Монастырь варлаам. Монастырь Варлаама, монастырь Всех Святых (Каламбака). монастырь и хронологические события в нём согласно записям

Владимир Дергачев

Мужской монастырь Варлаама или Всех Святых на снимке (справа) .

В середине 15 века подвижник Варлаам поднялся на скалу и построил несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал в полном одиночестве и после его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, поднялись на скалу, отреставрировали старинные постройки и основали монастырь. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря, в котором в середине 16 века обитало 30 монахов. После смерти братьев монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни.

В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить Евангелие византийского императора Константина Багрянородного .

На вершину холма монахи поднимают и плодородную землю, на которой растут не только декоративные деревья, но и черешня.




Старинное подъемное устройство. В средневековье канат подъёмной сети заменяли на новый только тогда, когда он рвался. Можно было погибнуть. Но, монахи считали это трагическое событие проявлением Божьей воли и воспринимали смерть за благо. В наши дни сети используются только для поднятия грузов.

На снимке внизу монах крутит колесо с катом, сеть с грузом кладется на поддон, который по рельсам отправляется на склад.



Вино наслаждает сердце челвоека. С такой бочкой вина длительная осада не страшна

В Греции церковь не отделена от государева. Поэтому на флагштоке с государственным флагом Вы увидите крест.

Глубокое ущелье служило гарантом безопасности монастыря, но не всегда.

Стоянка транспорта, слева внизу — монастырский огород.

Немного наискось от него, отдельно стоит громаднейший базальтовый утёс, отвесный со всех сторон.

Ни пеласги, ни эллины, ни римляне ничего не строили на нём, пока не появились тут, на дивных высотах Греции первые насельники Метеоры по велению истинного Бога. Дивный столп, на котором воздвигнут монастырь Варлаама (ή μονή των Αγίων Πάντων ή Μονή Βαρλαάμ), по мере приближения к нему меняет свой вид. Приблизившись к утёсу Метеоров, он становится перед вами, как исполин перед крохоткой, как сосна перед цветком, как человек перед букашкой.

насельники монастыря

Кто поселился на этой скале изначально? Первый столпник тут был Варлаам. О нём известно только то, что он от разбойников из пращи защищал соседа своего Афанасия Метеорского, поселившегося на соседнем утесе Большой Метеоры, и, скорее всего, был выходцем из Афона.

На столпе, тогда ещё безымянном, иноком Варлаамом была построена маленькая церковь во имя Трёх святителей с кельями на пять братьев. Но вскоре эти здания после смерти основателя были разобраны неизвестными почти до основания, а скала оставалась необитаемой до 1518 года, когда на неё взошли родные братья Апсарады Феофан и Нектарий, и построили существующий монастырь Всем Святым (греч. Αγίων Πάντων).

Ктиторы монастыря Варлаама Нектарий и Феофан


В городе Янина, на западе Греции издревле жили знатные родом Апсарады. Один из них, Михаил служил у эпирского деспота Фомы, а другой, Феодор, состоял при известной нам царице Марии Ангелине, и вместе с братом её, царевичем Иосафом, столпником Метеоры, содействовал утверждению власти её после кончины супруга.

Дух того времени, внутреннее благочестие, презрение мирской суеты, и особенно расстроенность мирской жизни после покорения Янины турками в 1430 году и после падения соседнего Сербского государства под ударами этих варваров, понудили многие знатные родом семейства Греции покинуть мир и употребить своё богатство на постройку монастырей, дабы оно не досталось туркам. Так поступили и родители Феофана и Нектария – отец их Иов, мать Фиги (имена после пострига в монашество) и три сестры. Все они жили и спасались в одной келье на острове озера близ города Янина.

Там же в уединённой келье подвизался монах Савва. У него с 1495 по 1505 и учились братья. По смерти Саввы они отправились на , в монастырь Дионисия. Там же вселенский патриарх Нифон посоветовал им возвратиться в Янину.

Но недолго иноки пробыли в Янине: интриги местного духовенства заставили их уйти, и они отправились в Фессалию, провинцию Греции, к монастырям Святым Метеорам, где отцы дали им для жительства обитель на скале Предтечи в 1511г. Проведя семь лет на этом столпе, они сошли с него, потому как он был тесен и беспокоен проходящими мимо, и переместились на ближний утёс Варлаама, высокий, обширный, спокойный в октябре месяце 1518 года.

Братья Нектарий, Феофан, Венедикт и Пахомий

С Феофаном и Нектарием пришли сюда только два монаха Венедикт и Пахомий и начали восстанавливать часовню с кельями.

Со времени отца Варлаама тогда остались только признаки жилья и часть алтаря, а монахов не было, да и никто не помнил в Метеорах, когда тут жили отшельники. Строиться помог соседний монастырь Преображения Господня, позаимствовав своих вьючных животных для подвоза строительных материалов. Спустя годы братия приобрела подворье в Коприне (1530г.), построили подъемную башню в монастыре Преподобного Варлаама в 1536 году, приобрели виноградники, нивы, сады, мельницы, масличные деревья, волов, коней и мулов. Со временем количество братии увеличилось до 30-и монахов.

В 1542-м году за 20 дней! Построен был большой храм во имя Всех Святых. Для иноков монастыря, посвящённого схимнику Варлааму, ктитор Феофан написал монастырский устав и завещание. В день Пасхи следующего года скончался отец Венедикт, взошедший прежде на столп с братьями. А летом 1543 -го произошло печальное происшествие.

Феофан и Нектарий на ближнем участке три года возделывали небольшой участок земли, и посадили тут деревья и овощи. Когда же всё это обработали и установили ограду, тогда иноки соседнего монастыря Мегала Метеора, взявши сорок работников с секирами во главе игумена Неофита, нещадно порубили и истребили весь огород.

17 мая 1544 года окончено было строительство всечестного храма. Будучи десять месяцев больной, ктитор Феофан нашёл силы самостоятельно войти в новую церковь, а ближе к рассвету он скончался. В продолжении многих лет он носил вериги. Нектарий стал следующим игуменом (1544-1550) до своего конца.

монастырь и хронологические события в нём согласно записям

В указе от 1565г. вселенский патриарх Иосаф постановил варлаамитам и метеорцам сообща пользоваться той водою, которая вытекает из-под орешника, на расстоянии одного часа езды от обители, и которую присвоили себе монахи Большой Метеоры.

1585 год – вселенский патриарх Феолипт синодальной грамотой своей дал права монастырю Варлаам ставропигии.

В 1599 году архиепископ Елассона и Архангельского собора в Москве прислал серебряное блюдо в обитель Всех Святых, именуемую Варлаам. На блюде изображена Богоматерь с Младенцем на позолоченной поверхности, покрытой хрусталём.

1609г. – воевода Радул, господарь Молдовлахии, хрисовулом своим подтвердил право Варлаамовсой обители владеть монастырём св. Николая в Буковице и всеми имениями его.

В 1614г. монахи соседней : Гавриил, Никифор, Григорий и Иоанникий, видя, что она клонится к разрушению и запустению, и не в состоянии её поддерживать, добровольно пожелали передать её в пользование монастырём Варлаамом, и передали с подворьями, нивами, виноградниками и со всем достоянием.

В 1627г иждивением иеромонахов при игумене Кирилле, перестроена была малая церковь Трех Святителей. И расписана в 1637 году кистью иерея Иоана из Стагона. Архиепископ Арсений пожертвовал хранящиеся в монастырской ризнице образа: Спасителя под слюдою, Богоматери, Эммануила, Трёх Святителей и Николая Чудотворца, написаного в 1631 –м г.

1636 — экономическая независимость

В феврале 1636г вселенский патриарх Кирилл своею грамотою подтвердил ставропигиальную свободу и независимость монастыря Варлаама в Метеорах.

1712 год- был уплачен долг 18000 пиастр обителям в Янине.

1761 г. – некий Филимон Ракендит пожертвовал икону св. Николая Чудотворца, написанную в Москве.

1768 г., 23 сентября, со столпа убежал бывший архидъякон Иеремия в город Трикку, а оттуда в Константинополь.

подъёмная башня

1779 год – старанием смиренного иеромонаха Иосафа вышита была золотом и шелками епитрахиль.

1780, 1782г. в алтаре соборного храма и в притворе его обновлена вся стенная живопись на средства епископа Стагона Парфения. На его же средства был построен портик в западной части обители. В этом же году в апреле монастыри святые Метеоры посетил некий франк из Швеции, знаток греческого и других языков.

1796г.- иеромонах Христофор на столпе (Всех Святых) Варлаама переписал службу святым Феофану и Нектарию, сочинённую митрополитом Матфеем.

1841г – архимандрит монастыря св. Павла на святой горе Афон пожертвовал образ Воскресения Христова.

1849г.- был великий холод, померзли фруктовые деревья, масличные и виноград в Метеорах. Болгарин хаджи Михаил из Тырново пострижен в монахи на столпе Варлаама.

мощи святых

Обитель построена на темени высокого базальтового утёса.

В соборном храме, построенном в 1544г. и восстановленном в 1790-м, чествуются мощи многих святых. В ризнице московские образа: Спасителя, Богоматери, Эммануила, Трёх святителей и Николая Чудотворца. Все они были пожертвованы архиепископом Арсением, проживавшим в Москве.

В монастыре Варлаам чествуются святые мощи:

— стопа св. Макрины, сестры св. Василия Великого, оправленная серебром в 1784г.;

— кисть правой руки св. Нифона, патриарха Царьграда, оправлена серебром в 1789г.;

— глава Николая нового мученика, родом из Мецово, вправлена в серебро в 1819г.;

— глава Иоана нового мученика, родом из Янины.

Церковная утварь скудна количеством и не ценна. В ризнице примечательны следующие предметы:

— плащаница, шитая шелками и золотом, большого размера в 1609 году;

— епитрахиль митрополита Митрофана, на котором шелками и золотом вышит акафист Богоматери в 1667 г., другая епитрахиль, тоже вышитая золотом и шёлком в 1179г.;

— серебряное блюдо, в середине которого на выпуклости, позолоченной и накрытой хрусталём, изображена Богородица с Младенцем: дар архиепископа Арсения.

Св. монастырь Всех Святых Варлаама ежегодно даёт 1000 пиастров на содержание девичьего училища в городе Лариса. В обители на то время (середина XIX-го столетия) находились игумен Гавриил, бывший игумен Анатолий, живущий тут уже 25 лет иеродьякон Парфений.

наш автобус выезжает на "монастырскую кольцевую дорогу".

Мы все выше и выше поднимаемся в горы по извилистому серпантину

и вскоре из окна автобуса перед нашим взором возникают монастыри Метеоры, которые в полном мере соответствуют своему общему названию (в переводе с греческого метеоры - парящие в воздухе).

А вот на горизонте показался и монастырь Варлаама - место нашей первой плановой остановки в Метеорах.

В начале XIV века на скалу, расположенную на высоте около 550 метров над уровнем моря, взобрался монах Варлаам и воздвиг здесь несколько сооружений: келью и небольшую церковь, которые в дальнейшем стали основой будущего монастыря.

Варлаам, наверное, поднимался на скалу достаточно долго. Сегодня же, благодаря развитой инфраструктуре этих мест, "восхождение" к монастырю заняло у нас несколько минут. Спустя это время наш автобус припарковался на площадке, расположенной при входе в монастырь, и мы приступили к его осмотру.

Но сначала вернемся к Варлааму. После его смерти все воздвигнутые им строения достаточно быстро превратились в руины. Следующими покорителями "скалы Варлаама" стали братья-монахи Нектарий и Феофан - представители богатой и знатной семьи из города Янина. В начале XVI века они совершили успешное "восхождение" и имея за душой соответствующую финансовую поддержку приступили к строительству полномасштабного монастырского комплекса. Вскоре результаты их строительной деятельности уже хорошо просматривались снизу, что сыграло не последнюю роль в плане привлечения единомышленников, и те, кто смог преодолеть трудности восхождения, активно включались в монастырскую жизнь. Все это способствовало быстрому подъему и процветанию обители. После смерти братьев монастырь не пришел в упадок, т.к. имелось достаточное число их учеников и последователей, благодаря усилиям и стараниям которых, монастырь продолжал развиваться и поддерживаться в хорошем состоянии на протяжении последующих веков.

Со стороны стоянки монастырь выглядит не столь привлекательным, каким мы его обозревали с дороги, но тем не менее даже в этом ракурсе чувствуется его неприступность и величие.

Приобретя входные билеты и выполнив требования дресс-кода, мы переступаем порог монастыря.

Добраться до "сердца" монастыря непросто.

Сначала надо преодолеть несколько сотен метров по тропинке,

вырубленной в скалах, соединенных между собой небольшими мостиками, нависающими над пропастью.

Несмотря на то, что эта тропинка достаточно комфортная для ходьбы - она с каждым десятком метров все выше и выше поднимается вверх -

ведь основная часть монастыря расположена на самой вершине скалы Варлаама.

Вскоре тропинка преобразуется в крутую лестницу,

преодолев которую

мы оказываемся на главной монастырской площади.

Отсюда, сверху, открывается великолепный вид на окрестности Метеоров.

Вот женский монастырь Русану (Святой Варвары) - место следующей нашей остановки в рамках сегодняшней экскурсионной программы.

А это - место парковки нашего автобуса.

Близлежащие скалы...

Но вернемся к монастырю, над которым развиваются флаги Греческой Республики и Греческой Православной церкви.

Справа от нас располагается здание старинного госпиталя

с небольшой часовней внутри.

Проследовав мимо трехярусной колокольни (строение более позднего периода)

мы выходим

к стенам собора Всех Святых.

Собор был построен в 1542 году,

о чем имеется соответствующая надпись под сводами храма.

Внутрь мы заходить не стали (из-за большого количества паломников и туристов + фотографировать запрещено), однако достоверно известно, что настенные фрески, которыми он украшен изнутри - дело рук Франко Кателано.

Продолжая осматривать доступные для посещения территории монастыря

(в "служебные" помещения, такие как кельи, алтарь, церковь Трех Святителей проход обычным "смертным" закрыт)

мы оказываемся в зоне хозяйственных построек, где поднимаемся в башню с подъемным устройством,

посредством которого в свое время осуществлялась доставка грузов и людей в монастырь.

Выглядело это следующим образом.

фотография с сайта http://www.greeknotes.ru

Поэтому наличие иконы в зоне подъема - вещь достаточно предсказуемая.

Кстати, с этой "смотровой площадки" открывается вид не только тыльную сторону монастыря Варлаама,

но и на главный монастырский комплекс Метеоров -

Мегала Метеора или монастырь Великого Метеора в честь Преображения Господня.

Прежде, чем мы покинем стены монастыря Варлаама (время нашей экскурсии на исходе) - несколько дополнений к сказанному:

До строительства колокольни в монастыре использовался следующий способ сигнализации, заменяющий громоздкий колокол: к стене собора были прикреплены металлические пластины разной ширины и специальной формы, которые при ударе по ним металлическим предметом издавали звуки разной тональности;

Ступени и пешеходные проемы в скалах начали строиться только в 1922 г. До этого времени монахи поднимались в монастырь либо в сетках (как указано на фотографии выше), либо по хлипкой системе веревочных лестниц;

Первые женщины переступили порог монастыря только в 1928 г., когда помогали монахам тушить пожар. После этого случая им был разрешен доступ на постоянной основе.

Мы могли бы еще долго наслаждаться окружающей обстановкой, но наш гид настойчиво требовал от нас вернуться к автобусу в назначенное им время. Если не выполнить его "пожелания", то можно оказаться в ситуации "семеро одного не ждут". Так что если вы хотите осмотреть все местные достопримечательности подробно и без спешки - забудьте об организованных туристических группах.

Мы же покидаем монастырь Варлаама (он же монастырь Всех Святых) и направляемся к монастырю Русану , расположенной в "шаговой доступности" от нас.

Греция, г. Каламбака, Метеоры.

Основание монастыря связано с именем подвижника Варлаама, который поднялся на скалу около 1350 года. Варлаам построил три церкви, келью и цистерну для воды. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его кончины скала оставалась необитаемой около двух веков.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью - отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом.

Братья так описывают восхождение на скалу: «Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым».

После восстановления церкви братья остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек.

В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами - по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. При этом подъем строительных материалов на неприступную скалу занял 22 года, а строительство - всего 20 дней. После смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанными ими в их завещании: «Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание…».

В годы расцвета монастыря здесь жило до 35 монахов. С XVII века начался упадок монастыря, который продолжался до 1961 года. Тогда здесь обосновалось новое братство во главе с будущим митрополитом Пирея и одним из виднейших деятелей греческой церкви Каллиником. В это братство входил также и будущий архиепископ Элладской церкви Христодул.

Вот описание монастыря, которое дает Й. Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году: «Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 7044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки, с помощью которой Вас втаскивают наверх».

Доступ в обитель осуществлялся в средневековье по деревянным лестницам, причем монахам приходилось перепрыгивать с риском для жизни с одной подвесной лестницы на другую над бездонной пропастью. Причина этого была в сложной форме скал, на которых нельзя было подвесить одну-единственную лестницу, требовались, по крайней мере, 4-5. Потом была сделана сеть, и только в XIX веке в скале высекли лестницу и мост.

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 г.). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска «Жития Святых Эфраима Сирийского» - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска «Успение Иоанна Златоуста».

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже «Литургия Ангелов». На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы «Распятие Христа», «Богоматерь» и икону одного из любимых его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - «Евангелист Лука пишет образ Богоматери». Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, «Богоматерь Скорбящая», а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена «Успение Богоматери» с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска «Второе Пришествие», а над внутренним дверным проемом находится изображение «Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого». В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел-хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

В монастыре имеется коллекция рукописей, числом около 300. Некоторые из них можно увидеть на выставке, которая представляет также ценные иконы, шитые золотом плащаницы и так далее. Здесь был и скрипторий.

Во время нашей поездки в Грецию мы посетили монастырь Варлаам, расположенный на вершине одной из скал в Метеорах. Как я уже говорил в предыдущих статьях, здесь когда-то было аж 24 монастыря, но к сегодняшнему дню из них осталось лишь шесть действующих. Посетите хотя бы один из монастырей обязательно! Здесь какая-то умиротворенная атмосфера, дополняемая чистым горным воздухом и великолепными пейзажами окрестных гор. В идеале, конечно, сюда нужно приезжать на несколько дней — побродить по горным маршрутам и монастырям самостоятельно без гидов и других туристов! Мы пока ездили с экскурсией, так как добираться самостоятельно от места нашего базирования было далековато. Постараемся обязательно приехать сюда вновь!

Монастырь Варлаам (греч. Μονή Βαρλαάμ) основан в 14 веке и назван в честь монаха, основавшего его. Он находится на скале на высоте около 370 метров. Это второй по величине из действующих сегодня монастырей Метеор. В 15 веке монастырь был полностью перестроен под руководством братьев Феофана и Нектария. В 16 — 17 веках здесь находилась иконописная мастерская.

На сегодняшний день здесь обитает 7 монахов, которые занимаются просветительством и благотворительностью.

Как добраться:

В монастырь Варлаам можно добраться пешком из поселка Кастраки, расположенного рядом с городком . Автобус Каламбака - Кастраки курсирует каждый час. Также можно воспользоваться услугами такси.

Монастырь Варлаам на карте:

Фотографии:

2.
Вход на территорию монастыря

В Греции жизнь течет, в большинстве случаев, тихо и спокойно… Эта собака грелась на солнышке прямо посреди дороги, не реагируя на прохожих абсолютно:

7.
Панорама монастыря и метеорских скал

8.
Какая-то табличка на каменной стене. Переводом не озадачивались

10.
Башни Собора всех святых

12.
Одна из построек монастыря

Наш гид Алексей показывает как работает древний колокол. Пластины разной толщины издают разный по тональности звук:

16.
Древняя стена монастыря

17.
«Не шуметь» — напоминание для туристов!

18.
Православный крест Варлаама

19.
Красота неописуемая!

20.
Панорама окрестностей

24.
Смотровая площадка на Варлааме

Одна из построек монастыря. Вниз от здания идут веревки для подъема грузов:

Ступени в скале для подъема в монастырь были прорублены лишь только в 20 веке. До этого в монастырь можно было подняться только с помощью веревочных лестниц.