Недоросль очень краткое содержание. Недоросль

  • Простаков – дворянин
  • Простакова – его супруга
  • Митрофан – их ребенок, подросток – недоросль
  • Еремеевна – няня Митрофана
  • Правдин
  • Стародум
  • Милон
  • Скотинин, брат Простаковой
  • Кутейкин, студент
  • Цыфиркин, преподаватель математики, отставной сержант
  • Вральман, преподаватель истории
  • Тришка, костюмер
  • События разворачиваются в поместье Простаковых

Действие 1

Портняжка Тришка пошил Митрофану тесный кафтан. Простакова бранит и Тришку, и мужа, не умеющего самостоятельно принимать решения, а во всем полагается на ее волю. Приходит Скотинин, в отличном настроении: у него назначено свидание с Софьей, дальней родственницей Простаковых, живущей у них после смерти матушки. Простаковы уже давно задумали отдать ее замуж. Скотинин заинтересовался девушкой не из-за ее богатства или красоты, а потому что в ее имении множество свиней; к этим животным у Скотинина проявляется слабость. Появляется Софья с письмом от своего дядюшки Скородума, которого все считали умершим много лет назад. Он долго прожил в Сибири, скопил значительное состояние и назначил наследницей Софью. Тут в голове Простаковой возникает идея женить сына на столь богатой невесте. Однако Скотинин тоже не желает отступать.

Действие 2

В деревне останавливаются солдаты, среди них офицер Милон. Он встречается с Правдиным, отстаивающим интересы крестьян при помещичьем произволе. Милон жалуется приятелю, что уже несколько месяцев не видел своей любимой Софьи, которую по слухам родные увезли из Москвы и были очень жестоки с ней в обращении.

На сцене появляется Софья и падает в объятья Милона, жалуясь на сложную жизнь в поместье родственников, на возможное сватовство с Митрофаном. Вошедший вслед за ней Скотинин тоже озвучивает свое намерение жениться на девушке. Когда Правдин озвучивает истинные намерения Митрофана, Скотинин вместо настоящего соперника Милона озлобляется на племянника, и накидывается на него с дракой. Только Правдин оттаскивает Скотинина.

Простакова становится учтивой с Софьей, обходительной, она хочет расположить ее к себе и сыну. Г-жа Простакова представляет Милону и Правдину с преподавателей Митрофанушки, которые сетуют на невероятную глупость своего воспитанника, на необразованность самой хозяйки. Сын угрожает Простаковой, что бросится в воду, если та еще раз заставит его читать. Митрофанушка зол на Скотинина. Узнав о потасовке между ними, Простакова сперва набрасывается на Еремеевну, за то, что та не сумела уберечь ребенка, а потом уже на брата. Учителя подростка получают расчет и отправляются в бар выпить.

Действие 3

Правдин встречается со Стародумом и выражает ему свое уважение. Стародум поведал, что при дворе царит лживость, унижение, малодушие, себялюбие. Он говорит, что ушел с царской службы, чтобы оставить при себе свою душу и честь. Заработав состояние, Стародум поставил смыслом жизни благополучие племянницы. Он счастлив видеть ее спустя столько лет разлуки. Софья показывает дяде свою любовь, преданность и единомыслие. Она полностью принимает взгляды дяди на жизнь. Несколько смущает девушку заявление Стародума о том, что он мечтает выдать ее замуж за всем известного и уважаемого человека. Но принуждать ее ни к чему он не собирается. Окружение Софьи наперебой советуют ей в женихи то Митрофана, то Скотинина. Простакова хочет, чтобы Митрофанушка показал свою образованность перед Стародумом, с целью произвести положительное впечатление на него. Но он восклицает, что не хочет учиться, а хочет жениться. Учителя друг за другом пытаются передать знания недорослю, но он не желает решать задачи. Наконец мать соглашается с тем, что Митрофанушку замучали и говорит, что ему лучше общаться в своем кругу, а не с образованными людьми. Она жалеет своего перетрудившегося сына.

Действие 4

Стародум разговаривает с Софьей о добре и справедливости, дает ей советы: придерживаться людей, которые будут ее ценить за ум и внутренний мир, быть высоконравственной и честной. Говоря о семье, он негодует, что в последнее время многие браки заключаются по расчету, а не по сердечному влечению. Он питает надежду, что Софья при выборе мужа будет руководствоваться духовной близостью с человеком, будет дружить с ним, а не просто любить его. Стародум получает письмо из Москвы от старого приятеля, который рекомендует в женихи Софье Милона. Он интересуется у племянницы, свободно ли ее сердце. Как только Софья решает рассказать о своей симпатии к Милону, появляется Правдин и представляет возлюбленного Софьи Стародуму. Последний, выяснив все, приходит в восторг от того, что это и есть тот человек, о котором говорится в письме. А когда становится очевидным, что и Софья влюблена в него, что покойная мать девушки также души в нем не чаяла, он приходит в восхищение и одобряет достойный выбор племянницы.

В процессе разъяснений появляется Скотинин, который восклицает о своей привязанности к свиньям. На предложение Скотинина руки и сердца, Стародум однозначно отказывает, объясняя это тем, что приличной девушке дворянской крови не пристало выходить замуж за Скотинина и жить как скотина. Тут входит Простакова, расхваливая Митрофанушку, превознося его глубокие знания в различных областях науки. Митрофан определяет слово «дверь» как прилагательное, так как она приложена к косяку, а чуланная дверь, которая еще не навешана, обозначил существительным. На просьбу усмехающихся окружающих рассказать что-нибудь из истории, он говорит, что знает только «истории» скотницы Хавроньи. Слова «география» он вообще не знает.

Когда Правдин пытается объяснить важность географии во время путешествия, она говорит, что для молодого дворянина это лишние знания, потому что его возит извозчик. В результате, Стародум отказывает Простаковой в сватовстве. Правдин получает письмо, в котором говорится, что в случае противоправных действий, имение Простаковых будет отнято. Простакова задыхается от злости. Разведав, что рано утром Стародум и Софья уезжают в Москву, Она придумывает обвенчать девушку с Митрофаном против ее воли.

Действие 5

Софью пытаются насильно затащить в карету. Милон спасает ее. Еремеевна рассказывает о случившемся Стародуму и Правдину, и те решают закончить произвол, происходящий в доме Простаковых. Поняв, что ее планы разрушились, дворянка Простакова падает ниц, начинает умолять Стародума простить ее. Сжалившись, Правдин отпускает ее, и она тут же начинает вымещать зло на своих слугах, которые не укараулили Софью. Правдин отнимает у Простаковых дом. Скотинин обещает уважать крестьян и всем дворянам советовать такой подход.

Простакова голосит, что все, что у нее есть – Митрофан, но сыну она не нужна – он отталкивает ее. От этого Простакова теряет сознание. Правдин обвиняет Митрофана ы грубости и определяет его на военную службу. Простакова обезумела от осознания, что потеряла все – и власть, и сына. А Стародум проговаривает: «Вот злонравия достойные плоды».

Которому шестнадцать лет, и ругает портного Тришку за то, что тот испортил вещь. По её мнению, кафтан слишком узкий. Она обзывает Тришку обидными словами, но что тот оправдывается и признает, что всего лишь самоучка. Простакова отправляет няню Еремеевну привести другого портного, а Митрофана отправляет за отцом.

Муж помещицы, запинаясь от робости, говорит, что кафтан кажется мешковатым. За это она осыпает его бранными словами. В разговор вмешивается брат госпожи – Тарас Скотинин . По его мнению, кафтан сшит «изряднехонько». Предполагалось, что Митрофан сможет надеть этот кафтан на дядюшкин сговор с Софьей , которая является дальней родственницей Простаковых.

Софья – сирота, так как отец умер, когда она была маленькой, а мать – совсем недавно. О её дяде по материнской линии Стародуме вот уже несколько лет ничего не слышно. С тех пор, как он уехал в Сибирь, вестей от него не было. Таким образом, Простаковы-Скотинины взяли девушку под опеку, чтобы завладеть её имением. Женившись на ней, Тарас Скотинин, рассчитывает завладеть всеми свиньями в имении, так как любит их разводить.

Вдруг появляется Софья с письмом в руках. Она заявляет, что получила весточку от дяди, и, что он уже в Москве. Простакову эта новость пугает. Она выхватывает письмо из рук девушки и просит позвать их постояльца Правдина , так как ни она, ни другие члены её семьи грамоте не обучены, чем они любят хвастать. Сама Простакова часто вслух благодарит бога, что она не так воспитана, чтобы уметь читать.

Появляется Правдин и зачитывает письмо. В нём говорится, что Стародум своими трудами в Сибири заработал состояние, дающее десять тысяч дохода в год. Также, он сообщает, что хочет сделать племянницу своей наследницей. Услышав это, Простакова решает женить своего сына Митрофана на Софье.

Действие второе

Через деревню идут солдаты под руководством офицера Милона . По пути им встречается Правдин, который рассказывает Милону о цели своего визита в деревню. Дело в том, что наместничество отправило его выяснить, не превышает ли кто-либо в округе власть, данную им и нет ли грубых там невежд. Через три дня пребывания он уже заметил, что таковыми невеждами и деспотами в отношении своих дворовых являются Простаковы.

В то же время Милон рассказал Правдину о девушке, в которую давно влюблен, но вот уже полгода, как они находятся в разлуке. До него дошли слухи, что после смерти матери опекунство над ней взяла какая-то дальняя родня. Они же увезли её в свою деревню. Рассказывая об этом, он запнулся на полуслове и увидел свою возлюбленную Софью.

Она рассказывает Милону, что Простакова, прознав про её наследство, надумала выдать её замуж за своего сына Митрофанушку. Пока Милон думает о воображаемых достоинствах своего противника, представляет, насколько тот умен и любезен, Софья рассказывает всю правду о так называемом женихе.

В это время мимо проходит Скотинин. Он бесцеремонно вмешивается в разговор и говорит о своем намерении жениться на Софье. А также, добавляет, что на такое наследство он смог бы купить всех свиней мира. После того, как Правдин говорит, что госпожа надумала женить на Софье своего сына, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается с кулаками на Митрофана. За него заступается его няня и кормилица Еремеевна, которая позже вместо благодарности слышит от Простаковой только обвинения в свой ответ.

Рассмотрим комедию "Недоросль" (краткое содержание по действиям). Ее автор - Фонвизин Денис Иванович. Первая постановка этого произведения состоялась в 1782 году.
Действие первое

Явление 1
"Недоросль" (краткое содержание по действиям") начинается тем, что г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.
Явление 2
Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет "скотскими рассуждениями".
Явление 3
Появляется Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана. Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова: "Вот каким муженьком наградил меня Господь..."
Явление 4
Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан "сшит изряднехонко".
Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже "пять булочек скушать изволил". Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для детя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Митрофанушка съел очень много и "протосковал до самого утра". Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что "ночь всю така дрянь в глаза лезла" - то матушка мерещилас, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.
Явление 5
Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье. Простаков говорит, что они поступили с этой девушкой, как с сироткой. Она была еще маленькой, когда умер ее отец, а затем и мать. Господин Стародум, ее дядюшка, поехал в Сибирь, и о нем уже несколько лет ничего не известно. Он считается покойником. Далее Простаков говорит, что так как эта девушка осталась одна, они решили ее взять в свою деревню, а над имением ее надзирают, как над своим.
Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство. Любой убыток этот человек покрывает за счет своих крестьян. Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни. Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит.
Явление 6
Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что "девушки грамоте умеют". Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она "не так воспитана". Простакова говорит, что придет Митрофан и прочтет письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится. Для обучения грамоте к нему ходит дьячок Кутейкин. Цыфиркин, отставной сержант, учит его арифметике. По-французски и различным наукам обучает Митрофана немец Адам Адамыч Вральман. Все они не очень-то нагружают своего ученика.
Явление 7
Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.
Явление 8
Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты. Простаков и Правдин отходит.
Действие второе ("Недоросль", краткое содержание по действиям)

Явление 1
Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдин говорит, что он "определен членом в здешнем наместничестве". Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет "самые человеколюбивые виды вышней власти". Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простакова как дурака, а его жену - фурию с адским нравом. Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.
Явление 2
Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала вести себя Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Девушка передает Милону те слова, которые сказала Простаковой, - что ее судьба зависит от воли Стародума, что он обещал сам приехать в своем письме.
Явление 3
Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин говорит Софье, что она будет жить с ним припеваючи. Он хочет выкупить на деньги девушки всех свиней. Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.
Явление 4
Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться "хоть немножко". Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но тот не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за сына Простаковой.
Явление 5
Появляются оба Простаковых. Мать Митрофана заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: "то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится". Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин замечает, что то, что в нем называют грубостью, угрюмостью, - это следствие его прямодушия. Простакова замечает, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди.
Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как "убоялся бездны премудрости".
Явление 6
Г-жа Простакова просит Митрофана прочитать заданное. Тот не читает, жалуется на дядюшку, говорит, что тот его хотел побить. Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день".
Действие третье

Явление 1
Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум говорит, что получил хорошее воспитание, которое ему дал отец. Отец его непрестанно повторял, что нужно иметь душу, сердце, и тогда будешь человеком в любое время. Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Он замечает, что чины часто выпрашиваются, а настоящее почтение необходимо заслужить. После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает. Он решил, что лучше жить у себя дома, чем "в чужой передней".
Явление 2
Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только эта девушка - утешение в его старости, и он должен опекать ее. Он говорит, что в Сибири сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Девушка отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Тот говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек. Слышен шум.
Явление 3
Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их. Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.
Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума "отцом родным", что на него вся надежда.
Явление 4
По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар. Простакова в ярости: "Бредит, бестия! Как будто благородная". Она суетится из-за приезда важного гостя.
Явление 5
Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что девушка выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына. Она говорит, что они не жалеют денег, чтобы его учить, что он целыми сутками не встает из-за книги. Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства ее сына, и уходит отдыхать после дороги.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Решают проучить немца.
Явление 7
Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы "для вида". Митрофан произносит знаменитую фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына. Решение задач так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.
Явление 8
Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец. Госпожа благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать и так.
Явление 9
Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.
Действие четвертое

Явление 1
Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.
Явление 2
Стародум появляется. Он дает Софье советы, что нужно уметь различать людей. Стародум говорит, что люди завидуют не только знатности и богатству, но и добродетели. Он призывает Софью слушать свою совесть, которая остерегает человека прежде чем судья наказывает. Благонравие дает цену уму. Умный человек без него - чудовище.
Явление 3
Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.
Явление 4
Стародум размышляет, что не знает Милона, но если дядя говорит, что это честный человек, то он может стать женихом Софьи.
Явление 5
Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части, для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.
Явление 6
Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму. Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.
Явление 7
Появляется Скотинин.Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.
Явление 8
Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои "успехи" в учебе. Он говорит, что "дверь" - имя прилагательное, так как приложена к своему месту. А та дверь, которая стоит у чулана еще не навешена, - еще существительна.
Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - "без наук люди живут и жили".
Явление 9
Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.
Действие пятое

Явление 1
Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум отвечает, что у него теперь есть способ прекратить бесчеловечье Простаковой. Правдин и Стародум говорят о том, что государь, достойный престола, должен возвышать души подданных. Слышится шум.
Явление 2
Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.
Явление 3
Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.
Явление 4
Стародум говорит, что прощает помещицу. Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин говорит, что именем правительства приказывает собрать крестьян и людей для объявления приказа о том, что за бесчеловечье помещицы Простаковой правительство повелевает ему принять в опеку деревни и ее дом. Простакова считает, что это гибель для нее.
Явление 5
Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме. Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.
Явление 6
Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучер. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает, что карета готова.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать. Г-жа Простакова говорит сыну, что он у нее один остался. Митрофан отвечает: "Да отвяжись, матушка". Затем Простакова падает в обморок.
На этом завершается "Недоросль" (краткое содержание по действиям).

Использованы материалы книги: Зубова Е.Н., Мошенская О.В. и др. Произведения школьной программы в кратком изложении. ООО "Дом Славянской книги", 2015

Действующие лица

Простаков
Г-жа Простакова, его жена
Митрофан, их сын, недоросль
Еремеевна, мамка Митрофана

Стародум
Софья, племянница Стародума
Милон
Скотинин, брат г-жи Простаковой

Кутейкин,семинарист
Цыфиркин, отставной сержант
Вральман, учитель
Тришка, портной

Действие происходит в деревне Простаковых.

Действие первое

Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата или нравится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Ho и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.

Действие второе

Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милону, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, говорит, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои «права» на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с «учителями» Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана - Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на «дитя», вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика. Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых («по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»), отправляются «выпить чарку».

Действие третье

Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге от того, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына «блеснуть» знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. «He хочу учиться, хочу жениться», - категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части «учебного процесса», появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых «измученным» Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль «перетрудившегося» сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие браки заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать «дружбу, которая на любовь походила бы». Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Милон - тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. Когда же выясняется, что Милон еще и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум дает ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его «глубокие» познания во всех науках. Митрофан квалифицирует «дверь» как прилагательное, потому что она «к стене приложена»; впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени «существительное». На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им «истории». Названия же «география» Митрофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Стародум и Простаковой отказывает в ее сватовстве. Правдину приносят пакет от наместника, в котором содержится предписание отнять имение Простаковых, если за ними будут замечены противозаконные действия. Простакова вне себя от злости. Узнав, что поутру Софья с дядей выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.

Действие пятое

Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь. Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям, творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился, Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые «не устерегли» Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет, что отнимает «в опеку» дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие». Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ, но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, a Kyтейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает, что у нее осталась единственная радость - Митрофанушка, но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя, в отчаянии кричит, что лишилась всего - и власти, и сына. Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».


Это краткое содержание произведения Фонвизина «Недоросль». Оно разбито на действия и подходит для читательского дневника.

ДЕЙСТВИЕ 1

Семья Простаковых ругает Тришку, которому поручили сшить кафтан для Митрофана. Тришка не справился с работой, хоть и предупреждал всех о своем неумении. Его выгоняют.

Все заботятся о Митрофане, а он позволяет себе много есть и гулять.

Простаковы хотят отдать сироту Софью за Скотина. Скотин рад, так как у девушки есть много скота. Вдруг приходит письмо от родственника Софьи, что рушит все планы. Кроме Софьи никто его не может прочитать, так как люди вокруг неграмотные.

В письмо речь шла о большом наследстве, так что уже и Простаковы хотят ее сосватать своему сыну.

ДЕЙСТВИЕ 2

Все начинается с разговора друзей Милона и Правдина. Милон – возлюбленный Софьи. Приехал увидеться с ней. Их встреча была радостной, но Софья сообщила, что ее хотят выдать за 16-летнего глупого Митрофана. Скотин тоже переживает, что может остаться без богатой жены.

Скотин и Митрофан встречаются и начинают драку, так как оба хотят взять Софью в жены.

Их успокаивает Правдин. Тем временем Простаковы льстят Милону, заговаривают зубы. Правдин знакомиться с учителями Митрофана.

ДЕЙСТВИЕ 3

Приехал Стародум, дядя Софьи. Правдин рассказал ему все, что происходило с Софьей. Стародум решил повременить и не горячиться.

Семья Простаковых и Скотин стали льстиво приветствовать Стародума. Стародум говорит о том, что забирает Софью в Москву выдать замуж. Софья соглашается, хотя еще не знает, что ее сужен Милон.

Простакова пытается убедить его не делать этого, якобы Митрофан намного лучше. Правдин всех уводит, а учителя рассказывают Стародуму, что Митрофан глуп и ленив.

Простакова заставляла занимать Митрофана перед Стародумом. Но и мать, и сын были неграмотными. Они пришли к выводы, что эти науки не нужны.

ДЕЙСТВИЕ 4

Дядя ведет беседы с Софьей, говорит с ней о семье, чести. Также он узнает, что Софья будет женой Милона. Ему нравится юноша. Он благословляет пару.

Скотин пытается влезть в беседу, чтобы показать себя. Но все выходит нелепо. Простакова снова попыталась похвалить сына, но вопросы Правдина загнали его в тупик. Стародум сообщает, что завтра они уже уезжают. Скотин и Митрофан продумывают план перехвата.

ДЕЙСТВИЕ 5

Простакова приказала забрать Мофью силой. Милон смог уберечь невесту. Это был незаконный поступок, так что теперь они имеют право на суд. Но Софья всех прощает.

Правдин сообщает Простаковой, что ее злые поступки не будут оправданы. Отныне все ее имущество переходит Правдину.

Дальше Правдин разбирается с учителями. Он раскрывает обман Вральмана. Цыфиркин награжден за свою честность, так как отказался от денег. Он понимал, что не смог ничему научить Митрофана. Кутейкин хотел денег, а в итоге остался ни с чем.

Митрофан решает пойти на службу. Простакова в шоке от происходящего, а Софья с дядей и женихом уезжают в Москву.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.