Восхождение господне. Вознесение: на какое небо вознесся Христос? Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, посвященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода, и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению.

Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов было закрыто, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм.

Здесь хранились чудотворные иконы: - Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), - Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), -икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), - икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), - Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико.

С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел I статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города.

И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. Особо чтимые святыни храма: икона Божьей Матери Казанской, мощи святителя Гурия. Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке.

Арское кладбище

На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в Х1Х-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Праздник Вознесения Господнего отмечается на сороковой день после Пасхи, в четверг, и является важным религиозным праздником. В некоторых странах Вознесение объявляется выходным днем. Праздник превозносит вознесение Христа на небо и важность этого события для всех нас.

Вознесение Господне: история праздника

После своего воскресения Христос пребывал на земле ещё в течение сорока дней. Неоднократно он являлся апостолам, чтобы открыть им тайну Царства Небесного. Затем он собрал апостолов в Иерусалиме и сказал, чтобы они не расходились, и что через несколько дней они будут крещены Святым Духом. После этого Иисус вознесся на небеса.
Число сорок – не случайное, оно несет в себе особый смысл. Это время было окончанием великих подвигов во всей Священной истории. По закону Моисееву, в сороковой день родители должны были приносить младенцев в храм. А Иисус в сороковой день после своего Воскресения должен был подняться на небеса, как Спаситель всего человечества.

Вознесения: обычаи и традиции

В этот праздник важно помнить, что Христос вознесся на небо со следами страданий за наши грехи. По традиции, этот день считается полным расцветом весны, её окончанием и наступлением лета.
Наши предки вечером разжигали большой костер, символизирующий расцвет природы.
С праздником Вознесения Господнего связано много традиций и обычаев:
Наши предки на праздник пекли «особые» блины. Делали их «Христу на дорожку». Эти блинчики имели много названий: «Онучки», «Божья окутка», «Христовы лапотки».
Считается, что со дня Пасхи и до Вознесения Господнего врата рая и ада открыты. До самого праздника грешники в аду не мучаются, а могут веселиться и радоваться с праведниками. Поэтому Вознесение считается поминальным днем.

В старину существовал обычай печь пироги с зеленым луком и готовить особое кушанье – ржаные «лесенки». Делали их с семью ступеньками. Число семь соответствовало семи небесам Апокалипсиса.
Лесенки и пироги освещали в церкви, несли на колокольню и там бросали их на землю. Гадали о том, на какое из небес попадет человек после своей смерти:

  • если все семь ступенек оставались целыми, то гадающий должен будет попасть прямо на небеса;
  • если же «лесенка» разлетелась на мелкие кусочки, то это указывало, что этот человек – страшный грешник, и ни на одно из небес он не попадет.

Позже процесс гадания упростили – «лесенки» бросали прямо на пол возле печи, где их испекли.
Ещё существовало поверье, что если эти «лесенки» вынести на ниву и по одной поставить в каждом углу загона, то рожь будет очень хорошо расти, и может вырасти выше человеческого роста. Только делать это нужно было втайне от всех, читая при этом специальную молитву.
Также «лесенки» относили на кладбище, поминая тем самым усопших. Считалось, что такие «лесенки» помогут душам умерших быстрее попасть на небеса.

Существовал обычай на Вознесение Господне ходить в гости к родным и близким. Называлось это «ходить на перепутье». Гости приносили хозяевам «лесенки», сделанные из пшеничного теста с медом и с сахаром.
Со дня Пасхи и до Вознесения отказывать нищим и убогим в милостыне считалось большим грехом.
В старой Москве в этот день проводилось веселое весеннее гулянье. Народ выходил на площади, ходили к церкви.
В этот день молодежь водила хороводы. Парни и девушки, берясь за руки, становились лицом друг к другу, таким образом делая «живой мост». По этому «мосту» проходила девочка, на голове которой был надет венок. После чего она становилась в конец хоровода, а её сменяла другая. Таким образом, хоровод двигался от околицы к полю.