Раздольное приморского края на карте. Раздольное (Раздольненский район). Экономика и социальная сфера

Святая Иулия, (или, как обычно говорят сегодня - Юлия), родилась в Африке, в городе Карфагене. Родители - богатые и знатные жители города - воспитывали свою дочь в вере и благочестии. Маленькая Юлия была умной и послушной девочкой; она очень любила читать Священное Писание, жития святых… Много и горячо молилась Богу.

Но вот над городом нависла беда. Многочисленные войска персидского царя окружили Карфаген. Подогнали к городским стенам тараны - тяжёлые стенобитные орудия, и пошли на штурм. Огонь, дым, крики… Тучи стрел летят тут и там, разя защитников, не щадя и мирных жителей. С треском и грохотом рухнули под мощными ударами городские ворота. Страшные персидские воины ворвались в Карфаген, начали грабить и убивать его жителей. Напрасно хотела маленькая Юлия скрыться от врагов в густом саду близ своего дома - её нашли, потащили куда-то…

Богатую добычу захватили персы в поверженном городе. Весело и шумно отпраздновали победу, поделили золото и драгоценности, а несчастных пленников погнали на невольничий рынок. Продали и Юлию. Так девочка стала рабыней богатого сирийского купца.

«Господи, помилуй меня, грешную! Не допусти мне погубить свою душу, не дай отпасть от Тебя, моего Спасителя» - горячо молилась Юлия, оказавшись среди язычников, в чужой стране, где не было ни христианского храма, ни священников. Но Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас» - и Юлия сделала храмом Божиим свою чистую душу. Днём и ночью тихо, незаметно для окружающих, молилась девица Богу, и Господь помогал ей - защищал от злых людей, вразумлял, как ей жить… Почти всё своё время отдавала она труду и молитве, почти не отдыхала, строго постилась. Юлия верно служила своему господину, никогда не роптала на тяжёлый труд, работала честно и усердно. Но, если хозяин хотел заставить её сделать что-либо греховное, противное Богу - никакими силами не мог принудить девушку послушаться его и нарушить закон Божий. Много раз пытался нечестивый язычник заставить свою служанку принести жертвы идолам, отречься от Христа, но девушка оставалась непреклонной. Сириец бил Юлию, мучил тяжёлой работой, ругал и запугивал… Разозлившись на непокорную рабыню, он уже хотел убить её, но… Девушка была доброй, послушной (когда речь не шла о чём-то греховном), работящей. «Да, пусть себе молится, как хочет!» - решил наконец хозяин и оставил свои попытки.

Нелегко было юной девушке сохранять чистоту среди развращённых язычников.

- Юлия, пойдём с нами - зазывали её сверстники, собиравшиеся на грешные игрища - будем плясать, петь песни, веселиться…

Девушка обычно ничего не отвечала язычникам - всё равно не поймут. Она тихо уходила в какое-нибудь укромное место, где молилась - беседовала с Богом - единственным своим Покровителем и Отцом, оберегавшим её на чужбине… Язычники сначала смеялись над казавшейся им странной девушкой, но постепенно почувствовали силу её духа и стали уважать христианку. Хозяин заметил, что, что бы ни делала Юлия - помощь Неба сопутствует ей, и потому трудолюбивая пленницавесьма полезна для его хозяйства. Он назначил девушку управительницей своего имения.

Долго ли, коротко ли, собрался хозяин Юлии в дальнее путешествие. Нанял большой корабль. Несколько дней трудились слуги, складывая в глубокие трюмы дорогой товар. Купец заранее подсчитывал, какую прибыль получит при благоприятном исходе дела…

- Ты поплывёшь с нами - сказал он Юлии - я давно заметил, что где ты - там не случается неприятных неожиданностей. Да и за товаром присмотр нужен.

**********

Искрится, сверкает на солнце южное море. Попутный ветерок надувает пёстрые паруса сирийского корабля. «Слава Тебе, Господи, благословляющему путь наш» - молится Юлия. Вот среди бескрайнего синего простора показалась зелёная точка, стала быстро увеличиваться. Наконец, корабль подошёл к острову. «Корсика - важно сказал купец - мы плывём по намеченному пути. Благодарю вас, о великие боги!» Грустно вздохнула Юлия. Скорбно ей было смотреть на людей, тонущих в языческих заблуждениях, не знающих Истинного Бога. Но что это? Что за музыка слышится с берега, почему так много народа собралось вокруг больших костров, разложенных прямо на прибрежном песке? Хозяин отправил на берег одного из слуг, велел разведать обстановку.

- О, господин - доложил тот, вернувшись на корабль - мы прибыли в благоприятное время. Жители острова сегодня совершают праздник в честь великих богов - покровителей Корсики.

- Прекрасно! - обрадовался купец. - Принесём жертву вместе с ними, повеселимся - а завтра займёмся делами. А ты - обратился хозяин к Юлии - так и быть, можешь не сходить на берег. А то неприятностей из-за тебя не оберёшься. Сиди тихо на корабле, что бы никто из местных жителей тебя не видел.

Шумно празднуют язычники. Рекой льётся кровь приносимых в жертву идолам быков и баранов, украшенные цветочными гирляндами полуобнажённые мужчины и женщины пляшут, поют, пьют вино…

«Господи, вразуми Ты этих несчастных - молится на корабле Юлия - ведь не ведают они, что погибают, что вечно мучиться им придётся вместе со злыми бесами, которым они служат, называя богами!» Вдруг за дверью раздался какой-то шорох, быстрые шаги. «Наверное, хозяин велел кому-то из рабов взять что-нибудь с корабля» - отметила про себя девушка и снова ушла в молитву.

К главному языческому жрецу подбежал один из его служителей.

- Господин! - заговорил он торопливым шёпотом - я только что был на сирийском корабле. Там есть одна девушка - христианка. Она молится своему Богу и ругает наших…

- Великие боги прогневаются на такое нечестие! - воскликнул жрец - каждый, кто находится сейчас на этом берегу или близ него, должен принести жертву нашим покровителям, иначе они накажут нас! …Почему не все твои люди пришли на наш праздник и жертвоприношение?! - обратился начальник языческого сборища к сирийскому купцу.

- Ты ошибаешься, о великий жрец - попытался обмануть его купец - все мои слуги здесь.

- Неправда. Боги говорят мне, что на твоём корабле осталась девушка, которая не хочет воздать им почитание, бранит и хулит их.

- Ах да… - замялся купец - это моя рабыня. Я много лет пытался отвратить её от христианства, убедить поклониться великим богам. Но ни ласки, ни угрозы, ни суровые наказания не победили её упорства. Если бы она не была верна мне и так усердна в работе, я давно погубил бы её различными муками.

- Заставь её сейчас же поклониться нашим богам, принять участие в жертвоприношении! - нахмурился жрец - или продай её мне… Хочешь, я дам за неё четырёх рабынь - или их стоимость. А уж я-то сумею сломить её упрямство!

- Я уже сказал - твёрдо ответил купец - что эту девицу невозможно отвратить от её веры. Она скорее умрёт, чем принесёт жертву нашим богам. А продать её я не могу: если бы ты давал за неё всё своё имущество, это не могло бы сравниться с её службой - она действительно очень верна; моё имение увеличивается в её руках, поэтому я всё поручил ей.

- Что ж, твоя воля, купец - притворно улыбнулся жрец. - Забудем о нечестивых христианах, будем пить и веселиться во славу наших богов!

Всё безудержнее становилось веселье. Новые и новые чаши с вином подносились изрядно захмелевшему купцу и его слугам. Наконец, когда все гости спали пьяным сном, глава жрецов самодовольно ухмыльнулся и приказал:

Немедленно привести сюда эту христианку! Мы должны заставить её отречься от своей веры прежде, чем проснётся её хозяин!

Язычники стремглав бросились исполнять повеление своего старейшины . Когда Юлию привели, жрец окинул её долгим оценивающим взором. Худая, бледная от трудов и воздержания. Смотрит спокойно - неужели не боится?

- Девица - льстиво улыбнувшись, начал он - принеси жертву великим богам. Я дам выкуп твоему хозяину и отпущу тебя на свободу. Ведь ты хочешь стать свободной?

- Моя свобода в том, чтобы чистой совестью служить Христу, Богу моему, - твёрдо ответила Юлия - вашего же заблуждения я гнушаюсь.

- Ах так ты говоришь?! - отбросил притворную ласковость жрец - Ты горько пожалеешь об этом! Бейте её по щекам!

Мучитель велел терзать Юлию за волосы, а потом - раздеть и жестоко бить по всему телу. Но святая под ударами громко говорила:

Я исповедую Того, Которого били ради меня! Владыка мой претерпел терновый венец и распятие на кресте. Пусть же и я, раба Его, буду подражательницей страданиям Его, чтобы прославиться мне с Ним во Царствии Его!

Страшно мучили святую Юлию. Она же мужественно терпела, укрепляемая горящей в её сердце любовью ко Христу, невидимо соединённая с Ним золотой нитью молитвы.Наконец, боясь, что купец проснётся и отберёт у него рабу Христову, вождь язычников решил казнить Юлию.

Она говорила, что её Бог был распят на кресте - жестоко ухмыльнулся жрец - если она так хочет, пусть потерпит то же!

Наскоро сколотили корсиканцы деревянный крест, установили его на небольшом крутом холме у берега, прибили к нему девические руки и ноги… Сам Господь, крестной смертью Своей спасший человеческий род, укреплял свою Невесту, облегчал её страдания.

Когда Юлия была уже при смерти, проснулся сирийский купец. Заворочался, недоуменно открыл глаза и … увидел распятую.

Что вы сделали?! - немея от ужаса и жалости, едва прошептал он. В этот момент все ясно увидели, как сияющая белая голубка вылетела из уст мученицы, устремилась к небу - душа покинула истерзанное тело святой. А в небесах сонмы ангелов встречали Юлию, радостным ликованием приветствовали её. По Божьему произволению, язычники увидели ангелов, узрели и душу святой… Ужас напал на них и, давя друг друга, с криками бросились идолопоклонники в разные стороны.

Бог не попустил телу Своей мученицы остаться без погребения. Неподалёку от Корсики есть небольшой островок, называвшийся во времена святой Юлии Маргаритой. Здесь был мужской монастырь. Ангел Господень явился инокам и поведал им о мученическом подвиге невесты Христовой. В трепете, благодаря Бога за чудесное явление, сели монахи на корабль и поплыли к корсиканскому берегу. Здесь они благоговейно сняли со креста тело святой, обвили его чистой пеленой и отвезли в свой монастырь. Там, славя Христа, укрепившего на подвиг Свою верную рабу, иноки с честью погребли Юлию в церкви Божией.

На месте страданий святой из-под камня истёк источник чистой целебной воды. Некоторое время спустя, на месте, где была распята Юлия, христиане построили храм.

Множество чудес происходило и по сей день происходит на месте страдания мученицы Юлии и у её мощей.

День памяти святой Юлии - 29 июля по новому стилю (16 июля по церковному календарю).

В первые века распространения христианства на ревнителей новой веры, которая потом охватит все человечество, велись непрерывные жесточайшие гонения, а многие из них поплатились жизнью за свою приверженность Христу. Их не просто убивали – истязали, заставляя отречься от Истинного Бога, подвергали нечеловеческим мучениям и пыткам, но они со смирением и невероятным мужеством выдерживали их. Среди первых христиан, отдавших жизнь за Благую Весть, была и святая мученица Иулия, икона которой почитается ныне во всем мире.

Подвиг св. Иулии Карфагенской

Подвиг св.Иулии (Юлии) был свершен на Корсике. О нем рассказывают два предания, относящиеся к разным векам, но единые в описании стойкости, проявленной этой мужественной девушкой.

Согласно одному преданию, Иулия была родом из знатной карфагенской семьи. С детства она отличалась благонравием и умом, много времени посвящала чтению Священного Писания. Когда Иулии было 10 лет, Карфаген захватили вандалы, и плененную девочку продали в рабство.

Ее хозяином стал сирийский торговец Евсевий. Он пытался убедить Иулию отринуть ее веру и вернуться к язычеству, однако Иулия, несмотря на свою молодость, оставалась непреклонной. Хозяин ценил ее за добросовестную работу и потому иногда разрешал читать Священное писание. Именно благодаря этому Иулия сумела обрести внутреннюю свободу и не роптать на судьбу.

Через несколько лет Евсевий отправился торговать в Галлию, которая в те времена слыла богатой страной, где можно было с выгодой продать товар. Иулию он захватил с собой, он считал, что эта девушка – его талисман и оберег. Корабль сделал остановку на Корсике, недалеко от города Нонца, где в это время как раз происходило языческое жертвоприношение. Евсевий высадился на берег, а Иулия упросила его оставить ее на корабле и стала горячо молиться за людей, пребывающих в заблуждении.

Однако местному губернатору Феликсу Саксо стало известно, что у Евсевия есть рабыня, исповедующая христианство. Он опоил гостя, и когда тот уснул, приказал доставить к нему Иулию. Во что бы то ни стало этот язычник хотел принудить юную христианку совершить жертвоприношение языческим богам, однако никакие угрозы не подействовали на мужественную девушку.

Тогда ее приговорили к смертной казни, долгой и мучительной. После зверских избиений и изощренных истязаний, во время которых Иулия шепотом молилась, ее распяли. Девушка смиренно приняла свою участь, ведь той же казни был подвергнут и Спаситель. С последним вздохом Иулии из ее уст выпорхнула голубка как символ ее непорочности и чистоты ее веры. Даже после смерти тело девушки не было осквернено ни зверями, ни птицами.

Другое предание связано с тем же корсиканским городом. Согласно этой легенде, Иулия, уроженка Нонцы, жила в те же времена, что и святая Девота, и свой подвиг веры совершила около 303 года. За то, что юная христианка отказалась совершить языческое жертвоприношение, ее зверски пытали, отрезали ей груди, а потом привязали к дереву, у которого она и скончалась от невыносимых мук. Как и в первом предании, с последним вздохом из ее уст вылетела голубица. Груди, которые мучители отрезали у девушки, они сбросили со скалы, и в местах их падения забили целебные источники.

В чем помогает икона Святой Юлии?

Особенно часто к иконе «Святая Юлия» обращаются женщины, носящие то же имя.

Духовная ценность заключается в невероятной стойкости в вере, проявленной этой девушкой

Эту силу чувствовал даже ее хозяин-язычник, недаром он считал ее своим оберегом. И сегодня икона способна придать силу духа, защитить и уберечь в тяжелых жизненных ситуациях.

В наши дни она почитается и православными, и католиками. Ее подвиг стал источником вдохновения для многих художников. Местное духовенство утверждает, что в Нонце, где она приняла смертную муку, в посвященной ей церкви хранится ее чудотворный образ, и если молиться ему от чистого сердца, то будет получено и благословение, и помощь, а к чудотворным источникам стремится множество паломников, чтобы получить исцеление.

На иконе в Нонце Иулия изображена распятой на кресте и с отрезанной грудью. Подобное изображение не отвечает целомудренным канонам православной иконописи, поэтому икона обычно представляет святую, держащую в руках распятие или, реже, Священное писание.

В наши дни значение иконы заключается в примере нерушимой верности духу христианской веры, которая позволила святой безропотно перенести мучения во славу Христа. Ей молятся, прося душевной стойкости, помощи и исцеления.

Молитва иконе

О, голубеце Христова, чудная дево Иулие, многия скорби претерпела еси от малых лет. Быв в рабстве у язык, верность Христу сохранила еси. Не убоялася угроз и на прельщение не поддалася. Соблюдши чистоту душевную и телесную, предстоя у престола Владыки, помози и нам грешным, твоея помощи просящим, соблюсти чистоту и целомудрие. Быв мучима от злых язык, до смерти претерпела еси. Смерти же крестныя. Моли же Всемилостиваго Спаса о укреплении в нас веры, и о ниспослании в скорбех терпения! Получив же благодать от Бога, недужным цельбы источати, не презри и нас грешных, твоея помощи просящих. Подаждь нам цельбы в недузех наших. Радуйся чудотворице великая, мученице Иулия! Агница Христова моли Бога о нас! Аминь.

: 45°46′09″ с. ш. 33°29′08″ в. д.  /  45.76917° с. ш. 33.48556° в. д.  / 45.76917; 33.48556 (G) (Я)

Прежние названия ПГТ с Высота центра Тип климата

умеренный

Население Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Почтовые индексы Автомобильный код

Республика Крым: RUS 82
АР Крым: AK, КК / 01

Официальный сайт
К:Статьи о населённых пунктах без категории на Викискладе

Раздо́льное (до 1944 г. Ак-Ше́йх ; укр. Роздольне , крымско-тат. Aqşeyh, Акъшейх ) - посёлок городского типа на северо-западе степного Крыма . Центр Раздольненского района республики. Историческое название, изменённое в 1945 г. после депортации крымских татар , Ак-Шейх переводится с крымскотатарского как «белый шейх ».

История

Село Ак-Шеих немецкий, или Дейч-Ак-Шеих, было основано в Коджамбакской волости Евпаторийского уезда на 2000 десятинах земли в 1897 году немцами евангелистами , выходцами из бердянских колоний . В 1914 г. в поселке проживало 50 человек, действовала паровая мельница, начальная школа. По Статистическому справочнику Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск пятый Евпаторийский уезд, 1915 г. , в Коджамбакской волости Евпаторийского уезда числилось село Ак-Шеих с населением 113 человек (в 1918-160) . В апреле 1917 г. был образован волостной общественный комитет, в феврале 1918 установлена советская власть.

С 7 ноября 1921 года посёлок входил в состав Евпаторийского уезда, с октября 1923 - Ак-Мечетского, с 4 сентября 1924 года - Евпаторийского района, с 1935 г. Акшейх - райцентр одноименного района . Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г. , село Ак-Шеих (немецкий), с населением 214 человек, из которых было 180 немцев , было центром Ак-Шеихского сельсовета Евпаторийского района . В 1933 г. в поселке основана МТС, в парке которой насчитывались 24 трактора.

В 1990-х гг. во время перестройки, посёлок начал терять свои достоинства, такие как освещение и озеленение.

С 1996-2000 года в посёлке была полная разруха.

С 2000-2012 гг. в поселке и в районе началось развитие туризма, озеленение скверов и парка, дальнейшие развитие посёлка.

С 18 марта 2014 года де-факто в составе Российской Федерации (см. присоединение Крыма к Российской Федерации , Республика Крым).

Население

Численность населения
1979 1989 2001 2009 2010 2011 2012
6915 ↗ 7845 ↗ 8175 ↘ 7330 ↘ 7312 ↘ 7300 ↗ 7326
2013 2014 2015 2016
↘ 7320 ↗ 7352 ↗ 7375 ↗ 7386

Экономика и социальная сфера

На территории поселка действуют хлебозавод, маслозавод, Управление оросительных систем, РАЙПО, ПУЖКХ, СПМК-73, ОКС, ДТЭК, РОЗР, Управление сельского хозяйства.

Сейчас в поселке - 2 общеобразовательных школы, детский сад на 350 мест; центральная районная больница, детская консультация, стоматологический кабинет, отделение скорой помощи, хирургическое отделение, станция переливания крови; районный Дом культуры, музыкальная школа, краеведческий музей; торговый комплекс, налоговая инспекция; Действуют 53 предприятия и организации.

В поселке установлены памятники Ленину, воинам-освободителям, воинам-интернационала, которые участвовали в Афганском конфликте 1979-1989 гг.

Напишите отзыв о статье "Раздольное (Раздольненский район)"

Примечания

  1. Данный населённый пункт расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной . Согласно Российской Федерации , фактически контролирующей Крым , на его территории располагаются субъекты федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административно-территориальному делению Украины , на территории Крыма расположены входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. Согласно административно-территориальному делению России
  3. Согласно административно-территориальному делению Украины
  4. . Минкомсвязь России. Проверено 24 июля 2016.
  5. . Крымтелеком. Проверено 24 июля 2016.
  6. В некоторых документах использовалось варианты Акшейх, Ак-Шеих, Ак-Шеик.
  7. Дизендорф, Виктор Фридрихович. . - Москва: Общественная Академия наук российских немцев, 2006. - 479 с. - ISBN 5-93227-002-0 .
  8. , с. 245.
  9. . Проверено 27 апреля 2013. .
  10. . Проверено 17 ноября 2014. .
  11. . Проверено 1 сентября 2014. .
  12. . Проверено 1 сентября 2014. .
  13. . Проверено 6 сентября 2015. .
  14. . Проверено 6 августа 2015. .
  15. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года

Ссылки



ПГТ Новосёловское Раздольное
Сёла

Аврора Бахчёвка Березо́вка Ботаническое Ветрянка Волочаевка Воронки Зимино Камышное Каштановка Ковыльное Коммунарное Котовское Красноармейское Кропоткино Кукушкино Кумово Максимовка Молочное Нива
Список неработающих ссылок:

Отрывок, характеризующий Раздольное (Раздольненский район)

– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», [убирайся,] говорила она. Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается, и умирает, может быть, притворным каким то молодечеством отвечая на мое раскаянье!»
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе свое горе.
«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.