Рассказ ревизор действие 4 краткое содержание. Н. В. Гоголь. Ревизор. Текст произведения. Действие четвертое. Основной действующий состав

Жанр определен автором как комедия в пяти действиях. К пьесе прилагаются “Замечания для господ актеров”.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
Жена его.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
Петр Иванович Д о б ч и н с к и й
Петр Иванович Бобчинскии - городские помещики.
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин - отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
Свистунов
Пуговицын -полицейские.
Держиморда
Абдулин, купец.
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
Жена унтер-офицера.
Мишка, слуга городничего.
Слуга трактирный.
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны. Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему... и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... всякую болезнь... Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили... Да и лучше, если б их было меньше...”. Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник... Потом... от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть... Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками. Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, - говорит городничий.
ЯВЛЕНИЕ II
Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой - он вообще очень любопытен.
ЯВЛЕНИЕ III
Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор - не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский.
ЯВЛЕНИЕ IV
Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира.
ЯВЛЕНИЕ V
Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка... Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу.
ЯВЛЕНИЕ VI
Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза... Посылают служанку все разузнать. Ревизор
страница 2
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Маленькая комната в гостинице.
Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги
ЯВЛЕНИЕ I
Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее... Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина.
ЯВЛЕНИЕ III
Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод.
ЯВЛЕНИЕ IV
С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее.
ЯВЛЕНИЕ V
Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”.
ЯВЛЕНИЕ VI
Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит - в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие... - Городничий в страхе кается во взяточничестве. - Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета...” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове... Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, - добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом.
ЯВЛЕНИЕ IX
Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую - к жене городничего. Ревизор
страница 3
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных... Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”... “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш...” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем какего с почтением укладывают спать.

"Ревизор 04 - ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ"

Комната первого действия

Явление I

Анна Андреевна и Марья Антоновна стоят у окна в тех же самых положениях.

Анна Андреевна. Ну вот, уж целый час дожидаемся, а все ты со своим глупым жеманством: совершенно оделась, нет, еще нужно копаться... Было бы не слушать ее вовсе. Экая досада! как нарочно, ни души! как будто бы вымерло все.

Марья Антоновна. Да, право, маменька, чрез минуты две все узнаем. Уж скоро Авдотья должна прийти. (Всматривается в окно и вскрикивает.) Ах, маменька, маменька! кто-то идет, вон в конце улицы.

Анна Андреевна. Где идет? У тебя вечно какие-нибудь фантазии. Ну да, идет. Кто же это идет? Небольшого роста... во фраке... Кто ж это? а? Это, однако ж, досадно! Кто ж бы это такой был?

Марья Антоновна. Это Добчинский, маменька.

Анна Андреевна. Какой Добчинский? Тебе всегда вдруг вообразится этакое... Совсем не Добчинский. (Машет платком.) Эй вы, ступайте сюда!

Марья Антоновна. Право, маменька, Добчинский.

Анна Андреевна. Ну вот, нарочно, чтобы только поспорить. Говорят тебе -

не Добчинский.

Марья Антоновна. А что? а что, маменька? Видите, что Добчинский.

Анна Андреевна. Ну да, Добчинский, теперь я вижу, - из чего же ты споришь? (Кричит в окно.) Скорей, скорей! вы тихо идете. Ну что, где они? А?

Да говорите же оттуда - все равно. Что? очень строгий? А? А муж, муж?

(Немного отступя от окна, с досадою.) Такой глупый: до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет!

Явление II

Те же и Добчинский.

Анна Андреевна. Ну, скажите, пожалуйста: ну, не совестно ли вам? Я на вас одних полагалась, как на порядочного человека: все вдруг выбежали, и вы туда ж за ними! и я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь. Не стыдно ли вам? Я у вас крестила вашего Ванечку и Лизаньку, а вы вот как со мною поступили!

Добчинский. Ей-богу, кумушка, так бежал засвидетельствовать почтение, что не могу духу перевесть. Мое почтение, Марья Антоновна!

Марья Антоновна. Здравствуйте, Петр Иванович!

Анна Андреевна. Ну что? Ну рассказывайте: что и как там?

Добчинский. Антон Антонович прислал вам записочку.

Анна Андреевна. Ну, да кто он такой? генерал?

Добчинский. Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с.

Анна Андреевна. А! так это тот самый, о котором было писано мужу.

Добчинский. Настоящий. Я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем.

Анна Андреевна. Ну, расскажите: что и как?

Добчинский. Да, слава богу, все благополучно. Сначала он принял было

Антона Антоновича немного сурово, да-с; сердился и говорил, что и в гостинице все нехорошо, и к нему не поедет, и что он не хочет сидеть за него в тюрьме; но потом, как узнал невинность Антона Антоновича и как покороче разговорился с ним, тотчас переменил мысли, и, слава богу, все пошло хорошо.

Они теперь поехали осматривать богоугодные заведения... А то, признаюсь, уже

Антон Антонович думали, не было ли тайного доноса; я сам тоже перетрухнул немножко.

Анна Андреевна. Да вам-то чего бояться? ведь вы не служите.

Добчинский. Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх.

Анна Андреевна. Ну, что ж... это все, однако, вздор. Расскажите, каков он собою? что, стар или молод?

Добчинский. Молодой, молодой человек; лет двадцати трех: а говорит совсем так, как старик: "Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда..."

(размахивает руками) так это все славно. "Я, говорит, и написать, и почитать люблю, но, мешает, что в комнате, говорит, немножко темно."

Анна Андреевна. А собой каков он: брюнет или блондин?

Добчинский. Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.

Анна Андреевна. Что тут пишет он мне в записке? (Читает.) "Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и за полпорции икры рубль двадцать пять копеек..." (Останавливается.) Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?

Добчинский. А, это Антон Антонович писали на черновой бумаге по скорости: так какой-то счет был написан.

Анна Андреевна. А, да, точно. (Продолжает читать.) "Но, уповая на милосердие божие, кажется, все будет к хорошему концу. Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками; к обеду прибавлять не трудись, потому что закусим в богоугодном заведении у Артемия

Филипповича, а вину вели побольше; скажи купцу Абдулину, чтобы прислал самого лучшего, а не то я перерою весь его погреб. Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой: Антон Сквозник-Дмухановский..." Ах, боже мой! Это, однако ж, нужно поскорей! Эй, кто там? Мишка!

Добчинский (бежит и кричит в дверь). Мишка! Мишка! Мишка!

Мишка входит.

Анна Андреевна. Послушай: беги к купцу Абдулину... постой, я дам тебе записочку (садится к столу, пишет записку и между тем говорит): эту записку ты отдай кучеру Сидору, чтоб он побежал с нею к купцу Абдулину и принес оттуда вина. А сам поди сейчас прибери хорошенько эту комнату для гостя. Там поставить кровать, рукомойник и прочее.

Добчинский. Ну, Анна Андреевна, я побегу теперь поскорее посмотреть, как там он обозревает.

Анна Андреевна. Ступайте, ступайте! я не держу вас.

Явление III

Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.

Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и

Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь - лишь бы только наперекор.

Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.

Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдет палевое!

Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?

Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.

Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.

Анна Андреевна. Пустяки, совершенные пустяки! Я никогда не была червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг вообразится! червонная дама! Бог знает что такое!

По уходе их отворяются двери, и Мишка выбрасывает из них сор. Из других дверей выходит Осип с чемоданом на голове.

Явление IV

Мишка и Осип.

Осип. Куда тут?

Мишка. Сюда, дядюшка, сюда.

Осип. Постой, прежде дай отдохнуть. Ах ты, горемычное житье! На пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела.

Мишка. Что, дядюшка, скажите: скоро будет генерал?

Осип. Какой генерал?

Мишка. Да барин ваш.

Осип. Барин? Да какой он генерал?

Мишка. А разве не генерал?

Осип. Генерал, да только с другой стороны.

Мишка. Что ж, это больше или меньше настоящего генерала?

Осип. Больше.

Мишка. Вишь ты, как! то-то у нас сумятицу подняли.

Осип. Послушай, малый: ты, я вижу, проворный парень; приготовь-ка там что-нибудь поесть.

Мишка. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

Осип. Ну, а простова-то что у вас есть?

Мишка. Щи, каша и пироги.

Осип. Давай их, щи, кашу и пироги! Ничего, все будем есть. Ну, понесем чемодан! Что, там другой выход есть?

Мишка. Есть.

Оба несут чемодан в боковую комнату.

Явление V

Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков: за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений,смотритель училищ,

Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку - они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.

Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.

Городничий. В других городах, осмелюсь вам доложить, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе. А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.

Хлестаков. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?

Городничий. Нарочно для приятного гостя.

Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?

Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.

Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? в больнице, что ли?

Артемий Филиппович. Так точно-с, в богоугодном заведении.

Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? там их, кажется, немного.

Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех пор, как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: "Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?.." Наградит ли оно или нет - конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.

Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться:

иной раз прозой, а в другой раз и стишки выкинутся.

Бобчинский (Добчинскому). Справедливо, все справедливо, Петр Иванович!

Замечания такие... видно, что наукам учился.

Хлестаков. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?

Городничий (в сторону). Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают! (Вслух.) Боже сохрани! здесь и слуху нет о таких обществах. Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Смотреть никогда не мог на них равнодушно; и если случится увидеть этак какого-нибудь бубнового короля или что-нибудь другое, то такое омерзение нападет, что просто плюнешь. Раз как-то случилось, забавляя детей, выстроил будку из карт, да после того всю ночь снились, проклятые. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное время убивать на них?

Лука Лукич (в сторону). А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей.

Городничий. Лучше ж я употреблю это время на пользу государственную.

Хлестаков. Ну, нет, вы напрасно, однако же... Все зависит от той стороны, с которой кто смотрит на вещь. Если, например, забастуешь тогда, как нужно гнуть от трех углов... ну, тогда конечно... Нет, не говорите, иногда очень заманчиво поиграть.

Явление VI

Те же, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Городничий. Осмелюсь представить семейство мое: жена и дочь.

Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.

Анна Андреевна. Нам еще более приятно видеть такую особу.

Хлестаков (рисуясь). Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее.

Анна Андреевна. Как можно-с! Вы это так изволите говорить, для комплимента. Прошу покорно садиться.

Хлестаков. Возле вас стоять уже есть счастие; впрочем, если вы так уже непременно хотите, я сяду. Как я счастлив, что наконец сижу возле вас.

Анна Андреевна. Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет... Я

думаю, после столицы вояжировка вам показалась очень неприятною.

Хлестаков. Чрезвычайно неприятна. Привыкши жить, comprenez vous, в свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества... Если б, признаюсь, не такой случай, который меня... (посматривает на Анну

Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за все...

Анна Андреевна. В самом деле, как вам должно быть неприятно.

Хлестаков. Впрочем, сударыня, в эту минуту мне очень приятно.

Анна Андреевна. Как можно-с! Вы делаете много чести. Я этого не заслуживаю.

Хлестаков. Отчего же не заслуживаете?

Анна Андреевна. Я живу в деревне...

Хлестаков. Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки...

Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: "Приходи, братец, обедать!" Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: "Это вот так, это вот так!" А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только - тр, тр... пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу". (Городничему.) Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь!

Вместе.{ Городничий. Чин такой, что еще можно постоять.

Артемий Филиппович. Мы постоим.

Лука Лукич. Не извольте беспокоиться.

Хлестаков. Без чинов, прошу садиться.

Городничий и все садятся.

Хлестаков. Я не люблю церемонии. Напротив, я даже всегда стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: "Вон, говорят, Иван Александрович идет!" А

один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: "Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего".

Анна Андреевна. Скажите как!

Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге.

Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, -

отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит:

"Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". Думаю себе: "Пожалуй, изволь братец!" И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона

Брамбеуса, "Фрегат Надежды" и "Московский телеграф"... все это я написал.

Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?

Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.

Анна Андреевна. Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?

Хлестаков. Да, это мое сочинение.

Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина

Загоскина сочинение.

Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.

Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой

"Юрий Милославский", так тот уж мой.

Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в

Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке: "На, Маврушка, шинель..."

Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто"ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся:

графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж...

ж... Иной раз и министр...

Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

Мне даже на пакетах пишут: "ваше превосходительство". Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал, неизвестно.

Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

Каково положение? - я спрашиваю. "Иван Александрович ступайте департаментом управлять!" Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже...

"Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я..." И точно: бывало, как прохожу через департамент, - просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист.

Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее.

О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам." Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...

(Поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А

ва-ва-ва... ва...

Городничий. А ва-ва-ва... ва...

Городничий. Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?.. вот и комната, и все что нужно.

Хлестаков. Вздор - отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош... Я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан!

лабардан! (Входит в боковую комнату, за ним городничий.)

Явление VII

Те же, кроме Хлестакова и городничего.

Бобчинский (Добчинскому). Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху. Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой в рассуждении чина?

Добчинский. Я думаю, чуть ли не генерал.

Бобчинский. А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не станет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус. Слышали: государственный-то совет как прижал? Пойдем расскажем поскорее Аммосу Федоровичу и Коробкину.

Прощайте, Анна Андреевна!

Добчинский. Прощайте, кумушка!

Оба уходят.

Артемий Филиппович (Луке Лукичу). Страшно просто. А отчего, и сам не знаешь. А мы даже и не в мундирах. Ну что, как проспится да в Петербург махнет донесение? (Уходит в задумчивости вместе со смотрителем училищ, произнеся:) Прощайте, сударыня!

Явление VIII

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна. Ах, какой приятный!

Марья Антоновна. Ах, какой милашка!

Анна Андреевна. Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое... Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! я просто без памяти. Я, однако ж, ему очень понравилась: я заметила - все на меня поглядывал.

Марья Антоновна. Ах, маменька, он на меня глядел!

Анна Андреевна. Пожалуйста, со своим вздором подальше! Это здесь вовсе не уместно.

Марья Антоновна. Нет, маменька, право!

Анна Андреевна. Ну вот! Боже сохрани, чтобы не поспорить! нельзя, да и полно! Где ему смотреть на тебя? И с какой стати ему смотреть на тебя?

Марья Антоновна. Право, маменька, все смотрел. И как начал говорить о литературе, то взглянул на меня, и потом, когда рассказывал, как играл в вист с посланниками, и тогда посмотрел на меня.

Анна Андреевна. Ну, может быть, один какой-нибудь раз, да и то так уж, лишь бы только. "А, - говорит себе, - дай уж посмотрю на нее!"

Явление IX

Те же и городничий.

Городничий (входит на цыпочках). Чш... ш...

Анна Андреевна. Что?

Городничий. И не рад, что напоил. Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? (Задумывается.) Да как же и не быть правде?

Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь. С

министрами играет и во дворец ездит... Так вот, право, чем больше думаешь...

черт его знает, не знаешь, что и делается в голове; просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить.

Анна Андреевна. А я никакой совершенно не ощутила робости; я видела в нем образованного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет.

Городничий. Ну, уж вы - женщины! Все кончено, одного этого слова достаточно! Вам все - финтирлюшки! Вдруг брякнут ни из того ни из другого словцо. Вас посекут, да и только, а мужа и поминай как звали. Ты, душа моя, обращалась с ним так свободно, будто с каким-нибудь Добчинским.

Анна Андреевна. Об этом уж я советую вам не беспокоиться. Мы кой-что знаем такое... (Посматривает на дочь.)

Городничий (один). Ну, уж с вами говорить!.. Эка в самом деле оказия!

До сих пор не могу очнуться от страха. (Отворяет дверь и говорит в дверь.)

Мишка, позови квартальных Свистунова и Держиморду: они тут недалеко где-нибудь за воротами. (После небольшого молчания.) Чудно все завелось теперь на свете: хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький, тоненький -

как его узнаешь, кто он? Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку - ну точно муха с подрезанными крыльями. А ведь долго крепился давеча к трактире, заламливал такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку. А вот наконец и подался. Да еще наговорил больше, чем нужно. Видно, что человек молодой.

Явление X

Те же и Осип. Все бегут к нему навстречу, кивая пальцами.

Анна Андреевна. Подойди сюда, любезный!

Городничий. Чш!.. что? что? спит?

Осип. Нет еще, немножко потягивается.

Анна Андреевна. Послушай, как тебя зовут?

Осип. Осип, сударыня.

Городничий (жене и дочери). Полно, полно вам! (Осипу.) Ну что, друг, тебя накормили хорошо?

Осип. Накормили, покорнейше благодарю; хорошо накормили.

Анна Андреевна. Ну что, скажи: к твоему барину слишком, я думаю, много ездит графов и князей?

Осип (в сторону). А что говорить? Коли теперь накормили хорошо, значит, после еще лучше накормят. (Вслух.) Да, бывают и графы.

Марья Антоновна. Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!

Анна Андреевна. А что, скажи, пожалуйста, Осип, как он...

Городничий. Да перестаньте, пожалуйста! Вы этакими пустыми речами только мне мешаете! Ну что, друг?..

Анна Андреевна. А чин какой на твоем барине?

Осип. Чин обыкновенно какой.

Городничий. Ах, боже мой, вы все с своими глупыми расспросами! не дадите ни слова поговорить о деле. Ну что, друг, как твой барин?.. строг?

любит этак распекать или нет?

Осип. Да, порядок любит. Уж ему чтоб все было в исправности.

Городничий. А мне очень нравится твое лицо. Друг, ты должен быть хороший человек. Ну что...

Анна Андреевна. Послушай, Осип, а как барин твой там, в мундире ходит, или...

Городничий. Полно вам, право, трещотки какие! Здесь нужная вещь: дело идет о жизни человека... (К Осипу.) Ну что, друг, право, мне ты очень нравишься. В дороге не мешает, знаешь, чайку выпить лишний стаканчик, - оно теперь холодновато. Так вот тебе пара целковиков на чай.

Осип (принимая деньги.) А покорнейше благодарю, сударь. Дай бог вам всякого здоровья! бедный человек, помогли ему.

Городничий. Хорошо, хорошо, я и сам рад. А что, друг...

Анна Андреевна. Послушай, Осип, а какие глаза больше всего нравятся твоему барину?

Марья Антоновна. Осип, душенька, какой миленький носик у твоего барина!..

Городничий. Да постойте, дайте мне!.. (К Осипу.) А что, друг, скажи, пожалуйста: на что больше барин твой обращает внимание, то есть что ему в дороге больше нравится?

Осип. Любит он, по рассмотрению, что как придется. Больше всего любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее.

Городничий. Хорошее?

Осип. Да, хорошее. Вот уж на что я крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: "Что, Осип, хорошо тебя угостили?" - "Плохо, ваше высокоблагородие!" - "Э, говорит, это

Осип, нехороший хозяин. Ты, говорит, напомни мне, как приеду". - "А, - думаю себе (махнув рукою), - бог с ним! я человек простой".

Городничий. Хорошо, хорошо, и дело ты говоришь. Там я тебе дал на чай, так вот еще сверх того на баранки.

Осип. За что жалуете, ваше высокоблагородие? (Прячет деньги.) Разве уж выпью за ваше здоровье.

Анна Андреевна. Приходи, Осип, ко мне, тоже получишь.

Марья Антоновна. Осип, душенька, поцелуй своего барина!

Слышен из другой комнаты небольшой кашель Хлестакова.

Городничий. Чш! (Поднимается на цыпочки; вся сцена вполголоса). Боже вас сохрани шуметь! Идите себе! полно уж вам...

Анна Андреевна. Пойдем, Машенька! я тебе скажу, что я заметила у гостя такое, что нам вдвоем только можно сказать.

Городничий. О, уж там наговорят! Я думаю, поди только да послушай - и уши потом заткнешь. (Обращаясь к Осипу.) Ну, друг...

Явление X

Те же, Держиморда и Свистунов.

Городничий. Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?

Держиморда. Был по приказанию...

Городничий. Чш! (Закрывает ему рот.) Эк как каркнула ворона! (Дразнит его.) Был по приказанию! Как из бочки, так рычит. (К Осипу.) Ну, друг, ты ступай приготовляй там, что нужно для барина. Все, что ни есть в доме, требуй.

Осип уходит.

Городничий. А вы - стоять на крыльце, и ни с места! И никого не пускать в дом стороннего, особенно купцов! Если хоть одного из них впустите, то...

Только увидите, что идет кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько! (Показывает ногою.) Слышите? Чш... чш...

(Уходит на цыпочках вслед за квартальными.)

Николай Гоголь - Ревизор 04 - ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ , читать текст

См. также Гоголь Николай - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Ревизор 05 - ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Та же комната в доме городничего Явление I Входят осторожно, почти на...

Ревизор 06 - ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Та же комната Явление I Городничий,Анна Андреевна и Марья Антоновна. Г...

/ «Ревизор»

Действие 1

Действие комедии разворачивается в одном из уездных городов России, где в городской гостинице останавливается мелкий чиновник Хлестаков Иван Александрович, который следует из Петербурга в Саратов.

Приблизительно в это же время городничему Антону Антоновичу Сквозник-Дмухановскому приходит письмо от давнего знакомого, в котором сообщалось, что в их городок направляется столичный ревизор. Его визит будет носить тайный характер. Прочитав это письмо, городничий тут же созывает чиновников города и приказывает им навести порядок в своих ведомствах и людных местах.

Чтобы обезопасить себя от доносов, городничий поручает почтмейстеру Шпекину Ивану Кузьмичу вскрывать все письма и отсеивать неугодные. Про каждое такое письмо сразу же докладывать. Как оказалось, Шпекин уже давно занимался этим делом. Он даже оставлял себе некоторые такие письма.

Немного позже к городничему приходят два помещика Бобчинский и Добчинский. Они рассказали Антону Антоновичу, что в гостинице уже около двух недель живет какой-то человек. Денег за проживание не платит. Поэтому они решили, что это и есть столичный ревизор.

Действие 2

Пока городские чиновники суетливо метались и наводили порядок в своих ведомствах, Антон Антонович раздумывал, как бы задобрить столичного ревизора. Решив, что ему нужно дать взятку, он отправляется в гостиницу к Хлестакову. От его слуги мы узнаем, что Иван Александрович ехал из Петербурга в Саратов. По пути он спустил все деньги в карты, поэтому и остановился в этой гостинице. Денег платить на жилье и еду уже не было.

Хлестаков пытался выпросить у хозяина гостиницы хоть какую-то еду. Хозяин соглашается накормить Хлестакова в долг и подает ему суп и жаркое. Попробовав свой обед, Иван Александрович начинает браниться на качество и количество поданной еды.

В это время в гостиницу приезжает городничий. Узнав об этом, Хлестаков решает, что он приехал за ним, и сейчас его отправят за решетку за неуплату долгов хозяину гостиницы. Он начинает репетировать свою гневную речь.

Когда городничий вошел в комнату Хлестакова, тот сразу начал оправдываться и обещал в скором времени вернуть долг. Потом он сказал, что еда в гостинице отвратительная. В свою очередь городничий, приняв все сказанное Хлестаковым в свой адрес, также начинает оправдываться, мол, у него на рынке все продукты свежие. Позже он предлагает Ивану Александровичу переехать на новую квартиру. Хлестаков, думая, что его хотят отправить в тюрьму, угрожает городничему министром.

Узнав, что Иван Александрович нуждается в денежных средствах, Антон Антонович предлагает ему взять взаймы, но, вместо двухсот рублей подсовывает в два раза больше. Хлестаков принимает эту подачку и успокаивается. Городничий также остается довольным, ведь решает, что ему удалось задобрить столичного ревизора.

После этого Антон Антонович вновь предлагает Хлестакову переехать, но уже к нему в дом. Это предложение Иван Александрович принимает. Перед тем, как отправиться на новое место жительства, городничий просит Хлестакова осмотреть его город, как бы провести инспекцию. Иван Александрович, не понимая, зачем ему это нужно, соглашается.

Действие 3

Герои отправляются в городскую больницу. Хлестакова удивляет тот факт, что в больнице практически нет больных. На это Артемий Филиппович Земляника сказал, что как только он возглавил больницу жители города стали резко выздоравливать, даже не принимая лекарств. А все потому, что у него царит полный порядок и к каждому больному он относится с уважением и человечностью.

В общем, такой обход общественных мест быстро наскучил Хлестакову, и он спросил, где можно развлечься, поиграть в карты. Городничий тут же возразил, что в его городе нет игорных заведений. После этого Иван Александрович отправляется в дом городничего.

Там Антон Антонович знакомит гостя со своей супругой Анной Андреевной и дочерью Марьей Антоновной. Хлестаков решает произвести впечатление на своих новых знакомых и начинает рассказывать небылицы.

Себя он преподнес, как очень важного и влиятельного человека. Что Пушкин является его лучшим другом, что он является автором «Женитьбы Фигаро», что обед ему привозят из самой Франции, что однажды 35000 курьеров упрашивали его возглавить какой-то департамент. Хлестаков так заврался, что начал сам верить в свои истории.

После его рассказа все присутствующие были в оцепенении. Ни кто не знал, как обращаться к столь уважаемому гостю. Городничий, дабы разрядить обстановку, предложил хорошо поддатому Хлестакову отправиться «отдохнуть».

Действие 4

Следующим утром Хлестаков проснулся с хмельной головой, он не помнил, что с ним происходило вчера. В это время к Ивану Александровичу выстраивается очередь городских чиновников, каждый хочет дать ему взятку. Хлестаков принимает все подношения чиновников в долг, ведь позже планирует все отдать. Даже помещики Бобчинский и Добчинский дают Хлестакову взятку, хотя это было им без надобности.

Позже к Ивану Александровичу приходят купцы, которые жалуются на городничего. Он внимательно их выслушивает и обещает помочь. Взамен купцы просят принять вино и сахар, ведь денег у них нет. В этот момент Хлестаков понял, что все городские чиновники хотели его подкупить, подсовывая деньги. Он отказывается от натуральных продуктов. В тоже время слуга Ивана Александровича Осип, будучи умнее своего господина, принимает вино и сахар.

После того, как все посетители покинули Хлестакова, он решает написать своему знакомому журналисту Тряпичкину про все, что с ним случилось в этом городе.

Затем Хлестаков решает поухаживать за дочкой городничего. Находясь в гостиной, он садится рядом с ней. Марья Антоновна слушаясь, отодвинула свой стул. Хлестаков снова подвинулся. После этого он целует девушку в плечо. Марья Антоновна вскакивает в недоумении. Иван Александрович, упав на колени, признается ей в любви.

В это время в гостиную входит жена городничего. Увидев эту сцену, она выгоняет Марью Антоновну. Хлестов подмечает, что Анна Андреевна тоже ничего. После этого он также падает перед ней на колени и признается в любви. В этот момент возвращается Марья Антоновна, на ее глазах проступают слезы. Хлестаков бросается к ней и просит ее руки. Родители девушки дают согласие на женитьбу. Перед свадьбой Иван Александрович говорит, что ему нужно посетить своего дядю. Он уезжает.

Действие 5

После отъезда Хлестакова городничий и все чиновники вздохнули с облегчением. Антон Антонович представлял, как пойдет на повышение, ведь угождал ревизору, как мог.

Немного позже он решает отомстить купцам, которые доносили на него Хлестакову. Но, как только купцы пообещали вкусности на помолвку и свадьбу Марьи Антоновны и Хлестакова, городничий простил их. Анна Андреевна думает, что наконец-то породнится со знатными людьми. В общем, все находились в ожидании грядущей свадьбы.

В это время почтмейстер, исполняя указание городничего, вскрыл письмо Хлестакова своему приятелю журналисту. Оказалось, что Иван Александрович совсем ни ревизор. Городничий находится в недоумении и не может понять, как его обманули.

После этого к городничему приходит жандарм и говорит, что в гостинице остановился чиновник из Петербурга и требует его к себе.

Краткое содержание: «Ревизор» - предисловие

Н.В. Гоголь - великий русский писатель, который сумел тонко высмеять все отрицательные черты российской действительности. Пьеса «Ревизор», написанная Гоголем в 1835 году, является одной из лучших русских комедий. Она состоит из пяти действий, в каждом из которых писатель высмеивает деятельность чиновников, неспособных к элементарному труду - их фамилии говорят сами за себя. Понять главную суть комедии, в которой автор изображает взяточничество, произвол и беззаконие государства, поможет краткое содержание («Ревизор», конечно, на такое ознакомление не рассчитан). Итак, приступим.

«Ревизор». Краткое содержание по действиям

Действия комедии происходят в вымышленном уездном городе, в котором творится произвол. Плачевное состояние больниц, суеверность и пошлость местных чиновников, их склонность ко лжи и сплетням - таким предстает состояние уездного города, о котором расскажет читателям краткое содержание «Ревизора».

Первое действие

Начинается все с того, что городничий заявляет чиновникам о неприятных новостях: в город собирается явиться ревизор из Петербурга, прибытие которого ожидается им в полном страхе. В это же время в гостинице появляется мелкий чиновник Хлестаков, отчаянный враль и картежник, которого ошибочно принимают за прибывшего инспектора.

Второе действие

Во втором действии к Хлестакову наведывается городничий и предлагает взятку, а тот принимает это как деньги, взятые взаймы. Тогда городничий решает напоить ложного ревизора и приглашает его осмотреть городские заведения, чтобы убедить его в том, что они в полном порядке.

Третье действие

Действие происходит в доме городничего, где изрядно выпивший Хлестаков начинает приставать к дамам, Анне Андреевне и Марье Антоновне, придумывая небылицы про свое важное положение, в которые он и сам начинает верить.

Четвертое действие

В четвертом действии все городские чиновники по очереди дают взятку «инспектору», который якобы берет деньги взаймы. Хлестаков осознает, что его приняли за важного государственного представителя, и пишет своему другу письмо о произошедшем. Он признается в любви Марье Антоновне и делает ей предложение, а после, взяв денег у городничего, уезжает, объясняя свой поступок необходимостью обсуждения свадьбы с отцом.

Пятое действие

Пятое действие разворачивается в доме городничего, где он и его жена радостно обсуждают скорый переезд в Петербург. В это время приходит почтмейстер с письмом, из которого становится понятно о сущности Хлестакова. В этот же момент появляется жандарм, который сообщает о прибытии настоящего ревизора, требующего городничего к себе, что приводит уездных чиновников в шок.

«Ревизор». Послесловие

Недобросовестность уездных чиновников и их нравственное разложение - вот главные темы комедии, которые освещает ее краткое содержание. «Ревизор» является произведением, в котором описаны типичные проявления централизованной чиновничьей системы. Одним читателям будет достаточно прочитать краткое содержание - «Ревизор» хорош и в таком изложении. Другим же молодым людям захочется прочитать его полностью, с учетом многочисленных подробностей и деталей, которые невозможно осветить в данном тексте.

Действие происходит в уездном городе.

В начале пьесы Гоголь дает рекомендации актерам. Он описывает, как должны выглядеть и одеваться персонажи.

Главный герой – мелкий чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков . Ему двадцать три года. Хлестаков глуповат и хвастлив, рассеян и легкомыслен, любит гулять, играть в карты, щеголь.

Его пожилой слуга Осип гораздо серьезнее и умнее хозяина. Наедине с собой он постоянно критикует барина.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – человек немолодой, достаточно умный и солидный, но неисправимый взяточник. Его супруга Анна Андреевна тщеславна, кокетлива и очень любопытна.

Судья Ляпкин-Тяпкин, «прочитавший шесть или пять книг», слывет в уездном городе вольнодумцем. Он постоянно высказывает самые нелепые догадки со значительной миной на лице.

Попечитель богоугодных заведений Земляника – ловкач и проныра. Почтмейстер Шпекин наивен и прост. Помещики Добчинский и Бобчинский – первые сплетники в городе. Они очень похожи друг на друга, болтливые и любопытные.

В пьесе также участвуют: дочь Сквозник-Дмухановского Мария, смотритель училищ Хлопов, врач Христиан Гибнер, который не понимает по-русски, а также квартальные полицейские Держиморда, Свистунов и Пуговицын во главе с приставом Уховертовым, горожане и слуги.

Действие первое

Сквозник-Дмухановский собрал у себя судью, пристава с полицейскими, попечителя богоугодных заведений Землянику и смотрителя училищ Хлопова. Городничий сообщает «пренеприятное известие»: один знакомый из столицы написал ему, что в их город направлен ревизор. Кто это и как выглядит неизвестно. Городские чиновники в панике начинают припоминать свои прегрешения.

Судья берет взятки борзыми щенками, на улицах мусор и грязь, в тюрьме не выдают продукты. Пациентов в больнице кормят кислой капустой и практически не лечат. «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», – рассуждает попечитель богоугодных заведений Земляника. В приемной суда сторож развел гусей, а от письмоводителя запах, как от винокурни. При больнице планировали построить храм. Антон Антонович отчитался, что его почти построили, но случился пожар. На самом деле, строить никто и не собирался.

Городничий упрашивает почтмейстера тайно изучать корреспонденцию, чтобы выяснить, не доносят ли на него? Но Шпекин, оказывается, и так из любопытства постоянно читает все письма.

Добчинский и Бобчинский торопятся рассказать, что нашли проверяющего. Обедая в трактире при гостинице, они заметили проезжего, который уже две недели там живет и денег не платит.

Паника усиливается. Городничий раздает приказы: вымести улицы, преподавателям в училище не корчить рожи и не ломать мебель, пациентам в больнице выдать чистые колпаки, Держиморде не распускать руки, а солдат запереть в казармах.

В компании Бобчинского и Добчинского городничий едет знакомиться с «ревизором». Как только они уходят, появляются жена Антона Антоновича и его дочь Мария. Анна Андреевна бранит дочь за медлительность и кокетство. Пока Маша косыночку прикалывала, все разошлись и теперь непонятно кто приехал. В отчаянии она велит служанке все поскорее разузнать.

Действие второе

Голодный слуга Хлестакова Осип жалуется сам себе на хозяина. Ему нравится жизнь в Петербурге, но барин слишком быстро проматывает деньги, приходится ходить голодным. Хлестаков возвращается с прогулки. Он тоже голоден и отправляет Осипа просить у трактирщика обед.

Трактирный слуга объясняет, что хозяин не велит подавать еду, пока Хлестаков не рассчитается с долгами. Он грозится пожаловаться городничему, и тогда Ивана Александровича посадят в тюрьму. После долгих уговоров слуга все-таки приносит обед, правда, невкусный. Хлестаков возмущается, но все съедает.

Тут в номер входят Антон Антонович и Добчинский, а Бобчинский остается подслушивать за дверью. Хлестаков в испуге решил, что его пришли арестовать. Но городничий заверяет молодого человека, что явился из добрых побуждений. Он проверяет, как живется проезжающим. Хлестаков, несколько ободренный такой ситуацией, ругает хозяина трактира за плохой обед. Перепуганный городничий сразу кается во всех грехах и предлагает Хлестакову поменять квартиру.

Мнимый ревизор думает, что «другая квартира» – это тюрьма. От страха он грозится, что будет жаловаться министру. Сквозник-Дмухановский напуган еще больше и предлагает деньги. Хлестаков соглашается взять у него 200 рублей в долг. Антон Антонович, вздохнув с облегчением, подсовывает 400 рублей. Он считает, что такому важному человеку нельзя жить в плохой гостинице. «Ревизор» соглашается переехать к городничему.

Сквозник-Дмухановский зовет гостя осмотреть училище, тюрьму и больницу. Хлестаков удивлен, что ему предлагают такую программу, но соглашается. Антон Антонович отправляет Добчинского с записками к жене и Землянике, а сам уводит «ревизора».

Действие третье

Жена и дочь городничего ждут вестей. Добчинский приносит записку. Из нее дамы узнают, что «ревизор» будет жить в их доме. Начинается суета. Срочно готовят комнату для гостя. Анна Андреевна ссорится с дочерью из-за нарядов. Обе уходят, чтобы переодеться.

Является Осип с вещами. Его встречает слуга в доме городничего Мишка. Он интересуется, не генерал ли его хозяин? «Выше», – отвечает со знанием дела Осип.

Входят Хлестаков с Антоном Антоновичем в сопровождении чиновников, помещиков и полицейских. Молодой человек в прекрасном настроении, слегка навеселе. Ему понравился обед в больнице, только удивило, почему так мало пациентов. «Все, как мухи, выздоравливают», – поясняет Земляника.

Городничий представляет важному гостю жену и дочь. Рисуясь перед дамами, Хлестаков хвастается своей жизнью в Петербурге: у него богатый дом, в прихожей ожидают аудиенции высокие чины. Он дает роскошные балы, дружит с Пушкиным и министрами, играет в карты с послами. А еще он известный сочинитель, перу которого принадлежат «Женитьба Фигаро», «Норма» и «Юрий Милославский». Молодой человек уверяет, что каждый день ездит во дворец. Антон Антонович и чиновники ужасно напуганы. Разомлевшего «ревизора» уводят в комнату отдыхать.

Добчинский и Бобчинский убегают, чтобы рассказать всем последние новости. Какой великий человек удостоил своим посещением их город! Мария Антоновна и Анна Андреевна снова ссорятся из-за того, на кого чаще смотрел Хлестаков.

В доме разговаривают тихо и ходят на цыпочках, чтобы не беспокоить важного гостя. На Осипа набрасываются с расспросами. Хитрый слуга важничает и подтверждает, что хозяин в Петербурге очень влиятельная персона. Он строгий, любит, когда его хорошо принимают и угощают. Сочиняя все это, Осип думает о собственной выгоде. Он рассчитывает, что его тоже будут вкусно кормить. Городничий велит полицейским постоянно стоять на крыльце, чтобы всех жалобщиков и просителей гнать взашей.

Действие четвертое

Чиновники снова собираются в доме у городничего. Они обсуждают, как дать взятку «ревизору». Никто не хочет идти первым. Из комнаты Хлестакова раздается кашель. Толкаясь и наступая друг другу на ноги, все выбегают прочь. Выходит заспанный Хлестаков. Он чрезвычайно доволен приемом и рассуждает о том, как бы одновременно приударить за дочкой и маменькой?

Входит очень взволнованный Ляпкин-Тяпкин. Он пытается дать деньги, но от волнения их роняет. Хлестаков поднимает купюру и предлагает взять ее в долг. Счастливый судья спешит уйти.

За ним входит почтмейстер. Осмелевший Хлестаков простит у него взаймы 300 рублей. Обрадованный чиновник отдает деньги. Следом протискивается в дверь взволнованный смотритель училищ. Обнаглевший «ревизор» берет 300 рублей и у него.

Кроме желания дать взятку, чиновники стараются доносить Хлестакову друг на друга. Особенно преуспел в этом Земляника. Он доносит на всех. Шпекин, по его мнению, бездельник, поэтому почтовые отправления постоянно задерживаются. Судья навещает жену Добчинского, а смотритель училищ смущает юные умы «неблагонамеренными правилами».

Земляника предлагает подать доносы в письменном виде. Хлестаков милостиво соглашается и просит у него в долг 400 рублей. У Бобчинского и Добчинского «ревизор» выпрашивает еще 65 рублей.

Когда все уходят, Хлестаков пишет в Петербург знакомому газетчику о своих приключениях. Осип просит хозяина поскорее покинуть город, пока барина не разоблачили. Хлестаков согласен, но хочет все же отправить письмо.

Неожиданно в окно заглядывают купцы с подношением. Они жалуются на городничего, который их обирает и тягает за бороды. У них Хлестаков тоже выпрашивает в долг 500 рублей. Потом пришла вдова унтер-офицера, которую высекли по ошибке. Хлестаков обещает во всем разобраться. В двери и окна настойчиво лезут просители, но Осип всех выгоняет.

Когда Хлестаков остается один, в комнату заходит Мария Антоновна. Молодой человек осыпает девушку комплиментами и даже становится перед ней на колени. Но тут появляется Анна Андреевна. Ей не нравится, что гость предпочел дочь. Жена городничего отсылает девушку под надуманным предлогом. Хлестаков сразу же пытается соблазнить даму. Он снова становится на колени, умоляя о любви, но тут опять вбегает в комнату Мария. Она в ужасе от увиденного. Хлестаков не теряется, хватает девушку за руку и обращается к маменьке с просьбой не противиться их счастью.

Входит Сквозник-Дмухановский, который очень обеспокоен жалобами. Городничий обвиняет купцов во лжи и мошенничестве, а также уверяет, что унтер-офицерская вдова высекла себя сама. Он долго не верит, что такой важный человек сделал его дочери предложение, а затем прыгает от счастья.

Появляется Осип с известием, что лошади готовы. Хлестаков объясняет: он уезжает на один-два дня проведать богатого дядюшку. Антон Антонович дает ему в дорогу еще 400 рублей, а тройку слуги устилают лучшим ковром. Сердечно со всеми простившись, Хлестаков уезжает.

Действие пятое

Счастливый Сквозник-Дмухановский требует позвать купцов, которые осмелились на него жаловаться. В их ожидании семейство мечтает о новой роскошной жизни в столице и генеральском чине. Жалобщиков городничий ругает и заявляет о предстоящей свадьбе его дочери с тем важным чиновником, которому они доносили. Купцы умоляют простить их.

В дом Антона Антоновича приходят гости. Все, прослышав о небывалой удаче городничего, спешат с поздравлениями. Чиновники, помещики и купцы всячески стараются польстить будущему тестю «его превосходительства» и очень завидуют городничему.

Внезапно появляется Шпекин с распечатанным письмом, которое отправил Хлестаков. Его читают вслух. Из письма следует, что мнимый ревизор в дороге проигрался в карты и остался без копейки. Но тут с ним произошел удивительный случай: его приняли за генерал-губернатора, дали в долг кучу денег, а еще он приударил за женой и дочерью городничего.