Значение птолемей iii эвергет в биографиях монархов. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан

Птолемей III Эвергет - царь Египта из рода Птолемеидов, правивший в 246-222 гг. до Р.Х. Сын Птолемея II . Жена: Вереника, дочь киренского царя Мага.

Птолемей, женившись на дочери киренского царя, присоединил к Египту Киренаику (Дройзен: 3; 2; 2). Сестра Птолемея Береника была замужем за Антиохом II, царем Азии. После смерти мужа ее пасынок Селевк II захотел убить свою мачеху. Береника вместе с малолетним сыном бежала. Птолемей с войском поспешил на помощь сестре, но ее убили прежде его прихода. Тем не менее поход Птолемея был очень удачен. Он захватил всю Сирию и Месопотамию, и, если бы царь внезапно не был отозван в Египет, где началось восстание, он мог бы покорить все царство Селевка (246 г. до Р.Х.). Уладив домашние дела, Птолемей возобновил войну и в 243 г. до Р.Х. нанес Селевку новое поражение (Юстин: 27; 1-2). В результате этих войн Птолемей присоединил к своему царству всю Сирию (Дройзен: 3,2; 2).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Птолемей III Эвергет (285-221 гг. до н.э.) - сын Птолемея II Филадельфа, царь Египта с 246 г. В 246 г. Птолемей III начал III Сирийскую войну. Поводом к войне послужило убийство его сестры Береники. Войска Птолемея III вторглись в Сирию и, не встретив сопротивления со стороны Селевка II, заняли ее. Осенью 245 г. Птолемей III вошел в Вавилон; Селевк II бежал в Малую Азию. В 243 г. началось восстание в Киренаике, заставившее Птолемея III вернуться в Египет. В 241 г. между ним и Селевком II был подписан мирный договор, который, однако, не помешал Птолемею III поддерживать смуты в царстве Селевкидов и оказывать давление на Македонию, помогая Ахейскому союзу. В конце правления многие начинания Птолемея III потерпели неудачу. В 228 г. Антигон III Досон отвоевал у египтян Карию, а союзник Птолемея III в Греции спартанский царь Клеомен III был разбит македонянами в 222 г. в битве при Селассии.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Птолемей III Эвергет (Ptolemaios, Благодетель) (род. между 288 и 280 г., ум. в 222/221 г. до н.э.). Царь Египта в 246-221 гг. до н.э., сын Птолемея II и Арсинои I. В 246 г. до н.э. женился на Беренике II (дочери киренского царя Магаса) и объединил Кирену с Египтом. Во время Третьей Сирийской войны (246-241 гг. до н.э.) вел военные действия на весьма обширных территориях Селевкидской державы в Сирии и Малой Азии. Вернулся в Египет в связи с восстанием, после чего в Египте наступил мир до самого конца его царствования. Птолемеевская экспансия постепенно сошла на нет, несмотря на вмешательство в греческие дела. В 243 г. до н.э. Птолемей III был избран стратегом Ахейского союза, поддержав Арата Сикионского в борьбе против Македонии. Позднее стал оказывать поддержку спартанскому царю Клеомену III, но не пришел к нему на помощь в битве при Селассий в 222 г. до н.э. - возможно, опасаясь начала войны между Македонией и Египтом.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 88.

Далее читайте:

Птолемей II Филадельф - царь Египта из рода Птолемеев, в 283-246 гг. до Р.Х., отец Эвергета.

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Птолемей III, царь Египта

Птолемей III Эвергет «Благодетель»
Портрет неизвестного художника на основе античной статуи

Птолемей III , царь Египта

Πτολεμαῖος Εὐεργέτης (др.-греч.), Ptolemaeus III Euergetes I (лат.) Годы жизни: ок. 308 до н. э. - 222 до н.э. Годы правления: соправитель: 247 - 246 до н.э. царь: 246 - 222 до н.э Отец: Мать: Арсиноя I, дочь фракийского царя Жена: Береника II Киренская, дочь киренского царя Магаса Сыновья: , Маг (Магас) Дочери: Арсиноя III, Береника


толемей, женившись на дочери киренского царя, присоединил к Египту Киренаику. Сестра Птолемея Береника была замужем за . После смерти мужа её пасынок захотел убить свою мачеху. Береника вместе с малолетним сыном бежала. Птолемей с войском поспешил на помощь сестре, но её убили прежде его прихода. Убийство Береники вызвало III-ю сирийскую войну (247- 239).

Поход Птолемея был очень удачен. Он победил , пользуясь нерасположением к нему азиатских городов, и присоединил к Египту Сирию, Киликию и южно-ионические города. Только мятеж в Египте заставил его прервать поход (246 г. до н. э.), который дал ему в добычу 40000 талантов серебра и массу драгоценной утвари. В числе добычи были священные изображения египтян, отнятые Камбизом при покорении Египта: за возвращение их Птолемей III и получил прозвание Евергета (благодетеля). По поводу этого похода Каллимах написал известное стихотворение "На кудри Береники".

В 245 г. произошла битва при о-ве Андросе против македонян; Антигон Гонат был побежден и египетская гегемония на море была на время утверждена. Теперь, казалось, египетский царь достиг заветной цели - дать своей стране первенство среди других держав (особенно над Сирией и Македонией).

Уладив домашние дела, Птолемей возобновил войну и в 243 г. до н. э. нанес новое поражение. В результате этих войн Птолемей присоединил к своему царству всю Сирию. Война с родосцами (242 г.) была, однако, неудачна для Египта.

Египет, во вторую половину его царствования, уже потерял часть своего могущества: Македония смело вмешивалась в дела Греции, и всегда предупреждала вялого Птоломея.

В 223 г. Птолемей был приглашен в главнокомандующие ахейским союзом, по предложению Арата, который задался целью освободить Грецию от тирании отдельных лиц, заручившись помощью могущественных держав, особенно Македонии и Египта. Вскоре, однако, Евергет принял сторону спартанского царя Клеомена III, противника ахейского союза. Разбитый при Селлазии (221), Клеомен бежал в Египет и убедил Птолемея начать борьбу с ; но этому помешала смерть Птолемея.

При Птолемее III, покровительствовавшему, как и отец, учёным, государство Птолемеев находилось еще в зените своего могущества, однако при последующих правителях начался постепенный упадок процветания, сопровождавшийся народными волнениями и порчей монеты.

Уже преемник Птолемея III, принял престол и монархию потерявшими наполовину свой прежний блеск.

Зайцев сын

Эордея - это местность в Верхней (то есть, в горной) Македонии, которую, по сведениям некоторых античных авторов, заселяло иллирийское племя эордов . Впрочем, ко времени правления царя Филиппа II тамошние аборигены считались такими же македонцами, как и все остальные. Именно из Эордеи происходил Лаг[ос] (по одной из версий имя сие означает Заяц , вот только почто злобные родители так могли назвать мальчика - великое ХЗ, хотя это могло быть и прозвище, но тоже, гм, не самое героическое), человек на самом деле достаточно неизвестный, ибо, как это часто бывает, попал он в поле зрения историков лишь после смерти, стараниями своего сына. Ну а поскольку в те стародревние времена великим царям было как-то некомильфо происходить от невеликих людей, то личности их прародителей быстрее обрастали легендами, нежели достоверными сведениями. В общем, жил-был Лаг из Эордеи, то ли просто человек, то ли "аристократ", а то ли вообще племенной князь эордов - достоверно этого уже так и не установить.

Филипп[ос] II - недостоверный отец Птолемея

И была у Лага жена Арсиноя . По одной из версий, сильно похожей на неправду, которую придумали, чтобы обеспечить будущему фараону царское происхождение, она была наложницей Филиппа II, которую он, едва девушка от него забеременЕла, отдал за Лага. И по этой версии получалось, что родившийся в семье сын Птолемей[ос] (воин - от полемос , война) - бастард царя и брат царевичей Александр[ос]а и Арриде[йос]я (будущие цари Александр III и Филипп III ). Однако многие историки в достоверности оной "легенды египетских народностей" сильно сомневаются. По другой версии, Арсиноя просто была принцесса из рода Аргеадов , к которому принадлежали и цари Македонии, так что легитимность своих посягательств на монаршество сын унаследовал от нее. Впрочем, велика вероятность и того, что, как и Лаг, Арсиноя была "просто женщина", сыну которой повезло.

Родился мальчик где-то между 367 и 360 годами (тут и далее все даты - до н.э.) - историки спорят, данные рознятся. Помимо него, известен как минимум еще один сын Лага и Арсинои - Менелай[ос] . Есть версия, что после смерти Арсинои Лаг женился вторично на Антигоне , племяннице Антипатра , известного полководца царей Филиппа II и Александра III и регента Македонии. И в этом-де браке родилась Береника , единокровная сестра и будущая вторая жена Птолемея, царица Египта. Однако другие источники называют отцом Береники I некоего Маг[ас]а . В общем, всё у них в семье было промискуитет запутано и непросто...


Птолемей I Лагид (гига-тыц)

Итого, Птолемей Лагид имел все основания заявлять, что его прославленные предки начинаются с него. Впрочем, первые 20-25 лет жизни он провел в тени, ничем особо не выделяясь, как верный слуга царевича Александра и один из его ближайших друзей. Они вместе бежали от гнева Филиппа II в Эпир, а когда принц вернулся и стал царем, Птолемей вошел в "ближний круг". В начале Восточного похода он лишь дважды "попадает в анналы" - упомянут во время сражения при Иссе в числе "командиров второго звена", а в сражении при Персидских воротах во главе 3000 воинов отличился несколько двусмысленно - захватил персидский лагерь.

За эти, или же за какие-либо иные, заслуги в 330 году "друг детства" был назначен одним из 7 (или 10) телохранителей царя - соматофилаксов , заменив казненного по обвинению в заговоре и измене Филоту , сына Парменида. Эти люди были не просто стражей монарха, а его ближайшими помощниками, и практически все (кто уцелел в походах и боях) сделали неплохую карьеру. Вот и Птолемей дождался своего шанса - когда в 329 году сатрап бактрии Бесс[ос] убил персидского царя Дария III Кодомана и провозгласил себя царем Артаксерксом V , Александр послал вдогонку (ибо новый царь, аки заяц, кинулся удирать в Согдиану) за ним именно Птолемея. Которому удалось схватить последнего представителя династии Ахеменидов и доставить живым к своему хозяину, который и повелел узурпатора казнить.

Александр III Македонский, верный хозяин Птолемея

Птолемей III, часто охотившийся на встречающихся в стране слонов, послал для исследования этой земли своего приближенного, по имени Симмий.
Как сообщает историк Агафархид Книдский, этот доверенный, снабженный необходимым продовольствием, выехал туда и тщательно ознакомился с племенами, жившими на побережьях.
Он рассказывает, что эти эфиопы вообще не пьют никаких горячительных напитков, так как они легко возбудимы... Он сообщает также, что они не вступают в разговор с иноземцами. Даже при неожиданном появлении незнакомца они не поднимают глаз, которые остаются опущенными, если никого поблизости нет; они остаются невозмутимыми и неподвижными. Они не спасаются бегством, когда на них нападают с обнаженными мечами. Они не возмущаются, когда их бьют, и покорно переносят несправедливость. Даже толпу нельзя было возмутить плохим обращением. Она оставалась неподвижной, не проявляя никаких признаков гнева или сострадания, когда на ее глазах убивали женщин и детей. Если им самим причиняли страшнейшую боль, они оставались спокойными, застывшим взглядом смотря на то, что происходило, или сопровождая каждое действие кивком головы. Они не пользуются разговорной речью, заменяя ее жестами рук, когда им что-нибудь нужно.

Эта [выдающаяся в сторону Аравии часть Африки] именуется Посидонией, ибо Аристон, который был послан Птолемеем для исследования аравийского побережья вплоть до океана, посвятил там богу моря Посейдону алтарь.

Отправляясь от города Героев [по словам Артемидора], мы подходим прежде всего к городу Филотере подле Троглодитики, так названному по имени сестры Птолемея II; город основан Сатиром, посланным для исследования охоты на слонов и побережья Троглодитики... Еще дальше следует недалеко от охоты на слонов Птолемаида, основанная Эвмедом, именно: будучи послан Филадельфом на охоту, он обвел тайком остров рвом и валами, успев расположить к себе сопротивляющихся жителей и из врагов сделать своими друзьями.
Нил принимает в себя две речки, вытекающие из нескольких озер на востоке и обнимающие очень большой остров Мероэ. Одна из этих рек называется Астабора и течет на восточной стороне, другая - Астапус, называемая иными Астасобою в отличие будто бы от другой реки Астапуса, которая вытекает из нескольких озер на юге, течет почти по прямой линии и образует массу вод Нила; разлитие реки производится летними проливными дождями... Над Мероэ лежит Псебо, огромное озеро с хорошо населенным островом. Так как западный берег реки Нила занят Ливийцами, а восточный Эфиопами, то обладание островами и береговой землей переходит попеременно от одного народа к другому, причем победители изгоняют побежденных... Птолемеи вообше интересовались такими предметами, преимущественно так называемый Филадельф, отличавшийся любезностью, постоянно искавший новых развлечений и увеселений по причине слабости здоровья.
Установлено, что в Беренике, городе троглодитов, и в Птолемаиде, городе, удаленном оттуда на 4820 стадий, основанном на берегу Красного моря для охоты на слонов и принадлежащем тому же народу, наблюдается то же явление [отсутствие тени в полдень] в течение 45 дней до и после солнцеворота и что в течение промежуточных 90 дней тень падает на юг...
Путешествие на корабле из Мероэ в Сирбит [Сеннар] длится 12 дней. Первым много далее Мероэ проник Далион, затем Аристокреон и Базилис. Симонид-младший даже пробыл пять лет в Мероэ, когда он писал свой труд об Эфиопии... По свидетельству Далиона, на той стороне Нила, которая простирается внутрь страны за Большим Сиртом вдоль Южного океана, живут кисоры, которые так именуются, ибо располагают только дождевой водой, кроме них лангомлоры на расстоянии пяти дней от ойпкаликенов, далее осибалки, исбелы, перусии, балии, киспии. Остальное будто пустыня, а за ней следует легендарное. На западе живут нигрои, вождь которых имеет только один глаз на лбу, агриофаги, которые питаются преимущественно мясом львов и пантер, памфаги, которые все едят, антропофаги, питающиеся человеческим мясом, кинамолги с собачьими головами, четырехногие артабатиты, которые бродят, как дикие звери.

За мосхофагами, у моря, находится небольшой торговый пункт, отстоящий от Береники, конечного пункта направляющейся к северу торговли, приблизительно на 4000 стадии; это так называемая охотничья Птолемаида (Πτολεμαίς ή των θηρών), от которой при Птолемеях царские охотники углублялись внутрь страны. В этом торговом местечке есть настоящая [морская] черепаха и в небольшом количестве сухопутная и светлая, с меньшим щитом. Здесь можно найти немного слоновой кости, похожей на адулитскую. Местечко не имеет гавани, а только пристань для лодок.

Клеарх упоминает об этом в своем труде о дюнах и сообщает, что Псамметих, царь Египта, когда он хотел исследовать истоки Нила, велел воспитать себе мальчиков для вкушения рыбы и других, которые должны были упражняться в воздержании от питья, для того чтобы они могли исследовать ливийскую пустыню. Но только немногие из них остались в живых.

Там был построен для царя большой город, по имени великого царя Птолемея, и он разместил в нем солдат Его Величества и все ведомства Египта и подчиненных (?) стран. Он создал там пашни, они обеспечивались (?) зерном и скотом, [этого] там не было никогда. Он поймал там много слонов для царя, которые были привезены царю на его кораблях морем как диковинки. Сокровища были ему из восточных... привезены. Подобное не свершалось ни одним царем на всей земле. Его корабли вышли навстречу его кораблям в середине вод Кем-вер... ["Вечная Чернота" - горько-соленые озера на Суэцком перешейке. - Ред.] После того как стало голодно... Музыка, напитки, притирания, одежды были в нем. Они знают в своих сердцах, как велики чудеса царя. Его великие сходят к нему со своими дарами, чтобы в сердцах своих (?) быть полезным царю. Они принесли дань к его дому (?). Это место (?), в котором царь это совершил, является местом его отца Атума, великого Бога жизни Теку, которое сделал для него Ра, чтобы там совершать, что он пожелает; он сделал его для своего возлюбленного сына, царя Птолемея.

Великий Птолемей, сын Птолемея и Арсинои, божественных брата и сестры, внук Птолемея и Вероники, божеств, помощь дарующих, полученное от отца царство расширил, используя привезенных им и его отцом из Эфиопии и прирученных слонов, совершил большие завоевания в Малой Азии и Фракии, наконец подчинил себе всю верхнюю Азию вплоть до Бактрии и при возвращении в Египет послал войска по прорытым рекам [небольшой конец надписи не сохранился].

За 2-3 тысячелетия до нас и еще ранее область распространения слонов, как африканских, так и индийских, была значительно шире, чем теперь. Эти могучие животные водились тогда во многих странах Ближнего Востока, Северной и Северо-Западной Африки, где в эпоху классической древности они уже исчезли или начали вымирать. Еще Гумбольдт занимался вопросом распространения слонов в прошлом. Из новейших авторов этой проблемой занимался Арнольд, труд которого пролил свет на многие неясности. В глубокой древности слоны водились не только в Египте, о чем свидетельствует частое использование слоновой кости в самые ранние времена, но и в Сирии. В этой стране можно было охотиться на слонов еще в ту пору, когда Египет был великой державой, и на протяжении долгого времени в I тысячелетии до н. э. Надписи великого фараона Тутмоса III (1501 - 1447 гг. до н. э.) сообщают, что царь в стране Нии на Евфрате (ниже Каркемиша) убил на охоте 120 слонов. Ассирийские надписи правителей Тиглатпаласара I (конец XII в.) и Ашшурнасирапала (884 - 859 гг. до н. э.) также сообщают об охоте на слонов и их ловле.
На черных обелисках Салманасара (859 - 824 гг. до н. э.) и на других ассирийских памятниках отчетливо изображены индийские слоны. На Иранском нагорье примерно в то же время, видимо, также водились слоны. Об этом свидетельствуют почерпнутые из древнейших сказаний строки, которые встречаются в песнях Фирдоуси. Слоны, видимо, были распространены здесь вплоть до Турана. Области распространения индийского и африканского слонов соприкасались примерно в зоне современного Суэцкого канала.
В ледниковое время африканский слон, вероятно, еще населял хорошо обводненную территорию Сахары. Слоны встречались также на некоторых островах Средиземного моря, например на Мальте. Позднее, по мере увеличения засушливости, эти животные отступали в более влажные, прибрежные районы и в горные леса, особенно в Атлас. Там наряду с африканским слоном (на мысе Гир или Каптен), о котором упоминают Ганнон и Геродот, видимо, еще встречался отличающийся от них Elephas atlanticus. Вероятно, его описывал Геродот как быка с "очень толстой и твердой кожей", который "пасется, отступая назад" и "постоянно упираясь в землю рогами".
Платон писал, что в его знаменитой "Атлантиде" был "широко представлен род слонов". Это позволяет сделать заключение, что в ранние исторические времена слоны водились также на территории современной Испании или их ввозили туда из Африки. В пользу такого предположения говорят и находки слоновой кости в погребениях каменного века.
Массовое использование слонов в военных целях, длившееся несколько столетий с IV в. до н. э., их убийство на цирковых играх в Риме начиная со II в. и очень высокий спрос на слоновую кость, долгое время удовлетворявшийся только охотой, - вот те причины, которые привели к истреблению этих животных в средиземноморских странах.
Слоновая кость с самых ранних времен считалась ценным и дорогим товаром. Не только в древнейшем Египте додинастического периода, но и в знаменитой Трое II, датируемой примерно 2500 г. до н. э., а также на Крите уже были распространены украшения и мелкие художественные изделия из слоновой кости. В гомеровских поэмах нередко встречаются свидетельства того, как популярен был этот материал, ценившийся наравне с золотом. Слоновую кость часто находили в Галльштатских захоронениях 1500 - 500 гг. до и. э:, где она иногда сочеталась в красивых изделиях с северным янтарем, например в "прямо-таки кичливом убранстве мертвых". В те дни украшения из слоновой кости вместе с изделиями из серебра и стекла попадали даже в страны Северной Европы.
Несмотря на это, даже эллины классической эпохи долго не знали слонов. Правда, древние египтяне рано познакомились с ними, но они всегда больше интересовались слоновой костью, чем самими животными, которым египетские памятники уделяют мало внимания. Египтяне всегда могли увидеть слонов на южной границе своего государства, у нынешнего Асуана. Там, на Ниле, находился остров Абу (который греки называли Элефантиной, то есть Островом слонов).
По сохранившимся до нас памятникам первым греком, увидевшим индийского слона в Вавилоне около 400 г. до н. э., был, видимо, Ктесий. На долю Геродота, совершавшего дальние путешествия, такого приключения не выпало, хотя остров Элефантина был самым южным пунктом, которого он достиг. Геродот рассказывал об африканских слонах только понаслышке.
Лишь во времена походов Александра Македонского большое число греков впервые получило возможность увидеть слонов. В битве при Арбеле (331 г.) Александр захватил 15 слонов у Дария, а позднее он получил в подарок от индийского царя Пора еще 30 животных.
В IV и III вв. до н. э. слоны были особенно важным и грозным средством ведения войны. Они решили исход сражения против римлян на поле боя у Аускула в Апулии (279 г.) в пользу царя Пирра, а при Тунесе (255 г.) - в пользу карфагенян. Понятно, что в те времена интерес к живым слонам особенно усилился и что египтяне начали стремиться к обладанию ими. Птолемей II Филадельф (282 - 248 гг. до н. э.) и Птолемей III Эвергет (247 - 222 гг. до н. э.) отправили нескольких доверенных в страны, где водятся слоны. Один из них, Эвмед, основал далеко на юге, на Красном море, колонию Птолемаиду-Ферон (Рас-эль-Дебир), а другой, Сатир, - колонию Филотеру. По поручению Птолемея II, его доверенные просили, правда безуспешно, жителей Страны слонов, чтобы они больше не преследовали и не убивали этих животных. Туземцам было обещано исключительно высокое вознаграждение, с тем чтобы сами доверенные могли поймать живых слонов.
Об основании Птолемаиды-Феропа свидетельствует один египетский памятник. Самые важные для нас части надписи, сделанной на этом памятнике, приведены выше. Здесь в виде поразительного исключения на побережье Красного моря, почти лишенном растительности, простирался обширный лес, где добывалась древесина, пригодная для кораблестроения. Это обстоятельство оказало благотворное влияние на развитие судостроения. Если в более ранние времена египтяне не достигли значительных успехов в мореходстве, хотя и плавали с давних пор, то главной причиной этого было отсутствие корабельного леса в их стране. Весь необходимый лес они должны были завозить из Ливана или Синая. Поэтому судоходство на Красном море почти не развивалось до III в. до н. э., когда египтяне неожиданно нашли в Птолемаиде-Фероне базу для развития кораблестроения. Возможно, что с этим связан начавшийся в тот же период заметный расцвет египетско-греческого судоходства в Индийском океане. Птолемаида-Ферон была лишена удобной гавани и всегда оставалась третьеразрядным населенным пунктом. Видимо, египтяне, несмотря на давность своих плаваний по Красному морю, поздно обнаружили там лес. Очевидно, прежде они избегали приставать к неудобному берегу и поэтому не увидели там деревьев.
Только из краткой записи Плиния мы узнаем о каких-то в остальном неизвестных греках, которые исследовали Страну эфиопов. Не ясно, какие намерения преследовал Далион, который был первым греком, якобы проникшим на юг за остров Мероэ. Видимо, подобные путешествия эллины действительно хотя бы частично предпринимали с исследовательскими целями. Об этом свидетельствует тот факт, что один из них 5 лет прожил на Мероэ, а затем якобы написал свой, к сожалению утерянный, труд об Эфиопии. Правда, распространялись также всякие вымыслы, которые, вероятно, большей частью черпались из сообщения Далиона. Поразительно, что одни и те же сказки из самых различных частей света имели хождение в древности, в средневековье и в начале нового времени; одноглазость, приписываемая сицилийским циклопам и сибирским аримаспам (см. гл. 10), обнаруживается вновь у вождя нигроев, а собакоголовые люди появляются даже в научных трудах по естествознанию XVI в., например у Ликосфена.
Теперь уже нельзя установить, когда и при каких обстоятельствах получены были сведения о местности, лежащей между островом Мероэ и Красным морем то есть об области истоков Голубого Нила. Очень важное значение пролегавших севернее караванных путей между Нилом и портами Красного моря, особенно Береникой, создавало большой соблазн следовать от Мероэ сначала по восточным притокам - Атбаре и Голубому Нилу, чтобы затем выйти по возможности к самому южному пункту Красного моря. Ведь это море было так неудобно для плавания под парусами! Можно предположить, что для египтян было определенно удобнее плыть по Голубому Нилу или Атбаре, а не по главной реке - Белому Нилу. Но когда именно было предпринято это плавание, нам не известно. Лишь от Страбона мы впервые узнаем о верховьях Голубого Нила, о примечательных географических особенностях этой местности и прежде всего о большом высокогорном озере Тана (Псебо) в Эфиопии. Ко времени Страбона эта местность, вероятно, была давно уже разведана; возможно, что и в этом случае первооткрывателями были Птолемеи III в. до н. э. Доказать это, однако, нельзя. Из краткого фрагмента утерянной записи Клеарха (Λερί Θινών) мы, во всяком случае, узнаем, что уже Псамметих II (595 - 589 гг. до н. э.) старался приучить определенное число отроков питаться одной рыбой и хорошо переносить жажду. Царь предполагал использовать их, когда они возмужают, чтобы найти истоки Нила и исследовать Ливийскую пустыню. Что получилось из этого эксперимента, мы не знаем.
К исследовательским путешествиям, организованным Птолемеями, относится и упомянутое Агафархидом, но в остальном неизвестное странствие некоего Аристона "для исследования арабского побережья до Океана". Теперь нельзя установить, кто именно дал это поручение, Птолемей II или Птолемей III. К сожалению, нет также и подробных сообщений о приключении доверенных людей, которых Птолемеи послали в Страну слонов.
Особого рассмотрения заслуживает исключительно странная надпись на Адулисском монументе, хвастливый текст которой приведен выше. Мы имеем здесь дело с памятником времен Птолемея IV Филопатора (222 - 205 гг. до н. э.), который был сооружен каким-то чиновником или придворным в Адулисе (вероятно, в Мерса-Дале, на берегу залива Зула). Мы знаем о ней только благодаря путешественнику по Индии Козьме Индикоплову, который в VI в. до н. э. побывал в Адулисе и по просьбе главы города расшифровал греческую надпись, сделанную на мраморной доске. Просьба эта объяснялась тем, что доску должны были передать царю аксумитов Эласлаапу, Позднее Козьма приобщил эту надпись к собственному труду. Содержание ее настолько невероятно и даже бессмысленно с исторической точки зрения, что неоднократно выражались сомнения, не сочинил ли сам Козьма всю эту историю. Однако для этого нет достаточного основания, а тщательное исследование, проведенное Бутманом и Зальтом, показало, что подлинность монумента не вызывает сомнений. Правда, продолжение приведенного выше текста, которое Козьма также нашел на памятнике и рассматривал как дополнение времен Птолемеев, относится к более позднему времени (вероятно, к II в. до н. э.). В нем описываются победоносные походы неизвестного царя аксумитов против горных народов, живших "по ту сторону Пила в суровых, покрытых снегом горах", а также против некоторых других народов и даже в Аравию "до страны Сабеев". Сам памятник очень давно исчез бесследно, вероятно, после Козьмы его не видел ни один путешественник. Город Адулис тоже исчез. Предполагают только, что поле с руинами у залива Зула было тем местом, где некогда находился этот весьма знаменательный торговый город.
Загадку Адулисского монумента, возможно, разрешил Маннерт. Он полагает, что чрезмерно усердный придворный хотел внушить жителям Адулиса почтение к могуществу и величию своего царя и приписал ему фантастические подвиги, которых тот никогда не совершал; кроме того, сохранившийся текст, вероятно, лишен заключительной части, которой уже не было ко времени Козьмы. В ней, видимо, содержалась ссылка на основание Адулиса или отношение Птолемея IV к этому городу.
То обстоятельство, что надпись на монументе была написана на греческом языке, с точки зрения истории культуры представляет наибольший интерес. Отсюда следует неизбежный вывод, что в Адулисе, городе, основанном беглыми египетскими рабами, сильно ощущалось влияние греческой культуры. При господствовавших в то время условиях это влияние могло исходить, пожалуй, только от обосновавшихся там и создавших свою колонию греческих купцов.

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9