Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.
Саша Митрахович 20.01.2017 15:49
![](https://i0.wp.com/posmotrim.by/pics/a4609674c.jpg)
Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя
Главной святыней и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».
По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.
Саша Митрахович 21.01.2017 09:49
![](https://i2.wp.com/posmotrim.by/pics/9ac2fdad3.jpg)
Икона Распятие
Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».
В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.
Саша Митрахович 21.01.2017 09:52
Одна из жемчужин русского церковного зодчества, Воскресенский собор в г. Тутаеве, расположен в Ярославской области и уже несколько веков радует своим внешним видом всякого, кто посещает это место.
История храма
Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.
Воскресенский собор в Тутаеве, Ярославская область
Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.
Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.
Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.
Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города - в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.
Этапы строительства храма:
![](https://i1.wp.com/molitva-info.ru/wp-content/uploads/2018/08/Interer-nizhnego-hrama-tserkvi-Voskreseniya-Hristova-v-Tutaeve.jpg)
Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.
Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе.
Описание собора
Это двухъярусный храм с пятью главами и четырьмя столпами внутри него. Весь храм расположен на подклете, в котором находится зимняя церковь. Вся церковь обнесена обширной галерей, а она держится на сводчатых арках. В южной и западной части Воскресенского собора устроены два крыльца. Сам храм очень ярко украшен изразцами, фигурным декором, росписью.
Внутренняя живопись в храме отличается большим количеством сюжетов из Ветхого Завета: Адам и Ева в раю, Потоп, Вавилонская башня и прочее.
Интерьер Воскресенского собора, Тутаев
Престолы
В соборе довольно много престолов, расположенных в верхней и нижней части храма:
- в верхней части главный престол в честь Обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и приделы в честь апостолов Петра и Павла (12 июля), свт. Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря) и св. Бориса и Глеба (6 августа);
- в нижней части главный престол в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) и приделы в честь св. Харалампия Магнезийского (23 февраля) и св. Иоанна Предтечи (7 января, 24 февраля, 23 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября).
Святыни
В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:
![](https://i2.wp.com/molitva-info.ru/wp-content/uploads/2018/08/Vnutri-sobora-Voskreseniya-Hristova-Tutaev.jpg)
Деятельность прихода
В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:
- православная школа имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
- молодежный хор;
- постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.
Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.
Расписание богослужений и как добраться
Богослужение в соборе совершается каждый день утром и вечером, подробности можно узнать на сайте храма.
Воскресенский собор расположен по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Соборная, д.13. Храм расположен в Борисоглебской части города.
Видео о Воскресенском соборе в Тутаеве
Город Ярославль был основан в 1010 году. Это была деревянная крепость, вокруг которой селились ремесленники и торговцы. Иногда вспыхивали в городе пожары, или враги нападали и поджигали деревянный Ярославль, и тогда сгорало все.
После пожара жители заново отстраивали свой город, еще краше и богаче, чем раньше.
Так продолжалось до того момента, когда монголо-татары напали на Русь. В 1238 году Ярославль был разграблен и разрушен ордами хана Батыя.
Город полностью обезлюдел. Его правитель – князь Всеволод - сложил голову в битве на реке Сить. Вместе с ним погибла и почти вся ярославская дружина.
Чудом спаслись два сына князя Всеволода – Василий и Константин. Страшную картину увидели они, когда вернулись в разоренный Ярославль. Нужно было восстанавливать город, поддерживать обездоленных, вдов и сирот. Сколько столетий прошло с тех пор, а ярославцы до сих пор рассказывают, как щадили жителей города ярославские князья Василий и Константин , брали совсем маленькие налоги, всего «по три денежки с души», по другому варианту «по три куриных яичка». Избегали эти князья и участия в междоусобных княжеских «разборках».
Так и возродился город. Во многом это была заслуга двух ярославских князей – Василия и Константина.
Оба князя были похоронены в Успенском соборе . В XVI веке собор перестраивали и под его развалинами обрели нетленными мощи, как узнали по надписям на гробах, святых князей Василия и Константина Всеволодовичей.
Открыв их, снова зарыли в прежнем месте. И вдруг поднялась в Ярославле сильная буря с громом молнией и проливным дождем. Продолжалась эта буря целых две недели. Поняли ярославцы, что святыню скрывать не следует. Святые мощи князей Василия и Константина были торжественно перенесены во вновь построенный собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.
Так мирно почивали мощи святых князей 243 года, пока в 1744 году не случился в Успенском соборе пожар. 20 февраля, загасив по окончании богослужения свечи, сторожа сложили огарки в стоящий около раки с мощами святых князей ящик и собор заперли. Плохо затушенные огарки загорелись и вспыхнули. Пламя дошло до стоящей над ракой деревянной сени, а затем перешло и на саму раку. В результате этого пожара мощи ярославских князей Василия и Константина обгорели.
Ныне они почивают в Федоровском соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня.
Но это случилось много позднее…
А пока стонала Русь под гнетом монголо-татарского ига. Нужно было платить Орде огромную дань; чуть что, набегали татары, грабили, убивали. Каждый князь должен был ездить в Орду, чтобы получить от хана ярлык, подтверждающий его право на княжение в этом городе.
Вот так и отправился в Орду ярославский князь Федор Черный . Да в Орде он не только ярлык получил, ни многих обратил в христианскую веру. Красивого ярославского князя полюбила ханская дочь, вышла за него замуж и приняла веру мужа – христианскую веру.
В Орде у них родились два сына – Давид и Константин. Наконец, Федор Черный с женой и детьми вернулся в Ярославль.
Время его правления стало временем мира и покоя на ярославской земле. Прекратились татарские набеги, умный князь Феодор сумел избежать и княжеских междоусобиц.
Возводили Феодор Черный и его жена Анна в Ярославле храмы, заказывали для этих храмов прекрасные иконы. И это в то время, когда другие города переживали упадок и разорение. Поистине благом стало для Ярославля время правления князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.
Эти князья были похоронены в Спасо-Преображенском монастыре .
Около двухсот лет не потревоженными лежали мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. И вот в 1463 году было решено их захоронить. Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.
Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина почитали не только в Ярославле, но и по всей Руси. За благословением к святым ярославским князьям шли великие и малые, богатые и бедные. Царь Иван Грозный четыре раза посещал Спасо-Преображенский монастырь, молился у мощей святых князей, и по их молитвам дано было исцеление царице Анастасии. В 1612 году вожди ополчения Минин и Пожарский перед походом на освобождение Москвы прибегали к молитвенной помощи Ярославских князей. В 1613 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл юный царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой. Они также просили благословения у святых Ярославских князей Федора Давида и Константина. В 1704 году ростовский митрополит Дмитрий на пожертвованные ярославскими купцами деньги устроил новую кипарисовую раку для мощей святых князей.
22 июня мощи были помещены в новую раку. Этот день святитель установил праздновать как день памяти Ярославским чудотворцам.
В 1763 году императрица Екатерина II посетила Ярославль и перед тем, как отправиться в Успенский собор, где ее ожидали, «слушала молебен и прикладывалась к мощам Благоверных князей Феодора, Давида и Константина» в Спасо-Преображенском монастыре.
Несколько веков вплоть до закрытия Спасского монастыря в 1923 году шли люди за помощью к Ярославским чудотворцам и получали просимое. Возвращенные в 1988 году Церкви святые мощи благоверных князей находятся в Федоровском соборе Ярославля.
Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархииПо преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.
Архитектура
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).
Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма - они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников - звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи - висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.
Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.
В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.
В году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Статистика
Святыни
- чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного - самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале века, изначально являлся "небом" деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
- Крест с Распятием в иконе "Страсти Христовы". Крест - XV-XVI век. Икона - конец XVII - начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
- Смоленская икона Божией Матери . Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
- икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)
В синодальный период особенно почитались также:
- Феодоровская икона Божией Матери в жемчужной ризе
- Силуанская икона Божией Матери (XV век)
- икона великомученика Феодора Стратилата , с описанием жития и чудес его
- образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , с житиями
- икона Софии, Премудрости Божией , список с Новгородской, жемчужная риза
- икона, именуемая "Сошествие во ад "
- древняя плащаница
В соборе находятся мощи исп.
В Романов-Борисоглебск едут к чудотворным иконам и на могилу старца архимандрита Павла (Груздева).
Круглый год сюда едут паломники — поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери «Прибавление ума»
Не ищите на картах…
Романов-Борисоглебск - это нынешний Тутаев, маленький городок на Волге, почти на полпути между Рыбинском и Ярославлем. В 1918 году местные большевики переименовали его в честь погибшего неподалеку красноармейца Ильи Тутаева. За возвращение городу исконного имени духовенство и краеведы боролись много лет, и вот 27 мая 2015 года на заседании Городского совета принято решение о возвращении городу Тутаев исторического названия Романов-Борисоглебск.
Город трех святых
Прежнее двойное название появилось не так давно - в начале позапрошлого столетия, когда древний город Романов, расположенный на левом берегу Волги, объединили с городом Борисоглебском, лежавшим на правом берегу. Одним словом, прямо как Будапешт! Вот только в венгерской столице в стародавние времена мост построили, а здесь, на волжских просторах, видно, забыли, а оттого жизнь тутаевцев, которые живут на одном берегу, а трудятся на другом, полным-полна приключений.
Небесные заступники
Град Романов по летописным сказаниям основал в 1283 году святой благоверный князь Роман Владимирович Угличский. Имя городу он дал в честь своего небесного покровителя - преподобного Романа Сладкопевца. А на месте Борисоглебска, который статус города обрел только при Екатерине Великой, еще раньше возникла Борисоглебская рыболовецкая слобода. Ее основали жители Ярославля, уцелевшие после захвата города татаро-монгольскими ордами Батыя. Здесь, в густом лесу, беженцы и поселились, а вскоре построили деревянный храм в честь первых русских святых.
Романовская земля - родина святого праведного воина Феодора Ушакова и двух братьев - оптинских старцев, преподобных Моисея и Антония (Путиловых). Интересно, что один из них (Моисей) родился в Борисоглебске, другой (Антоний) - в Романове.
Семь храмов на семи холмах
Такую картину видят летом пассажиры туристических теплоходов. На романовской стороне высятся купола да шатровые колокольни Троицкой, Спасо-Архангельской, Преображенской-Казанской, Вознесенской-Леонтьевской церквей и Крестовоздвиженского собора. А на другом берегу поражает путешественника огромный Воскресенский собор и небольшая Благовещенская церковь.
Крестовоздвиженский собор в валах — жемчужина романовской стороны
Последние три храма из перечисленных построены в XVII веке, в период расцвета ярославского каменного зодчества. На самом деле церквей в городе одиннадцать: в левобережье, чуть в отдалении от Волги, стоят храмы Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Тихона Амафунтского, а на Борисоглебской стороне - недавно выстроенный храм в честь священномученика Вениамина, епископа Романовского, и домовый храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в православной школе.
Кремлевские тайны
На одном из прибрежных романовских холмов сохранился земляной вал, у подножия которого можно различить остатки неглубокого рва - все, что осталось от укреплений романовского кремля. О том, что здесь был когда-то центр города, напоминает величественный Крестовоздвиженский собор. Первый деревянный храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был построен на этом месте еще при князе Романе в XIII веке.
Зимой на улицах Тутаева обычный транспорт — плетеные санки
По преданию отсюда начинался когда-то подземный ход, по которому можно было пройти под Волгой и выйти к Воскресенскому собору в Борисоглебской слободе. Не так давно, в послевоенные годы, эту легенду «скорректировали» археологи: ход был, но вел он из собора к реке.
Сейчас подземелье засыпано, зато паломники и туристы могут увидеть в храме настоящее сокровище - уникальные фрески XVII века, выполненные при участии знаменитых мастеров - Василия Ильина и Гурия Никитина.
Рядом с храмом сохранилась старинная дворянская усадьба, где предприимчивые жители открыли небольшой частный музей. Летом тут можно увидеть и даже покормить настоящую романовскую овцу.
К Спасу Всемилостивому
Главная достопримечательность города - Воскресенский собор XVII века. Он никогда не закрывался, а потому сохранил удивительной красоты фрески, богатый резной иконостас, деревянную скульптуру и многие святыни, главная из которых - огромный образ Спаса Всемилостивого. По преданию он написан преподобным Дионисием Глушицким задолго до строительства нынешнего каменного собора и когда-то служил «небом» прежнего деревянного храма.
В начале прошлого столетия здесь служили святитель Тихон (Белавин) и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который основал невдалеке от города Вауловский женский скит.
На Покровку за умом
Икона «Прибавление ума»
Город невелик, и ориентироваться в нем просто. Все улицы либо параллельны Волге, либо перпендикулярны. Главными ориентирами в левобережье служат храмы. Если выйти с территории кремля, повернуть налево и пересечь старинный пешеходный мост, улица вскоре приведет вас в центр с торговой площадью и пожарной каланчей - рядом расположен музей. А если миновать площадь, через несколько кварталов дорога приведет к древнему храму Покрова Пресвятой Богородицы - его белоснежную колокольню видно из центра. По церкви часть города называется Покровкой. Еще в XVII веке здесь был Новопокровский мужской монастырь, впоследствии упраздненный. Оставшийся от него храм - единственный во всем левобережье, не закрывавшийся в годы Советской власти. Желая сохранить свои святыни, прихожане соседних церквей несли их сюда, поэтому сегодня Покровский храм отчасти напоминает музей с множеством икон и уникальными образцами деревянной скульптуры. Круглый год сюда едут паломники - поклониться древнему чудотворному образу Божией Матери «Прибавление ума».
На Леонтьевку - к отцу Павлу
Так называют еще одну часть города, противоположную Покровке. Центром ее служит Вознесенский-Леонтьевский храм конца XVIII века. Невдалеке от него начинается Леонтьевская улица, которая ведет к одноименному городскому кладбищу. В последние годы туда все чаще приезжают паломники - поклониться могиле старца, архимандрита Павла (Груздева). В сталинские годы за Православную веру он получил одиннадцать лет лагерей и тюрем, но всю свою жизнь посвятил служению людям и Церкви. Господь сподобил его дара прозорливости, и десятилетиями к нему, настоятелю маленького сельского храма под Рыбинском, ехали люди за советом и утешением. Приезжают и теперь, уже в Тутаев, помня о словах батюшки, высеченных у него на могиле: «Родился – пригодился, а умру – от вас не уйду».
Юрий Стародубов, фото Даниил Силенко и Олег Серебрянский