Задания с буквой ч. А вот и буква. Чудесная буква Ч в чепчике! Пословицы и поговорки на букву Ч

Звук [ч"], буквы Ч, ч.

Цель :

  1. формировать у учащихся умение выделять звук [ч?] в словах, познакомить их с буквами Ч, ч, обозначающими звук [ч?];
  2. развивать фонематический слух учащихся;
  3. воспитывать познавательный интерес.

Оборудование : слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение дерева.

Ход урока:

I Орг. момент

Раз, два, синева!

Три, четыре, руки шире!

Пять, шесть, тихо сесть.

II Актуализация опорных знаний.

К нам на урок заглянул Почемучка и у него как всегда куча вопросов:

Какая бывает речь? (Устная и письменная . )

Из чего состоит речь? (Из предложений )

Из чего состоит предложение? (Из слов.)

А слово? (Из слогов )

Работа по таблице «Звуки»:

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, согласные бывают твердые и мягкие.)

Чем отличаются гласные и согласные? (При произнесении согласных встречаются препятствия - губы, зубы, язык, а гласные произносятся свободно.)

Работа по ленте букв (лента в виде домика):

Назовите гласные, которые мы изучили. Почему некоторые из них находятся в верхней части ленты букв, а другие – в нижней? (Буквы А, О, У, ы не смягчают предыдущий согласный, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е – смягчают.)

Назовите согласные, которые находятся в верхней части ленты букв. Почему они живут на верхнем этаже? (Они звонкие, их далеко слышно, они громко кричат )

Назовите согласные, которые живут на нижнем этаже. Почему они живут ниже? (Они глухие, их плохо слышно, поэтому они живут на нижнем этаже домика )

Назовите парные согласные (сестрёнки), которые мы изучили. (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш)

Какие согласные всегда твёрдые? (Ж, Ш)

Чтение слогов:

МОР ТРА СА

ЯБ КО РЕП

Сегодня к нам пришел зайчик. (Выставляется изображение зайчика, на нём фартук с кармашком, в котором он приносит нам задания или призы)

Он проголодался и просит его накормить. Давайте посмотрим, что мы можем

ему дать. (Дети дополняют слоги до слов: морковь, яблоко, груша, трава, кора, капуста, салат, репка. )

III Новая тема.

Зайка вам очень благодарен! Посмотрите-ка: у него в кармашке загадка:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Составьте схему слова «мяч».

Вы слышали: у нас еще один гость! Какой новый звук вы услышали? [ч?] Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт! Давайте выдадим ему паспорт. Что напишем в нём? (Согласный, мягкий, глухой)

Звук [ч?] всегда мягкий!

Звук [ч?] обозначается буквой Ч.

Учитель показывает красочное изображение буквы Ч.

На что похожа буква Ч? (на цифру 4)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Чтение слогов: ЧА ЧО ЧУ ЧЕ ЧИ

Сочетания ча, чо, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч?] и так мягкий.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)

Сказка иллюстрируется на фланелеграфе или проекторе.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?

– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

IV Работа по учебнику.

"Азбука" (Горецкий) С. 128-129.

Прочитайте загадку. Отгадали?

Беседа по картинке.

Что изображено, найдите слова с буквой Ч.

Чтение текста.

О чем прочитали? Какие бывают часы?

V Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какой буквой познакомились? Почему сочетания ЧА и ЧУ пишутся с буквами А и У?

Награждение учащихся, которые были наиболее активны на уроке.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

на тему: «Звук и буква Ч»

(для детей старшего возраста)

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент:

В-ль: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

В-ль : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

В-ль: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

В-ль: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

В-ль: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы.

В-ль: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

В-ль: Правильно.

Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался» :

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

Повторение пройденного материала.

Расскажите, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

Изучение нового материала.

Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней: « Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Дети: звук [ч] .

В-ль : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети : Ч-ч-ч.

В-ль: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный, потому что он встретил преграду во рту и не поется.

В-ль: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

В-ль: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

В-ль: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

В-ль: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

В-ль: Молодцы, все были очень внимательными.

Это буква Ч. На что она похожа? Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

3. Работа с раздаточным материалом

В-ль : Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же .

Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

В-ль : Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

Выходите в круг.

В-ль: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

В-ль: Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В-ль:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

В-ль: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

В-ль: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

В-ль : Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

В-ль : На что похожа буква Ч ?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

В-ль :

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Что за чудо?

Вот так чудо.

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

В-ль :

Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)

В-ль :

А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

В-ль :

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

В-ль :

Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

В-ль :

Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

В-ль :

Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

В-ль :

Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

В-ль :

Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это - волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов.

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

В-ль :

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Звука [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

В-ль :

Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы - вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались.


Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

Научить правильно произносить звук [Ч].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

Упражнять ребенка в словообразовании.

Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

Познакомить ребенка с употреблением предлога через.

Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ч].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ч]:

  • губки округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубки не смыкаются;
  • кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
  • по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
  • горлышко «молчит».

Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ...


Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-ач, чу-...; ач-ча, уч...

Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):

гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...

Задание 6 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.

Бумага есть, перо есть,

Да без них писать не будешь. (Чернила)

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (Часы)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач)

Снизу камень, сверху камень,

Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)

Задание 7. Взрослый произносит 3-5 слов со звуком [Ч], а ребенок должен запомнить их и повторить в той же последовательности.

Задание 8 . Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?

Стул - стульчик, замок - ..., шнурок - ..., узелок - ...,

носок - ..., блин - .., диван - ..., батон - ...

Сук - сучок - сучочек, знак - ..., внук - ..., бак - ..., крюк - ...

Легко - легче, мягко - ..., громко - ..., жарко - ...,

ярко -..., богато - ..., мелко - ..., крепко - ...

Ваня - Ванечка, Оля - ..., Гриша - ..., Петя - ..., Соня - ..., Миша - ...

Задание 9 . Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Гайка - чайка, кашка - ..., худо - ...

Задание 10 . Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество. Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.

Иван - Иванович, Петр - ..., Сергей - ..., Андрей - ...

Задание 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.

Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ча-ча-ча - дай мне калача.

Чу-чу-чу - я гулять хочу.

Чи-чи-чи - красные кирпичи.

Чо-чо-чо - ох, как горячо!

Ач-ач-ач - пришел врач.

Оч-оч-оч - скоро ночь.

Ич-ич-ич - красный кирпич.

Уч-уч-уч - у меня ключ.

Ачка-ачка-ачка - у Вовочки тачка.

Очка-очка-очка - у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка - у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка - у Вовочки птичка.

Задание 13. Знакомство с предлогом через.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через, объясняет его значение и графическое изображение, просит составить предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).

Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.

Задание 14 . Знакомство с буквой Ч.

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Ч?

Игры с буквой.

Задание 15. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:

часы, час, удача, задача.

Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:

дачка - качка - пачка - тачка - почка - бочка - мочка - кочка - кучка - тучка.

Чтение, списывание предложений:

Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы.

Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.

Скачко Надежда Николаевна.

МБОУ ДО ЦДТ «Прикубанский» г. Краснодар

Данное занятие может быть использовано воспитателями в дошкольных учреждениях, в группах раннего развития детей.

Занятие «Знакомство со звуком и буквой «Ч»

Тема: Подготовка к обучению грамоте.

Цель: Познакомить с мягким согласным звуком «Ч»

Задачи:

    Обучающая: развивать умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному составу, умение составлять звуковые схемы. Упражнять в деление слов на слоги. Помогать усваивать выразительные средства языка, объяснять смысл пословиц и поговорок.

    Развивающая: развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.

    Воспитательная: воспитывать стремление к знаниям, интерес к родному языку, умение работать в парах, развивать саморегуляцию и самоконтроль.

Тип занятия: комбинированный, практический.

Форма занятия: игровая

Методические приемы:

    • наглядные: показ картинок;

      словесные: художественное слово, загадки, словесное упражнение;

      игровые: дидактическая игра «Объясни пословицу, подбери нужную картинку»;

      практические: упражнение в подборе антонимов.

Пособия для детей: напечатанные пословицы и картинки к ним, конверты с фишками для составления звуковых схем.

Ход занятия

    Вводная часть

Здороваются, делают «солнышко». Звучит музыка, появляется Буратино. Идет разминка. Текст разминки:

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Буратино предлагает отправиться в волшебную страну «Грамматику».

    Основная часть

Беседа с детьми.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их: А, О, У, И, Ы. Э.

Сколько их?

А какие препятствия встречаются при произношении согласных звуков?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

Поиграем в игру «Ты мне - я тебе». Я «кидаю» вам твердый звук, вы мне назад мягкий.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие?

Загадки Буратино.

Кто же это ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят … (черепахи)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня в земле всегда найдете вы (червяк).

У них усы не для красы –

Они показывают время.

А называются… (часы).

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но не куда мы не идем.

Мы бьем исправно каждый час.

А Вы, друзья, не бейте нас! (часы).

Давайте вспомним все отгадки и разделим их на слоги (при помощи хлопков).

На какой звук начинаются все отгадки? На звук «Ч».

При произношении встречает ли этот звук преграду? Воздух выходит не свободно, значит это звук согласный. Он никогда не произносится твердо, он всегда мягкий.

Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? Зеленым.

А вот и буква «Ч». На что похожа буква «Ч»? На цифру 4.

Давайте-ка отправим букву «Ч» в гости к гласным. И прочитаем слоги:

ЧА, ЧО, ЧЁ, ЧУ, ЧЕ.

Чтение рассказа «Кто живет в часах?».

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.

Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.

Кто же тогда там тикает?

Чудеса!

Запомните слова из рассказа, в которых есть звук «Ч».

Буратино загадывает загадку про чучело.

На малину налетели, поклевать ее хотели.

Но увидели урода и скорей из огорода.

А урод стоит на палке, с бородою из мочалки. (Чучело ).

Дети складывают звуковую схему слова «чучело».

Что-то наш Буратино совсем загрустил. У него упало настроение. Давайте сделаем так, чтобы Буратино снова был весел.

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнем!

Стоят лицом друг другу, руки вверх.

«Бросают» вниз руки…

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

«Отряхиваются» от пыли, улыбаются друг другу.

Буратино повеселел и предлагает Вам поиграть в игру «Наоборот» (с мячом).

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

У Буратино есть два конверта. Он совсем запутался и не может к картинке подобрать пословицу или поговорку. Помогите.

Держи язык за зубами! (Молчи).

Кусать локти! (Жалеть о том, что совершил необдуманно).

Видит око, да зуб неймет. (Трудно достичь чего-либо).

Золотые руки. (Настоящий мастер своего дела).

Держать себя в руках. (Владеть собой, сдерживаться).

В ногах правды нет. (Так говорят, когда приглашают кого-нибудь присесть, отдохнуть).

    Итог занятия

С каким звуком познакомились? Какой он? Какие пословицы и поговорке запомнили?

Вручение наклеек за внимательность, активность, взаимовыручку.

    Данное занятие апробировано в группе детей 5 лет студии «Вундеркинд» ЦДТ в течение 2013-2015 гг. Дети, освоившие звуко-буквенный анализ в студии раннего развития, хорошо учатся в начальных классах школы.

Рада вас приветствовать на нашем очередном интернет уроке по обучению грамоте. Сегодня, конечно, мы узнаем что-то новое, что-то интересное. Познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Но сначала выполните первое задание…

Назовите изображенные на картинке предметы и постарайтесь их запомнить.

Что у этих предметов общее? А какая картинка «лишняя»? (могут быть несколько вариантов) Почему?

Закройте глаза (перелистните чуть ниже страничку интернет-урока). Чур, не подглядывать! Откройте глаза. Скажите, что изменилось?

Верно, вместо тучки появилась самое необычное и интересное животное нашей планеты — черепаха.

А вы знаете, что…

Черепахи живут на Земле больше 220 миллионов лет. Удивительно, что они встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.

Всего существует около 230 видов черепах. Самая крупная сухопутная черепаха – галапагосская слоновая (около 2 м в длину и весят более 400 кг).

Самая маленькая черепашка на Земле – это крапчатая . Длина ее тела составляет 8-10 см.

Черепах принято считать очень медлительными существами. Но это не так. Медлительны только сухопутные черепахи. Вообще скорость передвижения сухопутных черепах зависит от температуры воздуха. Чем теплее воздух, тем быстрее идет черепаха, и наоборот. Водяные черепахи – быстрые пловцы. Например, кожистая черепаха в воде может достигать скорости более 30 км в час, Они отличные ныряльщики.

Черепахи могут жить более 150 лет. Рекордсменом является черепаха по кличке Джонатан, живущая на острове Святой Елены. Ей сейчас 182 года. Кстати, примерный возраст черепахи можно определить по годовым кольцам на ее панцирных щитках.

Черепахи понимают человеческий голос. Когда черепаха долго живет с хозяином, то она понимает, когда ее ругают, и прячется в панцирь. Если же ее хвалят – вытягивает шею и с удовольствием слушает. Кроме того, известны случаи, когда морские черепахи выбирались на берег, чтобы послушать песни.

В 1969 году человек, выпавший за борт, 15 часов удерживался на плаву, схватившись за панцирь морской черепахи. Удивительно, что черепаха терпела своего пассажира и не погружалась в воду, пока его не спасли.

В Древнем Китае черепаха являлась одним из самых почитаемых животных. Ее считали символом мудрости. Считалось, что черепахи приносят своим владельцам удачу, богатство и долголетие.

Мы много узнали интересного о черепахах, теперь знакомиться с новым звуком. Догадались с каким? ….Да, это звук [ч`] . Произнесите его…. Какой он?….. Верно, звук [ч`] — согласный, глухой и…. ВСЕГДА МЯГКИЙ !

1. Произносим вместе:

АЧ ОЧ УЧ ЫЧ ИЧ ЯЧ ЮЧ ЕЧ

Ач-ач-ач Оч-оч-оч Уч-уч-уч Ыч-ыч-ыч Ич-ич-ич Яч-яч-яч Юч-юч-юч Еч-еч-еч Ач-оч-уч Ич-еч-ач Яч-юч-еч

2. Проговариваем слова:

  • Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).
  • Оч: ночь, дочь.
  • Уч: могуч, тянуч, тягуч.
  • Ич: дичь.
  • Яч: мяч.
  • Юч: ключ, колюч.
  • Еч: меч, течь, печь.

3. Проговариваем слова , выделяя звук [ч] :

  • Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.
  • Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.
  • Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.
  • Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.
  • Ыч: кавычки; бычки.
  • Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.
  • Яч: ячмень.
  • Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.
  • Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.
  • Чу: хочу, каучук; жемчуг.
  • Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.
  • Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.
  • Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.
  • Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

4. Ласковые словечки

  • Пень – пенёчек
  • замок –
  • стакан –
  • кувшин –
  • палец –
  • язык –
  • гамак –
  • бок –
  • бак –
  • ваза –
  • коза –
  • вода –
  • собака –
  • коса –
  • кофта –
  • сани –
  • кисть –
  • ключ –
  • мяч –

5. Паровоз

Если произносить звуки [ч`] так: первый чуть громче - второй тише - третий громче - четвертый тише и т. д., можно услышать, как движется паровоз.

Если произносить эти звуки медленнее - паровоз останавливается, если быстрее - набирает ход. Поиграем?

— Я буду задавать вопросы про наш паровозик, а ты отвечай так, чтобы в слове был звук [ч’] .

  • Как едет паровоз? (покачиваясь, сворачивая…)
  • Куда едет? (в Сочи, Челябинск, Чебаркуль…)
  • Что везет? (почту, черешню, калачи…)
  • Когда едет? (вечером, ночью, в четверг…)
  • Кто машинист? (человек, мальчик…)
  • Кто будет встречать машиниста? (дочка, девочка…)

6. Чистоговорки

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

7. И г р а «Звук заблудился»

На болоте нет дорог.

Я по кош кам(коч кам) – скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,

На море г айка (ч айка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх

К абан (ч абан) пасет овец в горах.

Синее море перед нами,

Летают м айки (ч айки) над волнами.

8. И г р а «Дополните предложения»

Дополните предложения словами, включающими звук [ч ] , например: Чиполлино – чудный человечек.

1. Вчера в четыре часа четыре девочки…

2. Скучаю о…

3. Хочется чаю, чашку черники и…

4. Черной ночью черный кот…

5. Чесноков черными чернилами чертил…

6. Часовщик чинит…

О т в е т: 1) чинили чемоданы, чулки; 2) о птичке, чудаке-чибисе, Чебурашке; 3) чуточку черемухи и чернослива; 4) почесывался на чердаке; 5) очень четко чертеж; 6) часы ручные.

9. И г р а «Доскажи словечко»

Идет спокойно, не спеша.

Пусть видят все, как хороша.

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха).

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит… (черепаха.)

– Море, покачай-ка! –

Попросила… (чайка).

И. Гамазкова

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-Луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется… (Чиполлино).

У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются… (часы.)

На лугу среди букашек

Поднялся переполох:

Оттеснил семью ромашки

Великан… (чертополох.)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха).


В. Серова

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка.

И зовется… (Чебурашка).

А вот и буква. Чудесная буква Ч в ч епчике!

1. Найди спрятанные буквы Ч . Обведи их.

2. Раскрась только те цветочки, на которых буква Ч написана правильно.

3. Сколько букв Ч спряталось на рисунке? Найди их и раскрась.

4. Раскрась обе буквы зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ч с правой стороны рисунка.


5. Соедини с буквой Ч только те предметы, названия которых начинаются со звука [ч`] .


6 .

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Возьми коричневый карандаш и закрась все участки рисунка, в которых ты видишь букву Ч .


7. И г р а «Слоговое лото»

1. Придумайте слова со слогами чай и чу .

2. Придумайте слова со слогами: ча, да, ку, сы, ту, ща, ша.

О т в е т: дача, куча, часы, туча, чаща, чаша.

8. И г р а «Ступеньки слов»

Впишите недостающие буквы.

9. И г р а «Слоговой аукцион»

Продолжите слова:чи… (-жик ) ча… (-ща ),че… (-ловек ), чер… (-ный ), пач… (-ка ), реч… (-ка ), свеч… (-ка ).

10. И г р а «Подберите пару»

человек черный чертеж чудесный

чай чистый часы червивый

чайник честный чернослив четкий

11. И г р а «Добавим слог до слова»

12. И г р а «Покорение вершин»

13. Кроссворды

Какая гласная пропущена?

О т в е т: час, чаща, чашка, О т в е т: чуб, чудо, чулок,

чайник, часовой. чудаки, чумазый

Буква Ч

1. Человек, играющий на скрипке. 2. Человек, лечащий больных. 3. Каменное сооружение для отопления помещения. 4. Позднее, темное время суток.

О т в е т: скрипач, врач, печь, ночь.

Сочетание «ЧН»

1. Магазин, где продают хлеб. 2. Деревянный домик для птиц. 3. Солдат, охраняющий границы страны.

О т в е т: булочная, скворечник, пограничник.

14. Читаем…

Словарь

  • Чадо — ребёнок
  • Чартер — это заказ авиарейса, включая самолет, экипаж, питание и обслуживание пассажиров.
  • Чародей — волшебник, колдун.
  • Чары — волшебство, колдовство.
  • Чахлый — плохо растущий, вянущий (о растениях) ИЛИ болезненный, хилый (о человеке).
  • Чаща — густой частый лес.
  • Чепуха — нелепость, бессмыслица.