Житие священномученика Корнилия Сотника. Тропарь священномученику Корнилию Сотнику

Корнилий сотник жил в городе Кесарии. Хотя он был язычником, однако искренно желал обрести истину, всегда молился. Богу, творил дела милосердия и вообще был человеком благочестивым. Видя его духовное томление, Бог милостиво воззрел на него. Однажды в видении явился Корнилию ангел и сказал, что молитвы и милостыни его приняты Богом, и велел позвать к себе апостола Петра , который укажет ему истинный путь спасения.

Петр в то время проживал в городе Иоппии, у некоего Симона кожевника. Однажды, во время молитвы, апостол увидел отверстое небо и сходящий к нему сосуд - и в нем всяких четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. В то же время он услыхал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». - «Нет, Господи, - отвечал смущенный Петр, - я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был голос к нему: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и сосуд поднялся на небо. Когда Петр недоумевал, что бы значило это видение, у ворот послышались голоса: «Не здесь ли Симон, называемый Петром?» Дух Божий внушил Петру выйти к посланным сотника, нисколько не сомневаясь.

Когда Петр проповедовал о Христе в доме сотника, Дух Святый сошел на всех слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа нисшел и на язычников. Тогда Петр, получивший откровение, что не должно считать нечистым то, что Бог признал чистым, сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго?» - и крестил Корнилия с домашними (Деян. 10).

Обратившись ко Христу, Корнилий оставил дом свой и имение и последовал за Петром, который вскоре рукоположил его в сан епископа. После этого они вместе обходили много городов и селений, и Корнилий везде разделял с апостолом проповеднические труды. В Ефесе встретились они с апостолом Тимофеем и услыхали, что в городе Скепсии особенно много идолопоклонников. Стали совещаться, кому туда следует отправиться для проповеди евангельской. Бросили жребий, и жребий выпал Корнилию.

Начальником Скепсии был некто Димитрий, усердный почитатель языческих богов, ненавидевший христианское благочестие. Узнав о Корнилии, Димитрий призвал его к себе и стал расспрашивать, зачем он прибыл. Святитель отвечал, что, услышав о заблуждениях жителей города, пришел обратить их к истинному Богу. Димитрий разгневался и потребовал от Корнилия поклониться идолам, иначе угрожая предать мучениям, не щадя седин его. Как бы соглашаясь на требование правителя, святитель просил отвести его туда, где находились языческие боги. Когда пришли в храм языческий, Корнилий пал на колени и молился Богу о посрамлении идолов. После этого покинул капище, а за ним Димитрий и весь народ - остались там только жена начальника Еванфия и сын его Димитриан.

Вдруг началось землетрясение, и от идольского храма остались одни развалины. «Где же боги ваши?» - с кроткой улыбкой спросил Корнилий, когда присутствовавшие несколько успокоились от ужаса. Димитрий пришел в страшную ярость, назвал Корнилия волхвом и осудил на лютые мучения.

Так как солнце уже заходило, казнь отложили до утра, а пока правитель велел связать Корнилию руки и ноги и бросить в темницу. Между тем один из рабов сообщил князю, что во время землетрясения в храме погибли жена его и сын. Известие это поразило Димитрия; он горько плакал, не находя никакого утешения; наконец, приказал разобрать развалины, чтобы найти хоть кости погибших. В это время начальник жрецов признался, что слышал из развалин голоса жены и сына Димитрия: они взывали о силе Бога христианского и умоляли привести Корнилия, по молитвам которого только и могут быть спасены.

Димитрий поспешил к темнице, в которой заключен был святитель. Прежде всего он дал приказание развязать Корнилия, но ангел Господень уже освободил его от уз. Припав к ногам праведника, Димитрий взывал, что велик Бог христианский, сохранивший в живых жену его и сына, и обещал: если по молитвам Корнилия погребенные под развалинами будут освобождены - уверовать в Господа со всем народом.

В сопровождении толпы людей Корнилий направился к месту вчерашней казни Божией. По молитве его внезапно разверзлось место между упавшими стенами, где были заключены жена и сын начальника, и они вышли из-под развалин здравы и невредимы. Все присутствовавшие воздали хвалу Богу. Тогда Димитрий с женою и сыном и со всем домом своим и еще множество народа приняли святое крещение.

Корнилий долго жил в этом городе, утверждая в вере новообращенных и обращая ко Христу язычников. Наконец, сильно состарившись, святитель стал готовиться к кончине. Собрав верующих, он наставлял их в заповедях закона Божия. Когда он так учил их, раздался голос с неба: «Корнилий, гряди ко Мне, ибо уготован тебе венец правды!» Пав на колени и горячо молясь Господу - укрепить остающееся сирым стадо Христово, Корнилий предал дух свой Богу. С плачем неутешным и глубокою скорбью христиане предали погребению честные мощи святителя.

Прошло много лет. На месте погребения Корнилия произросли трава и густой кустарник. Жители города забыли его могилу. Однажды пришел туда из Троады на епископство некто Силуан. И вот в сонном видении явился ему Корнилий и стал говорить, что много живет в городе христиан, а никто не навестит его. Проснувшись, Силуан недоумевал, кто бы это мог быть. В следующую ночь Корнилий опять явился епископу, открыл, кто он, указал место своей могилы и повелел создать там храм во имя его. На другой день с клиром и множеством народа Силуан пошел к указанному месту - и обрели нетленными честные мощи святого Корнилия. Когда храм был готов, совершилось поразительное чудо. Христиане хотели взять на руки ковчег с мощами, но невидимою силой он поднялся на воздух, и, никем не поддерживаемый, сам двигался вперед по воздуху. Толпа народа, с изумлением и трепетом взирая на поразительное чудо, благоговейно следовала за святыней. Между тем ковчег, войдя в новосозданную церковь, стал в алтаре на правой стороне.

- (1 в.), епископ Кесарии Палестинской, исповедник. Упоминается в Деяниях апостолов, 10. Память в Православной церкви 4 (17) января и 13 (26) сентября, в Католической 2 февраля … Энциклопедический словарь

- (1 в.) епископ Кесарии Палестинской, исповедник. Упоминается в Деяниях апостолов 10. Память в Православной церкви 4 (17) января и 13 (26) сентября, в Католической 2 февраля … Большой Энциклопедический словарь

Франческо Тревизани. Крещение Корнилия апостолом Петром, 1709 Корнилий (греч. Κορνήλιος, лат. Cornelius, Корнелий) римский сотник из Кесарии Палестинской, обращённый в христианство апостолом Петром. Рассказ о сотнике Корнилии приводится в книге… … Википедия

Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Корнилий (Корнелий) (лат. … Википедия

Корнилий, рим. см. Сотник (центурион) италийского полка (см. Италия), служивший в Кесарии. К., человек благочестивый и боящийся Бога, т.е. веривший в Бога Израиля, получил посредством видения указание призвать Петра. Тот сообщил Корнилию Благую… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Корнилий - сотник Римского полка, стоявшего в Кесари (Деяния апостолов, 10, 1). Он был язычником, но вел благочестивую жизнь. Однажды, когда он молился, ему явился ангел Божий с повелением призвать апостола Петра, чтобы принять от него слово спасения. В… … Православная энциклопедия

- (Деян.10:1) Римский сотник Италийского полка, стоявшего в Кесарии, где он и жительствовал. Хотя Корнилий и был язычник, но несмотря на то отличался своею благочестивою жизнью, а именно: боялся Бога со всем домом своим, творил много милостыни… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Сотник - центурион. Сотник римский офицер, командовавший ста солдатами. О некоторых сотниках в Новом Завете упоминается, как о достойных уважения (Map. 15: 39; Лук. 7:1 и дал.). Первый язычник, уверовавший во Христа, был сотник Корнилий. «благочестивый и… … Словарь библейских имен

Корнилий, - римский сотник в Кесарии, «благочестивый, боящийся Бога со всем своим домом, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Он видел в видении ангела, который велел ему послать в Иоппию за Петром. Петр также был подготовлен к этому… … Словарь библейских имен

Вскоре после страданий Господа нашего Иисуса Христа и по воскресении и вознесении Его на небеса, в Кесарии Палестинской поселился сотник, по имени Корнилий, родом из Италии Фракийской 1 . Он хотя и пребывал во тьме неверия, однако уже совершал дела света и, оставаясь еллином, был подобен христианину. Христа не знал он, но делами милосердия бессознательно почитал Его. живя посреди развращенного мира, он был добродетелен, как свидетельствует о нем святой Лука в Деяниях: "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским " 2 (Деян.10:1). Бог не презрел таковых его добродетелей и благоволил просветить его светом веры и привести к познанию истины, дабы добрые дела его не покрывались мраком неверия.

Однажды молясь Богу в своем доме, сей богобоязненный муж, увидел ангела Божия, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию 3 за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбою звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома в шестом часу дня 4 помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот пред ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими. Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:

То, что Бог очистил, не признавай нечистым.

Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников. Голод Петра знаменовал собою голод, описанный пророкам Амосом - "не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних " 5 (Амос8:11). Такой голод был в доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для тела, так те - хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца, знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами. Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного; по своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию - ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было повелено заклать и есть - то есть острым мечом слова Божии умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их "жертву живую, святую, благоугодную Богу " (Рим.12:1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то сие означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.

Когда Петр размышлял о сем видении и пребывал в недоумении, посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить к Церкви Христовой: за ним должны были идти ко Христу и другие язычники. Когда Петр вошел в дом. Корнилий, окруженный всеми своими родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал:

Вы знаете, что иудеянину непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение; однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю теперь, зачем вы призвали меня к себе?

Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе Христе, что Он был Бог во плоти, жил на земле с людьми, учил и направлял их на путь, ведущий в царство небесное и сотворил много знамений и чудес, врачуя всякую болезнь и воскрешая мертвых словом. Далее Петр поведал о том, как Христос добровольно пострадал и умер, а потом воскрес для того, чтобы освободить человека от страданий и воскресить от смерти, даровав ему жизнь вечную, – что Он будет судить живых и мертвых, что о Нем свидетельствуют все пророки, и что всякий верующий во имя Его получит прощение грехов. Когда Петр говорил сие, Святой Дух, вселяя его слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа Нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил всё и пошел за Петром, который поставил его епископам. Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда Петр вместе с Тимофеем и Корнилием находился в городе Ефесе, им стало известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии 6 , и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. они бросили жребий, который пал на Корнилия и тот, призвав на помощь Бога, поспешно пошел в сей город. Там жил князь, по имени Димитрий, философ, изучивший еллинскую премудрость, который чрезвычайно ненавидел христианскую веру, почитал же богов языческих и больше всего Аполлона и Дия. Узнав о прибытии в город Корнилия, князь тотчас призвал его к себе и спросил, – откуда и зачем он пришел сюда.

Корнилий отвечал:

Я раб Бога Живого, пришел же сюда как посланный для того, чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения, извести к свету истины и бросить чистый луч познания в твою душу.

Тот же, не уразумевши ничего из слов Корнилия, разгневался и с яростью сказал:

Я спрашиваю тебя об одном, а ты мне говоришь о другом. Клянусь богами, если ты не ответишь на каждый мой вопрос, то я не пощажу твоей старости и не постыжусь седин твоих. Итак скажи мне: кому ты служишь и зачем ты пришел сюда?

Корнилий же сказал:

Если хочешь узнать о моей службе, то узнай, что я - сотник; когда я услышал о тебе, что ты и жена твоя и все жители твоей области впали в великое заблуждение, то пришел избавить вас от демонского прельщения, наставить на истинный путь и примирить с Единым Живым Богом, Который сотворил небо и землю и всё, что в них находится.

На сие Димитрий сказал:

Я вижу, что ты удручен старостью, и щажу тебя в виду твоих преклонных лет; перестань говорить ложь; приступи к богам нашим и поклонись им. Если же не захочешь сего исполнить, то знай, что я предам тебя тяжким мучениям и ни один бог, кроме моих богов, не избавит тебя из рук моих.

Бог мой, – ответил Корнилий, – может не только сохранить меня целым и невредимым от всех зол и избавить от рук человеческих, но и уничтожить твоих богов и сокрушить в прах их истуканы, а тебя тщетно на них надеющегося привести к познанию Его! Я же бесам и бездушным их изображениям никогда не поклонюсь. Ибо написано: "боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут " (Иер.10:11). И еще: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " (Мф.4:10). Пришел же я сюда для того, чтобы обратить вас к покаянию и [чтобы] "они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю " (2Тим.2:26).

Князь тогда сказал:

Я клялся богами моими, что не пощажу тебя, но предам тяжким мучениям, если ты не принесешь жертву богам.

Каким богам велишь ты принести жертву? - спросил Корнилий.

И сказал князь:

Принеси жертву Аполлону и Дию.

Корнилий сказал тогда:

Покажи мне тех богов твоих.

Князь обрадовался, думая, что он хочет поклониться, и повел его ко храму Дия.

За ними шел народ, желая видеть, как Корнилий будет поклоняться идолам. Дойдя до храма, все вошли туда - князь с Корнилием и прочие, между коими была и жена князя, по имени Еванфия, и сын его, названный по имени отца своего Димитрианом. Войдя в идольский храм, Корнилий обратился лицом к востоку 7 и, преклонив колена свои на землю, молился так:

Боже, потрясающий землю и превращающий горы в бездны морские! Ты рукою Даниила сокрушил Ваала, умертвил змия и, заградивши уста львов, сохранил невредимым раба Твоего (Дан., гл. 14). И ныне ниспровергни сих идолов и дай познать людям Твою сильную мышцу!

Помолившись так святой вышел из храма. Вместе с ним вышел князь Димитрий и весь собравшийся здесь народ. Еванфия же с Димитрианом оставалась внутри храма. И вот, внезапно сделалось землетрясение, храм с идолами упал и боги, на которых язычники надеялись, разбились в прах, жене же князя с сыном ее выход был загражден упавшими стенами. Весь народ был в ужасе, видя падение храма, князь же не знал, что жена и сын его были завалены стенами.

Радуясь силе Бога Живого, Корнилий сказал князю:

Где теперь, князь, твои великие боги?

Тот же, исполнившись ярости, сказал:

Скажи нам, волшебник, какими чарами ты устроил падение храма и богов наших?

И стал он советоваться с своими приближенными, Какими муками погубить Корнилия.

День уже склонялся к вечеру, и солнце стало заходить, почему времени для мучения Корнилия не оставалось. Князь повелел связать ему руки и ноги, и в таком положении повесить его в темнице, чтобы он вися всю ночь страдал до утра; утром же князь хотел жестоко его мучить и умертвить. Когда святой был отведен в темницу и там по повелению мучителя повешен со связанными руками и ногами, к князю прибежал один из его рабов, по имени Талефон и сказал:

Господин! моя госпожа и единственный сын твой погибли в храме, обрушившемся от землетрясения.

Князь Димитрий, услыхав сие, разорвал на себе одежды 8 и горько зарыдал. Плакали с ним и старейшины города, иные же его утешали. Но кто мог утешить в таком горе, какое он почувствовал в своем сердце при получении вести о внезапной кончине жены и сына?

Тогда князь сказал своим приближенным:

Подите, разметайте камни павшего храма, отыщите кости возлюбленной супруги моей и моего милого сына, и принесите их ко мне.

Сказав сие, он снова горько зарыдал. В это время поспешно пришел к нему начальник жрецов. Варват и сказал:

Я слышал голоса жены твоей и сына, которые из средины упавших стен восклицали: "Велик Бог христианский: Он сохранил нас живыми от ужасной смерти чрез раба Своего Корнилия. Просите же сего святого мужа, чтобы он вывел нас отсюда и чтобы мы здесь не погибли. Ибо мы видим дивные чудеса его Бога и слышим голоса ангелов, которые поют: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк.2:14).

Услышав се от Варвата, Князь быстро побежал со всеми своими приближенными к рабу Божию в темницу и нашел его там свободно ходящим: ангел Господень разрешил его от уз. И припал князь к ногам Корнилия, говоря:

Велик, Корнилий, твой Бог, Который хранит мою супругу и моего сына в упавшем храме. Итак, молю тебя, раб Бога Вышнего, приди и выведи их оттуда: я со всеми моими приближенными верую во Христа Распятого, Коего ты проповедуешь.

Святой Корнилий пошел с ними к упавшему идольскому храму и, возведя на небо очи свои, сказал:

Господи Боже сил, Который "призирает на землю, и она трясется " (Пс.103:32), от лица Твоего тают горы и высыхают бездны! Услыши, Господи, моления заключенных, изведи из развалин Еванфию и не отврати лица от сына ее, но внемли им ради имени Твоего.

Когда он молился так, внезапно открылось место, где между павшими стенами была заключена Еванфия с сыном, и оба вышли оттуда невредимы, восхваляя Бога. Все же бывшие там и видевшие сие преславное чудо восклицали:

Велик Бог христианский!

Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассевая семена благочестия. В скором времени он обратил ко Христу весь город и одного уважаемого мужа, по имени Евномия, поставил там пресвитером. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о коей узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба:

Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе "венец правды " (2Тим.4:8).

Услышав сие, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена, сказал:

Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти вру, совершить подвиг и победить сопротивных. Благодарю Тебя за всё! Но прошу Тебя, Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.

И когда все сказали: "Аминь, – он предал с радостью дух свой в руки Господа, призывавшего его на небеса.

Князь же Димитрий с супругой своею Еванфией, сыном Димитрианом 9 , пресвитером Евномием и всеми верующими долго плакали над отцом и учителем своим; зажегши свечи и воспевши надгробные песни, они погребли тело его с честью близ упавшего храма Диева. И каждый день верующие, приходя на его могилу, кадили ладаном м молились, и от гроба его болящим подавалось много исцелений.

Прошло много лет - и все современники описанных событий отошли ко Господу. Последующим поколениям осталось неизвестным то место, где были погребены мощи святого Корнилия, ибо вокруг его гробницы выросло терние и густой кустарник, и никто не знал о хранившемся там драгоценном сокровище. Однажды случилось быть на том месте епископу города Троады 10 , Силуану; святой Корнилий явился ему ночью во сне и сказал:

Долгое время я живу здесь, и никто не навестил меня.

Епископ же, пробудившись от сна, удивлялся виденному и недоумевал, кто являлся ему. На следующую ночь святой снова явился ему и сказал:

Я - сотник Корнилий, мощи же мои лежат в терновнике, растущем около того места, где некогда стоял храм Дия. Ты построй мне церковь близ места, принадлежавшего Димитрию; то место зовется Пандохиум 11 и на нем погребены многие тела верных и святых братий.

На утро епископ рассказал о видении своему клиру и отправился со всеми к тому терновнику, который в видении ему показал святой. Помолившись, они начали копать землю и скоро нашли ковчег, заключавший в себе мощи святого Корнилия целые и нетленные, от которых исходило необычайное благоухание, и все были очень обрадованы обретением такого великого сокровища. Епископ же оставался в затруднении относительно церкви, которую повелел ему построить святой, ибо у него не было столько денег, сколько требовалось для построения церкви. Однако и в этом деле святой Корнилий не замедлил помочь епископу. На следующую ночь он явился одному благочестивому и очень богатому человеку, по имени Евгению, и повелел ему дать епископу Силуану столько денег, сколько будет нужно для построения церкви. Евгений же сообщил о своем видении епископу и дал ему всё нужное, после чего святой храм был построен и украшен со всяким благолепием. Когда наступило время перенесения честных мощей из терновника в новосозданную церковь, собралось множество верующих с епископом Силуаном и Евгением, имея в руках своих возженные свечи. Едва епископ с клиром начал петь "Трисвятое", как ковчег внезапно поднялся сам собою и несен был невидимыми руками к церкви; из народа же никто не смел прикоснуться к нему. Видя, что ковчег движется сам собою, все удивлялись и ужасались, и едиными устами вопияли:

Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, являющий нам силы и чудеса Свои чрез раба Своего Корнилия!

Случилось там быть в то время и многим неверующим, которые, видев се чудо, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Когда же все дошли до церкви и вошли в нее, то стали по обе стороны, желая видеть, как пойдет ковчег с мощами и где станет. Он же двигаясь прямо стал близ алтаря, по правую сторону. Епископ хотел поставить его внутри алтаря, но никто не мог подвинуть ковчег с того места, на коем он стал сам. И совершались многие чудеса в то время и впоследствии от святых и чудотворных мощей угодника Божия. По смерти епископа Силуана, его место занял Филосторгий, который убедил одного иконописца, по имени Енкратия, расписать всю церковь священными изображениями и более всего позаботиться о написании иконы самого святого Корнилия. Иконописец же, начав писать икону святого Корнилия, никак не мог изобразить лица его и несколько раз смывал всё, что писал на иконе, чувствуя, что ему не удается написать лик святого вполне благолепно. Енкратий вышел из себя, – произнесши хульные слова против святого, оставил его икону и, намереваясь написать что-нибудь другое на церковной стене, поднялся на лестницу, но поскользнувшись упал вниз и так расшибся, что лежал как мертвый. Бывшие в церкви взяли его, снесли в дом и положили на одре едва живого и неспособного вымолвить даже одно слово. Вокруг его рта видны были черви, из коих одни вползали, другие выползали из его уст. Это было наказанием ему за то. что он осмелился произнести своими устами хульные слова против святого. Однако как Сам Господь, так и святые рабы Его гневаются не до конца и не вечно негодуют. Ибо на утро тот, кто вывел живыми жену и сына Димитрия из разрушившихся стен, явился и Енкратию и, взяв его за руку поднял его с одра как бы от сна, и стал невидим. Енкратий же, почувствовав себя здоровым, поспешил в церковь святого и, припавши к честному ковчегу, в котором почивали целебные мощи Корнилия, с плачем просил прощения за свой проступок и благодарил святого за то, что тот помиловал его и исцелил от болезни, когда он уже был близок к смерти. Двойную пользу получил тот иконописец от явления святого: он исцелился от болезни и узнал, каков был лик святого. После сего он изобразил на иконе святого Корнилия так, как видел его в явлении, и прославлял Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь. ________________________________________________________________________

1 Область Римской империи, к северо-востоку от Македонии. В настоящее время Фракия под именем Румынии.

2 Кесария – большой город в Палестине, при Средиземном море, где пребывали римские прокураторы. Спира италийская – полк, составленный из природных римлян.

3 Иоппия (в переводе с еврейского значит: красивая, возвышенная местность) – древнейший город финикийский, по завоевании земли обетованной доставшийся колену Данова, лежит при Средиземном море на высоком холме, на юге цветущей равнины Саронской, в 12 часах пути от Иерусалима. Город сей во все времена был весьма важным портовым и торговым гордом; ныне – Яффа.

4 Иудеи обыкновенно удалялись для молитвы в верхнюю горницу, устраивавшуюся на кровле дома (род нашего мезонина). Петр же оставался на самой кровле под открытым небом. Шестой час соответствует нашему 12-му дня.

5 Т.е. стремление к слышанию истинного учения о Боге и спасении.

6 Город в западной малоазийской провинции Мисии.

7 Древние христиане молились, обращаясь к востоку, откуда восходит солнце, которое было символом Солнца Правды – Христа.

8 Древние разрывали свои одежды в знак печали.

9 Все трое пострадали за Христа и причислены к лику святых; память их празднуется 11 сентября.

10 Троада – область древнего города Трои, в западной малоазийской провинции Мисии. Епископ Троады Силуан скончался в 425 г.

11 Греческое название странноприимного дома.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

Вскоре после страданий Господа нашего Иисуса Христа и по воскресении и вознесении Его на небеса, в Кесарии Палестинской поселился сотник, по имени Корнилий, родом из Италии Фракийской . Он хотя и пребывал во тьме неверия, однако уже совершал дела света и, оставаясь еллином, был подобен христианину. Христа не знал он, но делами милосердия бессознательно почитал Его. живя посреди развращенного мира, он был добродетелен, как свидетельствует о нем святой Лука в Деяниях: "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским" (Деян.10:1). бог не презрел таковых его добродетелей и благоволил просветить его светом веры и привести к познанию истины, дабы добрые дела его не покрывались мраком неверия.

Однажды молясь Богу в своем доме, сей богобоязненный муж, увидел ангела Божия, который возвестил ему, что его молитвы и милостыни приняты Богом. Ангел повелел ему послать в Иоппию за Симоном, называемым Петром, и исполнить то, что тот ему скажет. Он тотчас послал с мольбою звать Петра. В то время, как посланные Корнилия шли в Иоппию, Петр взошел на верх дома в шестом часу дня помолиться. Он чувствовал в это время голод, и вот пред ним явилось видение, внушавшее ему, чтобы он не гнушался идти к необрезанному иноплеменнику, – ибо евреи не входили в общение с язычниками и гнушались ими. Видение, явившееся Петру, было такое. С неба три раза спускался сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, и голос повелевал Петру, чтобы он заколол и ел находившихся в сосуде животных, зверей, гадов и птиц. Когда Петр отказывался и говорил, что он никогда не ел ничего нечистого, голос снова сказал ему с неба:

То, что Бог очистил, не признавай нечистым.

Это видение было знамением обращения Корнилия и других язычников. Голод Петра знаменовал собою голод, описанный пророкам Амосом - "не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Амос8:11). Такой голод был в доме Корнилия и у всех язычников: как Петр желал хлеба, необходимого для тела, так те - хлеба для души. Сосуд, привязанный за четыре конца, знаменовал Церковь Христа, утверждаемую в вере четырьмя евангелистами. Находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного; по своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию - ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было повелено заклать и есть - то есть острым мечом слова Божии умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их "жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим.12:1). Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то сие означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.

Когда Петр размышлял о сем видении и пребывал в недоумении, посланные Корнилия подошли к его дому и спросили о нем. Дух Божий повелел ему идти с ними не колеблясь, дабы первого язычника присоединить к Церкви Христовой: за ним должны были идти ко Христу и другие язычники. Когда Петр вошел в дом. Корнилий, окруженный всеми своими родственниками и друзьями, принял его с почетом и, припавши к ногам Петра, поклонился ему. Тогда Петр поднял его и сказал:

Вы знаете, что иудеянину непристойно входить к иноплеменникам и иметь с ними общение; однако Бог открыл мне, что не следует называть скверным или нечистым ни одного человека. Итак, я пришел к вам без всякого колебания и спрашиваю теперь, зачем вы призвали меня к себе?

Корнилий со всеми подробностями рассказал ему, как он увидел ангела и что услышал от него, и просил Петра научить его, как достигнуть спасения. Петр же, отверзши уста свои, стал проповедовать ему об Иисусе Христе, что Он был Бог во плоти, жил на земле с людьми, учил и направлял их на путь, ведущий в царство небесное и сотворил много знамений и чудес, врачуя всякую болезнь и воскрешая мертвых словом. Далее Петр поведал о том, как Христос добровольно пострадал и умер, а потом воскрес для того, чтобы освободить человека от страданий и воскресить от смерти, даровав ему жизнь вечную, – что Он будет судить живых и мертвых, что о Нем свидетельствуют все пророки, и что всякий верующий во имя Его получит прощение грехов. Когда Петр говорил сие, Святой Дух, вселяя его слова в сердца слушавших, привел их к вере, и Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа Нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил всё и пошел за Петром, который поставил его епископам. Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе. Когда Петр вместе с Тимофеем и Корнилием находился в городе Ефесе, им стало известно, что идолопоклонство особенно сильно в городе Скепсии , и они рассуждали, кому из них идти туда на проповедь. они бросили жребий, который пал на Корнилия и тот, призвав на помощь Бога, поспешно пошел в сей город. Там жил князь, по имени Димитрий, философ, изучивший еллинскую премудрость, который чрезвычайно ненавидел христианскую веру, почитал же богов языческих и больше всего Аполлона и Дия. Узнав о прибытии в город Корнилия, князь тотчас призвал его к себе и спросил, – откуда и зачем он пришел сюда.

Корнилий отвечал:

Я раб Бога Живого, пришел же сюда как посланный для того, чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения, извести к свету истины и бросить чистый луч познания в твою душу.

Тот же, не уразумевши ничего из слов Корнилия, разгневался и с яростью сказал:

Я спрашиваю тебя об одном, а ты мне говоришь о другом. Клянусь богами, если ты не ответишь на каждый мой вопрос, то я не пощажу твоей старости и не постыжусь седин твоих. Итак скажи мне: кому ты служишь и зачем ты пришел сюда?

Корнилий же сказал:

Если хочешь узнать о моей службе, то узнай, что я - сотник; когда я услышал о тебе, что ты и жена твоя и все жители твоей области впали в великое заблуждение, то пришел избавить вас от демонского прельщения, наставить на истинный путь и примирить с Единым Живым Богом, Который сотворил небо и землю и всё, что в них находится.

На сие Димитрий сказал:

Я вижу, что ты удручен старостью, и щажу тебя в виду твоих преклонных лет; перестань говорить ложь; приступи к богам нашим и поклонись им. Если же не захочешь сего исполнить, то знай, что я предам тебя тяжким мучениям и ни один бог, кроме моих богов, не избавит тебя из рук моих.

Бог мой, – ответил Корнилий, – может не только сохранить меня целым и невредимым от всех зол и избавить от рук человеческих, но и уничтожить твоих богов и сокрушить в прах их истуканы, а тебя тщетно на них надеющегося привести к познанию Его! Я же бесам и бездушным их изображениям никогда не поклонюсь. Ибо написано: "боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут" (Иер.10:11). И еще: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф.4:10). Пришел же я сюда для того, чтобы обратить вас к покаянию и [чтобы] "они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2Тим.2:26).

Князь тогда сказал:

Я клялся богами моими, что не пощажу тебя, но предам тяжким мучениям, если ты не принесешь жертву богам.

Каким богам велишь ты принести жертву? - спросил Корнилий.

И сказал князь:

Принеси жертву Аполлону и Дию.

Корнилий сказал тогда:

Покажи мне тех богов твоих.

Князь обрадовался, думая, что он хочет поклониться, и повел его ко храму Дия.

За ними шел народ, желая видеть, как Корнилий будет поклоняться идолам. Дойдя до храма, все вошли туда - князь с Корнилием и прочие, между коими была и жена князя, по имени Еванфия, и сын его, названный по имени отца своего Димитрианом. Войдя в идольский храм, Корнилий обратился лицом к востоку и, преклонив колена свои на землю, молился так:

Боже, потрясающий землю и превращающий горы в бездны морские! Ты рукою Даниила сокрушил Ваала, умертвил змия и, заградивши уста львов, сохранил невредимым раба Твоего (Дан., гл. 14). И ныне ниспровергни сих идолов и дай познать людям Твою сильную мышцу!

Помолившись так святой вышел из храма. Вместе с ним вышел князь Димитрий и весь собравшийся здесь народ. Еванфия же с Димитрианом оставалась внутри храма. И вот, внезапно сделалось землетрясение, храм с идолами упал и боги, на которых язычники надеялись, разбились в прах, жене же князя с сыном ее выход был загражден упавшими стенами. Весь народ был в ужасе, видя падение храма, князь же не знал, что жена и сын его были завалены стенами.

Радуясь силе Бога Живого, Корнилий сказал князю:

Где теперь, князь, твои великие боги?

Тот же, исполнившись ярости, сказал:

Скажи нам, волшебник, какими чарами ты устроил падение храма и богов наших?

И стал он советоваться с своими приближенными, Какими муками погубить Корнилия.

День уже склонялся к вечеру, и солнце стало заходить, почему времени для мучения Корнилия не оставалось. Князь повелел связать ему руки и ноги, и в таком положении повесить его в темнице, чтобы он вися всю ночь страдал до утра; утром же князь хотел жестоко его мучить и умертвить. Когда святой был отведен в темницу и там по повелению мучителя повешен со связанными руками и ногами, к князю прибежал один из его рабов, по имени Талефон и сказал:

Господин! моя госпожа и единственный сын твой погибли в храме, обрушившемся от землетрясения.

Князь Димитрий, услыхав сие, разорвал на себе одежды и горько зарыдал. Плакали с ним и старейшины города, иные же его утешали. Но кто мог утешить в таком горе, какое он почувствовал в своем сердце при получении вести о внезапной кончине жены и сына?

Тогда князь сказал своим приближенным:

Подите, разметайте камни павшего храма, отыщите кости возлюбленной супруги моей и моего милого сына, и принесите их ко мне.

Сказав сие, он снова горько зарыдал. В это время поспешно пришел к нему начальник жрецов. Варват и сказал:

Я слышал голоса жены твоей и сына, которые из средины упавших стен восклицали: "Велик Бог христианский: Он сохранил нас живыми от ужасной смерти чрез раба Своего Корнилия. Просите же сего святого мужа, чтобы он вывел нас отсюда и чтобы мы здесь не погибли. Ибо мы видим дивные чудеса его Бога и слышим голоса ангелов, которые поют: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк.2:14).

Услышав се от Варвата, Князь быстро побежал со всеми своими приближенными к рабу Божию в темницу и нашел его там свободно ходящим: ангел Господень разрешил его от уз. И припал князь к ногам Корнилия, говоря:

Велик, Корнилий, твой Бог, Который хранит мою супругу и моего сына в упавшем храме. Итак, молю тебя, раб Бога Вышнего, приди и выведи их оттуда: я со всеми моими приближенными верую во Христа Распятого, Коего ты проповедуешь.

Святой Корнилий пошел с ними к упавшему идольскому храму и, возведя на небо очи свои, сказал:

Господи Боже сил, Который "призирает на землю, и она трясется" (Пс.103:32), от лица Твоего тают горы и высыхают бездны! Услыши, Господи, моления заключенных, изведи из развалин Еванфию и не отврати лица от сына ее, но внемли им ради имени Твоего.

Когда он молился так, внезапно открылось место, где между павшими стенами была заключена Еванфия с сыном, и оба вышли оттуда невредимы, восхваляя Бога. Все же бывшие там и видевшие сие преславное чудо восклицали:

Велик Бог христианский!

Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассевая семена благочестия. В скором времени он обратил ко Христу весь город и одного уважаемого мужа, по имени Евномия, поставил там пресвитером. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о коей узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба:

Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе "венец правды" (2Тим.4:8).

Услышав сие, Корнилий тотчас стал молиться и, преклонивши колена, сказал:

Господи Боже наш! Ты сподобил меня соблюсти веру, совершить подвиг и победить сопротивных. Благодарю Тебя за всё! Но прошу Тебя, Господи, призри с Твоей святой высоты на рабов Твоих и будь к ним милостив; утверди их в вере, укрепи в подвигах, пошли им помощь в исполнении святых Твоих заповедей, чтобы они непрестанно прославляли пресвятое имя Твое ныне и во веки веков.

И когда все сказали: "Аминь, – он предал с радостью дух свой в руки Господа, призывавшего его на небеса.

Князь же Димитрий с супругой своею Еванфией, сыном Димитрианом , пресвитером Евномием и всеми верующими долго плакали над отцом и учителем своим; зажегши свечи и воспевши надгробные песни, они погребли тело его с честью близ упавшего храма Диева. И каждый день верующие, приходя на его могилу, кадили ладаном м молились, и от гроба его болящим подавалось много исцелений.

Прошло много лет - и все современники описанных событий отошли ко Господу. Последующим поколениям осталось неизвестным то место, где были погребены мощи святого Корнилия, ибо вокруг его гробницы выросло терние и густой кустарник, и никто не знал о хранившемся там драгоценном сокровище. Однажды случилось быть на том месте епископу города Троады , Силуану; святой Корнилий явился ему ночью во сне и сказал:

Долгое время я живу здесь, и никто не навестил меня.

Епископ же, пробудившись от сна, удивлялся виденному и недоумевал, кто являлся ему. На следующую ночь святой снова явился ему и сказал:

Я - сотник Корнилий, мощи же мои лежат в терновнике, растущем около того места, где некогда стоял храм Дия. Ты построй мне церковь близ места, принадлежавшего Димитрию; то место зовется Пандохиум и на нем погребены многие тела верных и святых братий.

На утро епископ рассказал о видении своему клиру и отправился со всеми к тому терновнику, который в видении ему показал святой. Помолившись, они начали копать землю и скоро нашли ковчег, заключавший в себе мощи святого Корнилия целые и нетленные, от которых исходило необычайное благоухание, и все были очень обрадованы обретением такого великого сокровища. Епископ же оставался в затруднении относительно церкви, которую повелел ему построить святой, ибо у него не было столько денег, сколько требовалось для построения церкви. Однако и в этом деле святой Корнилий не замедлил помочь епископу. На следующую ночь он явился одному благочестивому и очень богатому человеку, по имени Евгению, и повелел ему дать епископу Силуану столько денег, сколько будет нужно для построения церкви. Евгений же сообщил о своем видении епископу и дал ему всё нужное, после чего святой храм был построен и украшен со всяким благолепием. Когда наступило время перенесения честных мощей из терновника в новосозданную церковь, собралось множество верующих с епископом Силуаном и Евгением, имея в руках своих возженные свечи. Едва епископ с клиром начал петь "Трисвятое", как ковчег внезапно поднялся сам собою и несен был невидимыми руками к церкви; из народа же никто не смел прикоснуться к нему. Видя, что ковчег движется сам собою, все удивлялись и ужасались, и едиными устами вопияли:

Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, являющий нам силы и чудеса Свои чрез раба Своего Корнилия!

Случилось там быть в то время и многим неверующим, которые, видев се чудо, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Когда же все дошли до церкви и вошли в нее, то стали по обе стороны, желая видеть, как пойдет ковчег с мощами и где станет. Он же двигаясь прямо стал близ алтаря, по правую сторону. Епископ хотел поставить его внутри алтаря, но никто не мог подвинуть ковчег с того места, на коем он стал сам. И совершались многие чудеса в то время и впоследствии от святых и чудотворных мощей угодника Божия. По смерти епископа Силуана, его место занял Филосторгий, который убедил одного иконописца, по имени Енкратия, расписать всю церковь священными изображениями и более всего позаботиться о написании иконы самого святого Корнилия. Иконописец же, начав писать икону святого Корнилия, никак не мог изобразить лица его и несколько раз смывал всё, что писал на иконе, чувствуя, что ему не удается написать лик святого вполне благолепно. Енкратий вышел из себя, – произнесши хульные слова против святого, оставил его икону и, намереваясь написать что-нибудь другое на церковной стене, поднялся на лестницу, но поскользнувшись упал вниз и так расшибся, что лежал как мертвый. Бывшие в церкви взяли его, снесли в дом и положили на одре едва живого и неспособного вымолвить даже одно слово. Вокруг его рта видны были черви, из коих одни вползали, другие выползали из его уст. Это было наказанием ему за то. что он осмелился произнести своими устами хульные слова против святого. Однако как Сам Господь, так и святые рабы Его гневаются не до конца и не вечно негодуют. Ибо на утро тот, кто вывел живыми жену и сына Димитрия из разрушившихся стен, явился и Енкратию и, взяв его за руку поднял его с одра как бы от сна, и стал невидим. Енкратий же, почувствовав себя здоровым, поспешил в церковь святого и, припавши к честному ковчегу, в котором почивали целебные мощи Корнилия, с плачем просил прощения за свой проступок и благодарил святого за то, что тот помиловал его и исцелил от болезни, когда он уже был близок к смерти. Двойную пользу получил тот иконописец от явления святого: он исцелился от болезни и узнал, каков был лик святого. После сего он изобразил на иконе святого Корнилия так, как видел его в явлении, и прославлял Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Епи-скоп Ке-са-рии Па-ле-стин-ской. Ра-нее был языч-ни-ком, но от-ли-чал-ся глу-бо-ким бла-го-че-сти-ем и доб-ры-ми де-ла-ми, о чем сви-де-тель-ству-ет свя-той еван-ге-лист Лу-ка (). Гос-подь не пре-зрел его доб-ро-де-тель-ной жиз-ни и при-вел к по-зна-нию ис-ти-ны через про-све-ще-ние све-том ве-ры Хри-сто-вой.

Од-на-жды, ко-гда Кор-ни-лий мо-лил-ся в сво-ем до-ме, ему пред-стал Ан-гел Бо-жий и со-об-щил: Мо-лит-вы твоя и ми-ло-сты-ни твоя взы-до-ша на па-мять пред Бо-га. При-зо-ви Си-мо-на, на-ри-ца-е-ма-го Пет-ра, той ре-чет те-бе гла-го-лы, в ни-х-же спя-се-ши-ся ты и весь дом твой (). Кор-ни-лий в точ-но-сти ис-пол-нил при-ка-за-ние Ан-ге-ла. Апо-стол Петр, по-лу-чив-ший в чу-дес-ном ви-де-нии на-став-ле-ние огла-сить Кор-ни-лия сло-ва-ми еван-гель-ско-го уче-ния, при-был к нему и про-по-ве-до-вал Рас-пя-то-го Хри-ста. Под бла-го-дат-ным воз-дей-стви-ем Свя-то-го Ду-ха Кор-ни-лий уве-ро-вал во Хри-ста и кре-стил-ся вме-сте со сво-и-ми род-ствен-ни-ка-ми. Он был пер-вым из языч-ни-ков, при-няв-шим Кре-ще-ние. Дом его был об-ра-щен в цер-ковь.

Св. Кор-ни-лий мно-го по-тру-дил-ся для рас-про-стра-не-ния ве-ры Хри-сто-вой. Неко-то-рое вре-мя он раз-де-лял тру-ды апо-сто-ла Пет-ра и по-став-лен был им епи-ско-пом Ке-са-рии Па-ле-стин-ской. Св. Кор-ни-лий за-кон-чил свои про-по-вед-ни-че-ские по-дви-ги в Скеп-сии, где он со-вер-шил мно-го чу-дес и по-сле мно-гих стра-да-ний от языч-ни-ков мир-но скон-чал-ся в глу-бо-кой ста-ро-сти.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь священномученику Корнилию Сотнику

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д:/ сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Корни́лие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, восхождения к достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Корнилий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Корнилию Сотнику

Во святи́телех благоче́стно пожи́в,/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы,/ и побо́рник быв твоему́ ста́ду богому́дре./ Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами,// о́тче наш Корни́лие.

Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы и стал защитником твоего стада, богомудрый. Потому, почитая тебя, таинственно взываем тебе: «От бед избавляй нас всегда твоими мольбами, отче наш Корнилий!»

Ин кондак священномученику Корнилию Сотнику

Нача́ток святы́й тя́ Це́рковь от язы́к прия́т,/ просвеща́ющаго сию́ доброде́тельными твои́ми дея́нми,// священнотаи́нниче богому́дре Корни́лие.

Перевод: Как первый святой плод от язычников приняла тебя Церковь, которую ты просветил своими добродетельными делами, совершающий священные Таинства богомудрый Корнилий.

Молитва священномученику Корнилию Сотнику

О, вели́кий Христо́в уго́дниче, о́тче на́ш Корни́лие! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й, триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на земли́ в Боже́ственных хра́мех почива́яй и да́нною ти́ свы́ше благода́тию разли́чная чудеса́ источа́яй. При́зри ми́лостивным твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди, честне́й твое́й ико́не уми́льно моля́щияся и прося́щия от тебе́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния, простри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плыя твоя́ моли́твы и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний. Се́ бо мы́, за беззако́ния на́ша не сме́юще возвести́ очеса́ на́ша к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ гла́с моле́бный к Его́ в Божестве́ непристу́пней сла́ве, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны́ гре́шныя призыва́ем, я́ко ты́ прия́л еси́ благода́ть от Него́ неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебе́ у́бо про́сим, не пре́зри на́с, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твое́й по́мощи тре́бующих. Бу́ди на́м в печа́лех уте́шитель, в неду́зех стра́ждущим вра́ч, напа́ствуемым ско́рый покрови́тель, в ско́рбех гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй все́м на́м, я́же ко спасе́нию поле́зная, я́ко да твои́ми Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.