Традиции обычаи праздники в буддизме. Обряды и обычаи в буддизме

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Самых основных направлений в буддизме два (в неких школах выделяют три) - буддизм традиции Махаяна и буддизм традиции Тхеравада (в буддизме Тхеравады очень воздействие нумерологии).

В традиции Тхеравады считается, что, восприняв учение Будды, некие последователи также смогли добиться состояния полного просветления. Подобных свидетельств насчитывается 28 за всю историю буддизма. Потому в религиозной практике многих народов (в особенности в Бирме) почитается 28 Будд.

Традиция Махаяны базирована на религиозном каноне, исполненном на языке санскрит, а Тхеравада - на древнем языке пали. В этих 2-ух традициях имеются как несущественные, так и глубинные различия, о которых будет сказано немного позже. Соответственно наибольшее распространение буддизм Махаяны получил в подобных странах, как Индия, Пакистан, Непал, Китай, Монголия, Бурятия, а буддизм Тхеравады - в Камбодже, Бирме, Лаосе, Тайланде, на Шри-Ланке. Но в базе обеих традиций лежит признание принципа боттхисатвы - величавого человека, учителя, который своим актуальным примером и миропониманием заслужил перевоплощения в Будду путём ухода в нирвану, однако остаётся в этом мире перерождений и воплощений для оказания духовной помощи остальным.

Буддистская традиция , так же как и фактически неважно какая религия, в собственной философии, назиданиях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях базирована на священных текстах. У буддистов подобным текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил либо дхарма - закон), сутта-питака (корзина назиданий) и абидхама-питака (корзина незапятнанного познания, т.е. истолкование учения).

Буддизм Тхеравады признаёт два главных состояния Будды - Будда поучающий (самьяксан) и Будда безгласный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых видах Будды.

Обычно Будда изображается в трёх позах - стоя, лёжа либо сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в символ предпринятой им аскезы во время медитации. Также в главном в Китае всераспространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда). Будда как принцип - вечен, он уже не один раз (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек - реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Символов) разработала даже систему физических признаков Будды - 32 главных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым есть возможность найти еще одно земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда - единственно пробуждённое состояние, целиком свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее сущность природы вещей.

Зародившись как религиозное направление в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где в первый раз был сотворен священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Понятно, что в монском царстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский люд первым адаптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское правительство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перебежала под контроль завоевателей. Повелитель монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (немного волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его гос религией в первой бирманской империи.

С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма - некие монахи уходили в тропические заросли для медитации в целях заслуги просветления. Они становились особо почитаемыми и часто их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 подобных старцев, в различные периоды практиковавших лесную традицию. Их изображения нередко есть возможность видеть в тайландских домах подобно иконам.

Основателем таковой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже большущее число почитателей и учеников, его наставления стали потом предметом исследования, в том числе и в Буддистских Институтах.

Во 2-ой половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их именуют «дек ват» (монастырские дети). Некие потом избирают себе путь неизменного монашества. Вообщем же, даже взрослые временами проходят временное послушничество в монастырях. Чаше всего, это связано с серьёзными событиями в жизни (погибель близких и проч.).

В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны ) признаётся учение о наградах и потому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи погибших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так обширно всераспространено послушничество и монашество женщин - есть всего три дамских монастыря. Наименьшим возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням - 311.

Церковный календарь основан на лунном календаре. Потому время пришествия большинства праздничков исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Более значимые празднички всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции именуют днём восковой луны.

Макха Пуча - один из основных праздничков, отмечаемый в память действия из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из различных концов света - монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, вместе с этим пришли в храм Велуват в Индии, чтоб слушать наставления Будды. В сей день отдельно стараются сделать добрые дела, посодействовать нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и нужные предметы.

Висакха Пуча (Весак) - день рождения Будды. Формально дата дня рождения Будды была установлена на Глобальной Буддистской конференцией исключительно в 1950 г. Потому по традиции с этим праздничком связывают не только лишь рождение Будды, да и его просветление и уход в нирвану. Во время церемонии празднования отдельно вспоминают 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй запятанным речам, не воспринимай вреда вовнутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от лишнего чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от лишней роскоши. Считается особенной добродетелью в сей день доставить удовлетворенность злосчастным. Потому, не считая содействия нуждающимся и одаривания их, обязательной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.

Асалкха Пуча (Асанха) - празднуется в память о проповеди Будды и обретения священной Сангхи (текста правил).

Паварана - празднуется в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание говорит, что в сей день Будда учил монашествующих искусству безмолвия и они все хранили молчание три месяца. В сей день принято просить прощения у всех, кому за длинный период сезона васса (сезон дождей, однако не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.

Анапанасати - последний в году большой буддистский праздничек в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.

Сонгкран . Этот праздничек приходится на середину апреля и продолжается 3-5 дней. Праздничек символизирует чествование воды как незапятанной стихии. По традиции люди собираются на берегах рек либо на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с обязательным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздничка отличается необыкновенным весельем. Также центральной церемонией праздничка является выпускание в водоёмы рыб для разведения.

Лой Кратонг. Символизирует поклонение священным следам ног Будды, оставленным на берегу реки Намада в Индии. Фестиваль - один из самых ярких в Тайланде. По воде вечером пускаются специально сделанные венки из цветов, увенчанные зажжёнными свечками. Также в небо отпускаются парящие вверх пламенные фонарики. В народе этот фестиваль также ассоциируется как праздничек влюблённых - многие, пуская по воде кратонги (венки) загадывают на возлюбленных и требуют Будду отправить обоюдную любовь и верность.

Рек На. Этот праздничек есть возможность было бы по-русски именовать фестивалем первой борозды. Он знаменует собой начало сельскохозяйственного года. Запряжённые парой белоснежные быки с окрашенными золотом рогами, ведомые брахминами, вспахивают 1-ые полосы рисовых полей. Праздничек символизирует роль семилетнего Будды в аналогичной церемонии, проводимой его папой. Церемония носит праздничный нрав, происходит при большенном стечении людей, монахов из близкорасположенных монастырей. Поля благословляются монахами и членами царской фамилии в ожидании плодородия.

Уламбана. Этот фестиваль больше свойственен странам с традицией Махаяны, однако празднуется также в Бирме и в Тайланде. Считается, что в сей день открыты ворота ада и бесы имеют власть выйти и спуститься на землю для искушения праведников. Верующие прогуливаются на кладбища, поминают собственных погибших, оставляя продукты, цветочки и зажжённые свечки и благовония.

Кроме этих праздничков, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (направление, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особенные дни, не являющиеся неотклонимыми праздничками всей тайландской Сангхи. Отмечаются и так именуемые "местные" празднички, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, определенным монастырям либо местныс священным артефактам.

Обрядово-церемониальная практика у буддистов разных направлений имеет некие различия, однако в базе собственной ритуалы включают назидания монахов, чтение мантр, медитации, поклонение скульптурам Будды. Личные беседы с монахами верующих немного похожи на христианские исповеди. Окончанием монастырских обрядов для верующих является выливание воды (поначалу во время чтения монахом мантры вода выдивается из 1-го сосуда в иной узкой струйкой, потом монах произносит мантру над этой водой, а потом верующий должен вылить её под дерево). Существует огромное количество особых обрядовых церемоний, посвящённые особенным событиям.

Меж традициями Махаяны и Тхеравады длительное время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Но в современном буддистском мире достаточно умиротворенно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отторгает как «ложные» учения других глобальных религий, воспринимая определённые универсальные правды и проповедуя их.

Буддизм Тхеравады содержит много символических верований в знаки, талисманы, признаки сопутствия фортуны. Существует выработанная веками система знаков, в большинстве случаев основанная на вере в то, что людям, рождённым в определённые дни недели, следует придерживаться «своих» знаков и признаков фортуны в жизни. Такая система знаков получила заглавие Прачам ван. Согласно этой системе, каждому дню недели соответствует собственный определённый цвет, планетка, символическое либо реальное животное, божество. 8 главных поз Будды также относятся любая к определённому дню недели. Для среды существует 2 изображения позы Будды (дневное и ночное). Соответственно, каждый родившийся в определённый день недели (а родившийся в среду - ещё и в определённое время суток) должен отдельно поклоняться и испрашивать актуальной фортуны у определённого изображения позы Будды.

Использованные материалы:

topasia.ru - описание буддийских праздничков и традиций

sunhome.ru - статья о буддизме и его главных направлениях

krugosvet.ru - справочный материал на тему «Будда и буддизм»

Дзул–хурал

Так называется «святильный обряд», совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, – тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул–хурал восходит к индийскому культу «священных» животных.

Найдани–хурал

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью. Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найданы были когда–то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили «спасение». Найдани–хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо – обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов – «хозяев местности». На камнях оставляют жертву – пищу, монеты, шелковые платки (хадаки). Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу – «хозяину воды». Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свеже–сваренной ухой.

Поклонение «святым» местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами «священными». К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша–ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у «святых» мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурха–ны), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитва

Молитвы, обращенные к бодисат–вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его – верующего – благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную «механизацию» молитвы. В так называемые хурдэ – полые, обычно металлические, цилиндры – закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу – талисман – носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний – для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу–маленькая статуэтка Будды или часть г одежды «живого бога», носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе–зурхачину, т. е. гадателю–астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти «элементов» – дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, «ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16–й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели – названиями семи светил. Рассчитав все «данные», лама–астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения («огненный дракон», «водяная курица» и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., «предсказывает», чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда «установлена причина» болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама–заклинатель (абаралчин, или гурум–чин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд – гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний «загонял» туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум «жалдой» требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать «помощь». Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума «ухедэл дараха» ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье нечто полуматериальное, могущее быть «приданным» или «отторгнутым» от данного дома. Для «удержания» счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого – клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Сегодня можно встретить большое количество последователей буддизма. В этой религии множество праздников, легенд, обычаев.

Буддизм – мировая религия


Про буддизм

Буддизм можно смело назвать одной из первых религий в истории. Но сравнивать буддизм с другими религиями достаточно сложно, т.к. о боге тут не говорят, ведь его тут нет. Буддизм – это больше философская система.

Некоторые традиции буддизма

Говоря о буддизме нельзя не упомянуть об интересных традициях этой религии. Например, к браку тут относятся по-особенному. Нет никаких принуждений, но и измен также тут нет. Буддизм дает некоторые советы, как сделать семейную жизнь счастливой. Итак, такие советы дает основатель буддизма: быть верным, не флиртовать, подпитывать чувства исключительно к своему супругу/супруге. Вне брака не дозволено вести половую жизнь, и, конечно же, вести разгульный образ жизни.


Если человек не хочет семейных отношений – его не заставляют этого делать, все довольно добровольно. Если люди не могут жить вместе, им тяжело, то они могут договориться и разойтись. Но если следовать всем рекомендациям Будды, такой исход семейной жизни крайне редок. Также светило не советовал заключать брак людям, у которых огромная разница в возрасте.


Что для буддизма представляет собой семейная жизнь?

Для этой религии брак и семейная жизнь представляется, как возможность вместе развиваться, поддерживать любимого человека во всем. Также супружество – это отличная возможность не быть одиноким, если кого-то пугает этот фактор.

Буддийские монастыри и образ жизни монахов


Буддийские монахи

Последователи, как правило, обитают в общинах при храме. В нашем понимании, и в плане буддизма, монахи – это разные люди. В буддизме монахи не священнослужители. Это люди, которые обучаются в храме. Они медитируют и изучают священные тексты. При желании, и женщина, и мужчина может стать частью подобной общины.

Совет

У учения несколько направлений, и каждое из них обладает своими правилами. И эти правила необходимо соблюдать. Некоторые правила гласят отказаться от мяса, некоторые гласят перестать вести сельхоз деятельность. А некоторые гласят не быть участником социальной жизни и политики. А на что живут монахи, спросите вы? Монахи живут от подаяния. Если человек решил следовать Будде, то он должен следовать и правилам.

Значения праздников в буддизме

В буддизме у праздников особый статус. Тут нет разгульных празднований, как принято у нас. В этой религии праздник представляет собой особый день, в который человек встречается с большим количеством ограничений. В буддизме верится, что в праздник все мысли и поступки имеют большую силу – причем не важно, какие поступки имеются ввиду: плохие или хорошие. Если правильно все соблюдать, особенно в праздники – то суть учения будет постигнута гораздо быстрее, и человек приблизится к абсолюту.


Чистота везде

Праздник – это время, когда внутри и снаружи должна быть чистота. Чтобы была чистота, необходимо совершать определенные обряды, повторять мантры, играть на музыкальных инструментах. Человек, совершая все необходимые обряды, восстанавливает тонкую структуру, его сознание проходит очищение. В праздник все идут в храм, делают подношение.


Совет

Если какой-то праздник было решено отпраздновать дома, то это в норме вещей. Главное, чтобы человек имел правильный настрой и понимал, что это важно именно для него в первую очередь.

Праздники

Вишакха Пуджда


Праздник Вишакха Пуджда

В буддизме существуют разные праздники: Вишакха Пуджда, например. Это праздник посвящено основателю учения. В этот день украшаются храмы, монахи читают молитвы. Миряне слушают истории о Будде. Праздник длится неделю.


Асалха

Другой праздник – Асалха. Он был придуман в честь достижения просветления. Праздник проходит в июле при полнолунии. И это только часть особенных религиозных праздников.


Мистерия Цам


Праздник Мистерия Цам

Нельзя обойти стороной и праздник под названием Мистерия Цам. Праздник проходит каждый год и длится несколько дней. Она может быть в любое время года, празднуется в монастырях. Было принято ставить пьесы, или ритуальные танцы. Мистерия делалась с разными целями. Например, устрашить врагов учения, показать, каково же учение на самом деле.


Важно!!!

Буддизм богат на праздники, причем не только религиозные, но и более мирские. Например, Новый год, праздник Калачакры и ряд других праздников. В буддизме достаточно большое количество праздников. При этом, важными считаются не только религиозные, но и другие – все они очень важные и не имеют торжественного размаха. Все празднуют довольно скромно.

Вывод:

Учение направлено на просветление, поэтому его обычаи и традиции (например, свадебные) именно к этому и подводят людей. Необходимо жить в гармонии с собой и окружающим миром. Даже в праздники последователи учения не отклоняются от правил.


Суть буддизма

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах и праздниках, которые сохранились у буддистов, живущих на территории СССР, т. е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев.

Буддийские обряды и обычаи

Дзул-хурал

Так называется "святильный обряд", совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, - тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу "священных" животных.

Найдани-хурал

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили "спасение". Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо

Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов - "хозяев местности". На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается "хозяевами местности". Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу - "хозяину воды". Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Поклонение "святым" местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами "священными". К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у "святых" мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные "священные" предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитва

Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их.(тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести "учет" произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его - верующего - благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную "механизацию" молитвы. В так называемые хурдэ - полые, обычно металлические, цилиндры - закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу - талисман - носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды "живого бога", носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти "элементов" -дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели - названиями семи светил. Рассчитав все "данные", лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения ("огненный дракон", "водяная курица" и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., "предсказывает", чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда "установлена причина" болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд - гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний "загонял" туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум "жалдой" требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать "помощь". Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума "ухедэл дараха" ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье - нечто полуматериальное, могущее быть."приданным" или "отторгнутым" от данного дома. Для "удержания" счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого - клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Обряды, сопровождающие смерть и погребение

В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия - зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом. После наступления смерти кто-нибудь из родственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам - буянчи - придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти "стихий" - земле, воде, огню, воздуху или дереву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его пожирали собаки или волки. После похорон проводятся "очистительные" обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы "обеспечить" умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, будто душа "имеет обратное тяготение к семье" и ее надо снова "отгонять" молитвами, обрядами и пожертвованиями.

Все сохранившиеся обряды и праздники ламаизма наносят вред верующим, закрепляя антинаучную религиозную идеологию и ложась на их плечи тяжким экономическим бременем.

Буддийские праздники

Праздников в современном ламаизме сравнительно немного. Однако отмечаются они с большой пышностью, сопровождаются сложными ритуалами. Служители культа делают все возможное для того, чтобы оказать наиболее сильное эмоциональное влияние на верующих.

Цагалган

Цагалган (цагансара, т. е. белый месяц) - один из наиболее известных и соблюдаемых до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных, по уверению лам, "двенадцати чудесам Будды". Однако легко установить шаманистское происхождение этих обрядов. Большинство их связано с ожиданием появления Лхамо и направлено на борьбу с неверием и инаковери-ем. Ламами торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека (линга), олицетворяющая "врагов веры". Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом огромного наконечника стрелы (дуг-жуба, или сор) и под пение молитв бросают свое изделие в подожженный в степи соломенный шалаш, что тоже должно привести к уничтожению "врагов веры".

Праздник цагалган служит ламам для внушения верующим идеи исключительности буддизма. Только в этой вере человек якобы может обрести свое счастье.

Круговращение Майдари

Круговращение Майдари, или Май-дари-хурал, - самый пышный из проводимых сейчас в дацанах праздников. Обычно он протекает при большом скоплении верующих, которым внушается, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю и установление им "счастливой и радостной жизни". Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и т. д. В колесницу впряжено чучело слона или лошади, которое тянут за длинные ремни ламы. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), якобы подражающих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы, свирепо отгоняющие осмелившихся приблизиться к колеснице верующих. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение - деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами дацанским казначеем.