Спроектированы ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса. Тактико-техническое задание утвердили 24 мая 1955 года. Катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне.
Корпус катера сварной из высоколегированной стали с комбинированными круглоскулыми обводами в носовой половине и остроскулыми в кормовой. Палуба прямая по всей длине катера. В средней части расположена протяжённая надстройка с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки были скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик на 6 мест, артпомещение;
- Кубрик на 11 мест;
- Машинное отделение №1;
- Машинное отделение №2;
- Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
- Артпогреб, кладовые;
- Румпельное отделение;
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503А по 4000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.
Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В включает три дизель-генератора (ДГ) мощностью по 28 кВт каждый.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".
Система управления торпедной стрельбой состояла:
- из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения подводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
- торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.
- Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь", РЛС опознавания «Нихром», а также дымовыми шашками МДШ.
РЛС МР-102 «Баклан» кругового обзора, предназначенная для навигации и целеуказания торпедному оружию. Станция сантиметрового диапазона обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.
Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:
- из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
- центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
- После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".
РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Строительство проводилось на заводе №345 в г. Ярославле(20), на заводе №640 в Сосновке(25) и на Средне-Невском заводе №363 в п. Понтонный(5).
Головной катер вошёл в строй флота в октябре 1960 года.
Тактико-технические данные БТКА проекта 206
Ширина наибольшая: | 6,74 метра |
Осадка полная: | 1,5 метра |
Силовая установка: | 3 дизеля М-503А по 4000 л.с., 3 винта |
Электроэнергетическая система: |
|
Скорость хода: | полная 45 узлов, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: | 800 миль при 30 узлах, 1400 миль при 14 узлах |
Мореходность: | 5 баллов |
Автономность: | 5 суток |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС УАО МР-104 "Рысь" |
торпедное: | 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4" |
противолодочное: | |
радиотехническое: | РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром" |
навигационное: | 1 гирокомпас, эхолот, лаг |
химическое: | ? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: | 21 человек (2 офицера) |
Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. - 50 единиц.
Большие торпедные катера проекта 206М "Шторм"
- это модернизированный вариант разработанный в ЦМКБ "Алмаз" под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко в 1967 году. Проект предусматривал увеличение размеров корпуса, установку носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плиты, а так же усиление артиллерийского вооружения.
Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик №1, артпомещение;
- Кубрик №2;
- Каюты мичманов, бытовые помещения;
- Машинное отделение №1;
- Пост дистанционного управления главными механизмами;
- Машинное отделение №2;
- Топливные цистерны;
- Артпогреб;
- Румпельное отделение;
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.
Вооружение катеров состояло:
- Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
- Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
- Из 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический - ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 "Барс" и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
- Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
- Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:
- из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
- центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
- из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
- Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
- После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".
РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.
На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 "Ока" и систему групповых атак "Дозор-1".
ГАС опускаемая МГ-329 "Ока" служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим "ШП") и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км.
Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.
Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке.
Головной катер был сдан флоту в 1972 году.
Тактико-технические данные БТКА проекта 206М
Ширина наибольшая: | 7,6 метра |
Ширина по крыльям: | 12,5 метра |
Осадка по корпусу: | 2,0 метра |
Силовая установка: | 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ |
Электроэнергетическая система: |
3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В |
Скорость хода: | полная 44 узла, экономическая 14 узлов |
Дальность плавания: | 1 450 миль при 14 узлах, 600 миль при 37 узлов |
Мореходность: | 5 баллов |
Автономность: | 3 суток |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 1х2 25-мм автомат 2М-3М, 1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС УАО МР-103 "Барс" |
торпедное: | 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4" или от системы групповых атак "Дозор-1" |
противолодочное: | 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1 |
гидроакустическое: | ГАС погружная МГ-329 "Ока" |
радиотехническое: | РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром" |
навигационное: | 1 гирокомпас, эхолот, лаг |
химическое: | ? дымовые шашки МДШ |
Экипаж: | 21 человек (2 офицера) |
Всего построено катеров с 1972 г. по 1978 г. - 24 единицы.
ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 206М (206МЭ) «ШТОРМ»
TORPEDO BOATS OF THE PROJECT 206М (206МЭ) «STORM»
Большой торпедный катер пр. 206М «Шторм» спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие торпедных катеров пр. 206.
Отличался от базового проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды мог бороться с подводными лодками.
Основная задача состояла в усилении артиллерийского вооружения, поскольку в странах НАТО в этот период появились катера, оснащенные артиллерийскими установками калибром 76 мм, а отечественные катера имели 30-мм установки. На ТКА проекта 206М были размещены 57-мм установка АК-725 с системой управления «Барс» и спаренная 25-мм установка. Размещение опускаемой на «стопе» ГАС МГ-329 позволило применять противолодочные торпеды из 533-мм торпедных аппаратов. Благодаря установке носового ПК и управляемой транцевой плиты удалось достичь повышения мореходности. При полном водоизмещении 250 т катер развивал скорость хода 44 уз на тихой воде и 36 уз на волнении 5 баллов.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов. Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж - 25 человек.
Вооружён двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.
В 1963 году заводом № 5 по проекту ЦКБ-5 строится экспериментальный катер проекта 205Э. на котором в целях повышения ходкости и мореходности устанавливаются носовое малопогруженное крыло с наклонными стабилизаторами и транцевая плита.
Головной катер проекта 206М строился на Приморском заводе ПО «Алмаз» в 1972- 1973 годах.
Всего ПО «Алмаз», Владивостокским, Рыбинским и Средне-Невским судостроительными заводами было построено 24 катера проекта 206М, из них 19 со стационарным носовым крылом (НКУ-1), а остальные - с НКУ-2, оборудованным автоматически управляемыми закрылками и складывающимися стабилизаторами. Благодаря последним упрощалась швартовка катеров.
Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге. Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии - 2, для Кубы - 9 и ещё одно судно для Сейшельских островов.
После распада СССР в ВМФ России находились катера «Карачаево-Черкессия», «Будённовск» и «Боровск». Два корабля из состава ВМС СССР были проданы Литве.
В настоящее время осталось 2 ТКА в составе Каспийской флотилии
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение
стандартное 218 т,
полное 250 т
Длина 39,5 м
Ширина 7,6 м (по крыльям 12,5 м)
Осадка:
по корпусу — 2.0 м,
по крыльям — 3,24 м
ГЭУ: дизельная, трехвальная, три дизеля М-504 (15000 л.с.)
Скорость хода 44 узла
Дальность плавания, мили:
ходом 14 уз 1450
ходом 37 уз 600
Автономность плавания 5 дней
Экипаж 25 человек (4 офицера)
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское вооружение:
1х2 57-мм артустановка АК-725
1х2 25-мм артустановка 2М-3М
Торпедное вооружение 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65)
Радиолокационное вооружение
навигационная РЛС «Баклан»,
РЛС управления огнем МР-103 «Барс»,
система групповых атак «Дозор-1»,
погружная ГАС «ОКА», ОГАС МГ-329 «Шексна» (нет на пр.206МЭ)
Источники: ЦКМБ «АЛМАЗ», armyman.info, www.warships.ru и др.