Портретная фотография. Особенности съемки женского портрета в студийных условиях

Дата публикации: 22.03.2017

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это - два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F5, 1/200 с, 62.0 мм экв.

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом - наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F3.2, 1/200 с, 24.0 мм экв.

NIKON D800 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 80, F2.8, 1/200 с, 44.0 мм экв.

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,- небольшой квадратный.

Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.

Стрипбокс - это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.

Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.

Светоотражатель - аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности - нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро - холодным, а белый - нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Получается вот такая картинка:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью - стрипбокс с сотами. Соты - это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4.5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Получаем результат:

NIKON D800 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/200 с, 50.0 мм экв.

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае - софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один - перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Большинство фотографов думают, что портрет - это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.

В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.

Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.

Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.

Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.

Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.

Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 - 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.

Не забывайте, что на камерах формата APS - C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 - 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.

Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.

Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.

Ошибка №2. Нерезкие глаза.

Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.

Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.

Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.

Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.

Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение . Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.

Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.

Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.

Съемка портрета на закрытой диафрагме - это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.

Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.

Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.

Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.

Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.

Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.

Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.

Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.

С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.

И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.

Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.

Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.

Ошибка №7. Резкие тени

В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.

Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.

Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.

Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.

Ошибка №8. Эффект красных глаз

Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.

Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Ошибка №10. Слишком далеко.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов - снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.

В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.

Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.

Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.

Съемка портрета является одной из популярнейших тем. Все хотят получить профессиональные кадры, но многие считают, что этому мешает их оборудование. Дешевый комплектный ("китовый") объектив может быть сдерживающим фактором, но его следует рассматривать скорее как вызов (смогу ли я?), чем ставить крест на хороших снимках. Есть много методов, когда фотограф может получить отличные портреты, используя китовый объектив. Давайте рассмотрим некоторые из них.

В самых общих чертах, в портретной фотографии целью снимка является лицо человека, в частности, наибольшее внимание уделяется глазам. Другие популярные методы включают в себя ограничение глубины резкости для того, чтобы получить слегка размытый, не отвлекающий внимание фон, а фокус сосредоточить на лице. Это ни в коем случае не догма (снимайте так, как вам нравится), а просто преобладающий способ, которым любят пользоваться фотографы при съемке портретов. Для нашего краткого урока мы полагаем, что вы будете следовать этому общему правилу.

Примечание: иногда, например, в поездке, вы захотите включить в кадр и окружающую обстановку, чтобы можно было понять, где вы находитесь. Мы не рассматриваем здесь подобные случаи, так как в уроке речь идет о портретных фотографиях, где центром внимания является человек, а не место, где он находится.


Акцент на глаза (или ближайший глаз при необходимости)

В портретной фотографии принято всегда фокусироваться на глазах человека. Глаза - зеркало души, и этим все сказано! Это означает, что они должны быть всегда резкими. Если вы снимаете человека с поворотом головы на широко открытой диафрагме, то фокусируйтесь на ближайший к камере глаз. Однако, при использовании китового объектива это, скорее всего, не будет проблемой, так как данный объектив не имеет такой широкой диафрагмы. Оба глаза, вероятно, попадут в глубину резко изображаемого пространства при диафрагме f/3.5 - f/5.6.

Поговорим о боке

Далее в этой статье пойдет разговор о методах, позволяющих достигнуть приятного боке при использовании китового объектива. Это требует комбинирования нескольких техник, так как китовые объективы уступают в светосиле более дорогим фикс-объективам, а также имеют небольшое фокусное расстояние, в отличие от телеобъективов. Поэтому эффект будет менее выражен.

Откройте диафрагму

Китовые объективы, как правило, имеют ограниченный диапазон открытия диафрагмы, то есть вы не сможете открыть ее также широко, как у более дорогих объективов. Используйте самую широкую диафрагму, которую может дать ваш объектив (обычно в диапазоне f/3.5 - f/5.6). Это поможет вам достичь эффекта боке на заднем плане и удержать внимание на человеке.


Используйте максимальное фокусное расстояние

Самые популярные китовые объективы имеют фокусное расстояние примерно от 18 до 70 мм (Nikon 18-70 mm или Canon 18-55 mm, например). Вам нужно использовать максимальное значение фокусного расстояния. Это позволит устранить искажения, которые появляются при съемке портрета на широком угле, а также, в сочетании с предыдущим советом, поможет размыть фон.

Подойдите ближе

Снимайте более крупным планом. Подойдите ближе к объекту съемки, чтобы даже обрезать некоторые части головы в кадре. В сочетании с максимальным фокусным расстоянием и открытой диафрагмой это также поможет создать эффект боке на фоне.

Держитесь подальше от фона

Если это возможно, убедитесь, что фоновые объекты находятся достаточно далеко. Это позволит достичь неплохого боке, а также устранить отвлекающие элементы на заднем плане.

Выбирайте однородный фон

Если вы хотите, чтобы главным объектом внимания на вашем снимке оставался человек, старайтесь выбирать фон для фотографии без ярких отвлекающих деталей. Хотя это бывает не всегда возможно, необходимо стремиться свести к минимуму наличие посторонних и отвлекающих внимание элементов. Тогда все внимание зрителя будет сосредоточено на человеке в портрете.

Если вы будете внимательно следовать этим советам, то сможете сделать хорошие портреты с комплектным объективом. Несмотря на некоторые ограничения они вполне способны дать хорошие результаты.

При проведении портретной съемки фотограф должен учитывать множество особенностей и нюансов, от которых зависит качество конечного результата.

Свет - наше все

Перед началом съемки студийного портрета следует позаботиться о качественном освещении. Оно поможет наделить изображение объемом. Грамотно выставленный свет позволит подчеркнуть сильные стороны модели, одновременно скрыв ее недостатки. Часто начинающие фотографы, установив и настроив софтбоксы единожды, считают работу со светом завершенной. Каждая съемка женского портрета требует индивидуального подхода. Меняйте угол падения света, делайте пробные снимки, экспериментируйте до тех пор, пока не добьетесь идеального результата.

Для портретной съемки в студийных условиях чаще всего применяются следующие схемы постановки света:

  • Раздельный свет;
  • Петля;
  • Бабочка;
  • Свет Рембрандта.

Раздельный свет

Предполагает хорошую освещенность одной стороны лица (например, правой) и некоторое затенение другой (соответственно, левой). Эта схема редко используется при съемке женского портрета.

Петля

@Евгений Карташов

Такая схема предполагает появление на одной из щек тени, отбрасываемой от носа модели. Добиться такого эффекта можно расположив свет выше уровня глаз. Конкретный угол падения подбирается в зависимости от типа лица и особенностей внешности.

Бабочка

@Евгений Карташов

При такой схеме освещения, под носом модели появляется затемнение, форма которого напоминает бабочку, от чего и произошло название. Софтбокс находится за фотографом и выше глаз героини. «Бабочка» применяется для съемки моделей возрастом выше среднего, так как получаемая тень прекрасно скрывает морщины.

Свет Рембрандта

С использованием данной схемы создаются выразительные, эмоциональные изображения. В отличие от петли, тень от носа сливается с тенью от щеки, таким образом создавая освещенную область в виде перевернутого треугольника на затененной части лица. При такой съемке в глазах модели видны блики.

Композиция: правила, особенности

Это широкое понятие включает множество деталей: построение кадра, фон, поза и т. д. Грамотный фотограф обязательно должен изучить правило третей. Это необходимо и для того, чтобы знать, когда его можно нарушить.

Суть правила состоит в определении четырех точек, называемых зрительными центрами. На них и будет обращено основное внимание зрителя. В этих точках должны располагаться наиболее важные объекты съемки: лицо модели, глаза, элементы одежды или аксессуары (букет невесты), детали интерьера.

Центр фотографии должен зависеть от важности элементов фона. При наличии объектов, требующих внимания зрителей, модель располагается справа или слева фотографии. Если фон нейтрален, героиня сюжета должна находиться по центру.

Секрет успешной съемки портрета - в умении выделять главное, не забывая про второстепенное, и полностью отбрасывая лишнее. Не следует кадрировать конечности в суставах, так как будет отсутствовать эстетичность. Главный элемент лица модели - глаза. Именно на них должен быть фокус. Ошибкой можно считать резкие уши и волосы. Неэстетичный элемент - ноздри, которые становятся хорошо видны при нижнем ракурсе или высоко поднятом подбородке. Противоположная ошибка - отсутствие шеи, что недопустимо на портретной фотографии.

Одежда

Одежда модели при портретной съемке должна гармонировать с фоном. Рекомендуется избегать броских рисунков и отдавать предпочтение однородным тонам. Не забывайте о способности цвета одежды подчеркивать и скрывать особенности фигуры. Черный, например, стройнит, белый - подчеркивает изящные линии фигуры стройной модели.

Экспериментируйте, и все у вас получится!

Обожаю портретную фотосъёмку! И, я уверен, многие из вас тоже являются почитателями этого жанра фотографии. Портрет является одним из самых трудных, но в тоже время и самым увлекательным и многогранным видом фотографии. И, чтобы снять не просто идеально качественный, отретушированный портрет, а запечатлеть душу человека, его эмоции, важно уловить нечто большее, чем простое сходство.

Осуществляя портретную фотосъёмку, следует знать не только как можно больше технических тонкостей и нюансов, но и уметь выразить характер и индивидуальность человека, а также иметь собственное творческое видение.

С помощью этих 20 советов, я надеюсь, вы сможете улучшить свои навыки портретной фотосъёмки и превратить процесс создания хорошего фотопортрета в настоящее искусство.

Гениальный фотограф Анри Картье-Брессон известен тем, что умел моментально распознать значимость происходящего и запечатлеть любую сцену в её самый пиковый момент, «решающий момент», как он это называл. Нажать на затвор в нужный, решающий момент, когда всё на своем месте, это залог не только хорошего портрета, но и любой другой фотографии.

Момент, который максимально сможет раскрыть характер, чувства и индивидуальность человека. Помните, что самые интересные выражения лица появляются в долю секунды и так же внезапно исчезают, поэтому всегда будьте предельно внимательны, чтобы вовремя распознать их и успеть «схватить».

Тело имеет свой язык, поэтому поза человека очень важна в портрете. Ведь именно по самой позе, положению рук и ног человека, изображённого на портрете, мы судим о его настроении и характере. Любая поза, будь то снимок крупным планом, бюстовый портрет или фото в полный рост, начинается с постановки ног, так как именно правильное положение ног определяет нужное общее положение всего тела человека.

Идеальным вариантом считается, если объект съёмки стоит перед камерой не прямо, а слегка повёрнут под небольшим углом, а вес тела перенесён на дальнюю от камеры ногу. В такой позе человек выглядит естественнее и стройнее.

Руки могут, как и оживить позу человека, раскрыть определённые черты его характера, так и непоправимо испортить портрет. Если рукам отводится одна из главных ролей в фотопортрете, то следует учитывать, что они будут выглядеть тоньше, изящнее и элегантнее, если будут расположены выше уровня талии, кисти слегка направлены вверх и развёрнуты к камере боковой стороной, а запястья слегка согнуты. Такое положение рук является наиболее приятным для глаза и ваши клиентки непременно это оценят.

Положение головы в фотопортрете имеет одно из решающих значений. Учитывая форму лица модели в фас и в профиль, постарайтесь найти наиболее выигрышное положение головы. Старайтесь избегать как чрезмерного разворота или наклона головы, так и прямой съёмки анфас.

Чтобы на фото был виден чёткий нижний контур лица, изображение было объёмным и не было симметрии, придерживайтесь следующего положения головы: подбородок слегка поднимается, голова подаётся немного вперёд, поворачивается в сторону и наклоняется. Следите, чтобы все эти повороты и наклоны производились в разумных пределах и сохраняли естественность и непринуждённость позы.

Я выкатился из постели и сделал два снимка на свою веб-камеру. Обратите внимание как они отличаются между собой при небольшом повороте и наклоне головы.

Если есть сомнения, по поводу того, какую схему освещения выбрать, применяйте классическое и простое «Рембрандтовское» освещение, которое способно подчеркнуть не только скульптурные черты лица, но и цвет, и текстуру кожи. Поместив осветительные приборы, как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, под углом 45 градусов к объекту фотосъёмки, вы сможете достичь эффекта классического портрета в самые кратчайшие сроки.

Хотя лично я использую эту схему освещения, когда у меня нет времени или я заранее не знаю, как выглядит клиент, а также в других непредвиденных ситуациях. При такой постановке света следует убедиться, что тень от носа падает на щеку, образуя треугольник, а глаз на теневой стороне лица имеет блик, иначе на фото глаза будут казаться пустыми и безжизненными.

Фэшн-фотограф, Виктория Джексон (Victoria Will Jackson), показывает пример освещения стиля Рембрандта на семинаре. Еще один свет с черным фоном. (Фото Daniel Sone)

Чтобы ваша съёмка проходила легко и быстро, спланируйте всё до мелочей заранее. Составьте чёткий план, определите место, оговорите с клиентом все детали съёмки, проверьте и установите оборудование, придумайте несколько идей, создайте на съёмочной площадке непринуждённую обстановку, чтобы клиент чувствовал себя легко и расковано.

Тщательное планирование поможет вам избежать любых технических проблем и неприятных сюрпризов, и, поскольку вы будете готовы к самому неожиданному сценарию, вы точно не упустите нужный момент.

В большинстве случаев я работаю соло, но в некоторых ситуациях услуги ассистента просто необходимы. Согласитесь, достаточно удобно иметь под рукой , который будет удерживать отражатель света, следить за техникой, помогать выстраивать позы, поправлять что-то, отслеживать имена людей, которых вы снимаете и выполнять множество других ваших поручений. Так вы сможете лучше сосредоточиться на своей основной ​​работе, и вам не нужно будет в ходе важной съёмки отвлекаться на многие мелочи.

Даже простое держание отражателя может оказаться огромной помощью для фотографа. (Фото Daniel Sone)

Совет 8 — Установите нужную глубину резкости (DOF)

Во время портретной съёмки глубина резкости имеет одно из ключевых значений. Именно она позволяет подчеркнуть главное в портрете и скрыть второстепенное. Вам не обязательно уметь выполнять все сложные математические расчёты, чтобы высчитать точную глубину резкости для каждого снимка, но вы должны иметь хорошее представление о том, что именно влияет на резкость и как её можно изменить.

Вы должны знать, как значения установленной диафрагмы и расстояние от камеры до объекта влияет на ГРИП, чтобы, регулируя дистанцию, правильно выбрать каким объективом, длиннофокусным или широкоугольным, лучше снимать в той или иной ситуации.

Главное в портрете это сам объект съёмки, поэтому всегда старайтесь отделить его от фона. В портрете не должно быть никаких отвлекающих элементов заднего плана. Помните, что человеческий взгляд непроизвольно привлекают яркие цвета, текст, человекоподобные формы и фигуры, поэтому лучше держать их вне кадра, чем потом заниматься ретушированием. Так как при съёмке на улице фон очень редко бывает однородным, внимательно следите, чтобы деревья и другие подобные предметы не “росли” из головы клиента.

Помните об этом каждый раз, когда имеете дело с глянцевыми или отражающими поверхностями, такими как очки, полированная мебель, зеркала и окна. Если всё же не удаётся избежать блестящих поверхностей в кадре, то, чтобы уменьшить блики от них, следует наводить камеру не перпендикулярно отражающей поверхности, а под определённым углом. И хотя вы можете использовать такие блики для создания художественного эффекта, помните, что, как правило, они значительно отвлекают внимание от самого объекта съёмки.

Хотя я использовал Стрипбокс, у меня получился основной свет почти перпендикулярно камере, поэтому я переместил отражатель как можно дальше от глаз,насколько это было возможно. (Фото Daniel Sone)

Подбирайте цветовые отношения в соответствии с темой и целью вашей фотосессии. Различия в оттенках, насыщенности и светлоте могут быть достигнуты путём регулирования местоположения и степени яркости осветительных приборов, изменением фокусного расстояния или угла съёмки, настроек камеры и т.д. Повышая или понижая контраст изображения и насыщенность цветов, вы можете не только изменить внешний вид портретируемого, но и полностью изменить сообщение, которое пытаетесь донести зрителю.

Обратите внимание на резкое изменение контрастности, а также на общее настроение путем простого изменения расположения источника освещения. Обратите также внимание как поменялся контур лица(Фото Daniel Sone)

Если глаза видны в кадре, они обязательно должны ловить свет и иметь блики. Без бликов глаза на фото выглядят “мёртвыми”. Обязательно убедитесь, что хотя бы в одном глазу вашей фотомодели есть блик, это не только сделает глаза ярче, но и в целом оживит весь снимок.

Даже если ваша цель ‒ передать пустой, безжизненный взгляд, присутствие света в глазах также необходимо. Имейте в виду, что форма, размер и положение самого светового блика в глазах имеют решающее значение при передаче настроения и характера человека.

Этот крупный план показывает как блик подчеркивает и привлекает внимание. (Фото Daniel Sone)

Я имею в виду не медицинскую аптечку с бинтами, марлей и лекарствами, а что-то типа косметички для нужд клиента. Ведь во время портретной съёмки у нас не всегда есть возможность пригласить визажиста или парикмахера. Поэтому просто необходимо иметь при себе своеобразную “аптечку” с вещами, которые могут оказаться полезными в нужный момент, особенно при выездной фотосъёмке.

Ваш набор должен включать в себя небольшое косметическое зеркало, резинки или заколки для волос, английские булавки, салфетки для лица, одноразовые расчёски, влажные гипоаллергенные салфетки и прочие мелочи, при помощи которых вы можете быстро устранить блестящие лбы и носы, зафиксировать непослушный локон или даже освежиться в жаркие дни.

Она была благодарна мне за то, что у меня оказалось под рукой маленькое зеркальце и расческа. Ее сумочка с комплектом макияжа была в машине в более 75 метрах от съемки. (Фото Daniel Sone)

Совет 14 — Что ещё должно быть в сумке фотографа

Вам также понадобится и небольшая медицинская аптечка, особенно, если фотосессия проходит в парке, лесу или на пляже. На такие съёмки я обязательно беру с собой защитный крем от солнца, спрей или другое средство от укусов насекомых.

Для своего фотооборудования я ношу пластиковые пакеты (в случае дождя), запасные батарейки, пустые карты памяти, скотч, очистители линз и всякие другие фото штучки. Если вы работаете в одиночку, все эти вещи просто необходимо всегда держать под рукой.

Позирование для портрета достаточно быстро утомляет любого человека, так что старайтесь не затягивать съёмку и проводить её быстро и оперативно. Во время выездной фотосессии иметь своё снаряжение, особенно объектив, вспышку, или штатив где-то “там” ‒ в машине, например, это почти то же самое, что не иметь его вовсе.

Ведь когда в самый разгар съёмки вдруг оказывается, что вам нужно бежать куда-то за нужным объективом, это не только отбирает у вас драгоценное время, раздражает клиента, но и может полностью перечеркнуть весь день съёмки. Быть готовым это значит не только иметь что-то вообще, а иметь это под рукой в нужный момент.

Совет 16 — Получите соответствующие разрешения и подпишите контракт

Клиенты ожидают от фотографов некой доли магии и волшебства, особенно когда они думают, что всё можно легко исправить с помощью программы . Каждый раз, когда вы приступаете к работе, заключайте контракт, в котором чётко прописано, будете ли вы применять ретушь, какой её вид и сколько времени это займёт. Это фактор, который в определённой мере влияет и на ценообразование.

Заранее побеспокойтесь о том, чтобы у вас были соответствующие права и разрешения для фотосессии в том месте, где вы планируете проводить портретную съёмку. Даже некоторые общественные парки требуют разрешения использовать свою территорию для профессиональной фотографии или других целей за пределами «нормального использования» (что бы это ни значило). Да, и ещё, контракт следует подписывать перед началом работы.

Кроме контракта, попросите, чтобы ваша модель подписала специальную форму, которая называется “модель релиз”, особенно если вы планируете использовать её изображения для других целей, например, рекламы, фотовыставок, иллюстраций книг, журналов и т.д. Договор с моделью является одним из самый главных документов для фотографа, который проводит постановочные фотосессии с участием фотомоде лей.

Всегда старайтесь произвести впечатление уверенного в себе и своих действиях профессионала, даже если на самом деле вы так же нервничаете, как и ваша модель. Если человек почувствует, что вы сомневаетесь в том, что делаете, он не сможет вам доверять и на съёмочной площадке воцарится напряжённая атмосфера нервозности и весь процесс фотосъёмки будет сплошным мучением, как для вас, так и для вашего клиента. Будьте чутким, дружелюбным и целеустремлённым.

С первых минут постарайтесь расположить человека к себе, поговорите о чём-то, что представляет взаимный интерес для вас обоих. Во время увлекательного разговора портретируемый обычно забывает о камере и ведёт себя более расковано и непринуждённо, и вам останется всего лишь “схватывать” наиболее интересные выражения его лица каждый раз, как только они появятся.

Правило третей, правило золотого сечения, правило правой руки, правило динамической симметрии и т.д. Это вещи, которые необходимо досконально изучить и освоить, прежде чем их нарушать. В противном случае, ваши снимки будут выглядеть просто глупо и нелепо, даже для неопытного глаза.

Не существует абсолютного правильного или неправильного способа делать хороший портрет, но есть правильный и неправильный способ нарушения правил портретной фотосъёмки. Если вы хотите снимать не по правилам и законам фотографии и выглядеть крутым, нестандартным фотографом, делайте это грамотно.

20. Избавьтесь от лишнего

Если какое-то фото оборудование или ассистенты мешают вам, избавьтесь от них! Всё лишнее будет только препятствовать вашему успеху. Многие из лучших портретов сняты простыми камерами с минимальным дополнительным фотооборудованием при дневном свете.

Так что не думаю, что, для того, чтобы получить удачный фотопортрет, вам в обязательном порядке нужно иметь самую новую и самую навороченную камеру с кучей всяких дополнительных прибамбасов. Будьте проще, ведь чем меньше сложной аппаратуры окажется у вас под рукой, тем лучше вы сможете сконцентрироваться на самом человеке.

Противень и алюминиевая фольга. Один свет в гостиной. Стиль Рембрандта. (Фото Daniel Sone)

Помните и пользуйтесь

Запомните эти 20 советов и постарайтесь применить их на практике, когда будете проводить вашу следующую портретную фотосъёмку. Некоторые из них смогут в значительной степени повлиять непосредственно на качество ваших снимков, в то время как другие имеют отношение к организационным моментам и призваны повысить эффективность вашей работы и продемонстрировать ваше чуткое отношение к клиенту. Всё это в целом поможет вам стать действительно хорошим портретным фотографом.