Акафист святителю николаю чудотворцу. Акафист и молитва николаю чудотворцу читать. Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу

познакомиться с историей исцеления Иисусом Христом 10 прокаженных

Задачи:

  • узнать обстоятельства исцеления
  • понять необходимость и важность благодарности
  • познакомиться с символическим толкованием истории этого исцеления

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава «Благодарность. Исцеление десяти прокаженных».
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Исцеление десяти прокаженных».

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 48 «Исцеление десяти прокаженных».
  2. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Глава «Исцеление десяти прокаженных».

Ключевые понятия:

  • Прокаженный
  • Исцеление

Словарь урока:

  • Проказа
  • Самарянин
  • Благодарность

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Обобщение темы о чудесах, совершенных Иисусом Христом, с помощью презентации .

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Обсуждение прочитанного.

Нравственные выводы.

Запись в тетрадь ключевых слов.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Читаем Евангелие вместе с Церковью». 21 декабря 2014 года:

  1. Телепроект «Мастерская добрых дел». «Исцеление прокаженных»:

(Лк. 17:11-19)

1) История исцеления прокаженных

Это чудо Господь совершил во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи. По пути между Самарией и Галилеей, когда входил Он в одно селение, встретили Его десять прокаженных.

Проказа с древних времен считалась болезнью нечистой и заразной. Как происходит заражение – неизвестно, но, раз начавшись, болезнь продолжается 5-20 лет и ведет к смерти. Проказа вызывает глубокие поражения кожи всего тела, покрывающегося гнойными и кровоточащими язвами серого цвета. Затем болезнь поражает внутренние органы и кости. Ослабевает зрение, слух, голос, разрушается нос, выпадают все волосы; наконец, отмирают пальцы рук и ног. Больной погибает от общего истощения и паралича сердца. В древние времена прокаженные не пользовались никакой помощью общества, они изгонялись из городов и населенных мест, бродили по безлюдным местам, питались чем попало и обязаны были криками предупреждать о своем приближении.

Они остановились вдали и громким голосом кричали: «Иисус Наставник! помилуй нас! » (Лк.17:13) Они не смели приблизиться, так как их болезнь была заразная, и им запрещено было общаться с людьми. Они не могли жить в городах и скитались в уединенных местах. Голодные, полуодетые, покрытые страшными язвами, прокаженные влачили жалкое существование. Но они знали, что Христос исцеляет больных, и потому ждали от Него помощи. Увидев их, Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам » (Лк.17:14). Обычай был таков, что если прокаженные выздоравливали, то священники должны были удостоверить их выздоровление и допустить их к общению с людьми после принесения жертвы. То есть повеление Христа означало, что Он Своею чудотворною силою исцеляет их от болезни. Поверив словам Христа, прокаженные пошли на осмотр. Покорность их слову Господа – идти на освидетельствование к священникам – указывает на их живую веру. Во время пути, к своему великому удивлению, увидели, что язвы их заживают, струпы отпадают, и все их тело становится чистым и здоровым. Получивши исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, иностранец-самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Пав к ногам Христа, он стал радостно славить Бога. Господь со скорбью и кротким упреком спросил: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? » (Лк.17:17-18) Этот случай показывает, что хотя иудеи и презирали самарян, последние оказывались иногда выше их.

2) Нравственный смысл

Из десяти только в душе одного появилось чувство благодарности. Остальные девять – живой пример человеческой неблагодарности Благодетелю Богу. Люди более склонны просить, нежели благодарить, а между тем благодарность есть самое возвышенное, благородное и святое свойство верующей души. Без чувства благодарности Богу за все, что Он нам посылает, невозможно спасение души. Тела девяти прокаженных стали здоровыми, а души остались глухими к правде Божией. И только один, самарянин, получил истинное и полное исцеление. Ему сказал Христос: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя » (Лк.17:19). Эта история показывает, что вера несовместима с неблагодарностью к Богу.

3) Символический смысл

В то же время чудо исцеления прокаженных, совершенное незадолго до Крестной смерти Иисуса Христа, символически изображает историю спасения людей Богом. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую из-за нечистоты вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Бог по милости уврачевал прокаженную природу, воплотившись и вкусивши смерть за всякого человека. Но иудеи оказались неблагодарными и не воздали славу Богу, отказавшись поверить, что Иисус Христос есть истинный Бог и Спаситель мира. Язычники же, наоборот, признали очистившего их Бога и, поверив, получили прощение грехов.

Проверочные вопросы:

  1. Почему прокаженные жили вне города?
  2. Что означало повеление Иисуса Христа прокаженным «показаться священникам»?
  3. Что сказал Иисус Христос вернувшемуся самарянину и почему?
  4. Почему именно иудеи не вернулись поблагодарить Христа?
  5. Возможна ли вера без благодарности Богу?
  6. Всегда ли вам удается быть благодарными?
  7. Какой символический смысл можно обнаружить в этой истории?

Антоний Сурожский сказал: «Что неблагодарный человек не может быть счастливым». Как благодарность связана со счастьем?

Очень просто. Существует круговорот добра. И благо-дарность – это возврат добра, пусть и в словах. Добру все равно, в какой корзинке его носят – денежной, продуктовой или словесной. Таким образом, добро нас связывает и дает возможность получить с-частье – часть друг с другом. Главное иметь часть с Богом. Это наивысшее счастье.

Почему же мы часто бываем неблагодарны друг другу и Богу? И почему оказались неблагодарны Христу те девять прокаженных, которых Он исцелил:

Увидев их,

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

За что благодарить Бога, если болезнь и здоровье от Него? Сам дал. Сам забрал. А мы должны еще благодарить за эти болезненные эксперименты над нами? И вместе с тем, как это ни печально, болезнь часто нужна нам для отрезвления.

Как-то по молодости читал прп. Амвросия Оптинского, наткнулся на его слова о том, что болезнь есть прекраснейшее средство, приближающее к Богу. Смутился и подумал: «Зачем он, человек веселый и свободный, проповедует Евангелие в рабском изводе? Почему наши отцы-пустынники все время говорят о каком-то нытье перед Богом? Почему бы им не радоваться? Ведь святые стояли близко к источнику благодати и, несмотря на близость к источнику блаженства, почему-то все время ныли и искали повод сделать себе больно и поплакаться.

А теперь вижу – отцы были правы. Человек лукав настолько, что добротой его не возьмешь. В сытости и изобилии почти все наглеют, доходят до омертвения души и предаются от скуки разным пакостям.

Разумеется, есть Божии люди. Их милость лучше приближает к Богу, чем скорби. Но это Божии люди. Они большая редкость. И прав Амвросий Оптинский, говоря о том, что болезни замечательно смиряют и приближают к Богу. Увы.

И вот пред нами Евангелие. А в нем рассказ об исцелении десяти прокаженных:

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

У всех больных была разная причина проказы. Ясное дело, что десять больных приняли здоровье, не потому что их духовное состояние вдруг оказалось одинаково высоким, не по своим заслугам, а по внезапной и непонятной милости Божией.

Очевидно, что не богословие вернуло им зрение, не жизнь в Боге, а некий замысел Бога, которому было необходимо это внезапное публичное чудо для демонстрации какой-то мысли Иисуса Христа.

Болезнь, по слову Амвросия Оптинского, сослужила им добрую службу. Они, в самом деле, обрели мирный и кроткий дух. А как же по иному? Будешь буян или не смирен, так и хлеба за норов никто не даст и товарищи прибьют.

Вот, идут себе и слышат молву: «Идет некий учитель». Стали вдалеке как заразные. Что Иисус говорит – не слышно. А было бы слышно, так не было бы понятно. Но понимает народ, волнуется и все чего-то просят себе. Раз дают, надо брать. Поэтому, не вдаваясь в подробности, закричали:

– Наставник! Помилуй нас.

Нам все одно: «Наставник, учитель благий, Иисус, Галилеянин, Господь, Христос и Бог». У нас все это эпитеты одного и того же явления – Христа. А для древних иудеев не так. Учитель и Мессия отстояли друг от друга, как небо от земли. Бог от Мессии – еще дальше.

И вот убогие прокаженные просят не Мессию, не Бога, а какого-то бродячего учителя: «Научи нас. Дай нам рассуждение утешительное в нашей беде».

Он им отвечает:

– Идите покажитесь вашим священникам.

Нам опять это непонятно. Зачем Иисус отправляет их к священникам. А все просто. По закону иудейскому, человек, принявший от Бога исцеление или чудо, должен был явиться к священникам, чтобы те дали гарантию того, что чудо или милость были от Бога и человек действительно очистился от греха. Этакая аттестация у профессионалов.

Но ведь чуда еще не было!!! А Он их УЖЕ отсылает. Ситуация более чем странная. Но нет. Они послушались и пошли. А что? Человек умный, грамотный. Его народ слушает. Всяко разно умнее нас. Велит делать нечто непонятное. Но нам-то, дуракам, есть смысл послушаться.

И послушались. И по пути исцелились все. Безразлично к своему уровню духовного развития. Исцелились только потому, что обрели навык смирения – умения держать мир и умения не считать себя умнее всех, как это обычно у нас водится.

У нас не так.

Бог говорит через заповеди: не блуди, не воруй, не завидуй, не убий, люби. Нет. Не слушаем. А потому болеем. И, по слову Амвросия, кнут болезни нам в помощь.

Священник тоже говорит не делать. Все равно живем по своему. Окаянство, слепота духовная, ожесточение – наш удел. Нам милее всего делать все по своему, наперекор Богу и людям.

Что делать Богу, когда мы самозабвенно стремимся к пропасти? Он посылает нам аварийный тормоз – болезнь. Внимательно следит за ходом дела и по результатам вразумления посылает исцеление.

Здоровье и болезнь от Бога и по грехам. И любой умный человек знает, что здоровье есть плод троих: Бога, врача и человека. И благодарности заслуживают и Бог, и врач.

И исцеленные прокаженные могли бы об этом и догадаться, но не потрудились подумать или просто поленились. Как бы то ни было, девять из них не вернулись поблагодарить Наставника, и Христос свидетельствует, что и Бога они также не благодарили.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Мы-то поумнее. Знаем, что врача благодарить надо. Но присмотримся к его служению пристальней.

Врач, как и художник, и священник, и пророк – служение вдохновенное. В успешном лечении часть – от трудолюбия врача, от его знаний, часть – от его честности, часть – от его милосердия. А часть, причем большая, – от Бога. И по молитвам врачей бывают чудеса.

Врачи бывают ремесленники, а бывают от Бога. Хорошие врачи знают – вдохновение и интуиция – это от Бога. И мы получаем исцеление и от Бога, и от врача. Поэтому нормальный человек, выздоровев, благодарит врача и Бога.

Но у нас благодарить врача дело понятное – деньги, цветы, конфеты, вино или другие безделки, которыми хламим квартиру врача. А вот благодарить Бога как-то вторично.

Что Богу от нас надо? Не цветы же с конфетами. Обычай велит идти в храм. Там мы обычно даем Богу на чай сто рублей. Можем от щедрот купить свечку, перекреститься и пойти домой с чувством выполненного долга.

Врачам – коньяк, Богу – свечку. Договорился, на душе стало спокойно. Неважно, что у врача этого коньяка девать некуда. Неважно, что Богу свечка не нужна. Есть некий этикет сам по себе.

Так было и в древней Иудее.

Пошли прокаженные в храм. Исцелились. Священникам показались. А зачем идти к врачу? Все равно, все сделал Бог, а этот наставник только слово сказал. Подумаешь, работа! Перебьется на благодарность. Нам и дать нечего. Ему пусть люди подадут.

И Бога не поблагодарили. А зачем? Сам дал проказу. Сам взял.

Да и на пользу ли это исцеление? Ну, исцелись и исцелись. Может быть, для них это было еще хуже. В болезни как-то кормились, а теперь надо думать, как хлеб заработать трудом.

Если в прошлой истории с начальником синагоги и согбенной женщиной мы видели, что клир закоснел в бесчувствии, то теперь, на этом примере, мы видим, что не только священники, но и народ прокис и застыл в законе.

Священнику была безразлична больная женщина. Больным безразличен врач и наставник. Все они безразличны они друг другу. Люди оказались не связаны с собой благо-дарением. Через них перестал проходить круговорот добра. Добро делегировали Богу. Себе оставили откуп и небесный налог в виде десятины и маневров внутри предписаний закона.

Этот абстрактный закон очень удобно исключил личность. Он для того, чтобы не напрягаться душой, развязал личность, смысл и Бога. Этому закону стал безразличен реальный человек. Закон выключил личное общение людей между собой, основанное в Боге. Закон исключил участие человека в законе. Закон отстранил простолюдина от общения с Богом. Закон привнес отчуждение и разделение. Источником закона стал откуп и жертвы, не требующие участия души и сердца.

Настало время катастрофического разделения.

Замечательно сказал один святой отец:

– Смерть – это разделение. Разделение грешащих людей. Разделение внутри души. Разделение Бога и человека.

Иудея подошла к такому же смертельному разделению и отчуждения вся вместе.

Поблагодарить Христа вернулся один чужестранец, которому закон не проштамповал его мозги.

Он, как и любой нормальный человек, подумал и отчетливо увидел, что исцеление случилось не только потому, что так захотел Бог, но и потому, что Бог послушал этого Наставника. В этом Учителе есть тайна, благодаря которой Его слушает Бог и творит по слову Его такое, чего отродясь не творилось среди людей – разовое исцеление такого количества людей, никак этого не заслуживших. Но если не заслужили, то какова причина чуда? Зачем мы понадобились Богу? Что через это чудо Он хотел сказать нам?

Куда было спешить девяти очистившимся? Все они безработные. Никого дома не ждут. Никому они не нужны. Так почему бы не вернуться и не узнать:

– А почему мы исцелились? Ведь это важнейший вопрос. В болезни и в жизни он был самым главным. Почему же сейчас это стало неинтересно?

Нам не стоит удивляться неразумию этих людей. Ведь и мы подвержены подобной сердечной глухоте. Нам тоже кажется, что наши скорби случайны. Жил-жил, раз – и за что мне это? Потом, болел-болел, раз и выздоровел. А что почему, не ясно. Ну, может быть, Бог увидел, что я окаянен, и махнул на меня рукой, Ему надоело меня мучить. Он увидел, что толку от меня нет. Я ничего не понимаю и только набираюсь уныния и зла. Махнет Бог рукой и отпустит мою окаянную голову на все четыре стороны. Что ты будешь делать с таким бесчувственным упрямцем?

Да и опасно спрашивать Наставника о том, что со мной было. И каждому известно, что Он скажет, потому что нам наверняка это будет не по нраву: не блуди, не пей, не злись, не мсти, будь честен и люби людей. Скучно. Дам сто рублей на свечку, отвяжитесь от меня, Силы небесные.

Иноплеменник, придя ко Христу, пал к Его ногам, славя Бога. Прекрасно. И врачу честь отдал, и Бога прославил. Замечательно.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Заметим, «громким голосом» – это значит, всем своим существом без остатка он выплеснулся перед Богом. И поклонился – это значит признал себя Его слугой, готовым работать Господу. Первая часть – подобна нашей исповеди. Вторая – причастию. Человек убрал все барьеры между душой, телом и Богом. В этом и был предмет веры.

И слышит от Бога:

В стань, иди; вера твоя спасла тебя.

Так вот, что спасает! Так вот, в чем секрет этого исцеления. Так вот, в чем беда Израиля – отсутствие веры – реального видения Бога и реальной жизни в Нем.

У Бога нет времени. Наше время – это свойство нашего пространства и нашего существования.

У Бога Троицы вечно и безвременно происходит принесение жертвы Вторым лицом Троицы. Вечно происходит реализация замысла Бога и вечно рождается Бог-Сын.

Так же вечна драматургия Евангелия. Иноплеменники приняли эстафету Сиона. Европейцы, африканцы, индейцы и миллиарды людей со всего света – стали новым народом Бога, готовым слушать и служить Ему.

Но прокаженные душой и неблагодарные верующие никуда не делись. Вместе со старым законом и они вошли в наши христианские церкви, и для них сегодня возвещается Евангелие о неблагодарности и вере, связанных единым благо-дарением.

Для того, чтобы лучше понять смысл этого происшествия, нужно посмотреть, в какой контекст повествования вставлен отрывок об исцелении прокаженных, каким историями окружена эта повесть.

До случая со встречи с этими несчастными людьми ко Христу подходили ученики и Он им говорил:

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Позже Христос говорит о Царствии Небесном:

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Итак, соединяем все вместе: Наблюдайте за собой, не имейте в душе зла, не ищи своего, а ищи Божиего, потому что вы на то посланы в мир, чтобы служить Ему.

И отвечают ученики – готовы. Мотивируй нас видением Тебя и Твоей силой.

Веру просите? И Иисус показывает, что такое вера и чем она обусловлена.

Безусловно, вера есть дар. Но не такой, как здоровье, и не так дается, как даются мирские милости.

Иисус на наглядном примере показал, как большинство людей реагирует на призыв Господа. Здоровье –самое дорогое, что может человек получить от Бога. И ученики увидели, что из этого вышло. Они увидели кланяющимся и хвалящим Бога всего одного из десяти очищенных, который с очищением вместе принял и веру.

Дар веры особенный, взаимосвязанный.

Вера рождается от взаимодарения. Бог дарит себя человеку, а человек – Богу, как этот классический пример с исцеленным чужестранцем.

И снова, и снова евангельские истории вращаются вокруг одного и того же – феномена веры… От притчи в притчу речь идет о вере, как о жизни в Боге, как возврат к жизни в Раю. Вера – это такая форма нашей жизни, когда весь ее смысл наполнен Богом и все ее стремление направлено к Раю.

Исцеленный чужестранец принял веру. А зачем она нам? Где моя вера?

О своей вере можно судить по тому, что считаем для себя важным.

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Во что мы верим, если сокровище нашего сердца – это здоровье, заботы, работа, мысли о деньгах, споры, телемусор, проблемы далеких стран, всякая чепуха, не имеющая отношении ни к Богу, ни к Раю. Вот, поставят сейчас меня на Страшный суд, и что все увидят в душе моей годного для царства Божия? Ничего. Так во что ты верил? Ты искал здоровья телу и не заметил, как лепрой покрылась душа.

И не страшно. И не странно. И нормально. Все понимаю, но меняться не буду. И Богу места в душе не давал и не дам. Это и есть проказа души.

Мы – не зрители Евангелия. У Бога нет времени. В Нем прошлое и будущее вместе. И мы в Его глазах не просто зрители этой истории. В режиме реального времени с нами происходит отбор Малого стада, годного для жизни в Раю. Нам все открыто. Нам все объяснили.

Вот проказа – наши смертные грехи. Вот люди просили Наставника дать им рассуждение, а Он дал им здоровье. Вот один из десяти вернулся и Бог похвалил его и ДАРОВАЛ полное избавление от смерти. Не только спас тело от смерти, но спас от нее его душу.

А мы все стоим и молчим. Но наше время, не время Бога. В нашем времени Наставник может уйти, жизнь окончится, И мы так же, как те неблагодарные иудеи, не войдем в общение с Богом, не припадем к Нему, не поблагодарим Его и не увидим Его лица, не услышим Его голоса и просто исчезнем, как те приснопамятные послушные и не благодарные иудеи.

Но зачем нам жить без Бога, когда с Богом лучше? Зачем не пропустить сквозь свое сердце потока блага и не принять участие во взаимно дарения блага? Мы бережем душу от сквозняка любви к Богу и людям? Но сказано:

Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Антоний Сурожский прав. Неблагодарный не может иметь части с Богом, потому что отказывается соединиться с Богом и людьми по принципу Троицы, в которой там все живут жертвой друг к другу. Неблагодарный человек отвергает этим свое подобие Господу и обрекает себя на смерть, вне Бога.

Человек же, живущий в Боге, благодарит все и всегда: и небо, и землю, не иссушается болезнью и хвалит здоровье, потому что знает о том, что Бог умнее и добрее и Сам лучше знает, что нам и когда нужно. Такой человек все доверяет Богу. И такое доверие – есть подвиг веры и залог здоровья, необходимые для жизни в Раю.

Этот урок Христа показывает, как связано здоровье, благодарение и вера, и как они обуславливают друг друга. На практике эта наука звучит просто:

– Слава Богу за все!

Имея в уме такое устроение, человек никогда не потеряет Бога ни при каких искушениях. А при избавлении от скорбей, болезней и напастей, он всегда будет знать, что ему делать, и не ошибется, как исчезнувшие иудеи.

Научи нас Господи видеть Тебя всегда и везде. Дай нам такую веру, чтобы мы могли видеть тебя во все дни жизни нашей, исполняться от этого видения твоим духом и всегда благодарить тебя в этом веке и веке будущем.

ПРИТЧА О 10 ПРОКАЖЁННЫХ, НАПОМИНАЕТ НАМ НЕ ЗАБЫВАТЬ БЛАГОДАРИТЬ БОГА. Дорогие участники нашей группы! Мы уже начали с вами изучать Литургию. Литургия также называется Евхаристией – благодарением. Это наивысшая форма благодарности нашей души. – Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборные молитвы, о которых святые отцы говорили: лучше в церкви произнести один раз «Господи, помилуй», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется Евхаристия – «благодарение». Поэтому Божественная литургия – самое высшее благодарение Богу. Чтобы лучше проникнуться литургическими текстами, хочется провести подготовительные беседы, которые помогут нам лучше понять смысл Литургии. Серия бесед будет направлена, на то чтобы в нашем сердце отложилась главная мысль, проходящая через Ветхий и Новый Завет, о том чтобы мы научились благодарить Бога за всё!! Притча о 10 прокажённых, в Евангелии напоминает нам о том, что мы не должны забывать всех воздаяний ЕГО и за всё благодарить. Евангелие от Луки 17 гл. с 11 стиха и ниже. «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самарией и Галилеей. И когда входил он в одно селение, встретили его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус, Наставник, помилуй нас». Надо сказать, что Самария считалась в то время нечистым местом, потому что там жили самаритяне, которые считались сектантами и еретиками, да и к с самой Галилее было сложное отношение, потому что там жило много греков-язычников, и иудеи старались не проходить между Самарией и Галилеей, но так как Господь наш пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных, мы видим Его в этом месте. Его встречают десять прокаженных. Какую информацию нам сообщает число этих прокаженных? Десять в иудейской традиции того времени означало - миньян. Миньян, это то количество мужчин, десять человек, которые могут совершать общественную молитву. Если меньше десяти, то они не могли совершать общественную молитву, они молились дома, а когда десять, это считалось достаточное число для совершения общественной молитвы. И здесь мы видим, что эти прокаженные мужчины остановились вдали. Какая информация содержится в этом уточнении, что они остановились вдали? Они действовали в соответствии с Божиим законом, который запрещал прокаженным подходить близко к людям, они должны были по закону Бога стоять вдали от людей и даже кричать: «прокаженный!, прокаженный!», или «не чист!, не чист!», и они носили специальные черные одежды, чтобы можно было визуально отличить прокаженного от не прокаженного, и чтобы ночью с ними никто не столкнулся, у них к этим одеждам привязывали бубенцы и по звуку люди определяли, что это нечистые идут и от них удалялись. Но здесь мы видим, что всем этим миньянам они громкими голосами говорили: Иисус Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священнику, Казалось бы, если сам Сын Божий встречается с людьми, которые нуждаются в его помощи, зачем здесь еще какие-то священники? Но Христос тоже действует по отношению к этим прокаженным в соответствии с законом Божиим. По закону Бога, если у человека проказа, его надо было послать к священнику, чтобы священник осмотрел, какая это проказа, именно священник устанавливал чист человек или не чист. А как мы знаем, Сын Божий пришел в этот мир не для того, чтобы нарушить Закон, но для того, чтобы его исполнить. Таким образом мы видим прокаженных, которые действуют в соответствии с законом и видим Сына Божия, который тоже действует в соответствии с законом, когда говорит им: пойдите, покажитесь священнику. И когда они шли - очистились. Происходит чудо! Избавление этих людей от проказы, которое, по отношению к ним, конечно, сотворил сын Божий. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Мы видим, что только один из десяти, возвышая голос в прославлении Бога, возвращается к Господу Иисусу Христу, чтобы отблагодарить Его. Но, что мы видим? Этот один не был правоверным иудеем. Он был еретик и сектант, и мы читаем далее, как он действует: «и пал ниц к ногам Его, т.е. к ногам Иисуса, благодаря Его», - евангелист Лука, даже как бы с некой досадой пишет: «и этот был самарянин». Было тогда общее положение, что иудеи с самарянами не сообщаются. Самаряне - это классическая секта внутри иудаизма, они молились не в Иерусалиме, на горе Мариам, а на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, они имели свое священство, не признавали как бы священство еврейское, у них был свой текст пятикнижия, который имел до шести тысяч разночтений с еврейским, известное самарянское пятикнижие, т.е. это классическая секта внутри иудаизма. И сложность сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что к Господу приходит с благодарным чувством только сектант - самарянин, а правоверные девять человек, девять исцеленных, вернувшиеся к нормальной жизни, они не благодарят Господа Иисуса за дар очищения. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди - вера твоя спасла тебя! Вот здесь как раз проблема: как его вера, этого еретика и сектанта могла его спасти? Конечно не могла. Потому что когда самарянка спрашивала Господа Иисуса, она говорила Ему: мы поклоняемся на горе Гаризим, вы в Иерусалиме, где более правильно поклоняться? Христос прямо ей сказал: вы не знаете чему кланяться, мы знаем - спасение от иудеев; т.е. он отожествил себя с ветхозаветною церковью и засвидетельствовал о том, что самаряне не участвуют в истинном поклонению Богу. Но в этом случае самарянин ведет себя немножко странно. Во-первых, он идет вместе с другими прокаженными к священникам иудейским. У самарян были свои священники. Потом вместе с десятью прокаженными он обращался за помощью к Иисусу Христу, которого считали в то время цадиком, т.е. праведником и раввином, т.е. учителем, и получив исцеление, он не бежит в свое святилище на горе Гаризим, а отправляется к Господу Иисусу и благодарит Его. Иногда люди других вер проявляют удивительное благоразумие и смирение, особенно в благодарении Богу. Мы знаем из житийной литературы о том, что Бог через святителей православных исцелял иноверных. Так святитель Алексий, митрополит московский Всея Руси, ездил в золотую орду и исцелил мать хана золотой орды, которая ослепла и не могла ничего видеть. Над ней совершили соборование, хотя она была язычница и она получила исцеление. Известен случай, когда один цесаревич татарский прибыл в Москву и его друзья, которые были православные, рассказывали ему, что у православных христиан во время литургии хлеб становится телом Сына Божия, а вино кровью. И этот татарчонок решил войти в храм и посмотреть, и было причастие. Этот царевич татарский подошел, на мыски поднялся, заглянул в чашу и увидел: младенец плавает в крови и у него руки и ноги кровоточат. То есть Господь устраивает свои отношения с самыми разными людьми: разных вер, разного национального происхождения., это свидетельство о любви Божией. И это призыв к нам, правоверным, более усердно благодарить Бога, чтобы люди других вер, не истинных вер, не опережали бы нас в своих добрых делах. Как Господь и говорит: «и так да светит свет ваш перед людьми с тем, что бы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». протоиер. ОЛЕГ СТЕНЯЕВ

О благодарных и неблагодарных (исцеление десяти прокажённых). Неделя 30-я по Пятидесятнице

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19).

Блаженный Феофилакт Болгарский

О десяти прокаженных

(«Толкование на Святое Евангелие»)



…И отсюда всякий может познать, что никому ничто не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение . Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Числ. 1, 1. 3). Они остановились «вдали» , как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его во истине (Псал. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса наставником, то есть господином, попечителем, надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом. Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Левит, гл. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказою, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Посему и сказано, что они, идучи дорогою, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), дабы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. - Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога . Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости видеть, что никто не участвует в благости. По сему-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусивши смерть за всякого человека, однако ж иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтоб дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо плоть и крест суть слава Божия. Итак, они воплощенного и распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верою, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Святитель Филарет Московский

Слово в неделю двадцать девятую по пятдесятнице

(«Слова и речи, том 5»)



Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога (Лук. XVII. 15)

Слова сии принадлежат Евангельскому повествованию об одном из человеколюбивых деяний Христа Спасителя, – об исцелении десяти прокаженных. Мы часто слышим сие повествование на молебных пениях: ныне также представляется оно нашему благоговейному вниманию, а следственно и назидательному размышлению.

Христос Спаситель даровал здравие десяти больным проказою. Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым, и подвергался обрядам очищения. Может быть, сей закон постановлен был, как средство против заразы: а может быть, он указывал и на происхождение проказы от нравственной нечистоты. В самом деле, мы видим в священных повествованиях, что Мариамь за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени Пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность, мгновенно поражены были проказою. Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, входящу Иисусови в некую весь, и не смея приближиться, сташа издалеча. Вот каким людям не отказал Он в благотворении!

Взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия .

Требует размышления и образ исцеления дарованнаго десяти прокаженным. Когда они воплем: Иисусе наставниче, помилуй ны , очевидно просили себе исцеления: Он не отказал им в оном, но и не обещал онаго, а только сказал: шедше покажитеся священником . Что ж это значило? – Это было примечание к Моисееву закону, который повелевал прокаженному являться к священнику, для определения действительности болезни и действительнаго выздоровления, и принесения за выздоровевшаго от проказы жертвы очистительной и благодарственной. Итак Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве в виду целаго селения, но в уединении на пути, во-вторых, побудить их к исполнению обязанностей церковных и богослужебных, в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякаго блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу.

Внимай сему, христианин, и поучайся у твоего Божественнаго Наставника, в благотворении любить сокровенность, а не гласность, искать не своей, а Божией славы . Когда дело твоего человеколюбия и щедрости умягчает пред тобою сердце облагодетельствованнаго: пользуйся сим случаем сделать ему еще большее благодеяние, – возбудить или усилить в нем чувствования веры и благочестия, возвысить его к благодарению, любви и прославлению верховнаго благодетеля Бога.

В числе десяти прокаженных удостоен был чудеснаго изцеления самарянин. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви, совершавшие Богослужение не в благословенном Иерусалимском, а в ином не благословенном храме, отвергавшие большую часть пророческих писаний, хвалившиеся, как будто священною древностию, колодезем, из котораго пил патриарх Иаков и скоти его. Господь обличает их в незнании истинной веры: вы кланяетеся, егоже не весте . Но и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно. Самарянин, конечно, не остался самарянином, когда, по исцелении, к Обличителю самарян возвратился, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая .

Познай из сего, христианин, что область человеколюбивой благотворительности простирается не только до пределов Церкви, но и далее . Учись у Апостола делать доброе ко всем, паче же присным в вере (Гал. VI. 10): учись у Христа и не присных в вере привлекать к ней благотворением. Самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель. Доброжелательное сердце убедительнее проповедует истину заблуждающему, нежели любопретельный ум .

Из числа десяти прокаженных, получивших исцеление, оказалось девять неблагодарных. Всеведущий целитель видел неблагодарность прежде, нежели совершил исцеление: однако не удержался от совершения благотворения, и по совершении не раскаявался. Кротко изъявил Он удивление, не о том, что не благодарят видимаго благодетеля, но о том, что не дают славы Богу. Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу ?

Неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности . Лев, котораго преподобный Герасим избавил от болезненнаго страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. – Но что ж? Если другой поступает не по природе: неужели посему, ты сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред Собою девять неблагодарных, против одного благодарнаго, не удержался от благотворения всем. Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению .

Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще (Гал. VI. 9). Аминь.

Святитель Феофан Затворник

О благодарных

(«Мысли на каждый день года»)



Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом ? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих .

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни – по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь . И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя...

Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного – не судить , а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией.

И это спасение мы должны сделать своим собственным достоянием через благодарность, которая бы выражалась не только в слове, не только в живом чувстве умиления, не только в слезах радости, но в такой жизни , которая могла бы – если можно так выразиться – утешить Отца о том, что Он предал Своего Сына на смерть ради нас, обрадовать Спасителя о том, что не напрасно Он жил, не напрасно учил, не напрасно страдал и не напрасно умер: что Его любовь пролилась в нашу жизнь, и что она составляет нашу надежду, и нашу радость, и наше ликование, и нашу уверенность в спасении...

Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому ; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной... Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь ; мы увидим, что такое Божия любовь – хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления – только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость... Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно – крестной, но ликующей радостью . Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 29-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения . Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные?

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день - а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет - а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за всё .

Это общая духовная проказа - неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти . Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, - отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Промысл Божий так ведёт человечество, так ведёт наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Так, чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадёжным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду. Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан.

Господь сказал им пойти и показаться священникам. И они поверили слову Христову. Но исцеление произошло только тогда, когда они были на пути к храму. Когда они шли, они очистились, говорит Евангелие. О, если бы наш народ осознал сегодня, что все существующие человеческие средства для его спасения уже исчерпаны, и уже буквально, как нищий, встал бы перед Христом Богом, прося Его только о милости! Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: всё бы изменилось на нашей земле , как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский.

Но чудо не помогло бы, если бы девять из десяти приняли исцеление подобно Евангельским прокаженным - как нечто должное, с мыслью о том, что в конце концов рано или поздно Бог, если Он существует, должен был дать им избавление. Разве они справедливо страдали? Они не заслужили этого страдания. Если существует в мире высшая справедливость, это исцеление должно было произойти. И вот оно произошло. Они счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не приходит принести хвалу Подателю этого блага. Только один, отверженный самарянин, остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом, и устремился воздать хвалу Ему. Девять из десяти обрели исцеление и утратили Исцелителя.

Кажется, Он послужил им для достижения их земных целей, а теперь зачем Он им нужен? Благо нам, если мы сегодня, дойдя до последней черты, уповаем только на чудо Божие. Но горе нам, если мы ищем только исцеление от наших внешних скорбей, избавление только от той беды, в которой мы оказались, а не ищем единственное чудо - Самого Христа , без Которого жизнь одинаково нечудесна - одинаково тусклая, на глазах загнивающая. Не имеет значения в благополучии мы или в несчастье.

Много чудес дает нам Господь и Сам, и через бесчисленных святых Своих. И особенно в последние времена столько чудес было дано нашей Церкви, в особенности через Царственных мучеников, через всех новых мучеников и исповедников Российских. И в каждом чуде милость Бога Живого, Того, Кто рождается ради нас, облекается в нашу плоть, берёт на Себя тяжесть нашей вины и греха, всей обезображенной нашей жизни, и возносит на Свой Крест, чтобы дать нам не временное облегчение от наших страданий, а новую жизнь Своего Воскресения.

Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него . Может быть, мы больше всего нуждаемся сегодня в том, чтобы научиться в ответ на крестную Христову любовь славить Бога за все, и прежде всего за великие скорби и болезни, которыми Он ныне нас посещает, потому что благодаря им мы не в состоянии остановиться ни на чем земном. И благодаря им мы лучше начинаем понимать, что просто не существует другого адекватного ответа на милость Божию, кроме принесения нас себя Ему в благодарении .