Как появляются зубы. Развитие зуба Формирование зубов у детей

Большинство людей, слыша о развитии зубов, представляют малыша до года с парой прорезавшихся зубов. Но формирование зубов начинается далеко не во время прорезывания. Развитие зубов начинается внутриутробно, и называется этот процесс одонтогенезом.

Зубы начинают развиваться у совсем маленького плода в утробе матери. Решающее значение в формировании зубов играет рацион беременной женщины и максимальное воздержание от употребления медикаментов. Будущая мать должна получать достаточно кальция, фосфора, витамина С и витамина D, утверждают детские стоматологи http://healthydent.ua/detskaya-stomatologiya.html .

Во время беременности категорически запрещено принимать многие лекарства (например, группы тетрациклинов), так как они могут вызвать изменение цвета формирующихся зубов эмбриона.

Строение (анатомия) зуба человека

Прежде чем обсуждать, как развиваются зубы, очень важно знать немного о строении зуба и четырех основных тканях, которые его образуют. Эти четыре ткани - эмаль, зубной цемент, дентин и пульпа.

Эмаль

Наружный, видимый слой зуба и самый твердый материал в организме за счет максимальной концентрации минерализованных веществ.

Цемент

Тонкий слой костного вещества, которое покрывает и поддерживает корень зуба.

Дентин

Внутренний слой и основная часть зуба, и большая часть зубной ткани. Дентин является соединительной тканью, расположенной между эмалью или цементом и пульпой

Пульпа

Мягкая соединительная ткань в центре зуба, наполненная кровеносными сосудами и нервами. Способна производить дентин.

Невидимая часть зуба, фиксирующая его в кости челюсти, называется корнем.

Существуют четыре основных этапа развития зубов:

  1. Первая стадия начинается у плода примерно в возрасте шести недель. Формируются почки зубов.
  2. Далее образуется твердая ткань зубов, где-то с трех-четырех месяцев беременности.
  3. Стадия после рождения ребенка, когда зуб фактически выступает через десну.
  4. И, наконец, потеря временных, молочных, зубов, и замещение их постоянными.

Формирование и развитие зубов

Одонтогенез - это процесс, при котором зубы образуются из эмбриональных клеток, растут и в определенный момент вырастают из десен. Здоровые зубы требуют надлежащего развития дентина, эмали, периодонта и цемента в соответствующих эмбриональных стадиях развития.

Временные, которые также называют «молочными», зубы начинают формироваться в челюстную кость от шести до восьми недель после зачатия. Постоянные зубы начинают развиваться с 20-й недели.

Зубы должны начать развиваться на указанных сроках беременности. В противном случае, они не сформируются вовсе.

Зубы формируются посредством минерализации матричного белка. Хотя этот процесс начинается в утробе матери, он не завершается до конца подросткового возраста, когда окончательно завершается рост корневой структуры.

Интересно отметить, что большинство детей рождаются без видимых зубов, но примерно один из 2000 младенцев рождается с выросшим зубом.

Внутриутробное формирование зубов

К концу третьей недели после зачатия уже сформирована основа рта. В течение следующих нескольких недель развиваются язык, челюсти и нёбо. В течение шестой недели беременности создаются зубные почки из эмбриональных клеток, которые в конечном итоге примут форму зубов. К восьми неделям беременности отчетливо видны почки всех молочных зубов ребенка, а на двадцатой неделе начинают развиваться зубные почки постоянных.

Развитие зубов после рождения

Развитие и прорезывание зубов в челюсти продолжается после рождения. Как правило, первые молочные зубы начинают появляться во рту около шести месяцев после рождения. Основные центральные, боковые резцы, моляры, клыки и вторые моляры появляются в таком порядке в промежутке от 6 до 24 месяцев. Зубы растут попеременно - сначала нижняя, потом верхняя, и так для всех типов зубов.

В возрасте двух с половиной лет у ребенка обычно присутствует полный комплект 20 выросших молочных зубов - 10 в верхней и 10 в нижней челюсти. По мере того как ребенок растет, растут и челюсти, увеличиваются расстояния между всеми молочными зубами. Это необходимо для того, чтобы хватило места для роста больших постоянных зубов.

Схема молочных зубов у ребенка

Резцы - передние зубы, расположенные в верхней и нижней челюстях. Каждый резец имеет тонкую режущую кромку. Верхние и нижние резцы соприкасаются, как ножницы, чтобы разрезать пищу.

Клыки - остроконечные зубы, располагающиеся по обе стороны от резцов в верхней и нижней челюстях. Они используются, чтобы вырывать куски пищи.

Моляры - зубы с широкими плоскими поверхностями, для перемалывания еды.

Когда режутся зубы у детей?

Конечно, каждый ребенок индивидуален, но временные зубы начинают прорезаться в возрасте от шести до 12 месяцев. Большая часть молочных зубов вырастает к 33 месяцам. У девочек это происходит раньше, чем у мальчиков.

Схема прорезывания молочных зубов:

  1. Первым прорезается средний передний зуб на нижней челюсти, центральный резец. Сразу за ним - второй центральный резец на нижней челюсти. Эти два передних зуба (центральные резцы) в нижней челюсти вырастают к 10 месяцам.
  2. Следующими прорезаются верхние резца. Два передних зуба (центральные резцы) в верхней челюсти прорезаются в возрасте от восьми до 13 месяцев.
  3. После центральных прорезаются боковые резцы по той же схеме: сначала два нижних, потом два верхних.
  4. К 16-23 месяцам прорезаются клыки (острые зубы), рядом с боковыми резцами.
  5. Как правило, по достижении ребенка двухлетнего возраста, у него появляются четыре вторых моляра (последние в ряду молочных зубов).
  6. Второй комплект верхних и нижних моляров становится виден к 25-33 месяцев.

За эталон часто берут такие сроки прорезывания:

Как правило, в среднем трехлетний ребенок имеет полный набор из 20 молочных зубов.

Зубы на верхней челюсти обычно режутся в период от одного до двух месяцев после того, как вырос симметричный зуб на нижней челюсти. После того, как вырос первый резец, у ребенка прорезается по одному зубу каждый месяц.

Последовательность и длительность прорезывания отличается у каждого отдельного ребенка, поэтому не нужно беспокоиться раньше времени. Детский стоматолог healthydent.ua может понадобиться в том случае, если к году у ребенка нет ни одного зубика.

Требования к беременной для развития здоровых зубов у плода

Образ жизни матери играет значительную роль в развитии зубов своего ребенка. Здоровый рацион и регулярное питание почти на 100% гарантирует правильное формирование зубов у малыша. Если женщина страдает от серьезных недостатков питательных веществ во время беременности, увеличивается вероятность развития зубных пороков плода, а также во взрослом возрасте зубы будут больше подвержены кариесу.

Развитие здоровых зубов невозможно без полноценного питания, богатого полезными минералами фтора, кальция и фосфора, а также витаминами А, С и D.

Как правило, первые зубки у детей прорезаются в возрасте 4,5-7,5 месяцев. Конечно, бывают и редкие исключения, когда молочные зубы у детей впервые показываются около года или, наоборот, в 3 месяца. Такая особенность обусловлена генетической предрасположенностью.

Развитие зубов у детей, точнее их прорезывание проходит в определенном порядке – сначала нижние центральные резцы, затем верхние центральные резцы, далее идут премоляры, клыки, моляры. Большинство малышей в период прорезывания зубов ведут себя беспокойно, отказываются от еды или, наоборот, сутками «висят» на груди мамы, плохо спят и капризничают по любому поводу.

На фоне развития зубов у детей могут наблюдаться такие симптомы, как:

Такие детки все время тянут в рот разные предметы, пытаясь «грызть» их деснами, чтобы облегчить свое состояние. Дайте малышу специальные детские игрушки, изготовленные из экологического материала. Такие игрушки еще называют «грызак» и они наполнены жидкостью внутри. Грызак можно положить на время в холодильник и дать крохе прохладную игрушку, которая отлично снимает боль в деснах. Разумеется, любая мама должна следить за идеальной чистотой игрушек, которые малыш пробует на вкус, так как в период прорезывания зубов иммунная система крохи ослабевает и легко может присоединиться какая-нибудь инфекция.

Перед дневным и ночным сном родители могут использовать специальные детские гели, которые предназначены снимать боль и припухлость десен в период прорезывания первых зубов. Такие гели, как правило, изготовлены на основе лекарственных трав и натуральных компонентов, поэтому нет ничего опасного в том, если часть лекарства попадет со слюной внутрь.

Когда ожидать первых зубов: стандартная схема развития

Развитие молочных зубов у малыша начинается еще в период его внутриутробного существования. Зачатки зубов спрятаны глубоко в деснах и после рождения крохи к определенному возрасту, они прорезываются.

Педиатры отмечают, что чаще всего первый зуб прорезается у крохи в возрасте от 4 до 6 месяцев, однако все сугубо индивидуально и зависит от наследственности. Если вашему малышу уже исполнилось полгода, а на зубы нет даже намека, но при этом кроха отлично развивается и не страдает рахитом, не стоит волноваться!

Чаще всего молочные зубы появляются в следующем порядке:


В большинстве случаев к 2,8-3 годам у малыша имеется 20 молочных зубов, у некоторых деток они прорезываются гораздо раньше. К школьному возрасту молочные зубы начинают постепенно выпадать, чаще в том же порядке, а на их месте прорезываются постоянные коренные зубы.

Симптомы прорезывания первых зубов

Уже с ребенка большинство родителей замечают усиление слюнотечения у крохи, незначительное припухание десен, желание все попробовать на вкус. Многие родители и педиатры тоже связывают эти явления со скорым прорезыванием зубов, однако не всегда подобные мысли оправданы. Когда зубы действительно вскоре покажутся, малыш станет беспокойным и капризным, будет постоянно тереть кулачками рот и стараться «грызть» свои пальцы, с силой будет кусать деснами резиновые колечки и специальные игрушки.

За несколько дней до прорезывания зуба на поверхности десны внимательная мама может заметить как будто тонкую выдавленную линию, напоминающую рыхлый надрез. Иногда через этот «надрез» может показываться тонкая белая «ниточка» — это и есть зуб, через несколько дней он уже будет звонко цокать, если осторожно потрогать его ложечкой.

Всегда ли понос, температура и кашель являются признаками скорого прорезывания зубов?

Большинство молодых родителей любые симптомы простуды списывают «на зубы», однако это не всегда верное убеждение. Иногда температура, кашель и насморк никак не связаны с прорезыванием зубов , а скорее являются признаками вирусной инфекции. В этом случае одного лишь отпаивания ребенка грудным молоком и смазывания десен будет недостаточно, малышу нужно адекватное лечение. Дети грудного возраста во время вирусной инфекции буквально за несколько часов от появления первых симптомов болезни, становятся очень «тяжелыми», и при отсутствии своевременной медицинской помощи их состояние может стать критическим!

Чаще всего появление поноса, повышенной температуры, кашля и насморка в педиатрии не связано с прорезыванием зубов вообще, а все эти симптомы развиваются на фоне ослабления защитных сил организма ребенка и присоединения вирусной или бактериальной инфекции. В любом случае при появлении вышеуказанных симптомов родители должны вызвать на дом участкового педиатра, который осмотрит ребенка и исключит вирусную инфекцию.

Понос во время прорезывания первых зубов чаще всего обусловлен проглатыванием обильного количества слюны ребенком, в результате чего ускоряется перистальтика кишечника и развивается разжижение стула. В норме понос при прорезывании зубов наблюдается не более 3 раз в сутки и продолжается не более 2-3 суток. При частом и водянистом стуле организм ребенка может быстро терять электролиты, что грозит обезвоживанием и требует немедленно регидратации! Появление в каловых массах слизи, крови, зеленых или гнойных включений никак не связано в прорезыванием зубов и требует немедленной консультации инфекциониста!

Влажный кашель при прорезывании зубов у детей появляется в результате скопления большого количества слюны, которая стекает по задней стенке носоглотки и раздражает дыхательный канал. Применения противокашлевых или отхаркивающих препаратов в таких случаях не требуется, но только если врач действительно исключил вирусную инфекцию.

Как облегчить состояние малыша в период прорезывания зубов?

Помните о том, что малыш в период прорезывания первых зубов испытывает сильный дискомфорт и боли, только сказать об этом маме он не может. Не нужно показывать свое недовольство и раздражаться, когда кроха в очередной раз раскапризничался и «просится» на руки. Возьмите его на руки, погладьте по спинке, успокойте, дайте грудь или бутылочку . Чтобы снизить боли в деснах используйте один из детских гелей, например Дентокинд или Камистад. Эти препараты обладают отличным анестезирующим эффектом и помогут малышу справиться с болью. В состав Дентокинда входят растительные компоненты, которые не только помогают снять боль и припухлость десен, но и успокаивающе действуют на нервную систему ребенка. Наберитесь терпения, как правило, на прорезывания зуба уходит несколько дней. После чего неприятные симптомы быстро проходят, и кроха снова становится весел и бодр.

Чего категорически нельзя давать в период прорезывания зубов?

Во времена наших бабушек единственным «спасательным» средством во время прорезывания зубов у ребенка было дать пожевать крохе корку хлеба или бублик. Помните, что делать этого категорическим нельзя! Несмотря на то, что у малыша еще нет зубов, он легко размачивает слюной хлеб или бублик, кусочек которого может попасть в дыхательные пути. К сожалению, известно много случаев, когда таких малышей не удавалось спасти…

Не повторяйте ошибок наших мам и бабушек, не давайте малышам никаких хлебных корок!

Стоматология Статьи

Как появляются зубы

2012-12-19

Когда прорезываются зубы

Большинство людей наслышано о том, что фраза «зубки режутся» означает нечто дурное, связанное с болезнями, капризами малыша и бессонными ночами для его родителей. Между тем, процесс прорезывания зубов вещь гораздо более индивидуальная, чем принято считать. Сроки его весьма размыты: у одного ребенка первый зуб может появиться уже в 3 месяца, у другого только в 1 год. Обе ситуации являются вариантами нормы и, чаще всего, никак не связаны с наличием у крохи каких-либо заболеваний или отставания в развитии. Задержку прорезывания молочных зубов в пределах 6 месяцев стоматологи считают вполне естественной. Исключением можно считать, например, рахит или адентию (отсутствие зачатков зубов).

У «среднего» карапуза первые зубы появляются в 7-8 месяцев, но еще до этого срока он начинает «кусаться», «пускать» слюни и испытывать приступы раздражительности. Как раз перед тем, как зубки начнут появляться, вы можете почувствовать что-то вроде бугорков, проведя пальцем вдоль десен малыша. Можно приобрести специальные игрушки-прорезыватели - стимуляторы прорезывания зубов или же самостоятельно делать легкий массаж этих областей рта.

Как правило, свой первый день рождения годовалый кроха празднует с 4 верхними и нижними резцами во рту. Однако нельзя забывать, что у ребенка в первые 2,5 года вырастает целых 20 зубов, то есть, как нетрудно понять, растут они практически постоянно. Именно это и объясняет тот факт, что в данный период любое недомогание малыша можно объяснить тем, что у него «зубки режутся». Кстати говоря, само по себе появление зубов не является причиной

Развитие зубов это весьма сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18-20 лет. Этот процесс можно разделить на несколько периодов. Период - от момента рождения до 6-7 месяцев, когда у ребенка зубов еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40-45-го дня внутриутробной жизни. Первый молочный зуб появляется у новорожденного на 6-7 месяце жизни. Период - от 6-7 месяцев до 6-7 лет. В этот период идет развитие молочного прикуса. За то время прорезываются и вырастают все 20 молочных зубов. В формировании молочного прикуса в свою очередь различают две стадии: первая начинается с момента прорезывания в 6-7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных рядов в 2-3 года; вторая стадия длится от 2,5-3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготавливаются к смене на постоянные. Период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12-13 лет. Он характеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные 32 зуба.

Формирование молочных зубов завершается в период к 3-м и 5-м годам жизни. Дальше происходит интенсивное увеличение высоты альвеолярного отростка и рост челюстей. Поэтому у большинства детей в молочном прикусе наблюдаются выраженные пространства между передними зубами. Первый постоянный большой коренной зуб прорезывается в возрасте 6-7 лет. Примерно в это же время прорезываются резцы нижней челюсти. Это вначале приводит к небольшой скученности зубов, что не следует рассматривать как нарушение развития прикуса, так как к 12 годам, благодаря интенсивному росту челюстей, прикус нормализуется.

Отличие молочных зубов от постоянных.

Вопреки расхожему мнению в молочных зубах, также как и в постоянных, есть корни и нерв (пульпа). Корни удерживают зуб в кости. Под молочным зубом располагается зачаток постоянного. По мере прорезывания, постоянный зуб стимулирует рассасывание корней молочного зуба и к моменту выпадения у молочного зуба остаётся только коронка.

Так как у молочных зубов (как и у постоянных) есть нерв (пульпа), они могут болеть, если инфекция кариозной полости попадает в полость зуба, вызывая развитие пульпита.

Молочные зубы существенно отличаются от постоянных зубов своими размерами и строением.

Молочные зубы меньше постоянных зубов и имеют менее массивные корни;

Молочные зубы имеют более сложную анатомическую структуру корневых каналов, что приводит к более трудоёмкому процессу лечения, нежели в постоянных зубах;

Твёрдые ткани молочных зубов менее минерализованы и обладают меньшей устойчивостью к истиранию и развитию кариозного процесса.

Твёрдые ткани молочных зубов значительно тоньше чем у постоянных: воспалительный процесс быстро достигает нерва зуба;

Зачем нужны молочные зубы?

Молочные зубы участвуют в развитии таких функций у ребёнка как жевание и произношение звуков. Без них было бы невозможно пережёвывание жёсткой пищи. Не последнюю роль играет эстетический компонент.

Также молочные зубы удерживают пространство в зубном ряду для постоянных зубов. Прорезывание молочных зубов стимулирует первичный рост челюстей. Вторая волна роста челюстей начинается в период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных жевательных зубов приводит к смещению соседних зубов в область отсутствующего и формированию скученности зубов в будущем!

Одонтогенез.

Одонтогенез - развитие зуба - начинается на 6 неделе эмбриогенеза, когда закладываются фолликулы молочных зубов, а полностью завершается иногда после 20 лет, когда прорезываются третьи постоянные моляры и заканчивается формирование их корней.

Зубы человека развиваются из компонентов слизистой оболочки полости рта эмбриона. Её эпителий даёт начало структурным элементам, участвующим в образовании эмали, а мезенхима является источником дентина, пульпы и цемента.

В развитии каждого зуба различают 3 периода: закладку зубных зачатков, их дифференцировку и гистогенез - т.е. развитие основных тканей зуба (эмали, дентина, пульпы, цемента).

Закладка зубных зачатков.

Вначале в области будущих передних зубов от вестибулярной пластинки под прямым углом берёт начало зубная пластинка, врастающая в подлежащую мезенхиму. В процессе своего роста эпителиальные зубные пластинки принимают форму двух дуг, расположенных в мезенхиме верхней и нижней челюстей.

Затем вдоль свободного края пластинки на передней (щёчно-губной) стороне образуются колбовидные выпячивания эпителия (по 10 в каждой челюсти) - зубные почки (gemmae dentis). На 9-10 неделе эмбрионального развития в них начинает врастать мезенхима, дающая начало зубным сосочкам (papillae dentis). Вследствие этого зубная почка приобретает форму колокола или чаши, преобразуясь в эпителиальный зубной орган (organum dentale epitheliale). Его внутренняя поверхность, граничащая с мезенхимой, своеобразно изгибается и очертания зубного сосочка постепенно приобретают форму будущей коронки зуба. К концу 3-го месяца эмбриогенеза эпителиальный зубной орган с зубной пластинкой соединяет лишь узкий эпителиальный тяж - шейка зубного органа.

Вокруг эпителиального зубного органа и под основанием зубного сосочка образуется сгущение мезенхимы - зубной мешочек (sacculus dentis)

Таким образом, в сформировавшемся зубном зачатке можно различить 3 части: эпителиальный зубной орган, мезенхимные зубной сосочек и зубной мешочек. На этом заканчивается 1 стадия развития зуба - стадия закладки зубных зачатков, и начинается период их дифференцировки.

Дифференцировка зубных зачатков.

Сначала происходит разделение зубного органа на несколько клеточных слоев. В его центральной части между клетками накапливается белковая жидкость, раздвигающая их. Эти клетки приобретают звёздчатую форму, а их совокупность образует пульпу зубного органа (pulpa organi dentis). Клетки зубного органа, прилегающие к поверхности зубного сосочка, становятся цилиндрическими и получают название внутреннего зубного эпителия (epithelium dentale internum). Эти клетки дают начало энамелобластам, участвующим в образовании эмали зуба.

Между энамелобластами и пульпой зубного органа располагаются несколько рядов плоских или кубических клеток, образующих промежуточный слой зубного органа (stratum intermedium). Внешняя поверхность зубного органа образуется уплощенными клетками наружного зубного эпителия (epithelium dentis externum)

В дальнейшем клетки наружного зубного эпителия постепенно атрофируются, а клетки промежуточного слоя эмалевого органа и его пульпы принимают участие в образовании кутикулы эмали.

Итак, в результате произошедшей дифференцировки зубного органа в нем уже можно различить его пульпу, внутренний и наружный зубной эпителий и промежуточный слой. Затем дифференцируется зубной сосочек. К этому времени он увеличивается в размерах и глубже впячивается в зубной орган.

В основание зубного сосочка проникают кровеносные сосуды и нервные волокна, растущие по направлению к его верхушке. На поверхности мезенхимного зубного сосочка образуется несколько рядов густо расположенных клеток - преодонтобластов, дающих позднее начало клеткам с базофильной цитоплазмой - одонтобластам (дентинообразующим клеткам). Сначала они формируются на вершине зубного сосочка, позднее - на его боковых поверхностях. Слой одонтобластов прилегает к внутреннему зубному эпителию (энамелобластам), отделяясь от него тонкой базальной мембраной.

К концу 3-го месяца внутриутробного развития, вследствие разрастания мезенхимы, зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, она теряет связь с эпителием полости рта и частично рассасывается. Сохраняются и разрастаются лишь глубокие отделы зубных пластинок, которые дают начало зачаткам постоянных зубов.

Гистогенез зуба.

К концу 4-го месяца эмбриогенеза период дифференцировки зубных зачатков сменяется интенсивно протекающим периодом гистогенеза, во время которого образуются дентин, эмаль, пульпа и цемент зуба, причем в течение эмбриогенеза происходят закладка и формирование коронок молочных зубов, а их корни формируются после рождения ребенка.

Дентиногенез.

Первой из зубных тканей образуется дентин. В этом процессе активную роль играют одонтобласты. Ядра одонтобластов имеют овальную форму и находятся в тех отделах клеток, которые направлены к центру зубного сосочка.

В процессе дентиногенеза в цитоплазме одонтобластов синтезируются белки и кислые мукополисахариды, которые позже выводятся за пределы одонтобластов в межклеточное пространство (с помощью пластинчатого комплекса или иным путём). В межклеточном пространстве в результате ферментативных процессов формируются тонкие длинные аргирофильные фибриллярные структуры - преколлагеновые волокна. Так образуется необызвествлённый дентин-предентин. В предентине оказываются замурованными периферические отделы одонтобластов, которые постепенно удлиняются, превращаясь в дентинные отростки (волокна Томса).

Преколлагеновые волокна предентина имеют в основном радиальное направление. Позднее они превращаются в коллагеновые волокна. Когда слой предентина достигает толщины 40-80 мкм, он оттесняется на периферию новыми массами дентина, в которых коллагеновые волокна утрачивают первоначальную ориентацию, располагаясь менее упорядоченно. Это тангенциальные волокна, которые не проходят преколлагеновой стадии, а сразу возникают, как коллагеновые.

Тонкий периферический слой дентина, содержащий в своём составе радиальные волокна, называют плащевым дентином, а мощный внутренний отдел дентина с преимущественно тангенциальным расположением волокон именуется юкстапульпарным (околопульпарным) дентином. По мере отложения новых масс дентина отростки одонтобластов удлиняются, так что тела этих клеток не включаются в дентин, а находятся всегда на периферии зубного сосочка или зубной пульпы.

Одонтобласты не только образуют предентин, но и активно участвуют в процессе его минерализации. Обызвествление дентина начинается на 5-м месяце эмбрионального развития.

Характерной особенностью дентина является глобулярный характер его обызвествления. Минеральные соли в основном веществе дентина откладываются в виде кристаллов гидроксиапатита, которые, сливаясь друг с другом, располагаются так, что обызвествлённые участки дентина принимают шаровидную форму. Между этим дентинными шарами могут оставаться участки необызвествлённого дентина - так называемые интерглобулярные пространства или интерглобулярный дентин. В течение жизни участки необызвествлённого интерглобулярного дентина обычно сохраняются в области коронки зуба возле эмали и в корне у границы цементом. Образование дентина всегда предшествует энамелогенезу и является необходимым условием для образования эмали.

Энамелогенез.

После того, как на вершине сосочка образуется узкий слой предентина, начинается развитие эмали. Эмаль образуется за секреторной деятельности внутренних клеток эпителиального зубного органа - энамелобластов. Этому процессу предшествует некоторая перестройка эпителиального зубного органа. Его наружная поверхность образует многочисленные углубления, в которые врастает мезенхима зубного мешочка с кровеносными сосудами. Видимо, эти сосуды отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Развитие пульпы.

Источником развития пульпы зуба является мезенхима зубного сосочка. Кровеносные сосуды врастают в основание зубного сосочка уже на ранних этапах развития зубного зачатка. Почти одновременно (начиная с 9-10 недели эмбрионального развития) начинают врастать в основание зубного сосочка и нервные волокна. Позже там образуется гемокапиллярное сплетение и нервные концевые разветвления.

Процесс гистогенеза тканевых элементов зубного сосочка начинается на его вершине и постепенно распространяется к основанию. Под слоем одонтобластов, приобретающих вытянутую, грушевидную форму, образуется слой мелких звездчатых клеток, формирующих субодонтобластический слой пульпы. Мезенхимальные клетки центральных отделов зубного сосочка становятся крупнее и дифференцируются в фибробласты, макрофаги и адвентициальные клетки. Между ними накапливаются преколлагеновые и коллагеновые волокна, а также межфибриллярное вещество. Так мезенхима центральных отделов сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба.

Развитие корней и цемента зуба.

Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде и начинается незадолго до его прорезывания. После того, как коронка зуба сформирована, эпителиальный зубной орган в большей своей части редуцируется, превращаясь в несколько слоев плоских клеток, плотно прилегающих к эмали и отделяющих ее от окружающей мезенхимы. Вскоре из них образуется своеобразная эпителиальная диафрагма. Эта диафрагма впоследствии врастает в подлежащую мезенхиму в виде рукавов, причём число рукавов равно количеству корней формирующегося зуба. У однокорневых зубов таких рукавов - один, у многокорневых - два или три.

(Эти рукава ещё называют гертвиговскими эпителиальными корневыми влагалищами.)

Мезенхимные клетки, прилежащие изнутри к рукаву, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня. Из центрального отдела этого участка мезенхимы формируется пульпа корня.

Когда эпителиальный рукав распадается, клетки мезенхимы зубного мешочка приходят в соприкосновение с дентином корня и превращаются в цементобласты, откладывающие на поверхности корневого дентина бесклеточный цемент, состоящий из коллагеновых волокон и межфибриллярного вещества. Позднее образуется клеточный цемент, при этом цементобласты замуровываются в образованном ими веществе, превращаясь в цементоциты. Из наружного отдела мезенхимы зубного мешочка развивается периодонт, соединяющий пучками коллагеновых волокон цемент корня с костной стенкой зубной альвеолы. Становятся источниками питания для энамелобластов, так как предентин отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Процесс образования эмалевых призм происходит следующим образом. Вначале апикальный, т.е. обращённый к дентину, участок энамелобластов несколько суживается, приобретая вид отростка. Затем энамелобласты секретируют компоненты органической матрицы эмали - тонкие, переплетающиеся фибриллярные структуры.

При этом периоды активности энамелобластов сменяются периодами покоя. В результате в эмали возникают линии Ретциуса, пересекающие под углом эмалевые призмы. Эти линии соответствуют периодам снижения активности энамелобластов, впоследствии здесь откладывается меньшее количество минеральных веществ. По окончании энамелогенеза энамелобласты редуцируются. Их остатки образуют на поверхности коронки кутикулу эмали.

После образования органической основы эмали происходит ее обызвествление. Оно начинается от дентинно-эмалевого соединения и распространяется к поверхности эмали, носит ритмичный характер, в результате чего в эмалевых призмах появляется поперечная иiерченность, причем вначале это происходит в области вершины будущего режущего края коронки, а затем процесс распространяется на ее боковые отделы. Особенно интенсивно обызвествление эмали протекает после того, как эмаль достигает своей окончательной толщины. Завершается оно уже после прорезывания зубов.

Прорезывание молочных зубов у детей.

Прорезывание зубов обычно начинается ближе к полугоду; в среднем к году малыш имеет 8 резцов, а прорезывание всех 20 молочных зубов должно завершиться к 2,5 - 3 годам. Однако сроки прорезывания зубов могут сильно варьировать - они зависят от наследственности, питания ребенка. Поэтому приведенные ниже возможные сроки и порядок прорезывания зубов весьма приблизительны:

Первые нижние резцы - 6-9 месяцев.

Первые нижние резцы - 7-10 месяцев.

Вторые (боковые) верхние резцы - 9-12 месяцев.

Вторые (боковые) нижние резцы - 9-12 месяцев.

Первые верхние коренные зубы - 12-18 месяцев.

Первые нижние коренные зубы - 13-19 месяцев.

Верхние клыки - 16-20 месяцев.

Нижние клыки - 17-22 месяца.

Вторые нижние коренные зубы - 20-23 месяца.

Вторые верхние коренные зубы - 24-26 месяцев.

Было время, когда считалось, что позднее прорезывания зубов обусловлено рахитом, однако это не так! Многочисленные исследования в данной области показывают, что задержка прорезывания зубов свойственна многим нормально развивающимся малышам. Нередко молочные зубы располагаются асимметрично. Неправильное расположение молочных зубов не считается заболеванием! Такой зубной беспорядок имеет полное право на существование до полного закрытия зубного ряда, то есть до появления первых 16 зубов. Далее в результате пережевывания пищи молочные зубы притираются и становятся на место.

Смена молочных зубов.

Смена молочных зубов на постоянные начинается у малышей приблизительно в пять с половиной лет. Иногда это происходит немного раньше или позже. Челюстно-лицевой аппарат ребенка готовится к смене молочных зубов. Вы можете заметить, что промежутки между молочными зубами стали больше - это означает, что челюсть ребенка растет, ведь для постоянных зубов места нужно больше. Если промежутки не увеличиваются, постоянные зубы могут начать расти криво, поэтому обязательно сходите с малышом к врачу.

Процесс смены молочных зубов на постоянные интересен и довольно не сложен. За некоторое время до выпадения молочного зуба, его корень постепенно рассасывается, зуб начинает шататься. По мере рассасывания корня молочного зуба, он шатается все сильнее, пока не выпадает. Одновременно с рассасыванием постоянный зуб потихоньку растет. Иногда молочный зуб выпадает сам, часто дети расшатывают их и вытаскивают самостоятельно. У нового зуба еще не до конца сформирован корень. На это уйдет не меньше двух - трех лет.

Для того чтобы корни постоянных зубов сформировались крепкими, да и для здоровья самих зубов следует ввести в рацион ребенка достаточное количество кальция.

Сроки смены зубов очень индивидуальны, а вот последовательность этого процесса всегда одинакова. Первые постоянные зубы, которые Вы обнаружите во рту своего малыша - это моляры - шестые по счету зубы, если считать от середины челюсти. Место для этих зубов появится тогда, когда челюсть подрастет, при этом появление шестых моляров не связано с выпадением молочных зубов.

Далее смена молочных зубов на постоянные происходит по тому же сценарию, по которому появлялись молочные зубы. Начинают шататься и меняются резцы - сначала по два на верхней и нижней челюсти, а потом еще по два. После этого меняются премоляры - зубы, которые находятся за клыками. Смена первых премоляров выпадает на возраст девять - одиннадцать лет, затем до двенадцати лет должны поменяться вторые премоляры. До тринадцати лет сменяются клыки, за ними в возрасте до четырнадцати лет появляются вторые моляры (они тоже вырастают на пустых местах, образующихся в результате роста челюсти). Последними появляются третьи моляры, так называемые зубы мудрости. Это происходит после пятнадцати лет. Кстати, все большее количество молодых людей так и не обретают эти зубы. Фактически они уже не нужны современным людям, и природа решает этот вопрос.

Обычно смена молочных зубов на постоянные не требует никакого вмешательства стоматологов. Происходит она довольно безболезненно. Но бывают такие случаи, когда постоянный зуб уже виден, а молочный даже не шатается. Такая ситуация грозит ребенку тем, что постоянный зуб вырастет криво и в последствии придется ставить брекеты для его выравнивания. Поэтому, если Вы заметили что-либо подобное у своего малыша, сразу же идите к стоматологу. Молочный зуб удалят, и далее процесс пойдет, как положено.

29912 0

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадия — образование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин