Тефнут бог чего. Богиня Тефнут: история, описание и интересные факты. Происхождение и место в пантеоне

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой. Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.

Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".

В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскалённые лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:

Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!

Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил её вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Нут по вечерам рождала звёзды, а утром, перед восходом Солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньей, поедающей своих поросят.

Владыка Всего Сущего Ра был очень недоволен ссорой Нут и Геба. Он призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут, разделить небо и землю: если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.

Шу исполнил приказ Ра: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота" (т. е. воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги умерших маленькие деревянные статуэтки Шу - чтобы покойный не задохнулся в Загробном Царстве, где воздуха нет.

Шу носит на голове страусиное перо: это - иероглифдетерминатив его имени.

Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.

Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.

По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой подобно тому, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт солнечный диск Ра. Ра берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.

Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп. В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт.

ТЕФНУТ ТЕФНУТ

(tfn.t), в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелио-польскую эннеаду. Её земное воплощение - львица. Центр культа Т.- Гелиополь, согласно гелиопольскому мифу, Т. и её муж Шу - первая пара богов-близнецов, порождённых Атумом (Ра-Атумом). Их дети - Геб и Нут. Иногда Т. называют женой Птаха. Т.- также дочь Ра, его любимое Око. О ней говорили: «дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом, Т. огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Т. отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Т. являлась богиня пламени У пес, другой её ипостасью нередко выступает богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Т.- Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в другом варианте - Онуриса), вернулась обратно. Приход Т. из Нубии и последовавшее за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы (подробнее см. в ст. Египетская мифология ). Т. отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит, Мент), почитавшимися в Египте.
р. р.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Тефнут

в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Ее земное воплощение - львица. Центр культа Тефнут - Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу. Тефнут и ее муж Шу - первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети - Геб и Hут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут - также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: "Дочь Ра на его лбу". Когда Ра утром всходит над горизонтом. Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой ее ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут - Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте - Онуриса). вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последов, за этим вступление ее в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

ТЕФНУТ

в египетской мифологии боги влаги Она и ее муж Шу были первыми богами-близнецами, которых породил Ра. Их детьми -- боги Геб и Нут. Тефнут называли любимым оком бога Ра. По легенде, когда утром солнечный бог поднимался над горизонтом, Тефнут огненным глазом сияла у него во лбу и испепеляла прагов бога. Однажды Тефнут поссорилась с Ра и покинула Египет Наступила страшная засуха, и люди стали гибнуть сотнями. Тот и Шу уговорили богиню вернуться. Шу женился на ней, и наступил расцвет природы.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Смотреть что такое "ТЕФНУТ" в других словарях:

    В египетской мифологии одна из богинь гелиопольской Эннеады, божество влаги, вместе с богом воздуха Шу составившая первую пару богов, порожденных Атумом … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕФНУТ, в египетской мифологии одна из богинь гелиопольской Эннеады, божество влаги, вместе с богом воздуха Шу (см. ШУ) составившая первую пару богов, порожденных Атумом (см. АТУМ) … Энциклопедический словарь

    Тефнут, также Тефнет, хвалебное имя Нубийская кошка в египетской мифологии богиня влаги. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефну … Википедия

    Египетская богиня, сестра и супруга Шу (см.), дочь Тума, бога солнца. Представляет искусственное женское дополнение Шу, бога воздуха; изображалась, подобно ему, в виде льва или с головой льва; часты изображения их обоих в виде сидящих, обращенных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Тефнут - в егип. миф. богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Ее земное воплощение львица. Центр культа Т. Гелиополь. Согл. гелиопольск. мифу, Т. и ее муж Шу первая пара богов близнецов, порожд. Атумом (Ра Атумом). Их дети Геб и Нут. Иногда …

    Тефнут - (егип.) – богиня влаги, входящая в гелиопольскую эннеаду (девятку) богов. По гелиопольскому мифу, Т. вместе со своим братом близнецом и мужем Шу является дочерью Ра Атума, матерью Геба и Нут. Ее называли «любимым Оком Ра» и изображали в виде… … Мифологический словарь

    Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления… … Энциклопедия мифологии

    - (šw, букв. «пустота», «свет»), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землёй. Входит в гелиопольскую экнеаду богов … Энциклопедия мифологии

    Египет Древний. Культура - Хлебопеки. Деревянная раскрашенная статуэтка. Около 2000 до н. э. Королевский шотландский музей. Эдинбург. Просвещение. Школы будущих писцов создавались при дворе фараона, при храмах и при крупных государственных учреждениях. В школах обучались… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Египетская мифология - источ. изучения миф. Др. Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Хар р и происхождение мн. мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими миф. представления египтян, явл.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

В дополнению ко вчерашнему рассказу о Хатхор и сегодняшнему о Сехмет, хотелось бы поподробнее остановиться на их связи и рассказать о мифе, в котором древнеегипетская богиня любви Хатхор, вдруг превращается в безжалостную и воинственную Сехмет.

Хатор, как и большинству богов Египта, многолика. В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу?), с Сехмет - богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии).

Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла людей… Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.

В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого люди замыслили недоброе, боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит оно для тебя замышляющих злое… и да сойдет оно в образе Хатор».

И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».

Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для сердца моего».

Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется, но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини: Хатор Сехмет.

Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.

Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. осмотрел на них его величество Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».

Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».

Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.

И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)…

Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не узнала людей.

И сказал Ра богине этой:

«Иди в мире, о богиня могучая».

Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не только с богинями или богами, но и с людьми.

Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем то постыдным. Ведь пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить, что было именно так.

Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится - в аллегорической форме - о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов, обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в Библию).

Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?

Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила - основного водного потока - расположена в зоне широкого распространения красноземов. Пять шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн - леса. Охотники, а затем скотоводы кочевники и первые земледельцы стали активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже превратились в сухие долины.

Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом регионе климат стал значительно суше. Теперь уже «красные разливы» Нила остались только в преданиях.

Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда то катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски, веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).

Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу.

В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние греки - с Афродитой.

Пантеон Древнего Египта очень обширен, в этой стране преклонялись множеству богов. Некоторые из них, например Ра, Осирис, Гор, почитались повсеместно, иные имели лишь местное значение. Так, кровавая была покровительницей Мемфиса и Гелиополя, и ее культ был распространен именно в этих городах. Есть в мифологии Страны пирамид и древние боги, которые создали всех остальных. Одной из них является Тефнут, с интересными фактами о которой предлагаем познакомиться.

Внешний вид

Нередко древнеегипетская богиня Тефнут изображалась в виде кошки или львицы, на фресках можно видеть также ее представление как женщины с львиной головой. В этом случае на голове Тефнут располагались огненный диск и священная змея, в руках - анкх и жезл - побег папируса. Изображалась богиня в золотых украшениях, которые носили знатные египтянки той поры. Основные цвета - красный, коричневый, зеленый.

Можно также встретить изображения, на которых Тефнут предстает в облике львицы, повернутой спиной ко льву - своему брату-супругу Шу.

Значение

Нубийская кошка (именно так иногда именовали богиню Тефнут) считалась божеством влаги. Именно по ее воле на землю попадала живительная вода, столь важная для плодородия почв: дожди, роса. Поэтому роль Тефнут в пантеоне была очень значительна, ведь без жидкости все посевы на полях засохнут, а Египет в те времена был прежде всего сельскохозяйственным государством.

Также божеству нередко приписывали функции Ока Ра. Когда солнечный бог совершал свой ежедневный обход горизонта, Око блистало на его голове, это и была Тефнут. Нередко богиню отождествляли с хранительницей Ра Уто.

Семья

Согласно в семью богини Тефнут входили:

  • Ра (Атум) - отец.
  • Шу - супруг и одновременно брат-близнец.
  • Дети - Нут и Геб.

Интересно, что по примеру мифических богов вполне реальные фараоны нередко вступали в близкородственные браки, что приводило к мутациям и вырождению рода. В некоторых мифах мужем Тефнут называют бога-прародителя Птаха (Пта).

и атрибуты

Священным животным Тефнут считалась львица. Также с этим божеством отождествлялись кошки и змеи, которые, однако, не были посвящены исключительно Нубийской кошке. Интересно, что в Древнем Египте львы встречались достаточно часто, но сейчас этих грозных хищников в стране не встретишь. Стихиями Тефнут считались огонь и вода.

Происхождение и место в пантеоне

Богиня Тефнут в Древнем Египте входила в девятку древних богов, в так называемую гелиопольскую эннеаду. Поэтому история богини влаги напрямую связана с мифологическими представлениями о сотворении мира. На территории страны не было единых взглядов на данный вопрос, идейные представления были рассредоточены между тремя крупнейшими религиозными центрами, одним из которых был Гелиополис. Жрецы этого солнечного города так объясняли появление мира и рождение богини Тефнут:

  • Из первоначальной жидкости самозародился бог Атум (Ра).
  • Он создал Бенбен (священный камень) силой своей воли.
  • Стоя на камне, Атум создал первую пару богов - Шу и Тефнут. Они были не только братом и сестрой, но и супругами.
  • От первой божественной пары родились небес) и Геб (земли).
  • Затем Геб и Нут родили еще две пары божеств, которые также были одновременно братом и сестрой и супругами: Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Осирис стал править подземным царством, Исиде приписали функции богини плодородия. Сет был богом пустыни, Нефтида - богиней смерти и врачевания.
  • Немного позднее была создана бесплодная пустыня.

Таким образом и появились 9 божеств, вошедших в эннеаду Гелиополя.

Испытания для египтян

Наиболее известен один из мифов, в котором фигурирует Тефнут. Сюжет его таков. Древние египтяне безбедно жили в долине Нила.

Солнечный бог Ра щедро одаривал свой любимый народ теплыми лучами небесного светила.

Богиня Тефнут обеспечивала регулярное выпадение осадков, отчего земли не утрачивали своей плодородности.

Бог Нила (Хапи) отвечал за разливы великой реки, отчего пашни становились еще более богатыми благодаря чудесному илу.

Египтяне были благодарны своим богам и исполняли для них хвалебные песни, возводили храмы и статуи, приносили пожертвования. Но однажды Тефнут поссорилась со своим отцом - богиня решила, что люди должны благодарить исключительно ее одну. Обратившись в львицу, она покинула Египет, как ей казалось, навсегда, даже великий отец не смог остановить рассерженную богиню.

В долине Нила началась засуха, дожди полностью прекратились. Земледельцы остались без урожая: он погиб под палящими лучами солнца. Почва стала твердой, трава пожелтела и повяла, скоту было нечем питаться, начался его падеж, голод и мор. Потом на египтян обрушились песчаные бури. Именно так начинается миф о гневе богини Тефнут.

Львица стала жить в нападая на людей и разрывая их в клочья. В гневе богиня была страшна, ни один человек, случайно встретившийся с ней, не мог избежать страшной участи. Мясо и кровь людей служили пищей обиженной Тефнут, ее дыхание стало огненным, а глаза извергали языки пламени.

Возращение богини

Ра, который более всех своих детей любил именно богиню живительной влаги, очень тосковал без нее и хотел вернуть. Поэтому он решил направить в Нубию богов, чтобы они помогли вернуть Тефнут. Выбор пал на двух божеств:

  • супруга львицы, Шу;
  • бога мудрости Тота, который нередко изображался с головой ибиса.

Бессмертные приняли облик павианов (эти обезьяны в Египте почитались как священные животные) и направились в нелегкий путь. Грозная львица недружелюбно встретила незваных визитеров, и только мудрость Тота помогла вернуть ее. Бог начал описывать красоты Египта, этого удивительного края, богатого зелеными плодородными лугами, изумительными по красоте храмами и населенного благодарными людьми. Бог вещал, что Тефнут не придется ничего делать, чтобы добыть себе пропитание, ее будут уважать и восхвалять в песнях. Она поддалась на уговоры и вместе с Тотом и Шу направилась домой. Бог мудрости всю дорогу творил магические заклинания, чтобы львица не передумала.

Искупавшись в водах Священного озера, богиня утратила облик львицы и стала похожей на обычную женщину невероятной красоты. Именно в таком виде она предстала перед Ра, который был безмерно счастлив вновь видеть любимую дочь.

По другой версии мифа о возвращении богини Тефнут в Египет, мудрец Тот действовал один. Он не скупился на комплименты силе и могуществу львицы, всячески восхвалял ее и не забывал добавить, как тяжело приходится египетскому народу без любимой покровительницы. Пашни высохли, люди умирают с голода, храмы Тефнут закрыты, а жрецы облачились в траурные одеяния и в отчаянии оплакивают свою богиню. Сердце Нубийской кошки растаяло, гнев ее утих, она дала согласие на возращение.

Почитание богини

Миф о бегстве и возращении богини Египта Тефнут стал причиной появления в стране пирамид. Ежегодно незадолго до половодья египтяне разыгрывали сценку об уходе и возращении богини, чтобы задобрить ее.

Основным центром почитания богини-львицы был Гелиополь. Она отличалась грозным нравом, поэтому все обряды в храмах проводились с главной целью - усмирить ее. До наших дней дошли такие описания религиозных действий:

  • Сначала исполнялся танец, чтобы задобрить своенравную Тефнут. Мелодию для танца старались подобрать спокойную и гармоничную.
  • Потом были подношения вина, которое очень любила суровая львица. Также в качестве жертвы использовалась дичь.
  • Далее жрецы читали молитвы.

Богиня очень любила подношения, поэтому нередко дары ей посылали даже другие боги (а точнее - их скульптурные изображения). Жрецы ставили перед статуей Тефнут небольшие статуэтки Хеха, символа вечности, и Маат - богини справедливого суда. Это символизировало преподнесение дара Тефнут другими божествами. Нередко в качестве подношения выступали водные часы, поскольку Нубийская кошка отождествлялась с понятием времени.

Храмы богини

До наших дней дошли несколько храмов Тефнут, которые помогают понять, насколько значимой она была в египетском пантеоне. Помимо уже упомянутого Гелиополя, местом почитания грозной львицы был Леонтополь, иначе - город львов. Именно здесь располагалось святилище не только самой Тефнут, но и прочих львиноголовых божеств: Сехмет, Махеса. Найденные здесь в изобилии статуэтки бронзовых львов свидетельствуют о том, что эти животные внушали древним египтянам не столько ужас, сколько почтение.

Святилища Тефнут имелись и в Нубии, они дошли до наших дней в лучшем состоянии, но не отличаются таким богатством, как египетские. Также места культа богини находились в Верхнем Египте: в Ком-Омбо, Эсне, Эдфу. А изображения богини ученые обнаруживают во многих гробницах фараонов.

Древнеегипетская богиня Тефнут относится к числу особо почитаемых, поскольку именно она, как полагали жители долины Нила, отвечала за дожди и обеспечивала живительную влагу, без которой нельзя было ожидать богатого урожая.

Бог Шу, богиня Тефнут, бог Геб и богиня Нут. Египетская мифология

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. В начале творения они были рождены Ра-Атумом. От них произошли все величайшие боги Египта.
Шу - бог ветра и воздуха. Обычно он принимает облик человека и носит на голове страусиное перо - иероглиф своего имени, которое означает «Пустота» - то есть «воздух»; но иногда этот бог принимает обличье грозного льва. Богиня влаги Тефнут является перед очами бессмертных небожителей чаще всего в облике львицы.
После того, как мир был создан, наступил век богов (В более южных районах Египта дождей практически не бывает) - время, когда боги пребывали на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, творца мира и Владыки всего сущего. Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Но однажды Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она удалилась на юг - в Нубию (египетск. Куш), в Нубийскую пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она покинула Египет, на страну обрушилась смертоносная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему:
- Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго рассказывал богине, какие ужасающие бедствия терпят египтяне, и, наконец, разжалобил её, убедил вернуться на родину. Когда они вместе возвратились в Египет, Великая Река разлилась и щедро напитала водой пашни, а на земли Дельты хлынул с неба живительный «небесный Нил» - дождь. Засуха кончилась, и голод прекратился.
Сказания о бегстве Солнечного Ока в Нубию составляют отдельный большой цикл солярных мифов. Иногда за Солнечным Оком отправляется бог Луны и мудрости Тот, иногда - Шу и Тот вместе. Все древние версии мифа сохранились обрывочно, полный сюжет восстановлен по фрагментам. Далее (в разделе 3 - с. 76) пересказана поздняя (II-III вв. н. э.) версия.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней (рис. 30). От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба (см. рис. 28). Геб и Нут очень любили друг друга ещё во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Рис. 30. Брак Шу и Тефнут.
Слева направо: Тот, Шу, Тефнут, Ра, Онурис (?).

Нут по вечерам рождала звёзды, а на утренней заре проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньёй, поедающей своих поросят.
Владыка всего сущего Ра был очень недоволен этой ссорой богов. Он призвал к себе Шу и велел ему немедленно разорвать объятия Геба и Нут - разделить небо и землю. Если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ бога Солнца: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир (рис. 31).

Рис. 31. Отделение неба от земли.
В центре - Геб и Нут;
справа - бог ветра Шу с поднятыми руками

и перо страуса - иероглиф имени Шу;
слева внизу - белый гусь,
олицетворение Великого Гоготуна, символ

и священная птица Геба и Амона(-Ра);
наверху - Амон в облике барана;
тройной бич у Амона -

символ власти над миром.
Рисунок из «Папируса Тамени»;
XXI династия; Британский музей, Лондон.

Когда это свершилось, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю, возвращая в объятия мужа. Поэтому один из символов Шу - четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
Тефнут иногда помогает супругу держать Нут над землёй, но очень быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь - превращаются в растения.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск (см. рис. 24). Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой, как жук-скарабей (греч.; египетск. хеперер) катит свой шар (см. рис. 27), и, достигнув зенита, передаёт диск великому Ра. Владыка всего сущего берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку - по животу Нут.
Иногда на Ладью нападает извечный враг Солнца - гигантский змей Апоп (см. рис. 51). В такие дни небо затягивает тучами или налетает из пустыни песчаная буря. Богиня Нут прячется в горах, покуда Ра не победит Апопа. Если змею удаётся проглотить Ладью, наступает солнечное затмение, - но даже и тогда Ра в конце концов всё равно одерживает победу над Апопом и плывёт дальше по небесной реке. Вечером, выполнив свою великую миссию, бог Солнца отдаёт диск Атуму, и Атум опускает его за горизонт (рис. 32).

Рис. 32. Земля, небо и Ладья Вечности.
Внизу - бог земли Геб, наверху -
богиня неба Нут, между ними -

бог Шу с воздетыми руками.
Слева - Ладья восходящего Солнца,
справа - «умирающего».

В Ладье восседают Ра, Маат и бог магии Хека,
увенчанный иероглифом своего имени.

Заходящее Солнце принимает в свои руки бог,
обозначенный как «бог великий, владыка Дуата»

(возможно, Нун, хотя иконография
больше соответствует Атуму).