Куликовская битва. Возможно битва на куликовом поле сплотила орду, продлив татаро-монгольское иго на руси


Куликовская битва у россиян обычно ассоциируется с освобождением Руси от монголо-татарского ига. Не умаляя заслуг князя Дмитрия Донского, отметим, что это не совсем так - еще несколько десятков лет после этого Русь платила дань татарским ханам.

В 1359 году татарский вельможа Кульпа убил восьмого хана Золотой Орды Бердибека. После чего в Орде начался период, известный как «великая замятия». В свое время Бердибек приказал убить 12 родственников, которые могли бы претендовать на трон. Поэтому, когда Кульпа объявил себя ханом Орды, законных претендентов из рода Чингисхана на трон почти не было. Однако легкой жизни самозванцу это не обещало. Зять убитого Бердибека - темник Мамай - решил отомстить за отца жены, а заодно стать правителем Орды. И это ему почти удалось.

Хан-самозванец

В 1360 году Кульпа и двое его сыновей были убиты, а Мамай провозгласил ханом своего ставленника Абдуллу (Аб-дуллаха) из рода Батуидов. Малодушный Абдулла был марионеткой Мамая, который лично занять трон, не будучи чингизидом, не мог. Бывший темник сумел утвердиться в западной части Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги), а во время междоусобной войны в середине XIV века даже захватывал столицу Орды - Сарай.

В 1377 году молодой претендент на трон Орды, чингизид Тохтамыш, заручившись поддержкой Тамерлана, начал войну против темника. К весне 1380 года он захватил все земли вплоть до Северного Приазовья, оставив Мамаю лишь его половецкие степи в Крыму.

Естественно, о положении Мамая было известно и русским князьям, умело использующим внутренние конфликты в Орде. В 1374 году между Москвой и Мамаевой Ордой началось «великое роз-мирье», в результате чего князь Дмитрий Иванович отказался платить дань.

О Куликовской битве, произошедшей 16 сентября 1380 года, нам известно из древнерусских летописей. Согласно им, численность составляла от двухсот до четырехсот тысяч воинов. Современные историки приходят к мысли, что русская рать была значительно меньше: 6-10 тысяч воинов. То же самое можно сказать и о войске Мамая, основу которого составили не татарские конники и лучники, а наемники - генуэзская пехота, расположенная по центру. Таким образом, в битве сошлись 15-20 тысяч человек. Впрочем, для того времени и это было внушительной цифрой.

Описывая поход Дмитрия Донского, иногда говорят, что для него это было делом, требующим отчаянной смелости. Подвигом, граничащим с самоубийством. Однако к тому времени русские уже не раз успешно воевали с татарами. Еще в 1365 году князь рязанский Олег разгромил хана Тагая на реке Войде. А в 1367 году князь суздальский Дмитрий опрокинул войска хана Булат-Тимура у реки Пьяны. Да и сам Дмитрий Иванович в 1378 году разбил войско ставленника Мамая, мурзы Бегича, в битве на реке Воже.
Кстати, первые два упомянутые сражения способствовали утверждению Мамая на престоле Западной Орды. И Мамай, в свою очередь, не забыл русских союзников, щедро оделив их «льготами налогообложения». Что, с одной стороны, повысило их статус в среде русских князей. А с другой - вызвало зависть у менее удачливых соперников.

За что сражались?

В результате, на стороне московского войска сражались полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. А на стороне Мамая готовились выступить, но не успели прибыть к началу битвы полки рязанского князя Олега. Получается, у Дмитрия были литовцы (старый враг Руси), а у Мамая - русские.


Последствия битвы тоже весьма неоднозначны. Вместо решающего удара по хребту Орды Дмитрий, по сути, помог ее консолидации под властью другого хана-Тохтамыша. Впоследствии остатки войск Мамая добровольно приняли власть Тохтамыша, а сам Мамай сбежал.

В 1380 году Тохтамыш послал Дмитрию весть о воцарении в Орде и благодарность за разгром Мамая. Также послы уведомили Дмитрия, что теперь, когда Орда вновь крепка, он должен будет платить дань, как и ранее. Московский князь гордо ответил, что более не покорен хану, и дани платить не желает. Расплата последовала незамедлительно.

В 1382 году Тохтамыш осадил и взял Москву, полностью разграбив город и убив 2/3 населения. Кроме того, были разграблены и частично сожжены Владимир, Звенигород Можайск, Юрьев, Коломна и Переяславль.

Спустя год Дмитрий Донской отправил к Тохтамышу с данью сына Василия и нижайше просил его о получении ярлыка на княжение. Так что, несмотря на успех Куликовской битвы, Орда почти сразу восстановила свои позиции. Получается, кроме демонстрации доблести русских воинов, сражение на Куликовом поле никаких успехов России не принесло.

3 сентября 1260 года в Палестине возле города Айн-Джалут произошло одно из судьбоносных сражений мировой истории. Египетская армия под руководством султана Кутуза и эмира Бейбарса разгромила татаро-монгольское войско, которым командовал найманский полководец Китбука (Китбуга). Монголы впервые потерпели сокрушительное поражение, остановившее их экспансию на Ближнем Востоке. За предыдущие полвека они выигрывали все крупные битвы со всеми своими противниками - китайцами, персами, арабами, половцами, булгарами, русичами и европейскими рыцарями, благодаря чему им удалось покорить почти всю Евразию, от Индокитая до Венгрии и Польши. О непобедимости татаро-монгол ходили легенды, однако египетские мамлюки, возможно, из-за своей неосведомленности, не испугались столь грозного врага.

Интересно, что Китбука был христианином. Христиане же составляли значительную часть его войска, что не мешало ему действовать с типичной для ордынцев жестокостью. В 1258 году Китбука возглавлял один из туменов, захвативших Багдад, разрушивших его до основания и вырезавших всё население города. По разным оценкам монголы тогда убили от 90 до 200 тысяч человек. После этого "сверкающий алмаз Междуречья" надолго обезлюдел и уже никогда не смог вернуть себе былое величие.
В 1259 году настала очередь Сирии. 70-тысячное войско, возглавляемое ханом Хулагу, вторглись в нее с северо-востока, захватило Дамаск, Алеппо, Баальбек и Сидон. С жителями Алеппо, которые упорно оборонялись, монголы поступили так же, как с багдадцами, оставив в живых только одного искусного ювелира. Казалось, что вскоре та же участь ожидает и остальные города Сирии и Палестины, однако в июне 1260 года до Хулагу дошла весть о внезапной смерти Мункэ - великого хана Монгольской империи. Хулагу с большей частью войска спешно ушел на восток, чтобы принять участие в борьбе за престол, оставив в Сирии 20 тысяч воинов под командованием Китбуки. За такую самонадеянность и недооценку противника ему вскоре пришлось дорого заплатить.
Однако поначалу Китбуке сопутствовал успех: он вторгся в Самарию, легко захватив Наблус, а затем - Газу. Уверенный в своих силах, он направил каирскому султану Кутузу гонца с ультиматумом следующего содержания:
Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род, а все страны на земле пожаловал нам. Всем известно, что каждый, кто отказался повиноваться нам, перестал существовать вместе с его женами, детьми, родичами и рабами. Молва о нашей безграничной мощи разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, если ты покорен нам, то пришли дань, явись сам и проси прислать к тебе нашего наместника, а если нет, то готовься к войне.
Кутуз, ранее не общавшийся с монголами, рассвирепел от такой неслыханной наглости. Первой жертвой султанского гнева стал ни в чем не повинный гонец, которого Кутуз велел казнить. Затем он объявил в Египте мобилизацию. Сколько воинов ему удалось собрать, неизвестно, различные летописцы и историки называют разные цифры, но в любом случае египетское войско, к которому присоединились бежавшие от монголов курды, судя по всему, оказалось не меньшим, а скорее большим, чем у Китбуки.
Неожиданно в поддержку своих давних заклятых врагов - мусульман выступили крестоносцы, все еще занимавшие несколько укрепленных городов в Палестине, объединенных узкой полосой средиземноморского побережья. Иерусалимский король Конрад Гогенштауфен выразил готовность беспрепятственно пропустить египтян через свои земли в тыл татаро-монголам, а также снабдить их продовольствием и фуражом.
Такой поступок вполне объясним: хотя Китбука и многие его воины считали себя христианами, это вряд ли уберегло бы крестоносцев от покорения и разграбления. Тем более, что монголы относились к восточной, несторианской ветви христианства, а значит, по мнению католиков, они были презренными еретиками.
Сражение у Айн-Джалута началось с атаки монгольской конницы на центр египетского войска. После короткой схватки египетские кавалеристы обратились в бегство, а монголы начали их преследовать. Увлекшись погоней, они слишком поздно заметили, что с обоих флангов их охватывают доселе скрывавшиеся за холмами конные лавы египтян. Монголы попали в ловушку притворного отступления, которую они сами многократно устраивали своим противникам. Их войско смешалось, попав в "клещи", а египетские мамлюки обрушились на них со двух сторон. Бежавший центр также повернул коней и вновь вступил в бой.
В результате яростной рубки окруженная армия Китбуки была полностью уничтожена, спастись не удалось почти никому. Сам он попал в плен и в тот же день был обезглавлен. Вскоре египтяне один за другим отбили захваченные монголами города, в которых оставались небольшие гарнизоны, и полностью восстановили контроль над Сирией, Самарией и Галилеей.
Монголы еще не раз вторгались в Сирию, но закрепиться там им так и не удалось. Битва при Айн-Джалуте имела большое психологическое значение, развеяв миф о непобедимости Орды. Был в ней и еще один важный момент: согласно ряду арабских источников, в этом сражении египтяне впервые применили некий прообраз огнестрельных орудий, правда, подробностей никаких нет, как нет и изображений этого оружия.

Монгольское войско в походе.


Монгольский лучник и тяжеловооруженный всадник.


Египетское мусульманское войско на фоне пирамид.


Египетский конный и пешие воины XIII-XIV веков


Египетская конница времен арабо-монгольских войн.


Монголы преследуют арабов, арабы гонятся за монголами. Рисунки из западноевропейского средневекового манускрипта.


Хан Хулагу со свитой, старинная персидская миниатюра.


Слева: высокопоставленный генерал монгольского войска. Справа: страница из сирийской несторианской Библии, на которой, как ни странно, хан Хулагу и его жена Доктуз-Хатун.

Каждый август, на успенский пост, Тверь отмечает очередную годовщину поворотного момента в истории России - день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). События XIV века очень важны для понимания современной России. Попробуем пояснить, чем именно.

Врез: Сегодня в Москве, в храме Христа Спасителя, можно поклониться мощам Андрея Первозванного, Марии Египетской, Александра Невского и Михаила Тверского. Получается, что Москва признала нравственный подвиг великого тверского князя.


Это Тверь
А это Москва

Тверской рыцарь - предвестник свободы

Михаил Ярославич, князь тверской и великий князь владимирский, в 1305 году первым стал носить титул «великий князь всея Руси». Однако в 1317 году хан Узбек передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал ему в помощь для борьбы с Тверью войска. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско татар и москвичей. После этого князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери, был убит в Орде.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира). Что же происходило между двумя этими датами?

Православное восстание в Твери

Тверское княжество, образованное в свое время Александром Невским, вынуждено было сдерживать с запада экспансию католических рыцарских орденов, а с востока - москвичей в союзе с ордынцами. Более века длилось противостояние Москвы с Тверью. Нравственное превосходство Твери проклятием висело над Москвой еще со времен, когда Юрий Московский оклеветал Михаила Ярославича Тверского.
15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, убивший князя Юрия Московского за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери, другому сыну Михаила Тверского - князю Александру Михайловичу.
Поначалу все складывалось благополучно, но в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека - ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.
Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Татары из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики кинулись громить татар по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая купцов.
Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы Александра Васильевича Суздальского.
Тверской князь Александр Михайлович укрылся в свободном Пскове, а его братья Константин и Василий - в Ладоге. Тверь, Кашин, Торжок были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Александра же было велено искать по всей русской земле.

Новые переговоры и потеря Тверью вечевого колокола

Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в Пскове. В 1336 году он послал в Орду сына Федора, который вернулся с татарским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение.
Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери.
Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.
Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа.

Русские против русских

На самом деле на Куликовском поле столкнулись две русские армии. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду - и был создан миф о борьбе Московской Руси с татаро-монгольским игом. Куликовская битва - это всего лишь эпизод борьбы западной Руси во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей орды Тохтамыша.
Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, состоялась еще более грандиозная битва - между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит.

Диспозиция накануне Куликовской битвы

В правление хана Узбека (1312-1342) и его сына Джанибека (1342-1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов - центров караванной торговли.
Колонии католических генуэзцев в Крыму и в устье Дона, на землях древнего Боспорского царства, использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.
По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Главным перевалочным пунктом был Валдай, в пределах нынешней Тверской и Новгородской областей, где суда перетягивались из Волги в Даугаву, притоки Невы или Днепра.

Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Алексий Московский, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма.
Фаворский свет стал частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и Белоозерье.

В Синей Орде к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену иудаизму Хазарии и древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.

Мамай происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода Кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем.
Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай - наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.
Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.
Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Крыма до правого берега Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, Литвой, Венецией и рядом других.
В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Он погиб в Куликовской битве. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции.

Военная дипломатия

На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между Мамаем и митрополитом Московским Алексием, фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, был заключен договор об уменьшении дани, взимаемой с Московии. Есть даже версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, где тот находился в 1358-1359 годы.
В 1363 году Мамай выдал ярлык на княжение малолетнему московскому князю Дмитрию. Однако в 1370 году он отнял у Дмитрия великое княжение и передал его тверскому князю, который традиционно проводил прозападную политику. Впрочем, уже в 1371 году князь Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и в итоге получил ярлык на великое княжение обратно из рук нового хана Мухаммада-Булака. Однако в 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье».

Западная коалиция

Из сохранившихся немецких и тверских летописей мы узнаем о продолжении Куликовского сражения - появлении на поле брани союзного Мамаю русского войска Великого княжества Литовского, которое было в союзе с Тверью и Рязанью. Оно разгромило войска Дмитрия Донского. Тот отступил в Москву, а Мамай ушел на Днепр.
Средневековая Литва, возникшая в середине XIII века, занимала территорию от Балтийского до Черного моря. В нее входили и исконные русские земли на Валдае. В 1350 году великий князь литовский Ольгерд женился на дочери великого князя тверского Александра Михайловича - Иулиании. Двое из их сыновей - Ягайла и Свидригайло - стали великими русско-литовскими князьями, а Ягайла - еще и королем Польши, основателем европейской королевской династии Ягеллонов. Таким образом, все нынешние королевские фамилии Европы имеют происхождение из русской Твери.
Тверская княжна Ульяна была ревностной христианкой. Она основала первый женский православный монастырь, в Вильнюсе она построила каменные храмы. В год Куликовской битвы русской Литвой правил ее сын Ягайло. Несложно предположить, что русская христианка Ульяна играла решающую роль в дипломатии накануне и после Куликовского сражения. Она выросла среди великих русских рыцарей, князей Твери, первых поднявших знамя борьбы за освобождение от ордынского ига. Если бы все вышло, как было задумано, Русь бы стала свободной на 100 лет раньше.

Новая угроза с востока

Как мы уже писали, весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.
В этих условиях Мамай организовал масштабный поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость единения для того, чтобы противостоять Тохтамышу и предупредить разорение русских земель, земель северной и западной Европы.

Христианский раздор

При этом всегда существовала и тайная борьба католических и православных дипломатов. При посредничестве православного митрополита Алексия и посланца константинопольского патриарха Киприана русские князья еще до прихода армии Тохтамыша составили коалицию и стали готовиться к войне с Мамаем, учитывая сильное влияние в его стане миссионеров-католиков. Основой коалиции, усилиями православных священников, должен был стать союз между Москвой, Тверью и Рязанью. Этот союз готовился долго.
Однако весь план коалиции оказался под угрозой после того, как в Твери появился беглый московский боярин свободолюбивых взглядов Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша.
Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем.
Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

Новая война Москвы и Твери

Михаил Александрович - сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий Донской вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.
Летом 1372 года он с помощью литовских войск вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.
В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке: «А пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдем на татар, то тебе единою с нами поиде противу им». Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая Орда.

Москва ведет неразумную политику, провоцируя Мамая

Угроза с Востока становится более опасной, чем угроза с католического Запада. Однако Москва ведет себя крайне неосмотрительно. Она провоцирует войну с Мамаем, который мог бы быть естественным союзником русских княжеств перед новым вторжением монголов. После подписания мира между Тверью и Москвой весной 1376 года русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на Среднюю Волгу.
В отместку перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, в 1377 году на реке Пьяна Мамай разгромил московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году хан Мамай все-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело поражение на реке Воже. Мамаем в отместку было вновь разорено Рязанское княжество. Но уже в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции на Нижней Волге под натиском огромного войска Тохтамыша, пришедшего из-за Урала.

Войска занимают позиции

Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов, приведенные на Волгу Батыем, по-прежнему составляли ядро ее военной организации. При этом на левом берегу Волги - в Синей Орде - были строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным. Эти места заселяли потомки булгар и хазар. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении. К этому времени Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов - переродившихся иудеев хазар, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая.

Геннадий Климов

Продолжение следует ….

Дмитрий Донской. князь Московский, Великий князь Владимирский, с 1363 г. князь Новгородский. Родился 12 октября 1350 г. Сын Ивана Красного и княгини Александры, его второй жены. Прозвище Донской князь получил после победы в Куликовской битве 1380 г.

Куликовская битва и Дмитрий Донской

В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович. почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.

Обратившись ко всем русским княжествам с призывом о помощи, Дмитрий Иванович отправился ему навстречу. Два воинства сошлись на Куликовом поле — причем Дмитрий, отсекая даже саму мысль о поражении, приказал сжигать позади себя мосты .

На рассвете 8 сентября 1380 года русский монах Александр Пересвет и монгольский воин Челубей по традиции сошлись в битве один на один. Бой не принес победу ни одному из них — смертельно ранив друг друга копьями, оба воина пали. И тогда монгольское войско и дружина Дмитрия Донского, благословленная Сергием Радонежским, начали битву.

Засадный полк.

Хотя русские войска сражались храбро, по численности монголы значительно их превосходили. Уже начинало казаться, что Мамай одержит победу в этом бою — но Дмитрий Донской полагался не только на мужество своих воинов, но и на хитрую тактику.

В засаде был оставлен полк из более десяти тысяч воинов под командованием Дмитрия Боброка. В самый тяжелый момент сражения конница неожиданно вылетела из леса. Решив, что это подоспели к полю битвы основные силы русских, монголы обратились в бегство.

После этого боя князь Дмитрий Иванович и получил прозвище, под которым вошел в историю — «Донской» .

Итоги и историческое значение Куликовской битвы.

Несмотря на то, что татаро-монгольское иго продержалось на Руси еще ровно сто лет, Куликовская битва имела огромное значение для народа. После нее стало понятно, что Золотая Орда не является непобедимой, что ее можно сломить, и что обретение Русью свободы — только вопрос времени.

причины победы русского войска в Куликовской битве

Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были:

объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско;

освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига;

массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов;

ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем.

5. Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

и самое главное — Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

Напутствие и Благославление Преподобного Сергия Радонежского.

Причиной Куликовской битвы стало обострение отношений с Золотой Ордой и рост влияния Московского княжества. Однако формальным поводом к началу конфликта стал отказ Московского князя увеличить размер выплачиваемой дани. Мамай планировал вооруженное столкновение с московской дружиной еще в 1378 г. Но войско мурзы Бегича потерпело серьезное поражение на реке Воже. Несмотря на серьезное усиление Москвы Дмитрию была необходима поддержка других удельных князей. Во многом для этого князь искал и получил благословение Сергия Радонежского, иконы которого можно увидеть сегодня во многих церквях. Но, несмотря на это ни Рязань, ни Тверь не откликнулись на его призыв. А князья Суздаля вообще выступили на стороне Мамая.

Участники Куликовской битвы стремились собрать как можно больше войск. В распоряжении Дмитрия Донского были только воины Московского и Владимирского княжеств, а так же, воины князя Андрея Ольгердовича. По современным оценкам историков общая их численность достигала 50 - 100 тыс. человек. К ордынскому войску, составлявшему, по оценкам разных специалистов от 60 до 150 тыс. воинов, спешил литовский князь Ягайло. Дмитрий стремился не допустить соединения войск Мамая и это ему удалось. Так же, в войске Мамая было около 4 тыс. генуэзцев, наемников мусульман, ясов и других.

Из летописных источников известно, что Куликовская битва произошла в районе устья Непрядвы и Дона. Однако достоверно известно, что в тот период левый берег Непрядвы был покрыт лесом. А существующее и сегодня небольшое поле слишком мало для того, чтобы на нем произошла столь масштабная битва. В этих местах не было найдено ни древнего оружия, ни останков. Таким образом, вопрос о месте сражения для многих исследователей остается открытым.

Краткое описание Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 г. не займет много времени. Из жития Сергия Радонежского известно, что битву предварял поединок двух богатырей Пересвета и Челубея. Однако в ранних источниках о нем не упоминается. Перед началом Куликовской битвы, 7 сентября, русские войска были выстроены в боевые порядки. Основной полк располагался в центре и находился под командованием окольничего Вельяминова. Полк правой руки был отдан под командование Андрея Ольгердовича, литовского князя, полком левой руки командовал Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Где размещался засадный полк точно не известно. Вероятно - позади полка левой руки. Именно он и решил исход сражения.

Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. При чем засадный полк преследовал врагов еще 50 верст до реки Красная Меча. Сам Дмитрий Донской в этом сражении был сбит с коня. Его нашли только по окончании битвы.

Последствия Куликовской битвы оказали серьезное влияние на дельнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, как многие надеялись, но размер взимаемой дани уменьшился. Авторитет Москвы и князя Дмитрия возрос, что позволило Московскому княжеству стать центром объединения земель Руси. Значение Куликовской битвы еще и в том, что она показала возможность окончательной победы над ордынцами и близость окончания ига.

Куликовская битва и ее предпосылки

Во второй половине XIV века Золотая Орда все отчетливей переживает упадок. Это государство, как и многие масштабные образования, столкнулось с раздробленностью и внутренними междоусобицами, серьезно ослабившими его военную мощь. Одновременно на этом фоне происходило возрождение русских княжеств. Новым центром восточных славян становится Московское. В раздираемой же междоусобицами Золотой Орде к власти приходит темник Мамай. Первая попытка сломить возвышающуюся Москву была предпринята еще в 1378 году. Однако тогда орда Мамая была разбита на реке Воже. Спустя два года формальным поводом к Куликовскому сражению стал демонстративный отказ Дмитрия Донского повысить размер дани, которая уже полтора века выплачивалась татарским ханам. В ответ на это ордынский темник вновь стал собирать армию.

К сентябрю 1380 года Дмитрий Донской располагал сборной дружиной нескольких княжеств общей численностью в 50-100 тысяч человек. На стороне Мамая выступило непосредственно ордынское войско, насчитывавшее от 60 до 150 тысяч мужчин, а также наемники и союзники из Великого Княжества Литовского. Последние имели интерес в западных русских территориях и также не желали нового возвышения Руси. Большим стратегическим успехом княжеских полководцев стало то, что они не допустили объединения двух войск. Этот факт не в последнюю очередь позволил выиграть сражение. Аутентичные источники описывают сам ход его достаточно кратко. Куликовская битва произошла в устье рек Дона и Непрядвы. Долгое время у современных историков вызывала сомнения правдивость этого летописного сообщения. Однако в последние годы большая часть научного сообщества согласилась с этим фактом. По сообщениям тех же летописных источников, генеральному сражению предшествовала битва между сильнейшими богатырями двух сторон: Челубеем и Пересветом. Впрочем, далеко не везде есть это упоминание. По всей видимости, это лишь красивая история средневековых хронистов. О самой битве известно достаточно мало. Летописи твердят лишь, что русскими полководцами была использована военная хитрость в виде выманивания татарской конницы и последующего удара ей в тыл со стороны засадного полка. Ордынцы были оттеснены к реке и перебиты.

Как видим, этот исторический эпизод полон недосказанностей, а его полная историческая реконструкция сегодня уже невозможна ввиду отсутствия непротиворечивых источников. Значение Куликовской битвы кратко выразить сложно, однако мы попробуем. В результате этой победы Русь вовсе не отделалась от ордынского ига. Князья и дальше продолжали платить дань в течение сотни лет. Однако важным моментом было то, что Московское княжество продолжило свою победоносную поступь. Это позволило сплотить вокруг себя большинство русских земель и в будущем покончить с игом.

Источники: historykratko.com, infoogle.ru, otvet.mail.ru, historykratko.ru, fb.ru

В истории России было немало переломных, критических моментов, когда сам факт существования, дальнейшая судьба русского и других народов, проживающих в союзе, дружбе с ним, связанными миллионами семейных уз, общего горя и радости, были на волосок от порабощения, тотального разграбления, поругания и гибели. Ледовое побоище, Невская и Бородинская битвы, оборона , Курская дуга, сражение под Прохоровкой, Сталинград. Россия помнит о них всех и тех правителях, полководцах, военачальниках, офицерах и солдатах, которые сделали все и даже больше для победы русского духа и оружия. Вопрос о том, в каком году была Куликовская битва – это не только о важном для средневековой Руси сражении, но и временной точке кардинального изменения в дальнейших взаимоотношениях с Золотой Ордой, начале освобождения от тяжелого бремени татаро-монгольского ига.

Чтобы оценить важность Куликовской битвы, состоявшейся в 1380 году, необходимо вернуться к началу вторжения объединенного войска Монгольской империи под предводительством великого хана Золотой Орды в 1237–1240 годах и последовавших за этим событиях:

  • Родной внук Чингисхана, Батый был великим ханом улуса Джучи, названный так по имени его отца, сына великого завоевателя мира из далеких степей Монголии. Более привычное название этой части Монгольской империи, тогда уже близкой к землям, населенных славянскими племенами, – Золотая Орда.
  • Планы Батыя по покорению средневековой Руси, а потом и всей Европы, сдерживались только одним – отсутствием достаточного количества войск для такого масштабного вторжения.
  • В 1235 году Батый созвал общее собрание ханов – курултай, на котором убедил их выделить тумены, организовать общий военный поход под его началом.
  • Большинство городов Руси, восточная часть Европы в результате вторжения полумиллионной армии были взяты, разграблены, сожжены.
  • Пали Киев, Москва и другие крупные по тому времени города Руси, которая на 2,5 века стала вассалом Золотой Орды, и обязана была не только выплачивать дань, но и получать ярлыки князьям всех крупных городов, их объединений на право быть удельными правителями своих «улусов» по воле великих ханов.

Естественно, такая ситуация не могла устраивать ни князей, ни свободолюбивый русский народ. Бунты, восстания, убийство ханских баскаков, приезжавших за данью, были довольно частым явлением, но изменить ситуацию не могли.

К сожалению, по сравнению с четко организованной государственной машиной, построенной так называемыми чингизидами – прямыми потомками Чингисхана, системой управления, во многом позаимствованной в ранее захваченном ими Китае, огромным дисциплинированным войском, русские разобщенные княжества были слабыми, не имевшими достаточного экономического, военного потенциала.

Организовать отпор, собрав в единый кулак силы, средства, обучить, вооружить войска, оказалось по силам только наследникам славы великого полководца и дипломата средневековой Руси Александра Невского, его прямым потомкам из династии Рюриковичей, правившим во многих городах. Объединение на протяжении десятилетий нескольких поколений русских людей происходило вокруг Владимира и Москвы – двух центров силы нарождающегося мощного государства, их дальновидных правителей, которые были истинными патриотами.

Самым известным из них для потомков был Иван Калита, родной дед будущего победителя в битве на Куликовом поле. Умелый дипломат, жесткий, когда это было необходимо для дела, собиратель русских земель под началом Москвы и Владимира, князьями которых он был. Не шедший на прямой конфликт с ханами Золотой Орды, отлично с ними ладивший, князь не зря был прозван Калитой, т.е. кошельком, в который ручьем текли деньги.

Масштабное строительство в Москве, укрепление роли духовенства, помощь Русской православной церкви, в том числе в возведении новых храмов, создание княжеских дружин, ставших впоследствии ударной силой в битвах за освобождение Руси, основой профессиональной армии. Вот чем занимался всю жизнь, не прославившийся военными победами, правитель Новгородского, Московского, Владимирского княжеств, которого до сих пор помнят благодарные потомки.

Такое прозвище Дмитрий I Иванович получит только после Куликовской битвы, а до нее молодому праправнуку Александра Невского, родившемуся в 1350 году, ставшим князем московским в 1359 году, великим князем владимирским – в 1363 году, предстоит вырасти, получить достойное образование, постичь военное искусство и лишь затем оставить за свой короткий 38-летний жизненный путь яркий, памятный след в истории Руси:

С 1995 года тот день,в каком году была Куликовская битва,установлен Днем воинской славы России. По новому стилю – это 21 сентября, отмечается как День Победы русских полков, ведомых князем Дмитрием Донским, над монголами.