Характеристика о сифонов станционный. Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель

Произведения, объединенные под названием «Повести Белкина», созданы . В сочинениях писателя демонстрируются типичные для его эпохи образы, чьи черты трогают читателя и задевают тончайшие струны души. Самсон Вырин – герой повести «Станционный смотритель». Это простой человек с большим сердцем и узким мировоззрением, которого становится жаль и как человека со сложной биографией, и как представителя простого народа, которому нелегко было жить в царской России.

История создания

Осень 1830 года в биографии Пушкина получила название Болдинской. За 11 дней поэт создал прозаические произведения, которые объединил в знаменитые «Повести Белкина». Пять повестей, пересказанных вымышленному персонажу, знакомили публику с незатейливыми историями из жизни простолюдинов и рассказывали историю современной России.

О трагедии станционного смотрителя Самсона Вырина Белкину рассказал титулярный советник, чье имя не указано в повествовании. Рассказчик размышлял об отношении к подобным героям, которые остаются незаметными всю жизнь. Каждый проезжающий мимо барин волен решить судьбу этого мелкого чина. Станционные смотрители постоянно терпят брань и издевки, укоры и обвинения, оставаясь неспособными защититься.

Главная мысль Пушкина, транслируемая в этом произведении, и заключалась в том, насколько тяжело положение тех, кто не обременен властью и чином в России.


Иллюстрация к повести "Станционный смотритель"

Характеристика жизни Самсона Вырина показывает, что он ничем не отличался от представителей своего ранга. Как и другие станционные смотрители, он терпел оскорбления и нахальство со стороны приезжих, чтобы содержать семью. Главной гордостью Вырина была дочь Дуня. Самостоятельная помощница оказалась настоящим подспорьем в жизни мужчины.

Вырин был коллежским чиновником четырнадцатого класса, считавшегося низшим. Служа на станции, он записывал данные проезжающих и менял уставших лошадей. Его труд был тяжелым и неблагодарным. Герой прожил жизнь ради дочери и, когда она сбежала к лучшим условиям с проезжим офицером, потерял веру в будущее. Он стал пить, потерял интерес к жизни и работе. Дочь была тем огнем, что освещал сложное существование одинокого мужчины.


Подобно , герою повести «Шинель», он не видит счастливого существования в отсутствии смысла жизни и не понимает, для чего выполнять привычные дела и сохранять прежний уклад. Вырину больно осознавать происходящее, и только пунш ослабляет душевные терзания. Он такой же маленький человек, счастье которого составляют мелочи.

Пушкин ловко описывает изменения в герое посредством описания окружающей действительности. В первую встречу Белкина со смотрителем заметно, что на станции чисто и опрятно, веет уютом и приятной обстановкой. Все это благодаря Дуне. После ее отъезда любящий отец запустил дом. Из него исчезли цветы, а спать Вырин теперь ложится, накрываясь шинелью.


Подвыпив, Вырин делится горем с Белкиным, рассказывая про побег дочери с Минским. Офицера он выставляет как человека подлого, и это подтверждается в доме Минского, где гусар живет с Дуней. Не получив ответ на письмо Дуне, отец отправился в Петербург, чтобы посмотреть, как живет дочь. Девушка купается в дорогих подарках, но не вышла замуж, а значит, стала любовницей. Встретив отца, избранница офицера падает в обморок то ли от стыда, то ли от всплеска чувств. Позднее Минский предложил Вырину ассигнации, чтобы сгладить обстановку и откупиться. Тот было отказался от них, но дал слабину и вернулся за деньгами.

Третья встреча Белкина со станционным смотрителем не состоялась – на станции больше не с кем поговорить, одинокая старость свела Вырина в могилу, он умер от тоски по дочери. Поступки близкого человека оказались невыносимыми для героя, потерявшего цель в жизни. Дуня поняла свою ошибку слишком поздно. Лишь став матерью, она оценила степень родительских чувств.


Вырин терпел жизненные перипетии ради благополучия Дуни. Тихий и мирный, он – пример «маленького человека», ведущего скромную и неприхотливую жизнь. Проводя анализ значения имени героя, литературоведы отмечают его имя. Оно принадлежало еврейскому богатырю, а значит, персонаж обладал большой силой. Фамилия станционного смотрителя созвучна станции Выра, мимо которой неоднократно проезжал Пушкин. Так персонаж совмещал в себе простоту и силу духа, которая помогала растить дочь и терпеть нападки судьбы.

«Маленький человек» в понимании Пушкина – это не описание социального статуса, а характеристика состояния души, присущее людям определенного склада. Жизнь таких персонажей невыносима, а ее финал трагичен.

Экранизации

Простое и понятное произведение Пушкина не раз вдохновляло кинорежиссеров. Первое появление фильма по мотивам повести «Станционный смотритель» состоялось в 1918 году благодаря режиссеру Александру Ивановскому. Главную роль в нем исполнил Поликарп Павлов.


Следующая экранизация вышла в 1925 году под названием «Коллежский регистратор». Ее поставили Юрий Желябужский и Иван Москвин. Последний выступил в кадре в образе главного героя – Самсона Вырина.

К творчеству Пушкина обращались и зарубежные режиссеры. Режиссер Густав Учицки снял ленту «Станционный смотритель» в 1940 году, представив Генриха Георге в образе простого российского служащего. Йозеф фон Баки снял ленту под названием «Дуня» в 1955 году с Вальтером Рихтером в роли станционного смотрителя.

В 1972 году свет увидела кинокартина с Николаем Пастуховым в главной роли.

Цитаты

«А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?»
«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! ...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих - неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой - стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы... ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, - пример честности и высоких моральных устоев.

Самсон Вырин - бывший военный, на момент настоящего времени в повести поставлен станционным смотрителем, в городе Н.

Бесхитростный и доверчивый мужчина, лет 50 в хорошей физической форме. В нём преобладает жизнелюбие, чувство юмора и любовь к выпивке. Вдовец. Безгранично любит свою дочь, Дуню. К делу своему относится внимательно и с уважением. Действительно старается оказать все возможные удобства прибывшим к его пункту приезжим, каким бы рангом они не были награждены.

Характеристика героя

Самсон не показан одиноким, уставшим или огрубевшим «изношенным» смотрителем, какими привыкли видеть путники его «собратьев по рабочему месту». Подбадривая своих собеседников, Самсон располагал к себе историями и застольными байками.

Отрада его и поддержка во всём - дочка Дуня. После смерти жены, на Дуне сошелся свет, Самсон жил и дарил людям свою энергию, за счастье дочери. В повести он показан хорошим, правильным отцом. Спонтанность Дунечки, в свою очередь, автором не скрыта. А.С. Пушкин одним предложением раскрыл её характер и возможности поведения: рассказчик поцеловал девушку с её согласия и даже запомнил и выделил сей момент из сотен и тысяч тех, что с ним уже случались и ни раз. Что открыто говорит о том, что Дуню невинным трепетным цветком назвать сложно, хоть дочерью она показана послушной и исполнительной. Отца она любит и уважает - не боится, а именно любит. Но понимает ли, что Самсон живёт исключительно для неё и ради неё? Едва ли.

После того, как дочка сбежала с заезжим гусаром, жизнь Самсона резко изменилась. Сперва, в поисках истины, он, забыв себя, кинулся на поиски своей кровинки. Вскоре был унижен податью Минского, бессовестно укравшим у него дочь и не давшим возможности увидеться им даже после того, как Самсон нашел их.

Тоска, непонимание «за что» и огромные переживания за судьбу Дуни сводят Самсона сначала к больничной койке, за тем опускают на дно бутылки. Такая неприятная трансформация из боевого молодца в хмурого замкнутого старика поразила и рассказчика и, конечно, читателей. Жизнь ушла из Самсона вместе со сбежавшей в неизвестность Дунечкой.

Однако, не смотря на личные переживания, Самсон не озлобился на людей, его продолжали любить в городе Н и он уделял много времени здешней детворе, даже если проводил время в местной пивной. Он больше не делал попыток увидеть Дуню, после их мимолётной встречи в одном из городских домов, куда отец попал хитростью. Но у читателя остаётся уверенность в том, что Самсон ждал её возвращения и не было дня без переживаний и боли за своего единственного ребёнка, что и согнуло нашего главного героя, так скоро покинувшего мир живых.

Образ героя в произведении

Главному герою отведена роль самая необычная и непростая из простых. Просто станционный смотритель - просто неприметная работа, о которой думают, как о «легкотне» практически о пустом месте. Привязывая это рабочее место к человеку, проезжие смешивают стереотипы с реальностью, стирая важность отношения к самой личности, совершенно забывая о том, что у человека, встречающего их в пути, заполняющего путевую карту, меняющего лошадей и отвечающего за комфорт и здоровье, течёт и меняется своя личная жизнь и теряется смысл той самой жизни.

На протяжении всей истории, от первой встречи рассказчика и главного героя, до последних строк, Самсон остаётся тёплым, душевным, родным человеком. Как старенький сосед из детства, угощающий ранетками со своего сада или делающий смешные поделки. Местный, всеми любимый «Дядя» любящий жизнь и люде не смотря на то, что своей искренней добротой и заботой был обманут гусаром и предан единственной дочерью.

У истории нет плохого конца. Дуня вернулась повидаться с отцом. Не успела при жизни, лежала на могиле около креста и плакала. Любила, хотела видеть, возможно, что не ехала из-за страха и стыда перед ним. Она не пропала и не сгинула. Минский, по всей видимости, её не бросил, как и обещал отцу при встрече. Трижды мама, в шикарных одеждах и с самостоятельными финансами, она приехала за прощением, познакомить дедушку с внуками. Так и доложил местный мальчуган нашему рассказчику, убирая с души камень тяжёлого вопроса о судьбе этих замечательных людей.

Судьба обычного человека, ничем не выделяющегося, с его горестями и радостями, издавна волновала многих творческих людей. С холстов художников на мир покорно и смиренно взирали посадские люди. То же самое касалось и литературы: смирение, покорность и безысходность простого народа воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

Предпосылки создания персонажа по имени Самсон Вырин

Характеристика творчества начала XIX века свидетельствует о том, что романтизм как течение охватил прозу и поэзию, музыку и живопись. Писатели и поэты - люди образованные и в большинстве своем представители аристократии и дворянства - понимали, что романтические сюжеты, избитые характеры и образы далеки от суровой реальности. Необходимы перемены.

Беспросветный быт, доходящая до мракобесия суеверность, покорность, раболепство и смирение перед теми, кто выше по положению - это все оставалось за пределами творчества. В начале XIX века страну захлестнула идеология, отстаивающая право на жизнь и свободу каждого человека. Естественно, это не могло не сказаться на искусстве того времени.

В творчестве многих поэтов, художников и писателей этой эпохи совершается переход к реализму. У его истоков стоял и А. С. Пушкин. Он - один из первых писателей России, который привлек внимание к судьбе простого, обычного, одним словом, «маленького человека».

Таковым является герой одной из «Повестей Белкина» - Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа позволит читателю понять, что общество равнодушно к проблемам таких людей. Оно уверено, что их удел - смирение, и глупо просить «маленькому человеку» защиты у сильных.

«Повести Белкина»: реализм в творчестве Пушкина

Появление сборника повестей некого И. П. Белкина в начале тридцатых годов не предвещало ничего из рук вон выходящего. Возможно, так и случилось бы, не будь автором этих строк А. С. Пушкин, который говорил всем, что выступает лишь издателем сборника.

«Повести Белкина» ознаменовали новый этап не только в творчестве Пушкина, но и открыли дорогу новому направлению в развитии русской литературы. Имя ему - реализм. Автор заставляет посмотреть на избитые сюжеты под иным углом зрения. Это был переход к реальной жизни. От традиционных, принятых в литературе норм и приемов, к миру и человеку.

С большой любовью автор знакомит читателя со скромными персонажами, с событиями их жизни. Но перо мастера придает им глубокую значительность и открывает сокровенные тайны души. Характеристика смотрителя Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» очень хорошо раскрывает эту тему.

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика И. П. Белкина, который вводит читателя в бесправный мир мелкого чиновничьего сословия. Несмотря на все трудности, связанные с должностью смотрителя, они люди мирные, услужливые, не сребролюбивые и общительные.

Именно таков главный герой произведения - станционный смотритель Самсон Вырин. Характеристика представителей этой профессии с первых же слов дает общее представление о нем как о человеке спокойном, терпеливом, трудолюбивом.

Однажды в Н-ской губернии Белкина застал проливной дождь, и по приезде на станцию он вынужден был переодеться и выпить горячего чаю. Смотритель, бодрый мужчина лет пятидесяти, сказал своей дочери поставить самовар. Девочка лет четырнадцати, с огромными голубыми глазами, поразила Ивана Петровича своей необыкновенной красотой.

Пока хозяева выполняли свою работу, гость осматривал их бедное, но опрятное жилище - на окнах цвела герань, за пестрой занавеской была кровать, на стенах картинки из библейской истории о блудном сыне. Короткие, но меткие фразы рассказчика позволяют узнать лучше станционного смотрителя. Самсон - отставной военный, судя по медалям, он участвовал в боевых сражениях. Вдовец.

На вопросы гостя смотритель ответил, что Дуня - его дочь, разумная и работящая, вся в мать. Отец говорил «с видом довольного самолюбия». Этим небольшим замечанием дополняется характеристика станционного смотрителя Самсона Вырина, представляя его как любящего, заботливого отца, гордого за своего ребенка, которого он воспитывал сам. Это его единственная радость и надежда.

Дуня - дочь Самсона Вырина

Вскоре Дуня, дочь смотрителя, вернулась с самоваром, гость стал разговаривать с девушкой. Маленькая кокетка быстро сообразила, что произвела на него большое впечатление, и отвечала на его вопросы безо всякой робости. За стол садиться гость один не пожелал и пригласил хозяев. За чашкой чая они беседовали, как будто знают друг друга много лет.

Лошади были давно готовы, но расставаться с хозяевами не хотелось. Наконец, собравшись, гость попросил у девушки разрешения поцеловать ее в щеку на прощание. Повидавший многое Белкин говорит, что этот поцелуй он не мог забыть очень долго.

Короткие фразы рассказчика прекрасно раскрывают образ Дуни, на которой держится все хозяйство. Внимательная девушка сразу оставила шитье, когда Минский появился впервые на станции и возвысил голос. Ласково спросила, не хочет ли он покушать. Трудолюбивая и работящая, она делает всю работу по дому, шьет сама себе платья, отцу в работе помогает.

Красавица Дуня всем нравится. И барыням, которые одаривали то платочком, то сережками. И господам, которые останавливались под предлогом пообедать, а на самом деле - полюбоваться на нее. Девушка прекрасно об этом знает. Но втайне от отца позволяет поцеловать себя малознакомому мужчине.

Трагедия Самсона Вырина

Через несколько лет Иван Петрович возвращается на ту же станцию и входит в знакомый дом. Но видит совсем иную картину, вроде попал не туда. На окнах нет цветов, вокруг небрежность и ветхость. Спавший под тулупом смотритель проснулся, и гость с трудом узнал Самсона Вырина. Три-четыре года, пока они не виделись, превратили его в хилого, седого старика.

Дочки не было нигде видно. На вопросы о ней старик отмалчивался. Расшевелил его лишь стакан пунша. И гость услышал печальную историю. Как-то раз заехал на станцию молодой офицер. Притворившись больным, несколько дней находился в доме смотрителя. Приехавший лекарь, переговорив с гостем на немецком языке, подтвердил, что тот нездоров.

В этом эпизоде раскрывается характеристика Самсона Вырина как человека доброго и доверчивого. Не замечая обмана, он уступает кровать якобы больному Минскому. Когда гусар собрался уезжать и взялся подвезти Дуню до церкви, отец сам позволил дочери поехать с ротмистром. В результате гусар увозит ее в Петербург.

Отец не находит себе места. Выпросив отпуск, он пешком отправляется на поиски дочери. Разыскав Минского, Вырин в слезах умоляет вернуть его дочь. Гусар начал уверять отца, что любит ее и никогда не оставит. Сунул в руку Самсона несколько ассигнаций и выпроводил его. Но Вырин разгневанно растоптал деньги.

Несколько дней спустя Самсон Вырин увидел проезжающие по улице дрожки Минского. От кучера узнал, что в доме, куда вошел гусар, живет Дуня. Вырин зашел в дом и увидел свою дочь, модно одетую и смотрящую неясно на ротмистра. Дуня, заметив отца, упала без памяти. Минский разгневался и вытолкал Самсона на улицу. Смотритель в глубокой печали возвращается домой.

Гусар Минский

Минский - один из главных героев произведения «Станционный смотритель». Рассказчик представил его как человека бойкого, веселого и состоятельного барина. Молодой офицер, дворянин, дает щедрые чаевые. Чтобы побыть с красавицей Дуней подольше, притворяется больным и в результате увозит Дуню из родного дома.

В Петербурге снимает ей отдельную квартиру, как того требовали приличия. Дуня любит его. Очевидно, и Минский отвечает тем же. Убитому горем отцу говорит, что не собирается бросать его дочь, и дает ему честное слово, что она будет счастлива. Став спутницей Минского, девушка живет в роскоши, у нее своя прислуга. И тем не менее, когда отец хочет встретиться с дочерью, ротмистр пытается избавиться от него и дает ему денег.

Через некоторое время случилось рассказчику Белкину вновь посетить эти места. Станции уже не было, а мальчик, поселившийся в доме Вырина, сказал, что Самсон уже с год как помер. Проводил гостя на могилу смотрителя и рассказал, что приезжала летом прекрасная барыня с тремя детьми. Отправилась на сельское кладбище и долго плакала на могиле.

Характер конфликта

В центре повести - «маленький человек», смотритель Самсон Вырин. Характеристика его на всем протяжении повествования представляет человека честного, порядочного, добродушного. Охотно общается с людьми, любит соседских детей, вырезает им дудочки и угощает орехами. Открытый и милый человек, он, тем не менее, знает свое место, смиренно выполняет свою нелегкую работу, терпит крики и толчки постояльцев.

Покорный Самсон не выносит обиды, нанесенной ему офицером и дворянином Минским. Не примирившись с потерей дочери, он отправляется в Петербург спасать Дуню, которую, как он полагал, коварный соблазнитель скоро выкинет на улицу. Но все оказалось намного сложнее. Гусар полюбил его дочь и даже оказался человеком совестливым. При виде обманутого отца он покраснел. И Дуня ответила молодому офицеру взаимным чувством.

Слезы негодования навернулись на глаза Самсона, когда Минский сунул ему денег. Бросил их наземь, но немного погодя вернулся, и ассигнаций уже не было. Этот эпизод позволяет увидеть не только бесправное положение Вырина, но и наблюдать невидимую схватку между дворянином Минским и «маленьким человеком».

«Притоптал каблуком» - фраза ясно показывает негодование, моральное превосходство Вырина. Но, опять же, слова «подумал» и «воротился» несколько разочаровывают читателя. Да. Не созрел еще до осознанного бунта «маленький человек».

Белкин, в следующее свое посещение, пытаясь разговорить смотрителя, наливает ему пунш, «коего вытянул он пять стаканов». Неприметные слова - «живописно» отирал слезы, «вытянул» вместо привычного «выпил» - лишний раз указывают на слабость русского мужика. Человека, привыкшего к твердой руке жестокого барина. В данном случае - любви дочери.

Ничего не добившись, убитый горем отец, уверенный в том, что дочь несчастна, после возвращения домой тихо спивается. Утрата лишила его смысла жизни. Общество равнодушно и молча взирало на него. Глупо просить маленькому, слабому человеку защиты у сильного. И умер смотритель от собственной беспомощности.

Художественное своеобразие повести

Многие поступки героев сегодня непонятны. Но во времена Пушкина они были естественны. Судя по всему, ротмистр сдержал слово. Но, по каким-то причинам, он не мог сразу жениться на девушке. В те времена женитьба грозила отставкой, а у Минского чин был немалый. Опять же, Дуня - бесприданница, возможно, его родителям это бы не понравилось.

Автор пожелал не сообщать этого читателю. Но ясно одно: каковы бы ни были причины, на их решение требовалось время. И Дуня приезжает к отцу только тогда, когда сбылась ее тайная надежда. Трое детей, кормилица, шестерка лошадей, деньги свидетельствуют о благополучном исходе этой истории. Тем не менее автор не говорит ни слова о замужестве девушки.

Автор много оставил «недосказанных» мест. Возможно, его замысел заключался не в раскрытии своих героев, не в их обличении? А в том, чтобы сосредоточить внимание читателя на «маленьком человеке». Открыть его сострадательную и чуткую душу, откликающуюся на чужую боль и несчастья.

Дуня винит себя в смерти отца. Вся в слезах, блудная дочь просит на его могиле прощения. Но уже поздно. Возможно, читатель простит Дуню, как простил ее рассказчик Белкин, который «дал мальчишке пятачок и не пожалел» ни о поездке, ни о потраченных деньгах...

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.