Крах вашингтонской системы. Версальско-Вашингтонская Система Кратко

После окончания Первой мировой войны державами-победительницами, на основе ряда договоров с побеждёнными странами, была оформлена новая международная конфигурация, получившая название Версальско-Вашингтонская система. Такая система просуществовала двадцать с лишним лет и завершилась Второй мировой войной. Об основных положениях данной системы пойдёт речь на данном занятии.

Версальско-Вашингтонская система

Предыстория

После завершения Первой мировой войны встал вопрос о формировании новой системы международных отношений. Эта система должна была обеспечить международный баланс сил, утвердить принципы мирного разрешения конфликтов, предотвратить риск новой войны, подобной Первой мировой. Естественно, основную роль в формировании этой системы сыграли сильнейшие из победивших стран: США, Великобритания и Франция. Такой системой стала Версальско-Вашингтонская система международных отношений, созданная в ходе двух крупных международных конференций.

События

1919-1920 гг. - Парижская конференция, основной темой которой была послевоенная судьба побежденных стран и Европы в целом. Представители Германии были приглашены на конференцию только после того, как все решения в отношении Германии были приняты. Представители России не были приглашены вовсе.

1921-1922 гг. - Вашингтонская конференция, основной темой которой стало ограничение морских вооружений и разработка единой политики в Тихоокеанском регионе.

Основные решения конференций

Парижская

Германия объявлена основной виновницей войны. Согласно Версальскому мирному договору между Германией и странами-победительницами, заключалось следующее:
° Германия теряла значительную часть территорий, в том числе все колонии;
° Германия должна была выплатить внушительные по размеру репарации в качестве возмещения ущерба, нанесенного войной;
° Германии запрещалось устанавливать всеобщую воинскую повинность, размер армии не должен был превосходить 100 тыс. человек;
° Германии запрещалось иметь авиацию, бронетехнику, налагались жесткие ограничения на флот.
. Другие страны, проигравшие в войне, также теряли значительные территории, которые либо становились основой независимых государств (например, Чехословакия), либо были присоединены к странам-победительницам, либо перешли под их управление (что произошло с большинством территорий Османской империи - например, Египтом, Сирией, Ливаном, Палестиной и др.).
. Для обеспечения коллективной безопасности и предотвращения военных действий была создана международная организация - Лига Наций (). Основной задачей организации являлось мирное разрешение международных конфликтов. Лидерские позиции в Лиге Наций занимали в первую очередь Великобритания и Франция. США, ставшие одним из инициаторов создания организации, не вошли в ее состав, так как Сенат проголосовал против ратификации решений Парижской конференции. Впоследствии Лига Наций продемонстрировала неэффективность, механизмы ее работы не позволили предотвратить Вторую мировую войну и другие, менее масштабные войны.

Вашингтонская

Были введены ограничения на размер военного флота, закрепившие привилегированное положение США.
. Был подтвержден подчиненный по отношению к ведущим державам (США, Великобритания, Япония и др.) статус Китая.

Заключение

Основные особенности Версальско-Вашингтонской системы

Она выражала интересы держав, победивших в Первой мировой войне, и игнорировала интересы проигравших, к которым международное сообщество относило и Советскую Россию. С точки зрения западных государств, советское правительство было нелегитимным и не могло представлять интересы России. В Германии тяжелые условия Версальского мира воспринимались как национальное унижение, что порождало реваншистские настроения, на волне которых к власти позднее придут национал-социалисты. Схожее положение Германии и России, бывших государствами-изгоями в этой системе, стало толчком к подписанию ими Рапалльского договора (факсимиле Рапалльского договора ) и началу тесного сотрудничества.
. Подарив национальную независимость многим европейским народам, эта система поддерживала колониальную политику в отношении Африки, Азии и Тихоокеанского региона.
. Несмотря на то, что США, не вошедшие в состав Лиги Наций, отчасти продолжали дистанцироваться от европейской политики, их международный престиж укрепился, и США становятся новым центром силы.
. В целом в том, что касалось обеспечения выполнения основной задачи этой системы - поддержания мира, система оказалась малоэффективной. Отсутствие детальных механизмов урегулирования конфликтов и реального единства участников Лиги Наций не позволяли ей разрешать миром возникавшие международные конфликты.

Конспект

18 января 1919 года в Версале (предместье Парижа) открылась мирная конференция, на которой представители 32 государств должны были охарактеризовать новую международную ситуацию, сделать соответствующие выводы итогов Первой мировой войны и создать новую политическую систему в Европе и мире.

Изначально, данная конференция была направлена не только против проигравших стран (Германия, распавшаяся Австро-Венгрия, Турция, Болгария), но и против Советской России. Именно тогда участники конференции открыто одобрили необходимость военной интервенции в полыхающую гражданской войной Россию, чтобы, пользуясь удобным моментом, варварски разграбить и разделить страну.

Рис. 1. «Большая тройка». Клемансо, Вильсон, Ллойд Джордж ()

Главная роль на конференции принадлежала т.н. «Большой тройке », которая решала все основные вопросы, исходя, прежде всего, из собственной выгоды. В «Большую тройку» входили президент США В. Вильсон, премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо (Рис. 1). Каждый из участников этого триумвирата предлагал своё видение нового мироустройства, усматривая при этом главную опасность, а, следовательно, и врага, в Советской России и в революционном коммунистическом движении. Ещё в 1918 году Вильсон предложил т.н. «14 пунктов» , которые в итоге и легли в основу нового миропорядка. Эти пункты предусматривали отказ от тайной дипломатии, равноправие экономических интересов, свобода мореплавания, ограничение вооружений, урегулирование колониальных и территориальных споров и т.д. Одним из пунктов было создание независимого Польского государства - этого «уродливого детища Версальского договора», как выразился большевик В.М. Молотов.

28 июня 1919 года в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. На проигравшую Германию накладывалась многомиллионная контрибуция, она лишалась своих земель (Эльзаса, Лотарингии, Померании, Верхней Силезии, Данцига и проч.), лишалась всех колоний, стране было разрешено иметь численность армии не более 100 тыс. чел., накладывалось ограничение на производство вооружений и военной техники и проч. Германия стала фактически банкротом.

Рис. 2. Сен-Жерменский мирный договор ()

10 сентября 1919 года был подписан мирный Сен-Жерменский договор с Австрией , по которому было официально признана ликвидация страны (Рис. 2). На территории бывшей Австро-Венгерской империи образовались новые государства - Чехословакия и Венгрия, большие территории были включены в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, Галиция была присоединена к Польше, Румыния продвинулась в Трансильванию.

27 ноября 1919 года был подписан мирный Нёйиский договор с Болгарией , по которому страна обязывалась выплачивать контрибуцию странам-победительницам, должна была сократить численность вооружённых сил и лишалась приграничных территорий в пользу союзных держав.

4 июня 1920 года был подписан Трианонский мирный договор с Венгрией , по которому от страны также отделялись многие земли, в пользу союзных держав.

10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией , по которому страна лишалась многих своих земель и территорий (Аравийский п-ов, Ближний Восток, Месопотамия и проч.). Все эти земли стали колониями победивших держав.

Эти пять мирных договоров составляют основу Версальско-Вашингтонской системы. Тогда же был создан новый международный орган - Лига Наций , который являлся высшим международным органом (Рис. 3).

Рис. 3. Заседание Лиги Наций ()

Версальско-Вашингтонская система была направлена на недопущение проникновения большевизма в Европу и Азию, носила явный антисоветский характер . Исходя из этого Ллойд Джордж и Вудро Вильсон, а также их последователи строили т.н. «санитарный кордон» по периметру границ СССР в Европе и Азии.

Именно такая международная конфигурация привела Европу к заигрыванию с А. Гитлером и Второй мировой войне.

Рис. 4. Карта Европы в 1914 г. и в 1923 г. ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 6 стр.65-67 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопрос 5 и 6 на с. 67-68.

2. Почему Версальско-Вашингтонская система была направлена против СССР? Свой ответ поясните.

3. Для чего потребовалось создавать Польское государство?

Через некоторое время по окончанию I мировой войны страны-победительницы установили новую систему мира. Главным документом системы является Версальский мирный договор, заключенный в Версале в июне 1919 года с одной стороны Германией, с другой – странами-победительницами. Его основной частью стал статус Лиги Наций.

Конференция в Версале началась 18 января 1919 года. Каждая из стран-победительниц на конференции преследовала свои интересы, отношение наций друг к другу были недоверчивые, им нужно было пройти вместе трудный путь. Всего участниками стали делегации из 27 стран. Но все самые важные вопросы были вынесены на совещание «Совета десяти». Здесь присутствовали представители 5-ти стран: Франции, Японии, Англии, США и Италии. Самые жесткие требования выдвигала делегация из Франции - ослабления и расчленения Германией.

После достижения Версальского мирного договора были объявлены некоторые условия мира:

  • Германия теряет значительную часть своих территорий, которые отходят Франции;
  • Германия теряет все свои колонии;
  • Армия Германии должна сократиться до ста тысяч человек, кроме того необходимо распустить ее генеральный штаб, авиацию и военную флотилию;
  • Германия должна выплатить странам-победителям репарации.

На основании этого мирного договора и строилась вся эта система. Но это не стало гарантией стабилизации отношений. В ряде европейских стран продолжали идти гражданские внутренние войны. Тогда США предложили провести еще одну конференцию для урегулирования конфликтов в Вашингтоне.

В 1921 году США заключили свое соглашение без упоминании о Лиге Наций. Правительство Америки выдвинуло «14 пунктов» мира, СССР же предоставил “Декрет о мире”. Несмотря на то, что договор, подписанный США должен был сплотить мировую общественность, из-за него возникла масса разногласий, в последствии породивших новую войну.

Договоры и итоги Версальской системы во время Вашингтонской конференции

Всего странами-участницами Вашингтонской конференции было подписано три соглашения:

  • «Договор четырех». Подписали в декабре 1921 года. Участниками договора стали: Франция, Англия, Япония и США. Договор предполагает неприкосновенность владений стран-участниц в Тихом океане.
  • «Договор пяти». Подписали в феврале 1922 года. Договор предполагал использование ограниченного числа морских вооружений стран.
  • «Договор девяти». В международные отношения был введен принцип «открытых дверей». В основном договор был направлен на проблемы Китая.

Окончание Вашингтонской конференции считается началом новой модели отношений между странами. Итогом Версальской системы стало возникновение новых центров силы внутри государств, которые смогли наладить международные взаимоотношения. Была снята послевоенная напряженность в отношениях между великими державами.

Принципы Версальской системы мира

  • Путем создания Лиги Наций была обеспечена безопасность европейских стран. До этого времени уже были попытки создания такого органа, но в послевоенное время он получил юридическое подтверждение. Теперь европейские страны стали объединяться для защиты общих интересов и сохранения мира.
  • Одним из принципов Версальской системы мира стало строгое соблюдение норм международного права.
  • Германия лишилась всех своих колоний. Франция и Англия так же могут лишиться своих колоний. Полностью был подавлен империализм и колониализм в Европе.
  • Было подписано соглашение о соблюдение принципе демилитаризма: государству нужно столько оружия, сколько необходимо для защиты территории.
  • На смену принципа единоличности приходит принцип коллегиальности: все международные вопросы должны решаться совместно европейскими государствами.

Причины развала и кризисы Версальско-Вашингтонской системы

Среди основных причин развала Версальской системы можно назвать:

  • Cистема охватывала далеко не все мировые державы. В первую очередь в нее не входили гаранты США и СССР. Без этих двух стран невозможно было обеспечить стабильность в Европе. В Европе была установлена такая система, при которой на континенте не должно быть стран с большими возможностями, чем у остальных.
  • Одной из главных слабостью Версальской системы считается неразвитая схема экономического международного взаимодействия. Новая система полностью рвала экономические связи между Восточной и Центральной Европой. Отсутствовал один единый экономический рынок, вместо него было десятки обособленных рынков. Возник экономический раскол в Европе, преодолеть который экономически развитые страны так и не смогли.

Пожалуй, сегодня нет ни одного старшеклассника даже самой обычной среднеобразовательной школы, который ни разу не слышал бы Версальско- Вашингтонской системе международных отношений, которая была разработана сразу после Первой Мировой воны. В основе этой системы находятся заключения и договора между странами-победителями и странами германского объединения. Система международных отношений, о которой здесь идет речь, базируется на Версальском мирном договоре, заключенном в 1919 году, а также на других мирных пактах, которые были приняты в период с 1921 по 1922 годы в рамках Вашингтонской конференции.

Как известно, итоги Первой Мировой войны были документально изложены Версальском договоре, который говорил, что в отношении Германии должны быть предприняты самые жесткие и даже унизительные меры принуждения к миру. В то же время тогда еще молодая советская страна СССР была дискриминирована за двуличность, хотя внесла весомый вклад в общую победу над вражескими войсками. Система Версальского договора стала разрушительной для прав человека и отдельных государств, экономической стабильности во всем мире, целостности земель и вооруженных сил ведущих держав.

Наказания Германии в следствии Версальского договора

  • Германия в один день лишилась огромной территории, которая составляла около 1/8 всей площади страны. Эти земли отошли Словакии, Дании, Литве, Польше, Бельгии.
  • Колонии немецкой страны перешли в ведение таких держав как Франция, Япония, Австралия, Испания, Португалия, Великобритания.
  • Договор жестко регламентировал и ограничивал такие сферы военной отрасли Германии как обязательная служба в армии, организация парадов, использование и производство военной техники. Численность личного состава войск не могла превышать предписанный лимит. Некоторые регионы страны были закрыты для размещения военных частей регулярной армии.
  • В отношении Германии были введены жесточайшие меры экономического воздействия, денежные санкции и финансовые запреты.

Вашингтонские соглашения обсуждались на конференции по послевоенным отношениям мировых держав, границам вооруженных сил в бассейне Тихого океана. Здесь же они и были подписаны. Данные соглашения в значительной мере ограничили строительство больших кораблей военного назначения, в историю это вошло под именем «Договор пяти». В это же время была организована Лига Наций, миссия которой заключалась в сохранении суверенитета стран-участниц и повышения качества жизни их граждан. В Лигу Наций вступили 58 государств.

Эти события положили начало существованию Версальско-Вашингтонской системе послевоенных международных отношений, которая регулировала вопросы поддержания мира, баланса взаимоотношений и суверенитет каждой страны. Это привело в ряду последствий, которые можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Результат Вашингтонской конференции был ошеломляющий:

  • Морские вооружения были в значительной мере ограничены. В частности, строительство больших кораблей теперь проходило согласно «договору пяти».
  • Создана Лига Наций, объединившая 58 стран в стремлении сохранить собственный суверенитет и улучшить качество жизни их населения.
  • Доработка и оптимизация Версальского мирного договора.
  • «Договор девяти государств», который гарантировал суверенитет, целостность и неприкасаемость территориальных и административных границ Китая.
  • «14 пунктов» Вильсона – новый мирный проект.

Позитивные стороны Версальско-Вашингтонской системы

  • Сворачивание любых военных действий, наступление мира и восстановление мировой экономики.
  • Регулирование и разрешение всех острых конфликтов.
    • Четкое определение территории всех стран, обозначение границ владений каждого государства.

Негативные последствия Версальско-Вашингтонской системы

  • Регресс развития некоторых стран, главным образом это касается Германии и стран ее коалиции во Второй Мировой войны.
  • Новые границы стали причиной конфликтов и общемировой напряженности между сверхдержавами.
  • Был дискриминирован и отвергнут всеми СССР, который сразу перешел в оппозицию и стал наращивать военный потенциал.
  • Германские колонии, рассчитавшие получить полную автономию, перешли в собственность других империй, что вызвало негодование и протесты местных жителей. Они начали активную борьбу за собственные права и национальную свободу.

Класс: 9.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Общедидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие: способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения", выявлению причин и последствий появления государств - агрессоров, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Основные компоненты содержания:

  • понятия "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения";
  • причинно-следственные связи исторических явлений: между двумя господствующими в общественном сознании стран. Проигравших Первую мировую войну, установками - чувством национального унижения и желанием доказать свое превосходство;
  • между мировым экономическим кризисом и ухудшением международных отношений; между неспособностью ведущих государств мира объединиться и проявлениями агрессии со стороны ряда государств; закономерность того факта, что появление государств-агрессоров ведет к военному конфликту.

Умения и навыки: выделять главное, делать выводы, проводить аналогии; работать с текстами учебника и исторического источника (общеучебные); работать с исторической картой (предметные).

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе); парная (при выполнении задания с пропусками).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: карта "Вторая мировая война", учебник А.А.Кредера "Новейшая история зарубежных стран" для 9 класса, листы с тестовыми заданиями (6 шт.), ксерокопии текста исторического источника "Пакт Бриана-Келлога"(9 шт.), видеофильм "Последние дни Гитлера", ленты (9 шт.).

План урока:

I. Организационный этап.

П. Актуализация знаний по теме " Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

III. Изучение нового темы.

1. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.

2. Усвоение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

Мировой экономический кризис обострил международные отношения и привел к появлению очагов новой войны.

Сегодня мы на уроке попробуем осветить расстановки сил в Европе и охарактеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930 гг.

Цель нашего занятия - на основе чтения исторического документа того периода, текста учебника, работы с картой и просмотра видеофильма определить причину кризиса системы международных отношений.

П. Актуализация знаний по теме "Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

1. Работа с классом.

Обсуждение вопросов:

1. Какие силы доминировали в политической жизни Китая?

2. Какова связь между внешней политикой Японии и изменениями во внутренней жизни страны?

2. Выполнение тестового задания (6 чел-к). (приложение № 1)

III. Переход к изучению новой темы.

1. (Учащиеся записывают тему урока, в это время на каждую парту положить ленту, которая делит парту на две неравные части (одна - больше, другая - меньше)).

1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1) Что, на ваш взгляд, символизирует лента на парте?

(Различие в положении победителей и побежденных в Первой мировой войне.)

2) Как чувствуют себя те, у кого мало места?

(Некомфортно, как- будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты.)

3) Как чувствуют себя те, у кого места много? (Желание сохранить преимущество за собой.)

Постановка цели урока:

Учитель: Смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 1930-е гг., и главная цель урока станет поиск ответа на вопрос: что привело ко Второй мировой войне?

2. Изучение новой темы.

План:

  1. Попытка выхода из кризиса.

Система международных отношений.

Слово учителя.

1920-е годы вошли в историю международных отношений как "эра пацифизма".

_____________________________________________

Запись на доске и в тетради:

1920 гг. - "эра пацифизма".

Пацифизм - политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. ________________________________

Проблемное задание.

Как вы думаете, почему в 1928 гг. наступила "эра пацифизма"?

(На это повлияли усталость от войны, огромные жертвы, разрушения.)

Комментарий учителя.

В 1925 г. удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Инициатором подписания специального международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием которого вы сейчас ознакомитесь). США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации, вступившего в силу в июне 1929 г.

________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

июнь 1929 г. - подписание пакта Бриана - Келлога__________________________________

(на доске)

1) Как вы думаете, на чем основывалась вера в торжество "эры пацифизма"?

2) Какую концепцию миропорядка предложили авторы пакта Бриана - Келлога?

Кризис международных отношений.

Проблемные задания:

  • Между какими группами стран,тем не менее, сохранились противоречия? (Между победителями и побежденными, между самими победителями.)
  • Какая система международных отношений оказалась уязвимой и несправедливой? (Версалъско-Вашингтонская система. Она не удовлетворяла проигравших. Но, она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италию и Японию).)

4) Какое государство оказалось в самом униженном положении? (Германия.)

5) Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен "план Дауэса", предполагавший выдачу кредитов для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)

Слово учителя.

В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят "План Юнга". Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство - выплачивать репарации союзникам - было снято с Германии.

Как вы думаете, почему? (В связи с мировой депрессией.)

Учитель: А теперь, давайте вернемся к нашим лентам на партах. Те, кому досталась меньшая часть парты, опишите испытываемые в подобной ситуации чувства.

(Несправедливость, уязвимость, унижение.)

Учитель: Подобные настроения оказали влияние на появление в 1930-е гг. государств - агрессоров.

Как вы думаете, что ускорило распад Версальско - Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)

Работа с учебником на стр. 144-145 (пункты: "Последствия оккупации Маньчжурии.", "Захват Эфиопии Италией.", "Политика Гитлера и сближение агрессоров").

Выполнение задания в парах. (Приложение №3)

Проверка выполненного задания.

Попытка выхода из кризиса.

Слово учителя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием Чехословакией и Францией. Тем не менее, это не спасло Чехословакию, где проживали судетские немцы, от нацистской агрессии.

Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки.

Запись на доске и в тетради:

29 сентября 1938 г. - Мюнхенское соглашение между Англией, Францией, Италией и Германией, согласно которому территория Чехословакии, занимаемая судетскими немцами, должна отойти Германии._______________________

Работа с картой.

Задание: Найти и показать на карте территории Чехословакии, отошедшие Германии.

Слово учителя:

Таким образом, Англия и Франция решили проводить "политику умиротворения" агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозможно.

Просмотр видеофильма "Последние дни Гитлера" (с 8.15 мин. до 10.35 мин.)

Слово учителя:

В поисках нового миропорядка шли интенсивные переговоры между великими державами: Англией, Францией и СССР; Англией и Германией; СССР и Германией.

Как вы думаете, почему переговоры между Англией, Францией и СССР закончились неудачей?

(Стороны не доверяли друг другу; союзники Англия и Франция, Польша и Румыния больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину дольше, чем западные демократии.)

В итоге, (показ того же видеофильма, с эпизода "Подписание пакта." с 10.35 мин.)

____________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

Заключение.

Обобщающий вопрос:

Какие особенности международных отношений в рассматриваемый период способствовали развязыванию новой мировой войны?

(несправедливость Версальско - Вашингтонской системы; борьба за сферы влияния; униженное положение Германии; государства не смогли объединиться в борьбе против агрессоров.)

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

Параграфы 13-14, задание №6 на стр.157 или продолжить фразу: "Международные отношения в 30 гг., возможно, не завершились бы мировым военным противоборством, если бы...".

V. Подведение итогов и рефлексия.

Предлагаю сформулировать вывод по материалам урока.

Литература

1. А.А. Кредер "Новейшая история зарубежных стран", учебник для 9 класса

2.Е.В. Посысаева, школа № 61, г. Киров. Урок по теме "Международные отношения в 1920-1930-е гг." (Ж/л "Преподавание истории и обществознания в школе" №1, 2007г., с.51-53)

3.К.А. Соловьев "Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (ХХ-ХХI века)"

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва "Простор" 2001

Интернет-ресурсы

1.http://www.znanie-sila/online/issue_430.html - "Версаль и его последствия": Материалы круглого стола на тему "Версальский мир и создание Версальской системы"

2.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/entente.htm - Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира

, Мэхэн , Спайкмен
Русская школа
Западники : Белинский , Герцен , Чаадаев
Славянофилы : Киреевский , Хомяков
Евразийцы : Данилевский , Савицкий
Геополитические эпохи

  • Версальская : -
  • Беловежская : - наст. время

Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором 1919 г. , договорами с союзниками Германии , а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг.

Европейская (Версальская ) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия , Венгрия , Югославия , Чехословакия , Польша , Финляндия , Латвия , Литва , Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:

  1. Версальский мирный договор 1919 и тесно связанные с ним
  2. Сен-Жерменский мирный договор 1919,
  3. Нёйиский мирный договор 1919,
  4. Трианонский мирный договор 1920,

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .