Флот русич речные круизы. «Круизный флот «Русич» не смог открыть круизную навигацию

Систематическая разведка против сил вероятных противников во всех возможных районах и их нахождение является важной составляющей обеспечения боевой готовности любого флота. Разведка проводится с целью своевременного раскрытия достоверной угрозы со стороны будущего противника с последующей выработкой адекватных мер.

Основным источником информации о любом противнике на сегодняшний день являются радиотехнические средства, слежение за радиосвязью, радиолокация и гидроакустические системы. Именно для ведения радиотехнической разведки и была создана в военно-морском флоте СССР система разведывательных кораблей.

В послевоенное время первыми разведывательными кораблями стали небольшие суда, переоборудованные из обычных рыболовных траулеров типа «Лонгер», «Океан» и проекта 502. Рыболовные траулеры были выбраны не случайно - их нахождение в любом районе можно объяснить поиском рыбы, а личный состав разведывательного корабля легко маскируется в привычных рыбаков. Правда, следует отметить, что такие «рыбаки» достаточно быстро вычислялись вероятным противником. При пристальном рассматривании наименование, особые приметы, наличие определенных радиоантенн и дополнительных надстроек на палубе, заносились в «особые списки», а их деятельность внимательно контролировалась вероятным противником.

Первыми, специально созданными для нужд военно-морской разведки кораблями стали малые разведывательные корабли проекта 393А, построенные на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Корабли строились на базе корпусов стандартных китобойных судов по проекту, разработанному в Конструкторском бюро №171. Они вступили в строй в 1965 году. Разведывательные корабли имели водоизмещение в 1200 тонн и длину корпуса 63,5 м. Четыре дизель-генератора суммарной мощностью 4400 л.с. обслуживали один электродвигатель и обеспечивали скорость хода около 18 узлов. Экипаж «разведывательного корабля» часто превышал 80 человек.

При сравнительно небольшом водоизмещении эти корабли были насыщены разведывательной аппаратурой: средствами радиоразведки, радиотехнической разведки и гидроакустической разведки под названиями: «Квадрат», МРР-1-7, «Конус-3К» и другие. Была и навигационная радиолокационная станция «Дон» и сонар «Бронза». Автономность малого разведывательного корабля составляла 30 суток. Всего ВМФ СССР получил четыре таких корабля - «Бакан», «Вал», «Вертикаль» и «Лоцман», которые базировались в Южной бухте Севастополя и озере Донузлав, поселок Новоозерное.

Для быстрого наращивания численности разведывательных кораблей часть судов гидрографии, строящихся на польских верфях, достраивалась как корабли разведки. Так в составе ВМФ СССР появились три средние разведывательные корабли проекта 850м типа «Харитон Лаптев», построенные в 1965 - 1966 годах. Следующими были девять малых разведывательных кораблей базового проекта 861 и 861М «Кильдин», «Экватор», «Юпитер», ССВ-472 «Ильмень», ССВ-474 «Вега», 506 «Находка», ССВ- 509 «Пелорус», ССВ-512 «Архипелаг» и ССВ-514 «Селигер». Эти корабли вошли в строй в период с 1968 по 1973 год. Позже советский флот получил и два средних разведывательных корабля проекта 862, переоборудованных в 1980 и 1983 годах, классификация НАТО «Yug Class».

средний разведывательный корабль проекта 862

Первыми специально спроектированными большими разведывательными кораблями стали корабли проекта 394Б и его модификация - проект 994, созданные на базе корпусов больших морозильных траулеров конструкторами Севастопольского ЦКБ «Черноморец». Набор разведывательной аппаратуры на них был резко увеличен и качественно улучшен. Всего в Николаеве было построено с 1960 по 1971 год шесть больших разведывательных корабля с головным «Забайкалье». В Калининграде построили с 1978 по 1987 год четыре больших разведывательных корабля проекта 1826 с головным - «Лира». В Польше построено семь средних разведывательных корабля по проекту 864 и 864Б с головным - «Меридиан» для работы в морской и ближней океанской зоне.

Следующими были разведывательные корабли для освещения подводной обстановки. Первым кораблем этого типа стал большой разведывательный корабль проекта 10221, созданный на базе крупного морозильного траулера проекта 1288 конструкторами с ЦКБ «Восток». На этом корабле была размещена мощная гидроакустическая станция «Днестр», ангар для двух вертолетов и взлетно-посадочная площадка. Главный разведывательный корабль «Камчатка» был построен в 1986 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Второй корабль в недостроенном виде был передан Украине после распада СССР и позднее достроен по измененному проекту, как корабль управления «Славутич».

средний разведывательный корабль «Юпитер» проекта 861

Во время раздела Черноморского флота бывшего Советского Союза, ВМС Украины, в феврале 1996 года был передан средний разведывательный корабль «Юпитер» проекта 861М.

описание конструкции среднего разведывательного корабля

Корпус разведывательного корабля выполнен из обычной сварной кораблестроительной стали, и имеет систему двойного дна. Конструкция корпуса имеет ледовые усиления, что позволяет идти по битому льду. Девять водонепроницаемых переборок обеспечивают кораблю непотопляемость при затоплении двух любых смежных отсеков. Корабль имеет двухъярусные надстройки, выполненные из АМГ-сплава для облегчения конструкции, и располагается в средней части корпуса. В кормовой части надстройки расположен дымоход обтекаемой формы, а перед ним - грот-мачта с радио разведывательными антеннами. Первый ярус надстройки продлен при модернизации до полбака, и на крыше смонтирована фок-мачт с антеннами радиотехнической разведки. В кормовой части корабля побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами, а на крыше первого яруса надстройки при модернизации корабля установлен большой радиопрозрачный колпак из стеклопластика для защиты аппаратуры от атмосферных осадков и морской воды. В качестве главных двигателей на среднем разведывательном корабле размещены два дизеля компании «Scoda» мощностью по 1800 л.с. каждый. Дальность плавания на экономическом ходу 11 узлов превышает 9700 миль. Скорость полного хода составляет 17 узлов. Запас дизельного топлива - 200 тонн.

Для судовождения используются две навигационные радиолокационные станции «Дон», размещенные на грот-мачте. Также имеется опускаемая гидроакустическая станция комплекса «Бронза». Для целей разведки на корабле была размещена аппаратура радио- и радиотехнической разведки. Характеристики и описание этой аппаратуры является государственной тайной и тщательно охраняется.

Средний разведывательный корабль построен по проекту 861М в Польше на Гданьском заводе. Флаг на корабле был поднят 28 августа 1973 в Балтийске. После чего разведывательный корабль «Юпитер» осуществил между базовый переход и прибыл на Черное море в Севастополь. Корабль сделал несколько выходов на боевую службу в Атлантику и в Средиземное море. В 1977 году моряки разведывательного корабля «Юпитер» спасли итальянских рыбаков, взяв их на буксир. Разведывательный корабль не имел права этого делать, но человечность советских моряков взяла верх над секретными инструкциями. Рыболовное судно было отбуксировано к берегу, а затем передано гидрографическому судну Черноморского флота «Память Меркурия». Именно этому судну и достались лавры спасателя, в том числе и благодарность правительства Италии во главе с Альдо Моро, а истинные «виновники торжества» остались в тени.

В 1986 году средний разведывательный корабль «Юпитер» прошел комплексную модернизацию в Николаеве по проекту 861-017 и до распада СССР успел дважды выполнить выходы на боевую службу в Средиземное море. После распада Советского Союза разведывательный корабль до 1996 года входил в состав Черноморского флота.

Птицы Новороссийска © Торгачкин Игорь Петрович

Средиземноморская чайка /

Larus michahellis /

Yellow-legged Gull

Город-герой Новороссийск

Новороссийская (Цемесская) бухта,

Черноморское побережье Кавказа.

Краснодарский край,

Южный ФО, Россия.

Средиземноморская чайка / Larus michahellis (Naumann, JF, 1840) / Yellow-legged Gull - крупная белоголовая чайка, по размерам и окраске похожа на серебристую чайку и хохотунью. Ноги и крылья относительно длинные, мощный клюв относительно короткий и тупой, шея мощная, темя плоское. Во время долгого крика сначала опускает голову, потом поднимает ее вертикально вверх, как клуша. Длина тела 58–68 см, размах крыльев 140–158 см, масса 800–1500 г. У взрослых птиц летом голова белая. Мантия темно-серая, примерно как у северных серебристых чаек, крылья темно-серые с обширным черным полем на конце крыла, которое захватывает 6, иногда 7 маховых перьев (от десятого до пятого или четвертого). Пятое маховое перо с довольно широкой черной полосой, крайнее маховое перо (десятое) — с небольшим белым предвершинным пятном, соседнее, девятое перо обычно тоже. У некоторых птиц десятое перо имеет полностью белый конец, как у типичной хохотуньи. Клюв ярко-желтый, с ярко-красным пятном на изгибе подклювья, которое часто переходит на надклювье. Радужина желтая, веки красные. Ноги исключительно ярко-желтые. Зимой взрослые птицы сохраняют в основном белую голову (в отличие от серебристой чайки), обычно с немногими мелкими светло-серыми пестринами вокруг глаз. У молодых птиц в гнездовом наряде оперение темное, но голова и низ тела быстро начинают светлеть и контрастировать с темной мантией и полностью черным клювом. Часто за глазом заметно темное пятно. Коричневые перья приобретают характерный теплый оттенок. У летящих птиц на внутренних первостепенных маховых перьях видно небольшое светлое поле. В редких случаях все внутренние первостепенные маховые перья темные. Темные внешние большие верхние кроющие перья крыла образуют неполную темную полосу. Третьестепенные маховые перья темно-бурые, с узкой светлой каемкой. Надхвостье и хвост белые, с контрастной черной предвершинной полосой и с белыми кончиками рулевых перьев. Испод крыла достаточно темный, с множеством темных пестрин на кроющих перьях, но светлее, чем у серебристой чайки. Средиземноморские чайки рано начинают линьку в первый зимний наряд и могут приобрести его уже в начале сентября. В течение первой зимы средиземноморская чайка, в отличие от серебристой чайки, сменяет некоторые кроющие перья крыла. Через год, во втором зимнем наряде, она, как и хохотунья, обычно выглядит уже старше серебристой чайки того же возраста, имея многочисленные сизые перья на мантии (сизое «седло») и среди кроющих перьев крыла. Голова и низ белые, темных пестрин мало или они вообще отсутствуют. Нижние кроющие перья крыла с многочисленными бурыми пестринами, менее чистые, чем у хохотуньи. В отличие от типичной хохотуньи, радужина начинает светлеть. В третьем зимнем наряде средиземноморская чайка обретает более взрослую внешность. Окраска изменчива. Мантия и верх крыльев темно-серые, с некоторыми черными кроющими перьями первостепенных маховых. Внешние первостепенные маховые перья черные, с небольшим белым предвершинным пятном на крайнем, десятом, маховом пере, иногда и на соседнем девятом, но белые пятна могут и вовсе отсутствовать. На пятом маховом пере есть черная полоска. Голова и низ белые. Хвост белый или еще с остатком черных пятен. Цвет клюва изменчив: желтый с черным и красным пятном в конце или еще в основном темный. Ноги желтоватые или еще розоватые. Взрослые птицы очень похожи на взрослых желтоногих серебристых чаек и в меньшей степени на хохотуний. Важно обращать внимание на цвет клюва (он ярко-желтый с крупным ярко-красным пятном на подклювье, переходящим на надклювье, что редко бывает у серебристой чайки и хохотуньи), черное поле на конце крыла (оно явно меньше и часто не заходит на пятое маховое перо у балтийских и северных серебристых чаек) и на пропорции (в сравнении с серебристой чайкой относительно длинные ноги и крылья; мощный, туповатый клюв, который иногда напоминает таковой у морской чайки). Во время долгого крика держит голову вертикально вверх, в отличие от серебристой чайки, которая держит голову под углом в 45 градусов. При определении молодых птиц в гнездовом и первом зимнем нарядах желательно хорошо рассмотреть птицу на земле и в полете. В сравнении с обычно более темными серебристыми чайками бросаются в глаза светлые голова и низ, контрастирующие с темными мантией, пятном за глазом и черным клювом. Заметно отсутствие явного светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях, которое характерно для молодых серебристых чаек. Другой важный признак - окраска третьестепенных маховых перьев. У средиземноморской чайки они темно-бурые, с узкой, равномерной светлой каемкой, в отличие от большинства серебристых чаек, у которых третьестепенные маховые перья более пестрые, с зазубренной каемкой. Хвост молодой средиземноморской чайки более контрастный, чем у серебристой, темных пестрин на нем меньше и предвершинная полоса темнее. Молодые средиземноморские чайки в гнездовом и первом зимнем нарядах отличаются от хохотуний пропорциями (особенно клювом), темным исподом крыла (он светлее или беловатый у хохотуньи), темным пятном за глазом (у хохотуньи обычно отсутствует). У хохотуньи светлое поле на внутренних первостепенных маховых перьях обычно чуть ярче. Неполная темная полоса, проходящая сверху по большим кроющим перьям, отличается от более развитой полосы по всем большим кроющим перьям у хохотуньи. Появление новых кроющих перьев в течение первой зимы фактически исключает серебристую чайку и говорит в пользу средиземноморской чайки или хохотуньи. От молодых клуш и халеев средиземноморская чайка отличается размером и пропорциями, более светлыми головой и низом, более белым хвостом с черной предвершинной полосой и наличием слабого светлого поля на внутренних первостепенных маховых перьях (у клуш и халеев оно отсутствует). Размер, окраска крыльев и хвоста также отличают средиземноморскую чайку от молодой морской чайки. В других нарядах отличается от хохотуньи пропорциями. У особей во втором зимнем наряде испод крыла темнее, чем у хохотуньи. Глаза начинают светлеть раньше, чем у хохотуньи. В сравнении с серебристой чайкой, во всех невзрослых нарядах выглядит чище и «взрослее». Населяет скалистые берега Средиземного и Черного морей, атлантическое побережье Марокко, Испании, Португалии и Франции, Канарские и Азорские острова. В результате расширения ареала в северном направлении стала гнездиться в небольшом числе в Швейцарии, Германии, Венгрии, Польше и других странах Западной и Центральной Европы. Ближайшие от России места гнездования находятся в Крыму. В конце лета и осенью эта чайка многочисленна по всему российскому побережью Черного моря. Возможно, там она и гнездится, но достоверных данных о гнездовании нет. Регулярно встречается на юге Балтийского моря, особенно осенью. Известны залеты в Финляндию, Эстонию и Московскую область. Несомненно, появление средиземноморских чаек можно ожидать и в Калининградской области. Некоторые птицы круглый год держатся рядом с колониями. Основная масса прилетает в феврале. Для гнездования предпочитает использовать скалистые берега, песчаные острова, долины рек, иногда крыши домов. Гнездо представляет собой ямку с разным количеством подстилки. Откладка яиц происходит в марте или апреле. В кладке 1–3 яйца оливково-коричневого цвета, с бурыми пятнами. Насиживают кладку оба родителя, но в основном самки в течение 27–31 дня. Птенцы начинают летать на 35–40 день. Питается рыбой, моллюсками, мелкими млекопитающими и птицами, яйцами и птенцами, падалью. Охотно посещает свалки. Источники информации:

ГИСУ «Челекен». Севастополь, 26 сентября 2007 года.
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Подтипы
  • 861М, 861М2, 861J, 861МВ
Построено 32
В строю 9
В консервации 1
Отправлено на слом 17
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 1200 т (стандартное)
1542,6 т (полное)
Длина 73,32 м
64,4 (между пенпедикулярами)
Ширина 10,8 м (на миделе)
Высота 5,1 м (на миделе)
Осадка 3,85 м
Двигатели 2 × «Згода-Зульцер» 6ТD-48
Мощность 2 × 1800 л.с.
Скорость хода 17,3 уз.
Дальность плавания 8900 миль (при 10,93 уз.)
Автономность плавания 35 суток
Экипаж 45 + 10 человек
Вооружение
Навигационное вооружение 2 × НРЛС «Дон»
Радиолокационное вооружение радиопеленгатор АРП-50Р

Гидрографические суда проекта 861 - серия судов специальной постройки для нужд гидрографической службы военно-морского флота.

Позже, часть судов была перестроена (модернизирована) в средние разведывательные корабли по проекту 861М, по кодификации НАТО .

Назначение

Суда проекта предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Проект

В 1960-х годах, принятие на вооружение новых проектов кораблей и подводных лодок, потребовало тщательного изучения гидрографии вод в новых районах мирового океана и значительного улучшения гидрографического обеспечения в уже известных. Это привело к созданию гидрографических судов для различных целей. Одним из таких проектов стал в соответствии с требованиями ВМФ СССР проект гидрографических кораблей 861. Суда этого проекта создавались для обеспечения безопасного выхода боевых кораблей военно-морского СССР в океан. Разработка была поручена Гданьскому Центральному бюро кораблестроения № 2 (Centralnym Biurze Konstrukcji Okrętowych nr 2 ). Главным инженером выступил Мечислав Выроцкевич (Mieczysław Wyrostkiewicz ) .

Модернизация

С начала 1960-х годов во флоте стала широко внедрятся аппаратура радиосвязи, радиолокации и гидроакустики, и основным источником информации о вероятном противнике стали электронные и радиотехнические излучения. Тем самым важным условием обеспечения систематической разведки сил вероятного противника во всех возможных районах стало обнаружение и слежение за этими излучениями. Данная разведка производилась с целью вскрытия информации о местонахождении сил вероятного противника, возможной угрозы с их стороны для своевременной выработки адекватных ответных мер и, при необходимости, приведения в боевую готовность нужные силы.

Для ведения такой разведки в районах возможного нахождения сил вероятного противника был разработан ряд новых проектов, но это требовало продолжительного времени. В 1960-х годах для быстрого увеличения числа разведывательных кораблей был разработан план модернизации (перестройки) гидрографических судов проекта 861 в средние разведывательные корабли. Данный проект получил шифр «Архипелаг» и номер 861М, по кодификации НАТО Moma-class intelligence collector . По этому проекту с 1968 года по 1977 год были модернизированы девять судов: «Архипелаг» (1968), «Пелорус» (1969), «Находка» (1970), «Кильдин» (1970), «Селигер» (1971), «Ильмень» (1972), «Вега» (1975), «Экватор» (1976) и «Юпитер» (1977). До 1977 года они классифицировались как гидрографические суда, позже официально были переклассифицированы как малые разведывательные корабли.

Позже, семь разведывательных кораблей были модернизированы на СРЗ № 82 в Росляково по проекту 861М2: «Селигер» (1978), «Архипелаг» (1986), «Ильмень» (1986), «Вега» (1987), «Находка» (1987), «Пелорус» (1987), «Юпитер» (1987). В соответствии с директивой ГШ ВМФ переоборудованные суда получали открытое наименование «судно связи». Также без определённого проекта были перестроены в разведывательные корабли три судна: «Лиман» (1989), «Океан» (1989), «Рыбачий» (1989). В 1992 году они были переклассифицированы в средние разведывательные корабли.

По проекту 861J построено судно Andrija Mohorovičić для ВМФ Югославии в 1971 году. По проекту 861МВ было построено судно Admiral Branimir Ormanow для ВМФ Болгарии в 1976 году.

Конструкция

Тактико-технические характеристики

По проекту 861
  • Водоизмещение: 1200 т (стандартное), 1542,6 (полное)
  • Длина: 73,32 м
  • Ширина: 10,8 м
  • Осадка: 3,85 м
По проекту 861М
  • Водоизмещение 1080 т (стандартное), 1560 (полное)
  • Длина: 73,32 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,9
По проекту 861J
  • Водоизмещение 1260 т (стандартное), 1540 (полное)
  • Длина: 73,3 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,8
По проекту 861МВ
  • Водоизмещение: 1504 т (стандартное), 1645 (полное)
  • Длина: 73,34 м
  • Ширина: 10,8
  • Осадка: 3,9

Корпус и надстройка

Рабочий катер, проект 861J

Корпус сварной выполнен из кораблестроительной стали с системой двойного дна, состоит из десяти отсеков разделённых девятью водонепроницаемыми переборками. Корпус имеет противоледовые усиления для безопасного прохода по битому льду, а непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков. Надстройка двухъярусная с ходовым мостиком из АМГ-сплава располагается в средней части корпуса. На крыше надстройки располагается грот-мачта с антенными постами. За вторым ярусом надстройки располагается дымоход обтекаемой формы. За дымоходом побортно размещены шлюпбалки с двумя рабочими катерами . Перед надстройкой монтировался кран AN718, грузоподъёмностью в 7 тонн, а также одна кран-балка грузоподъёмностью в 150 килограмм.

При модернизации по проекту 861М крановая установка AN718 демонтировалась, а первый ярус надстройки, получивший шутливое прозвище «трамвай», продлевался до полубака, в котором размещались новые боевые посты. На крыше носовой части первого яруса монтировалась фок-мачта с дополнительными антенными постами, а в кормовой части надстройки устанавливалось дополнительное оборудование, иногда скрытое радиопрозрачным колпаком из стеклопластика.

ГЭУ

Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л.с. с приводом на два винта регулируемого шага (ВРШ) диаметром 2,8 метра. Суда серии способны развивать скорость полного хода до 17,3 узла , крейсерская скорость составляла 15 узлов. Запас дизельного топлива составляет 200 тонн. В качестве источника электроэнергии служат три дизель-генератора DW 5VAN22, мощностью по 259 кВт, имеется один вспомогательный дизель-генератор DW S324М, мощностью 52 кВт.

Вооружение

20-мм орудие, проект 861J

По проекту 861М предусматривалось размещение ПЗРК «Стрела-2 » с боекомплектом из 16 ракет. На некоторые суда было установлено стрелковое вооружение .

  • «Рыбачий»: 2 × 2 × 12,7-мм (пулемёт)
  • «Лиман»: 2 × 1 × 7,62-мм (пулемёт)
  • Andrija Mohorovičić : 1 × 1 × 20-мм (PZO M-71)

Обитаемость и экипаж

Экипаж судна составляют 45 человек и 10 членов научной команды. На судах проекта 861М до 85 человек, в том числе 15 офицеров. По запасам провизии и воды автономность плавания составляет 35 суток. Дальность плавания судов по запасам топлива составляет 8900 морских миль при 11 узловом ходе и 4750 морских миль при 17,3 узловом ходе. По проекту 861М дальность плавания составляет 9700 морских миль на 11 узловом ходе и 4750 морских миль на 17,3 узловом ходе. По проекту 861МВ дальность плавания составляет 8000 морских миль на 12 узловом ходе . По проекту 861М и 861MB экипаж составляют 66 человек и 19 научных сотрудников . По проекту 861J экипаж составляют 37 человек, в том числе 4 офицера.

Оборудование навигации и связи

Антенный пост, проект 861J

По проекту 861

  • 2 НРЛС «Дон»
По проекту 861М
  • 2 НРЛС «Дон»
  • РЛС РТР «Бизань»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-13
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
По проекту 861J
  • Raytheon NSC25
  • Raytheon NSC34

Гидрографическое оборудование

Специальное оборудование

По проекту 861
  • радиопеленгатор АРП-50Р
  • ОГАС комплекса «Бронза»
По проекту 861М
  • ОГАС МГ-329 «Шексна»
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К
  • «Виток-АК»
  • «Визир-М»
  • МРР-1-7
  • «Вахта-М»
  • «Вахта-10»
  • «Вахта-12»
  • «Ротор-Н»
  • «Узел»
  • «Кайра»

Информация о текущем составе радио-технического вооружения и специального оборудования, а также их характеристики и описание является государственной тайной и тщательно охраняется.

История строительства

Строительство велось в Польском городе Гданьск на верфи «Сточни Полночни» (Stocznia Północna im Bohaterow Westerplatte / Северная верфь) под руководством главного строителя Т. Лаутенбаха (T. Lautenbach ) . Главным наблюдающим за постройкой от ВМФ назначен капитан 2-го ранга В. В. Соколов .

Представители проекта

Цвета таблицы:
Белый - Современный статус неизвестен
Зелёный - действующая в составе ВМФ России
Жёлтый - действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий - находится в ремонте или на модернизации
Красный - списана, утилизирована или потеряна

Название Зав.№ Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Списание Примечание
«Арктика» 861/1 09.05.1967 30.12.1967 2002 До 1996 года служба в составе Балтийского флота, далее переведён в состав Черноморского флота. Ночью 9 декабря 2002 года у мола причала № 35 порта Новороссийска из-за потери поперечной остойчивости вследствие обледенения судно легло на грунт на глубине 7 метров с креном 30 градусов на левый борт. После подъема исключено из состава ВМФ и продано коммерсантам для использования в качестве грузо-пассажирского судна
«Таймыр» 861/2 28.08.1967 31.03.1968 1994 Утилизировано. Служба в рядах Тихоокеанского флота.
«Заполярье» 861/3 10.10.1967 30.05.1968 05.07.1994 Утилизировано. Служба в рядах Северного флота.
«Архипелаг» 861/4 30.11.1967 30.06.1968 05.07.1994 Утилизировано. Служба в рядах Северного флота. В 1968 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М.
«Аскольд» 861/5 30.12.1967 31.07.1968 2009 Утилизировано. Служба в рядах Балтийского флота.
«Экватор» 861/6 30.03.1968 31.10.1968 В строю Текущий бортовой номер 418. В 1976 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М
«Одограф» 861/7 29.10.1968 31.03.1969 Предположительно в 1983 году передано в состав ВМС Болгарии и было переименовано в Captain 1st Rank Kiril Khalachew
«Пелорус» 861/8 30.11.1968 31.05.1969 30.06.1993 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1969 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М. С 1979 года бортовой номер ССВ-509.
«Березань» 861/9 27.07.1968 30.06.1969 В состав Черноморского флота ВМФ СССР поступило под названием «Нактоуз». В 1970 году переименовано в «Березань». С 1997 года в составе ВМС Украины, бортовой номер U-602. С 1 марта 1998 года в составе ГП Держгидрография, позывной-UVNA, IMO 8952338.
«Рыбачий» 861/10 27.02.1969 30.08.1969 17.07.1997 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль, с 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль.
«Антарктида» 861/11 16.10.1969 28.02.1970 В строю
«Моржовец» 861/12 24.11.1969 31.03.1970 1998
«Кильдин» 861/13 31.12.1969 23.05.1970 В строю Служба в составе Черноморского флота, текущий бортовой номер 406. В 1970 году модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М.
«Крильон» 861/14 20.02.1970 25.06.1970 В строю Служба в составе Северного флота.
«Находка» 861/15 27.03.1970 10.08.1970 16.03.1998 Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1970 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, бортовой номер ССВ-506.
«Океан» 861/16 30.04.1970 16.09.1970 22.01.2001 Утилизировано. Служба в составе Черноморского флота. В 1989 году модернизировано в малый разведывательный корабль без проекта. С 1992 года переквалифицировано в средний разведывательный корабль, бортовой номер 409.
«Челекен» 861/17 30.05.1970 27.10.1970 В строю Служба в составе Черноморского флота.
«Колгуев» 861/18 15.07.1970 30.11.1970 В строю Служба в составе Северного флота
«Лиман » 861/19 19.08.1970 23.12.1970 2017 27 апреля 2017 года столкнулся с судном «Youzarsif H» под флагом Того и затонул в Чёрном море в точке 41.50°/28.95°. Служба в составе Балтийского флота, в 1974 году переведено в состав Черноморского флота, бортовой номер 413. В 1989 году переоборудовано в средний разведывательный корабль без проекта.
Kopernik
«Коперник»
861/20 13.02.1970 18.09.1970 31.01.1971 20.05.2005 Утилизировано. Служба в составе ВМС Польши, бортовой номер 261. С 1974 года по 1975 год прошло модернизацию для геофизических исследований .
«Селигер» 861/21 31.10.1970 30.03.1971 30.06.1993 Утилизировано. Служба в составе Северного флота. В 1971 году модернизировано в малый разведывательный корабль по проекту 861М, в 1978 году вновь модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-514.
«Север» 861/22 02.12.1970 15.04.1971 В ремонте Служба в составе Тихоокеанского флота.
Andrija Mohorovičić
«Андрий Мокововичич»
861J/23 12.02.1971 19.06.1971 В строю Построено по проекту 861J. Вошло в состав ВМС СФР Югославии 19 июня 1971 года, бортовой номер PH33/ПХ33. С 1991 года в составе ВМС Хорватии, бортовой номер РТ72. В настоящее время, в основном, используется в качестве учебного судна для курсантов Хорватской Военно-морской академии, текущий бортовой номер BS72.
«Эльтон» 861/24 29.07.1971 17.12.1971 05.07.1994 Утилизировано. Служба в составе Северного флота.
«Альтаир» 861/25 31.08.1971 12.01.1972 1997 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота.
«Ильмень» 861/26 20.11.1971 31.03.1972 30.06.1993 Утилизировано. В 1972 году вошло в состав Северного флота. В 1972 году модернизировано по проекту 861М. В марте 1976 года переведено в состав Тихоокеанского флота. в 1986 году модернизировано по проекту 861М2 на СРЗ № 82 в Росляково.
«Андромеда» 861/27 15.02.1972 16.06.1972 В строю В составе Балтийского флота.
«Антарес» 861/28 20.11.1972 31.03.1973 Выведено из состава Тихоокеанского флота, находится на отстое.
«Марс» 861/29 22.12.1972 29.05.1973 Выведено из состава Северного флота, по состоянию на 2012 год использовалось в качестве судна-мишени.
«Симферополь » 861/30 31.01.1973 28.06.1973 07.11.2012 Утилизировано. В 1973 году вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Юпитер». В 1977 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2 (861-017). С 28 ноября 1995 года под названием «Симферополь» и бортовым U511 перешло в состав ВМС Украины. С июля 2006 года использовалось в качестве учебного судна. С 27 ноября 2011 года бортовой номер U543. В 2013 году поставлен в Новоозёрное для хранения и дальнейшей разделки.
«Вега» 861/31 16.03.1973 18.08.1973 04.08.1995 Утилизировано. Служба в составе Тихоокеанского флота. В 1975 году модернизировано по проекту 861М, в 1987 году модернизировано по проекту 861М2, бортовой номер ССВ-474.
Admiral Branimir Ormanow
«Адмирал Бранимир Орманов»
861MB/32 23.02.1976 19.06.2008 Утилизировано. Достроено по проекту 861МВ и в 1978 году вошло в состав ВМС Болгарии, бортовой номер 617, далее бортовой номер 401.

Фотографии

Комфортабельный трёхпалубный палубный теплоход (проект 588) построен в Германии. Прежде носил имя ”Генерал Н.Ф. Ватутин». После реконструкции в 2013 г.- проект РЕКГ.002 класс «река-море».

Основные характеристки:

  • Длина: 95 м
  • Ширина: 14 м
  • Осадка: 2 м
  • Скорость: 95 км/ч
  • Пассажировместимость: 196 чел

Для размещения туристов на теплоходе имеются каюты: «Люкс», «Полулюкс», 1-,2-,3-местные.Все каюты оборудованы: санузлами и душевыми кабинами, телевизорами, кондиционерами, холодильниками

На борту к услугам туристов:

  • ресторан
  • конференц-зал
  • танцплощадка
  • салоны для отдыха
  • гладильная комната
  • медицинский пункт.

В стоимость путевки включено:

  • проживание в каюте выбранной категории
  • постельные принадлежности
  • питание в ресторане теплохода
  • развлекательная программа на борту

За дополнительную плату:

  • продукция бара
  • экскурсионная программа на берегу

Теплоход «Русь Великая» может ходить без ограничений по внутренним бассейнам рек и озер, в том числе совершать круизы по Белому морю. Это позволяет выполнять эксклюзивные рейсы.На теплоходе не открываются окна. Для соблюдения микроклимата и поддержания температурного режима во всех помещениях теплохода на борту установлена климатсистема «Фанкойл», которая работает в автоматическом режиме. Кроме этого функционирует приточная и вытяжная вентиляция, как дополнение в выше изложенной системе.Во всех каютах есть регуляторы, как для системы кондиционирования, так и для системы вентиляции.

ООО "Круизный флот "РУСИЧ" входит в группу компаний ООО "Экспресс-Тур" официально представляя туристическую компанию ООО "Экспресс-тур" (г. Пермь) в центральном регионе России. Туроператор ООО "Экспресс-Тур" осуществляет свою деятельность с 2000 года. С момента создания компании и по настоящее время речные круизы по России являются основным видом деятельности.

ООО "Экспресс-Тур" является собственником двух теплоходов: "Родная Русь" и "Русь Великая". Теплоход "Родная Русь" преимущественно обслуживает туристов на таких реках как Кама, средняя и нижняя Волга. Теплоход "Русь Великая" отличный по многим качествам корабль. "Русь Великая" осуществляет уникальные прямые рейсы на Соловецкие острова с прямым беспересадочным переходом по Белому морю. Также с навигации 2014 года теплоход будет выходить в Азовское и Черное море будет посещать такие города как Ейск, Новороссийск.

Акцент в организации отдыха на теплоходах компания делает на экскурсионной программе, открывая новые грани знакомых маршрутов.

КФ «Русич» предлагает доступные круизы на теплоходе по России всем желающим. Путешествие поможет вам взглянуть по-новому на давно знакомые города, открыть для себя необычные места и маршруты.

На борту теплохода вы сможете по-настоящему расслабиться, вдали от рутинных забот. Мы тем временем возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией развлечений и обеспечением безопасности пассажиров. Во время речного круиза вам останется лишь наслаждаться вежливым и внимательным обслуживанием, прекрасным размещением, интересным досугом и великолепными видами с палубы на природные ландшафты российских городов.