Загадки на тему сказок и сказочных героев. Загадка как средство развития мышления малыша. Развивающие занятия

Загадка как средство развития мышления малыша

человек начал создавать в глубокой древности. сопоставление предметов и явлений, проведение между ними иногда неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. этот процесс находил свое отражение в загадке.


загадки в детских сказках

в часто использовались , как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а иногда и жизнь. в русских русалочьих песнях юношам задавались коварные вопросы: что растет без коренья (камень.) что цветет без цвету? (папоротник.) что бежит без повода? (вода.) .

например, а.платонов в своей сказке «умная внучка» загадывал такие загадки «кто решит, тот и жеребенка получит»: «что всего на свете сильней и быстрей?», «а что всего на свете жирней?», а еще «что всего мягче и что всего милее?». а отгадки такие замысловатые, что сразу и не догадаешься - «хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего — так это каряя кобыла из вашей конюшни: коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. а жирнее всего — так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. а мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. а милее всего ваш сынок никитушка!».

и ивану-дураку не раз приходилось «ломать голову» над загадками. в «сказке про ивана-дурака и марью-царевну» царь в качестве развлечения загадывает вельможам загадки, а иван-дурак помогает им разгадывать:

"бьют меня палками да молотками,
держат меня в каменной пещере,
жгут меня огнем, режут ножом.
за что меня так губят?
за то, что любят".

вельможа думает: «про меня загадка-то. всегда под ударом царского глаза, живу в палатах каменных. вот царь нас всех и губит за то, чтоб почтение к царю имели… так что ответ: бояре да вельможи». и смотрит на ивана-дурака. а иван-дурак тихо ему и говорит: «это хлеб».

Загадка - это вопрос, в котором дается описание главных качеств какого-либо предмета или явления.

Учим детей находить отгадки

вряд ли приходится надеяться на природную смекалку маленьких слушателей - дети не способны без подготовки и обучения разгадывать даже самые простые, на наш взгляд, загадки. если дети затрудняются найти решение, взрослые, иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают им смысл загадки, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять.

наберитесь терпения, не торопитесь с ответом. ведь смысл загадки не в правильном ответе, а в мыслительном процессе, поиске решения путем многочисленных подборок и ассоциаций на основе личного опыта и наблюдений детей.

как научить детей отгадывать загадки?

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. поэтому дети только тогда смогут отгадать загадку, когда мы их подробно ознакомим с предметами или явлениями, о которых собираемся спросить.

При рассмотрении птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и т.д.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.).

рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. знание этих особенностей поможет ребенку отгадать различные загадки про гуся:

длинная шея,
красные лапки,
щиплет за пятки,
беги без оглядки. (гусь.)

шипит, гогочет,
ущипнуть меня хочет.
я иду, не боюсь
кто же это? (гусь.)

нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда (например, как делают гнезда ласточки, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы и насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов. такой вывод является основой для отгадывания загадок:

без рук, без топоренка построена избенка (гнездо.)

Мужики без топоров срубили избу без углов. (муравьи, муравейник)

Висит сито, не руками свито. (паутина)

Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений:

зимой лежал, а весной в реку побежал (снег.)

В шубе летом, а зимой - раздеты. (деревья.)

но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. чтобы отгадать загадки: в огне не горит, в воде не тонет; на дворе горой, а в избе водой , надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. они являются ключом к отгадке.

Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжелая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом всё глубже уходит в доску гвоздь, как «поет» и «визжит» при работе пила. отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы:

сам худ, голова с пуд. (молоток)

Бьют ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (гвоздь.)

С мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поет», когда крутится. знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке:

бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет;

Одноногий ивашка, расписная рубашка, петь, плясать - мастак, а стоять - никак.

загадки для малышей 3-4 лет

Предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). например, о кошке:

мохнатенькая, усатенькая
молочко пьет, песенки поет
мягкие лапки, а в лапках царапки.

не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

загадки для детей 5 лет

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

Предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

ходит по двору будильник,
разгребает лапкой сор,
расправляет с шумом крылья
и садится на забор.
(петух.)

На спине иголки,
длинные и колкие.
а свернется он в клубок -
нет ни головы, ни ног.
(ёж.)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.


загадки для детей 6-7 лет

Знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, к знаниям.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный:

бьют его рукой и палкой,
никому его не жалко.
а за что беднягу бьют?
а за то, что он надут. (мяч.)

с. маршак

В этой загадке названо несколько определительных признаков («бьют его рукой и палкой», «никому его не жалко» и др.), но среди них есть самый существенный — «он надут». выделение этого признака в сочетании с другими обеспечивает безошибочную отгадку — это мяч.

Другая загадка: маленькая собачка домок стережет (замок) — более лаконична. однако в ней назван самый важный, самый существенный признак — «домок стережет», который в сочетании с другим («маленькая собачка»), и обеспечивает отгадывание.

Трудными загадками для старших дошкольников будут те, которые сложны по языку, художественному образу. они могут строиться:

На многозначности слова:

зубов много, а ничего не ест (пила.)

Не шагает, а ходит. (дверь);

На далеких сравнениях:

не зверь, не птица,а нос, как спица. (комар.)

В них могут быть:

Неожиданные уподобления:

круглая гора, что ни шаг, то нора. (наперсток);

Незнакомые слова:

белые хоромы, красные подпоры. (гусь.)

Широко используются , отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений и вычленении сходных признаков, т. е. загадки метафорические:

чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук),

Загадки про корову для детей разных возрастов

мычит: «му-у!»
кто это? не пойму.

загадка основана на звукоподражании, рекомендуется для младших детей.

голодна — мычит,
сыта — жует,
малым ребяткам
молочка дает.

в загадке названы действия и отмечена польза, которую приносит животное. слова понятны, конкретны. загадка доступна детям 3-5 лет.

сама пестрая,
ест зеленое,
дает белое.

Данная загадка трудна, так как указан всего один признак, причем нетипичный. здесь дети могут опереться на легко возникающее в сознании словосочетание белое молоко. загадку можно предложить старшим дошкольникам.

посреди двора
стоит копна:
спереди — вилы,
сзади — метла.

загадка целиком построена на переносном употреблении слов корова — копна, рога — вилы, хвост — метла. может быть предложена детям 6-7 лет после предварительной работы.

таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.

Материал к занятию.

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор?

Ответ: Айболит

Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется ….

Ответ: Айболит

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.

Ответ: Белоснежка

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

Ответ: Буратино

На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло …

Ответ: Буратино

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..

Ответ: Буратино

Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел -
Я побежал.

Ответ: Воздушный шарик

Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!

Ответ: Волшебная палочка

Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке -
ну, конечно, это …

Ответ: Гном

Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный’;

Ответ: Гудвин

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Ответ: Емеля

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

Ответ: Жар-Птица

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
А звали красавицу

Ответ: Золушка

Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».

Ответ: Золушка

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

Ответ: Золушка

Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.

Ответ: Золушка

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.

Ответ: Иголка

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?

Ответ: Карабас

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.

Ответ: Карлсон

Болото - дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.

Ответ: Кикимора

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….

Ответ: Колобок

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!

Ответ: Красная Шапочка

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Ответ: Красная Шапочка

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.

Ответ: Крот

Кто любил играть и петь?
Два мышонка -

Ответ: Круть И Верть

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, - ….

Ответ: Мальвина

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

Ответ: Мышка

Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе!

Ответ: Нильс

Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?

Ответ: Папа Карло

«Нам не страшен серый волк,
Серый волк - зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….

Ответ: Поросенка

И гусляр, и певец.
Кто же этот молодец?

Ответ: Садко

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?

Ответ: Семеро Козлят

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

Ответ: Скатерть - Самобранка

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.

Ответ: Соловей-Разбойник

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.

Ответ: Ступа

Загадки с картинками для детей по русским народным сказкам


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

Предлагаю подборку загадок по русским народным сказкам для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей.

Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
Обучающие. Учить детей концентрировать внимание, мобилизовывать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
Развивающие. Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к чтению сказок.

Предварительная работа: Оформление в группе книжной выставки "Русские народные сказки", чтение детям русских народных сказок, обсуждение содержания, выяснение, чему учит та или иная сказка, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные конкретным автором) и народные (сочиненные многими людьми).
Существует также известная классификация сказок по их содержанию:
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь главные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Каша из топора","Барин и плотник", "Мужик и поп".

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)


Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)


Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)


У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)


Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)


Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)


У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)


Играйте с детьми в загадки!

Про сказочных героев , попробуйте отгадать (ответы тоже добавлю):

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Айболит

Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
Золушка

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк - зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых…
Поросенка

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Красная Шапочка

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной.
Кикимора

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Карлсон

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Карабас Барабас

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

Кто любил играть и петь?
Два мышонка - Круть и…
Верть
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор…
Айболит

Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
Золушка

Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе!
Нильс

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?
Буратино

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
Белоснежка

Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется…
Айболит

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
Буратино
А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, - …
Мальвина

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
Крот

Новогодние загадки про Дедушку Мороза:
Девочки и мальчики,
Мерзнут ваши пальчики,
Стынут уши, зябнет нос,
Видно близко…
Дед Мороз
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос.
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый…
Дед Мороз

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник -
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел на праздник…
Кто он?
Дед Мороз

Я к вам пришел издалека,
Устал дорогой вьюжной.
Теплей встречайте старика
Да отвечайте дружно!
Я люб девчонкам и мальчишкам,
Волчатам, белкам и зайчишкам,
Я вам подарки всем принес,
Так как зовусь я?
Дед Мороз

Человек немолодой
С преогромной бородой
Привел с собой за ручку
К нам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Кто же это?
Дед Мороз

Кто снежинками играет,
Как букетом белых роз?
Кто метелью управляет?
Добрый Дедушка…
Мороз

Вот идет какой-то дед,
В шубу теплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.
Дед Мороз
Вот идет какой-то дед,
А в руках его букет:
Не из листьев и цветов -
Из сосулек и снежков.
Дед Мороз

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?
Дед Мороз

У этого дедушки много внучат.
Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает, за уши дерет.
Но вечер приходит счастливый в году,
Сердитого дедушку в гости все ждут.
Подарки приносит он, добрый на вид,
И все веселятся - никто не ворчит!
Дед Мороз

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из лесу привез?
Отгадайте!
Дед Мороз

Другие темы из раздела Загадки для детей, с ответами смотрите здесь.

Загадки для детей по сказкам

Нельзя загружать изображение с другого сайта!


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

Предлагаю подборку загадок по литературным сказкам отечественных и зарубежных писателей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования детей.

Цель : активизация знаний детей о сказках.

Задачи:
Обучающие . Учить детей концентрировать внимание, мобилизовывать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
Развивающие . Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные . Воспитывать интерес к книгам, к чтению сказок.

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.
И пусть филологи говорят, что сказка - это один из древнейших народных жанров, повествующий о фантастических событиях, поучающий или развлекающий, мы всё равно вспомним своё детство, когда наши бабушки и дедушки, папы и мамы рассказывали или просто читали из толстых книжек волшебные истории. Одни из них мы выучили наизусть и потом без всяких подсказок рассказали своим детям, другие - просто остались где-то в глубинах нашего подсознания.
И этот процесс передачи сказочных историй продолжается уже в течение тысячелетий. Его не может остановить даже прогресс.

Популярность сказок и их фантастическая жизнеспособность заключается в первую очередь в их универсальности. Сказки придуманы обо всём, что известно человеку и даже неизвестно.

Филологи же делят сказки на несколько видов. Они выделяют:
-сказки о животных,
-волшебные сказки,
-бытовые сказки.

Все эти виды сказок объединяет одно: их основа - вымысел.

Сказки о животных
Их считают самыми древними из всех существующих, потому что они могли зародиться, по мнению учёных, только у народов, которые занимались охотой. Изначально это были рассказы о таких животных, которые обладали некоторыми магическими свойствами.
Всех животных делили на покровителей рода и врагов, что позволяло рассказчику наделять их человеческим поведением и такими качествами, как глупость и хитрость, доброта и коварство. В итоге мы сейчас рассказываем сказки, в которых лисица преимущественно хитрая, а волк - глупый.

Волшебные сказки
Волшебные сказки очень близки к мифам. Они такие же древние, как и сказки о животных, но в них до наших дней сохранились представления предшествующих поколений о мире, силах природы, которые представлялись им в виде добрых и злых духов, о человеке и том месте, которое он занимает во Вселенной.
С течением времени, когда знания человека становились всё обширнее, видоизменялась и волшебная сказка. В ней стали на первое место выходить эстетические и нравственные идеалы того или иного народа.
Для волшебной сказки характерен герой, ищущий справедливость и способный полюбить за красоту души лягушку или чудовище. При этом добро в сказках бескорыстно. Во многих сказках встречаются такие эпизоды, когда отрицательный герой пытается сделать точно так же, как это делает положительный герой, но у него ничего не выходит, а результат получается противоположный: злой персонаж или терпит неудачу, или просто-напросто гибнет.

Бытовые сказки иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества.

Загадки по сказкам


В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утёнок)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Муха-Цокотуха)

Была она артисткою
Прекрасной как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
(Буратино)

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей Разбойник)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
(Крокодил Гена)

Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
(Оле-Лукойе)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах)

У этого героя
Дружок есть - Пятачок,
Он Ослику в подарок
Принёс пустой горшок.
(Винни-Пух)

В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Всем разносит почту он,
Он их местный почтальон.
(Почтальон Печкин)

Играйте с детьми в загадки!!!

_____________________________________________________________________________________________________