Новопреставленный что заказывают в церкви. Когда проводят панихиду по усопшим. Правила служения панихиды

Каждый верующий христианин испытывает глубокую внутреннюю потребность молиться не только лично за себя, но и за своих родных и близких. И молитва эта может быть как о живых людях, так и об уже умерших. Православие учит, что душа человеческая жива, и после физической смерти тела она не исчезает, а отправляется к Богу ждать решения своей участи в Вечности. И вот в этом ожидании молитвы еще живых близких людей могут очень помочь душе умершего человека. Для того, чтобы обратиться к Господу об усопших, существуют специальные заупокойные службы - панихиды.

Что такое панихида

Такое название носит специальная заупокойная служба, на которой в церковной молитве испрошается прощение грехов умершего человека и упокоение его в Царстве Божием. Служатся такие службы не только в храме, священник может отслужить и на кладбище во время или после похорон, и дома у родственников умершего. Но чаще всего, заказывают такое поминовение в церкви, а сам чин происходит после Литургии.

Панихида — это специальная заупокойная служба

Значение такого поминовения для души умершего очень велико. Поскольку умирает только тело, а душа вечно жива, она ждет решения своей участи и проходит мытарства. Согласно Преданию нашей церкви, на мытарствах душа отвечает за все совершенные за жизнь грехи, а их у каждого человека набирается немало. И вот именно молитва любящих людей очень облегчает это прохождение, вплоть до спасения даже практически безнадежных душ.

Чаще всего панихиды заказываются перед похоронами умершего, а затем на 3, 9, 40 день. Кроме того, важными датами поминовения является годовщина смерти, а также даты рождения, именин умершего.

Важно! В течение всего церковного года, если есть возможность и духовная потребность родственников, можно заказывать служение панихид в храме после окончания Литургии.

Очень желательно не просто написать записочку с именами поминаемых родных, но и лично присутствовать на служении. Церковная молитва тогда имеет особую силу, когда она соединяется с личным прошением близкого человека о судьбе умершего. Кроме того, и живым родственникам такое молитвенное поминовение будет приносить большую духовную пользу и утешение в своей скорби от потери близкого.

Правила служения панихиды

Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно - если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.

Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику

При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием - покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной - это молитва ближних и милостыня.

Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности - подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.

Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.

Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души. На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.

Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.

Панихиды вселенские

Для того чтобы заупокойная молитва охватила всех «от века почивших христиан», т.е. всех тех, кто когда-либо умер в православной вере, установлены специальные дни всеобщего поминовения усопших. Они носят название «вселенских родительских суббот». Понятие «родительская суббота» вовсе не означает, что поминать можно только умерших родителей, но всех родственников, весь род, который жил до нас и исповедовал православие.

Панихиду можно совершать не только в храме, но и на кладбище

В церковном году выделяют такие дни для служения вселенских панихид:

  • Мясопустная суббота . Она припадает на конец мясопустной недели, следом за которой начинается Масленица, а далее Великий пост. Это первая вселенская поминальная суббота, когда Церковь во время службы воспоминает о том, что каждого человека ждет Страшный Суд перед Богом. И для того, чтобы облегчить загробную участь уже умерших до этого дня христиан, служится эта большая заупокойная служба.
  • Троицкая суббота . Перед пятидесятым днем по Воскресению, когда вся Церковь празднует сошествие Святого Духа, принято поминать умерших в знак того, что они также ждут спасения своей души. В молитвах этого дня мы просим, чтобы дары Духа Святого снизошли не только на живых, но и на почивших братьев и сестер в вере.
  • Родительские субботы Великого поста . Они отмечаются на 2, 3 и 4 неделе Святой Четыредесятницы. Время Великого поста - самый скорбный и покаянный период всего церковного года, когда человеку необходимо отложить все мирские дела и максимально постараться посвятить мысли Богу и служению ближним. Конечно же, мы не можем в эти дни забывать о наших умерших родных, которые очень нуждаются в молитвенной поддержке.
  • Радоница, или Антипасха . Это так называемая Пасха для умерших, когда радостная весть о Воскресении Христовом разносится и тем, кто уже покинул этот мир. Христос после своей смерти на Кресте спустился в ад, и даровал спасение уже умершим прежде праведникам. Поэтому весть о Светлом Христовом Воскресении несет радость жизни вечной не только для еще живых людей, но и для умерших христиан. Поскольку на Светлой седмице сразу после Пасхи панихиды не служат, на Радоницу все верные христиане спешат помянуть своих умерших родных.

Что такое панихида об усопших

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Неусыпаемая псалтирь

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Свеча о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

После смерти близких людей на плечи родственников ложится забота об их душах. Похороны не обходятся без панихиды по усопшим. Нужно также проследить за тем, чтобы верующий был похоронен в соответствии со всеми религиозными традициями.

Для чего это необходимо?

Богослужение, которое проводится в церкви, не следует путать с таким понятием, как гражданская панихида. Церковный ритуал должен длиться всю ночь, а с наступлением утра он переходит в заутреннюю заупокойную службу.

Назначение панихиды состоит в том, чтобы попросить прощения у Бога за неправедные поступки усопшего человека. Умерший уже не сможет просить за себя самостоятельно. В течение жизни люди вольно или невольно совершают греховные действия. За многие из них верующий не успевает попросить прощения. После смерти усопший предстанет перед Создателем. Предварительно каждая душа проходит мытарства в течение определенного времени. За это время церковь должна успеть замолить грехи покойного.

Молитва за упокой души - обязанность каждого верующего по отношению к своему брату по вере.

Просить Бога за умершего следует не только в тех случаях, когда почивший является близким родственником. Молиться необходимо и за незнакомого, и за близкого друга, и даже за кровного врага. Христианин обязан прощать своих врагов и просить высшие силы о благе для них. Прошение за иноверца, который уважал православие, тоже будет принято. Проводить обряд в церкви в таких случаях запрещено. Однако нет ничего плохого в том, чтобы помолиться за усопшего келейно, то есть дома.

По кому не проводится обряд?

Некоторым категориям мирян может быть отказано в христианском ритуале. Речь идет не о том, чтобы наказать человека, отказав ему в заступничестве. Наоборот, священнослужители обязаны просить за каждого верующего вне зависимости от степени его греховности. Однако существуют и исключения. На панихиду не может рассчитывать:

  1. Некрещеный. Обряд крещения предполагает, что человек принимает все предписания православия. Он становится частью христианского сообщества, а церковь обязана заботиться о его душе. Если же человек не принял веру, священнослужители не имеют права молиться за его упокой. Возможно, что умерший выбрал иной путь к Богу и поклонялся ему в соответствии с требованиями другой религии. В таком случае православная церковь должна уважать выбор верующего и не проводить службу даже по просьбе родственников.
  2. Самоубийца. Близкие люди умершего по собственной воле часто задают вопрос о том, можно ли заказать панихиду о самоубийце, который был крещен и отличался усердным служением Богу. Добровольное лишение себя жизни считается одним из самых тяжких грехов. Никаких обрядов по самоубийцам церковь не проводит. Исключением могут стать те случаи, когда человек был психически болен или находился под воздействием психоактивных веществ. Исключений для глубоко верующих, находившихся в здравом уме, церковь не делает. Родственники могут помолиться за душу близкого дома.
  3. Богохульник, гонитель веры, закоренелый грешник. Об упокоении душ таких людей в храмах также не молятся. Человек, который открыто высмеивал религию или был притеснителем верующих, не может рассчитывать на то, чтобы священники молились за его упокой. Люди, отличавшиеся при жизни греховным поведением, никогда не каявшиеся в своих поступках, не получают прощения и заступничества церкви.
  4. Атеист. Церковные обряды атеистам заменяет гражданская панихида. Если человек не с был гонителем веры, но отрицал существование Бога и завещал не проводить над ним никаких ритуалов, нужно выполнить последнюю волю покойного. В данном случае речь также не о наказании за неверие. Человек сделал свой выбор, к которому следует отнестись с уважением и без порицания.

Может ли панихида быть гражданской?

Изначально понятия гражданская панихида вообще не существовало. Это светский термин. Для проведения церемонии используется не храм, а специальный зал. Прощание с умершим может пройти в любом просторном помещении, где поместится большое количество друзей, знакомых или незнакомых покойному людей.

Гражданская панихида проводится после смерти политиков, деятелей искусства, спортсменов, военных и других выдающихся личностей.

Если при жизни умерший был знаменит, имел поклонников и т. д., родственникам необходимо позаботиться о том, чтобы с покойным могли проститься все желающие. Гражданская панихида может пройти в помещении, которое имеет отношение к прижизненной деятельности умершего. С известными актерами, например, часто прощаются в том театре, где они работали.

На гражданской церемонии звучит прощальная речь, высказываются слова соболезнования родственникам. Церемония может сопровождаться возложением венков, траурными митингами или салютом (если умерший был военным). Иногда мероприятие перерастает в акцию протеста, манифестации, вооруженные конфликты и т. д. Это происходит в тех случаях, когда покойный был представителем какого-либо движения или политической партии.

На церковной панихиде не высказывают слов сочувствия родственникам. Не принято произносить прощальную речь. Запрещены любые конфликты и выяснения отношений. Священнослужители рекомендуют относиться к прощанию в церкви, как к радостному событию. Верующий прошел земной путь, а теперь ему предстоит встреча с Творцом и вечное блаженство. Такая перспектива не должна вызывать скорби.

Гражданская и церковная панихиды не противопоставлены друг другу.

Одна может следовать за другой. Сначала происходит светское прощание, а затем покойного везут в церковь для совершения необходимых обрядов. Только после этого гроб с телом отвозят на кладбище.

Виды панихид

  1. Первая церемония. Совершается над только что умершим. Провести ее необходимо до того, как тело будет предано земле. Подобные панихиды должны быть заказаны мирянами на девятый и сороковой дни смерти человека. Службу заказывают и тогда, когда исполняется год после ухода усопшего и на его последующие даты смерти и дни рождения. В эти дни родственникам желательно устраивать поминки.
  2. Парастас. В переводе с греческого это слово означает «ходатайство». Богослужение проводится сразу за всех умерших христиан. Служба отличается особой пышностью и торжественностью. Во время церемонии можно услышать пение хора. На парастасе должны петь канон «Непорочны». В большинстве случаев такая панихида проводится в ночь на Родительскую субботу.
  3. Кладбищенская. Иногда богослужение не проводится своевременно, то есть до захоронения тела. Родственники умершего могут сомневаться, можно ли заказать панихиду в таком случае. Проводить первую церемонию после похорон не желательно, однако, обстоятельства, по которым богослужение не было проведено, могут быть разными. Возможно, родные усопшего не смогли вовремя заказать церемонию по вполне объективным обстоятельствам. Служба на кладбище имеет свои собственные отличия. У могилы не проводят утреню (начало панихиды). Совершать принято только литию (окончание панихиды). Связано это с тем, что для проведения утрени требуются специальные предметы культа, такие как святой престол. Перевозить его из храма на кладбище нельзя.

Сороковой день после смерти человека называют сорокоустом (сороковинами). Этот день считается особенно важным для умершего. Согласно некоторым поверьям, на сороковины душа ненадолго возвращается из потустороннего мира, чтобы навестить своих родственников. Если умерший заметит, что родные его забыли, он будет сильно страдать. Именно поэтому семья должна заказать панихиду. По другой версии, в день сороковин душа навсегда покидает этот мир. В течение сорока дней после смерти она находилась рядом с близкими. Чтобы проводить душу, необходимо специальное богослужение.

Дома родные проводят помины. Можно раздать милостыню или угостить незнакомых людей у церкви. Сколько денег отдать в качестве милостыни, каждый человек решает сам. На сороковины необходимо по возможности посетить могилу. Считается, что именно в этот день решается вечная участь души: будет ли она пребывать в аду или в раю. Сороковины не следует превращать в формальность. Просто подать заупокойную записку, заказать литию или накрыть стол недостаточно. Весь день должен быть посвящен воспоминаниям об усопшем человеке. Необходимо избегать любых развлечений.

Годовщина смерти человека считается еще одной важной датой. В этот день, как и на сороковины, необходимо посещать могилу, молиться за умершего и совершать за него добрые дела. Через благие поступки родственников душа получает прощение многих грехов.

В церковь в этот день приходят к началу службы, которую по возможности надо отстоять до конца.

За умершего человека можно подать записку о поминании. Ее передают служащим храма или кладут в специальный ящик. В тот же день будет проведена общая панихида по всем упомянутым в записках людям. Следует помнить о том, что:

  1. В записке не указывается ничего, кроме имени в полной форме (не Катя, а Екатерина). Фамилия, отчество, национальная принадлежность усопшего значения не имеют. Вместо гражданской формы имени необходимо использовать вариант, принятый православной церковью (не Егор, а Георгий).
  2. Ребенка до семилетнего возраста в записке следует называть младенцем. Детей до пятнадцатилетнего возраста называют отроками (отроковицами).
  3. Если записка подается в одну из годовщин смерти, усопшего принято именовать приснопамятным. Умерших, которые покинули этот мир меньше сорока дней назад, называют новопреставленными. Если человек умер давно, но сегодня не годовщина его смерти, его называют покойным.
  4. Подать записку можно и за кровного родственника, и за близкого человека, который родственником не является.

Усопшему близкому человеку необходимы не только достойные похороны и красивая речь на кладбище. Вспоминать об ушедших и совершать благие дела в память о них следует не только в годовщины смерти. Родные и друзья покойного должны молиться за него, заказывать богослужения священникам, которые знают последование панихиды. Любая искренняя духовная помощь покойному будет принята Всевышним.

Панихидой называется краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти.
Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства. Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим.
Чтобы заказать панихиду нужно обратиться в церковную лавку. Лучше поминать имя одного человека, но возможно и десять имен.
Если вы заказали панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.
Панихида совершается только над христианами, крещеными в Православии. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная наша жизнь, как горящая свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.
В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, муку, подсолнечное масло – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами :
мясопустную (в субботу, перед началом Масленицы);
Троицкую (суббота, накануне праздника Святой Троицы);
Димитриевскую (последняя суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября (по старому стилю). Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других умерших;
2-й, 3-й и 4-й седмиц (недель) Великого поста;
в Радоницу;
11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи;
9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Когда не бывает поминовения усопших

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово, другие двунадесятые праздники, престольный праздник, заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант.
Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.
Сорокоуст – поминовение усопших на Литургии непрерывно в течение сорока дней по кончине. Обычно его заканчивают в сороковой или сорок первый день по смерти. В число этих дней входит и самый день кончины. Но надо помнить, что Устав церковный предписывает совершать поминание на Литургии не до 40-го дня по смерти, а до исполнения дней четыредесяти приношений, то есть до того, как будут отслужены сорок литургийных поминовений. Поэтому если поминовение за Литургией началось не в самый день кончины (что чаще всего и бывает), или если оно совершалось по каким-то причинам с перерывами, то оно должно быть продолжено до исполнения полного числа литургийных поминовений, какое бы продолжительное время для этого не потребовалось. Подобная ситуация складывается обычно при поминовении усопшего Великим постом, поскольку литургийное поминовение его должно начинаться лишь с понедельника после Антипасхи. Сороковой же день должен быть справлен в свое время, если Устав допускает поминовение усопших в этот день хотя бы в качестве частной требы. Если же нет – то в ближайший день, когда такое поминовение может быть совершаемо.
Можно заказать поминовение усопшего на полгода или год.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему, его душе.

На протяжении всей жизни верующий человек соблюдает все обряды и ритуалы, которые готовят его ко встрече с Господом. И однажды наступает такой момент, когда душа покидает тело . На плечи родных ложатся заботы о душе покойника. Мы не можем вернуть умершего человека в наш бренный мир, но помочь его душе обрести покой и умиротворение - по силам любому верующему человеку.

Суть обряда

Для тех, кто только недавно начал путь к Богу, стоит пояснить, что панихида - это церковное богослужение, особая молитва, которая произносится в церкви на третий, девятый и сороковой день после смерти христианина. Эта служба начинается с вечера и идет всю ночь, плавно переходя в заутреннюю. Такой обряд совершается только в православии. В протестантских и других верованиях таких служб не совершается, но каждый желающий может помолиться об усопшем у себя дома.

Для верующего, который всегда соблюдал все религиозные правила, будет являться большой трагедией, если его похоронят без отпевания. Тогда душа предстанет на небесах без очищения.

Разновидности и правила

Запреты на панихиду

Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться.

В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи.

Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение на усмотрение священника.

Церковные службы

Все службы можно разделить на такие виды:

Обязательной является панихида на 9 день. Именно с этого момента душа идет по мытарствам и осмысливает свои грехи. Чтобы облегчить ее терзания, необходимо здесь, в земной жизни, произносить молитвы и просить о прощении грехов.

Одной из главных дат считается 40 день после смерти. Его называют сорокоустом. Именно в этот день по поверьям душа посещает привычные места и приходит прощаться с родными. Если в этот день не поминать покойного, душа его будет мучиться и страдать. Поэтому в этот день обязательно заказывают панихиду, чтобы покойник мог легко и спокойно покинуть этот мир навсегда.

Дома собирают поминки, раздают милостыню и посещают могилку. В течение всего дня близкие должны вспоминать усопшего, говорить о нем хорошие слова. Запрещается проводить и посещать развлекательные мероприятия.

Годовщина смерти

Как и сорокоуст, дата смерти считается важной датой. Принято заказывать церковную службу, устраивать поминальный обед и подавать милостыню. Родственники, совершая добрые дела, помогают душе покойного получить прощение Господа. В этот день подается записка с именем того, кого следует поминать. Существуют определенные правила подачи таких записок:

Во время проведения службы родные и близкие должны стоять с зажженными свечами. После завершения службы свечи тушат. Это символизирует нашу жизнь, которая также горит, но обязательно когда-нибудь потухнет.

Молитва - это незримая нить, которая связывает живого человека и душу усопшего. Покойный уже не может творить добрых дел и просить Господа о заступничестве. Но это могут делать родные и близкие. Смерть - это не забвение, а совсем иная, вечная жизнь. Поэтому души усопших нуждаются в поминовении.