Каково работать учителем в современной российской школе? Дополнительные «пряники» в работе учителя

Иллюстрации: Мария Толстова

«В Подмосковье тренер ударил ребенка ногой в голову», «почетный учитель избила второклассника», «в Северодвинске учительница избила учеников скакалкой» — новости об инцидентах в российских школах в этом году появлялись с пугающей периодичностью — так, что мы вновь заговорили о бессмысленности и беспощадности российской образовательной системы. Не пытаясь дать оценку каждому отдельно взятому случаю, журналистка Юлия Дудкина по просьбе Esquire поговорила с учителями о том, почему школа остается агрессивной средой, и составила учебное пособие по школоведению. В нем приведены задачи на основе реальных случаев из жизни школ. Попробуйте их решить и взгляните на приведенные выше новостные сюжеты глазами заложника системы.

1.

Обязаловка

В 2018 году тренер по фехтованию Анна Ансталь решила устроиться в школу. «У меня есть свой фехтовальный клуб, и я давно мечтала открыть в нем детскую группу, — говорит Ансталь. — И вдруг я подумала: если мне хочется учить детей, почему бы для начала не поработать школьным учителем?». Образование у нее было соответствующее: в физкультурном вузе она проходила практику в школах и получила соответствующий документ. Правда, как вспоминает Ансталь, практика эта была очень формальной — учителя в школах не хотели допускать практикантов до занятий и просто расписывались в нужных бумагах.

Сама Анна ненавидела физкультуру в школе. У нее не получалось хорошо сдавать нормативы по бегу и прыжкам в длину, она плохо бросала мяч. Позже это никак не помешало ей стать мастером спорта по фехтованию. «Это еще раз доказывает, что классическая школьная физкультура бессмысленна и учит совсем не тому, чему нужно», — считает Ансталь. У нее была мечта: сделать уроки без «обязаловки». Показать школьникам, что спорт — это весело и полезно, сделать так, чтобы они полюбили двигаться.

Она сразу объявила ученикам: все, кто будет приходить на уроки, будут получать за них пятерки. Остальным придется готовить к концу четверти небольшие проекты о спорте и выступать с ними перед классом. «Мне казалось, они не привыкли к тому, что с ними говорят на равных, — говорит Ансталь. — Я спрашивала у них: «Чем хотите заняться сегодня на уроке?». Они молчали и смотрели мимо меня». В конце концов дело пошло на лад: восьмые, девятые и десятые классы приходили на уроки с удовольствием, они играли в «тридцать три» и в настольный теннис. Потом они попросили учительницу научить их выполнять подачу в волейболе. Она честно призналась им, что и сама не сильна в этом. «Мы вместе посмотрели видео на YouTube и стали учиться. У них получалось даже лучше, чем у меня», — вспоминает Анна.

С одиннадцатиклассниками было сложнее. Они были постоянно загружены подготовкой к экзаменам, из-за этого отпрашивались с урока. «Я же помню себя в одиннадцатом классе, — говорит Ансталь. — В этом возрасте все озабочены только поступлением в вуз, ни на какую физкультуру нет сил». Анна спокойно относилась к тому, школьники тихо сидели в раздевалке и учили уроки вместо того, чтобы бегать.

«Устроившись в школу, я стала постоянно вспоминать собственное детство, — говорит Ансталь. — Школа казалась мне тюрьмой. Я подходила к окну и с завистью смотрела на людей, которые просто идут мимо по улице». Постепенно она стала так же чувствовать себя на работе. По утрам она слышала, как учителя в раздевалке отчитывают школьников, которые забыли сменную обувь. «Это казалось мне таким бессмысленным, — вспоминает она. — Еще девяти утра нет, а на человека уже накричали. И не за какой-то плохой или подлый поступок, а просто за то, что он что-то забыл дома».

Однажды на урок физкультуры к одиннадцатому классу пришла методист и спросила: «Почему у тебя дети сидят в раздевалке?». Ансталь ответила, что в зале нет отопления и многие из них пришли без формы, так что она разрешила им заняться уроками. «Поставь им всем двойки», — посоветовала методист. Потом она объявила, что те, у кого нет формы, должны во время урока находиться в зале. «Но ведь там очень холодно сидеть», — ответила Ансталь. Методист ушла со словами: «Все с тобой понятно». Позже она пришла снова и сказала Анне, что нельзя спрашивать детей, чем они хотят заниматься на уроке — учитель должен сам определять план.

«На переменах молодые учительницы обсуждали между собой, что чем строже относишься к детям, тем лучше, — говорит Ансталь. — Я слушала это и понимала, что со времен моего детства школьная система совсем не изменилась. В конце концов, я проработала несколько месяцев и ушла».

Анна признается: до того, как прийти в школу, она нарисовала в своем воображении идиллическую картинку того, как она станет «необычным» учителем, изменит систему и построит с учениками отношения, основанные на равенстве и взаимоуважении.

Молодые учителя часто начинают работу именно с таким настроем, но сохранить его надолго бывает трудно. «До того, как я пришла в школу, я работала в образовательных проектах, построенных на ценностях гуманистической педагогики, — говорит учительница русского языка и литературы Римма Раппопорт. — Там я привыкла, что учитель должен заинтересовать ребенка. Нельзя требовать от ученика, чтобы он был в восторге от математики или истории с самого начала». В гуманистической педагогике ученик рассматривается как сознательный и равноправный участник учебно-воспитательного процесса. Раппопорт думала, что сможет реализовать этот подход к образованию. Но оказалось, что школьной администрации это не очень интересно. «Зато оказалось, что очень важно соблюдать кучу формальностей — отступать определенное количество линеек и делать так, чтобы ученики вставали, когда ты входишь в класс», — вспоминает Раппопорт. Однажды к ней на урок пришла завуч и стала кричать на детей за то, что они неправильно сидят — оказывается, на каждом уроке они должны рассаживаться в определенном порядке, а не садиться с теми, с кем им хочется.

«И вот, казалось бы, ты учитель, взрослый человек, — говорит Раппопорт. — И тут завуч переключается с учеников на тебя и начинает отчитывать, как маленького ребенка. И ты понимаешь, что в школьной системе нет никаких равноправных участников образования».


2.

Выгорание

В ноябре в одной из школ Хабаровского края разразился скандал. В сеть попало видео, где учительница начальных классов избивает девятилетнего мальчика. «Ты кто такой? Кто тебе позволяет так себя вести? Почему ты мешаешь всем?» — на записи хорошо видно, как с этими словами педагог набрасывается на ребенка. Ученик падает на пол, а учительница продолжает его бить.

Позже выяснилось, что героиня видео — Татьяна Лескова, учительница с 25-летним стажем. В тот день, когда произошел конфликт, ее ученик по имени Семен сначала прищемил ей руку дверью, а потом запустил в нее портфелем и ударил ее ногой, сказав «На, сука, держи!». Лескова и раньше писала докладные на этого школьника — он вел себя агрессивно по отношению к учителям и ученикам, срывал уроки. Школьная администрация бездействовала.

После того, как видео с избиением Семена попало в сеть, региональный следственный комитет возбудил уголовное дело. Хотя действия Лесковой были незаконными, многие родители ее учеников требуют, чтобы учительницу освободили от уголовной ответственности. Около трехсот человек подписали открытое письмо в ее защиту, а петицию на Change.org на сегодняшний день подписали больше 3,5 тысяч человек. В петиции говорится, что Лескова «не избивает ученика, а применяет меры воспитательного характера».

Подобные истории происходят по всей России. В Сочи учитель Александр Бримжанов ударил ученика кулаком в живот. Из-за чего произошел конфликт, неизвестно. По словам учеников, Бримжанов пришел на урок пьяным и вел себя неадекватно. После этого случая его уволили. В подмосковных Химках семиклассник, получив замечание от преподавателя физики, запустил ему в лицо подожженной петардой. После этого в классе началась драка: педагог кинулся на ученика, тот стал отбиваться огнетушителем. К потасовке присоединились учительница ОБЖ, физрук и завуч. История закончилась приездом полиции.

Одной из причин учительской агрессии может быть эмоциональное выгорание. Оно наступает, когда работа не приносит желаемых результатов, а негативные эмоции продолжают накапливаться. В группу риска входят представители «помогающих» профессий и те, кому каждый день приходится общаться с большим количеством людей. Чаще всего выгоранию подвергаются учителя. В странах Евросоюза до 60% работников системы образования ежегодно обращаются к психологам с этой проблемой. Почти половина учителей Британии собираются уйти из профессии в ближайшие пять лет из-за высокой нагрузки и переполненных классов. В России, по результатам исследования МГО Общероссийского профсоюза образования, более 90% учителей испытывают эмоционально-нервное напряжение из-за работы. 76% педагогов придерживаются ненормированного режима питания, а больше 70% страдают от недосыпа.

Впрочем, агрессию в школе проявляют не только учителя. По результатам исследования проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ, каждый второй учитель когда-то сталкивался с угрозами и травлей со стороны учеников. 6% участников исследования заявили, что сталкиваются с этими явлениями постоянно. 42% учителей становились жертвами издевательств в интернете.

Автор Esquire попросил знакомых вспомнить, издевались ли они когда-нибудь над учителями в школе. Оказалось, что такие истории есть у многих. Художница Алена Белякова рассказала, что ее класс прозвал учительницу по математике курицей, а журналистка Кристина Сафонова признается, что однажды они с одноклассниками предложили учительнице по французскому пирожное, которое перед этим специально валяли по полу.

«В шестом классе у нас появилась новая учительница по русскому и литературе, — вспоминает журналистка Виктория Чарочкина. — Мы невзлюбили ее и на уроках включали на телефонах приложение, которое отвратительно пищало». Учительница не понимала, откуда идет звук, а ученики смеялись и говорили ей, что и сами не знают. По словам Чарочкиной, в ее школе был сплоченный коллектив учителей, и им тоже не понравилась новая коллега. Поэтому они не пытались заступиться за нее. «Наоборот — когда она выгоняла нас с урока, педагоги жалели нас и звали к себе в кабинет попить чай, — говорит Чарочкина. — Когда мы поняли, что вся школа поддерживает нас в этой войне, мы стали еще сильнее издеваться над учительницей — придумывали прозвища, не давали вести уроки. Часто казалось, что она близка к тому, чтобы заплакать. При этом она была очень доброй — всегда разрешала сдать долги в конце четверти. Я до сих пор вспоминаю ее, и мне стыдно за то, как мы себя вели. Через год она уволилась и так и не стала больше работать в школе».


3.

Задачник

В педагогических вузах сегодня изучают и методику преподавания, и возрастную психологию. Студенты разбирают сложные случаи, которые могут возникнуть в общении с учениками. Но на практике учитель не всегда знает, что делать, если ученик бросает в него петарду или пинает его ногой. Не у всех получается выйти из этой ситуации, не нарушив закон. Задачи, которые каждый день приходится решать школьным учителям, бывают куда сложнее, чем в любом учебнике. Esquire составил свой собственный учебник по школоведению для начинающих. В первую очередь он предназначен для тех, кто никогда не работал в школе и хочет разобраться в том, каково это — быть учителем.

  • 1. Решите задачи

  1. Учитель Илларион Миронов работает в государственной школе на полторы ставки. Его нагрузка официально составляет 30 часов в неделю. В рабочие дни Илларион тратит три дополнительных часа на проверку тетрадей и подготовку к завтрашним урокам. Сколько часов на самом деле работает Илларион?
  2. По словам руководителя столичного департамента образования Исаака Калины, средняя зарплата московского учителя составляет 107,6 тысячи рублей. Иван не работает в Москве. Он учитель в сельской школе. Его зарплата составляет 7650 рублей. Во сколько раз зарплата сельского учителя Ивана меньше средней зарплаты московского учителя?
  3. Московский учитель Петр проводит по пять уроков математики в день с разными классами. В каждом классе учится по 30 человек, и Петру надо привлечь к себе внимание каждого из них. Внимание скольких человек должен привлечь к себе Петр за один день?
  4. Между двумя уроками есть перемена, которая длится 10 минут. Пять минут учитель Петр отвечает на вопросы учеников. Две минуты он достает из стола тетради для следующего класса. Три минуты он тратит на то, чтобы освежить в голове план следующего урока. Остальное время Петр может потратить на отдых. Сколько времени тратит на отдых учитель Петр?
  • 2. Познакомьтесь с полезной лексикой и узнайте, как она употребляется. Непонятные слова выпишите в словарь

МЭШ — Московская электронная школа.

Образовательный проект для московских школ. В него входят электронные учебники и дневники; в школах, участвующих в проекте, устанавливают интерактивные панели для проведения уроков. МЭШ был запущен два года назад, и на сегодняшний день к нему подключены все столичные школы. Библиотека МЭШ состоит из материалов и готовых сценариев уроков, которые составляют сами учителя.

Пример употребления:

«Нам в школе сказали, что каждый учитель должен выкладывать свои наработки в МЭШ, — говорит учительница Мария Леонова. — Если ты этого не сделаешь, на тебя могут надавить: пригрозить, что лишат тебя стимулирующих выплат. Если ты не используешь материалы из МЭШ на своих уроках, тебя могут заставить написать объяснительную. Некоторые мои коллеги просто включают материалы из МЭШ на своем компьютере фоном, а сами проводят урок так, как хотят. Главное — чтобы система тебя зафиксировала. Сама я как-то летом смотрела готовые уроки по литературе в МЭШ, и в одном из них было написано, что Евгений Онегин жил в Николаевскую эпоху. Я тут же закрыла этот урок и поняла, что модераторы (специалисты из ОПЭОМ — общегородской платформы электронных образовательных материалов. — Esquire) — не следят за тем, чтобы контент был качественным».

Рейтинг школ.

C 2010 года в Москве существует рейтинг школ. Чтобы занять первое место, школа должна набрать самый высокий балл. Баллы присуждаются за высокие оценки учеников на экзаменах, победы в олимпиадах, участие в спортивных соревнованиях. Еще один критерий для начисления баллов — работа с детьми с ограниченными возможностями. Существует так называемый «коэффициент инклюзии». Результаты детей с инвалидностью умножаются на этот коэффициент.

Пример употребления:

«Я вышла на пенсию всего пару недель назад, — говорит учительница Мария Леонова. — В нашей школе не было дефектологов, и работать с учениками, имеющими особенности развития, было некому. Но на педсоветах об этом никогда не говорили. Говорили только о том, что нужно набирать баллы для рейтинга. Больше всего меня шокировала фраза: «Ученики с инвалидностью приносят нам дополнительные баллы». Я почувствовала себя цыганкой, которая крадет детей ради выгоды».

Олимпиада. Состязание по определенному предмету между школьниками.

Школа повышает рейтинг, если ее ученики успешно участвуют во Всероссийской или Московской олимпиаде школьников, в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений», и в некоторых других. При этом есть олимпиады, участие в которых не дает школе рейтинговых баллов.

Пример употребления:

«Я была классной руководительницей, и дети в моем классе обожали конкурс чтецов, — говорит Мария Леонова. — Но школьное руководство настаивало на том, чтобы я вместо конкурса чтецов готовила их к другим олимпиадам, которые им неинтересны. Это нужно было школе, чтобы получить баллы».


  • 3.Попробуйте выполнить задания. Правильных решений для них не существует. Мы приводим ответы, которые дали опрошенные нами учителя.

Дано: В вашем классе есть ребенок, с которым не хотят учиться другие дети.

Найти: Как включить ребенка в образовательный процесс и сделать так, чтобы одноклассники его не обижали?

  • Решение:

Мария Леонова, учительница, Москва

В моем классе был мальчик Андрей (имя изменено). У него была не совсем стабильная психика, он не мог усидеть на месте, бывал агрессивным. Сначала его невзлюбили родители одноклассников — амбициозные, активные люди, которые хотели оградить детей от «странного» мальчика. Сами ученики дома наслушались родительских разговоров и тоже стали обходить Андрея стороной.

Я часто провожу викторины и конкурсы на уроках и обычно сама делю детей на команды, чтобы никому не было обидно, а силы получались равными. Но однажды я решила попробовать дать им разделиться самим. В итоге Андрея все отказывались брать в команду. Он расплакался и сказал, что вообще не будет ни в чем участвовать. Мне стало обидно за него: несмотря на свои проблемы, он очень умный и начитанный мальчик, который знает много удивительных фактов о разных изобретениях и исторических событиях. Я убедила одного из капитанов команд все-таки взять Андрея к себе и сказала: «Вот увидишь, он поможет вам выиграть». Команда и правда получилась сильная, мне почти не пришлось ей подыгрывать.

Но отношения между ребятами не наладились. На следующий год Андрей случайно нанес серьезную травму своему однокласснику. Сразу несколько родителей пришли ко мне в кабинет со словами: «Уберите его из класса». Я просто отказалась с ними общаться. При этом маму самого Андрея я почти никогда не видела. Она пришла ко мне только однажды. Я начала что-то говорить, и она тут же расплакалась. Оказалось, что это очень стеснительная женщина. Она боялась ходить на родительские собрания, потому что все тут же начинали жаловаться ей на сына, повышать голос. Поэтому с учителями общалась в основном бабушка.

Я решила: нужно как-то помочь Андрею. В пятом классе мы ставили с детьми спектакль, и я предложила его на главную роль. Другие дети были против: они считали, что он сорвет выступление. Но я пообещала им, что ничего не случится. Хотя, конечно, и сама волновалась.

Спектакль прошел на ура. Выяснилось, что у Андрея отличная память — он быстрее всех выучил свою роль. А когда Андрей вышел на сцену, мы увидели, что он очень артистичный, совсем не стесняется и говорит звучным, красивым голосом. После этого его стали звать в любую самодеятельность, а во время викторин ребята просили, чтобы Андрея определили к ним в команду. Конечно, он не стал лидером в классе, но у него появился близкий приятель, а остальные дети его зауважали. Да и мама стала появляться на собраниях.

Дано: Один из учеников в вашем классе надел противогаз и стал отвлекать класс от уроков.

Найти: Как провести урок до конца и не дать хулигану перетянуть внимание на себя?

  • Решение:

Петр Алдаков, бывший учитель, Москва

Однажды я вел урок математики и упустил из виду, что делает парень на задней парте. А он тем временем встал, открыл шкаф у дальней стены кабинета и вытащил оттуда противогаз. Надев его, ученик стал в таком виде ходить по классу, а все остальные — смеяться. В такой ситуации учитель испытывает настоящий стресс: он упускает контроль над учениками, и они просто делают, что хотят. Меня никто не учил, что делать в таких ситуациях. Да и вряд ли кого-то вообще этому учат. Я попробовал вернуть себе внимание класса, Спокойно сказал: «Смотрите, какая у нас возникла интересная ситуация». И предложил им проголосовать: кто за то, чтобы парень остался в противогазе, а кто за то, чтобы он его снял. Все увлеклись голосованием, а хулиган понял, что ему не удалось перетянуть внимание класса на себя.


Дано: Вас назначили школьным психологом в школе «со сложным социальным контекстом».

Найти: Как сделать так, чтобы ученики ходили в школу и при этом никто из них не пострадал?

  • Решение:

Дмитрий Быстров, учитель, участник программы «Учитель для России». Тамбовская область

Несколько лет назад я устроился работать в сельскую школу учителем по технологии и ОБЖ. В сельских школах сейчас жуткий дефицит кадров. Школьный психолог была в декрете, и меня попросили поработать еще и за нее, хотя психологического образования у меня нет. В основном мне нужно было проводить тесты по профориентации и вразумлять старшеклассников, которые курили за школой. Но было и несколько трудных случаев. Однажды учителя пожаловались мне на девятиклассника, который не посещал школу. Я знал, что отца у парня нет, а мама не пыталась на него повлиять. Я решил отправиться к подростку домой и поговорить с ним сам. Когда я приехал, я был в ужасе: на дворе ноябрь, дома холодно. Печка наполовину разобрана. На кровате лежит гора тряпок, какой-то ветоши. И под этими тряпками я нашел ученика — он крепко спал. Очень сложно объяснить человеку, который живет в таких условиях, зачем ему учиться. Я стал каждое утро заезжать за ним на машине, старался помогать ему с уроками. Постепенно он вернулся в школу.

Еще была девочка, которая пыталась покончить с собой. У нее не было друзей, а дома ей уделяли мало внимания. Когда она перестала появляться в школе, я пришел к ней поговорить. Это была очень мирная беседа. Я спросил у нее, чем она занимается дома. Она ответила, что общается с друзьями в интернете. Позже ее мама рассказала мне, что девочка не спит по ночам. Как раз тогда был скандал вокруг «синих китов», так что я напрягся. Посмотрел паблики, на которые подписана девушка, и нашел несколько таких, которые показались мне очень странными. Конечно, я не утверждал, что она в какой-то секте или «суицидальной игре». Просто попросил маму попробовать почаще общаться с девочкой, узнать, чем она занимается. На какое-то время все как будто наладилось, ученица стала ходить на уроки. Но потом мама отправилась в командировку, и девочка снова пропала. Я регулярно заглядывал к ней, узнавал, как дела. Она с удовольствием общалась со мной про книги, про свое будущее. Вместе с учителями я приходил к ней домой, чтобы подтягивать ее по учебе. Позже, когда я уже перестал заменять школьного психолога, она совершила несколько попыток самоубийства, ее клали в больницу. Оказалось, что у нее были серьезные эмоциональные проблемы, и ей нужен был врач. Не будучи профессиональным психологом, я старался помочь ей, но самое больше, что я мог сделать, — помочь ей с учебой. К счастью, сейчас она уже закончила школу и учится на ветеринара. Школьный психолог вышла из декрета, и теперь я работаю только по своей профессии.

Дано: Ваши ученики смеются над вами, потому что вы не так богаты, как их родители.

Найти: Как наладить отношения со школьниками и сберечь собственные нервы?

  • Решение:

Максим Петров (имя изменено), учитель, Москва

Недавно я начал преподавать в частной экспериментальной школе, где родители платят за образование своих детей по сто тысяч рублей в месяц. Конечно, все дети приезжают с шоферами. Некоторые живут в собственных квартирах с гувернантками. Таких учеников сложно чем-то удивить. А еще очень трудно сделать так, чтобы они признавали твой авторитет. Если делаешь кому-то замечание, они могут отнестись к этому очень болезненно или вовсе сказать: «Вы не модный» или «У вас старый телефон, поменяйте его». Часто кажется, что нас, учителей, воспринимают как обслуживающий персонал.

У учителя в любой школе довольно мало способов повлиять на учеников. Ни кричать, ни выгонять из класса нельзя, да и профессионал никогда не будет такого делать. Все, что можно — это поговорить с учеником, привлечь школьную администрацию или позвонить родителям. Но часто в новой школе связаться с родителями не получается. Это состоятельные люди, которые очень серьезно относятся к безопасности своих данных. Поэтому у меня нет их номеров телефонов, и администрация не всегда готова их предоставить.

Однажды один из учеников отказался выполнять задание на уроке. Он начал хамить мне. Спросил: «Что вы вообще здесь делаете?». Я вежливо предложил после урока сходить к завучу и втроем обсудить этот вопрос. Молодой человек тут же согласился и заявил, что после этой беседы меня уволят. Я совершенно растерялся. Теоретически я допускал, что такое может случиться. В такой необычной школе вовсе не факт, что администрация встанет на сторону учителя. До завуча мы в итоге так и не дошли, но хамить мне ученик перестал. Пока что я нашел для себя только один способ справляться с такими ситуациями. Я очень часто, почти на каждом уроке повторяю ученикам: «Я вовсе не обслуживающий персонал. А еще вы мне не безразличны, все все очень хорошие. Я буду и дальше пытаться найти с вами общий язык». Иногда мне кажется, что наши отношения действительно становятся лучше.

Российская школа - понятие очень растяжимое. На мой взгляд нельзя ставить в один ряд работу в московской школе и работу в сельской школе. Различия огромные, начиная от технического обеспечения (эл.доски, эл.журналы, интернет и т.д.) заканчивая статусом учителя. Если в Москве статус учителя не самый высокий, то в селах все может быть в точности до наоборот. Зачастую школьный учитель может оказаться самым образованным и уважаемым жителем деревни.

Я работаю учителем физики для детей 7-11 классов. Начал свою карьеру в 18 лет - тогда я уже учился на третьем курсе физического факультета МГУ и на первом курсе факультета педагогического образовантя.

С одной стороны такой возраст сильно влияет на восприятие тебя школьниками как учителя, с другой ты достаточно хорошо понимаешь о чем они думают. И это очень помогает в работе.

Поскольку я начинал работать по совместительству, то отработал всего полгода, до тех пор, пока не нашли учителя на полную ставку. Однако спрос на хороших учителей физиков настолько большой, что меня почти сразу пригласили в другую школу, на полную ставку. Правда, и там судьба заставила вскоре уйти - объединение школ, новый директор и просьба написать заявление по собственнтй инициативе. Потребовалось немного времени, чтобы самостоятельно найти работу. Пришлось сходить в несколько школ, узнать о вакансиях и пройти конкурс в два человека на место. Сейчас я работаю в школе недалеко от дома.

Помимо работы учителя в школе все эти четыре года - а сейчас мне почти 22 - я работал частным учителем. В основном помогал детям понять и догнать школьную программу.

Но есть у меня одна ученица, с которой мы готовимся на олимпиады по математике и физике начиная с пятого класса. Она очень целеустремленная и родители ее в этом поддерживают.

В моей практике встречалось очень много детей, как просто забивших на учебу, так и неспособных справиться с нагрузкой в силу особенностей со здоровьем. Встречались и просто не собранные, но способные ребята, которым нужен толчок в начале урока.

Как такового карьерного роста в учительской среде нет. Ты как был учитель, так спустя 20 лет им и останешься (если не рассматривать административную ветку). Ты сталкиваешься с проблемами и недостатками учебных программ и пособий, пытаешься их устранить. Чаще всего самостоятельно. Так родилась идея создания обучающих роликов по физике в стиле инфографика - проект, который мы реализуем совместно с другом, так же молодым школьным учителем. Недавно для этого проекта мы смогли привлечь часть необходимых средств во время кампании "Сделай уроки ярче с командой Школа+!" на Boomstarter.

Учителя самые счастливые люди, ведь работа в школе - это призвание, здесь не бывает случайных людей. Чтобы стать учителем нужен не диплом, а признание со стороны подрастающего поколения, которое в любой момент может устроить незапланированный экзамен на профессиональную пригодность для своих наставников. Поэтому учитель должен обладать не только знаниями, но и добротой, справедливостью, милосердием. Видеть в каждом ученике неповторимую, оригинальную личность, достойную уважения и признания- важнейшее качество школьного учителя, важнейший критерий его профессионализма. Авторитет педагога не может строиться на авторитарности в обучении. Учитель в современной школе не боится признаться, что ошибся и считает, что урок - это место для дискуссий. Сегодня для подрастающего поколения не существует информационных границ, любые знания становятся доступными в результате непринужденных движений кончиков пальцев над компьютерной клавиатурой. Таким образом, в XXI веке педагог выполняет роль не источника знаний, а дирижера информационных технологий.

У каждого поколения есть хотя бы один шанс изменить мир к лучшему, учитель преобразует жизнь народов каждым словом, обращенным к уму и сердцу ребенка.

Парадокс в том, что если человек пришел в школу по призванию, то ему практически все-равно какая зарплата и условия. Будет низкая оплата - будет работать на 2 ставки, нет нормальных пособий - сделает сам или с коллегами, не хватает тех.обеспечения - сообразит пособия на коленке, да еще и сделает это вместе с детьми в качестве исследовательского проекта. Это как наркотик - видеть горящие глаза своих учеников и проживать с ними все взлеты и падения.

СМИ ратуют, что средняя зарплата учителя растет и по Москве достигает чуть ли не 50000, но никто не говорит о том, что для этого все учителя работают на 2 ставки. Когда мне выдали отчетный квиточек, я долго смеялась над ставкой за классное руководство 900р. А ведь классный руководитель - это не тот, кто отмечает отсутствующих и проводит родительские собрания, от него во многом зависит и мотивация класса и отношения ребят с учителями и выбор ими дальнейшего жизненного пути. А чтобы это все проработать, нужно знать каждого из 30 человек, его привычки, пристрастия, отношения в семье, друзей и еще много-много чего.

Последнее время сильно выросло количество бумажной волокиты и контроля со стороны всех кому не лень. Лично для меня - это ужасно, поскольку отнимает время от непосредственной работы с учениками и подготовки уроков. Много говорят про установку камер в классах, но это тоже бред, ведь урок - это творчество как со стороны учителя, так и стороны учеников, а как творить, зная, что за тобой постоянно наблюдают? Все это сильно отражает изменение отношения к профессии в целом и во-многом больше вредит, чем помогает. Учитель становится обслуживающим персоналом, а не тем, на кого нужно ровняться. А как можно учиться у человека, которого не уважаешь и не доверяешь!

Но все это становится совершенно неважным, когда на день учителя к тебе с цветами приходят твои бывшие ученики, ставшие уже студентами, и говорят искреннее "Спасибо". И ты понимаешь, что они несут этот букет не потому что мама купила или "надо", а потому что ты вложил в них душу и чем-то помог в их жизненном пути.

Почетный учитель РФ,учитель высшей категории, лучший учитель СПБ(2007), учитель начальных классов (стаж 38 лет), преподаватель Педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова, заместитель директора по детскому направлению спортивного клуба "Энергия"

Современная школа.

Урок первый. Класс 35 человек. Я начинаю урок.

  • Здравствуйте дети. Открываем учебники, читаем параграф № 5.

Вы думаете я плохой учитель? Нет, я хороший учитель. Я заслуженный и опытный учитель. И я знаю, что так урок начинать нельзя. Но дело в том, что до 9 ч.10 мин. я должна зайти на сайт комбината питания и отметить, сколько детей присутствует в классе, сколько будет завтракать и обедать, и у всех ли детей есть деньги на карте питания, а если нет, то срочно позвонить родителям и потребовать пополнить карту или ребенок останется голодным.

15 минут урока потеряно. Я закрываю таблицу питания, открываю электронный журнал - нужно срочно отметить отсутствующих (требование администрации - делать это на первом уроке не позже 9.30) И, в идеале, выяснить у родителей причину отсутствия.

Половины урока нет.

Раньше я говорила: « Дети, сегодня мы будем изучать сложное предложение», ну или «Сегодня мы будем читать рассказы Драгунского» …Но нет! Теперь так нельзя. У нас же ФГОС! Дети сами должны вывести тему урока и предложить способы изучения. Можете себе представить, что предлагают дети начальной школы?! На эти танцы уходит оставшаяся часть урока. А мы еще не добрались даже до формулировки темы!

На курсах по ФГОС для административных работников школ профессор, доктор наук, один из создателей «Стандарта» , говорил нам: « Запомните! Есть разница между учителем,который работает ХОРОШО и учителем, который работает ПРАВИЛЬНО»

Хорошо - это старыми методами из урока в урок УЧИТЬ детей, давать им знания, умения и отрабатывать их на уроках.

Правильно - это, если пришла проверка, то ты все бросаешь и изображаешь обучение по ФГОС: отгадываешь тему, пересаживаешь детей во время урока 20 раз (работа в парах и группах), достаешь из рукава технологическую карту (вещь загадочная и необходимость ее понятна только ее создателям) , включаешь презентацию и срочно делаешь « проект».

Все знают, что, работая «Правильно», детей научить нельзя. Но закон принят, и его надо выполнять! Поэтому учи по-старому, но будь готов!

Во время урока нужно успеть заполнить бумажный, электронный журнал и дневник ученика. И еще штук десять разных журналов: журнал по технике безопасности, журнал инструктажей, журнал классных часов, журнал по ПДД, журнал внеурочной деятельности, журнал и протоколы родительских собраний и т.д…

На деле эти журналы заполняются по принципу двоечника: перед проверкой находится самый ответственный член коллектива, у которого берут списать.

Когда я начинала работать, из документации был один журнал и календарно-тематический план, который занимал один печатный лист. Теперь - ПРОГРАММА! Это тома! Это «Война и мир» в 10 томах! Кому это надо?! Зачем?! От этого улучшится процесс обучения?!

Живя в Санкт-Петербурге, дети перестали ездить на экскурсии. Каждый выход из школы- это месяц сборов выездных документов. Выход в районную библиотеку напротив школы – собери бумажки, получи разрешение на выход.

Школа превратилась в абсурд. Учитель по умолчанию виноват. Перед всеми: администрация, проверки всех уровней и рангов, родители, дети. Травля учителя в СМИ сделала свое дело. Родители, едва записавшись в первый класс, уже готовы к тому, что они всем недовольны и надо «писать»! А система хоть какой-то защиты учителя отсутствует в принципе – люди для битья!

Перед всеми виноват и всем ДОЛЖЕН- вот основное ощущение учителя в современной школе.

Работаю в интернате лицее.это как обычная школа,но только многие дети остаются на ночь и они живут в этом месте в буквальном смысле.Так вот.я начал работать в 20 лет на третьем курсе,просто ради интереса и немного ради денег.зарплата была небольшая,школа была плохая,дети были не дай Бог.проработав почти 3 года ушёл в армию,вернувшись забрал диплом,и подумал -"Вот теперь то заживу!",но так и не зажил.. Разница между высшим образованием и его отсутствием ничтожна мала и это,господа обидно,могу сказать с уверенностью 5 лет почти под хвост.Сказали так,хочешь нормально получать находясь в школе с утра и до вечера,выступал с детьми бери себе 100 уроков,гуляй с ними корми,пей,пой пляши,может начнешь нормально жить..у нас только так.Да и везде.а ещё у нас в зале одновременно бывает 60 детей.Так и живём. Зато призвание.. Зато учитель..бабушка гордится.

Я живу в Кемеровской области,город Новокузнецк.У нас в 2015-2016 уч.году за классное руководство платят всего 500 рублей! Когда говорят про большие зарплаты учителям...В моей школе получают ниже 20.000 рублей.кроме администрации и некоторых преподавателей.

Довелось мне учиться в провинциальном педагогическом вузе на непедагогической специальности. За то время я обзавёлся достаточным количеством друзей, которые собирались своё дальнейшее будущее связать со школой. Но увы, всего несколько человек из большой толпы остались преподавать. И при чем эти люди делятся всего на два типа: 1)Жители посёлков, которые в своей местности, благодаря приусадебному хозяйству, могут прожить на зарплату учителя. 2)Учительницы начальных классов, которые сами до сих пор пишут с ошибками. Без надбавки за молодых специалистов зарплата моих более амбициозных друзей была 16 т.р (за одну ставку), у тех кто уехал в СПб - 19 т.р.. Это при том что работа учителя невероятно трудна. Естественно, они понимали что через пару лет условно-нормальная зарплата закончится и начнется ад, поэтому быстро перешли в репетиторы, коучи, преподавателей на курсах. Одним призванием сыт не будешь.

3639 школ и детских садов должны закрыться в российских селах до 2018 года в рамках оптимизации, - следует из Постановления правительства. В ходе опроса, проведенного недавно Высшей школой экономики и Левада-Центром, выяснилось, что доля учителей, довольных условиями своей работы, за год сократилась почти вдвое: с 42 до 22%. И предпосылок для улучшения ситуации нет: в проекте федерального бюджета на 2018 год финансирование социальной политики, образования и здравоохранения предлагается... сократить еще на 54 млрд руб., - пишет обозреватель журнала "Собеседник" Сергей Ежов.

Особого внимания заслуживает и большое расхождение показателей размеров зарплат в официальных отчетах и в реальности. Так, согласно данным Росстата, средняя зарплата учителя в Бурятии - больше 37 тысяч. В Рязанской области - почти 30 тысяч, но у местных педагогов эта цифра вызывает лишь недоумение. Так, в школе города Спасска доходы учителей - в зависимости от профкатегории - варьируются от 9 до 12 тысяч. А педагог группы продленного дня, к примеру, в месяц зарабатывает менее 8 тысяч, что ниже формальной величины прожиточного минимума.

Что реальные зарплаты учителей в России ниже фиксируемых Росстатом, признает даже провластный ОНФ. Поручение президента о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется лишь благодаря бюрократическим приемам, а не реальной работе по улучшению благосостояния педагогов, считает депутат Госдумы Любовь Духанина. "Данные статистики в части оплаты труда педагогов сильно завышены, а там, где зарплата более-менее дотягивает до официальной, это достигается за счет колоссальной нагрузки", - отмечает парламентарий.

Лауреат республиканского конкурса «Учитель года Карелии» Виталий Меньшиков признается, что для получения приличной зарплаты ему приходится брать учебную нагрузку в 40 часов вместо 18 положенных и параллельно с преподаванием информатики администрировать школьный сайт и совмещать должность инженера. "Ужасно устаю, мало сплю, очень много работаю… Как это отразится на моем здоровье?" - говорит он. С точки зрения физической утомляемости оптимальным для педагогов является проведение не более 4 уроков в день. Но если следовать этой норме, то получишь копейки. У Меньшикова стаж - больше 15 лет. Молодой же учитель после вычета налогов сможет получить в той же школе всего 8 тыс. руб. При этом официальная средняя зарплата по Карелии - более 37 тысяч.

Проблемой является и дифференциация между зарплатами директоров и рядовых педагогов. К примеру, согласно декларациям руководителей учебных заведений Москвы, они получают в среднем около 200 тыс. руб. в месяц. В регионах - по 100 тысяч. В Пятигорске директор школы №3 Оксана Переварова за прошлый год заработала более 7 млн рублей (порядка 609 тыс. в мес.), а средняя зарплата у учителей здесь 22 тысячи...

Первое сентября. Первый раз в первый класс! Родители приводят своих детишек в школу. Все красивые, нарядные. Девочки с большими бантами, мальчики в костюмах. Их встречает какая-то красивая тетя с табличкой - их первая учительница, а в руке у нее номер класса, который она будет вести. Далее они вместе отстоят линейку, войдут в класс, рассядутся за парты, получат свои первые учебники. Они теперь ученики - первоклассники... Такие маленькие, несмышленые, которым хочется только играть и веселиться, как в . Но они уже большие и их надо учить азам: читать, писать, считать. Учить правилам этикета в школе, в столовой, на уроках.

Я поражаюсь, какое великое терпение у учителей начальных классов. Это же насколько надо любить детей, чтобы каждый день в течение 4-5 часов с ними возиться, вкладывать им знания, умения и навыки, которые им нужны будут всю предстоящую жизнь. Не зря говорят, что учитель - это не профессия, это - призвание. А еще это можно назвать болезнью, потому что от этого "вылечиться" нельзя. Если стал учителем, то уже не вырвешься из школы. Ты будешь там жить...

Эту профессию можно получить в любом из педагогических ВУЗов (г. Москва). Например, в МГПИ им. Ленина (Московский Государственный Педагогический Университет), или МГГУ им. Шолохова (Московский Государственный Гуманитарный Университет), или в Московском Государственном областном Университете им. Крупской на факультете: "педагогика и методика начального обучения", квалификация по диплому: учитель начальных классов. Как и в других ВУЗах, курсе на третьем уже начинается практика. Ты уже пробуешь эту профессию на себе, примеряешь, так сказать.

Все бы хорошо, если бы не одно решающее "НО"! Все учителя начальной и старшей школы (старшей не особенно, но индивиды бывают) погружены с головой в свою работу и чужих детей, что зачастую не остается времени на семью. Это самый главный минус в работе учителя. Не всякий муж выдержит жену-педагога, постоянно занятую проверкой тетрадей. Это особенно актуально для начальных классов, т.к. нужно точно отслеживать, чтобы дети все усвоили. Но не только с тетрадками учителя возятся, им еще нужно планировать последующие уроки, обдумывать разные поездки с классом (т.к. многое хочется показать ученикам), устраивать детям , репетировать, украшать зал - все это учителя делают сами. Все вечера учителя просиживают за бумагами. А мужу тоже нужна и забота, и ласка, и тепло жены. А ребенку тоже с мамой хочется поиграть. Зачастую из-за того, что жена-учитель всегда в работе, и распадаются браки таких супругов. Многие дамы-педагоги - и находят утешение в еще большем погружении в работу.

Каждый раз, сталкиваясь с такими людьми, я удивляюсь им. Такой груз ответственности они несут за каждого ребенка, да еще приходится выслушивать нападки родителей, которые считают, что , а его неправильно оценивают или ставят двойки ни за что. У педагогов ангельское терпение, море знаний в разных областях науки (особенно у учителей начальной школы, потому маленькие непоседы любят задавать разные вопросы: «почему у кошки четыре ноги» или «что такое радуга?»). Я поражаюсь и восхищаюсь этими людьми. Они делают нашу жизнь, они делают и сделали нас с самого детства. Так давайте вспомним наших первых учителей и скажем им огромное спасибо, за базовые и самые важные и главные навыки, которые они нам дали.

И напоследок хотелось бы посоветовать тем, кто хочет быть учителем начальных классов, 3000 раз подумать, стоит или не стоит выбирать эту профессию. Взвесьте все «за» и «против». Это адский труд за мизерную плату.