Кого из архангелов сослали на землю. Архангел кто такой? Кто такой Архангел Михаил

Про архангела Люцифера и архангела Михаила написано много. Только вот часто уделяется мало внимания тому факту, что они - братья. Что они чувствовали, когда им пришлось вступить в бой?

В статье:

Архангел Люцифер и его небесные братья

Известен всем и каждому своим грехопадением. Бог низвергнул его с небес после бунта и попытки обрести свободу. Но во всей этой истории в тени остаётся достаточно важный момент - братские узы между тремя первыми архангелами. Их имена - Михаил, Гавриил, Люцифер . Следует разобраться в этой ситуации, ведь в первой войне брат пошёл на брата. Как и любое исследование, начать нужно с основ. Кто из архангелов чем занимался в Царстве Божьем?

Архангел Люцифер - существует множество версий о том, какова была его работа. Но есть два основных мнения, которые заслуживает большего доверия. Во многих текстах-источниках указывается, что Люцифер был личным оружием Бога. Он выступал как , насылая кару на грешников - стоит вспомнить хотя бы те же Содом и Гоморру. Ещё говорят, что Падший выступал обвинителем на небесном суде. Был правой рукой Господа.

Архангел Михаил - второй после Люцифера. Именно он занял вакантное место, когда « » сместили. Предводитель воинов-ангелов. Если Люцифер был чем-то вроде палача, исполнителя воли Божьей, то Михаил - генерал небесного воинства. Именно под его предводительством пойдут в бой божьи рати.

Архангел Гавриил - вестник Бога. Именно он открывает небесный замысел обычным смертным. Его голосом доносится до человечества божественная воля. Он, как и Михаил, носит звание Архистратига - т. е военачальника. Да, чаще всего так величают именно покровителя ангелов-воинов, но не стоит забывать — и божественный глашатай наделён такими полномочиями.

Братья Люцифера - Михаил и Гавриил

Иконы Святых Архангелов Михаила и Гавриила

У троих архангелов, естественно, не было матери, так что биологическими братьями их назвать не получится. Нет биологии в царстве божьем. Но они были даже более близкими родственниками - созданные одной мыслью. Можно сказать, единомышленниками. Михаилу и Гавриилу было сложнее перенести мятеж Люцифера, чем кому-бы то ни было. Тем более, потом им пришлось встать друг против друга, поднять оружие. Интересно, что творилось в их душах, когда архангел Михаил против Люцифера вышел?

Об этом можно только гадать. Вполне возможно, что, берясь за оружие, Михаил не испытывал ничего. Он исполнял свой долг перед Богом, а значит перед всем Сущим. А может быть Михаил был потрясён предательством, но смог подавить в себе чувства.

Это - главное отличие между двумя братьями. Люцифер никогда не мог подавить движение своей души. Главное из них, гордыня, в конце концов взяла над ним власть. А предводитель небесного воинства, Архистратиг , смог взять себя в руки. Он понимал, что долг перед Божественным Планом выше любых переживаний.

Люцифер и Михаил - что их связывает

Как мы можем судить об отношениях между этими двумя сущностями? По дошедшим до нас текстам. Даже в самых древних источниках говорится о том, что Михаил пытался отговорить Люцифера от мятежа. Со слезами на глазах - так там пишется. Откуда могли взяться эти слёзы, как не из тревоги за близкое тебе существо?

Архангел Михаил и Люцифер

Такое проявление чувств можно истолковать по другому. Главный среди ангелов переживал за то, что до мятежа во всем сущем царила гармония, мир. Люцифер нарушал её, следуя своим интересам. Но ближе к истине объяснение, где говорится об их братских чувствах. Ведь, как мы видим, архангелы стоят выше людей, но способны испытывать человеческие чувства. Потому что, будь это не так, поднял бы Люцифер восстание? Как он смог бы смутить ангелов и перетянуть их на свою сторону?

И, что самое интересное, разговор, где один пытается отговорить другого, происходит не между ангелом смерти и глашатаем. Не между Люцифером и Гавриилом. Хотя, казалось бы, кто должен разговаривать, как не Глас Божий? Возможно между этими двумя братьями лежала пропасть, осознать которую мы не сможем. Ведь первый был Ангелом Смерти, воином, вершителем воли, а второй - дипломатом, глашатаем.

Возможно, именно поэтому Бог направил именно Михаила говорить с мятежником. Ведь воин всегда лучше поймёт воина, даже если тот не обладает даром изящной словесности. Другие объяснения возможны, но это - пустое вольнодумие, потому что правду мы не узнаем никогда. Остаётся только искать всё более и более правдоподобные версии давно свершившихся событий.

Легенда о Люцифере

Может ли нам пролить свет на ситуацию легенда о Люцифере? Как минимум здесь скрываются предпосылки к будущему конфликту. И ещё одно подтверждение того, что ангелы, даже архангелы, были повержены человеческим чувствам.

В те времена, когда человечество существовало только в зародыше, появились на Земле Высшие Сущности. Они спустились в нашу скорбную юдоль для того, что бы подтолкнуть человечество. Как отец, который бережно учит ребёнка ходить, что бы однажды тот пошёл по дороге великих свершений. Вместе с ними спустился и Люцифер, правая рука Господа.

Поначалу он, как и все остальные, ратовал за процветание человечества. Он нёс нам свет знаний и был настоящим Князем Всего Сущего . Великая мощь упала в его руки. Но, конечно, он не был главным среди своих братьев, ведь все они были равными между собой. И когда он познал свою, казалось бы, бесконечную мощь, понял, что ничто его не остановит, не смог удержаться от великой гордыни и не воспылать завистью, увидев, что стоит не выше остальных.

Люцифер, будучи не совершенным, не смог справится со всеми соблазнами. Только Бог совершенен, но не создания его. Так что архангел и зародил в душах будущего человечества ростки пороков. Именно эта легенда рассказывает о будущем противостоянии двух Великих Духов - и Люцифера.

Печальная история первых трёх архангелов - это история о предательстве и братской войне, которая положила начало великому противостоянию. Но она рассказывает и о том, что даже Великие Сущности могут поддаваться душевным порывам - никто не совершенен.

Наверное, каждый из нас в детстве любил истории о доблестных рыцарях. Все помнят Камелот – король Артура и рыцари круглого стола, волшебник Мерлин. Вспомним, какими достояниями обладали наши герои – храбрым сердцем, стойкой С илой Воли и несомненным Мужеством . В каждом своем поступке они несли Силу Духа , истинную Праведность , которая позволяла им оставаться в седле и нести знамя Мудрости Владыки огромных по площади земельных угодий, замков. Простые люди же всецело верили своему королю, потому что слово его было всегда закон. История того времен хранит много тайн, одно лишь ясно –Воля человека подчинялась Вселенским Законам и только добродетельные качества – Храбрость, Мужество, Милосердие позволяли быть Владыкой от слова ладить.

Каждая, рожденная в Сердце молитва, станет достоянием доблестных Воинов Света. Достаточно просто обратиться по имени к любому Архангелу, и вы будите услышаны.

Приведем в статье описание нескольких Архангелов.

Архангелы Михаил и Михаэлла или Вера.

Дети Земли, не смущайтесь устремленности своей к Небу. Кто глух и слеп не будет искать Света ни здесь ни где бы то ни было. Оставим громкие слова и будет просто единиться в чистоте мыслей и добрых поступках в отношении друг друга. Мы Светлые Небесные братья ваши несем память о все взлетах и падениях жизни земной. То ли еще будет, улыбкою озариться мир. Детский смех предвестник вечного рождения.

Функции.

1. Они являются защитниками и хранителями божественной истины и Легионов Света.

2. Разрубят своим мечом узы, которые связывают вас с плохими людьми, ситуациями или воспоминаниями о прошлом, наполнят вас силой и любовью, оградят вас от деструктивных мыслей, эмоций и действий других людей.

Добродетели.

Сила, Терпение, Устремленность

Взаимодействие.

Попросите о помощи и визуализируйте себя в темно-синем плаще, запахнутом на вас.

Атрибуты.

Аффирмация.

Мечом доблести разруби путы неверия. Мужеством все прощенья открой путь Вознесения все прощенной Душе.

Найди в себе Силы и Мужество стать осознающим, творящим созданием, саморазвитие которого есть цель и смысл жизни. Добродетельность и стремление к совершенству есть инструменты на пути эволюции сознания в сторону духовности.

Хранят миротворцев на Земле и в небесах.

Помните о силе взаимодействия. Именно в общении душ людских и Светлой Иерархии, рождается мудрость жизни, которая ложиться в основу ваших мыслей и поступков. И, со временем, восприятие мира складывается в индивидуальную точку бытия – Миро-воз-зрение.

Так, в счастливом проживании каждого дня, вы проявляете свою индивидуальность в мире, тем самым, оказывая благотворное влияние на эволюцию планеты Земля, что является первопричиной вашего рождения.

Функции

1. Несут безмятежность, любовь, спокойствие и мир.

2. Связь с ними дает возможность достигнуть единство со всем человечеством. Это наивысшая стадия милости, которая приносит вам свободу и радость.

Добродетели

Ясность, Честность, Милосердие.

Взаимодействие

Представляете себя в пурпурно-золотом плаще и взываете к помощи Архангельской четы, прося у них ясного разума.

Атрибуты

Восседают на ярко красном луче переливающимся пурпуром и золотом. Это луч мудрости и духовности.

Аффирмация

Скажи себе, быть собою – это первопричина в твоей жизни. Пусть радость со-причастия с божественным планом наполняет тебя мужеством, верой, любовью и смелостью победы Света во всех проявлениях жизни, ибо сотканное в спокойствии и мудрости бытия полотно Реальности приобретает качество божественного величия. Будь мудрым в своем поступательном движении к истине. Так, новые открытия принесут тебе искренность каждого поступка, слова и мысли.

Архангелы Гавриил и Гавриэлла.

Это посланники Бога и хранители свободной воли.

Белый цвет, источник жизни всего живого. Энергия – это цвет и звук в движении простанства и времени. Взаимодействие с энергией белого цвета, всегда благоприятно для тела и духа. Смело наполняй белым светом свою жизнь.

1. Освобождают от страха старых воспоминаний, закоренелых привычек и неправильных схем мышления, которые понижают ваши вибрации и создают блоки в организме.

2. Приносят порядок дисциплину в вашу жизнь, ясность и веселье.

Добродетели.

Дисциплина, Прощение, Чувство собственного достоинства.

Взаимодействие.

Попросите о помощи и представьте себя стоящим в чисто белом свете.

Атрибуты.

Восседают на белом луче прощения и очищения.

Аффирмация.

Знай, что каждый миг несет в себе очищение, ибо снова и снова мы познаем божественную истину в каждом слове, мысли, действии. Будь добр, милостив, любим. Познай мудрость прощения, ибо соткана она истиной верой в Любовь.

Архангелы Задкиил и Задкиэлла.

Хранители и защитники божественного разума и приверженности духовных свершений

В сложное время, когда силы зла брасают в бой последние свои возможности, не стоит огорчаться. Ведь это говорит о том, что пурпурно-алый прекрасный рассвет уже близок. Призывай нас в моменты страха и отчаяния, мы всегда рядом.

1. Терпение и прощение.

2. Даруют очищение и трансформацию энергии, помогая возвыситься в вибрациях.

Взаимодействие

Бросьте проблемы и сложности в фиолетовый огонь, чтобы избавиться от всех негативных эмоций.

Добродетели

Вера, Надежда, Проницательность.

Атрибуты

Восседают на фиолетовом луче очищения и трансформации.

Аффирмация

Исцеление начинается с необходимости познать природу бытия. Так начинается движение в сторону свободы, равенства, братства. Так сознание открывается стремлению к божественным идеалам, что позволяют идущему по пути самопознания укрепиться верой в любовь и помощи божественной иерархии. Благородство Души это достояние такого осознающего создания. Всегда только терпение и вера дает росток новым воззрениям на пути реализации божественного плана.

Архангелы Чамуил и Чамуэлла.

Властвуют над областями музыки и божественной гармонии.

Откровения Нового времени предельно просты. Только незрелое сознания ищет знамений доброй воли. Истинный же провидец действует. В красках холста, в звуках музыки, в четкой мысли слога возвещает красоту перемен и пути к предтворению замысла Творца – в движении творческих сил человека вся гамма раскрытия потаницала духа. Только невежда ждет знака свыше, благородный же человек устремлен, усидчив и бестрашен перед безднаю порок и лжи. Силой творчества духа побеждает!

1. Позволяют открыть безоговорочную любви.

2. Создают ангельский мост Света, ведущий вас в божественные сферы.

Взаимодействие

Призывайте и представляйте себя в чистом нежно розовом свете.

Добродетели

Общение, Щедрость, Доброта

Атрибуты

Восседают на нежно розовом луче Любви.

Аффирмация

Идея самопознания дает начало эпохе Света. Так истинные знания, раскрывают тот аспект Бога, который свойственен лишь индивидуальной Душе. В этом гармония знающего, благородство и преданность сознающего. Достояние нашего восприятия мира это тонкость каждого мгновения бытия в своем поступательном движении к единой цели – божественной чистоте сознания.

Архангелы Иофиил и Иофиэлла.

Хранители божественной мудрости и способности приобретать мудрость на любом жизненном опыте, любых переживаниях, включая страдание.

Посланики доброй воли, посланики Мира и Любви призываем вас объединить силы и встретить новый день во всем великолепии зрелого духа человека, когда чувства и эмоции не властвуют над чистыми устремлениям души. Наш вам зовет – силою мысли устремись к победе светлой, словом возвести о неизбежной гармонии клетки тела и Вселенной, действием возвеличь героический порыв слитого воедино тела и духа. Оставь сомнения. Будь Благославенным Сыном Любящего Отца твоего.

Руководят ангелами, помогающими совершать переход от жизни к смерти.

1. Помогают достичь своего внутреннего глубоко знания.

2. Оказывают божественное содействие в помощи обучения.

3. Помогают открыть разум, очиститься и стать мудрым.

Добродетели

Благодарность, Принятие, Любознательность

Взаимодействие

Облачитесь в золотой плащ мудрости. Представьте что вы окружены золотым светом. Призовите направить вас и придать вам силы.

Атрибуты

Восседают на золотом луче, притягивая Мудрость Истока.

Аффирмация

Согласованность и воссоединение с божественным руководством даруют возможность раскрыть истинные знания на пути самопознания. Смелость принятия божественной воли дарует храбрость Духа и уверенность в самореализации. Это сила взаимодействия совершенна опытом и благоразумием.

Будьте уверенны в себе и двигайтесь в танце бытия, тонко чувствуйте дыхание вечности в любви со-причастия со всем сущим.

Архангелы Рафаил и Рафаэлла.

Это защитники и хранители Божественной Любви.

Сегодня как никогда важен объединенный дух человека. Это значит слитые воедино все творческие силы духа и материи. Обозначь каждый свой день ростом самосознания во всех сферах мыслетворения, именно с нее начинается “от и до” жизненный путь человека. Пойми же наконец, что только усилием воли сможешь воспрянуть и раскрыть крылья. Улыбнись новому дню, иди походкой легкою и тонко тки нить светлого будущего во века вечные на Земле. Это твое знамя на пути любых преград. Помни, что мы всегда с тобою в каждой светлой мысли и начинании. Воспрянь и властвуй над собою, тогда сможешь воссоединиться со всем сущим еще при жизни Земной.

1. Даруют благодать, исцеление, здоровье.

2. Помогают развить интуицию и внутреннее чутье.

3. Защищают путешественников во время поездок.

4. Призыв чистой божественной энергии.

Добродетели

Радость, Красота, Позитивный настрой.

Взаимодействие

Призывайте и представляйте себя в чистом зеленом свете.

Атрибуты

Восседают на зеленом луче исцеления и баланса.

Аффирмация

Даруй радость бытия здесь и сейчас, ибо она обладает качеством познания в моменте наивысшего знания истины. Это та субстанция, которая является ключом к самопознанию восходящих созданий, ибо жизнь рождает ту осознанность и интуицию, которая необходима во все времена.

В ЛЮБВИ ЕДИНЫ.

На небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, которое некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.

Хотя число Ангелов безмерно велико, «тмы тем» (Откр.5:11), по выражению Священного Писания; но Архангелов только семь. «Аз есмь... един от седми святых Ангелов, – так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, – иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отчего главных Ангелов только семь – не менее и не более?

Это – тайна творения, ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное; ибо воззрим ли на Царство благодати? Обретаем семь даров Духа Святаго, семь Таинств. Посмотрим ли на царство природы? Находим семь лучей света, семь тонов звука, семь дней творения и пр.

Из числа этих семи верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила. Кто как Бог (евр.) – означает имя его; кто как Бог – выражают собой и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, которым оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех, которые украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел этот в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, – честь благовестил об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке – с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Гавриил изображается с зерцалом, поскольку он есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечой в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а при исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, всем, носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк.2:25), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного.

Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела; имя, любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этой Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою... – вещал Рафаил, – милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов.12:8-9,13). Поэтому, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердолюбия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» (1Кор.8:1).

Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?..

У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» (Евр.6:10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.

Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Аминь.

Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского

Об ангельской иерархии – архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

– Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

– В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», – пишет свт. Иоанн Златоуст.

– Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

– Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений – не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

– Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

– Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

– Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

– В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

– Кто такие Ангелы Хранители?

– В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова

В Сколько ангелов и архангелов и чем они отличаются

Об ангельской иерархии - архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии и семинарии, старший помощник ректора по учебно-методической работе.

Отче, число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию. Что это за иерархия?

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого». В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение “небо и земля” (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной». О количестве Ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Святые отцы, например свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский, в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но подсчитать их конкретное число невозможно.

Мир Ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол 1:16), что указывает на иерархичность ангельского мира. Традиционно, на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21), предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестны, но будут открыты в грядущем Царствии. «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем (Еф. 1:21)», - пишет свт. Иоанн Златоуст.


- Для каждого чина Ангелов существует свое предназначение? Чем отличаются Ангелы друг от друга?

Сами наименования чинов символизируют виды их служения. В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений - не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к нижестоящим. Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются к благодатному освящению не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

- Ближе всего к людям Ангелы и Архангелы. Так ли это?

Согласно Corpus Areopagiticum, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая: Серафимы, Херувимы, Престолы; вторая: Господства, Силы, Власти; и третья: Начала, Архангелы, Ангелы. Соответственно, Архангелы, Ангелы находятся ближе к нам.

Существуют семь Архангелов: Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Архангел Рафаил, Архангел Уриил, Архангел Салафиил, Архангел Иегудиил, Архангел Варахиил?

В Corpus Areopagiticum Архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания и христианской литературе Архангелы представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной в «Ареопагитиках». Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии, по Ареопагиту, но являются Ангелами с особым родом служения.

- Кто такие Ангелы Хранители?

В Священном Писании есть выражения, указывающие на то, что к людям приставлен Ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян. 12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об Ангеле света, который дается крещаемому.

По учению Церкви, люди получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей. «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин.

Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего». Также прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом».

Беседовала Наталья Горошкова