Супрасльский благовещенский монастырь. Из истории монастыря

Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в городе Москве. Его владения занимают практически целый квартал и заключены между , и Крапивенским переулком.

История обители тесно связана с образованием великого Московского княжества.

Еще в 1325 году Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высокопетровский монастырь выделили на берегу реки у села Высокое. Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Исходя из этого, первоначально монастырь звался Петропавловским.

Фото 1. Высокопетровский монастырь расположен по улице Петровка, 28/2

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя патриарха Петра и переосвятил церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. Сам монастырь стали именовать Петровским.

Помимо своего прямого назначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера. В северное оборонительное кольцо также входили Страстной, Никитский и монастыри.


Фото 2. Высоко-Петровский монастырь (ансамбль зданий) в Москве

В конце пятнадцатого столетия великий князь Василий III решает украсить Москву с тогдашними окрестностями зданиями и храмами, выстроенными из камня. Для этих целей в первопрестольную приглашается итальянский зодчий Алевизио Ламберт иди Монтаньяно, больше известный потомкам, как Алевиз Фрязин Новый.

Одним из проектов великого архитектора, помимо кремлевского Архангельского собора и собора во имя Смоленской иконы Богоматери в Новодевичьем монастыре, стал храм Петра - Митрополита Московского, что на территории мужского монастыря в поселении Высоком. Построили культовое сооружение в период с 1514 по 1517 годы.

Расцвет московского Высоко-Петровского монастыря в последней четверти семнадцатого века связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I.



Дело в том, что их московские владения располагались рядом с монастырскими стенами (со временем, Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий), и посему обитель стала любимым молитвенным местом этой семьи. Часто бывала здесь и мать Петра Первого - Наталья Кириловна (есть предположение, что и сына своего она назвала в честь почитаемого и любимого святого Петра).

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону - список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить на месте Покровской церкви одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

На территории Высоко-Петровского монастыря, по-соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.



В 90-е годы семнадцатого столетия в обители появились Святые врата с храмом во имя Покрова Богородицы и колокольней в два яруса. Повеление на строительство дал сам Петр I, который таким образом хотел увековечить память своих дядьев - Ивана и Афанасия, погибших у него на глазах во время стрелецкого бунта, произошедшего в мае 1682 года. Кроме этого, в южной части монастырской территории выстроили кельи с небольшой церквушкой, в которой монахи молились за убиенных.

После возвращения Петра Первого из Троице-Сергиевой лавры, где скрывался от стрелецкого бунта 1682 и 1689 годов, он повелел выстроить в Высоко-Петровском монастыре храм во имя Сергия Радонежского во славу своего спасения.



Конец семнадцатого века ознаменовался борьбой за власть между юным Петром, обосновавшимся в Петровском монастыре, и царевной Софьей, его сестрой, выбравшей своей резиденцией .

Петр укрепляет стены обители, в месте центрального креста храма Сергия Радонежского повелевает укрепить корону - символ царственной власти, а также построить у этой святыни царское крыльцо, с которого в дальнейшем наблюдал за проходящими Крестными ходами.

После своей победы над царевной Софьей юный царь перестал укреплять монастырь как крепость.



Два новых культовых сооружения на территории Высоко-Петровского монастыря появились уже при правлении Елизаветы Петровны. Так, в 1744 году здесь построили церковь во имя Толгской иконы Богоматери по проекту архитектора И.Ф. Мичурина (средства выделила статс-дама Н.А. Нарышкина). В период с 1753 по 1755 годы над южным воротами обители появился храм во имя Пахомия Великого, сооруженный на средства тогдашнего настоятеля архимандрита Пахомия.

События 1812 года не прошли стороной Высоко-Петровскую обитель. Строения были значительно разрушены и осквернены. Так, церковь во имя Пахомия Великого переосвятили лишь спустя 100 лет. Кроме этого, на территории монастыря французы расстреливали жителей Москвы, которых обвиняли в тогдашних поджогах первопрестольной. Тела жертв закапывали у монастырской колокольни.



Высоко-Петровский монастырь большевики упразднили в 1922 году, а последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929.

В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, отдав его впоследствии для репетиций знаменитому ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита.



Статья из энциклопедии "Древо": сайт

В году собор сильно пострадал от пожара, лишившись купола, крыши, притвора и колокольни. Погоревший собор был покрыт временной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 года. Он простоял до конца года и был копией сгоревшего, воссозданной А.П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас и утварь.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX века:

"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота ".

Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

Святыни

Другие предметы, находившиеся в соборе

Мы привыкли думать, что чудо незримо, и увидеть его - большая редкость. Это действительно так, если не замечать вокруг нас прекрасные творения, созданные природой или человеком.

В самом центре столицы расположен Высоко-Петровский мужской монастырь - древняя и очень красивая достопримечательность. В летописях 1317 встречаются первые упоминания о монастыре. Лучшего памятника Петру I, чем Высоко-Петровский не знает.

Об истории происхождения

Специалисты признают самой вероятной версию, по которой мужской монастырь основан святителем Петром в 1315—1316. Его первоначальное название звучало как Петропавловский.

В стенах обители митрополит Петр принял решение переехать в Москву. Успенский мужской монастырь, основанный по его совету, стал местом для погребения священнослужителя.

Центр Руси стал возвышаться в государственном и церковном понятии после утверждения в Москве митрополичьей кафедры.

По такому предположению, Высоко-Петровский мужской монастырь основан в 14 веке святителем Петром, митрополитом Киевским.

Есть версия, что основание монастыря произошло после канонизации царя. Во времена Сергия Радонежского возникшая обитель предстала как первый общежительный По преданиям, этот период связан с героическими деяниями Дмитрия Донского.

По заметкам того времени, русская церковь определяет представителей посольства к константинопольскому патриарху, с целью поставления духовника Дмитрия Донского Митяя в митрополиты. Страсти и неразбериха случились на корабле, следующем по Черному морю. Назначенный кандидат скончался на борту корабля. Грамота, направленная патриарху, не содержала подписи и печати князя. За право быть вписанным кандидатом началась настоящая борьба. Архимандрит Иоанн от Петровского монастыря был одним из претендентов на звание предстоятеля Русской церкви, но он не нашел поддержки среди коллег.

Защитная функция святой обители

По данным экспертов, обитель основалась на пустынном, безлюдном месте. До 1517 года монастырь был небольшой по площади и не имел оборонительного значения. Первое упоминание о сражении с этого места датировано 1611 годом. Для обстрела Кремля, прорвавшись в город, Ляпунов Прокопий над Неглинной настроил артиллерийскую батарею.

Строительство - царское дело

Местом захоронения знатных представителей Нарышкиных является тот же Высоко-Петровский монастырь. Москва хранит сведения об активном строительстве монастыря в конце 17 века, во времена Нарышкина и Петра I.

Среди строителей Высоко-Петровского монастыря и почитателей - князья Василий III, Иоанн Калита, Димитрий Донской, царь Алексей Михайлович Романов, митрополит Московский. Богослужения велись святителями Митрофаном Воронежским.

Чудеса святыни за неприметной стеной

И в наши дни целый квартал на Петровке занят под монастырь. Мало кто знает о его существовании. Высокие строения на узких улицах способствуют хорошей маскировке.

Сплошной стеной выходит на Петровку здание Нарышкинских палат. Проходящим и движущимся на автомобилях людям невозможно догадаться о наличии здесь монастырских строений.

Предназначение самого длинного здания Москвы XVII в. выдает надвратная церковь-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы. Эта малая часть шикарного великолепия монастыря просматривается с любой точки Каретного ряда и Петровки. Одна из московских улиц получила свое название благодаря знаменитому монастырю.

Под Покровской церковью расположены Святые врата. Желающие попасть в монастырскую обитель могут пройти со стороны Петровки через указанный парадный вход.

Первое впечатление сравнимо с волшебством. Всё начинается от увиденной с порога картины. Если глядеть на монастырь изнутри, не верится, что за его стенами шумная центральная улица. На территории святыни абсолютно иная жизнь. Исторический ансамбль в прекрасной сохранности, и гораздо большего размера, чем со стороны города.

Подарок на века

Возможно, свою роль в существовании строения сыграло благословение Кирилла Нарышкина, который являлся дедушкой Петра. Именно он подарил Петровской обители соседскую усадьбу, когда узнал о радостной новости - рождении внука.

Почти все постройки монастыря связаны с событиями в жизни Нарышкиных. Юный Петр лично подписывал указы на строительство монастыря - своего первого проекта. Здесь Наталья Кирилловна Нарышкина положила начало знаменитому Матушка Петра воспитывалась в «западном» духе, который чуть позже скажется в истории архитектуры страны.

Территория монастыря. От усыпальницы до собора

Перед входом в Высоко-Петровский мужской монастырь расположен собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Строение являлось родовой усыпальницей Нарышкиных до 1774 года. На протяжении двух десятков лет здесь проживали представители семейства Нарышкиных: Иван, Афанасий, Кирилл Полуэктович (дед Петра I), бабушка Петра - Анна Леонтьевна, Лев Кириллович (дядя Петра).

Боголюбская церковь над могилами убитых посвящена иконе Богоматери Боголюбской. Храм длительное время оставался родовой усыпальницей. Чудотворная была подарена Нарышкиным вместе со списком в 1684 году, при паломничестве в Боголюбово. По одной из легенд, молодой Петр прибегал сюда по крутой лестнице как в личную молельню.

Зная о чудесах этой иконы и ради своих убиенных родственников, юный царь принял Указ о строительстве каменного храма над могилами потерянных родственников. Строительство велось под руководством Натальи Кирилловны и молодого Петра I.

На нынешнего обозревателя истории эти белокаменные надгробия с гербами и черепами производят жутковатое впечатление.

Следы барокко

Неожиданным строением в самом центре монастырских построек является собор Петра Митрополита. Не похожий на другие храмы, небольшой, скромный по архитектурной задумке, собор является древнейшей церковной постройкой Москвы.

На нем мало сказались наслоения 18 века. Отличная сохранность порадовала историков накануне Олимпиады 80-х годов.

Собор Петра Митрополита приобретает четкий при Петре I. Во время реставрации в 20 веке было неожиданным увидеть изначальный вид храма.

Спасительные стены святой церкви

Небольшое, но уникальное по архитектуре строение - церковь - расположено между Братским корпусом и Святыми вратами, что справа от входа.

Сергиевская церковь - новое архитектурное строение. Август 1689 года знаменит противостоянием Петра и Софьи. Это период, когда Петр Алексеевич нашел свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре от своей жестокой и решительной сестрицы Софьи Алексеевны. События этого года включают посвящение Толгской иконе. Церковь выстроена на средства Н. А. Нарышкиной, являющейся родственницей Петра I по линии матери.

Через галерею в собор

Далее по обители - храм Преподобного Сергия Радонежского, выстроенный по указанию Петра I. Его история подтверждает события 1689 г. - спасение Петра от сестры со стрельцами в стенах обители Сергия Радонежского.

В настоящее время центром жизни в монастыре является этот храм. Его внешний вид в отличном состоянии после реставрации. Однако служители церкви и прихожане вспоминают, что от общего здания утрачены приделы Алексия Московского и М. Воронежского. Данные элементы конструкции были разрушены в советское время.

Палаты Нарышкиных и церковь преподобного Сергия соединяются галереей. На «южный» двор можно попасть, пройдя под галереей.

Именно в этом храме находятся важные святыни обители — мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Также в храме — часть святых мощей апостолов Петра и Павла, Серафима и других святых.

Современная жизнь храмов

И Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.

Уже позднее храм переосвящался во имя других святых, потом вновь закрывался во времена советской власти. Красивая церковь и в наше время стоит закрытой.

Последним храмом Высоко-Петровского монастыря является церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1905 году. Она проектировалась в качестве часовни в южном пролете рядом с главными монастырскими воротами. Только в 2001 году принято решение освятить бывшую часовню как одноименный храм.

«Реставрация» временем

Советский период (с 1950 гг.) отмечен для Высоко-Петровского монастыря как время хорошей реставрации. Десятилетняя эксплуатация сказалась на лепнине и краске - отделка облетела и потрескалась, придав внешнему виду отпечаток благородной старины. Внутреннее убранство тоже отражает дух прошлых лет. О проекте прошлых лет московского ландшафта напоминает уклон, сохранившийся по направлению к уже несуществующей речке Неглинке.

Новый статус

Статус Патриаршего подворья Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь получил в 1990-м. С этого момента вновь началась реставрация. Все строительные работы проходят спокойно, ничто не нарушает привычную монастырскую тихую жизнь.

В Нарышкинских палатах и в наше время размещены выставочные залы Государственного Литературного музея.

Многочисленные туристы и паломники желают знать, как попасть в Высоко-Петровский мужской монастырь. Как доехать к святой обители?

Паломникам

На официальном сайте размещена подробная информация: точный адрес, контактные телефоны, электронная почта. Есть также схема проезда в Высокопетровский мужской монастырь в Москве.

Для экскурсионных походов лучше всего воспользоваться паломнической службой (+7 903 670 64 74). Для тех, кто пользуется сетью интернет или навигатором, Высокопетровский мужской монастырь на карте обозначен условным знаком.

Двери мужского монастыря открыты для всех желающих, запреты распространяются лишь на фото - и видеосъемку.

Богослужения проходят практически во всех имеющихся храмах. Это говорит о том, что Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь - действующий.

В 1690 году собор митрополита Петра был пересмотрен по-новому: расширились окна, устроено гульбище с надгробными плитами в качестве ступеней. Наружные стены расписаны в яркие мотивы.

В период волнений 1812 года ставропигиальный мужской монастырь использовался для размещения тысячи кавалеристов наполеоновской армии. Расстрелянные москвичи, обвиненные в поджоге, захоронены вдоль стен церковного строения.

Обитель была разорена. Благодаря стараниям настоятеля, ценности вовремя вывезены в Ярославль, поэтому потери были небольшими.

С 1923 года Высоко-Петровский мужской монастырь использовался под тайную братскую общину. Но размещалась она при монастыре в Боголюбской церкви. Так как советская власть держала приходской только одну - именно Боголюбскую церковь. К 1935 году многих монахов расстреляли, а церковь была полностью уничтожена.

В 1959 году историческими памятниками признали все монастырские здания, небольшими темпами шла реставрация. Здания монастыря использовались под самые неожиданные дела, например под репетиционный зал ансамбля «Березка».

Начиная с 1991 г. строения обители окончательно переходят по своему назначению - к церкви.