Подчинительная связь в сложном предложении. Сложные предложения с бессоюзной связью. Было много ошибок, необходимо поработать с правилом

Словосочетание.

С помощью сайт вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое - зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется): существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

2. деепричастие

3. наречие

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей ? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­ – это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения

Средства подчинительной связи

Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.

Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:

  • относительные : кто, что, какой и др.;
  • относительные местоименные наречия: почему, как, когда и др.

Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:

Тип средства связи Смысловые отношения Примеры
Изъяснительные формулирует пояснение Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне
Временные Указывают на время действия, уточняют время Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья
Причинные выражает причину действия Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться
Условные Формулируют условные отношения Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает.
Целевые Формулируют целевые отношения Оксана пела, чтобы заработать денег
Уступительные Формулируют уступительные отношения Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много.

Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.

Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.

Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.

Виды подчинения

В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:

  • однородное;
  • параллельное;
  • последовательное;
  • комбинированное.

Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.

Виды подчинительной связи

Однородное и параллельное

Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».

Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.

Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.

Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».

Однородная связь

Последовательное и комбинированное

Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».

В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.

В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.

Обратите внимание! Для того, чтобы определить тип связи, используют схемы и обозначения для главных членов, стрелочки для вопросов и скобки для обозначения начала и окончания зависимых элементов.

СПП с комбинированным подчинением

Знаки препинания

В СПП положение придаточного может быть разным:

  • находится после главного предложения;
  • с обеих сторон «окружено» главной;
  • находится перед главной.

Придаточное всегда выделяется запятыми.

Полезное видео: знаки препинания в ССП и виды СПП


Подчинительная связь в сложном предложении имеет несколько видов. По наличию или отсутствию аналогии с видами подчинительной связи в словосочетании и простом предложении есть основание различать два вида подчинительной связи в сложных предложениях: 1) связь, аналогичную связям в словосочетании и простом предложении; 2) связь, не аналогичную связям в словосочетании и простом предложении.
Подчинительная связь первого рода подразделяется далее по тому, какому именно виду связи она аналогична. Для подчинительной связи в сложном предложении самым существенным является признак предсказуемости ~ непредсказуемости. Соответственно выделяются:
  1. предсказующая подчинительная связь, подобная связи между словом и распространяющей его формой слова, определяющейся свойствами главного слова;
  2. непредсказующая подчинительная связь, аналогичная связи между предикативным центром предложения и его неконститутивными ситуативными распространителями - детерминантами. Ср.: Он дожидался, когда придёт директор.- Когда директор пришёл, они пошли в цех. В первом предложении придаточная часть находится в подчинительной связи со словом дожидаться, категориальными свойствами которого объясняется и самое ее наличие при этом слове и характер ее оформления; во втором предложении придаточная часть находится в подчинительной связи с предикативным центром главной, и самый факт наличия придаточной части и характер ее оформления (ничем в составе главной части не мотивированный) определяются смысловыми отношениями, которые устанавливаются между придаточной и главной частями.

Еще по теме § 74. ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

  1. А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.
  2. ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  3. 28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
  4. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗНЫЕ СВЯЗИ ВНУТРИ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  5. Разновидности подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание, их характеристика, виды, трудные случаи.
  6. § 11. Предложения с совмещением бессоюзной, сочинительной и подчинительной связи предикативных звеньев.
  7. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ И ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ
  8. По разделам «Подчинительные связи слов и словосочетания», «Простое предложение», «Синтаксис формы слова»
  9. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.
  10. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Учебный тренажёр и проверочный тест

по теме : «Запятая, разделяющая части сложного предложения, связанные сочинительной или подчинительной связью»

Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Курбакинская СОШ»


Дорогой друг!

В этом году тебе предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку.

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой теоретический материал, который необходимо знать при выполнении задания 12. Второй уровень - тренажёр, с помощью которого ты можешь усовершенствовать свои умения и навыки по данной теме.

Третий уровень – проверочный тест по теме, за который ты получишь отметку.

Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!

Перейти к тесту

Перейти к тренажёру


  • Сложносочинённое предложение (ССП )- это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены сочинительными союзами . Между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой. На реке было холодно, но рыба хорошо клевала. Сложноподчинённое предложениие(СПП) - это такое предложение, в котором простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному). Предложения отделяются друг от друга запятой. Я чувствую, что кто-то берёт меня за руку Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это такое предложение, в котором его части связаны по смыслу и интонации ( без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов). Части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой , но и точкой с запятой , двоеточием и тире. Я чувствую : кто-то берёт меня за руку


  • Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы . Помните, что союз ЖЕ стоит после первого слова второго предложения . Союзы тоже, также внутри второго предложения.
  • [ Берёзы распустились], [ дубы же стояли обнажёнными].

[Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ]

  • Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
  • Совет 3 . Внимательно читайте задание ! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

Инструкция по работе с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Желаю удачи!


  • Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с

(4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.


2. сочинительной связью.

Входя в класс, (1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, (2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого, (3) Мурыгин и Мутюкин, (4) котёнка немного поискали, (5) но вскоре забыли .


3 . цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Маше сулили чин академика, (1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, (2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, (3) чем собственными достоинствами, (4) именно потому, (5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.


4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) (4) (5) и всё будет в порядке.


5. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Почему же она воет?

(7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.


6. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.


7 . сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!


8. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Укажите номер этого предложения.

(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».


9. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.


Как ты оцениваешь свою работу

на тренажёре?

Знания отличные! Перехожу к тесту!

Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.


Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ.

3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу.

4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда.

5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».


  • В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.


2. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя


3. подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Веньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку...


4. . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять, (4) а я на работе. Вот приедет моя жена, (5) и всё будет в порядке.


5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать, (2) пахнущую сеном и свежим бельём, (3) и проваливаюсь, (4) как в пух.


6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись, (1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить, (2) но мать, (3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, (4) помахала рукой, (5) и я, (6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, (7) подошёл к ней.


7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, ( 7 ) ни цветов.


8 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.


9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел всё в одном и том же месте, (1) около ножки кровати, (2) и, (3) когда кто-нибудь наклонялся над ним, (4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.


Подведём итоги

Верных ответов

Отметка

Просмотр ошибок


Используемые материалы

Открытый Банк заданий ГИА. http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5.

Шаблон учебного тренажёра –

Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. - http://www.it- .ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной (сочинительной) связью. Алгоритм действия: Найдите все грамматические основы; Выявите границы простых предложений в составе сложного; Определите средства связи между простыми предложениями и их смысловые отношения.

3 слайд

Описание слайда:

Если между простыми предложениями нет союзов, а стоит только знак препинания – связь бессоюзная; Если между простыми предложениями стоит сочинительный союз, то Проверьте, не соединяет ли он однородные члены предложения. Если союз соединяет простые предложения, то связь сочинительная. Если между простыми предложениями стоит подчинительный союз, то связь подчинительная.

4 слайд

Описание слайда:

Внимание! Ловушка! Посмотрите, не начинается ли предложение с подчинительного союза. Если да, то связь будет подчинительная, несмотря на то, что между простыми предложениями отсутствует союз: Хотя погода быстро портилась, мы все же решили тронуться в путь. Если ты будешь внимателен, то ошибок не допустишь.

5 слайд

Описание слайда:

Внимание! Ловушка! В сложносочиненных предложениях встречается союз же: Всем животным пустыни требуется влага, антилопам же хватает того, что они получают с едой. Изъяснительные придаточные предложения могут присоединяться при помощи союза ли: Меня спросили, все ли я понял.

6 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Первая такая прогулка была в октябре. Пошли шесть человек: Илья спешил домой,(1) Сани в тот день не было в школе,(2) так что нашу компанию представлял один Мишка,(3) который потом почти дословно пересказал ребятам все удивительные истории,(4) услышанные от учителя по дороге от школы к Кривоколенному переулку. 2,3

7 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью За две с половиной тысячи лет многое изменилось: теперь редко читают стихи с музыкальным сопровождением,(1)зато появились новые жанры,(2) в которых слова и музыка нераздельны… Ну,(3) давайте примеры… 1

8 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую (-ие) запятую(–ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. В нашей армии было пять человек,(1) а у противников – шесть. Поэтому договорились, (2) что мы будем укрываться в засадах, (3) прятаться на местности,(4) так как преимущество всегда на стороне тех, (5) кто прячется. 2,4,5

9 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения Как, (1) например, (2) волк отгрызает себе лапу, (3) защемлённую капканом? Никто не скажет, (4) как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. 4

10 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, (1) дней девяносто,(2) а может сто пятьдесят, (3) когда фронт тут остановился, (4) гнало худое ведро через себя дым. 3

11 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Лето выдалось на Кубани жаркое, (1) но не сухое. Вот оно как бывает: солдат умер, (2) а цветы, (3) посаженные им, (4) живут. 2

12 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения. Она увидала розу, (1) схватила её, (2) взглянула на её измятые, (3) запачканные лепестки, (4) взглянула на меня, (5) и глаза её, (6) внезапно остановившись, (7) засияли слезами. 5