лет существует письменная и устная речь индейцев.
  2. Узнать, на каком языке говорят индейцы.
  3. Определить, чем отличается речь индейцев.
  4. Составить рассказ на языке индейцев.

План моих действий:

  1. Вспомнить, что я знаю об индейцах.
  2. Поговорить с мамой, папой и братом о том, что они знают о языке индейцев.
  3. Найти информацию в интернете. Провести эксперименты.
  4. Проанализировать полученные данные.
  5. Написать рассказ на языке индейцев.
  6. Оформить результаты в виде книги «Язык индейцев».
  7. Рассказать ребятам класса.

Прочитав энциклопедию Кирилла и Мефодия, я узнал следующее. Язык – это система знаков, являющаяся основным средством общения. Система знаков, закрепляющая язык – это письменность. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Индейцы – общее название коренного населения Америки. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба) конца 15 века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Впервые человек появился на Американском континенте 25-29 тыс. лет назад.

Первые племена индейцев появились примерно 20 тыс. лет назад.

Для передачи сообщений индейцы использовали деревянные барабаны-тамтамы. Ударяя по ним, то быстрее, то медленнее, с разной силой индейцы быстро передавали сообщения на большие расстояния. Были у индейцев и водяные барабаны.

Индейцы владели языком свиста , который до сих пор распространен среди жителей одного из Канарских островов. Они говорили губами, передавая важную информацию на расстоянии до тысячи метров. Индейцы заблаговременно «высвистывали» опасность, а в мирное время извещали о начале празднеств и о других событиях.
Звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная –
световая. Первым средством световой сигнализации были костры. Мореплаватели даже назвали один из островов «Огненной Землей», т.к. с моря он походил на огненную землю.

В каждом племени существовал свой тайный «дымовой» язык» , освоить который было совсем непросто. Чтобы заставить костер «заговорить», нужно было придать клубам дыма необходимые цвет и насыщенность. Сухие дрова и трава давали белый и легкий дым. Сырые сучья, кости животных, и некоторые минералы вносили определенный оттенок. Кроме того, учитывалось место, где появлялся дым (опушка леса, вершина горы...), время его появления, густота, количество разложенных костров. При помощи дыма индейцы могли не только предупредить своих соплеменников о грозящей опасности, но и рассказать, по каким тропам движется неприятель, о его численности и даже договориться о совместных военных действиях.

Огнями для сигнализации индейцы пользовались так: дымовыми – днем и световыми – ночью.

Дымовые сигналы. Три больших клуба дыма, выпущенные в медленной последовательности, обозначают «продолжайте». Ряд небольших клубов обозначает «Сбор, сюда». Беспрерывный столб дыма обозначает «Стой». Большие и малые клубы дыма, попеременно, обозначают «Опасность». Три костра – сигнал бедствия, два – «я заблудился».

Советы от индейцев. Чтобы подать дымовой сигнал, разложите обыкновенный костер и, когда он разгорится, накройте его свежими листьями, травой или сырым сеном, и он задымит. Накройте костер влажной тканью, затем снимите ее, чтобы поднялся клуб дыма, затем снова закройте и т.д. Величина клуба будет зависеть от промежутка времени, в течение которого костер оставался непокрытым. Для малых клубов костер держите открытым, пока вы считаете: раз! два! затем накройте его и сосчитайте до восьми, затем повторите то же.

Длинные и короткие вспышки ночью обозначают то же, что и малые клубы дыма днем. Для этого разводят костер из больших палок и хвороста и дают ему разгореться как можно ярче, его прикрывают зеленой травой, зелеными ветками с листвой, мокрыми листьями или дерном. От этого получается густой столб дыма. Два человека держат перед костром растянутое полотно так, чтобы оно являлось ширмою между костром, и теми, кому сигнализируют; таким образом, эти последние увидят пламя только тогда, когда вам это нужно. Затем вы опускаете полотно и считаете: раз! два! для короткой вспышки и до шести – для длинной, и снова закройте огонь и считайте до четырех.

Один из вождей дымом из трубки мира собрал на берегу реки воинов из многих индейских племен. И, рассерженный их бесконечными войнами, сказал им: «Я устал от ваших распрей...»

«Погрузитесь в эту реку, Тростников для них нарвите,

Смойте краски боевые, Ярко перьями украсьте,

Смойте с пальцев пятна крови, Закурите трубку Мира

Закопайте в землю луки,

И живите впредь как братья…»

Трубки сделайте из камня, –

Я провел эксперимент «Передача сообщений с помощью огня и дыма на открытой местности». Для этого:

  1. Разжег костер по типу шалашика.
  2. В разгоревшийся костер положил влажную траву, покрытую снегом. Снег под воздействием огня быстро растаял, и трава сгорела, дав небольшое количество дыма.
  3. Снова дождался, пока разгорится костер, и положил в него капустные листья и корки мандаринов. Появился густой дым, он шел столбом величиной 1м. 50 см. в течение 10 минут. Затем его плотность уменьшилась, и он стал клониться к земле. В этот день была ветреная погода. Думаю, что дым не шел вверх из-за ветра.
  4. Я замерил расстояние, на котором видно пламя костра и дым. Составил сравнительную таблицу.

Костер хорошо разгоревшийся, высокий

Костер затухающий

огонь

1)Огонь направлен вверх. Измерить высоту не удалось (опасно).

1) Огонь невысокий (до 20 см.), распространяется вширь по костровищу. Ширину измерить не удалось – опасно.

2)Виден на расстоянии до 85 шагов (33 м. 78 см.).

дым

1) Поднимается вверх на 1м. 50 см., а затем стелется по земле из-за ветра.

2) Виден на расстоянии более 100 шагов (46 м. 80 см.).

1) Стелется по земле из-за ветра.

2) Виден на расстоянии 65 шагов (26 м. 42 см.).

У меня не получилось изменить цвет дыма и пламени. За помощью я обратился к учителю химии нашей школы, Людмиле Александровне Змеевой. Она показала мне опыт «Химический светофор». Для проведения опыта потребовалась спиртовка, спирт, спички, химические вещества: ионы лития, ионы натрия (поваренная соль), ионы бария. Детям воспроизводить такой опыт не рекомендуется. Опасно!

Ход работы:

  1. Осторожно налить спирт в спиртовку.
  2. Закрыть крышкой, чтобы фитиль пропитался.
  3. Поджечь фитиль. Подождать, когда огонь разгорится.
  4. Обмакиваем палочку в ионы лития, подносим ее к пламени, получаем огонь красного цвета.
  5. Посыпаем на пламя ионы натрия (поваренную соль), получаем огонь желтого цвета.
  6. Посыпаем пламя ионами бария, получаем огонь зеленого цвета.

Проведя анализ полученных данных, я понял, что такое средство передачи информации, как огонь и дым, требует большой подготовки и особых условий. Это затрудняет использований языка дыма и огня в повседневных условиях, поэтому, я думаю, индейцы стали использовать другие способы общения и передачи информации.

Язык жестов. Известие, которое индеец хотел сообщить члену иного племени, передавалось с помощью жестов одной или обеих рук. Договоры между отдельными племенами, представители которых не понимали друг друга, заключались посредством языка жестов. Приведем примеры:

1) Шатер (дом индейца) – перекрещивание указательных пальцев.

2) Мир – хлопок ладошкой об ладошку соперника.

3) Поднять руку вверх: «внимание!».

4) Опустить поднятую руку в каком-нибудь направлении: «идти шагом в эту сторону».

5) Опустить поднятую руку два раза: «бежать в эту сторону».

6) Опустить вниз протянутую руку: «стой!».

7) Размахивание поднятой рукой вправо и влево: «развернитесь!»,

рассыпаться в стороны!».

8) Кружить рукой над головой:

«сбор», «соберитесь ко мне».

9) Махнуть рукой вниз, к земле: «ложитесь», «стройтесь».

Я провел эксперимент «Передача сообщений с помощью жестов». Для этого вышел с мамой на открытую местность (дорога у дома). Мама передавала мне сигналы с помощью жестов, я их повторял, если видел. Затем мы измеряли расстояние, на котором жесты были отчетливо различимы. Данные занес в таблицу.

Жест

Кол-во шагов

Перевод в метры/см

Шатер

19 м. 19 см.

Мир

33 м. 78 см.

Внимание

163 м. 80 см.

Идти в ту сторону

140 м. 40 см.

Бежать в ту сторону

135 м. 72 см.

Стой

140 м. 40 см.

Развернитесь

149 м. 76 см.

Сбор

140 м. 40 см.

Ложитесь

163 м. 80 см.

Вывод. Если передавать информацию только с помощью жестов, это будет невозможно, если собеседник будет в другом городе или находиться в лесу. А как сохранять такую информацию? Следовательно, в этих случаях необходим другой способ передачи и получения информации.

Индейцы стали использовать предметы. У каждого предмета было свое четкое значение – появилось предметное письмо. Письмо из предметов нужно было передавать из рук у руки или хотя бы кинуть другому человеку. До наших дней у индейцев есть предметы с определенным значением: пика, стрела, томагавк – война; трубка, табак, зеленая ветвь – мир.

Передавали сообщение индейцы с помощью вампумов .

Это веревочки с нанизанными на них раковинами, костяными или каменными бусинками. Из них делали широкие пояса, которые были украшением одежды, они служили валютой, с помощью них оформлялись договоры между белыми и индейцами, а главное – с их помощью передавались разные важные сообщения. Доставляли вампумы обычно особые гонцы вампумоносцы. Простейшими условными символами на них обозначались и наиболее важные события из истории племени.

Примерно к VII веку н.э. индейцы начали применять «узелковое письмо» – кипу , представляющее собой несколько связанных между собой шерстяных или хлопчатобумажных ниток. Знаками на этих нитях служили узлы иногда с вплетенными в них камнями или цветными ракушками. К главной шерстяной или хлопчатобумажной веревке, которая могла быть заменена толстой палкой, подвешивались более тонкие шнурки. Они различались между собой по цвету и длине и завязывались в простые и сложные узлы. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков – все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля.

Узелковое письмо позволяло передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое другое. Были кипу, которые представляли поэмы, песни, истории. Индейцы использовали три типа узелков, каждый из которых обозначал какое-либо число. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счётов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Всего индейцы использовали 13 цветов. Эти знания всегда были тайными. Расшифровывали информацию специальные толкователи – кипу-камайокуны.

В одном из храмов было найден кипу, весившее шесть (!!!) килограмм. Если это условно перевести на обычную бумажную систему хранения информации, то это будет огромные многотомные энциклопедии. Существуют такие кипу:

1. Учебные кипу – азбука для младших детей, оно выполнено в виде украшения носимого маленькими детьми на руках, и использовавшиеся в качестве песенок-считалочек.

2. Школьное и королевское слоговое кипу – для учащихся детей знати в школах. Уклон на философию, теологию, специфическую нелинейную математику (аналогов в Старом свете не имеет, не подчинялась стандартной логике). Вычисления священных чисел с помощью мифов, легенд, абстрактных конструкций.

3. Похоронное ритуальное кипу – для погребений. В виде молитв. Главное отличие – со шнура свисали деревянные разрисованные дощечки.

4. Астрономические-календарные кипу. Учет времени по календарю. Учёт лунных, солнечных затмений, фаз луны, появления звёзд и тёмных участков неба (андских «созвездий»), зениты солнца, солнцестояния.

5. Математические числовые позиционные счётные кипу. Для самых сложных вычислений мудрецами-математиками. Подсобный необходимый инструмент – калькулятор Юпана.

6. Кипу для повседневного счёта. Упрощенная разновидность предыдущей. Использовались пастухами и т.п. для ведения учета доступного пространственному осмотру единиц учета (ламы, скот).

7. Кипу географические – на основе направлений-линий вроде системы географических координат. Тесно связано с астрономическими наблюдениями и измерениями времени.

Узелковое письмо очень сложное, похоже на современный язык компьютеров.

Предложить детям «написать» письмо другу из цветных нитей.

Написать на доске значение цветов:

  1. красный – война, воины, кровь;
  2. белый – мир, здоровье, серебро;
  3. черный – смерть, болезнь;
  4. зеленый – урожай, зерно, хлеб;
  5. желтый – солнце, золото;
  6. синий – море, вода;
  7. коричневый – картофель;
  8. сиреневый – угроза, опасность;
  9. розовый – удовольствие, дружелюбие;
  10. оранжевый – энергия, здоровье;
  11. голубой – задумчивость, печаль, размышления; ветер;
  12. серый –

Индейцы могли читать следы на тропе. Индеец «читает» по приметам, т.е. замечает характерные подробности, например: следы, обломанные ветки, смятая трава, остатки пищи, капли крови, волоски и т.п., иными словами – все, что может послужить, так или иначе, ключом для получения тех сведений, которых индеец добивается. Мелкие «приметы» помогут выследить медведей (свежая царапина на коре дерева, сделанная, очевидно, медвежьим когтем, или только один черный волосок, приставший к коре, видимо, здесь медведь терся о дерево).

Индеец сразу, по одному взгляду, может определить, с какой скоростью шел или бежал человек, оставивший следы.

Идущий оставляет след, почти равномерно отпечатанный, вся плоскость ноги сразу прикасается к земле, и шаг почти всегда около двух футов (60 см) в длину. При беге песок глубже вдавливается, немного грязи подбрасывается, и шаг длиннее. Иногда люди, желающие обмануть преследователей, ходят задом, но шаг при этом бывает значительно короче, носок более обращен внутрь, и пятки более вдавлены.

У животных, если они быстро движутся, пальцы вдавлены в землю сильнее, они подбрасывают грязь, их шаг больше, когда они движутся медленнее. На шагу лошадь оставляет две пары отпечатков копыт – левая задняя нога немного впереди левой передней, точно также, правая передняя – как раз позади правой задней. На рыси след такой же, но расстояние между ногами (передними и задними) больше. Задние ноги оставляют более длинный и узкий след, чем передние.

У животных с длинными ногами одинаковой длины задняя лапа обычно попадает точно в след передней лапы. Например, у кошки, рыси, волка и лисы. Собаки же ходят менее осторожно и оставляют зигзагообразный след. Копытные животные тоже оставляют зигзагообразные следы.

Зайцы и белки ставят задние ноги перед передними. Их следы очень похожи; разница только в том, что заяц ставит передние лапы одну за другой, а белка рядом.

Толстые неуклюжие животные, как бобры и барсуки, ходят медленно. Обычно их следы повернуты внутрь. Все четыре лапы оставляют отдельный след. Иногда они начинают скакать короткими прыжками, оставляя двойные следы.

Тонкие коротконогие животные, как выдра или куница, передвигаются прыжками. Задние ноги они ставят сразу же за передними, выбрасывая передние далеко вперед.

Зная эти особенности, индейцы научились такой хитрости. Когда

хотят разведать неприятельский лагерь: они покрываются волчьей шкурой и бродят ночью на четвереньках вокруг лагеря, подражая при этом вою волков.

Чтение по следам, я думаю, натолкнуло индейцев на такой способ передачи, получения и хранения информации, как пиктограмма.

Индейцы стали использовать рисунчатое письмо . Женщины и девочки рисовали на шкурах бизонов военную историю племени. Но рисунки больше походили на буквы. Этими шкурами потом закрывали вход в жилище.

Одежда. Узоры на национальной одежде индейцев имеют свой загадочный смысл, рисунки на них похожи на иероглифы.

Рисовали индейцы и на посуде круги, треугольники, животных и птиц красной и черной краской.

Сохранились надписи на кусках ткани, коре деревьев.

Рисунки на каменных глыбах-стелах.

Существуют несколько типов надписей:

  • спирали, бороздки и закругленные линии;
  • таинственные надписи с параллельными горизонтальными линиями, пересеченными вертикалями, полуспирали и крестики;
  • иероглифы;

Одним из чудес являются огромные рисунки на плато Наска. Песчаная равнина Наска имеет длину 60 км. Ученые считают, что знаки на плато Наска нанесены индейцами, жившими 1100 – 1700 лет назад. Исследователи считают, что знаки Наски – крупнейшая в мире книга, содержащая календарь, чтобы следить за сменой лет и времен года. Одна из линий точно указывает на место захода в день летнего солнцестояния.

Загадочные рисунки были обнаружены в XX столетии благодаря авиации.

Загадочные изображения на плато Наска можно разделить на три категории. Во-первых, это линии, которые, словно по линейке, прочерчивают поверхность равнины из конца в конец. Ко второй категории изображений можно отнести различные геометрические фигуры. Это прямоугольники, трапеции, спирали. Это длинные светлые ленты, боковые стороны которых расходятся под небольшим углом. Такие фигуры внешне очень напоминают взлетные полосы. Третья категория – это рисунки растений, животных, птиц, людей. Каждый рисунок выполнен одной непрерывной линией. Сделав множество поворотов, она заканчивается там же, где началась.

Ученые разделил все фигуры на отдельные части, проанализировал их и выяснили, что геометрические знаки и фигуры – система письменности с гигантскими и маленькими буквами.

В древние времена нанесение больших рисунков на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Вид и форма рисунков были всюду разные.

Много языков существовало у индейцев, но не было своей письменности.

Вождь племени чероки Секвойя (Джордж Гесс) из Северной Америки в создал слоговую .

Существовали межплеменные языки, например, торговый язык чикасавов – « мобиле ». Сейчас количество известных языков индейцев достигает 200.

Языки индейских племен обогатили наш словарь множеством выражений и слов: томагавк, вигвам, каучук, шоколад, томат, «язык жестов», «трубка мира».

У индейцев существует легенда о происхождении шоколадного напитка.

Однажды жил на свете талантливый садовник, по имени Кецаткоатль. У него был чудесный фруктовый сад, в котором, помимо прочих, росло одно неприметное дерево с горьковатыми плодами, похожими внешне на огурцы. Кецаткоатль не знал, что с ними делать и однажды придумал сделать из бобов порошок и сварить его в воде. Получилось питье, веселящее душу и дающее силу, которое изобретатель назвал «чоколатль» («латль» по-индейски – вода). Скоро вести о нем достигли соплеменников Кецаткоатля, которым полюбились свойства напитка. В итоге «чоколатль» начали ценить превыше золота.

Инженика – низкостелющийся кустарник типа медвежей ягоды, которым поросли все берега реки Инженика. Клубника, ежевика, брусника и т.д. звучат очень схоже.

Москва – это индейское слово, означающее черный медведь.

Надина река от индейского слова, означающего бревно, брошенное через реку, чтобы служить в качестве мостика.

Томат – «томатль» – по-индейски – «большая ягода».

Мои выводы.

Вывод 1. Изучая речь индейцев, я понял, что, хотя индейцы живут в другой стране и говорят на непонятном для меня языке, в нашей речи много общих слов.

Многие народы используют узелковое письмо. Например, чтобы не забыть что-то, завязывают узелок на носовом платке.

Охотники и рыболовы используют язык свиста и световую сигнализацию.

У моряков есть жестовое общение – семафорная азбука.

Предметное письмо сейчас – это, например, вынос хлеба и соли при приеме гостей. Это символ того, что гостю рады.

Вампумы стали использовать как украшения. Женщины носят бусы и пояса. Девочки из бисера плетут фенечки.

Современные ребусы строятся на основе пиктографического письма.

Каменные стелы возводят и сейчас, как памятники, на которых написана информация о памятных событиях прошлого. Например, в Парке победы в Москве я видел стелу в честь победы русских воинов. Современные информационные блоки, как например, в Санкт-Петербурге, содержат информацию о месте, где ты находишься, пути прохода к метро или той или иной улице.

Вывод 2. Индейцы – древний народ, их речь появилась очень давно, Сначала устная, затем в рисунках и пиктограммах (5-6 тысяч лет назад), а потом – письменная (3 тысячи лет назад).

Вывод 3. 3. Индейцы не только воины. В зависимости от природных условий их образ жизни был весьма различен: кто-то был охотником, рыболовом, земледельцем, а кто-то – собирателем ракушек и драгоценных камней, растений.

В речи индейцев небольшое количество слов связано с военными действиями.

Проведя исследования, я понял, что индейцы – очень дружелюбный народ, любящий свою родину, почитающий своих предков. Поэтому кроме текстов о войне у индейцев встречаются исторические и поэтические.

Когда индеец заканчивает свою речь, он произносит «хау» – «я все сказал». Вот и я могу произнести «хау».

Источники информации

  1. Для подготовки данной работы были использованы фотоматериалы Абраменко Светланы, подруги мамы, живущей в Америке.
  2. Книги:
  • Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Т.46. «Терра»,1992
  • Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ/ Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 160 с., ил. С. 84 – 85.
  • Джон Мэнчип Уайт. Индейцы Северной Америки. М.: Центрполиграф, 2006.
  • Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. Москва, «Педагогика-пресс», 1997, с. 314, 353.
  • Искусство скаута-разведчика. Руководство по скаутингу, переработанное И.Н. Жуковым. Издание Т-ва В.А. Березовского. 1918.
  • Скромницкий А. Краткие сведения о кипу – письменности Инков в Тавантинсуйу: новый подход к решению проблем расшифровки.
  • Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л/ред.группа: М. Аксенова, Е. Журавлева, Д. Володихин, С. Алексеев. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 528 с.; ил. – С. 380.
  • Франклин Фолсом. Книга о языке. М.: Прогресс, 1974.
  • Цивилизации древнего мира. Детская энциклопедия. – М.: «Махаон», 2006. – С. 92 – 111.
  • Шпаковский В.О. Индейцы. – СПб.: «БКК», 2007. – 96 с., ил.
  • Шустова И.Б. Покахонтас. По мотивам американского фольклора. Издательский дом «РОСМЭН», Москва, 1996.
  • Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 4-е изд., испр./ Ред. Коллегия: М. Аксенова, Л. Петрановская и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с.: ил. С. 20, 541 – 543.

7. Опыты и эксперименты:

  • «Передача сообщений с помощью огня и дыма».
  • «Передача сообщений с помощью жестов».
  • «Химический светофор».

8. Изготовление вампума и кипу.

9. Написание пиктограмм.

10. Просмотр видеоматериалов из коллекции Н.Н. Новиченкова: «Чингачкук Большой Змей», «Сыновья Большой Медведицы», «След сокола», «Оцеола», «Дикий Запад».

11. Просмотр документальных фильмов «Открывая Перу».

Индейские языки (америндские языки) — языки коренного населения Америки (за исключением эскимосско-алеутских языков). С наибольшей исторической полнотой представлены в Центральной и Южной Америке. Общее число говорящих 27,5 млн. чел. Исторически восходят к языкам населения, мигрировавшего около 40-30 тыс. лет назад из Азии через зону Берингова пролива. Несмотря на ряд гипотез, предполагающих исконное генетическое родство всех групп индейских языков (П. Риве, А. Л. Крёбер, М. Сводеш и др.), их родственные связи не могут считаться доказанными. Попытки сближения индейских языков с некоторыми языковыми семьями Старого Света вызывают еще большие сомнения.

Основные семьи индейских языков Северной Америки: на-дене, салишская, алгонкинская, сиу, ирокезская, галф, хокальтекская. Главным образом в Центральной Америке представлены семьи тано-ацтекская, отомангская, майя. Наиболее крупные семьи индейских языков Южной Америки: чибча, аравакская, карибская, кечумара, пано-такана, же, тупи-гуарани. Вне этой классификации остается целый ряд изолированных языков и мелких языковых групп. Сравнительно-исторические исследования и создание генеалогической классификации затрудняются не только незавершенностью описательного этапа изучения языков, но и (в связи с сокращением количества индейских языков) утратой большого числа ранее существовавших переходных звеньев в цепи исторического развития. Особенно осложнено доказательство гипотез отдаленного языкового родства. Тем не менее вполне реальны предположения о возможности широких генетических связей как для ряда североамериканских, так и для ряда южноамериканских языков.

В формально-типологическом отношении индейские языки обнаруживают, с одной стороны, значительные расхождения, с другой — явные параллелизмы. Фонетический строй в разных языках существенно варьирует. Т. Милевский выделяет в американском ареале 3 основных типа фонологических систем: атлантический (с развитым вокализмом и бедным консонантизмом при заметном удельном весе сонорных), тихоокеанский (с богатым консонантизмом при ограниченном вокализме) и центральный (с фонемным составом промежуточного типа). В целом развиты ларингальные артикуляции, на базе которых возникают преимущественно в Северной Америке два или три ряда противопоставления смычных (и иногда аффрикат), образуемых придыхательными, глоттализованными и звонкими согласными. Широко распространены лабиализованные согласные, монофонемность которых, впрочем, не всегда легко обосновать. Звонкие смычные встречаются относительно редко. В большинстве языков согласные и гласные распределяются в слове довольно равномерно, ср. широко распространенные фонологические структуры слова типа CVC, CVCV, CVCVC(V) и т. п. Сочетания согласных обычно включают не более двух фонем. Законы ударения весьма различны. Во многих языках отмечены тоновые характеристики. Интересны и некоторые просодические явления (в частности, явления типа сингармонизма).

В плане контенсивной типологии среди индейских языков представлены языки номинативного (кечумара, хокальтекские), эргативного (алгонкинские, майя, пано-такана) и активного (на-дене, сиу, тупи-гуарани) строя. В ряде случаев структура языка может быть признана типологически промежуточной.

В плане морфологической типологии большинство индейских языков представляют более или менее выдержанный агглютинативный строй с разной степенью синтетизма. Полисинтетичные языки особенно характерны для Северной Америки. Соотношение суффиксации и префиксации различно по языкам, однако чисто суффиксальные языки составляют исключение. Соотношение именного и глагольного словообразования в разных языках не совпадает. Развиты аффиксы производства отглагольных имен. Глагольное словоизменение в целом развито значительно лучше именного. Из морфологических категорий глагола чаще других встречаются: лицо (обычно с префиксальным выражением), число, вид-время, версия, способ действия. Одноличные глагольные структуры преобладают над двухличными. Во многих языках существует супплетивизм глагольных основ, передающих единственное и множественное число участвующих в действии субъектов или объектов. Падежная парадигма имени известна лишь в некоторых языках (напр., в кечумара, майя). Несколько шире представлена категория числа. Широко распространена категория притяжательности, нередко различающая формы органической и неорганической принадлежности. Общей чертой для индейских языков является система послелогов локативной и обстоятельственной семантики. Прилагательные в некоторых языках составляют весьма ограниченный по своему объему класс слов, в некоторых языках имя прилагательное отсутствует. Развиты прономинальные системы. Для них характерны оппозиция трех ступеней удаления, передаваемая указательными местоимениями, а также наличие инклюзивной и эксклюзивной форм местоимения 1-го л. мн. ч.

Синтаксические структуры индейских языков разнообразны, но изучены слабо. Глагол-сказуемое является организующим центром предложения. Во многих случаях известна инкорпоративная связь дополнения (реже подлежащего) с глагольным сказуемым. Порядок слов в предложении существенно варьирует, отмечены модели SOV, OSV, OVS, VOS и VSO. Определение-прилагательное обычно следует за определяемым, а определение-существительное предшествует ему. Сложное предложение изучено хуже, но ясно, что паратаксис резко преобладает над гипотаксисом.

Лексический фонд индейских языков существенно различается как по своему объему, так и по внутренней организации. По языкам распространены т. н. скрытые именные классификации, устанавливаемые ввиду отсутствия классных признаков в самих именах по характеру согласования слова с синтаксически связанными с ним словами. В словаре значителен удельный вес дескриптивных (звукосимволических и звукоподражательных) слов. Особый интерес представляют лексические параллелизмы между северноамериканскими и южноамериканскими языками (ср. основы личных местоимений 1-го и 2-го л., а также лексемы со значением ‘человек’, ‘рука’, ‘рот’, ‘пить’, ‘солнце’ и др.). Во многих североамериканских языках отмечаются заимствования из английского, французского и отчасти русского языков. В центрально- и южноамериканских языках отмечается множество испанизмов и португальских слов. В центральноамериканской зоне немало заимствований из языков тано-ацтекских и майя, в андской зоне Южной Америки — из языков кечумара.

Большинство индейских языков остаются бесписьменными. На континенте известны 3 основных вида древней письменности: ацтекское письмо, майя письмо и иероглифическое письмо для записи текста на языках кечуа и аймара (последнее, по-видимому, также возникло в доколумбову эпоху).

Уже в новое время в некоторых регионах Северной Америки использовались пиктографические системы. В начале 19 в. индеец племени чироки Секвойя создал на латинской графической основе слоговое письмо. Были попытки создать силлабические системы письма и для некоторых других северноамериканских языков. В 20 в. свои литературные формы имеют языки навахо, кечуа, аймара, гуарани и некоторые другие.

Изучение индейских языков началось в 16 в., однако очень долго сохраняло чисто практическую направленность. С 17 в. до начала 20 в. был создан (главным образом миссионерами) ряд словарей и кратких грамматик. Собственно научное исследование языков началось со второй половины 19 в. В конце 19 — первой половине 20 вв. большую роль в изучении индейских языков сыграли работы Риве, Ф. Боаса, Э. Сепира, Сводеша. Во второй половине 20 в. в области американистики работают М. Р. Хаас, К. Л. Пайк, Х. Хойер, Р. Э. Лонгейкр, Дж. Гринберг, Э. Маттесон и многие другие. Однако изученность индейских языков остается очень неравномерной. Нельзя считать завершенным, в частности, даже описательный этап, особенно для южноамериканских языков. Относительно лучше известны фонетические системы. Ставнительно-исторические исследования существенно опережают типологические. Частично обоснованы генетические связи между некоторыми языковыми группировками Южной Америки. Ареальные взаимоотношения индейских языков также становятся объектом исследования.

Литература

Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М. — Л., 1963.
Климов Г. А. Типология языков активного строя. М., 1977.
Handbook of American Iidian languages, pt. 1-2. Washington, 1911-22; pt. 3. N. Y., 1933-39.
Linguistic structures of native America. N. Y., 1946.
Pinnow H. J. Die nordamerikanischen Indianersprachen. Wiesbaden, 1964.
Milewski T. Typological studies on the American Indian languages. Krakow, 1967.
CTL, v. 4, Ibero-American and Caribbean linguistics, p. 2. The Hague — Paris, 1968.
Comparative studies in Amerindian languages. The Hague — Paris, 1972.
Sherzer J., An areal-typological study of American Indian languages north of Mexico. Amsterdam — Oxford, 1976.
Campbell L., Mithun M. (eds.), The languages of Native America. Historical and comparative assessment. Austin, 1979.
Greenberg J. H. Languages in the Americas. Stanford, 1987.

Г. А. Климов

ИНДЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 176-177)

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14-16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».

Весьма обширна и, как следствие, имеет различное название племён индейцев, проживающих на открытых землях. Их множество, хотя европейские мореплаватели использовали только один термин к коренным жителям Америки - индейцы.

Заблуждение Колумба и последствия

Со временем стала понятна ошибка: то, что коренные жители - это аборигены Америки. До начала европейской колонизации XV века жители прибывали в различных стадиях общинно-родового строя. У некоторых племён главенствовал отцовский род, а у других господствовал матриархат.

Уровень развития в первую очередь зависел от местоположения и климатических условий. В процессе последующей странами Европы использовалось только общее название племён индейцев для целой группы культурно-родственных племён. Ниже рассмотрим подробно некоторые из них.

Специализация и быт индейцев Америки

Весьма примечательно, что индейцы Америки изготавливали различные керамические изделия. Эта традиция зародилась задолго до контакта с европейцами. В ручной работе применяли несколько технологий.

Были использованы такие способы, как лепка по каркасу и форме, формовка лопаткой, лепка из глиняного шнура и даже скульптурное моделирование. Отличительной особенностью индейцев было изготовление масок, статуэток из глины и ритуальных предметов.

Название племён индейцев довольно разные, ведь они говорили на разных языках и практически не имели письменности. Существует очень много народностей Америки. Давайте рассмотрим наиболее известные из них.

Название племён индейцев и их роль в истории Америки

Мы рассмотрим несколько самых знаменитых гуроны, ирокезы, апачи, могикане, инки, майя и ацтеки. Некоторые из них были с достаточно низким уровнем развития, а другие впечатляли высокоразвитым обществом, уровень которых невозможно определить просто словом «племя» со столь обширными знаниями и архитектурой.

У ацтеков до испанского завоевания сохранялись старые традиции. Их численность составляла около 60 тысяч. Главными занятиями было звероловство и рыбалка. Кроме этого, у племени присутствовало деление на несколько родов с должностными лицами. Из подвластных городов изымалась дань.

Ацтеки отличались тем, что вели достаточно жёсткое централизованное управление и иерархическую структуру. На самой высшей ступени стоял император и жрецы, а на низшей - рабы. Также у ацтеков применялась смертная казнь и человеческие жертвоприношения.

Высокоразвитое общество инков

Самое загадочное племя инков относилось к крупнейшей древней цивилизации. Проживало племя на высоте 4,5 тысячи метров в и Колумбии. Это древнейшее государство просуществовало с XI по XVI века нашей эры.

В его состав входили вся территория государств Боливия, Перу и Эквадор. А также части современных Аргентины, Колумбии и Чили, несмотря на то, что в 1533 году империя уже потеряла большую часть своих территорий. До 1572 года клан смог устоять против нападений конкистадоров, которые весьма были заинтересованы в новых землях.

В обществе инков преобладало земледельческое хозяйство с террасным земледелием. Это было достаточно высокоразвитое общество, использовавшее канализацию и создавшее систему ирригации.

На сегодня многих историков интересует вопрос, почему и куда исчезло столь высокоразвитое племя.

«Наследство» от племён индейцев Америки

Несомненно, понятно, что индейцы Америки внесли серьёзный вклад в развитие мировой цивилизации. Европейцами было позаимствовано возделывание и выращивание кукурузы и подсолнечника, а также некоторых овощных культур: картофеля, томата, перца. Кроме этого, были завезены бобовые, плоды какао и табак. Все это нам досталось от индейцев.

Именно эти культуры помогли в своё время сократить голод в Евразии. Кукуруза впоследствии стала незаменимой кормовой базой для животноводства. Многим блюдам на нашем столе мы обязаны индейцам и Колумбу, завёзшему в Европу «диковинки» того времени.