Образ русской женщины в поэме Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Образ многострадальной женщины в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо

Не дело между бабами счастливого искать.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.
Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.
Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»
Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»
И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.
В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.
Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».
Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:
…волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.
Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти.
Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.
Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:
А женщин вы не трогайте,-
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах «от счастья женского», которые никто не может найти - даже сам Бог позабыл об их существовании.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.


/ / / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Многочисленные творческие работы Николая Некрасова были посвящены простому русскому народу, который подвергался сильнейшему угнетению. Поэт неоднократно пытался раскрыть тему жизни обычного крестьянина, осветить все тонкости существования.

Особое отношение автора чувствуется именно к женщине, к обычной крестьянке, которая брала на себя неподъемную ношу и достойно несла ее. Ведь как можно было сохранить семью, вырастить и воспитать детей в такое сложное время?

Уважительно Некрасов относится и к женским персонажам в своей грандиозной поэме « ». Уже в начале произведения, читатель может ознакомиться с обобщенным описанием простой женщины – труженицы, обычной крестьянки. Перед нами появляются образы и молоденьких девиц, и завистливых баб, которые всегда были и будут среди людей.

Затем, в одной из частей поэмы под названием «Пьяная ночь» автор знакомит нас с худенькой и обессиленной от работы Дарьюшкой. И днем и ночью она находится на службе у богатых людей, выполняя все поручения и приказы.

Продолжая вчитываться в текст поэмы, читатель знакомится с самым ярким женским образом. Перед нами . В главе «Крестьянка» Некрасов описывает судьбу и жизнь этой женщины еще с юных лет и по сей день. На ее примере, можно проследить жизненный путь любой крестьянки, наполненный трудностями и тягостями. Однако ее стойкий характер и желание жить показывает читателю, насколько сильным и волевым был русский человек.

Матрена Тимофеевна необычайно красива. Она обладательница настоящей русской внешности – черные брови, густые волосы, большие глаза. Поведав душевную жизненную историю, Матрена рассказала странникам обо всем, что ей пришлось пережить. У нее было счастливое детство, которое закончилось после замужества. Тяжкий труд свалился на ее плечи. Она должна была угождать хозяевам усадьбы, в которой работала, выполняя любые прихоти.

Могла героиня поплакаться только лишь старику Савелию. Однако и он нехотя обидел женщине, причинив ей сильнейшую боль. Не уследил старый за маленьким сынишкой Матрены, «скормив свиньям». А затем, обвинили Матрену в продуманном убийстве младенца и назначили вскрытие. И ничего не поделаешь, не попрешь против судей. Савелий приказал Матрене только лишь терпеть.

Далее, выдержала героиня и голодные годы, и жестокие обиды окружающих. И мужа своего отстоять смогла, вымоливши у губернаторши его избавление от солдатчины. За такие старания, за силу воли и прозвали Матрену Корчагину самою счастливою. Однако героиня так не считала. По ее словам, не может быть женщина счастливою, ведь ей судьба велела за всех беспокоиться и сопереживать, брать на себя работу чужую и достойно выполнять ее.

Николай Алексеевич, создавая в поэме образ русской женщины, пытался описать, насколько тяжкой была ее доля, какую трудную работу она должна была выполнять. Однако, несмотря на это, простая крестьянка сохраняла свою женственность, красоту и доброту, желание быть любимой, рожать и растить детишек своих.

Сочинения по литературе: Женский образ в поэме Н. А. Некрасова "Кому на руси жить хорошо" Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение "женского вопроса" должно связываться "не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем Экономическом и общественном устройстве!". И не случайно "певцом печальной женской Доли, высоких подвигов и жен, и дочерей" именовали русские женщины своего поэта в Многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила Радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, А далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает Читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене: А роденька-то Как набросится! Деверек ее - Расточихою, А золовушка- Щеголихою, Свекор-батюшка- Тот медведицей, А свекровушка - Людоедицей. Кто неряхою, Кто непряхою... Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что Родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: "семья Была большущая", в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости Управляющего. ...Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить, - Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке.

Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: Ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все Горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: "За них горой стояла я..." И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии: Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай. Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание Сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных Сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших Родителях. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и Страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное Равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «…Не дело между бабами счастливого искать...».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами. Особая походка русских красавиц –

«лебедками плывут».

Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами

Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:
  • Оленушка . Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька . Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка . Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба . Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима . Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка . Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.

Глава «Счастливые»

Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

Глава «Крестьянка»

Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер. Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря. На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы. Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева. Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью. Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена. Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов. Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

Притча о женском счастье

Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний. Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет:

«...отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики..., господни ратники...».

Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи - от рабства. Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

Доля русской женщины самая тяжелая . Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, опи- еывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький...
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее «губернаторшей». Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких.
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
... И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, «по мастерству печник». С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с эти людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней. На что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской», «что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.