Пустынский свято успенский мужской монастырь мстиславль контакты. Пустынки. Успенский Пустынский монастырь. В синодальный период

Она родилась в знатной и богатой семье, которая владела землями в Малой Азии.

Девочка отличалось удивительной красотой, но, несмотря на это, готовила себя к безбрачию, поскольку была верующей христианкой. Она рано осиротела и, опасаясь насильного замужества, вышла замуж за благочестивого адвоката Василия, который позже стал иереем.

Их супружество было посвящено различным добродетелям. Они принимали странников, помогали нищим, тратили свое имущество на благотворительные дела. В благочестивой семье родилось 10 детей. Так Господь вознаградил супругов за их доброту к ближним.

Среди детей Емилии Кесарийской - столпы православия. Епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий, епископ Григорий Нисский, епископ Петр Севастийский, преподобная Макрина Младшая и блаженная Феосевия.

Еще один сын святой Емилии - Навкратий, в 22 года, оставив светскую жизнь и карьеру, удалился в пустыню, где подвизался 5 лет. А после сподобился блаженной кончины.

После смерти супруга Емилии, вести домашнее хозяйство ей помогала старшая дочь Макрина. Именно она убедила свою мать вести монашеский образ жизни. Они удалились в потаенное место на берегу реки Ирис и основали там монастырь. Подвижницы распустили всех своих рабынь. Но и они захотели вместе с женщинами отречься от мира и стать монахинями.

Так прожила святая Емилия вместе с сестрами во Христе до преклонных лет. Когда она находилась на смертном одре, в монастырь приехал ее младший сын Петр и вместе со святой Макриной стал ухаживать за матерью. На смертном одре святая Емилия, возложив одну руку на Макрину, другую на Петра, обратилась к Богу:

Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток - эта перворожденная дочь, десятина - этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!

И мирно отошла ко Господу. Святой Емилии было 73 года.

[Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον] (IV в.), св. Кесарийская (Каппадокийская) (пам. 1 янв.). Е. род. в Кесарии между 305 и 315 гг. в богатой семье, которой принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций М. Азии. В юности Е. отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Рано осиротев (отец Е. принял мученическую смерть при имп. Лицинии (308-324)), она во избежание возможного оскорбления или похищения вышла замуж за адвоката Василия (Василия Старшего, впосл. иерей), к-рый был известен как образованный и благочестивый человек. Свт. Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания; часть своего имущества они посвятили Богу (Greg. Nazianz. Оr. 43. 9. 3). Вместе с тем Е. «одна в человеческом роде была и благочадна и многочадна» (Idem. Epigr. Emmel.). У нее было 9 (Greg. Nyss. De vita Macr. 5) или 10 (Maraval. 1971. P. 159. Not. 3) детей. Ее почитают как мать, взрастившую 3 святителей - Василия Великого , еп. Кесарии Каппадокийской, Григория , еп. Нисского, Петра , еп. Севастийского,- прп. Макрину Младшую и блж. Феосевию (Феозву). Святители Василий и Григорий прославились как великие богословы и отцы Церкви, свт. Петр, не имевший такого основательного светского образования, как его братья, при помощи сестры Макрины получил хорошее религ. воспитание и преуспел в добродетели не меньше братьев Василия и Григория. Прп. Макрина явила образец жен. монашества, блж. Феосевия стала диакониссой и помощницей свт. Григория. Сын Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении; др. сын, Никифор, умер в раннем возрасте (Ibidem). Имена остальных детей Е. неизвестны. Предполагают, что нек-рые из них впосл. приняли монашество (Maraval. 1980). По словам свт. Василия Великого, он приобрел верное понятие о Боге от блаженной матери своей и бабки Макрины (Макрины Старшей), к-рые воспитывали детей в духе христ. благочестия и добродетели (Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3). Особое влияние на семью оказало аскетическое учение Евстафия Севастийского. После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Е. вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в имение Анниса на берегу р. Ирис, в окрестностях г. Ивора (совр. Сев. Турция), и основали там обитель, куда последовали мн. отпущенные ими рабы. Дожив до преклонных лет, Е. умерла окруженная заботой дочери Макрины и сына Петра (Greg. Nyss. De vita Macr. 13; ср.: Basil. Magn. Ep. 30. 7). Е. была похоронена в ц. Сорока мучеников Севастийских в саркофаге своего мужа. Свт. Григорий Нисский описывает новый саван, к-рым были покрыты тела Е. и Василия Старшего при захоронении Макрины в тот же саркофаг (Greg. Nyss. De vita Macr. 35).

Относительно даты смерти Е. среди ученых нет единого мнения: болландисты считают, что Е. скончалась примерно на 74-м году жизни в 372 г.; франц. исследователи относят время кончины святой к 373 г.; архиеп. Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая 375 г.

В 1998 г. Элладская Православная Церковь постановила праздновать во 2-е воскресенье янв. память семьи свт. Василия Великого: его родителей Василия и Е., братьев и сестер.

Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 242-246; SynCP. Col. 363-366; Greg. Nyss. De vita Macr.; idem. Traité de la virginité / Introd., texte crit., trad., ind.: M. Aubineau. P., 1966. P. 564. (SC; 119); Maraval P., éd. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178); idem. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse // RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166.

П. Б. Михайлов, Э. Ф. Гамаюнова

Успенский монастырь (Пустынки) - действующий православный монастырь на месте бывшей деревни Пустынки Мстиславского района, расположенный в 500 м от границы с Россией.

Согласно легенде, в 1380 году, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. На этом месте князь поставил часовню и велел основать монастырь. До 1601 года монастырь принадлежал православной церкви, затем находился под управлением униатской церкви, с 1839 - русской православной церкви. За это время он неоднократно разрушался, сжигался и снова восстанавливался. После революции монастырь закрыли. Храмы разрушили, в остальных постройках разместили школу и детский дом.

После войны оставили и эти здания. Около 10 ныне существующих зданий сохранились частично. После войны в монастырь пришли православные монахи, убрали мусор, заасфальтировали дорожки... На месте знаменитой криницы восстановили церковь, оборудовали купальню. Криница и сегодня исцеляет людей - сюда постоянно идут паломники, привлекает верующих и чудесным образом проявившийся на стене Покровской церкви лик Христа.