Город акмолинск. Акмолинск. Дан приказ — и работа закипела

Собор Вятских святых

Преподобный Трифон Вятский

Преподобный Матфей Яранский

Преподобный Леонид Устьнедумский

Святой блаженный Прокопий Вятский

Преподобный Стефан Филейский

Исповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский

Священномученик Михаил Тихоницкий

Священномученик Николай Подьяков

Священномученик Прокопий Попов

Священномученик Виктор Усов

Архимандрит Александр (Уродов), исповедник

Мученица Нина Кузнецова

Священномученик Анатолий Ивановский

Преподобный Леонид (Устьнедумский)
память 30 (17 июля)


Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины. В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.
Взяв явленный образ Владычицы, преп. Леонид направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу. Исполняя повеление Богородицы, преп. Леонид отправился в Ростов к митрополиту получить благословение на строительство храма. Святитель благословил закладку храма и возвел старца-строителя в сан священника. В 1608 году храм во имя Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесен в него. Место, где стоял храм, было низкое и сырое. Тогда старец стал копать каналы, соединяя озера друг с другом и отводя воду от новопостроенного храма. Однажды во время этой работы его укусила змея. Помолившись Богу и Пресвятой Богородице, преп. Леонид положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд. Господь сохранил блаженного старца и укрепил его силы. В итоге получилась целая рукотворная река, которую, помня о недавней беде и помощи Божией, он назвал «Недума». Со временем здесь образовалась Усть-Недумская пустынь.
Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старцу и братии пришлось еще раз переносить храм на более высокое место. Освящение храма на новом месте состоялось 23 мая 1652 года. В него же была перенесена икона Божией Матери. Господь сподобил преп. Леонида долгой жизни, большую часть которой он проводил в трудах, безмолвии и молитве. 17 июля 1654 года, когда блаженному старцу было уже более 100 лет, он отошел ко Господу. Мощи преп. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви с. Усть-Недума (Озерская) Лузского района Кировской области.
В миру - Стефан Куртеев. Родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина деревни Молчановской Вятской губернии. Детство его прошло в родительском доме. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он оставил учебу в Петербурге, приехал в Вятку и поселился недалеко от села Филейского. Здесь он начал подвижнический подвиг во славу Божию - подвизался в посте и молитве, учил крестьянских детей грамоте и Закону Божию, возрастал в богопознании.
В 1864 году Господь сподобил Стефана посетить Святой град Иерусалим и дважды побывать на Афоне. За время этих поездок он научился умной сердечной молитве. В 1877 году его давнее желание исполнилось. 23 февраля, по благословению епископа Вятского и Слободского Аполлоса, он был пострижен в монашество с именем Стефан и был определен в число братии Крестовоздвиженского монастыря г.Слободского. Однако, взыскуя уединения, вскоре он возвратился в свою пустынь у села Филейки. Весть о благодатном старце, о чудесах и исцелениях, происходивших по его молитвам, быстро разнеслась по округе. Многие приходили к нему за благословением, советом и утешением. Большую известность прибрели проповеди и наставления старца Стефана, которые издавались в г.Вятке его усердными почитателями в виде брошюр, доступных по цене и понятных простым людям. Одним из его учеников был преп. Матфей Яранский, который, идя по стопам отца Стефана принял монашество и посвятил свою жизнь Богу и ближним.
Известности отца Стефана содействовало и то обстоятельство, что слобода Филейка находилась на пути паломников - участников Великорецкого крестного хода, многие из которых, возвращаясь с реки Великой, навещали святого подвижника. Наконец, 10 марта 1890 года было получено разрешение на строительство Александро-Невского монастыря в том месте, где подвизался отец Стефан. К этому времени его силы заметно ослабели, но закладку монастыря проводили под его руководством. Приближалась блаженная кончина старца. 6 августа отец Стефан был пострижен в схиму, а 15/28 августа мирно отошел ко Господу. Как и преподобный Трифон, иеросхимонах Стефан был погребен в основанной им обители.
В годы гонений братия Филейского монастыря твердо стояла в святой православной вере и потому в полной мере испила чащу страданий, на которые обрекли богоборцы православный народ. Обитель была закрыта. Главный ее храм - уничтожен. Желая сохранить святые мощи отца Стефана, его почитатели перенесли их сначала на Хлыновское кладбище, а затем - на Филейское кладбище. В июле 2002 года совершилась канонизация отца Стефана в лике местночтимых святых Вятской епархии. Было составлено житие и написана икона преподобного. Тогда же на Филейском кладбище, вблизи места упокоения старца, была построена и освящена в его честь православная часовня, к которой в день его памяти совершается крестный ход.

Священномученик Михаил Тихоницкий
Память 20 (7) сентября


Родился в 1846 году в семье псаломщика. Окончив полный курс Вятской духовной семинарии, в 1868 году он был рукоположен в сан священника. Он начал свое пастырское служение в Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, затем в селах Подрелье и Быстрица, а в 1880 году в городе Орлове. Отец Михаил был честным и отзывчивым человеком, любил своих прихожан, и они платили ему нелицеприятной любовью. В Орлове отец Михаил преподавал в местной гимназии Закон Божий. В учениках он воспитывал искреннее чувство почитания Бога, любви к Церкви и уважения к людям.
В 1917 году, когда Россию захлестнула волна революции и красного террора, Скорбя о горе, постигшем русский народ Патриарх Тихон издал, послание, в котором предал проклятию гонителей Церкви, призвал всех людей к миру и согласию. 15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание Святейшего Патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе города Орлова. Вскоре он был арестован и предан суду. Прихожане заступились за любимого батюшку и смогли упросить гонителей отложить арест. Но, спустя полгода, когда страну захлестнула новая волна красного террора, отец Михаил был снова схвачен. Чрезвычайная Комиссия при Трибунале, произведя следствие, постановила: «за распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 20 сентября 1918 года.
Трое сыновей отца Михаила связали свою судьбу с Русской Православной Церковью: Владимир рано принял монашество и затем, уже в эмиграции, стал митрополитом, Экзархом Западной Европы; Вениамин долгие годы служил священником в г.Вятке, а в 1942 году принял монашество и в сане архиепископа Кировского и Слободского много потрудился над возрождением Вятской епархии; Елпидифор, талантливый педагог и глубоко верующий христианин, погиб в сталинских лагерях. Дочери отца Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще в г.Орлове и смиренно ухаживали за могилой отца.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Михаил ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году. 8 сентября 2008 года на кладбище г.Орлова были обретены его святые мощи, которые ныне покоятся в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Священномученик Прокопий Попов
Память 13 октября (30 сентября)

Протоиерей Прокопий Михайлович Попов родился в 1864 году в семье священника Окончив Никольское духовное училище, он обучался в Вологодской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1884 году был назначен надзирателем Вологодского духовного училища. 15 января 1886 года рукоположен в сан священника Троицкой церкви с. Шолга (ныне Подосиновского района Кировской области). В своем служении Алтарю Господню отец Прокопий нес множество церковно-общественных послушаний. Он двукратно был законоучителем женского училища, двукратно - депутатом по училищным делам, сначала помощником, а потом и благочинным Никольского уезда Вологодской епархии, законоучителем Александринского училища и попечителем Княщинского земского училища. Труды отца Прокопия по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния высоко ценило епархиальное начальство. 6 августа1917 года священник Прокопий Попов был возведен в сан протоиерея, а до этого был награжден темно-бронзовой медалью и знаком Палестинского общества. За 25-летнее служение в должности законоучителя отец Прокопий был награжден орденом Св. Анны 3 степени.
Пришедшие к власти в 1917 году богоборцы, старались принять все меры к тому, чтобы сломить и унизить таких заслуженных пастырей. Выставить их как врагов трудового народа. 27 апреля 1918 года на третьем крестьянском съезде на протоиерея Прокопия Попова была наложена контрибуция как на представителя эксплуатирующего класса в размере 7 тысяч рублей, которую требовали взыскать немедленно. А когда, осенью того же года, красная власть перешла к открытому террору, то для отца Прокопия пробил час страданий. По свидетельству очевидцев, протоиерей Троицкой церкви Прокопий Попов был расстрелян 13 октября 1918 года карательным отрядом по подозрению в контрреволюции. Предполагаемое место погребения отца Прокопия - берег р. Юг на окраине с Шолга. Подосиновского района Кировской области.

Священномученик Анатолий Ивановский

Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника церкви Рождества Христова того же села Димитрия Ивановича Ивановского. После окончания в июне 1883 года по 2 разряду Вятской Духовной семинарии в сентябре 1884 года он был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии, а затем, с 14 апреля по 15 июля 1887 года, служил псаломщиком в кладбищенской церкви города Яранска В том же году, решив продолжить образование, Анатолий Ивановский поступил в Казанский университет, где проучился 3 года и был уволен по болезни согласно личному прошению 30 апреля 1890 года. В 1890-1892 годах он проживал поочередно в Казани, а затем в Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Вскоре после этого А.Д.Ивановский перебрался в село Шулка Яранского уезда Вятской губернии, где проживали родители его супруги Юлии Михайловны, отец которой также был священником.
 24 февраля 1895 года Анатолий Ивановский вновь поступил на епархиальную службу и был назначен псаломщиком в Предтеченскую церковь села Суводь Орловского уезда Вятской губернии, где прослужил до мая того же года. 11 ноября 1895 года он был поставлен псаломщиком в храм села Знаменское Яранского уезда Вятской губернии и нес это послушание до 17 февраля 1901 года, когда был рукоположен во диакона, а затем и во священника с назначением в Казанско-Богородицкую церковь села Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Помимо священнических обязанностей отец Анатолий вел просветительскую работу нес послушание законоучителя в Шагаранурской школе грамотности с 23 февраля 1901-го по 1903 год, Аргаранурской церковно-приходской школе с 23 февраля 1901-го по август 1914 года, Шагаранурской церковно-приходской школе (с 1 сентября 1914 года), Салтак-Яльской земской школе с 22 октября 1901 года, Мокрушинской земской школе с 1 октября 1914 года. В первых трех из упомяну
тых выше учебных заведений отец Анатолий был и заведующим, а кроме того, с 18 ноября 1902-го по 15 ноября 1906 года заведовал также Салтак-Яльской женской школой.
 Труды священника Анатолия Ивановского получили признание, батюшка имел несколько наград: набедренник (1905 год), скуфью (1913 год), юбилейный нагрудный знак в память 300-летия царствования дома Романовых, медаль в память 25-летия церковно-приходских школ. В сохранившихся клировых ведомостях вышеупомянутых церквей говорится, что отец Анатолий вел себя скромно, поведения был весьма хорошего.
 Семейство батюшки состояло из 9 человек: супруги Юлии Михайловны, сына Всеволода, дочерей Веры, Нины, Феофании, Ольги, Людмилы, Наталии, Александры. 
После революции 1917 года и прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Советская власть использовала для этого и напряженную обстановку, сложившуюся в стране в ходе гражданской войны. В сентябре 1918 года в уездные города Поволжья из Чрезвычайной комиссии восточного фронта поступила телеграмма следующего содержания: "На чехословацком фронте по всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая необузданная агитация духовенства против советской власти. Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым Чрезвычайкомам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, и подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти. Приказ этот разослать уездным агитационным и волостным советам". В Уржумской комиссии по борьбе с контрреволюцией 13 сентября 1918 года на это указание откликнулись так: "Уржумская комиссия по борьбе с контрреволюци
ей предписывает всех попов, выступивших с контрреволюционными проповедями и агитациями, немедленно арестовывать и препровождать в комиссию с протоколами обвинения". 4 октября 1918 года подобное указание еще более ужесточилось: "Комиссия предлагает попов замеченных в противосоветской агитации немедленно арестовывать и доставлять в комиссию, при сопротивлении же расстреливать на месте". 
Такая директива, к сожалению, нашла отклик на местах. Ревностное служение отца Анатолия, его твердая вера в Бога, то уважение, которым он пользовался среди прихожан, вызывали неудовольствие. Опьяненные революционными "свободами" представители новой власти, ряд крестьян села Салтак-Ял стали добиваться смещения священника. На основании "сигнала" с мест 17 сентября 1918 года священник Анатолий Ивановский был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией "как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями".
 На допросе 16 октября 1918 года отец Анатолий своей вины не признал, сказав: "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел". А на вопрос как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства прямо ответил, что это значит лишить государственную власть благословения Божьего. Батюшка сказал также, что признает советскую власть в гражданских делах, а в церковных нет. Верность Богу и Его Церкви, своему пастырскому долгу, была для отца Анатолия превыше всего. "Виновным себя ни в чем не признаю, в том и подписуюсь. Анатолий Дмитриев Ивановский", - такой фразой заканчивается протокол первого допроса.
 Об этом же самом батюшка говорил и на повторном допросе 18 октября, показав: "Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал, что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрета об отделении Церкви от государства. Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности. Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая власть бы не была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, какая хуже, лишь бы были между людьми братские отношения".
 Конечно же, никакой контрреволюционной деятельности батюшка не вел, а пострадал за веру, за то, что добросовестно выполнял свои обязанности и не скрывал своих убеждений. Отец Анатолий пользовался на приходе огромным уважением. Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября 1918 года диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти следующее прошение: "17 сентября 1918 года священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения".
 Постановлением Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте от 18 октября 1918 года священник Анатолий Ивановский был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября 1918 года, близ города Уржума.
 А.Д. Ивановский реабилитирован 1 июля 1992 года Прокуратурой Кировской области согласно ст.3 и 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года. 
23 июня 2008 года определением Священного Синода Русской Православной церкви священник Анатолий Ивановский причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. 
По Благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа внесен в Собор Вятских святых .

Преподобный Матфей Яранский

Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке в семье ремесленника. Еще в юности, ища духовного окормления, он познакомился с иеромонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки близ села Филейки. Отец Стефан учил юношу сердечной умной молитве, рассудительности и покорности воле Божией. В это время, на месте подвига старца Стефана было решено построить мужскую обитель во имя благоверного князя Александра Невского. 16 сентября 1890 года состоялось открытие нового монастыря. А за месяц до этого в день Успения Божией Матери скончался духовный отец и любимый наставник отца Матфея иеромонах Стефан. Идя стопами своего учителя, отец Матфей в 1891 году поступил послушником в новый Филейский монастырь. 5 апреля 1897 года он был рукоположен в сан иеромонаха. К батюшке стали часто обращаться за советом и утешением, так как видели в нем духоносного старца, несмотря на его далеко не преклонный возраст. После десятилетнего послушания в Филейском Александро-Невском монастыре отец Матфей был отправлен в новосозданный Пророчинский монастырь близ города Яранска в помощь его строителю иеромонаху Нилу. В новом монастыре отцу Матфею пришлось много трудиться. Помимо совершения ежедневных богослужений он исполнял обязанности келейника настоятеля обители: топил печи и следил за чистотой, он же нес послушание эконома и казначея монастыря. Смирение его было удивительно. Он всегда ходил опустив голову, не обращая внимание ни на что, погруженный в молитву. Никогда не допускал пустых разговоров, всегда носил самую простую монашескую одежду. Любил негромкое молитвенное пение и был воздержен в пище.

Переворот 1917 года положил начало великому гонению на Святую Церковь. В 1921 году монастырь закрыли, и отец Матфей переселился в деревню Ершово. Но слава прозорливого старца приводила к нему многих людей, ищущих совета, утешения и духовной помощи. Старец мирно скончался 16 (29) мая 1927 года. Вскоре его могилка стала местом благочестивого паломничества тысяч людей. Уже в то время был написан рукописный акафист преподобному Матфею. 27 ноября 1997 года состоялась канонизация отца Матфея в лике местночтимых святых Вятской епархии. Написана икона, составлено житие и акафист.


Блаженный Прокопий, Христа ради юродивый,

Вятский чудотворец


Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный - «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил.
Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти - терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие - именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова.
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга - накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.

Священномученик Николай Подьяков
Память 24 (11) сентября

Протоиерей Николай Николаевич Подьяков родился в 1867 году в семье священника Богородице-Рождественской церкви с.Подосиновца Никольского уезда Вологодской губернии. По окончании Никольского духовного училища и Вологодской духовной семинарии в 1889 году был рукоположен в сан священника к Богородицкой церкви с.Подосиновца. В своем служении на Ниве Христовой отец Николай нес множество церковно-общественных послушаний. Он был законоучителем Подосиновского министерского двуклассного и Высшего начального четырехклассного училищ, депутатом училищных и епархиальных съездов, благочинным 5-го округа Никольского уезда Вологодской епархии, учредителем и заведующим Ананьинской и Свято-Георгиевской Мельминогорской церковно-приходскими школами. Труды отца Николая по устроению церковной и общественной жизни своего благочиния были высоко оценены. Прихожане глубоко уважали и чтили своего деятельного пастыря.
Но в 1917 году все переменилось. К власти пришли люди, ненавидящие Церковь Христову и ее служителей. Вскоре Подосиновец оказался прифронтовым селом. Не имея других сил остановить наступление Белой армии, красные развязали политику откровенного террора, старясь запугать местное население небывалой жестокостью. 10 сентября 1918 года в одиннадцать часов ночи в дом отца Николая ворвались чекисты. Они предъявили ордер на арест о. Николая, который в это время поднимался из подвала в дом. Чтобы будущий арестант не смог бежать, один из солдат выстрелил в ногу о.Николаю. Солдаты положили раненого на матерчатые носилки и вынесли из дома. При этом им пришлось разобрать часть окна, так как носилки с раненым не проходили в двери. Отца Николая поднесли к заранее выкопанной яме и заставили встать на колени. Его обвинили в контрреволюционных действиях в отказе помочь Красной армии продовольствием. В ответном слове батюшка призвал всех к христианской любви и испросил у всех прихожан прощения. Приговор был приведен в исполнение. Вместе с о. Николаем был расстрелян и его собрат священник Виктор Усов. Тело убиенного отца Николая было перенесено в дом, где его облачили в священнические ризы. Чин отпевания совершил священник Зосима Трубачев. Похоронили его у алтаря Богородицкой церкви с. Подосиновца. На месте погребения сейчас установлен памятный крест, а сам протоиерей Николай Подъяков ныне прославлен в лике святых.

Мученица Нина Кузнецова

Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.

После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.

После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.

По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз принимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная тогда стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.

В начале 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, послушника Андрея Мелентьева, старосту храма, певчих, многих прихожан и последних еще остававшихся на свободе священников. Все они были этапированы в Великий Устюг и заключены в храме Архангела Михаила, превращенном в тюрьму.

31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинения против нее не нашли. Полмесяца продержали блаженную в Лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая, не предъявляя обвинения. Власти принуждали к лжесвидетельству против блаженной многих людей, но согласился на это только один - заместитель председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых.

В середине ноября блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала и была отправлена в тюрьму города Котласа. 23 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, но недолго пробыла здесь исповедница. Она умерла в концлагере 14 мая 1938 года.

АКМОЛА

Акмола

столица Казахстана. Селение Акмолы или Акмолинский приказ возникло как ц. адм. управления округа в 1830 г. на р. Ишим , у брода Кара-Откель (казах., кара - "черный" , откель - "брод" ) . Название селения по береговому ориентиру: Акмола - "белая могила" (казах., ак - "белая" , мола - "могила" ) . Сейчас такое объяснение названия считают неправомерным буквальным калькированием и предпочитают толковать его как "светлейшее святейшество" . В 1832 г. селение преобразовано в город с названием Акмолинск, образованным от казах, основы. В 1961 г. город переименован в Целиноград , чем подчеркивалась его роль в освоении целинных и залежных земель Казахстана. В 1992 г. городу возвратили исконное название в форме Акмола . В 1994 г. принято решение о переносе в Акмолу столицы Казахстана, а 10 декабря 1997 г. она официально провозглашена столицей гос-ва.

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

АКМОЛА

КАЗАХСТАН
Акмола - столица Казахстана и центр Акмолинской области, расположен на реке Ишим. Столицей город стал недавно - в декабре 1997 года. До этого времени столицей был город Алма-Аты. Население Акмолы - около 286000 жителей.
Город был основан в 1830 году как крепость Акмола. С 1961-1992 гг. он носил название Целиноград.
Город является железнодорожным узлом. Здесь развито машиностроение и металлообработка (заводы "Казахсельмаш", насосный, вагоноремонтный и др.), пищевая, легкая промышленность, а также производство стройматериалов.
В новой столице находятся 4 вуза, театр, краеведческий музей и музей изобразительных искусств.

Энциклопедия: города и страны . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АКМОЛА" в других словарях:

    Название населённых пунктов в Казахстане: Акмола село в Байганинском районе Актюбинской области. Акмола село в Жангалинском районе Западно Казахстанской области. См. также Акмола бывшее название столицы Казахстана Астаны … Википедия

    Название города в Казахстане в 1992 1998; см. Астана. * * * АКМОЛА АКМОЛА, см. Астана (см. АСТАНА) … Энциклопедический словарь

    Акмолинск, Целиноград Словарь русских синонимов. акмола сущ., кол во синонимов: 4 акмолинск (4) астана … Словарь синонимов

    Акмола - іменник жіночого роду кол. назва м. Астана 1992 1997 р … Орфографічний словник української мови

    Акмола - столица Казахстана. Селение Акмолы или Акмолинский приказ возникло как ц. адм. управления округа в 1830 г. на р. Ишим, у брода Кара Откель (казах., кара черный, откель брод). Название селения по береговому ориентиру: Акмола белая могила (казах … Топонимический словарь

Территория современного города была ранее выгодным пунктом пересечения караванных путей. Археологи обнаруживают в черте города артефакты, датирующиеся эпохой бронзы, ранним железным веком и средневековьем. Так, в 2001, 2005 гг. были исследованы могильники эпохи бронзы и раннего железного века Куйгенжар. В 2007 г. частично исследован царский курган на улице Сыганак (с 2011 года улица Ш. Калдаякова), расположенный в непосредственной близости от Дворца Независимости. После расширения административной черты Астаны в ее пределах (в 11 км от центра города) оказалось городище Бозок (размером 400 на 200 м) - поселение земледельцев, на что указывают остатки арыков на площади 30 га. Поселение в первый раз существовало в VII-VIII вв., потом было заброшено. Вновь поселение существовало в X-XI вв., после чего было снова заброшено и опять восстановлено в XII-XIV вв.

Город Акмолинск был основан русскими в 1830 году вначале как казачий форпост для защиты от возможных набегов местных казахских племен, изначальный статус - приказ (Акмолинский). Форпост был построен на берегу Ишима, где сейчас расположен стадион на улице Кенесары. Он был расположен на островке на заболоченной местности, куда проход был затруднён. Стены его изначально были деревянные, но после пожара были вновь отстроены из кирпича. Специалисты полагают, что фундамент стадиона, частично опирается на бывшие стены этого форпоста. Форпост был расположен рядом с крупным поселением казахов Акмол, границы которого со времен соединились с поселением русских, которые отбыв службу, поселились за стенами форпоста с семьями. Поселение вокруг форпоста назывался Казачьим краем. Основатель - полковник Фёдор Кузьмич Шубин-второй, участник Бородинского сражения.

В 1829 году султан Конуркульджа Кудаймендин обратился к российскому правительству с жалобой на участившиеся набеги со стороны Кокандского ханства. Эти события были вызваны тем, что в 1822 году император Александр I издал указ о введении разработанного М. М. Сперанским «Устава о сибирских киргизах», которым ликвидировалась ханская власть в казахских жузах. Внедряемый новый административный порядок встретил резкое противодействие среди некоторых казахских ханов, которые стремились восстановить прежний уклад и даже отделить казахские земли от России. Самое упорное сопротивление было оказано со стороны наиболее влиятельной и многочисленной в Среднем жузе семьи Касымовых из рода Абылай-хана. Старейшина этой фамилии, Касым Аблайханов, со всеми своими родичами откочевал в пределы Кокандского ханства, откуда его сторонники стали совершать разорительные набеги на южные волости Акмолинского внешнего округа и разорять казахские аулы, которые приняли новую форму управления. В жалобе Конуркульджи Кудаймендина была просьба образовать в управляемых им волостях внешний округ при урочище Акмола. Генерал-губернатор Западной Сибири Вельяминов И. А. распорядился командировать для закладки крепости и основания Акмолинского округа подполковника Ф. Шубина - коменданта Петропавловской крепости. Крепость была заложена на правом берегу реки Ишим, в центре степи. Официальное открытие Акмолинского окружного приказа состоялось 22 августа 1832 года. Главным султаном Акмолинского внешнего округа был назначен Конуркульджа Кудаймендин, заместителем его сын Арыстан Коныркулжин. В Акмолинский внешний округ вошли волости: Тока-Карпык, Тинали Карпык, Кареке Алтай, Киргиз Тортуыл, Темеш, Сарымурат, Сайдалы Алтай, Айткожа Карпык, Тама, Жагалбайлы, Алтай, Таракты, Тунгатар Карпык.

В мае 1838 года восставшие осадили и разорили а затем сожгли часть построек, прилегающих к Акмолинскому укреплению.

16 июня 1863 года Акмолинскому укреплению, занимавшему видное место в системе сибирских укреплений, был дан статус окружного города.

С 1854 по 1868 годы город Акмолинск являлся центром Акмолинского округа и входил в Область Сибирских Киргизов.

С 1868 года По Именному Его Императорского Величества указу, данному Правительствующему Сенату в 21 день октября № 46380 «О преобразовании управления Киргизскими степями Оренбургского и Сибирского ведомств и Уральским и Сибирским казачьими войсками», образована Акмолинская область, с областным городом Акмолинском:

Для устранения затруднений и неудобств в управлении Киргизскими степями Оренбургского и Сибирского ведомств, равно как и Уральским и Сибирским казачьми войсками, повелеваем: 1. Из областей Оренбургских и Сибирских Киргизов и Семипалатинской, в настоящем их составе, и земель Уральского и Сибирского казачьих войск образовать 4 области: Уральскую, Тургайскую, Акмолинскую и Семипалатинскую… 3. Акмолинскую область образовать из округов области Сибирских Киргизов: Кокчетавской, Атбасарской, Акмолинской и земель 1, 2, 3, 4, 5 и части 6 полковых округов Сибирского казачьего войска и городов Омска и Петропавловска… 4. Областными городами назначаются … Акмолинск в Акмолинской области, но до устройства в оном помещения для Областного Правления, управление сие временно остаётся в Омске…

Целиноград

20 марта 1961 года Акмолинск переименован в Целиноград как центр всесоюзного освоения североказахстанской и южносибирской целины, являясь центром Целинного края, который имел всесоюзное значение в обеспечении страны зерном. 16 июня 1979 года в городе прошли выступления населения против проекта создания немецкой автономии в Северном Казахстане, которые привели к тому, что данный план так и не был реализован.

Акмола

6 июля 1992 года город переименован по историческому названию в Акмолу. Слово «Акмола» в переводе с казахского языка означает «Белая Святыня» (или «Белая могила»). Это объясняется тем, что в 20 километрах от города находится одноимённое урочище Тайтобе, на вершине белого известнякового холма которого похоронен почитаемый Абылай-ханом местный кипчак Нияз-би.

Однако есть другая версия происхождения названия Акмолы. Местность стала центром проведения торговых ярмарок, где продавалось значительное количество молочных товаров (кумыс, шубат и т.д), что придало названию местности значение Ак мол - «белое изобилие».

6 июля 1994 года было принято постановление Верховного Совета Казахстана о переносе столицы из Алматы в Акмолу.

10 декабря 1997 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял окончательное решение о переносе столицы. Международное представление Акмолы в качестве новой столицы состоялось 10 июня 1998 года.

Астана

6 мая 1998 года Указом Президента Казахстана, «учитывая ходатайства местных исполнительных и представительных органов, пожелания общественности города Акмолы и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан», город Акмола был переименован в город Астана. Топоним Астана - из казахского астана - «столица», «столичный».

Позднее день столицы Астаны был перенесён на 6 июля, так как именно в этот день Верховный Совет Казахстана принял постановление о переносе столицы страны. День столицы является государственным праздником.

В 1999 году Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «город мира».

После обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны «Астана - новый город», испытывающий беспрецедентный для СНГ бурный рост, город стал вторым по величине в стране, и в нём реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов. Численность населения возросла с 270 тыс. человек в 1996 до 700 тыс. в 2011 году, а территория города значительно расширена до площади более 700 км² за счёт сооружения нового административно-делового центра и других кварталов рядом.

В Астане предусмотрено размещение ряда координирующих органов ЕвразЭС. В городе проходят и другие крупные мероприятия, в том числе спортивные. Так, например, в 2011 году Астана принимала 7-е зимние Азиатские игры. Кроме того, в 2017 году город принял международную специализированную выставку Expo 2017.

В феврале 2017 года в состав территории Астаны были переданы три участка Целиноградского района Акмолинской области общей площадью 8719 га. Один участок площадью 7300 га в районе озера Майбалык предполагается для расширения границ территории аэропорта, его охранных зон и предотвращению подтопления и затопления данных территорий. Часть включаемых территорий вокруг озера «Майбалық» предполагается использовать в рекреационных целях для организации зоны кратковременного отдыха населения. Два других участка общей площадью 1419 га (ранее располагавшихся на территории сельских округов Қабанбай батыра и Талапкер Целиноградского района Акмолинской области) будут использованы для создания Национального пантеона Республики Казахстан, а также размещения нового городского кладбища.

Летом 2017 года в Астане была проведена международная выставка Экспо-2017.