Архиепископ филарет карагодин где служит. Архиепископ Филарет (Карагодин) совершил Великое повечерие в Иоанно-Предтеченском монастыре

Василиск Сибирский

посмертный портрет преподобного Василиска
Имя в миру:

Гаврилов Василий Гаврилович

Рождение:

ок. 1740
деревня Иванищи близ Калязина

Смерть:

29 декабря 1824 (10 января 1825)(1825-01-10 )
Николаевский монастырь, Туринск

Канонизирован:

в 2004 году

В лике:

преподобных

Главная святыня:

мощи в Спасском монастыре Екатеринбурга

День памяти:

Василиск Сибирский (Туринский , в миру Василий Гаврилович Гаврилов ; ок. 1740, деревня Иванищи близ Калязина - 29 декабря 1824, Туринский Свято-Николаевский монастырь) - сибирский пустынножитель, преподобный Русской православной церкви (канонизирован в 2004 году). Память совершается (по юлианскому календарю): 29 декабря, 10 июня (Собор Сибирских святых) и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).

Жизнеописание

Родился в семье экономических крестьян Тверской губернии. Рано потерял мать, отец привёл в дом мачеху для Василия и трёх его старших братьев. Семья жила бедно и ребёнком Василия отправляли просить милостыню. На молодого Василия произвели впечатления проповеди тверского епископа Гавриила (Петрова), которые он слышал в Макариевом калязинском монастыре. Склонный к аскетизму Василиск, хотя и женился, но под предлогом ухода на заработки трудился в различных монастырях, а около 1777 года он оставил семью и пришёл в Островскую пустынь к ученику Паисия Величковского иеромонаху Клеопе, который благословил его на пустынножительство.

Вначале Василий жил вместе со своим старшим братом Косьмой, который также имел склонность к аскетизму (носил власяницу из конского волоса и вериги), а затем с двумя пустынниками Павлом и Иоанном ушёл в леса Чувашии. После их смерти пришёл к старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому), жившему пустынником в Брянских лесах. Адриан постриг Василия в монахи и нарёк ему имя Василиск. Вокруг Адриана была небольшая община пустынников, там Василиск познакомился со своим учеником и преподобным Зосимой (Верховским). В 1788 году Адриан перешёл в Коневецкий монастырь, следом за ним пришли на Коневец Василиск и Зосима, поселившиеся в трёх верстах от монастыря.

В 1799 году наставник Василиска и Зосимы старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и для этого уехал из Коневецкого монастыря в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками он благословил Василиска и Зосиму на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал Василиску и Зосиме разрешение поселиться на территории его епархии. Около года они странствовали по сибирским уездам, выбирая место для будущей пустыни, и в 1802 году поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревне они выкопали землянку, договорившись с одним из крестьян, что тот будет приносить им еду. Весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

Выйдя из тайги, они решили остаться в Кузнецком уезде и выбрали себе место у реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка. Местные крестьяне срубили им две кельи, монахи разбили огород, занимались рукоделием. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский.

В 1818 году по просьбе кузнецкой мещанки Анисьи Котоховой Василиск стал духовником образованной ею монашеской общины в одной из деревень на реке Томь. Видя неудобство существования монашеской общины в миру, Василиск в 1821 году направил Зосиму к тобольскому архиепископу Амвросию (Келембету) с просьбой разрешить открыть женский монастырь в Туринске на месте упразднённого в 1764 году мужского монастыря. Разрешение было получено и в 1822 году был открыт туринский Свято-Николаевский монастырь, где Василиск нёс до своей смерти послушание старца.

Скончался Василиск 29 декабря 1824 года, 4 января 1825 года был погребён у алтаря Вознесенского собора, основанного им монастыря. В 1913 году над могилой бала возведена часовня. После революции 1917 года монастырь был закрыт, а его постройки разрушены. Мощи Василиска были обретены в 2000 году. 11 января 2004 года состоялось его канонизация в лике преподобных местночтимых святых Екатеринбургской епархии, , а 4 октября того же года Архиерейским собором Русской православной церкви было утверждено всецерковное прославление преподобных старцев Зосимы и Василиска.

В Туринском краеведческом музее хранится посмертный портрет преподобного Василиска.

Примечания

Литература

  • Сергий (Соколов) Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 2007. - С. 147-174. - ISBN 5-88013-010-X
  • Виссарион (Кукушкин), Макаров Д. И. Василиск (Гаврилов Василий Гаврилович) // Православная энциклопедия . - М .: 2004. - Т. 7. - С. 222-223. - ISBN 5-89572-010-2.

Святой преподобный Василиск Турьинский (Сибирский), он же Василий Гаврилович Гаврилов (ок.1740 – 1824 гг.) – сибирский пустынник, всю жизнь проживший в молитвенном подвиге, инициатор основания Турьинской Свято-Николаевской женской обители. Небесный покровитель сибирских монашествующих, а также мужчин своего имени. Память – 29 декабря, 10 июня (в Соборе Сибирских святых) и в последнее воскресенье августа (в Соборе Кемеровских святых).

Избрал еси, Господи, угодника Твоего Василиска, из млада сердце чисто созиждя в нем, и, дары духовными изрядно его украсив, явил еси земли Сибирстей подвижника дивнаго, иже, пустыни тяжкая волею претерпевая, молитвы чистыя благодать воистинну стяжа, темже подвигни и нас, Христе Боже, горняя помышляти, предстательством блаженнаго отца нашего, да поем тому: Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю.

Из акафиста св. Василиску Сибирскому, кондак (глас 1)

Детство и юношество

Сегодня точная дата рождения святого остается неизвестной. За «отправную точку» исследователи жития преподобного Василиска берут 1740 г. Он родится в богобоязненной семье. Родители, Гавриил и Стефанида, были крестьянами деревни Иваниш, Калязинского уезда Тверской губернии. При рождении мальчик получил имя Василий, и был младшим из трех братьев. С детства он познал тягость крестьянской жизни и нужду. Одно время он выходил на улицу и просил милостыню. Будучи отроком, работал пастухом.

Прошло время, и Василий, не смея перечить родителям, женился. Семейная жизнь оказалась недолгой. Имея мысль посвятить себя Господу, молодой человек, с согласия жены, оставил ее, начав вести иноческий образ жизни.

Первым делом он обратился за советом к иеромонаху Клеопе, ученику святого Паисия Нямецкого. Тот благословил Василия на пустынножительство. Некоторое время он пребывал со своим братом Косьмой, который слыл аскетом (носил вериги и власяницу из конского волоса). Затем в компании двух подвижников, Иоанна и Павла, будущий святой отправился в Чувашию.

В лесах Чувашии

Вместе в чувашских лесах отшельники пробыли недолго. Сначала умер Павел, затем Иоанн. Василий остался один. Его жизнь была полна молитв и труда. Он постоянно стремился чем-то себя занять, не давая слабины, мало ел и спал. Если его клонило в сон, он принимался класть земные поклоны, петь духовные песни или колоть дрова. Все предпраздничные ночи проводились в бдении, после чего – вновь работа.

Об отшельнике начали говорить в округе. Иногда к Василию приходили странники. Он всех любезно встречал, давал советы. Если кто-то из посетителей жаждал поселиться рядом – Василий отказывал в этом. Он говорил, что недостоин быть духовным учителем, ибо живет грешной жизнью и нелюдим. Иногда замечал, что дал Господу обет уединения. Если же пришедший настаивал на своем, отшельник, с присущей ему кротостью, отвечал: «Если хочешь остаться в моей келье – оставайся. Я же пойду в другое место, ибо жить нам вместе никак нельзя».

Как-то один из путников рассказал Василию о виденном им в брянских лесах. Оказалось, что там проживал иеромонах Адриан, многоопытный и простой в общении старец. Кроме того, в пустыне у Адриана были ученики. Василий сразу пожелал отправиться туда. Он считал, что ему необходим духовно опытный учитель, ибо его нынешняя жизнь проходила не в духовном безмолвии и безумно. Вскоре Василий собрался и отправился в путь.

У старца Адриана

Обитание при старце Адриане стала новой вехой в жизни будущего святого. Передав себя ему на послушание, Василий быстро преуспел в молитвенных и постнических трудах. А вскоре настал знаменательный момент – Василия постригли в монахи. При получении мантии, ему было дано и новое имя – Василиск.

Иеромонах Адриан относительно недолго был духовным наставником молодого монаха. По указу митрополита Петербургского Гавриила, старец и все его ученики переехали в Коневецкую обитель для обновления в ней жизни и налаживания хозяйства. Василиск пожелал остаться в пустыни, дабы быть в уединении, к которому издавна стремился. Отец Адриан дал на то свое благословение.

Жизнь эта, однако, стала настоящим испытанием для Василиска. Нередко по ночам он просыпался от угрожавших ему голосов. Нечистые говорили: «Ты одинок, а нас – тьма. Уходи или мы погубим тебя!». От непереносимого ужаса отшельник стал часто впадать в уныние, претерпевать искушения. Его тело «выглядеть стало немощно и болезненно». Но монах не смел роптать на Господа, а наоборот, продолжал усердно молиться и изнурять себя работами. Он по-прежнему очень мало ел, и пища эта была простой и скудной. Иногда к Василиску приходили паломники. Каждого он встречал с любовью и дарил от себя небольшой «сувенир». Памятным подарком была грубо выстроганная деревянная ложка; делать изящные изделия Василиск не умел. Но путники с радостью принимали этот подарок и щедро жертвовали за него. Все, что получал инок, он отдавал нуждающимся, ничего себе не оставляя.

Знакомство с Захарией Верховским

Однажды в лесную келью Василиска постучался юноша. Звали его Захарией Верховским. Молодой человек многое слышал о духовном подвиге отца Василиска и, наконец, решился прийти к нему, чтобы по его примеру стать отшельником. Как ни странно, но Василиск не стал отказывать ему. В дальнейшем он вспоминал: «Все­гда про­сил я Гос­по­да, чтобы по­слал мне дру­га ду­хов­но­го, ис­крен­не­го, сер­деч­но­го, еди­но­душ­но­го, ибо и в без­мол­вии труд­но жить од­но­му. Ска­за­но: «брат от бра­та по­мо­га­ем, яко град тверд» и «го­ре еди­но­му». Итак, я про­сил Бо­га, а сам не ре­шал­ся ни­ко­го при­ни­мать, ожи­дая, по­ка Сам Гос­подь, «ими же весть судь­ба­ми», явит мне та­ко­во­го. И вот ду­ша моя при­ле­пи­лась к те­бе столь силь­ною лю­бо­вью, что как буд­то из­ве­стил­ся я, что в те­бе да­ет мне Гос­подь про­си­мо­го мною».

Однако сразу принять к себе юношу Василиск не мог. Было необходимо испытать его, убедиться в твердости намерения оставить мир. Он отправил Захарию в Коневецкий монастырь на послушание к старцу Адриану. Три года он жил в обители, где занимался выпеканием просфор и служением у алтаря. Убедившись в искренности, Захарию постригли в монахи с именем Зосимы. Только после этого отец Адриан благословил его на житие с пустынником Василиском.

Отшельник искренне полюбил нового брата. Он полагал, что Зосима во многом лучше его. Молодой монах в миру получил прекрасное дворянское образование, был сведущ в Писании и творениях святых отцов. А еще именно Зосима открыл Василиску значимость и чудодействие Иисусовой молитвы. Василиск так полюбил это моление, что Господь стал активно помогать ему.

Видения святого Василиска

Со временем святой Зосима Верховский напишет рукопись «По­вест­во­ва­ние о дей­стви­ях сер­деч­ной мо­лит­вы стар­ца-пу­стын­но­жи­те­ля Ва­си­лис­ка». Среди этих записей встречаются интересные фрагменты:

- «Случалось несколько раз таковое действие. Сидя с чистейшею молитвою, весь умно вперен он в Бога в сладчайшей сладости, трепетом сильным весь одержим и светом неким полностью окружен. И, так во свете сидя, видит он по левую сторону Создателя своего Господа Иисуса Христа, на Кресте висящим, и перед Ним предстоящую Матерь Его, Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Видя же это, и сам весь сильно воспламеняется несказанным желанием и горящей любовью ко Христу, Господу Богу нашему, но скорбит и болезнует, что так отдаленно от него виден Господь, ибо крайне желает поклониться Ему и лобызать пречистые Его язвы. И, так объят будучи этим великим и нестерпимым желанием, не ведает и сам, как приближается к Нему и осмеливается прикоснуться к пресвятым и животворящим язвам Его, одну за другой осязая, объемля и лобызая, - те, что на руках Его и на ногах; а ту, что в пречистом Его ребре - уже не рукой осязает и не устами к ней прикасается, но сердце свое к язве той прилагает. Едва же прикоснется он к язве в пречистом ребре Господнем сердцем своим, как тотчас нестерпимо закипит оно и восчувствует он сильнейшую, непостижимо действующую сладость, сильно вскипевшую в сердце и как бы пронзающую его. И бывает уже он тогда вне себя, как бы в исступлении чувств, пребывая только в одной своей чрезмерной любви ко Христу. Но, видя, что из-за его приближения к Спасителю (ради прикосновения сердцем к животворящей язве в пресвятом Его ребре) Божия Матерь позади стоит, болезненно опечаливается, ведь он тому причиной, что не стоит Она близ, пред Лицом Христовым. И от такого размышления и соболезнования начинает он приходить мало-помалу в память и видит на Кресте висящего Господа снова в отдалении, - пока совсем не утихнет и не отойдет это действие. Таковое несколько раз с ним бывало за непродолжительное время»


- «Случилось однажды, что, сидя, по обычаю внимал он молитве и восчувствовал, как она изменяется в лучшую. Потому внимательнее и с большим усилием стал понуждать себя, дабы еще и свое приложить старание. И так весь умно простерся он к Самому Господу Богу и распалился «Божественным желанием» (ибо недоумевал он, как наименовать тогда действующую в нем ко Господу любовь, бывшую в сердце, во внутренности и во всем теле его, из-за радости, сладости и несказанного утешения от нее). И от такового ощущения до того был восхищен ко Господу, что почувствовал всего себя изменившимся, светлым и светом объятым, и будто исшел из тела, но как - изъяснить того не мог. Ибо тогда от великой радости о Боге и всего его объемлющей сладости не чувствовал он на себе своего тела, но видел себя вознесенным на воздух, сидящим без тела в совершенной памяти и бодрствовании. До того он был трезв в памяти, что даже мыслил и размышлял, как держаться на воздухе без тела, ибо бодрственно и явственно видел свое тело мертвым, бездушно лежащим внизу, в отдаленности от себя. И так долго видел он самого себя удерживаемым на воздухе. А каковые в нем были к Богу чувства: любовь, благодарение и надежда на Его благость - ради величия их не мог мне изъяснить. Но так сказал мне: «Все чувства эти сами собой производились, одно другое предваряя, и тем самым всего меня восхищая и распаляя в желание ко Христу, в любовь и благодарение, с непостижимою сладостию».

Путь на Афон

В 1792 г. старец Адриан пригласил пустынников Василиска и Зосиму в свой монастырь. Братья были рады, но заявили, что будут жить не в самой обители, а в лесу подле нее. По указу отца Адриана были срублены две кельи. Отшельники прожили в них почти 10 лет. Пять дней в неделю они проводили в лесу, в субботу приходили в монастырь на всенощное бдение, а в воскресенье, после Божественной Литургии, возвращались обратно. В будние дни братья усердно молились. Согласно воспоминаниям, отец Василиск так истово и долго читал Иисусову молитву, что Господь открыл в нем чудо прозорливости. Нередко у отшельников бывали боломольцы, и инок говорил, что грядет в жизни его гостье. Также он помогал им, утешая и поддерживая.

В 1799 г. старец Адриан решил уйти в великую схиму. Он тепло попрощался со своими учениками. Монахам Василиску и Зосиме он дал благословение на пустынножительство в Сибири.

Тогда братья решили ослушаться старца. Причина была простой – их привлекал Афон, а не глухая холодная Сибирь. Три раза они пытались отправиться в Грецию, но их задумки срывались. Тогда монахи пошли в Киев, где два месяца прожили в Киево-Печерской лавре. Далее они перебрались в Крым, а оттуда – в Моздок. На Кавказе были неспокойные времена, то и дело на русские гарнизоны совершались набеги коренного населения. По причине частых атак, монахов Василиска и Зосиму под конвоем доставили в Таганрог, а оттуда – в Астрахань. Там иноки поняли, что их судьба – идти на восток. Исполняя просьбу старца Адриана, они купили лошадь и отправились в Сибирь.

Осенью 1800 г. монахи достигли Тобольска и получили разрешение поселиться на территории епархии. После года странствий они остановились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге, в 40-а верстах от ближайшей деревни, Василиск и Зосима выкопали землянку. Они договорились с одним из крестьян, что тот в определенное время станет привозить им продукты.

Блуждание и кузнецкая пустынь


Прошло 20 лет. В очередной раз, отправляясь на зимовку в тайгу, отец Василиск договорился с местными, чтоб им помогли выбраться из леса до сезонного разлива рек. Однако весной в назначенное время никто не пришел. Пробыв в землянке еще какое-то время, иноки решили, что ожидание бесполезно, а из тайги следует выбираться самостоятельно. Они предположили, что одолеют путь за три дня. Но только монахи покинули свои жилища, как заблудились. Ориентироваться по Солнцу они не могли, так как небо было затянуто тучами. Приходилось искать знаки в коре деревьев, муравейниках и мхах. Дорога заняла не одну неделю. Однажды ночью они вышли к реке, через которую должны были переправиться. Надев лыжи, старец Василиск без труда прошел по тонкому льду. Но следовавший за ним Зосима Верховский неожиданно провалился в полынью. Его ноги увязли в воде и мокром снеге, подняться на поверхность мешали лыжи, а чтобы их отвязать, следовало нырять полностью под лед. Отец Василиск долго не мог решиться на спасение утопающего. Во-первых, он сам мог угодить под воду. А во-вторых, после нескольких недель блуждания по лесу его сил осталось крайне мало. Тогда старец воззвал к Пречистой Божией Матери и ступил на лед. Как писал впоследствии святой Зосима Верховский: «Он по­дал [мне руку], – и я так лег­ко и ско­ро вы­шел к нему на бе­рег, что мне ка­жет­ся – лег­че, неже­ли бы я был сво­бод­ным и не по­гряз­шим! И как мои но­ги вы­шли из лыж, при­вя­зан­ных к ним ре­мен­ны­ми креп­ле­ни­я­ми, – это весь­ма уди­ви­тель­но. Толь­ко Гос­подь Бог, ра­ди Вла­ды­чи­цы на­шей Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вос­хо­тел да­ро­вать мне еще жизнь и явить, сколь обла­го­дат­ство­ван мой ста­рец ».

Еще несколько дней брели путники в поисках человеческого жилища. Ни сил, ни еды у них уже не было. Чудом они заметили на снегу собачьи, а затем и человечьи следы. По ним братья вышли к деревне. Старец Василиск просил у Господа прощения за свои грехи и возблагодарил Его за милость.

Почти три месяца пролежал отец Василиск «как расслабленный». Он продолжал молиться, хотя самостоятельно не мог ни есть, ни пить. Постепенно силы вернулись к нему.

Видя вокруг себя добрых людей, монахи решили остаться в Кузнецком округе, но избегая лишних взглядов, дабы не впасть во грех, Василиск и Зосима ушли в лес. Крестьяне-благодетели недалеко от реки Средняя Терсь срубили им две небольшие кельи. Там отшельники продолжали усердно молиться и заниматься делами на огороде, при этом стараясь не встречаться до субботы. Воскресные и праздничные дни они проводили вместе, читая Писание или ведя духовные беседы. Раз в год для причащения Святых Даров иноков посещал священник. Изредка к ним приходили и крестьяне. Старцы по- своему благодарили их. Отец Василиск делал глиняную посуду, а отец Зосима – деревянную. Денег за свои изделия они практически не брали – лишь на пропитание и одежду.

Так они прожили еще 24 года. За это время вокруг Василиска и Зосимы образовалась небольшая группа подвижников, в числе которых - юноша Петр (впоследствии прославленный в сонме праведников).

Основание Свято-Никольского монастыря


Анисия Котохова, мещанка из города Кузнеца, пожелала посвятить себя Господу и стать монахиней. Первой же проблемой оказалось, что поблизости нет монастыря, а уехать из родных мест она по каким-то причинам не могла. Тогда женщина обратилась за советом к пустынникам. Старец Василиск дал свое благословение на ее житье в небольшой деревне у реки Томь. Практически сразу рядом с Анисией стали появляться сомолитвенницы. Отец Василиск (а иногда и отец Зосима) окормлял их и наставлял к иноческому образу жизни.

Вскоре встал вопрос о переводе монахинь в отдельную обитель. Его бы и не задали, но местные жители воспротивились соседству с инокинями. В 1821 г. отец Зосима по просьбе отца Василиска направился к правящему архиерею Тобольской епархии архиепископу Амвросию. Тот решил вопрос, согласившись отдать монахиням опустевшую Свято-Николаевскую мужскую обитель. Тогда же Священный Синод постановил официально перевести монастырь в разряд женских.

Последние годы Василиск нередко подолгу проживал в этом монастыре, приняв на себя старческое послушание.

Так получилось, что стороны насельниц на Зосиму Верховского появился ропот. В частности говорилось, что он растрачивал монастырское имущество, надменно вел себя с сестрами и пытался учинить в обители раскол. При Синоде была собрана следственная комиссия, на которой и разбирали поступившие жалобы. Старец Василиск не мог присутствовать, но он чудесным образом явился двум членам комиссии. Во сне старец всячески защищал своего друга-пустынника, приводя неоспоримые доводы. Позднее, следствием были заданы те же вопросы, и получены те же самые ответы. В итоге, отец Зосима был полностью оправдан.

Кончина преподобного Василиска

Господом иноку Василиску был открыт день смерти. Зная это, накануне он исповедовался и причастился. До самого последнего момента старец читал молитвы, а со словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» испустил дух, словно уснул. Было это 29 декабря 1824 г. Сердце отца Василиска билось еще долго.

Спустя три дня в обитель для прощаний прибыл отец Зосима. За это время тело почившего не окоченело и не давало признаков тлена. Отец Зосима попросил написать с мертвого портрет, ибо при жизни старец Василиск не соглашался на это.

На седьмые сутки, перед погребением, когда тело старца вынули из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого.

Преподобного Василиска похоронили у алтаря Вознесенского собора основанной им Свято-Николаевской обители. В 1913 г. над его могилой была построена, и в 1914 г. - освящена часовня во имя святого мученика Василиска.

В годы Советской Власти собор и часовня были уничтожены, а на их месте поставлены гаражи.


Канонизация

В конце 1990-х вопросом о прославлении старца в лике святых задался духовник екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря схиархимандрит Авраам. По его инициативе на территории туринского Свято-Николаевского монастыря были организованы раскопки. В 2000 г. состоялось обретение целокупных мощей Василиска Сибирского. Сестры церковно-исторического кабинета подготовили документы на канонизацию. В 2004 г. старец Василиск был прославлен в лике Преподобных.

Сегодня его святые мощи хранятся в храме Всемилостивого Спаса в городе Екатеринбурге, поселок Елизавет.

Летом 2013 г. ученые-археологи проводили раскопки близ села Увар Новокузнецкого района Кемеровской области. Их целью было найти могилу другого святого – праведного Петра Томского. Захоронение не было найдено, однако специалистам удалось разыскать жилища преподобных Василиска и Зосимы. Среди находок оказались фрагменты фундамента кельи и землянки, где обитали иноки, часть самодельной кирпичной печи, подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки глиняной посуды. Также было найдено основание поклонного креста, который в XIX в. установили местные жители, как память об отшельниках.

В сентябре 2014 г. на месте духовных подвигов сибирских святых епископом Новокузнецкий и Таштагольски Владимиром был возложен закладной камень. Далее на этом месте планируется основать монастырь во имя святых Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Петра Томского.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИСКА СИБИРСКОГО

Пустынник Василиск (в миру в миру Василий Гаврилович Гаврилов) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Воспитанный родителями в страхе Божием, отрок Василий с детства познал труд и нужду. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Некоторое время жил он отшельником в лесах Чувашии. Новой ступенью монашества стала жизнь при старце Адриане. Предав себя ему в послушание, Василий преуспевал в постнических трудах и скоро, как лоза, привитая и давшая ко времени плод, был пострижен старцем в мантию с именем Василиск.

Примерно в это время встретил он своего будущего сомолитвенника и духовного брата - отца Зосиму (Верховского), тогда еще носившего имя Захария и желавшего стать отшельником. Около 10 лет провели отец Василиск и отец Зосима близ Коневской обители, упражняясь в монашеских подвигах и особенно в молитве Иисусовой. Многим помогали они мудрыми советами: десятки богомольцев посещали подвижников, и все находили у них доброе утешение и духовную поддержку. Когда отец Адриан уехал в Москву в Симонов монастырь, то благословил своих духовных чад отправиться в сибирские пределы.

И вот в пятидесяти верстах от города Кузнецка (ныне Новокузнецк) и в тридцати от ближайшей деревни, за Трикурыми проливами пустынники нашли себе удобное место, где с помощью благодетелей построили две кельи. Было это в 1799 году. В течение 24 лет подвизались они в отшельничестве в сибирском лесу. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский.Господу было угодно, чтобы, стяжав высокие добродетели, они послужили делу спасения ближних. Мещанка города Кузнецка Анисья Конюхова пожелала жить иноческой жизнью, поселилась в деревеньке на берегу реки Томь, чтобы наставники могли добираться до неё водным путём. Старец Василиск часто посещал монашеское поселение Анисьи Конюховой, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Вскоре к ней присоединились другие женщины, появилась необходимость переселиться из мира в монастырь. Тобольский архиерей предложил опустевший Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. Трудами и заботами старцев монастырь был возрожден, близ него и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. Блаженная кончина старца последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин.

Преподобного Василиска можно поставить в один ряд с величайшими угодниками Божиими: преподобным Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским и святителем Николаем Чудотворцем. В 2000 году братья Спасского монастыря обрели мощи старца. Сестры Ново-Тихвинской обители подготовили документы и направили их в комиссию по канонизации, и преподобный Василиск Сибирский был прославлен в лике святых в 2004 году. Его мощи почивают в Спасском храме Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Молитва

О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе! Ты мира сладости бегая, пустыни непроходныя достигл еси, в нейже многая лета, богомыслием озаряем, в трудех пустынных подвизался еси, смиренномудрия глубину ископав; сего ради, яко сокровище пребогатое, сердечныя молитвы сладость утешительную Господь тебе дарова, еяже действием великих дарований исполнился еси. Темже молим тя, отче Василисче, воззри на ны, унылыя и немощныя, и возгрей в сердцах наших истинную ревность о Христе Иисусе Господе нашем, Иже есть един источник спасения нашего. Буди нам поспешник к высоты духовныя восхождению: ум наш в трезвении бодренном укрепи и дух сокрушен в сердца наша вкорени; наипаче вразуми, научи и усердие неослабное в молитве непрестанней подаждь нам, во еже освятити уста, умы и сердца Христу Богу нашему, Егоже именем отбежит от нас всякая неправда и уныние, диавольским действом составляемыя, и да просветятся души наша светом любве Божественныя ко исправлению жития нашего, да не погибнем в огне аки плевелы, но, яко пшеницу чистую, соберет ны Господь в житницу Свою небесную, идеже вси любящии Его в радости нескончаемей пребывают, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Житие святого праведного Феодора Томского

(Старца Федора Кузьмича)

До сих пор нет точных свидетельств того, кем был праведный старец. Его имя в нашей истории связывают с именем императора Александр I. По одной из версий император Александр I инсценировал свою смерть во время поездки в Таганрог и ушел в Сибирь нести подвиг покаяния за грех отцеубийства.

Прославление Федора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Федора - небесного покровителя Томска.

Когда родился Федор Кузмич, неизвестно, как невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем он был до своего появления в Сибири. Верно одно — именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого — Феодор — и означает «дар Божий».

Ранней осенью1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади, запряженной в телегу, неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание своей необычной внешностью и необъяснимым поведением.

На основании существовавших в то время законов суд приговорил Феодора Кузьмича за бродяжничество к наказанию 20-ю ударами плетью и — как неспособного по возрасту к военной службе и тяжелым работам в военной крепости — к ссылке в Сибирь на поселение. Старец Феодор приговором остался доволен.

В сентябре1836 г. в арестантской партии под конвоем он был отправлен по этапу в Томскую губернию, где был приписан к деревне Зерцалы, Боготольской волости, Ачинского уезда, куда и прибыл 26 марта1837 г.

Старец Феодор был помещен на казенный каторжный Краснореченский винокуренный завод в 15 верстах от Зерцал, где прожил первые несколько лет, но не участвовал в каких-либо принудительных работах. В дальнейшем, имея неодолимое желание безмолвия и избегая человеческой славы, он часто менял свое место жительства, проживая то в Зерцалах, то в соседних селениях: станице Белоярской, селе Краснореченском, в деревне Коробейниково, всегда избирая по возможности тихое и уединенное место. Последние шесть лет своей жизни старец провел в Томске, куда перебрался, следуя усиленным просьбам горячо его почитавшего томского купца Семена Феофановича Хромова, у которого и поселился, сперва на заимке в окрестностях Томска, а затем и в самом городе.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. Всемерно удаляясь от мира и «того, что в мире», старец Феодор вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил всякий раз небольшой дом, состоящий из тесной келлии с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, которую со временем по его просьбе обили грубым холстом. При этом праведный Феодор, которому шел уже восьмой десяток лет, заметил: «Тяжело телу становится». Подушку заменял деревянный тесаный чурбан. В келлии также находились простой стол и несколько скамеек — для посетителей. В переднем углу висели иконы, по стенам — картины с видами святых мест (подарки многочисленных почитателей). Одежда старца, как и его келлия, была чрезвычайно простой. Летом он ходил в одной белой длинной рубашке из деревенского холста, (которых у него было только две), подпоясанный тонким ремешком или веревкой, таких же шароварах. Зимой надевал поверх рубахи длинный темно-синий халат или, когда выходил на холод, старую вылинявшую сибирскую хожу (шубу мехом наружу). На ногах носил обыкновенные (зимою — толстые) чулки и простые кожаные туфли.

Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его келлии была постоянно заперта. Следуя евангельской заповеди о необходимости совершать молитвенное делание втайне от мира (Мф. 6, 6), старец сподоблялся от Бога, по неложному Его обещанию, явных благодатных дарований. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.

В продолжение всей жизни в Сибири он имел несколько духовников, у которых и бывал на исповеди.

У себя в келлии старец Феодор принимал всех, приходивших к нему за советом, и редко отказывал кому-нибудь в приеме. Но особенным его расположением пользовались лишь немногие, простые и чистые сердцем люди, у которых старец и поселялся, переходя с места на место

Имея жалостливое, любвеобильное сердце, старец во время своего жительства в деревне Зерцалы, расположенной на главном сибирском тракте, каждую субботу выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней, употребляя на это все то, что приносили ему его почитатели.

Крестьянских детей святой Феодор учил грамоте, знакомил их со Священным Писанием, с географией и историей. Взрослых он увлекал духовными беседами, а также занимательными рассказами из событий отечественной истории. Все сведения и поучения, сообщенные им, отличались глубиной и правдивостью, вели слушателей к пониманию Промысла Божия в судьбах великих и малых явлений человеческой жизни и окружающего мира и надолго запоминались.

Святому старцу Феодору был дан от Бога дар прозорливости, который всегда сопутствует служению старческого попечения о ближних. Важно отметить, что истинный дар прозорливости (или пророческое служение) всегда имеет своим смыслом нравственное исправление ближних, указание им на те их греховные язвы, которые они либо не видят в себе, либо стыдятся открыть на исповеди.

За свою святую жизнь старец Феодор сподобился приять от Бога для пользы ближних еще один дар — дар исцелений. Причем, врачуя телесные немощи, святой, как правило, указывал человеку на их истинный нравственный корень — грех.

Глубоко чтивший старца купец Семен Феофанович Хромов, у которого праведный старец жил последние шесть лет в Томске, был исцелен по молитвам святого от болезни глаз и до самой старости мог читать без очков.

Многих, посещавших его, праведный старец своими проникновенными, исполненными духовной силы беседами направлял на путь исправления греховной жизни, других вразумлял не привязываться к земным вещам, третьих исполнял решимости к совершенному отречению от мира.

Прожив более восьмидесяти лет, праведный старец Феодор приблизился к пределу земной жизни. Для лучшего очищения чувственной природы, для облегчения перехода в вечность Господь послал старцу болезнь, которая с каждым днем усиливалась.

19 января 1864 года было уже ясно, что конец приближается. Прибыл отец Рафаил и приобщил старца Святых Христовых Таин.Незадолго до кончины старцу полегчало, и в 8 ч. 45 мин. тихо, без мучений и стонов, он предал Богу свою праведную душу.

В Томске совершались многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой.

И в наши дни не прекращает подаваться благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия праведного Феодора. Особенно явно она проявляется от святых мощей святого Феодора, открыто почивающих в возрождающемся ныне Богородице-Алексиевском монастыре города Томска.

Дни памяти (по новому стилю)

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш, Феодоре!

Молитва

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильным твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.