Образование тени и полутени. Образование тени Образование тени и полутени (ход лучей) - презентация. Образование тени и полутени Закон прямолинейного распространения света объясняет образование тени

1. Образование полутени объясняется действием...
А. закона прямолинейного распространения света
Б. закона отражения света.
В. закона преломления света.
Г. . .. всех трех перечисленных законов.

2. Как изменится расстояние между человеком и его изображением в плоском зеркале, если человек приблизится к зеркалу на 10 см?
А. Уменьшится на 20 см. В. Уменьшится на 10 см.
Б. Уменьшится на 5см. Г. Не изменится.

3. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным от него лучом при увеличении угла падения на 10°?
А. Увеличится на 5°. В. Увеличится на 10°.
Б. Увеличится на 20°. Г. Не изменится.

4. На рисунке приведены схемы хода лучей в глазе при близорукости и дальнозоркости. Которая из этих схем соответствует случаю дальнозоркости и какие линзы нужны для очков в этом случае?

А. 1, рассеивающие. Б. 2, рассеивающие.
В. 2, собирающие. Г. 1, собирающие.


А. Уменьшенное, действительное. В. Увеличенное, мнимое.
Б. Уменьшенное, мнимое. Г. Увеличенное, действительное.
6. Какой оптический прибор обычно дает действительное и уменьшенное изображение?
В. Микроскоп. Г. Телескоп.
7.
А Б В Г


А. Действительное, перевёрнутое.
Б. Действительное, прямое.
В. Мнимое, перевёрнутое.
Г. Мнимое, прямое.
9. Фокусные расстояния линз равны: F1=0,25 м, F 2 =0,05 м, F 3= 0,1 м, F 4=0,2 м.
У какой линзы оптическая сила максимальна?
А. 1 В. 3
Б. 2 Г. 4

1. Образование тени объясняется действием...

А. закона преломления света. В. всех трех перечисленных законов
Б. закона отражения света. Г. . .. закона прямолинейного распространения света. 2. Как изменится расстояние между человеком и его изображением в плоском зеркале, если человек удалится от зеркала на 2 м?
А. Не изменится. В. Увеличится на 4 м.
Б. Уменьшится на 2 м. Г. Увеличится на 2 м.

3. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным от него лучом при уменьшении угла падения на 20°?
А. Уменьшится на 10°. В. Уменьшится на 40°.
Б. Уменьшится на 20°. Г. Не изменится.

4. На рисунке приведены схемы хода лучей в глазе при близорукости и дальнозоркости. Которая из этих схем соответствует случаю близорукости и какие линзы нужны для очков в этом случае?

А. 1, собирающие. Б. 2, собирающие.
В. 1, рассеивающие. Г.. 2, рассеивающие.

5. Какое изображение дает собирающая линза, если предмет находится за двойным фокусом?
А. Увеличенное, мнимое. В. Уменьшенное, действительное.
Б. Уменьшенное, мнимое. Г.Увеличенное, действительное.

6. Какой оптический прибор обычно дает действительное и увеличенное изображение?
А. Фотоаппарат. Б. Кинопроектор.
В. Телескоп. Г. Микроскоп.
7.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А Б В Г
Луч света падает из воздуха на поверхность стекла. На каком рисунке правильно изображены изменения, происходящие с лучом?
8. Какое изображение получается на сетчатке глаза?
А. Действительное, прямое.
Б. Действительное, перевёрнутое.
В. Мнимое, прямое.
Г. Мнимое, перевёрнутое.
9. Фокусные расстояния линз равны: F1=0,25 м, F 2 =0,5 м, F 3= 1 м, F 4=2 м.
У какой линзы оптическая сила минимальна?
А. 1 В. 3
Б. 2 Г. 4

Образование тени и полутени. Тень - та область пространство, в которую не попадает свет от источника. Полутень - та область пространства, в которую попадает свет от части источника света. Условие образования тени: Если размеры источника света намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие (источник света - точечный). Условие образования полутени: Если размеры источника света соизмеримы с расстоянием, на котором мы оцениваем его действие.

Слайд 5 из презентации ««Преломление света» 8 класс» . Размер архива с презентацией 5304 КБ.

Физика 8 класс

краткое содержание других презентаций

««Электрический ток» 8 класс» - За единицу сопротивления принимают 1 Ом. Вольтметр. Упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. Электрический ток. Измерение силы тока. Сопротивление прямо пропорционально длине проводника. Ом Георг. Определение сопротивления проводника. Единица измерения силы тока. Напряжение. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению. Взаимодействие движущихся электронов с ионами. Алессандро Волта.

««Строение атома» 8 класс» - Ключевое слово – фамилия известного русского химика и композитора. Описание орудий преступления. Опознание личности. Розыск. Следователи – обрабатывают весь добытый материал. Установление места преступления. Класс. Экспертиза. Группа аналитиков важна в любой организации. Фотороботы. Периодический закон. Строение атома.

««Агрегатные состояния вещества» 8 класс» - Что в гору не вкатишь. Положение молекул упорядочено. Переход хода. Град. Агрегатные состояния вещества. Дождь. Снег. Молекулы жидкости. Расположение атомов. Жидкость. Молекулы газа. Невидимка. Три агрегатных состояния вещества. Туман. Вещество, состоящее из атомов. Агрегатные состояния вещества на примере воды. Мороз. Вода.

«Виды тепловых двигателей» - История создания тепловых двигателей. Нагреватель. Рабочим веществом может быть водяной пар или газ. Наибольшее распространение в технике получил четырехтактный ДВС. Как устроены тепловые двигатели? Двигаемся на отдых! С 1775 по 1785 г – фирмой Уатта построено 56 паровых машин. Понятие об основных частях. ДалекО в проШлоМ… История тепловых машин уходит в далекое прошлое. На современном транспорте используются все виды тепловых двигателей.

«Тест «Тепловые явления»» - Количество теплоты. Процесс. Способ теплопередачи. Столбик ртути в термометрах. Античный афоризм. Про теплоту начнем рассказ. Кривая нагревания кристаллического вещества. Задачки Шерлока Холмса. Проверка. Работа в группах. Исследовательская работа. Охлаждение твердого тела. Явление передачи внутренней энергии. Виртуальная лаборатория. Тепловые явления. Трейлер к фильму «Шерлок Холмс». Зрительная гимнастика.

««Преломление света» 8 класс» - sin 45o --- = sin 33o. Рассеивающие линзы. Линза – прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Построение изображения в плоском зеркале. 2 луч проходит через оптический центр и не преломляется. sin ? -- = n sin ?. Линзы. Световые явления. 2. Рассеивающие: а) двояковогнутая б) плосковогнутая в) выпукловогнутая г) на рисунке. Характеристика изображения: Увеличенное, прямое, мнимое.

Прямолинейностью распространения света объясняется образование тени и полутени. При малых размерах источника или если источник, находится на расстоянии, по сравнению с которым размерами источника можно пренебречь получается только тень. Тень – это область пространства, в которую свет не попадает. При больших размерах источника света или, если источник находится близко к предмету, создаются нерезкие тени (тень и полутень). Образование теней и полутеней показано на рисунке:

Размеры предмета, который создает тень и размеры тени прямо про-порциональны. Также эта тень подобна самому предмету. Это можно увидеть из следующего чертежа:

Пусть S – точечный источник света, перпендикуляр h – размер предмета а перпендикуляр H – размер тени. Треугольники SAA’ и SBB’ – прямоугольные. Угол BSB’ – общий для этих двух треугольников. Из этого следует, что по двум равным углам данные треугольники подобны. Если эти два треугольника, то три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам второго:

От сюда следует, что размер H пропорционален размеру h. Если нам известны размер объекта, расстояние от источника света до объекта и расстояние от источника света до тени, то мы можем посчитать размер тени. Размер тени зависит от расстояния между источником света и пре-пятствием: чем ближе источник света к объекту, тем больше тень и наоборот.

Рассмотрим еще одно экспериментальное подтверждение закона прямолинейного распространения света. Проделаем опыты.

В качестве источника света возьмем обычную электрическую лампочку. Правее нее подвесим на нити мяч. Проводя опыт в темной комнате, мы легко увидим на экране тень мяча. Кроме того, в пространстве правее мяча возникнет некоторая область, в которую световые лучи (световая энергия) не проникают. Это пространство называют областью тени.

Воспользуемся теперь лампочкой с баллоном из белого стекла. Мы увидим, что теперь тень мяча окружена полутенью. И в пространстве правее мяча существует как область тени, куда лучи света не проникают вообще, так и область полутени, куда проникают лишь некоторые лучи, испущенные лампой.

Почему же возникла полутень? В первом опыте источником света служила спираль лампы. Она имела небольшие (говорят: пренебрежимо малые) размеры по сравнению с расстоянием до мяча. Поэтому спираль мы можем считать точечным источником света. Во втором же опыте свет испускался белым баллоном лампы. Его размерами по сравнению с расстоянием до мяча уже нельзя пренебрегать. Поэтому баллон мы будем считать протяженным источником света. От каждой его точки исходят лучи, часть из которых попадает в область полутени.

Итак, оба физических явления – образование тени и образование полутени – являются экспериментальным подтверждением закона прямолинейного распространения света.

Урок по физике 7 класс «Источники света. Прямолинейное распространение света. Образование тени и полутени».

УМК Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Физика 7 класс»

Решаемые учебные задачи (в деятельности ученика):

    раскрывают огромное значение света в жизни человека, животных и растений;

    охарактеризуют различные виды источников света;

    дают определения понятиям о точечном и протяжённом источниках;

    ввести понятие светового луча, на основе закона прямолинейного распространения света;

    выявляют условия получения тени и полутени, образование солнечного и лунного затмений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся : работа в группах , индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование:

    карманные фонарики с одной лампочкой и несколькими, расположенными в ряд;

    непрозрачные препятствия (у меня были пенопластовые шарики на подставках, сделанных из кулинарных шпажек и пластилина);

    экраны (белый картон ) .

Сценарий урока.

    Введение в тему.

Учитель: 20 марта 2015г со взлетной полосы в мурманском аэропорту около полудня поднялся самолет со школьниками-отличниками на борту, следовавший рейсом Мурманск-Мурманск . Этот странный рейс связан с сегодняшней темой урока. Как вы думаете, какое событие связано с этим полетом? Какова тема урока?

Ученики: выдвигают предположения, приходят к выводу, что событие связано с затмением, тема урока - со светом. Формулируют тему урока.

Учитель: 20 марта 2015 года можно было наблюдать солнечное затмение. Наилучшим местом наблюдений с территории России, после удалённой от основной территории Земли Франца-Иосифа , являлся город Мурманск , где в 13:18 по местному времени была достигнута максимальная фаза частного солнечного затмения. Школьники-победители физической олимпиады были награждены возможностью наблюдать затмение с борта самолета. Как происходят затмения, мы попытаемся разобраться сегодня.

    Источники света. Работа в парах.

Учитель: Какую тему мы с вами изучали в последнее время? (последняя изученная тема «Звуковые волны»). Какие условия необходимы для возникновения звуковой волны?

Ученики: Звуковые волны. Для возникновения звуковых волн нужен источник колебаний и упругая среда.

Учитель: Нужен ли источник для возникновения света? Приведите примеры источников света. На столах у вас карточки с изображениями источников. Определите виды источников и разложите карточки по вашей классификации.

Два ученика на доске магнитами прикрепляют карточки с классификацией. Остальные записываю в тетрадь.

    Закон прямолинейного распространения света. Закон независимости распространения света.

Учитель: Представьте, что вы идете домой из школы с другом Васей. Вы еже повернули за угол здания, а Вася замешкался. Вы кричите: «Вася!». А друг отвечает: «Иду, иду». При этом вы слышите товарища? А вы его видите? Почему так происходит?

Ученики выдвигают предположения.

Учитель: демонстрирует опыт, показывающий прямолинейное и независимое распространение света (задымленный стеклянный сосуд, лазерная указка). Можно пригласить двух учеников в помощники.

Ученики: формулируют закон прямолинейного распространения света и независимости распространения света.

Свет в оптически однородной среде распространяется прямолинейно.

Учитель: Э
то заметил еще Евклид 300 до н.э., использовали древние египтяне при строительстве. Геометрическое понятие луч возникло в результате наблюдения за распространением света.

Световой луч- линия вдоль которой распространяется свет от источника.

Пучки световых лучей, пересекаясь, не взаимодействуют друг с другом и распространяются независимо друг от друга.

4 . Практическое задание. Работа в группах.

Учитель: В вашем распоряжении два фонарика, экран, непрозрачные препятствия. С помощью этого набора определите, как образуется тень, от чего зависят её размеры, степень затемнения? На выяснение этих вопросов вам дается 10 минут. После этого времени каждая группа представляет свои выводы.

Один из фонариков содержит одну маленькую лампочку (условно точечный источник), второй - несколько лампочек, расположенных в ряд (условно протяженный источник).

Ученики: с помощью первого фонарика тень получают четкую тень на экране. Замечают, что чем ближе фонарик в предмету, тем больше размеры тени. Пытаются построить изображение тени. Замечают, что с помощью второго фонарика тень на экране получается нечеткой. При некотором положении фонарика и предмета можно получить две тени. Пытаются построить изображение тени и полутени и дать объяснение этому результату.

У

ченики: зарисовывают схему образования тени и полутени.

Учитель: Проведем луч от точечного источника (опыт с первым фонариком) по границам препятствия (лучи SB и SC ). Получили на экране четкие границы тени, что доказывает закон прямолинейного распространения света.

В опытах со вторым фонариком (протяженным источником ), вокруг тени образуется частично освещенное пространство - полутень. Это происходит когда источник протяженный, т.е. Состоит из множества точек. Поэтому на экране имеются области, где от одних точек свет попадает, от других - нет. Этот опыт так же доказывает прямолинейность распространения света.


Изобразите ход лучей от красного и синего источников цветными карандашами. Укажите области тени и полутени на экране от непрозрачного шара. Объясните, почему опыт доказывает прямолинейное распространение света?

6. Есть над чем подумать дома.

Учитель: демонстрирует камеру-обскуру изготовленную из коробки. Вопрос к ученикам: Что это такое?

Ученики: выдвигают всевозможные версии, далекие от истины.

Учитель: а на самом деле это «предок» фотоаппарата. С его помощью можно получить изображение и даже сделать снимок, например, этого окна. Изготовьте дома камеру-обскуру и объясните её действие.

7. Домашнее задание.

1.§ 49-50

    изготовить камеру-обскуру, объяснить принцип действия (ссылки для чтения/ просмотра