Для сохранения природы черноморского побережья кавказа. Черноморское побережье кавказа - растительный и животный мир. Растительный мир Черноморского побережья Кавказа

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану . Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи. Использовать общие приемы решения задач.

Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, совершенного результата.

К. - формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Основные понятия и определения

Черноморское побе-режье Кавказа, субтропики

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа. Будем учить-ся правильно вести себя у моря.

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побе-режье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зо-на, или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.

Изучение нового материала

У Чёрного моря

Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского по-бережья Кавказа.

Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишь-ся на тёплом юге. Как ты уже знаешь, здесь расположена субтропическая зона, протянувшая-ся узкой полосой по побережью Чёрного моря. Основная часть субтропической зоны лежит юж-нее нашей страны, а к нам она лишь «загляды-вает» и дарит настоящее чудо южной природы.

В этой зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт тепло воз-духу. Горы не пропускают сюда холодные север-ные ветра.

Почвы Черноморского побережья Кавказа пло-дородны, а растительность богата.

Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения Черноморского побережья Кавказа. Поду майте, по каким признакам вы узнаете эти рас-тения в природе.

2.По рисунку учебника (с. 128—129) познакомь-тесь с животным миром Черноморского побе-режья Кавказа. Информацию о животных найди-те в тексте учебника

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характер-ной цепи питания.


1.Буковая роща. 2. Грецкий орех. 3. Ки-парисы. 4. Косуля. 5. Чайки. 6. Цикада.

Олеандровый бражник. 8. Бакланы. 9. Медуза-корнерот. 10. Дельфин. 11. Яще-рица кавказская. 12. Богомол. 13. Краб. 14. Морские коньки. 15. Морские иглы.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА

Растительны мир Черноморского побережья Кавказа очень разнообразен. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на город-ских улицах люди выращивают красивые расте-ния, привезённые из разных тёплых стран: кипа-рисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.

Животный мир Черноморского побережья Кав-каза тоже очень разнообразен. Прекрасны насе-комые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных лис-тьев притаился хищный богомол, который под-жидает добычу — мух и других насекомых.

Под камнями прячется редкий крупный жук — жужелица кавказская, который питается улит-ками. В лесах в ночные часы зажигают свои огоньки жуки-светляки.

Изредка встречается удивительной красоты ба-бочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек.

Из крупных животных назовём живущую в ле-сах косулю. На берегу моря живут чайки, бак-ланы, которые кормятся рыбой

Очень интересны морские обитатели: дельфи-ны, диковинные рыбки морские коньки и мор-ские иглы, а также крабы, медузы

ЧЕЛОВЕК У МОРЯ

Берега Чёрного моря — это место, куда при-езжают для отдыха и лечения многие тысячи людей. Здесь расположен красивейший город- курорт Сочи. В нём построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.


В городе-курорте Сочи

Внимание! Во время отдыха у моря нужно быть осторожными, купаться только под присмот-ром взрослых, не заплывать за ограничительные буйки, ни в коем случае не купаться в шторм. На солнце можно находиться только в голов-ном уборе. Загорать нужно постепенно, начиная с нескольких минут, чтобы не получить ожогов. Необходимо пользоваться солнцезащитным кре-мом, который оберегает кожу от опасного воз-действия солнечных лучей. Лучшее время для отдыха на море — утренние и вечерние часы, когда не так жарко, как днём.

Одна из главных достопримечательностей го-рода Сочи — Дендрарий (от греческого слова «дендрон» — дерево). Это необыкновенно краси-вый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр, родина ко-торого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт, «при-ехавший» из Австралии, и слоновую пальму из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи, заросли кактусов и, конечно же, высокие, устрем-лённые к небу кипарисы — одно из главных укра-шений парка.

К сожалению, Черноморское побережье Кавка-за не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.

Люди, приезжающие сюда отдыхать, не всег-да относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кус-тарников, вырезают надписи на стволах, пишут на скалах, выбрасывают мусор где попало, ло-вят на память жуков, бабочек, других насеко-мых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, пред-почитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца...

В Красную книгу России внесены редкие рас-тения этих мест: иглица колхидская (1), сам-шит колхидский (2), тис ягодный (3). В райо-не Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали животные — дель-фин черноморская афалина (4) и уже извест-ная тебе жужелица кавказская (5).


Для сохранения природы Черноморского побе-режья Кавказа в 1983 году создан националь-ный парк «Сочинский». Он непосредственно примыкает к городу-курорту Сочи и включает его окрестности, в основном горные леса. По территории парка проходит множество экскурси-онных и туристических маршрутов. Например, многие туристы посещают знаменитые Ворон- цовские пещеры — таинственное подземное цар-ство. Для удобства туристов здесь проведено освещение, устроены дорожки, лестницы.

Каждый, кто живёт на Черноморском побере-жье Кавказа или приезжает сюда отдыхать, обя-зан беречь природу этого замечательного места

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Как вы объясните названия животных: мор-ской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

2.В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пе-щеры нуждаются в охране?

Проверь себя

1. Покажи на карте зону субтропиков. Объяс-ни, где она расположена. 2. Как нужно вести себя у моря? 3. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.

Вывод

На Черноморском побережье Кавказа распо-ложена субтропическая зона. Чтобы сохра-нить красоту и разнообразие природы этих мест, необходимо доброе, заботливое отно-шение к ней каждого человека.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Черноморское побе-режье Кавказа, субтропики.

2.Нарисуй, как ты представляешь себе Чёр-ное море и его берега

3.Если тебе не приходилось бывать у Чёрно-го моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.

4.С помощью Интернета соверши воображае-мое путешествие в национальный парк «Сочин-ский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побере

У Черного моря

На природе. Побережье Черного моря.

Хостинг презентаций окружающий мир

Сочинский национальный парк был создан в 1983 году. Целью создания было сохранение уникальных природных комплексов Черноморского побережья Кавказа. Парк стал одним из первых национальных парков России.
Главной ценностью национального парка являются неповторимые по красоте, богатству растительности горные леса, занимающие 94.1% площади.
Наличие животных и растений, отсутствующих в других уголках планеты, позволяют рассматривать эту территорию как участок Всемирного наследия. Неслучайно, заповедная часть национального парка вместе с Кавказским заповедником была номинирована в Список Всемирного Природного наследия.
Так же на этой территории было выделено более 60 памятников природы, выявлено множество историко-археологических памятников.
Здесь можно увидеть много интересного.

Свирское ущелье

Свирские водопады расположены на территории Сочинского национального парка в Лазаревском районе города.

Памятник природы "33 водопада"

В живописном ущелье находятся небольшие по высоте многочисленные водопады, пороги, водоскаты, которые привлекают своей красотой туристов и экскурсантов. На ручье Джегош насчитывается 33 водопада.

Башня Ахун

Название происходит от имени убыхского бога - Ахын. Гора Большой Ахун своими размерами и почти идеальной формой выделяется на фоне сочинского пейзажа. На её вершине расположена смотровая башня в старинном стиле.
Также известно, что в недрах Ахунского карстового массива насчитывается более 20 пещер. В лесах произрастает более 200 видов высших растений, 34 из которых занесены в Красную книгу России. На одной из вершин массива располагаются остатки средневекового христианского храма Малый Ахун.

Византийский храм

Предположительно храм был построен в XI-XII вв. Сейчас его развалины можно увидеть в пос. Лоо Лазаревского района. Развалины являются памятником церковной архитектуры. Их стали изучать в конце 80-х годов XX века. Стены храма были созданы из песчаника и сланца, потому почти полностью сохранились, хотя и густо заросли деревьями и кустарником.

Волконское ущелье


Волконское ущелье очень живописно. В нём расположены Волконский дольмен, сероводородный источник и скалы Два брата с природным тунелем между ними. Путешествие в ущелье начинается с памятника среднебронзовой эпохи – дольмена. Дольмен в Волконском ущелье относится к редкому монолитному типу.

Агурский водопад

Еще в 1911 году Агурский водопад стал популярнейшим туристическим направлением. Вырубленная в скале тропа, петляя, приводит к первому 30-метровому водопаду. Он состоит из двух, каскадов 12 и 18 метров, струи которых падают под углом друг к другу. Выше расположены еще два водопада, меньших по высоте, но не менее красивых. Второй – его высота составляет 21 метр – многоструйный. Высота третьего водопада составляет23 метра.

На территории парка обитают животные, занесенные в Красную книгу : Зубр, леопард, чёрный аист, чёрный гриф, белоголовый сип, беркут, кавказская выдра, кавказская лесная кошка, жук олень, тритон Карелина, кавказская жаба и многие другие.

Сотрудники национального парка "Сочинский" делают очень много разных работ направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка.
Занимаются работой по сохранению и разведению редких и исчезающих видов животных и растений. Так в национальном парке реализуется программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда в дикой среде. В 2013 в парке впервые в России в неволе у пары леопардов появилось потомство.

Урок окружающего мира по теме "Природная зона Черноморского побережья Кавказа"

Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, познакомить с географическим положением субтропической зоны, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Задачи:

    развитие умения работать с картой, гербарием;

    совершенствование речи, умения наблюдать;

    развитие умения работать в группе.

Мультимедиа компонент : презентация PowerPoint

Ход урока

    Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (в форме пресс-конференции).

1.Поставьте вопросы для своих одноклассников по теме «Пустыня».(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

2.В это время 4 ученика работают по карточкам

Индивидуальная работа по карточкам (4 чел.)

Климат в пустыне:

А) сухой, холодный;
Б) сухой, влажный;
В) влажный, жаркий.

Большее количество животных в пустыне можно увидеть:

А) днём;
Б) утром;
В) ночью.

В пустыне не растёт:

А) саксаул;
Б) акация;
В) берёза.

Большой вред наносят:

А) ливневые дожди;
Б) снегопады;
В) песчаные бури.

Кораблём пустыни” люди называют:

А) сайгака;
Б) верблюда;
В) джейрана.

III . Сообщение темы и целей урока

Учитель: Дорогие юные исследователи! Мы продолжаем знакомиться с природными зонами России.

Предлагаю сегодня отправиться туда,
Где много солнца и морская вода.
Субтропики раскроют тайны нам,
Узнаем, что за животные обитают там,
Какие растения здесь растут,
И почему субтропиками эту зону зовут?

( Слайд 1 , )

3. Актуализация знаний

Обратимся к помощнице-карте. Она расскажет нам, что эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В переводе с латинского языка “суб” означает “под”, “субтропическая” означает “расположенная под тропиками”, т.е вблизи тропической зоны. А тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы “заглядывает” и дарит настоящее чудо южной природы.

Давайте попытаемся раскрыть секрет удивительного климата и природы этой зоны ( слайд 2 ).

Представьте, что вы на пляже. Когда вода теплее –днём или вечером ?(вечером, потому что вода медленно нагревается и медленно остывает)

Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.

К каким горам по высоте относят Кавказские горы ?(высокие ) ( Слайд 3 )

Т.е. они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Сделайте вывод: в чём секрет удивительного климата и природы этой зоны? (Слайд 4 )

А вот как сказываются такие климатические условия на растительном и животном мире этой зоны, расскажите вы, юные ботаники, зоологи, экологи, поработав самостоятельно в группах.

4. Открытие новых знаний

Начинаем выслушивать подготовку «научных разработок» групп на основании их исследований

Географы

Проблемный вопрос:

Чем привлекательна эта зона для туристов?

Группа должна выяснить:

Где располагается на карте Черноморское побережье;

Климатические условия зоны.

В какое время года лучше отдыхать на Чёрном море.

Ботаники (слайд 5 – 15)

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

Причины разнообразия флоры;

Отличительные особенности растений субтропиков;

Растения. Виды растений.

Зоологи (слайд 15 – 29)

Проблемный вопрос:

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Группа должна выяснить:

Причины разнообразия фауны;

Обитатели суши;

Обитатели суши, добывающие пищу в море.

Обитатели моря.

Экологи (слайд 30 – 31)

Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Чем является для людей черноморское побережье;

Экологические проблемы;

Растения и животные, занесённые в красную книгу.

После каждого «отчёта» группы выполняем работу в тетради на печатной основе.

Примерные выступления:

Выступление ботаников (рассматривание гербария)

Благоприятные условия –тепло и влага– дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет Каштан –дерево долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья с острыми зубчиками. Плоды-орехи можно употреблять в пищу. Растения, привезённые из разных теплых стран: кипарисы, пальмы

Можно ещё добавить о растущих виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения

Выступление зоологов (по ходу выступления зоологов обучающиеся заполняют таблицу в печатной тетради “Животные Черноморского побережья Кавказа”

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают медведи, косули, кабаны, есть барсы, шакалы. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы . Они кормятся рыбой. Баклан – хитрая, умная и очень прожорливая морская птица. Бакланы с трудом ходят по земле, но зато ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. Они могут длительное время находиться под водой. Даже когда баклан сыт, он всё равно продолжает охотиться. Его глотка позволяет заглатывать очень больших рыб.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины Морские коньки -это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную –позеленеет. Морская игла-это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и игла, а уколоть никого не может – мягкая. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Их блестящие тела идеально обтекаемой формы. Дельфины могут плавать со скоростью 45–50 км/ч. Дельфины питаются крупной и мелкой рыбой, моллюсками. Эти животные хорошо поддаются дрессировке, так как они сообразительнее собак и обезьян.

Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Выступление экологов

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться.

В Красную книгу внесены редкие растения этих мест : (слайд 32)

Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.

6. Закрепление пройденного материала

Наше путешествие подходит к концу. В заключение я проверю, насколько вы были внимательны и наблюдательны.

Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (выслушиваются рассказы детей)

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор.)

7. Рефлексия деятельности на уроке

Чем вам понравился урок?

Кому интересно было работать в группе?

Что оказалось самым сложным?

8. Домашнее задание

    Учебник, стр. 132-140 пересказать и ответить на вопросы;

    рабочая тетрадь на печатной основе, стр. 41-43 (составь цепь питания);

    представить фото из семейного альбома с рассказом “Удивительный фото-факт” (для тех, кто отдыхал на море).

Источники информации:

    Герасимов С.Н. Животный мир нашей Родины.- М.,1992.

    Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.

    Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. - М.: “ВАКО”, 2004. – С.125-132.

    Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008. .

    Плешаков А.А.Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 4 класса “Мир вокруг нас”/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – С. 41 – 46.

    Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению: Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. – М.: Новая школа, 1997.

    Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегративного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов.- Псков, 2007.

    Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” /Е.М.Тихомирова. – М.:Издательство “Экзамен”, 2006. – С. 91 – 97. - (Серия “Учебно-методический комплект”)

    www.portal-slovo.ru/rus/science/179/2648/

    http://tmn.fio.ru/works/112x/307/3-1.htm

    http://zooeco.com/0-dom-pt11-20.html

    http://www.turizm.ru/russia/gallery-22635




Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остаётся выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.


Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море Как хорошо ты, о море ночное, - Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно. На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! (Тютчев Ф. И.)


И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозелёные растения.


Что же обозначает слово «субтропики»? В переводе с латинского приставка «суб» значит «под». Субтропики – это территория под тропиками. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. Итак, мы должны выяснить, каковы отличительные особенности растительного мира субтропиков.


Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями (бук, дуб, каштан) Бук достигает высоты метров. его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет.




























Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беле: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.






Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный)

Кавказа - это регион, протянувшийся вдоль Черного моря от границы с Турцией до Таманского полуострова. В него входят прибрежные области Краснодарского края, Абхазии и Грузии. Черноморское побережье Кавказа славится богатой природой, теплым климатом и обилием туристических центров. Самые известные курортные города региона - это Сочи, Адлер, Анапа, Гагры, Туапсе, Геленджик и другие. Кроме длительного купального сезона и обилия пляжей, туристов привлекает живописная природа Черноморского побережья Кавказа.

Климат региона

Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропическом поясе.

Теплый климат обеспечивается своеобразием рельефа. Узкая полоса между морем и горами сохраняет плюсовую температуру зимой и умеренно высокую летом. Это можно объяснить тем, что горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море отдает тепло воздуху зимой. Но в регионе наблюдается неодинаковое количество осадков. В северной части климат более сухой, и дождей выпадает мало. Южнее Туапсе высота гор увеличивается, и это обеспечивает большое количество осадков в течение года. Но все равно в регионе более 120 теплых солнечных дней. Такой климат обеспечивает своеобразие природы Черноморского побережья.

Особенности рельефа региона

Черноморское побережье протянулось вдоль моря более чем на 600 километров.

Протяженная береговая линия довольно слабо изрезана и имеет в основном плавные очертания. Около самого моря горные хребты невысокие, но в некоторых местах они подходят к самой воде и образуют причудливые скалы и обрывы. Севернее Анапы берег песчаный и низкий, с многочисленными косами и лиманными озерами. Природа Черноморского побережья Кавказа поражает разнообразием: от субтропических пейзажей с пальмами до глубоких ущельев, водопадов и ледников. Чем дальше на восток от берега моря, тем выше горы.

Растительный мир Черноморского побережья

Мягкий субтропический климат создает благоприятные условия для произрастания многих растений. Их в регионе насчитывается более шести тысяч видов. Встречается много лавровишня, рододендрон, падуб колхидский, можжевельник высокий и другие. Горы покрывает богатая древесная растительность с преобладанием дуба, граба и хвойных пород. На юге региона произрастают вечнозеленые кустарники и лианы, пальмы и магнолии. В самое холодное время года температура здесь не опускается ниже 4-5 градусов, и условия для этих растений благоприятные. Благодаря прекрасному климату растениеводство в регионе развито, успешно выращиваются чай, виноград, цитрусовые и другие культуры.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа

В отличие от других территорий Кавказского края, этот регион очень своеобразен. Животные, которые там встречаются, характерны больше для Средиземноморья. Фауна побережья относительно бедна, несмотря на благоприятные погодные условия. Кого же можно встретить в этом регионе?

1. Прекрасны и необычны насекомые в этих местах. Издалека слышно стрекотание цикад, можно встретить больших красивых бабочек, например очень редкого Распространены большие жуки - жужелицы, множество светлячков, моллюсков и многоножек. Некоторые насекомые приносят вред, например малярийный комар или крупные сколопендры, которые больно кусаются. Много и насекомых-вредителей: винорадный долгоносик, плодовая моль и даже черви, разрушающие деревянные постройки.

2. Млекопитающие представлены в этом регионе всего 60 видами, но они очень своеобразны. Интересны хищные животные Черноморского побережья медведь, шакалы, рысь и барс - очень красивый и опасный. Широко распространены олени, косули и кабаны. Очень много летучих мышей. К редким видам относятся выдры, серны и туры.

3. Птицы Черноморского побережья также довольно своеобразны. Кроме общезвестных, которые заполняют Кавказские леса весной и осенью во время перелета, встречаются и особые виды: оляпка, большой канюк, желна, рогатый жаворонок, орел-ягнятник, витютень и многие другие.

4. Пресмыкающихся и земноводных в этом регионе довольно мало. Встречаются черепахи, много ящериц, тритоны и ужи. К редким видам относятся удавы и красные гадюки, а также крупные жабы, встречающиеся только на Кавказе.

Водный мир региона

Туристы, посещающие Черноморское побережье Кавказа, редко бывают в глубине региона. Чаще всего они отдыхают на берегу и поэтому знакомятся в основном с обитателями моря и прибрежной зоны. Водный мир региона тоже очень своеобразен. Встречается много видов промысловых рыб: сельдь, кефаль, камбала, игла-рыба и другие. Из пресноводных в реках распространена форель. Очень интересны морские обитатели: дельфины, морские коньки, медузы и креветки. Все они истребляются ради еды, добычи жира или просто для забавы.

Что делается для охраны природы в регионе

С конца 19 века новые поселенцы Черноморского побережья Кавказа стали активно осваивать территорию и истреблять ценные виды животных и растений. И только в 20-е годы 20 века стали предпринимать меры, чтобы сохранились уникальные животные Черноморского побережья Кавказа. В регионе создано несколько заповедников и заказников. В Кавказском государственном биосферном заповеднике сохранились исчезающие виды оленей и туров. В Головинском и Туапсинском разводятся олени, куницы, норки и лисы, а в Таманско-Запорожском охраняют водоплавающих птиц. Самый же известный - это Именно там сохранена уникальная природа, которой славится Черноморское побережье Кавказа. Фото этих мест привлекает много людей, желающих отдохнуть там и насладиться живописными видами.