Чтобы ребенок заговорил. Чтобы ребенок был спокойным

Обычная практика, когда мать ласкает, прижимает к себе и вытирает младенца, не требует особых комментариев, зато весьма показательно, каким образом она держит ребенка, когда отдыхает.

Тщательные исследования американских ученых показали, что 80 % матерей кладут ребенка на левую руку и прижимают его к левой части тела. На вопрос о значении такого предпочтения большинство людей отвечает, что это, очевидно, объясняется тем, что среди населения преобладают правши. Удерживая ребенка на левой руке, мать освобождает правую руку. Однако детальный анализ показывает, что это не так.

Правда, различие между женщинами-правшами и левшами существует, но оно слишком незначительно, чтобы объяснить данный факт. Выясняется, что 83 % правшей держат ребенка на левой стороне, но так же поступают и 78 % матерей-левшей. Иными словами, всего 22 % матерей-левшей высвобождают левую руку. Вероятно, должно существовать какое-другое, не столь очевидное объяснение.

Единственной причиной является тот факт, что сердце находится в левой стороне. Не является ли биение материнского сердца жизненно важным фактором? А если так, то почему? Размышляя над этим вопросом, ученые утверждали, что, возможно, во внутриутробной жизни растущий эмбрион приобрел импринтинг (импринтинг, от англ. imprint – оставлять след, запечатлевать, фиксировать) на биение сердца матери. Если это так, то знакомый звук, вновь услышанный ребенком после его рождения, может оказывать успокаивающее воздействие на младенца, особенно если он очутился в незнакомом и пугающе новом мире. Если это так, то мать, инстинктивно или опытным путем, методом проб и ошибок, пришла к открытию, что ее ребенок спокойнее ведет себя, когда его держат на левой стороне, у сердца.

Вывод может показаться не слишком убедительным, но проведенные тесты указывают на то, что это правильное объяснение. Несколько групп новорожденных младенцев, находившихся в родильной палате, в продолжение длительного времени слушали запись сердцебиения со стандартной частотой 72 удара в минуту. В каждой группе находилось девять младенцев, и было установлено, что один или более новорожденных плакали в течение 60 % времени, когда запись не включалась. Однако эта цифра уменьшилась до 38 %, когда раздавались удары сердца. Кроме того, группы, слушавшие запись, заметнее увеличивали свой вес по сравнению с другими младенцами, хотя и те и другие получали одинаковое количество пищи. Совершенно очевидно, что группы, не слушавшие запись, расходовали больше энергии, когда громко плакали.

Был проведен еще один тест, в котором участвовали дети постарше перед тем, как лечь спать. В одних группах в спальне было тихо, для других включались записи колыбельных песен. Для третьих включался метроном, работавший с частотой работы сердца – 72 удара в минуту. Для четвертых групп включалась запись биения сердца. Затем проверяли, какие группы засыпают быстрее. Те группы, которые слушали запись биения сердца, засыпали в два раза быстрее любой из остальных групп. Это не только подтверждает гипотезу, что звук бьющегося сердца является мощным успокаивающим средством, но и указывает на то, что реакция на него чрезвычайно специфична. Имитация сердцебиения с помощью метронома не дает никакого результата, по крайней мере, когда речь идет о малышах.

Нам представляется вполне приемлемым такое объяснение факта, что матери держат младенцев с левой стороны. Интересно отметить, что, изучив 466 полотен с изображением Богоматери с Младенцем (созданных на протяжении нескольких веков), установили, что на 373 из них Дитя находится на левой стороне. И в этом случае цифра составляет 80 %. Это противоречит наблюдению, что 50 % женщин, несущих поклажу, держат ее в левой руке и столько же – в правой.

Какие другие возможные последствия может иметь этот импринтинг на сердцебиение? К примеру, он, возможно, объясняет, почему мы считаем, что чувства любви зарождается в сердце, а не в голове. Как поется а песне: “У меня есть сердце, а у сердца – песня!” Этот импринтинг может также объяснить, почему матери укачивают детей перед сном. Движения их совпадают по ритму с частотой сердцебиения. Возможно, они напоминают младенцу знакомые ритмичные пульсации, которые тот чувствовал, находясь в утробе матери, чье большое сердце стучало где-то наверху.

И это еще не все. Упомянутое явление сопровождает нас и во взрослой жизни. Страдая, мы покачиваемся взад и вперед. Когда с кем-то конфликтуем, делаем то же самое. В следующий раз, когда вы увидите какого-нибудь лектора или оратора, проверьте частоту его покачиваний.. Смущение, которое он испытывает в присутствии большого числа слушателей, заставляет его совершать движения, которые его успокаивают, и поэтому он прибегает к привычному ритму – отголоску материнского чрева.

Всякий раз, когда вы чувствуете себя незащищенным, вы находите для себя успокаивающий ритм сердцебиения, принимающий ту или иную форму. Не случайно народная музыка и танцы, как правило, исполняются в синкопированных ритмах. Звуки и телодвижения возвращают исполнителей к надежному миру материнской утробы.

Некоторые матери невыносимо страдают в первые три месяца жизни младенца, который непрерывно плачет. И никакие усилия родителей, похоже, не могут остановить этот поток слез. Они обычно приходят к выводу, что у ребенка какой-то физический дефект, и пытаются относиться к нему соответственно.

Конечно же, они правы: этот физический дефект действительно налицо; но это, скорее, следствие, а не причина. Помочь понять проблему может такой факт: беспрестанный плач ребенка прекращается, словно по волшебству, на третьем или четвертом месяце жизни младенца. Прекращается он в тот самый момент, когда ребенок начинает узнавать свою мать как личность.

Ответ на вопрос может дать сравнение поведения матерей детей-плакс с поведением родительниц более спокойных младенцев. Первые склонны к экспериментированию, нервозны и беспокойны, когда общаются с малышом. Вторые рассудительны, уверены в себе и безмятежны. Дело в том, что даже в столь нежном возрасте младенец прекрасно отличает прикосновение надежных, вселяющих уверенность рук от прикосновения таких рук, которые вызывают ощущение неуверенности и тревоги. Взволнованная мать невольно передает свое состояние новорожденному. Тот немедленно реагирует соответствующим образом, требуя оградить его от причины волнения. Это лишь усугубляет тревогу матери, что, в свою очередь, только усиливает плач ребенка.

В конце концов дитя заболевает, и ко всем его нравственным страданиям прибавляются еще и физические. Чтобы разорвать этот порочный круг, требуется одно: мать должна смириться с ситуацией и успокоиться. Если даже ей не удается изменить себя (младенца почти невозможно обмануть на этот счет), проблема разрешится сама собой на третьем или четвертом месяце жизни ребенка, поскольку на этом этапе он запечатлевает образ матери (происходит ее импринтинг) и начинает относиться к ней как к своей защитнице. Теперь из бестелесного сочетания раздражителей она превращается в знакомое лицо. Крепнущая связь малыша со своей родительницей успокаивает мать и автоматически уменьшает ее тревогу. Безудержный плач прекращается.

Когда на свет появляемся мы, мы оказываемся более беспомощными. У нас не только недостаточно сил, чтобы цепляться за мать, но и цепляться-то нам не за что. Лишенные механических способов обеспечить тесный контакт с родительницей, мы должны полагаться на свое умение вызывать ее реакцию. Мы можем вопить, пока не лопнем, лишь бы привлечь ее внимание. Однако добившись своего, мы должны как-нибудь закрепить это внимание. Детеныш шимпанзе, точь-в-точь как мы, горланит, требуя к себе внимания. Мать тотчас бросается к малышу и берет его на руки. Ее детеныш снова вцепится ей в шерсть. В подобной ситуации нам нужна какая-нибудь замена такого жеста, некий сигнал, который вознаградит родительницу и заставит ее остаться с нами. Таким сигналом и является улыбка.

Ребенок улыбается в первые недели после своего рождения. Однако следует отметить, что улыбка эта безадресная. Приблизительно на первой неделе она становится ответом на то или иное воздействие. Глаза младенца могут фиксировать определенные предметы. Вначале наиболее живо он реагирует на пару глаз, уставившихся на него. Сойдут даже два черных пятна на куске картона. Спустя несколько недель понадобится и рот. Два черных пятна и под ними линия, изображающая рот, наиболее эффективным образом спровоцируют реакцию младенца. Вскоре становится важно, чтобы рот открывался, и тогда глаза начинают утрачивать свое значение ключевых стимулов. На этом этапе, в возрасте трех или четырех месяцев, реакция младенца становится более специфичной. Теперь он реагирует не на любое лицо взрослого, а на конкретное лицо своей матери. Происходит процесс импринтинга.

И вот что удивительно. В процессе этого импринтинга ребенок не в состоянии различать квадраты, треугольники или иные остроугольные геометрические фигуры. Зато он способен узнавать такие предметы, которые напоминают ему черты человеческого лица. Благодаря этому зрение младенца фиксируется на нужных объектах, и импринтинга на каком-нибудь неодушевленном предмете, находящемся поблизости, не произойдет.

К семи месяцам образ матери полностью запечатлен в сознании младенца. Что бы теперь она ни делала, образ этот сохранится у него до конца жизни. Утята усваивают этот образ, следуя за матерью-уткой, детеныши обезьян – цепляясь за мать. Привязанность к родительнице у ребенка закрепляется с помощью улыбки.

Улыбка, как жизненно важный стимул, приобретает свою уникальную конфигурацию очень простым образом: мы приподнимаем уголки губ. Рот немного открывается, губы оттягиваются назад – совсем как при выражении страха, однако благодаря тому, что их уголки загибаются кверху, характер выражения изменяется коренным образом. Если линия губ приобретает иные очертания и уголки их опускаются, то возникает как бы “антиулыбка”. Подобно тому как смех возник из плача, а улыбка – из смеха, так и недружелюбное выражение лица, как бы при качании маятника в обратную сторону, создается из выражения дружелюбия.

Но улыбка – это не только линия губ. Будучи взрослыми, мы способны выразить свое настроение изгибом губ, но ребенку этого мало. Он не только вовсю улыбается, но и дрыгает ножками, размахивает ручками, протягивая их к объекту, вызвавшему его реакцию, что-то воркует, запрокидывает головку, выпячивает подбородок, выставляет вперед туловище или валится набок, при этом глубоко дыша. Глазенки у него разгорелись, они немного прищурены, под глазами или у глаз, иногда на переносице, появляются морщинки. Складка от крыльев носа к уголкам губ становится заметнее, ребенок может чуть высунуть язык. Судя по движениям тела малыша, он вовсю старается установить контакт с матерью. При всей своей неуклюжести ребенок как бы демонстрирует нам все то, что осталось от первобытной, свойственной приматам реакции – стремления уцепиться за мать.

Я много рассуждал о детской улыбке, но улыбка, разумеется, – это сигнал двоякого действия. Когда ребенок улыбается матери, она отвечает ему тем же. Каждый из них вознаграждает другого, и взаимная связь между ними укрепляется. Вы, возможно, подумаете, что это само собой разумеется, но тут может возникнуть загвоздка. Некоторые матери в состоянии волнения, тревоги и раздражения пытаются скрыть свое настроение под улыбкой. Они надеются, что маска, которую они надевают, не даст ребенку расстроиться. Но в действительности этот прием может принести больше вреда, чем пользы. Я уже отмечал, что младенца почти невозможно обмануть относительно настроения его матери. В раннем детстве мы очень восприимчивы к малейшим признакам ее волнения или спокойствия. В довербальный период, прежде чем мощная машина символической культурной информации успеет обрушиться на нас, мы в гораздо большей степени полагаемся на незаметные движения, изменения позы, тональности голоса, чем это понадобится нам в дальнейшей жизни.

Другие виды животных особенно преуспели в этом. Поразительная способность “Умного Ганса” – знаменитой лошади, умевшей считать, по существу, основывалась на ее способности замечать малейшие изменения в позе тренера. Когда ему предлагали сложить определенную сумму, Ганс стучал копытами нужное количество раз, а затем останавливался. Даже в том случае, когда дрессировщик выходил из помещения и его место занимал кто-либо другой, номер все равно срабатывал, поскольку после того, как нужное количество ударов прозвучало, незнакомец невольно напрягался, хотя и незаметно, всем телом. Мы все обладаем такой способностью, даже взрослые (это свойство с успехом используется прорицателями, которые сразу определяют, когда они на верном пути), но у детей, еще не умеющих говорить, эта способность особенно развита. Если мать в раздражении делает резкие движения, то, как бы ни пыталась она скрыть настроение, ребенок заметит. Если в это же самое время она вздумает широко улыбаться, она малыша не обманет, а только смутит его. Ведь он воспринимает два противоречивых сигнала. Если так будет часто повторяться, это нанесет ребенку непоправимый ущерб, и в дальнейшей жизни у него возникнут серьезные трудности при установлении социальных контактов и приспособлении к среде.

Оставив проблему улыбки, перейдем к совершенно иному явлению. Спустя несколько месяцев у малыша возникает новый вид поведения: он становится агрессивен. На смену прежнему реву по всякому поводу приходят вспышки гнева и злой плач. Ребенок сигнализирует о своей агрессивности, отрывисто вскрикивая, яростно размахивая руками и дрыгая ногами. Он накидывается на маленькие предметы, трясет большие, плюется, пытается кусаться, царапаться и ударить кого-нибудь, находящегося поблизости. Сначала такого рода действия спонтанны и нескоординированны. Плач указывает на то, что страх все еще присутствует. Агрессивность еще не превратилась в прямую агрессию: это произойдет позднее, когда ребенок станет уверен в себе и полностью осознает свои физические возможности. Когда же желание напасть на кого-нибудь у него окончательно созреет, это отразится в виде особых сигналов. Рот плотно сжат, глаза горят. Вместо губ – прямая линия, уголки рта опущены. Глаза неотрывно смотрят на противника, брови нахмурены. Кулаки сжаты. Ребенок начал самоутверждаться.

Установлено, что при увеличении группы детей их агрессивность усиливается. В условиях скученности дружественные отношения между участниками группы ухудшаются, учащаются и усиливаются случаи деструктивного и агрессивного поведения. Это существенно, если вспомнить, что столкновения у других животных имеют целью не только выявление первенства, но и расширение жизненного пространства у представителей данного вида.

Если ВЫ хотите понять зачем ребенку телесный контакт и как он влияет на ребенка, посмотрите это видео.

Базовая функция родителей — когда он напуган. Это позже, когда ребенок вырастет, разовьется в его собственную способность себя самого успокаивать.

Удивительно, что даже обитая мехом кукла, не дающая никаких ответных реакций, но намного более приятная при прикосновении, чем проволочная кукла может служить ребенку обезьяны «успокаивающей матерью». В страхе маленькая обезьянка бежит к ней, висит на ней некоторое время и успокоившись может даже защищаться, показывая агрессию по отношению к напугавшему ее объекту.

Наверное, многие читали про эксперименты с детенышами обезьян отлученными от матери в 60-годах, положившие основу теории привязанности.
Это видео об этих экспериментах.

Теория привязанности самая популярная в настоящее время теория психологического развития, основывается на том, что для нормального развития ребенку в возрасте от 6 месяцев до 2 лет нужно установить привязанность с человеком, который бы чувствовал и отзывался на его потребности. В последующем эти отношения станут моделью эмоций, мыслей и ожиданий во взаимоотношениях во взрослой жизни.

Может быть, посмотрев видео, родители, которым кажется, что их манипулирует специально, поймут насколько их важен для ребенка…

Депривация — с лат., лишение.
Под детской депривацией понимается лишение ребёнка биологических и психических потребностей, и в первую очередь материнской любви.

В последующем, эти обезьянки, выросшие без тепла матери, так и не смогли нормально общаться между собой: когда их выпускали из клеток, они начинали яростно драться друг с другом или замыкались в себе, кусая себя до крови. Так теория Харлоу потерпела крушение — ведь он думал, что нашел главный секрет воспитания .

Узнать, какими матерями будут обезьянки, выросшие без настоящей родительской любви, так и не удалось — самки нападали на самцов, не подпуская их к себе. Когда, в итоге, удалось оплодотворить некоторых (с помощью специального устройства), часть убили своих детенышей, остальные были к ним равнодушны и только немногие смогли вести себя адекватно, как матери.

Гарри Харлоу в своих жестоких экспериментах с обезьянами доказал, что материнская любовь – это не теоретический конструкт, а жизненноважная и самая необходимая составляющая психического развития каждого человека.

Тот кто не познал настоящей любви в детстве, которую Харлоу определяет как чувство безопасности и защищённости, посвящает её поиску всю свою жизнь. Исследование окружающего мира – детская любознательность, заложенная генетически в каждом из нас, возможна только при наличии уверенности в безопасности окружающего мира.

Не способствующие психической регуляции ребёнка с помощью ласковых слов и нежных объятий, а тем более те, которые применяют в «воспитательных целях» крики или побои, лишают детей возможности доверять этому несправедливому миру, другим людям и самим себе.
Elena Nejman

    Если ваш ребенок такой, как описано выше, то не стоит опускать руки. Ведь внимание и усидчивость можно развивать, точно так же как и физическую силу. Нужно больше проводить с ребенком времени, уделять ему внимание, выслушивать его. Играть с ним обязательно. Но не доводить дело до абсурда, иногда нужно проигнорировать некоторые поступки или высказывания, кое, где применять не только «пряник», но и про «кнут» не забывать.

    Часто приходится выслушивать от воспитателей и учителей, что им трудно вести занятия, потому что приходится постоянно следить за поведением ребенка. Но он вовсе не виноват в том, что он такой «живчик». Он ведь не стремится специально напакостить, огорчить маму, сорвать занятие, получить травму. Мы взрослые просто не стараемся понять его, такого «живого», и начинаем дергать дите по поводу и без повода, уже вырабатывается привычка, а потом и вовсе не замечаем что сами провоцируем такие ситуации. И из ребенка может вырасти шалопай и лоботряс, хотя можно было все предотвратить.

    Хорошо, если ваш ребенок занимается спортом. Эти занятия будут способствовать выходу энергии малыша, и кроме того развивают его физическую подготовку, способствуют дисциплинированности. Можно посоветовать плавание, волейбол, футбол. Время, когда ваш ребенок будет на тренировке, даст вам возможность немножко отдохнуть.

    Перед сном желательно исключить просмотр телевизора и подвижные , создать дома уютную и спокойную обстановку. Способствовать успокоению может вечерняя прогулка на улице, массаж, спокойная музыка. Можете на ночь прочитать его любимую , посмотреть иллюстрированный журнал, энциклопедию в картинках.

    Одним из средств для успокоения гиперактивного ребенка является прием успокоительных вечерних ванн. Наборы для приготовления таких ванн продают в аптеках. Наиболее безопасные наборы включают в себя шишки хмеля, экстракты хвойных пород деревьев. Для подготовки ванны достаточно 0,5 литра крепкого отвара из такого набора. Другие успокаивающие ванны, например, из пустырника или нерво-хеля, нужно принимать с осторожностью. но в любом случае, неплохо будет перед приемом ванн проконсультироваться с врачом.

    Если у вашего малыша есть психоэмоциональные проблемы, ни в коем случае не давите на ребенка физически или психологически. Воспитание гиперактивного ребенка требует от вас терпения и умения реагировать на его поведение.

    Взрослые, старайтесь понимать своих детей! Можно чаще ставить себя на место ребенка, и понять, почему он так поступил, ведь у каждого поступка, сказанного слова есть своя причина.

Приветствуем вас дорогие читатели! Сегодня мы вам расскажем, как успокоить грудничка когда он плачет. Идеальная картина жизни с ребенком у будущей мамочки такова – она безмятежно общается с подружками, которые приходят в гости, готовит вкусные ужины, дожидаясь с работы мужа, а потом, вместе с супругом и малышом проводят время вместе, неспешно гуляя по тенистому парку, утопающему в зелени.

Когда «новоиспеченная» мама сталкивается с реальностью, она порой впадает в сильнейшую депрессию – подгузники, бесконечное кормление, а тут еще надо успеть сделать массу дела, а детка, вместо того, чтобы безмятежно спать, кричит, оставшись один, и заливается неистовым плачем.

Стоп! Хватит! Не надо считать себя худшей мамой во всем белом свете, вам просто необходимо привыкнуть к новому распорядку дел. Пройдет совсем немного времени, и вы уже будете «одной левой» кормить крошку, готовить блюда и трещать с подружками по телефону.

  • Просто голоден

Как только ваш маленький сыночек или дочка начинают горестно всхлипывать, и, постепенно «наращивать» плач, стоит проверить, а не успел ли он проголодаться! Одной из первичных потребностей у детей первых месяцев жизни является – питание.

Если вы кормите ребенка грудью, то просто предложите ему попить немного маминого молочка. В случае, если ваш кроха питается искусственной смесью – постарайтесь либо немного сократить пропуски между кормлениями, либо увеличить объем последующей порции смеси.



  • Не слишком чистый

Согласитесь, что никому не нравится быть грязным, поэтому, когда детка чувствует себя некомфортно, куксится и ерзает, проверьте не пора ли поменять подгузник. Хорошо промывайте крохе все складочки на ножках, интимной зоне и на попе. После подмывания, промокните тело крошки мягким, хорошо впитывающим полотенцем, удалив лишнюю влагу.



  • Осторожно, опрелости

Как успокоить грудничка когда он плачет? если вы заметили, что причиной плача стала покрасневшая кожа на попе? Конечно, надо обработать покраснения и опрелости ранозаживляющим детским кремом или гелем. Чем лучше обрабатывать такие неприятные явления?

У каждой семьи свое мнение на этот счет, кто-то предпочитает использовать детскую присыпку, кому-то нравится жирный детский крем, можно также приобрести средства с содержанием декспантенола, который быстро успокаивает кожу, снимает раздражение и способствуют заживлению ранок. Декспантенол лежит в основе таких мазей, как «Бепантен» и «Д-Пантенол».

  • Пора спать

Вот ваш малы плотно покушал, он чист и весел, но внезапно начинает кукситься и реветь, в чем же дело? Как успокоить кроху? Не стоит забывать, что новорожденные детки нуждаются в продолжительном отдыхе, а ваша задача – обеспечить крошке эту потребность. Постарайтесь уложить малютку спать, как можно скорее.



  • Очень устал

Младенцы нуждаются в спокойной благоприятной обстановке, поэтому не рекомендуются в первые месяцы жизни малыша, носить его в гости или устраивать шумные мероприятия.

Но даже если вы находитесь дома, но при этом в жизни семьи происходят какие-либо волнующие взрослых события, например, ссоры, неприятности, это может привести к ухудшению состояния вполне здорового ребенка. Детка начинает капризничать без причины, вздрагивает во сне, кроме того продолжительность его сна длится совсем недолго.

Что хочется пожелать в данном случае? Конечно, нормализовать общение в семье, стараться разговаривать при ребенке спокойным голосом и не терять самообладания даже в самых нехороших ситуациях. Если вы не можете справиться с нервами – обратитесь к доктору, чтобы он назначил вам успокоительные препараты, которые можно принимать во время лактации.

  • Ох, уж эти колики

В возрасте примерно 1,5 месяцев у многих детей начинается период кишечных колик, он сопровождается болями и дискомфортом в области живота. О том, как успокоить грудничка, которого мучают колики, вы можете подробно прочесть в нашей статье: « ». А если сказать коротко, то вам надо будет попробовать один из способов, чтобы помочь детке освободиться от газиков, погреть или погладить маленький животик, сделать чаду гимнастику, воспользоваться укропной водичкой или газоотводной трубочкой.

  • Перемены погоды

Даже у взрослого человека, во время изменения климатических условий за окном, может болеть голова, происходит это из-за повышения или понижения внутричерепного давления. Естественно, что пожилые люди и младенцы являются наиболее уязвимыми к погодным изменениям.

Поэтому если ваш крошка плачет, а вы не можете понять почему, посмотрите за окно – снег, сильный ветер, ливень и прочие катаклизмы могут быть тому виной.



Иногда ребенок плачет потому что ему неудобно лежать, попробуйте взять его на руки и походить с ним по комнате, подержать его вертикально, выложить на животик. А может быть для прекращения плача будет достаточно повернуть крошку на бочок и оставить лежать его в кроватке.

  • Просто скучно

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит бодрствуя. Естественно, что лежать на одном месте ему становится неинтересно, и он начинает плакать, чтобы привлечь к себе внимание мамы и папы.

Совсем необязательно каждый раз брать крошку на ручки, повесьте на кроватку мобиль, панель с игрушками, положите детку на развивающий коврик, одним словом предоставьте чаду в пользование увлекательные для его возраста игрушки.

  • А если заболел

В случае, когда вы не можете никаким образом успокоить крошку, внимательно изучите его общее состояние здоровья, померьте температуру. О том, вы также можете прочесть в нашей статье.

О том, что детка действительно болен может говорить и его поведение, если он плачет резко и заливисто, весь напрягается, краснеет, отказывается от пищи, то стоит вызвать педиатра, который совершит осмотр и выяснит причину плача.

Также для наших читателей мы подготовили 10 экспресс-советов, как быстро успокоить грудного ребенка:

Как успокоить

  1. Аккуратно подуйте детке в лицо. Нежный ветерок — подействует на малыша успокаивающе!
  2. Умойте крошку прохладной водой, она освежит чадо и снимет приступ длительного плача.
  3. Спойте детке песенку или расскажите сказку, монотонный добрый мамин голос умиротворит чадо.
  4. Возьмите детку на ручки!
  5. Потанцуйте или походите с грудничком по квартире, смена обстановки отвлечет его от слез.
  6. Положите рядом с сыночком или дочкой подушечки или мешочки с травками, например, аромат ромашки или мяты может подействовать успокаивающе на детку.
  7. Искупайте ребенка – водные процедуры помогут ему расслабиться и прийти в себя.
  8. Откройте форточку, выйдите на балкон или отправляйтесь на прогулку, свежий воздух способен угомонить даже самого расшумевшегося ребенка.
  9. Яркая игрушка – также поможет отвлечь маленького плаксу.
  10. Необычный звук точно заинтересует расплакавшегося ребенка, для этого включите приятную мелодию на телефоне, запустите музыкальный мобиль, понажимайте на пищащую игрушку.

Надеемся наши советы, как успокоить грудничка, помогут вам избежать детских слез! А мы желаем мира вашей семье и побольше приятных дней!

Обычная практика, когда мать ласкает, прижимает к себе и вытирает младенца, не требует особых комментариев, зато весьма показательно, каким образом она держит ребенка, когда отдыхает.

Тщательные исследования американских ученых показали, что 80 % матерей кладут ребенка на левую руку и прижимают его к левой части тела. На вопрос о значении такого предпочтения большинство людей отвечает, что это, очевидно, объясняется тем, что среди населения преобладают правши. Удерживая ребенка на левой руке, мать освобождает правую руку. Однако детальный анализ показывает, что это не так.

Правда, различие между женщинами-правшами и левшами существует, но оно слишком незначительно, чтобы объяснить данный факт. Выясняется, что 83 % правшей держат ребенка на левой стороне, но так же поступают и 78 % матерей-левшей. Иными словами, всего 22 % матерей-левшей высвобождают левую руку. Вероятно, должно существовать какое-другое, не столь очевидное объяснение.

Единственной причиной является тот факт, что сердце находится в левой стороне. Не является ли биение материнского сердца жизненно важным фактором? А если так, то почему? Размышляя над этим вопросом, ученые утверждали, что, возможно, во внутриутробной жизни растущий эмбрион приобрел импринтинг (импринтинг, от англ. imprint – оставлять след, запечатлевать, фиксировать) на биение сердца матери. Если это так, то знакомый звук, вновь услышанный ребенком после его рождения, может оказывать успокаивающее воздействие на младенца, особенно если он очутился в незнакомом и пугающе новом мире. Если это так, то мать, инстинктивно или опытным путем, методом проб и ошибок, пришла к открытию, что ее ребенок спокойнее ведет себя, когда его держат на левой стороне, у сердца.

Вывод может показаться не слишком убедительным, но проведенные тесты указывают на то, что это правильное объяснение. Несколько групп новорожденных младенцев, находившихся в родильной палате, в продолжение длительного времени слушали запись сердцебиения со стандартной частотой 72 удара в минуту. В каждой группе находилось девять младенцев, и было установлено, что один или более новорожденных плакали в течение 60 % времени, когда запись не включалась. Однако эта цифра уменьшилась до 38 %, когда раздавались удары сердца. Кроме того, группы, слушавшие запись, заметнее увеличивали свой вес по сравнению с другими младенцами, хотя и те и другие получали одинаковое количество пищи. Совершенно очевидно, что группы, не слушавшие запись, расходовали больше энергии, когда громко плакали.

Был проведен еще один тест, в котором участвовали дети постарше перед тем, как лечь спать. В одних группах в спальне было тихо, для других включались записи колыбельных песен. Для третьих включался метроном, работавший с частотой работы сердца – 72 удара в минуту. Для четвертых групп включалась запись биения сердца. Затем проверяли, какие группы засыпают быстрее. Те группы, которые слушали запись биения сердца, засыпали в два раза быстрее любой из остальных групп. Это не только подтверждает гипотезу, что звук бьющегося сердца является мощным успокаивающим средством, но и указывает на то, что реакция на него чрезвычайно специфична. Имитация сердцебиения с помощью метронома не дает никакого результата, по крайней мере, когда речь идет о малышах.

Нам представляется вполне приемлемым такое объяснение факта, что матери держат младенцев с левой стороны. Интересно отметить, что, изучив 466 полотен с изображением Богоматери с Младенцем (созданных на протяжении нескольких веков), установили, что на 373 из них Дитя находится на левой стороне. И в этом случае цифра составляет 80 %. Это противоречит наблюдению, что 50 % женщин, несущих поклажу, держат ее в левой руке и столько же – в правой.

Какие другие возможные последствия может иметь этот импринтинг на сердцебиение? К примеру, он, возможно, объясняет, почему мы считаем, что чувства любви зарождается в сердце, а не в голове. Как поется а песне: “У меня есть сердце, а у сердца – песня!” Этот импринтинг может также объяснить, почему матери укачивают детей перед сном. Движения их совпадают по ритму с частотой сердцебиения. Возможно, они напоминают младенцу знакомые ритмичные пульсации, которые тот чувствовал, находясь в утробе матери, чье большое сердце стучало где-то наверху.

И это еще не все. Упомянутое явление сопровождает нас и во взрослой жизни. Страдая, мы покачиваемся взад и вперед. Когда с кем-то конфликтуем, делаем то же самое. В следующий раз, когда вы увидите какого-нибудь лектора или оратора, проверьте частоту его покачиваний.. Смущение, которое он испытывает в присутствии большого числа слушателей, заставляет его совершать движения, которые его успокаивают, и поэтому он прибегает к привычному ритму – отголоску материнского чрева.

Всякий раз, когда вы чувствуете себя незащищенным, вы находите для себя успокаивающий ритм сердцебиения, принимающий ту или иную форму. Не случайно народная музыка и танцы, как правило, исполняются в синкопированных ритмах. Звуки и телодвижения возвращают исполнителей к надежному миру материнской утробы.

Некоторые матери невыносимо страдают в первые три месяца жизни младенца, который непрерывно плачет. И никакие усилия родителей, похоже, не могут остановить этот поток слез. Они обычно приходят к выводу, что у ребенка какой-то физический дефект, и пытаются относиться к нему соответственно.

Конечно же, они правы: этот физический дефект действительно налицо; но это, скорее, следствие, а не причина. Помочь понять проблему может такой факт: беспрестанный плач ребенка прекращается, словно по волшебству, на третьем или четвертом месяце жизни младенца. Прекращается он в тот самый момент, когда ребенок начинает узнавать свою мать как личность.

Ответ на вопрос может дать сравнение поведения матерей детей-плакс с поведением родительниц более спокойных младенцев. Первые склонны к экспериментированию, нервозны и беспокойны, когда общаются с малышом. Вторые рассудительны, уверены в себе и безмятежны. Дело в том, что даже в столь нежном возрасте младенец прекрасно отличает прикосновение надежных, вселяющих уверенность рук от прикосновения таких рук, которые вызывают ощущение неуверенности и тревоги. Взволнованная мать невольно передает свое состояние новорожденному. Тот немедленно реагирует соответствующим образом, требуя оградить его от причины волнения. Это лишь усугубляет тревогу матери, что, в свою очередь, только усиливает плач ребенка.

В конце концов дитя заболевает, и ко всем его нравственным страданиям прибавляются еще и физические. Чтобы разорвать этот порочный круг, требуется одно: мать должна смириться с ситуацией и успокоиться. Если даже ей не удается изменить себя (младенца почти невозможно обмануть на этот счет), проблема разрешится сама собой на третьем или четвертом месяце жизни ребенка, поскольку на этом этапе он запечатлевает образ матери (происходит ее импринтинг) и начинает относиться к ней как к своей защитнице. Теперь из бестелесного сочетания раздражителей она превращается в знакомое лицо. Крепнущая связь малыша со своей родительницей успокаивает мать и автоматически уменьшает ее тревогу. Безудержный плач прекращается.

Когда на свет появляемся мы, мы оказываемся более беспомощными. У нас не только недостаточно сил, чтобы цепляться за мать, но и цепляться-то нам не за что. Лишенные механических способов обеспечить тесный контакт с родительницей, мы должны полагаться на свое умение вызывать ее реакцию. Мы можем вопить, пока не лопнем, лишь бы привлечь ее внимание. Однако добившись своего, мы должны как-нибудь закрепить это внимание. Детеныш шимпанзе, точь-в-точь как мы, горланит, требуя к себе внимания. Мать тотчас бросается к малышу и берет его на руки. Ее детеныш снова вцепится ей в шерсть. В подобной ситуации нам нужна какая-нибудь замена такого жеста, некий сигнал, который вознаградит родительницу и заставит ее остаться с нами. Таким сигналом и является улыбка.

Ребенок улыбается в первые недели после своего рождения. Однако следует отметить, что улыбка эта безадресная. Приблизительно на первой неделе она становится ответом на то или иное воздействие. Глаза младенца могут фиксировать определенные предметы. Вначале наиболее живо он реагирует на пару глаз, уставившихся на него. Сойдут даже два черных пятна на куске картона. Спустя несколько недель понадобится и рот. Два черных пятна и под ними линия, изображающая рот, наиболее эффективным образом спровоцируют реакцию младенца. Вскоре становится важно, чтобы рот открывался, и тогда глаза начинают утрачивать свое значение ключевых стимулов. На этом этапе, в возрасте трех или четырех месяцев, реакция младенца становится более специфичной. Теперь он реагирует не на любое лицо взрослого, а на конкретное лицо своей матери. Происходит процесс импринтинга.

И вот что удивительно. В процессе этого импринтинга ребенок не в состоянии различать квадраты, треугольники или иные остроугольные геометрические фигуры. Зато он способен узнавать такие предметы, которые напоминают ему черты человеческого лица. Благодаря этому зрение младенца фиксируется на нужных объектах, и импринтинга на каком-нибудь неодушевленном предмете, находящемся поблизости, не произойдет.

К семи месяцам образ матери полностью запечатлен в сознании младенца. Что бы теперь она ни делала, образ этот сохранится у него до конца жизни. Утята усваивают этот образ, следуя за матерью-уткой, детеныши обезьян – цепляясь за мать. Привязанность к родительнице у ребенка закрепляется с помощью улыбки.

Улыбка, как жизненно важный стимул, приобретает свою уникальную конфигурацию очень простым образом: мы приподнимаем уголки губ. Рот немного открывается, губы оттягиваются назад – совсем как при выражении страха, однако благодаря тому, что их уголки загибаются кверху, характер выражения изменяется коренным образом. Если линия губ приобретает иные очертания и уголки их опускаются, то возникает как бы “антиулыбка”. Подобно тому как смех возник из плача, а улыбка – из смеха, так и недружелюбное выражение лица, как бы при качании маятника в обратную сторону, создается из выражения дружелюбия.

Но улыбка – это не только линия губ. Будучи взрослыми, мы способны выразить свое настроение изгибом губ, но ребенку этого мало. Он не только вовсю улыбается, но и дрыгает ножками, размахивает ручками, протягивая их к объекту, вызвавшему его реакцию, что-то воркует, запрокидывает головку, выпячивает подбородок, выставляет вперед туловище или валится набок, при этом глубоко дыша. Глазенки у него разгорелись, они немного прищурены, под глазами или у глаз, иногда на переносице, появляются морщинки. Складка от крыльев носа к уголкам губ становится заметнее, ребенок может чуть высунуть язык. Судя по движениям тела малыша, он вовсю старается установить контакт с матерью. При всей своей неуклюжести ребенок как бы демонстрирует нам все то, что осталось от первобытной, свойственной приматам реакции – стремления уцепиться за мать.

Я много рассуждал о детской улыбке, но улыбка, разумеется, – это сигнал двоякого действия. Когда ребенок улыбается матери, она отвечает ему тем же. Каждый из них вознаграждает другого, и взаимная связь между ними укрепляется. Вы, возможно, подумаете, что это само собой разумеется, но тут может возникнуть загвоздка. Некоторые матери в состоянии волнения, тревоги и раздражения пытаются скрыть свое настроение под улыбкой. Они надеются, что маска, которую они надевают, не даст ребенку расстроиться. Но в действительности этот прием может принести больше вреда, чем пользы. Я уже отмечал, что младенца почти невозможно обмануть относительно настроения его матери. В раннем детстве мы очень восприимчивы к малейшим признакам ее волнения или спокойствия. В довербальный период, прежде чем мощная машина символической культурной информации успеет обрушиться на нас, мы в гораздо большей степени полагаемся на незаметные движения, изменения позы, тональности голоса, чем это понадобится нам в дальнейшей жизни.

Другие виды животных особенно преуспели в этом. Поразительная способность “Умного Ганса” – знаменитой лошади, умевшей считать, по существу, основывалась на ее способности замечать малейшие изменения в позе тренера. Когда ему предлагали сложить определенную сумму, Ганс стучал копытами нужное количество раз, а затем останавливался. Даже в том случае, когда дрессировщик выходил из помещения и его место занимал кто-либо другой, номер все равно срабатывал, поскольку после того, как нужное количество ударов прозвучало, незнакомец невольно напрягался, хотя и незаметно, всем телом. Мы все обладаем такой способностью, даже взрослые (это свойство с успехом используется прорицателями, которые сразу определяют, когда они на верном пути), но у детей, еще не умеющих говорить, эта способность особенно развита. Если мать в раздражении делает резкие движения, то, как бы ни пыталась она скрыть настроение, ребенок заметит. Если в это же самое время она вздумает широко улыбаться, она малыша не обманет, а только смутит его. Ведь он воспринимает два противоречивых сигнала. Если так будет часто повторяться, это нанесет ребенку непоправимый ущерб, и в дальнейшей жизни у него возникнут серьезные трудности при установлении социальных контактов и приспособлении к среде.

Оставив проблему улыбки, перейдем к совершенно иному явлению. Спустя несколько месяцев у малыша возникает новый вид поведения: он становится агрессивен. На смену прежнему реву по всякому поводу приходят вспышки гнева и злой плач. Ребенок сигнализирует о своей агрессивности, отрывисто вскрикивая, яростно размахивая руками и дрыгая ногами. Он накидывается на маленькие предметы, трясет большие, плюется, пытается кусаться, царапаться и ударить кого-нибудь, находящегося поблизости. Сначала такого рода действия спонтанны и нескоординированны. Плач указывает на то, что страх все еще присутствует. Агрессивность еще не превратилась в прямую агрессию: это произойдет позднее, когда ребенок станет уверен в себе и полностью осознает свои физические возможности. Когда же желание напасть на кого-нибудь у него окончательно созреет, это отразится в виде особых сигналов. Рот плотно сжат, глаза горят. Вместо губ – прямая линия, уголки рта опущены. Глаза неотрывно смотрят на противника, брови нахмурены. Кулаки сжаты. Ребенок начал самоутверждаться.

Установлено, что при увеличении группы детей их агрессивность усиливается. В условиях скученности дружественные отношения между участниками группы ухудшаются, учащаются и усиливаются случаи деструктивного и агрессивного поведения. Это существенно, если вспомнить, что столкновения у других животных имеют целью не только выявление первенства, но и расширение жизненного пространства у представителей данного вида.



Источник