Руническое письмо древних германцев. Тайные коды рунического письма. О трех родах

1.Введение

2. Древнетюркская руническая письменность

3. История рунического письма

4.Современный взгляд на руны

5.Заключение

6. Список литературы

1.Введение

Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук.

Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного кириллического или латинского письма.

Руническое письмо допускает следование знаков как слева направо, так и справа налево. При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный вид, а при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл – при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.

Слово руна происходит от древнескандинавского корня, означающего «тайна». И название это дано не современными учеными, до сих пор не раскрывшими загадку происхождения рунических письмен, а древними германцами, приписывавшими знакам магическую силу.

Рунические надписи находят в самых различных частях Западной Европы. Больше всего их обнаружено на территории Швеции - несколько тысяч. Самые ранние рунические тексты найдены на территории Ютландского полуострова и прилегающих островов - они относятся к III в. До н. Э. Помимо того, эти надписи имеются в Англии, Шотландии, Норвегии, Исландии, Германии, Франции, Австрии, Греции, Румынии, на острове Березань в Черном море. И даже в нашей стране, на Волыни, возле города Ковель, был найден наконечник копья с рунической надписью. Руны вырезались на самых различных предметах, высекались на камне, чеканились на металле. До нашего времени дошли рунические надписи и календари, вырезанные на палках в виде меча или посоха, молитвенники и обращения к языческим богам, магические заклинания и имена владельцев оружия или украшений, запечатленные знаками рун.

Целью данной работы является- Изучение темы:«Руническое письмо тюрков: истоки, история и современность».

Задачами данной работы является: описать возникновение древнетюркской рунической письменности, историю рунического письма, и связь с современным миром.

2.Древнетюркская руническая письменность

Существует общее определение памятников древнетюркской письменности как обширного корпуса текстов, написанных рунической, уйгурской, согдийской, манихейской, сирийской, тибетской и арабоглифической письменностью, а также письмом брахми. В более узком смысле под древнетюркскими памятниками понимаются только рунические тексты. Установлен огромный ареал распространения памятников рунической письменности: от Орхона до Дуная, от Якутии до Гоби. Первые сведения о памятниках тюркской рунической письменности у нас имеются со времен Петра I, их сообщает служивый человек Ремезов.

Начало научного изучения тюркской рунической письменности было положено в первой половине XVIII в. направленными Российской академией наук знаменитыми экспедициями Д.Г. Мессершмидта и Ф.И. фон Стралленберга, побывавших в степях Минусинской котловины в 1721-1722 гг. Собранные материалы и сведения о памятниках, впоследствии получивших обозначения Е-32 и Е-37, были опубликованы в 1729 г. З. Байером в "Записках Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге" и в 1730 г. Ф.И. фон Страленбергом.

Знаменитое открытие орхонских надписей в Монголии Н.М. Ядринцевым в 1889 г. ввело в научный оборот объемные рунические тексты, что позволило сделать выводы о грамматическом строе надписей. В 1893 г. датский филолог В. Томсен дешифровал руническое письмо. Уже в следующем году В.В. Радлов издал переводы орхонских текстов, а в 1895 г., используя кроме своих материалов данные финских экспедиций - переводы 40 енисейских надписей.

Имеющие отличия памятники долины Енисея интерпретируются как "памятники Кыргызского каганата". По этой социально-этнической классификации к памятникам "енисейской рунической письменности" относятся также некоторые наскальные надписи и текст знаменитой Суджинской стелы в Монголии. Наиболее вероятно, что кыргызы заимствовали письменность в результате победоносного похода древних тюрков в 711 г., которые "завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок) народе кыргызов".

За последующие полвека кропотливая работа по поиску и публикации памятников енисейской рунической письменности, а также вновь приобретенные методы исследований, сделали возможным большое научное достижение - в 1951-52 гг. С.Е. Малов публикует тексты орхонских и енисейских памятников.

Именно тексты переводов этого замечательного ученого и приводятся в этой части ресурса "История кыргызов", и к сожалению, по техническим причинам, мне не удалось воспроизвести здесь оригинальный рунический и транскрипционный шрифты.

Ученые полагают, что древнетюркский алфавит возник не раньше VII в., возможно, в первой половине. Рунические тексты старше второй половины VII в. еще не обнаружены.

Проблема происхождения древнетюркской руники пока не решена. В науке существует несколько различных точек зрения. Наиболее обоснованным считается согдийский вариант арамейской гипотезы. Он основан на близости форм ряда рунических и согдийских графем, которые по происхождению считаются арамейскими (переднеазиатскими). В.А. Лившиц установил, что прототипом для большинства рун послужило согдийское курсивное письмо и только небольшая их часть могла быть изобретенной.

Древнетюркский рунический алфавит состоял первоначально из 37 или 38 знаков геометризированных очертаний и, в отличие от согдийского прототипа, бал хорошо приспособлен для фиксации на камне, дереве, металле. Руника достаточно точно передавала фонетические особенности тюркского языка. Большая часть согласных знаков имела два варианта начертания, в зависимости от того, с каким гласным (переднего или заднего ряда) этот согласный употреблялся.

3.История рунического письма

Руны – это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Корень слова «руны» встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет. Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и начертание этих знаков. Современное английское слово «писать» - to write – родственно древнеанглийскому слову “writan” – «вырезать, высекать». И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях). Происхождение рун у скандинавов (а это германцы, ушедшие на север, на Скандинавский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один – бог колдовства и поэзии, военного исступления и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом Дереве – Ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным же копьем, «принеся себя в жертву себе же» . И в результате познал священные знаки – руны. Руны для скандинавов были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов – заклятий. И бог Один учил людей поэтическому и руническому искусству. Германо-скандинавские руны отличаются от других алфавитов Европы их активным использованием в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны рассказывал римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, начертанные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в «Старшей Эдде» - древнеисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисладских сагах и прядях (коротких рассказах), относящихся к эпохе викингов (VII – XI вв.). Магический алфавит Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях: писать заклинания и просьбы самым обычным образом, но на необычных или необычно используемых вещах (вроде послания мертвым или воззвания к духам) . Иногда для этого используют особые ингредиенты, вроде «магических чернил» или особенным образом выделанной бумаги, ткани, коры дерева, и др. Есть другой излюбленный многими чародеями метод: это различного рода шифровки. Историкам магии известны знаменитые буквенные квадраты, типа ABRAKADABRA или SAPERO. Возможно, первые шифровки использовались именно в магических, а не в шпионских целях (колдуны, как и шпионы – представители очень древних профессий, но все-таки колдуны – древнее). Это делалось для того, чтобы непосвященные не разобрались в написанном, и чтобы не было страшных последствий от овеществления магических слов и сочетания звуков. Однако сам алфавит только от этого магическим не становится. В то же время существуют сугубо магические алфавиты, и даже языки, вроде енохианского. Енохианский язык был детищем известного английского алхимика и духовидца XVII века Джона Ди и его напарника – медиума Эдварда Келли. Нашли они его во время своих мистических опытов. В наши дни этот язык используется телемитами (последователями А. Кроули), особо просвещенными «черными магами» и оккультистами западной европейской традиции. А германские руны – это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим и обычным буквенным практически в одно и то же время. Поэтому, возможно, и был сохранен как система до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа. (Не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев Один, бог-колдун, становится верховным божеством пантеона.) А с другой, с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе – для торговли, переписки и тому подобного. Это уже было связано с их широкой политической, военной, торговой и общественной деятельностью по всей тогдашней Европе. Вместо того, чтобы придумывать новый алфавит, северные германцы воспользовались своим старым магическим алфавитом, называемом «Футарк». Рунические ряды Германский рунический алфавит называется «футарк» (по первым шести буквам ряда – f – u – th – a – r – k, ударение в этом слове делается на первый слог – «фýтарк»). Однако подобных «футарков» существует несколько. Наиболее известными считаются Старший Футарк, Младший Футарк и Нортумбрийский футорк. Старшие руны (Старший Футарк) Рунический ряд, называемый Старшим Футарком – самый древний из нам известных, называемый еще «общегерманский Футарк». Изображения этого рунического строя встречаются по всей Скандинавии, и их относят к II – VIII вв. нашей эры. Его знаки являются скорее символами, нежели буквами и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Руны этого ряда традиционно, еще в древних источниках, делятся на три группы из восьми рун (это показано и на рисунке). Каждая такая группа называется аттом. Порядок знаков в Старшем Футарке четко фиксирован, хотя иногда встречались смены мест двух последних рун. Начертание рун Старшего Футарка в целом одинаково. Заметно различаются лишь варианты написания руны Совелу (Сигель) и руны Ингуз. С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями, под влиянием существующих алфавитов других народов, эти руны стали в какой-то момент следовать целям информативного характера. Не было смысла скандинавам изобретать совсем уж новый алфавит для письменных занятий, и они использовали уже имеющиеся знаки. Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие, стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятными для современных исследователей становятся именно «буквенные» записи. Исконные названия этих самых смысловых рун – неизвестны. И современные названия рун это результат изысканий лингвистов и упрощения этих названий в среде эзотерических рунологов. В этой книге мы будем говорить именно о рунах Старшего Футарка. Но для сравнения и общего понимания ситуации и эволюции рунического письма нам потребуется и знание о других родственных рунических ряда – Младшем Футарке и Нортумбрийском Футорке. Младшие руны (Младший Футарк) Младший Футарк появляется в Скандинавии где-то в VIII – XI вв. как обычный буквенный алфавит на основе рун Старшего Футарка. Его называют еще «викингскими рунами». Новая система стала необходима для ведения переписки, заключения торговых и политических сделок. Исчезают некоторые буквы Старшего Футарка, изменяется написание других, отдельные старые знаки, приспосабливаясь непосредственно к языку, приобретают новое звучание. Этот ряд легко адаптировался к местному наречию или способу начертания знаков. Потому существуют несколько разновидностей этого алфавита, неимеющих, впрочем, никакого отношения к магии. Со времен возникновения и активного использования "младших рун" люди старались не употреблять без необходимости руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Потому встречаются смешанные надписи из Старшего и Младшего Футарка, где осмысленная фраза из рун - букв (Младшего Футарка) заканчивается руной – понятием (Старшего Футарка). Англосаксонский ряд и Нортумбрийский Футорк Эти рунические ряды возникли в результате переселения германских племен англов и саксов в Британию в V веке н.э. Магические системы и представления германцев (руны) и кельтов (друидский магический алфавит «огам», культ деревьев и др.) непостижимым образом сошлись в создании сначала раннего англосаксонского рунического строя из 28 рун, затем Нортумбрийского из 33 знаков. Руническое Возрождение Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX – XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и «германской духовности», вспомнилась древняя, слывшая магической, письменность – руны. Так возникла новая, «эзотерическая», рунология. В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы - журналисты и идеологи возрождения «северной Веры» . Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на существующий ход вещей. Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей, необходимо понимать, насколько это вообще возможно, мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания и мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.

У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия

Руны Тип: консонантно вокалическое Языки: древнегерманский, древнескандинавский, англосаксонский, древнеисландский, шведский Место возникновения: Северная и Западная Европа Терр … Википедия

- (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

Кириллица Тип: консонантно вокалическое Языки: старославянский, церковнославянский, русский, сербский, болгарский, македонский, украинский и многие другие Место возникновения: Юго Восточная Европа … Википедия

- (неофициально яналиф) Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

Финикийское письмо Тип: консонантное Языки: финикийский Период: 1050 год до н.э., постепенно эволюционировало в другие системы письма Происхождение: Версия 1: библское письмо Версия 2 … Википедия

Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

Оскская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: оскский Место возникновения: Южная италия Территория: Кампания, Самний, Лукания … Википедия

Книги

  • Огам. Набор ирландских рун , . Ирландские руны, иначе называемые "Огам", не заработали такого большого распространения, как, например, скандинавские. Однако они имеют не менее насыщенную и глубокую историю. Этот рунический…

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице», некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом «чеpняховского» славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним - поистине yникальным - памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.

Происхождение

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.
Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности - это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это - пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы. Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy «двоевеpия» (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества - 10-16 века).
Пpекpасный томy пpимеp - шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp - одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки - это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть - сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз - это pyна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.

Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, - знак слишком «мощный» и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов. Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков - это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.

Руна «Мир»

Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Руна «Чернобог»

В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна «Алатырь»

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна «Радуга»

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: «Делай, что хочешь, и будь, что будет» могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна «Нужда»

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна «Крада»

Славянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна «Треба»

Руна Воина Духа. Значение славянского слова «Треба» - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна «Сила»

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна «Есть»

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна «Ветер»

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна «Берегиня»

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна «Уд»

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово «Уд») связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна «Леля»

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна «Рок»

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Опора
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна «Даждьбог»

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна «Перун»

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Руническая письменность в древности имела сакральное значение и считалась частью магического искусства. Однако руническое письмо использовали и для передачи иных сведений, применяли как смысловые символы. Каждая руна имеет собственное звучание и может произноситься голосом. В чем отличие от остальных — кириллицы или латиницы? Рассмотрим вопрос применения рунической письменности.

Руническое письмо

Отличием рунического письма от других алфавитов является написание символов в любом порядке — как справа налево, так и наоборот. Когда руны записывают обычным образом — слева направо — они пишутся в прямом виде. Если нужно записать руны в обратном порядке, их изображают в зеркальном отражении.

Также существует еще один способ записи — бустрофедон. Первая строка записывается символами в прямом порядке, а следующая — в зеркальном. Этот вид письменности встречается у разных народов, в том числе, и у скандинавов.

Особенностью записи рунических знаков является отсутствие пробелов между словами. Если нужно отделить одну смысловую фразу от другой, использовали черточки или точки.

Также для рунического письма не характерно удвоение знаков: два одинаковых рунических символа записывались как один, даже если принадлежали разным словам или концу и началу предложения. С чем это связано, не известно.

Со временем руническую письменность заменила латиница. Это было связано с увеличивающимся влиянием римской католической церкви на Северном континенте. Руническая письменность уничтожалась как элемент магического влияния на жизнь людей. Однако памятники с руническими надписями создавались вплоть до 16 века.

Вязаные руны (биндруны)

Что такое руническая вязь? В отличие от , символы записываются не в линию — их накладывают друг на друга. Это напоминает сигиллу. При составлении вязи учитывается не только значение символа, но и внешнее подобие: вязь руническая должна выглядеть гармонично. Обычно для создания вязи используют пять рунических символов.

Общее требование к эстетике вязи позволяет изображать рунические знаки в любом порядке — в перевернутом положении, зеркальном отображении и прямо. Всё должно выглядеть красиво и радовать глаз. Теряет ли символ свойство в перевернутом положении? Нет, значение остается прежним.

Обратите внимание! Создание рунической вязи предполагает наличие у оператора художественного вкуса.

После составления вязи можно найти в получившемся символе новые руны, которые образовались в процессе создания. Эти руны никогда не противоречат основному смыслу, но могут его дополнять. Правильная подборка рунических символов в вязи наделяет ее магической силой для изменения обстоятельств или состояния.

В каком случае руническое письмо можно заменить вязью? Вязь обычно применяют при создании талисманов или украшений, когда на малой площади необходимо разместить длинную формулу. Также вязь, в отличие от надписи, выглядит более эстетично и привлекательно.

Руническая вязь для красоты

Рассмотрим, как строится вязь для создания женской привлекательности. Эта вязь состоит всего из двух рунических символов:

Ее можно рисовать на свежем маникюре или изобразить на запястье красным маркером.

Вязь может быть использована для поиска партнера, для создания неотразимого образа на вечеринке или в иных обстоятельствах. Формула действует временно, то есть, ее действие заканчивается после удаления с тела.

После нанесения вязи на тело нужно оговорить руны, то есть, задать направление для изменения. Это можно выразить в стихотворной форме, а можно просто выразить намерение простым текстом. Без оговора руны работать не будут.

Оговаривают каждую руну отдельно, задавая ей направление действия. Затем произносят оговор всей формулы — что именно оператор желает получить в результате. Также в оговоре учитывают сроки действия формулы и начало активации процесса.

Некоторые рунологи наносят руны на тело в виде царапин. Действие формулы длится до тех пор, пока не исчезнет царапина с кожи. Это экстремальный метод, но тоже имеет распространение. Вместо царапины можно сделать , если вам необходим «вечный » результат от применения формулы.

Не забывайте, что руническую вязь можно нанести на любой природный носитель — дерево, бумагу, ткань, металл. Не обязательно рисовать руны на теле, их можно изобразить на собственной фотографии — эффект будет тот же.

Нужно ли соблюдать фазы луны для создания рунической вязи? В северной традиции луна не учитывается, поэтому рисовать руны можно в любой благоприятный для оператора день.

Как правильно активировать рунную вязь? Для этого необходимо вдохнуть в нее собственную энергию — просто выдохните три раза на изображение. Если вы нарисовали вязь на бумаге или ином носителе, можно провести талисман над пламенем свечи. Этого будет достаточно.

Алфавитом первого связного письма у древних германцев были знаки рунического письма, считавшиеся также магическими. Тацит в своей "Германии" писал, что германцы придают особое значение гаданию-жеребьевке: разбросав на куске ткани палочки с вырезанными на них знаками и прочитав молитву, жрец брал наугад три палочки и гадал, читая знаки на них.

Название букв - «руны» - образовано от основы, имевшей значение «тайна» (ср. гот. runa «тайна», немецкий глагол raunen «таинственно, украдкой шептать»). Одного корня с «runa» и современное немецкое название мандрагоры - Alraun. У древних германцев Al(b) runa - «ведьма, демоническое существо». Еще Тацит различает обряды, совершаемые жрецами в «общественных целях» и главой семейства «частным образом». Известно о существовании не только жрецов, но и жриц, когда готы переходили Дунай, то каждый род вез свою отеческую святыню, вокруг которой шли ее служители - жрецы и жрицы. Жрец - «гуди»- выбирался из родовой знати, содержал капище, где проходили жертвенные пиры, и председательствовал на местном тинге. Гот. runа означает и знак рунического алфавита, и тайный письменный знак, применяемый при гадании. К 4 в. готы знали руны. Но у германцев бытовали также и неалфавитные письменные магические знаки.

Наряду с официальными культами, готы широко прибегали к так называемой приватной, бытовой магии вне привязки к общественным культовым мероприятиям. Важна роль колдуний и колдунов, это вполне независимые и опасные существа. В сфере магического важны и интересны негерманские влияния, в первую очередь - финские. Похоже, что через них германская приватная магия усвоила ряд шаманистических элементов. Одновременно колдуны были травознатцами и лекарями. Травы - важные магические орудия, непременный атрибут колдунов и колдуний, при их помощи наводили морок. Злые колдуны наводили порчу «дурным глазом», причиняли болезнь и смерть, а также отнимали силу и жизнь или передавали их другим.

Рунический алфавит германцев, так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака. По первым шести буквам он получил название «Футарк» (futhark). Эти знаки представляют собой комбинацию вертикальных и наклонных линий. Горизонтальные линии использовались очень редко, поскольку они совпадали с древесными слоями и плохо различались. Отсутствие круглых линий, вероятно, объясняется техникой вырезания или выцарапывания рун острыми предметами - руническими палочками - на дереве, металле и камне. Направление письма произвольное: слева направо, сверху вниз и наоборот. Часто слова не разделены никакими знаками, хотя в качестве нерегулярных маркеров словоделения могут выступать точки или некоторые другие знаки, отсутствует и разбивка на строки. У создателей футарка было очень развито чувство звука, руническое письмо полностью соответствовало германскому звукоряду.

Феху/ Fehu [f] - богатство. Без амулета с этой руной не заключали ни одну сделку.

Урус/ Uruz [u] - бык. Символизирует ярость, отвагу, мощь, в том числе и на любовном фронте.

Турс / Thurisaz - секира. Руна бога Тора, похожая на его молот Мьёльнир. Ею украшали доспехи.

Ансуз/ Ansuz [a] - послание. Руна колдунов и шаманов. Помогала познавать неведомое.

Райдо / Raidho [r] - дорога. Руна путешественников, оберегавшая от злоключений в пути.

Кенас / Kenaz [k] - факел. Руна ясности, раскрытия тайн и заговоров.

Гебо / Gebo [g] - дар. Часто изображался на любовных амулетах.

Винья / Wunjo [w] - радость. Использовалась в личных украшениях для улучшения настроения.

Хагалль / Hagalaz [h] - град. Символизировала беды и катаклизмы.

Науд/ Nauthiz [n] - нужда. Оберегала от обмана. Вырезанная на роге для вина, хранила от яда.

Иса/ Isa [i] - лед. Ею «замораживали» неприятности, например, судебные тяжбы.

Йара / Jera [j] - год, урожай. Руна достижения цели.

Ихвас/ Eihwaz [`e] - сосна. Ее вырезали на кораблях - помогала причалить к берегу в шторм.

Перт / Perthro [p] - сокрытое, сокровенное. Руна гадателей.

Альгис / Algiz [z] - лось. Символизировала силу. Руна воинов. Часто изображалась на щитах.

Совило/ Sowilo [s] - солнце. Символ власти и победы. Руна правителей и военачальников.

Тюр, Тиваз / Tiwaz [t] - руна, названная по имени бога войны. Изображалась, в основном, на оружии.

Бъорк / Berkano [b] - береза. Символ семейного счастья, плодовитости и удачного материнства.

Эвас/ Ehwaz[e] - лошадь. Руна скорости и движения вперед.

Маннас / Mannaz [m] - человек. Руна деловых, а также личных отношений.

Лагус, лигр / Laguz [l] - вода. Руна стремления и очищения.

Ингви / Ingwaz - по второму имени бога плодородия Фрейра. Руна земледельцев.

Дэг / Dagaz [d] - день. Руна надежды. Использовалась при лечении затяжных болезней.

Отиль / Othala [o] - руна дома. Ее вырезали на двери, чтобы охраняла дом от нечистых помыслов.

Руны использовались преимущественно в магических, культовых целях. Знание рун было профессиональной тайной жрецов и передавалось из поколения в поколение. Назначение рунических надписей - ограждать владельца предмета от злых сил и от врагов, охранять покойников и удерживать их в могиле и т.д. Писались (вырезались) руны на дереве, кости, камне (надгробиях), позднее на металле, в частности на изделиях из золота. Так как деревянные предметы за редкими исключениями не сохранились, то и рунических надписей дошло до нас очень немного, особенно мало их в Германии и Англии, несколько больше в Скандинавии.

Всего обнаружено 150 предметов с руническими надписями, относящимися к 3-8 вв. Это предметы или детали вооружения (копье, рукоятка меча, насадка на щит), украшения и амулеты (кольцо, браслет, медаль брактеат (плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне)), надгробные камни и т.д. Из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии.

Руническое письмо, возникшее на основе одного из северо-италийских алфавитов, было усвоено мигрирующими германскими племенами в первые века н. э. Есть еще одна гипотеза, что изобрели и распространили руны герулы - восточногерманское племя. Самые древние памятники рунического письма зафиксированы на Кюльверкском камне, Вадстенском и Мотольском (Эстеръетланд, Швеция, 500--550 гг.) брактеатах.

Старший рунический ряд претерпел локальные модификации, в результате которых возникло 32-значное англо-фризское руническое письмо и 16-значное - скандинавское (младшие руны). В младшем руническом письме произошли существенные изменения: были устранены гласные среднего подъема, отсутствовала оппозиция между перегласованными и неперегласованными гласными, звонкими и глухими согласными. Упрощение алфавита, вероятно, связано со стремлением отразить новую фонологическую систему. Сокращение количества рун, обозначавших гласные, вероятно, связано с закреплением за руной определенной фонемы со всей совокупностью ее аллофонов, образовавшихся в результате различных видов умлаута и преломления; в системе консонантизма, возможно, произошла замена противопоставления по звонкости/глухости (например, d/t) на оппозицию по способу образования (например, d/р, т. е "смычный / спирант").

Младшими рунами выполнено около 5000 надписей на рунических камнях мемориального характера, на перекрестках, у мостов, на местах тинга, в церковных дворах. Традиционное содержание младших рунических надписей - формула, состоящая из имени заказчика, приказания вырезать руны, имени покойного, установления родственных (или другого рода) отношений между ними, имени мастера. В середине 9 в. на юге Швеции и в некоторых частях Норвегии возникли шведско-норвежские, или короткоствольные, руны в которых проявилась тенденция к облегчению начертания обычных («датских») рун.

Весьма недолго использовались хельсингские, или «бесстволые», руны, в которых принцип упрощения достиг наибольшего развития; с начала 11 в. были изобретены пунктированные руны, в которых в качестве диакритики использовалась точка. Помимо рун, в древнегерманских текстах использовалось готское письмо (только в готских текстах), по-видимому, изобретенное епископом Вульфилой в 6 в. н. э. на основе греческого алфавита с добавлением некоторых знаков из латинского или рунического алфавитов. После христианизации германских народов большое распространение получило латинское письмо в форме минускула, имевшее два варианта - инсулярный (англо-саксонский) и континентальный (каролингский) минускул. В 12 в. начинает применяться готическое письмо. В языке идиш используется еврейская графика. Из Англии и Германии рунических надписей дошло очень немного, всего известно около 150 предметов с руническими надписями 3-8 вв. Большинство надписей - отдельные слова (чаще всего - имена собственные). Каждая руна сама по себе тоже имела магическое значение, поэтому нередко выписывался весь алфавит или его часть, что должно было приносить удачу и ограждать от несчастий. Краткость или фрагментарность большинства надписей, их плохая сохранность и магический смысл привели к тому, что около трети расшифровать не удалось. А многие, считающиеся расшифрованными, имеют весьма спорные толкования.

Рунические надписи континентальных германцев относятся главным образом к эпохе Меровингов (6-8 вв.). В основном это амулеты и фибулы с алфавитом, краткими надписями магического характера и рядами рун, не поддающимися истолкованию. Последняя значительная находка была сделана в 1945 г., это запись футарка в рукописи из монастыря в Фульде (8-9 вв.). У англосаксов в связи с фонетическими особенностями их диалектов число рун было увеличено до 28. Такое их число в рукописи 7 в., в так называемом "Зальцбургском кодексе" -- "Codex Salis burgiensis", а древнеанглийская "Руническая песня" 9-10 вв. содержит уже 33 руны. Таким образом, древнеанглийский футарк является расширенным вариантом континентального.

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно лишь реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народов. Древнерунический архаичнее готского, в нем сохранились более древние грамматические явления, в частности, основообразующие гласные. Специфика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, нем. Buchstabe «буква» первоначально означало «буковая палочка» (ср. гот. boka «буква», мн.ч. bokos «книга», да.bokstжf). Немецкий глагол lesen «читать» первоначально означал «подбирать, выбирать (разбросанные буковые палочки)» и сохранил это значение, как менее употребительное, наряду с новым «читать», старое же лучше всего сохранилось в глаголе auflesen «подбирать» и в ряде сложных существительных -- Weinlese, Kartoffellese. В процессе христианизации (4-12 вв.) германцы знакомятся с латинским письмом (готы - с греческим), в результате чего к 9 в. руническое письмо на территории Франкского государства, а к 11 в. на Британских островах полностью вытесняется латинским. В Скандинавии, где руническая письменная традиция оказалась более устойчивой, руническое письмо не исчезло полностью, а было перенесено на пергамент и использовалось не только в культовых целях, но и (как, например, в Дании в 13 в.) для записи законов вплоть до 16 в. В Швеции рунами в частных записях пользовались еще в 16-17 вв. Предпринимавшиеся в Швеции попытки возродить руническое письмо потерпели неудачу: руны не смогли конкурировать ни с латинским, ни с так называемым «готическим» шрифтом.

Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как руна-поэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.