Процесс распада ссср по пунктам. Процесс отделения Прибалтики. Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

Распад СССР произошёл в 1991 году, и началась история России. Множество государств, совсем недавно называвших себя «братьями навек», теперь яростно отстаивали право на суверенитет, а то и воевали друг с другом.

Между тем причины распада СССР лежат на поверхности, более того - развал советской империи был неизбежен.

Причины распада СССР: почему распался Союз?

Историки, социологи и политологи выделяют несколько основных причин распада СССР :

  • Тоталитарный режим. Страна, где любое инакомыслие карается смертью, заключением или справкой о недееспособности, обречена на гибель, так только «захват» будет хоть немного ослаблен и граждане смогут приподнять голову.
  • Межнациональные конфликты. Несмотря на декларируемое «братство народов», в действительности советское государство просто закрывало глаза на межнациональную рознь, предпочитало не замечать и замалчивать проблему. Поэтому в конце 80-х годов долго назревавший взрыв произошел сразу в нескольких местах - это и Грузия, и Чечня, и Карабах, и Татарстан.
  • Экономический спад. После мирового падения цен на нефть Союзу пришлось туго - многие до сих пор помнят тотальный дефицит на все продукты и огромные очереди.
  • «Железный занавес» и «холодная война». Советский Союз искусственно нагнетал антизападную истерию, убеждая своих граждан в том, что повсюду одни лишь враги, тратил огромные деньги на оборону и гонку вооружений, высмеивал и запрещал любые веяния из остального мира. Запретный плод сладок, и со временем советские люди начали чувствовать куда большее доверие и к вещам, и к идеям западного мира.

От СССР к СНГ.

1991 года стал годом распада СССР , и Михаил Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Возникло новое государство - Россия, и новый «союз» свободных независимых стран - СНГ. В это объединение вошли все бывшие республики Советского Союза - но теперь каждая из них жила по своим законам, поддерживая с другими лишь соседские отношения.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

На сегодняшнем этапе развития Российской Федерации и соседних государств, которые являются приемниками бывшего СССР, существует очень много политических, экономических и культурных проблем. Решение их невозможно без основательного анализа событий, связанных с процессом распада Союза Советских Социалистических Республик. Данная статья содержит четкую и структурированную информацию о развале СССР, а также анализ событий и личностей, напрямую связанных с этим процессом.

Краткая предыстория

Годы СССР - это история побед и поражений, экономического взлета и падения. Известно, что Советский Союз как государство образовался в 1922 году. После этого в результате многих политических и военных событий его территория увеличивалась. Народы и республики, входящие в состав СССР, имели право добровольного выхода из него. Неоднократно идеология страны подчеркивала тот факт, что советское государство - это семья дружественных народов.

Касательно руководства такой огромной страны не трудно предугадать, что оно было централизовано. Главным органом государственного управления была партия КПСС. А лидеры республиканских правительств назначались центральным Московским руководством. Основным законодательным актом, регулировавшим правовое положение дел в стране, была Конституция СССР.

Причины развала СССР

Множество могущественных держав переживают сложные времена в своем развитии. Говоря о распаде СССР, следует отметить, что 1991 год в истории нашего государства был очень сложным и противоречивым. Что же этому поспособствовало? Причин, которые обуславливали развал СССР, можно выделить огромное количество. Попробуем остановиться на главных из них:

  • авторитарность власти и общества в государстве, преследование инакомыслящих;
  • националистические тенденции в союзных республиках, наличие в стране межнациональных конфликтов;
  • одна государственная идеология, цензура, запрет на любую политическую альтернативу;
  • экономический кризис советской системы производства (экстенсивный способ);
  • международное падение цены на нефть;
  • ряд неудачных попыток реформирования советского строя;
  • колоссальная централизация органов государственной власти;
  • военная неудача в Афганистане (1989 год).

Это, конечно, далеко не все причины развала СССР, но их по праву можно считать основополагающими.

Распад СССР: общий ход событий

С назначением на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Сергеевича Горбачева в 1985 году началась политика перестройки, которая была связана с резкой критикой предыдущего государственного строя, оглашения архивных документов КГБ и либерализацией общественной жизни. Но положение дел в стране не только не изменилось, но и ухудшилось. Народ стал более активным политически, началось формирование множества организаций и движений, подчас националистических и радикальных. М. С. Горбачев, президент СССР, неоднократно вступал в конфликт с будущим руководителем страны Б. Ельциным по поводу выхода РСФСР из состава Союза.

Общегосударственный кризис

Развал СССР происходил постепенно во всех отраслях общества. Кризис наступил как экономический, так и внешнеполитический, и даже демографический. Об этом в 1989 году было официально объявлено.

В год развала СССР стала явной извечная проблема советского общества - товарный дефицит. С магазинных полок пропадают продукты даже первой необходимости.

Мягкость во внешнеполитическом курсе страны оборачивается падением лояльных к СССР режимов Чехословакии, Польши, Румынии. Там образовываются новые национальные государства.

На территории самой страны также было довольно неспокойно. Начинаются массовые демонстрации в союзных республиках (демонстрация в Алма-Ате, Карабахский конфликт, волнения в Ферганской долине).

В Москве и Ленинграде также происходят митинги. Кризис в стране играет на руку радикальным демократам, которых возглавляет Борис Ельцин. Они приобретают популярность у недовольных масс.

Парад суверенитетов

В начале февраля 1990 года Центральный Комитет партии заявил об аннулировании своего господства во власти. В РСФСР и союзных республиках прошли демократические выборы, на которых победили радикальные политические силы в виде либералов и националистов.

В 1990 и начале 1991 года по всему Советскому Союзу прокатилась волна выступлений, которую потом историки назвали «парад суверенитетов». Многие из союзных республик в указанный период приняли Декларации о суверенитете, что означало верховенство республиканского права над общесоюзным.

Первая территория, которая осмелилась покинуть СССР - Нахичеванская Республика. Случилось это еще в январе 1990 года. За ней последовали: Латвия, Эстония, Молдавия, Литва и Армения. Со временем все союзные государства издадут Декларации о своей независимости (после путча ГКЧП), и СССР окончательно рухнет.

Последний президент СССР

Центральную роль в процессе крушения Советского Союза сыграл последний президент этого государства - М. С. Горбачев. Развал СССР происходил на фоне отчаянной деятельности Михаила Сергеевича по реформированию советского общества и строя.

М. С. Горбачев был родом из Ставропольского края (с. Привольное). Родился государственный деятель в 1931 году в самой простой семье. После окончания средней школы продолжил обучение на юридическом факультете МГУ, где возглавлял комсомольскую организацию. Там же он познакомился со своей будущей женой - Раисой Титаренко.

В студенческие годы Горбачев занимался активной политической деятельностью, вступил в ряды КПСС и уже в 1955 году занял должность секретаря Ставропольского комсомола. Горбачев продвигался по карьерной лестнице государственного служащего стремительно и уверенно.

Приход к власти

Михаил Сергеевич пришел к власти в 1985 году, после так называемой «эпохи смертей генсеков» (за три года умерло три руководителя СССР). Следует отметить, что титул «Президент СССР» (был введен в 1990 году) носил только Горбачев, все предыдущие руководители именовались Генеральными секретарями. Правление Михаила Сергеевича характеризовалось основательными политическими реформами, которые часто были не особо продуманы и радикальны.

Попытки реформ

К таким общественно-политическим преобразованиям можно отнести: сухой закон, внедрение хозрасчета, обмен денег, политику гласности, ускорение.

В большинстве своем общество не оценило реформы и относилось к ним отрицательно. Да и пользы государству от таких радикальных действий было мало.

Во внешнеполитическом курсе М. С. Горбачев придерживался так называемой «политики нового мышления», которая способствовала разрядке международных отношений и прекращению «гонки вооружений». За такую позицию Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Но СССР на тот момент находился в ужасном положении.

Августовский путч

Разумеется, попытки реформировать советское общество, а в конце концов и полностью развалить СССР многими не поддерживались. Некоторые сторонники советской власти объединились и решились выступить против тех деструктивных процессов, которые происходили в Союзе.

Путч ГКЧП представлял собой политическое выступление, которое происходило в августе 1991 года. Его цель - реставрации СССР. Путч 1991 года был расценен официальной властью как попытка государственного переворота.

События происходили в Москве с 19 по 21 августа 1991 года. Среди множества уличных столкновений основным ярким событием, которое в конечном счете и привело СССР к развалу, было решение о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Это был новый орган, сформированный должностными лицами государства, который возглавил вице-президент СССР Геннадий Янаев.

Основные причины путча

Основной причиной августовского путча можно считать недовольство политикой Горбачева. Перестройка не приносила ожидаемых результатов, кризис углублялся, росла безработица и преступность.

Последней каплей для будущих путчистов и консерваторов стало желание Президента преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств. После отъезда М. С. Горбачева из Москвы недовольные не упустили возможности вооруженного восстания. Но удержать власть заговорщикам не удалось, путч был подавлен.

Значение путча ГКЧП

Путч 1991 года запустил необратимый процесс по распаду СССР, который и так находился в состоянии непрерывной экономической и политической нестабильности. Несмотря на желание путчистов сохранить государство, они сами поспособствовали его развалу. После этого события Горбачев подал в отставку, структура КПСС распалась, а республики СССР начали постепенно провозглашать свою независимость. Советский Союз сменило новое государство - Российская Федерация. А 1991 год многими понимается как год развала СССР.

Беловежские соглашения

Беловежские соглашения 1991 года были подписаны 8 декабря. Свои подписи под ними поставили должностные лица трех государств - России, Украины и Белоруссии. Соглашения представляли собой документ, который законодательно закреплял развал СССР и образование новой организации взаимопомощи и сотрудничества - Содружества Независимых Государств (СНГ).

Как уже упоминалось ранее, путч ГКЧП только ослабил органы центральной власти и тем самым сопутствовал распаду СССР. В некоторых республиках начали назревать сепаратистские тенденции, которые активно пропагандировались в региональных СМИ. Как пример можно рассмотреть Украину. В стране на общенародном референдуме 1 декабря 1991 года за независимость Украины проголосовало практически 90 % граждан, а президентом страны был избран Л. Кравчук.

В начале декабря лидер выступил с заявлением о том, что Украина отказывается от договора 1922 г. о создании СССР. 1991 год, таким образом, для украинцев стал отправной точкой на пути к собственной государственности.

Украинский референдум послужил своеобразным сигналом для президента Б. Ельцина, который стал более настойчиво укреплять свою власть в России.

Создание СНГ и окончательное разрушение СССР

В свою очередь, в Белоруссии был избран новый председатель Верховного Совета С. Шушкевич. Именно он пригласил лидеров соседних государств Кравчука и Ельцина в Беловежскую пущу для обсуждения сложившийся ситуации и координирования последующих действий. После незначительных дискуссий между делегатами судьба СССР решилась окончательно. Договор о создании Советского Союза от 31 декабря 1922 года был денонсирован, а вместо него был подготовлен план Содружества Независимых Государств. После этого процесса возникло много споров, поскольку договор о создании СССР был подкреплен Конституцией от 1924 года.

Однако следует отметить, что Беловежские соглашения 1991 года принимались не волей трех политиков, а по желанию народов бывших советских республик. Уже через два дня после подписания соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины приняли акт о денонсации союзного договора и ратифицировали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В России 12 декабря 1991 года прошла такая же процедура. За ратификацию Беловежских соглашений проголосовали не только радикально настроенные либералы и демократы, но и коммунисты.

Уже 25 декабря президент СССР М. С. Горбачев сложил полномочия. Так, сравнительно просто, разрушили государственный строй, который просуществовал годы. СССР хоть и был государством авторитарным, но позитивные стороны в его истории, безусловно, были. Среди них можно выделить социальное обеспечение граждан, наличие четких государственных планов в экономике и превосходную военную мощь. Многие люди и по сегодняшний день с ностальгией вспоминают жизнь в Советском Союзе.

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

Кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

Неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

Массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

Все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

Обострение национальных противоречий;

Ослабление центральной власти;

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Президентская власть . Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.).

Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независи­мости и территориальной целостности России. Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской власти иногда называют этот режим выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства его власть в достаточной степени ограничена системой сдержек и противовесов.

От Советов к парламентаризму. Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей - законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в., Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Правительство . Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

Судебная власть . Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд выносит по запросам органов власти окончательное решение о соответствии Конституции страны федеральных и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей субъектов Федерации. По запросам граждан он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При необходимости он дает толкование тех положений Конституции, которые не регламентированы специальными законами и другими документами.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.

Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы. Россия является федерацией, состоящей из 88 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994-1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена. Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако на­метившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Местное самоуправление. Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и го­родской (1870) реформ, Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения во­просов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области. Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Таким образом, в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.

Хронологически события декабря 1991 года развивались так. Главы Белоруссии, России и Украины - тогда ещё советских республик - собрались на историческую встречу в Беловежской пуще, точнее - в селе Вискули. 8 декабря они подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим документом они признали, что СССР больше нет. Фактически Беловежские соглашения не разрушили СССР, а документально зафиксировали уже сложившуюся обстановку.

21 декабря в казахстанской столице Алма-Ате прошла встреча президентов, на которой к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Подписанный там документ известен как Алмаатинское соглашение. Таким образом, в новое содружество вошли все бывшие советские республики кроме прибалтийских.

Президент СССР Михаил Горбачёв не принял ситуацию, но его политическая позиция после путча 1991 года была очень слабой. Другого ему не оставалось, и 25 декабря Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. Он подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил, передав бразды правления президенту Российской федерации .

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР. Во время этих решений и подписания документов 25-26 декабря органы власти СССР перестали быть субъектами международного права. Продолжателем членства СССР в международных институтах стала Россия. Она взяла на себя долги и активы Советского Союза, также объявила себя собственником всего имущества бывшего союзного государства, находящегося за пределами бывшего СССР.

Современные политологи называют много версий или, скорее, пунктов общей ситуации, по которым случился развал некогда мощного государства. Часто называемые причины можно объединить в такой список.

1. Авторитарный характер советского общества . К этому пункту отнесём гонения на церковь, преследование диссидентов, принудительный коллективизм. Социологи определяют: коллективизм – это готовность поступиться личным благом ради общего. Благое дело порой. Но возведенный в норму, стандарт он нивелирует индивидуальность, размывает личность. Отсюда - винтик в обществе, овцы в стаде. Обезличивание тяготило образованных людей.

2. Господство одной идеологии . Для ее поддержания - запрет на общение с иностранцами, цензура. С середины 70-ых прошлого столетия - явное идеологическое давление на культуру, пропаганда идейной выдержанности произведений в ущерб художественной ценности. А это уже лицемерие, идеологическая зашоренность, существовать в которой душно, нестерпимо хочется воли.

3. Неудачные попытки реформирования советской системы . Сначала они привели к застою в производстве и торговле, затем потянули за собой развал политической системы. Посев явления относят к экономической реформе 1965 года. А в конце 1980-ых стали объявлять суверинетет республики и перестали выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Тем самым оборвали экономические связи.

4. Всеобщий дефицит . Угнетало положение, при котором простые вещи вроде холодильника, телевизора, мебели и даже туалетной бумаги нужно было "доставать", а иногда их "выкидывали" - непрогнозируемо выставляли на продажу, и граждане, бросив все дела, едва не дрались в очередях. Это было не просто жуткое отставание от уровня жизни в других странах, но и осознание полной зависимости: нельзя двухуровневой домик на даче, даже маленький, нельзя больше шести "соток" земли для сада...

5. Экстенсивная экономика . При ней выпуск продукции повышается в той же мере, что и величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников. А если ен возрастает эффективность производства, то не остаётся средств на обновление основных производственных фондов - оборудования, помещений, не на что внедрять научно-технические новшества. Производственные фонды СССР попросту износились до крайности. В 1987 году попытались ввести комплекс мер "Ускорение", но выправить плачевную ситуацию уже не смогли.

6. Кризис доверия к подобной экономической системе . Товары народного потребления были однообразны - вспомните мебельный гарнитур, люстру и тарелки в домах героев в Москве и Ленинграде в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы". Более того, отечественные товары стали низкого качества - максимальная простота в исполнении и дешевые материалы. Никому не нужными страшными товарами набивались магазины, а люди гонялись за дефицитом. Количество выгоняли в три смены при низком контроле качества. В начале 1980-ых синоним слова "советское" в отношении товаров стало слово "низкосортное".

7. Транжирство финансами . Народную казну почти всю стали спускать на гонку вооружений, которую проиграли, да ещй постоянно отдавали советские деньги в помощь странам соцлагеря.

8. Снижение мировых цен на нефть . Как следует из предыдущих объяснений, производство было в застое. Так что к началу 1980-ых СССР, что называется, прочно сидел на нефтяной игле. Резкое снижение цен на нефть в 1985-1986 годах подкосило нефтяного гиганта.

9. Центробежные националистические тенденции . Желание народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику, чего они были лишены при авторитарном режиме. Начались волнения. 16 декабря 1986 года в Алма-Ате - демонстрация протеста против навязываемого Москвой "своего" первого секретаря ЦК КП КазССР. В 1988 году - Карабахский конфликт, взаимные этнические чистки армян и азербайджанцев. В 1990 году - беспорядки в Ферганской долине (ошская резня). В Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими. В Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами.

10. Моноцентризм принятия решений Москвой . Ситуация, названная впоследствии парадом суверенитетов в 1990-1991 годах. Помимо разрыва экономических связей между союзными республиками происходит обособление автономных республик - многие из них принимают Декларации о суверенитете, в которых оспаривается приоритет общесоюзных законов над республиканскими. По сути, началась война законов, что близко к беззаконию в масштабе федерации.