Культ богини Иштар и ритуальная проституция в Вавилоне - id77. Будьте всегда в настроении

Точка отсчета человеческой государственности лежит в долинах рек Тигр и Евфрат. На Земле существовали области более пригодные для жизни и хозяйственной деятельности людей, но первые цивилизации появились именно в Междуречье.

В отличие от Египта в Месопотамии не было единого центра власти, здесь, чаще всего, спорили между собой отдельные небольшие царства или самостоятельные города. В этой борьбе кто-то проигрывал, кто-то подчинял себе остальных. Были периоды, когда определенное государство покоряло все другие и возникала ненадолго деспотия, например, Египта.

Во всех древних цивилизациях исключительную роль играла религия и ее служители. Жречество аккумулировало все существующие знания и накопленный опыт. В каждом городе были свои боги и храмы, вокруг которых циркулировала повседневная жизнь.

Естественно, некоторые культы переходили от народа к народу. Почитание богини Иштар относится к аккадским племенам и к вавилонянам. Аналог этого культа существовал и у шумеров, только в этом случае звали богиню Инанна.

Воплощение богини – планета Венера. Иштар имела андрогинные черты, как считают исследователи, из-за того, что изначально люди верили в существование двух отдельных божеств мужского и женского пола, которые со временем слились в одну ипостась.

Поэтому богиня могла в зависимости от ситуации проявлять свои разные сущности. Она являлась покровительницей плодородия, богатых урожаев, плотской любви. По одному из мифов, Иштар родилась из яйца, выпорхнув из него голубкой, отсюда и крылья в ее иконографике. На многих сохранившихся скульптурных изображениях, у нее гипертрофированы бедра, что является символом производительных сил.

Ритуалы, связанные с плодородием, во всех земледельческих народах играли наиважнейшую роль. Один из таких обрядов назывался иерогамия – священный брак, он символизировал любовь между небом и землей и рождение мира. Это было таинством, изложение такого рода событий не дозволялось. Поэтому письменные источники (в случае Месопотамии – это клинописные глиняные таблички) лишь намекают на то, что происходило во время таких мистерий. Этот ритуал проводился два раза в год во время весеннего и осеннего солнцестояния, также обязательным был час вступления нового правителя на престол. По данным клинописных текстов, Инанна в этот час призывала «распахать ее лоно», чтобы травы «высоко поднимались вокруг» и, чтобы сады пышно расцветали рядом с ним. Таким образом, Иштар наделяла царя продолжительным и достойным правлением, множила его богатства, обеспечивала обильные урожаи.

Богиня символизировала телесную любовь, что породило соответствующий культ: служение часто сопровождалось оргиями. Как считают историки, существовала и религиозная проституция в честь нее. Богиню почитали прежде всего женщины и в знак поклонения они раз в своей жизни отдавались первому попавшемуся, который за это платил, поднося подаяние в храм. Центр сакрального поклонения - город Урук. Греческий историк Геродот, побывав в Междуречье в V в. до н.э., описывал эти обряды в своей «Истории».

До нашего времени дошло несколько мифологических рассказов, связанных с Иштар. Один из них содержится в поэме «Нисхождение Иштар в преисподнюю», которая сохранилась не полностью, но отрывки весьма красноречивы. У Инанны был супруг верховный бог Ашшура, но она, как известно, в том числе, была богиней любви. Предания свидетельствуют о многих фаворитах богини. Например, Думузи, легендарный правитель Ассирии и бог пастухов, его образ почитался вместе с культом Инанны, олицетворял умирание и воскрешение.

Поэма описывает смерть Думузи, плач Иштар, по погибшему любовнику, ее решимость спуститься в подземное царство, где правит ее сестра, богиня смерти и мрака Эрешкигаль. Сойдя в подземный мир и переправившись через реку, Инанна предстает перед роскошным дворцом, стучится и просит впустить ее. Эрешкигаль возмущена поведением сестры, она позволит ей войти, но пусть сделает это как все смертные. Иштар проходит через семь врат, у каждых из них остается часть ее одежды, пересекая последние врата, она остается обнаженной и бессильной, как и все люди перед смертью. Ярость сестры обрушивается на несчастную. Она приговаривает ее к жизни в вечной тьме, оставляет ее и Думузи навсегда в подземном мире.

Пока богиня находится в плену у Эрешкигаль, на земле ничего не растет, ничего не рождается. Слезы и смерть в государстве. Земные божества делают все для того, чтобы вызволить Инанну и Думузи из царства смерти. В конце концов заключается договор, по которому полгода Думузи проводит в обители мрака, полгода – на земле с любимой.

Легенда относится к так называемым календарным мифам, которые повествуют о постоянном круговороте в мире. Большинство мифологий разных народов и цивилизаций содержат легенды об умирающем и воскресающем боге, который воплощает цикличность природы.

Каждой весной совершался обряд священного брака Думузи и Иштар, природа при этом акте любви оживала, зацветала и плодоносила. Свадьба богов обязательно сопровождалась карнавалами, песнями, ритуальными сражениями, самоизувечениями и совокуплениями. Считалось, что эти обряды могут ублажить сверхъестественные силы, увеличить их действие.

В этих представлениях был сконцентрирован опыт и знания о природе и ее законах. Аналоги мифа были и в других народах. В Египте был культ Осириса и Исиды, в Греции - это Кибела и Аттис. Все они связаны с постоянной сменой сезонов.

Можно утверждать, что Иштар – главное женское божество, Богиня-Мать. На уровне абстракций – это созидательное начало мира, без которого ничего не рождается. Но у этих сил есть и обратная сторона – разрушительная мощь, которой в природной стихии предостаточно. Здесь и наводнения, и землетрясения, и многочисленные болезни, и борьба за выживание, и чудовища. Таким образом, мужская сущность богини Иштар отразилась в покровительстве войны и разрушений. Поэтому часто ее изображали вооруженной, стоящей на оскалившемся льве. В таком воплощении ее особенно любили яростные ассирийцы.

Позаимствовав у шумеров миф о нисхождении богини любви Инанны в мрачное подземное царство , вавилоняне слегка изменили его. Инанна получила у них имя Иштар, а её несчастный супруг иногда по-старому назывался Думузи, а иногда­ – Таммузом, по вавилоно-аккадскому произношению.

Юный бог Думузи (Таммуз) был любимым братом прекрасной богини любви Иштар . Она воспылала к нему пылкой страстью и стала его супругой . Но недолго продолжалась их счастливая брачная жизнь. В жаркий летний день, в самом конце месяца симан (май-июнь), в часы летнего солнцестояния отправился Думузи в степь на охоту. Внезапно налетел буйный вихрь, и Думузи пал на землю подобно надломленному тростнику.

Опечалилась прекрасная Иштар, узнав о гибели своего брата и супруга, и решила отправиться в подземный мир, в страну без возврата, в мрачное жилище зловещей богини мёртвых Эрешкигаль и супруга ее Нергала, не ведающих ни сострадания, ни справедливости. Быть может, думала она, удастся вывести из этой страны погибшего юного бога.

Богиня Иштар. Древнее месопотамское изображение XIX-XVIII вв. до Р. Х.

И вот она направила свои стопы к массивным воротам, ведущим в преисподнюю. Могучей дланью застучала она в медные створы, преграждавшие ей путь, жалобно зазвенели тяжелые засовы, и с потемневших замков посыпалась пыль.

«Эй страж! – закричала она. – Открой мне немедленно ворота и впусти меня в подземный мир. Если ты будешь медлить, то я сломаю дверные створы, сокрушу косяки, собью замки с петель и выпущу на землю всех узников вашего царства, и на свете станет больше мертвецов, чем живых!»

«Погоди, о владычица! – испуганно воскликнул страж. – Я пойду и доложу о тебе моей госпоже Эрешкигаль!»

Узнав о приходе Иштар, царица подземного мира пришла в ярость. Ее лицо потемнело от злости, губы почернели от ненависти и скрежеща зубами, молвила она стражу: «Впусти богиню, но поступи с нею по нашим законам!»

Вернулся страж к входу в преисподнюю и распахнул створы первых ворот. Едва Иштар вступил в них, он сорвал золотую тиару с ее головы. Открыл он перед ней вторые ворота «и, пока она проходила через них, снял драгоценные подвески с ее ушей. В третьих воротах отнял у нее ожерелье из сверкающих камней, украшающее ее стройную шею, в четвертых воротах – круглые щитки с ее грудей, а в пятых воротах развязал волшебный разноцветный пояс, стягивающий ее стан, в шестых же воротах стащил с ее нежных рук и изящных ног золотые браслеты. Наконец, когда богиня подошла к седьмым и последним воротам подземного мира, наглый страж сорвал поясок стыда, опоясывавший ее чресла, и нагая богиня очутилась в вечном мраке преисподней. Ощупью пробиралась она по бесчисленным путям и переходам. Вокруг летали мириады душ умерших, покрытые перьями, подобно птицам. Тяжело жилось им в беспросветной темноте, где они теснились в пыли, забыв о дневном свете, и питались прахом и глиной.

С трудом добралась Иштар до престола царицы подземного мира Эрешкигаль. Обе богини обрушились друг на друга с бранью и язвительными насмешками. Призвала Эрешкигаль своего верного слугу, бога чумы Намтара, и он наслал на Иштар шестьдесят страшных болезней, поразивших ее сердце и ее печень, ее руки и ноги, ее глаза и ее уши.

С уходом богини Иштар, вселяющей в сердца страсть и возбуждающей у всех живых существ желание любить, замерла на земле жизнь, и мертвящее равнодушие охватило все живое. Бык перестал подходить к корове, осел не покрывал ослицы, юные супруги расходились вечером по разным комнатам. Женщины не испытывали родовых мук, и не было слышно крика младенцев.

Испугались боги безмолвия, охватившего землю. Они стали опасаться, что исчезнут вскоре все животные и птицы и вымрет человеческий род. И вот обратились боги за советом к мудрейшему в своей семье, властителю бездны Эа (у шумеров – Энки). И слепил он из глины евнуха Аспамира и послал его вестником в подземный мир.

Бесстрастным голосом передал вестник великих богов требование об освобождении Иштар. Не испытывая ни гнева, ни испуга, смотрел он на страшную царицу подземного мира и спокойно повторял слово в слово то, что ему было сказано.

Эрешкигаль пылала неукротимой яростью, она била себя кулаками по бедрам и гневно кусала пальцы. Ужасными проклятьями осыпала она ни в чем не повинного вестника богов, желая ему всю жизнь валяться в грязных канавах, пить сточные воды и изнывать от голода. Но как ни ярилась злобная Эрешкигаль, не решилась она спорить с небесными богами и выполнила их волю.

Радостно прошла Иштар через все семь ворот, и унылый страж возвращал ей со вздохом все одежды и украшения, которые он отнял у нее. Жестокие боли и сердечное уныние, терзавшие богиню в подземном мире, исчезли без следа. В своих руках держала она сосуд с живой водой. Она возлила воду жизни на труп юного Думузи (Таммуза) и набросила на него белоснежное одеяние. И поднялся ее прекрасный брат и супруг с ложа смерти, и вся земля возликовала. Всех животных, птиц и людей вновь охватила страсть. Это случилось в месяце нисан (март-апрель), в день весеннего равноденствия.

Ἀστάρτῃ Астарта; Анунит, Нана, Инанна) - в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество , олицетворение планеты Венера ; ассоциируется с пятницей . Соответствует шумерской Инанне . Иштар считалась покровительницей , гетер и гомосексуалистов . Дочь Эля и жена Баала , а также Сета (в египетской мифологии).

Миф о Нисхождении Иштар

Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).

Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».

Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.

Примечания

Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный

Конец Мифа:

Между тем на земле с уходом Инанны жизнь замерла, все живое перестало размножаться, люди перестали любить друг друга и предаваться страсти.

Посол богов Пасуккаль сообщает об этом богу Эйе/Энки. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль очень разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему не смогла. Она приказывает стражу Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Инанна обязана предоставить себе замену. Инанна проходит через семь врат, где ей возвращают отобранные ранее вещи.

На помощь богине Инанне (Иштар) пошел ее возлюбленный Таммуз (Думузи – бог плодородия), который и остался вместо Иштар в стране мертвых, но через полгода вернулся к любимой. Последнее также напоминает ситуацию в греческих мифах: Персефона дочь Деметры (богиня плодородия) полгода живет с матерью (весна-лето), а полгода с мужем Аидом (бог царства мертвых) в его подземном владении.

См. также

Категории:

  • Матриархат
  • Богини
  • Аккадская мифология
  • Боги плодородия
  • Боги любви и брака
  • Боги войны
  • Боги по алфавиту
  • Богини времени и судьбы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иштар" в других словарях:

    - (аккад.), в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Главные аспекты И. богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астральное божество (олицетворение планеты Венера). Имя восходит к более… … Энциклопедия мифологии

    Иштар - Иштар. Богиня на льве, ее символическом звере. Рельеф из Эшнунны. Лувр. Иштар. Богиня на льве, ее символическом звере. Рельеф из Эшнунны. Лувр. Иштар в мифах древних аккадцев центральное женское божество. Соответствует шумерской Инанне. Богиня… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Иштар - Иштар. Богиня на льве, ее символическом звере. Рельеф из Эшнунны. Лувр. ИШТАР (Инанна), в шумеро аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, олицетворение планеты Венера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В мифах древних аккадцев центральное женское божество. Соответствует шумерской Инанне. Богиня плодородия и плотской любви; богиня войны и распри; астральное божество (олицетворение планеты Венера). Иштар считалась покровительницей проституток,… … Исторический словарь

    Инанна Словарь русских синонимов. иштар сущ., кол во синонимов: 4 боги любви и брака (17) … Словарь синонимов

    В аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне … Большой Энциклопедический словарь

    ИШТАР - (в ассировавилонской мифологии – богиня любви и плодородия; см. тж АСТАРТА) От стрел и от чар, От гнезд и от нор, Богиня Иштар, Храни мой шатер: // Братьев, сестер. Цв923 (II,166); Руды моей вар, Вражды моей чан, Богиня Иштар, Храни мой колчан … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    - (шумерийское Инанна) в аккадской (ассиро вавилонской) мифологии и религии центральное женское божество. Первоначально почиталась как местное божество в Двуречье (Аккад, Арбела, Урук, Ниневия и др.). Во 2 м тыс. до н. э. культ И. широко… … Большая советская энциклопедия

    Иштар - (аккад.) Главная богиня Вавилона, дочь бога Луны Сина или сестра солнечного бога Шамаша. Покровительствовала любовному влечению, плодородию. Иногда ее имя связывали с войной и гибелью. Культ Иштар очень древний, сведения о нем содержатся… … Античный мир. Словарь-справочник.

Имя: Иштар (Inanna)

Страна: Древняя Месопотамия

Создатель: мифология

Деятельность: вавилонская царица

Семейное положение: не замужем

Иштар: история персонажа

Персонаж шумерской мифологии, богиня войны, секса и плодородия. Также олицетворяет планету Венера. Атрибуты богини Иштар - львы и восьмиконечные звезды. Персонажа обычно изображали крылатой женщиной, вооруженной луком и стрелами. Иштар поклонялись всюду на территории древней Месопотамии. С именем богини были связаны такие религиозные практики, как ритуальная проституция.

История происхождения


Имя богини происходит от древнего слова «астар». В прасемитских языках так называли планету Венера. Поскольку древние считали, что Венера, видимая лучше всего утром и вечером - это две разных звезды, то и имен у небесного тела было два. Мужское - Астар, или «утренняя звезда», и женское - Астарт, или «вечерняя звезда».

В одних семитских культурах это разделение сохранилось и закрепилось в мифологии, а в других, в частности, шумеро-аккадской - два аспекта Венеры слились в едином мифологическом персонаже. Поэтому богине Иштар свойственна андрогинность - признаки и мужского, и женского полов. Иштар - богиня одновременно войны, секса и деторождения.


Кроме того, в восточносемитских языках, на которых говорили предки древних шумеров и аккадцев, слово «астар» означало богиню вообще. Из-за того, что имя богини использовалось как нарицательное, вышло так, что Иштар поглотила множество других месопотамских божеств, чьи образы слились с представлениями об Иштар. Аккадцы знали богиню под именем Иштар, а у шумеров то же божество носило имя Инанна.

Мифы и легенды

К Иштар в ее ипостаси богини войны обращались аккадские цари, поэтому Иштар получила эпитет «царица царей», а также Ануннит, или «Иштар-воительница». Считается, что Иштар восседает на божественном престоле вместе с мужем, верховным богом неба Ану, и тот советуется с супругой, когда принимает решения, потому что Иштар мудра и проницательна. Боги склоняются перед четой правителей, а люди испытывают страх перед ликом Иштар.


Считается, что могущественная богиня держит в руках судьбы сущего, однако при этом образ Иштар пленяет и вызывает влечение. Глаза богини переливаются цветами радуги, а уста источают мед. Иштар дает людям удачу и жизненные силы. Богиня благосклонна к покорным почитателям, взаимно влюбленным и людям с благими намерениями.

Два мифа, касающихся Иштар, описаны в «Эпосе о Гильгамеше» и тексте, повествующем о том, как богиня ходила в Преисподнюю. В одном из них Иштар отправляется в земли мертвых. Богиня становится под дверьми Преисподней и велит, чтобы те отперли. А иначе Иштар сама расколотит ворота и выведет мертвецов, которые станут пожирать живых. Как видим, идея зомби-апокалипсиса не нова. Сестра Иштар, владычица подземного царства Эрешкигаль, в испуге велит впустить богиню.


Иштар приходится пройти семь врат подземного мира, и у каждых ворот богиня оставляет часть собственного облачения, так что в результате предстает перед Эрешкигаль обнаженной. Одежды Иштар также наделены волшебными силами, и лишенная их богиня становится слабой. Эрешкигаль разгневана и велит запереть Иштар.

На земле из-за отсутствия Иштар прекратились процессы размножения. Боги отправляют к Эрешкигаль посланника. Тот вынуждает владычицу подземного царства отпустить Иштар, однако Эрешкигаль требует, чтобы богиня нашла себе замену. Иштар проходит обратно семь ворот, возвращает собственные одежды и выбирается из царства мертвых, однако вместо богини в мир мертвых должен спуститься Таммуз, возлюбленный богини.

В «Эпосе о Гильгамеше» герой ходил в далекий поход и возвращается с удачей. Перед ним предстает богиня Иштар, которая предлагает взять ее в жены, а взамен обещает, что перед героем склонятся государи и владыки и принесут дары, стада героя станут втройне плодороднее, а животные станут полны жизненной силы.


Гильгамеш обещает неизменно приносить Иштар щедрые жертвоприношения, но брать богиню в жены отказывается, поскольку та известна непостоянством и вероломством. У богини было много любовников, которых Иштар предала. Среди них Таммуз, отправленный в царство мертвых, а также несколько персонажей, обращенных богиней в животных.

Ответ Гильгамеша оскорбляет Иштар, и та отправляется на небо, где жалуется на героя отцу и матери. Богиня требует, чтобы те создали для нее громадного быка, и снова грозит зомби-апокалипсисом в случае, если ей не дадут того, чего она хочет. Божественный отец выполняет просьбу Иштар, и громадный бык спускается с неба.

На земле зверюга выпивает реку Евфрат и принимается убивать людей, но герой Гильгамеш победил чудовищного быка и принес в жертву. Богиня смотрит на это со стены города Урук и проклинает героя, а спутник Гильгамеша Энкиду швыряет в Иштар оторванную ногу быка. Над этой ногой богиня плачет вместе с блудницами, которых созывает для этого. Этот эпизод в биографии богини заканчивается не к чести Иштар.


Блудницы напрямую связаны с богиней Иштар. В рамках культа Иштар практиковалась иерогамия - «священный брак», сексуальный ритуал, в ходе которого люди исполняли роли мужских и женских божеств, заключающих между собой брак. Ритуал проводили обычно правитель шумерского города и верховная жрица Иштар.

В городе Урук проходили празднества в честь Иштар, которые носили черты оргии. Например, особые жрицы в ходе этих празднеств приносили в жертву богине девственность. Урук именовался «городом священных проституток», а Иштар считалась покровительницей блудниц.

Иштар в культуре

Американский писатель-фантаст первой половины ХХ века Абрахам Меррит в 1924 году опубликовал мистико-приключенческий роман «Корабль Иштар». По сюжету герой находит некий древний камень, внутри которого скрыта модель античного корабля. Эта игрушка оказывается магическим предметом, благодаря которому героя заносит в непонятный мир, находящийся вне пространства и времени. Там, на некоем проклятом корабле, двое вавилонских богов - Нергал и Иштар - сошлись в бесконечной битве.


Образ богини Иштар присутствует в романе «Американские боги». По мотивам романа был снят одноименный сериал, первый сезон которого вышел в 2017 году. По сюжету, Иштар забыта людьми как древняя богиня плодородия, распри и весеннего пробуждения природы, но все же неплохо приспособилась к текущей версии реальности, став Пасхой.

Теперь это светская дамочка-блондинка в весенних цветах, богиня пасхальных кроликов. В одном из эпизодов мистер Среда напоминает Пасхе о тех деньках, когда героиня звалась Иштар и царила над несметными толпами верующих.

Пасху в первом сезоне играет актриса Кристин Ченовет. Известно, что после первого сезона Ченовет покинула сериал, пока не известно, кто будет исполнять роль Пасхи во втором сезоне и планируется ли присутствие этого персонажа в сериале.


Богиня Иштар появляется и в вымышленной вселенной комиксов «DC». В 2001-2002 годах вышли три книги комиксов серии «JLA Gatekeeper», где фигурирует персонаж Ishtar - древняя ассирийская богиня любви, плодородия и войны. Богиня появляется также в комиксах «Песочный человек» («The Sandman») Нила Геймана, в арке «Тhe Brief Lives». Героине известен танец блаженства и разрушения, посредством которого можно убить все живые существа в округе.











И?штар (Истар, Ашторет, Анунит, Нана, Инанна) - в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне.

Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
«Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. «Ты возлюбила льва, могучего и крепкого», — говорит герой Гильгамеш Иштар, — «и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут.» Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и — если верить Гильгамешу — эта любовь стала причиной смерти Таммуза»

Иштар была дочерью Нинурты. Ей особенно поклонялись в северной Месопотамии, в ассирийских городах Ниневия, Ашур и Эрбиль. Кроме львов на воротах её символом также является восьмиконечная звезда. (Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.)

Миф о Нисхождении Иштар. Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана. Иштар спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит #богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый #бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по #аналогии с #шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).

Главный миф об #Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею - богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской - Инанна. https://goo.gl/QUxBq5