Натрий сернистый серная печень греется в мешке. Серная печень (gepar sulfur). Изменение цвета латуни под влиянием хлористой сурьмы

(NH 4) 2 S n . В структуре этих соединений имеются (димерные/полимерные) цепи атомов -S-S (n ) -S-.

Известны многочисленные полисульфиды водорода, общей формулы H 2 S n , где n меняется от 2 (персульфид водорода) до 23. Это желтые маслянистые жидкости; по мере увеличения содержания серы окраска изменяется от жёлтой до красной.

Полисульфиды аммония (NH 4) 2 S n (n = 2…9…) применяются для воронения стали . Смесью полисульфидов натрия (Na 2 S n ; в старину её называли «серная печень») с давних времён пользуются в кожевенной промышленности для удаления волоса со шкур. Серную печень для этой цели готовят сплавлением серы с содой. Получающаяся зеленовато-коричневая масса растворяется в воде с сильнощелочной реакцией и при стоянии раствора постепенно разлагается с выделением сероводорода (и дисероводорода). Некоторые органические производные персульфидного типа находят применение в качестве горючего твёрдых реактивных топлив . Полисульфиды кальция и бария применяют в борьбе с вредителями в сельском хозяйстве.

Патинирование – это искусственное состаривание материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности. Мы хотим предложить вам рецепт раствора серной печени для патинирования изделий.

Вам понадобятся:

  • сера кормовая
  • сода пищевая
  • емкость для подогрева
  • ложка
  • емкость из темного стекла

Серу можно купить в любом зоомагазине, стоит она около 30 рублей. Для подогрева используйте железную кружку и для помешивания алюминиевую ложку. Также понадобится емкость из темного стекла для готового раствора (лучше с большим горлышком, для того чтобы некоторые изделия можно было погрузить сразу). Приготовлением заниматься в хорошо проветриваемом помещении с вытяжкой. Помните, что от концентрации, температуры и времени выдержки изделия в растворе зависит скорость окисления изделия. Некоторые камни чувствительны к серной печени (малахит, бирюза и др.), в таких случаях раствор нужно аккуратно наносить кистью на подогретое изделие. Готовый раствор хранится в холодильнике больше месяца. Не забудьте подписать!

(1-8)
Итак, приступим к приготовлению серной печени. Насыпьте 1 часть серы и 1 часть соды пищевой в емкость для варки. Тщательно перемешайте и избавьтесь от комочков. Затем на самом маленьком огне подогрейте массу, помешивая ее ложкой (если подогревать быстро – сера может воспламениться! ). Довести до ярко-желтого, немного коричневатого цвета. Добавьте теплой воды и размешайте. Аккуратно перелейте раствор в емкость из темного стекла.

Для повторного использования раствора подогрейте его на водяной бане. Опустите в емкость изделие и ждите нужного вам цвета. Затем промойте под проточной водой, протрите тканью и отполируйте металлической губкой.

Yes, I did it !

Вот, она, эта серная печень, сделанная своими руками.
И, оказалось, не так страшен черт, как его малюют.
Последнее время некоторые вещи стала делать из медной ленты. Патинирование меди парами аммиака и купленным составом для чернения серебра оказалось неудачным. Помогла серная мазь, но больно процесс грязный.

А тут все сошлось.
Приобрела серу и углекислый калий в магазине химреактивов, керамический тигель, респиратор в хозмаге.
Процесс решила проводить на даче, но так как там газ, а знатоки рекомендуют не использовать открытого пламени, то последней покупкой стала электроплитка.
Разговорчивый продавец-консультант, проверяя плитку, рассказывал, что такая же у него на даче и какие аппетитные запахи борща из овощей с собственных грядок распространяются по воздуху, поздравил с удачной покупкой и пожелал нам готовить на плитке долго и вкусно. Мы с мужем переглянулись и захихикали. "Знали бы вы, что я собираюсь на ней готовить" - сказала я: "Борщом точно пахнуть не будет. Будет пахнуть серой." И мы удалились под недоуменным взлядом продавца, унося свою удачную покупку.
Процесс я проводила в сарае, при распахнутой двери, в респираторе. Постоянно помешивала смесь в тигле отверткой при среднем нагреве. Состав пожелтел, потом стал коричниветь и спекаться в маленькие комочки. Минут через 10-15 сняла с огня.
Никаких ужасов, описанных другими экспериментаторами не было: ни адской вони, ни загорания серы, ни прилипания состава к поверхности. Но все-таки волнение сказалось: я с такой силой сжимала плоскогубцы, которыми удерживала тигель, что край керамического тигля раскрошился. В следующий раз буду пользоваться металлической посудой.
Потом нужно было опробовать полученный состав.
Сделала фактурную пластинку и сплела браслет. (И это все вместо перекапывания дачных грядок))
Вот результаты.
Пластинка 6 см на 5 см


А это браслет

В общем, выходные прошли очень удачно!

Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.
Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки – декоративное.

Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.
На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет.

На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.

Но безумство святотатца
Мной уже владеет, видно.
Так и не сумев сдержаться,
Я произношу бесстыдно:

Памятник, зачем тебе такие большие уши?
- ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!
- Памятник, зачем тебе такие большие руки?
- ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!
- Памятник, зачем тебе такие большие зубы?
(не дает ответа...)

Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»

В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.

По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств – это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки.

Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.

Само патинирование выглядит примерно так – с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.

Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.

Что было использовано в работе.
Инструменты.
Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.

Материалы.
Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.

Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.

А гипертоник втайне от врача
Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек
Он бегал по больнице хохоча,
Будил больных - вот настоящий наслаждения источник.

Манго-манго «Источник наслаждения».

Способ, подсмотренный у стимпанкеров – чернение насыщенным раствором растворимого же кофе . Строго говоря, способ не совсем химический – реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.

Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.

Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления. После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.

Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.

После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.
Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.

Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.

Способ «патинирования» чудо как хорош – чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак – можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим – например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.

Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов .

- Серная мазь

Цвета: От светло коричневого до черного.

Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.

Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.

Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос СuSО4 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99°С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). . Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.

На ~600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.

Для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.

Ну и наконец, классика жанра – «серная печень» . Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус – готовить его (печень от слова – «печь») следует на открытом воздухе.

Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.

Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.

Поташ - карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит – тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками.

ОКСИДИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
СОСТАРИВАНИЕ МЕДИ, СЕРЕБРА, БРОНЗЫ ИЛИ ЛАТУНИ ВОДНЫМ РАСТВОРОМ
СЕРНОЙ ПЕЧЕНИ

Серная печень (Liver of sulphur / Liver of sulfur ) - полисульфид калия или полисульфид натрия.

Медь и серебро хорошо патинируются водным раствором серной печени, постепенно приобретая густой черный цвет, а бронза и латунь - слабые оттенки.

Спекание над огнем патинирующего состава и дало в старину название "печень" - от слова "печь", "спекать".

Патина - плёнка (налёт).
Патина бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная патин а - это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных элементов в естественных условиях (под воздействием окружающей среды).

Естественную патину часто считают благородной и, как правило, стараются ее беречь.

Искусственная патина - налёт, образующийся на поверхности декоративных элементов после нанесения на их поверхность различных мастик, растворов и иных, предназначенных для этого, составов.

Оксидирование - создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.

Для оксидирования меди, серебра, бронзы или латуни вам понадобится :

Сам предмет, поверхность которого будет обработана раствором серной печени;

Серная печень (рабочая концентрация - 10 г. серной печени на 1 литр воды, однако, изменяя концентрацию,
температуру раствора или время выдержки, на меди и серебре можно получить широкий диапазон цветов патины -
от красновато-коричневого и пурпурного до черного);

Стеклянная или пластиковая емкость;