Сверху человек снизу козел как называется. Магия козла в мифах и легендах. Мифические существа, сказочные животные и чудовища

Почитание козла в мифах можно обнаружить во многих культурах, в особенности в тех, которые были тесно связанны со скотоводством. Козел или коза связывались с такими божествами как Гера (в греческой мифологии супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня), Дионис (в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия), Афродита (в греческой мифологии богиня любви и красоты), Агни (в ведической и индуисткой мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра), Варуна (в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, один из величайших богов индийского пантеона), Индра (в древне индийской мифологии бог грома и молнии), Мардук (центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона), Таммуз (у ряда народов Передней Азии божество с отчетливо выраженными чертами бога плодородия), Нингирсу (в шумерской мифологии божество круга богов города Лагаш) и другие.

Олицетворение козлом того или иного божества было очень распространенно в мифах античности. Так, к примеру, Пана (в греческой мифологии божество стад, лесов и полей) греческие скульпторы и художники неизменно изображали с мордой и ногами козла. Сатиров (в греческой мифологии демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса) изображали с остроконечными козлиными ушами, а в иных случаях - с пробивающимися рожками и хвостиком. Иногда эти божества называли просто-напросто козлами, и актеры, которые выступали в роли этих богов, облачались в козьи шкуры. В таком же одеянии древние художники изображали Силена (в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы). А относительно Фавна, италийского двойника греческих Панов и Сатиров, известно, что он был наполовину козлом, точнее, козлоногим и козлорогим человеком.

Двойники этих козловидных духов имеются и в мифах народов Северной Европы. Например, русским их лесные духи - лешие (от слова лес) - представляются в человеческом облике, но с козлиными рогами, ушами и ногами.

В мифах, козел, как правило, ассоциировался с агрессивностью, причем чаще всего с агрессивностью сексуальной. Отсюда и почитание его как символа плодородия, а также связь его с божествами, олицетворяющими эти качества,- литовским Перкунасом (бог грома, молнии, грозы), славянским Перуном (бог грозы и грома), скандинавским Тором (бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ), прусским Пушкайтсом (божество, связанное с землей), греческим Паном (божество стад, лесов и полей) и так далее. Причем, согласно мифам колесницы, некоторых из вышеперечисленных богов были запряжены козлами.

Мифологическая связь козла или козы с плодородием нашло отражение и в одной народной поговорке: «Где коза ходит, там жито родит, где коза ногою, там жито копною».

У древних кельтов козел в мифах также считался символом плодородия. Поэтому козла часто изображали рядом с римско-кельтским богом Меркурием.

Естественно, будучи связанным с плодородием, козел не мог не стать и фаллическим символом, что в свою очередь повлекло за собой олицетворение им также и храбрости, мужественности, отваги, ловкости (способность козла быстро бегать, взбираться на высочайшие пики).

Но нужно сказать, что в некоторых традициях наряду с аспектами плодородия фигурирует и мотив бесполезности и непригодности козла, иногда козы (ср. выражения: «как от козла ни шерсти, ни молока», «козла доить»). Козел считался сомнительным, в некотором смысле даже «нечистым», то есть не сакральным животным. Но, тем не менее, козел или коза были одним из самых частых жертвенных животных, которые приносились в жертву богам во многих традициях, от греческой до славянской.

Принимал облик козла и бог растительности и виноделия Дионис. Одним из его прозвищ было «Козленок». В Афинах существовал культ Диониса, «носящего шкуру черного козла». Бытовало предание, что этим наименованием бог обязан тому, что однажды предстал в подобной шкуре.

В греческой культуре очень распространенно принесения козла в жертву Дионису. Легенда гласит, что для того чтобы спасти мальчика Диониса от ярости Геры, Зевс превратил его в козленка, а когда боги от гнева Тифона бежали в Египет, Дионис превратился в козла. Поэтому, разрывая на куски живого козла и поедая его мясо в сыром виде, участники культа испытывали, должно быть, такое чувство, что питаются плотью и кровью бога.

Мотив принесения в жертву козы или козла нашло отражение, например, в сказке об Аленушке и братце Иванушке, убийство козла изображается как некое жертвоприношение - «огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезати».

Коза была непременным персонажем колядной и масленичной обрядности славян. В праздник, посвященный окончанию сбора урожая, крестьяне, как правило, оставляли на поле несколько несжатых колосков ржи, связывая их в пучок, и ставили рядом каравай, при этом пели хором: «Сидит козел на меже, дивуется бороде».

Кое-где существовал и запрет на употребление в пищу мяса козла.

Иногда с козлом соотносятся некоторые мифологически атрибуты, различных божеств, в особенности божеств грозы. Так, например эгида («козья шкура») (по Гомеру, эгида представляет собой щит, изготовленный Гефестом для Зевса) - атрибут Зевса, Афины (в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны), а иногда и Аполлона. Позднее считалось, что эгида - это шкура козы Амалфеи, натянутая на щит (некоторые исследователи видят здесь воспоминание о древнейшем обычае защищать левую руку козьей шкурой).

С середины. 6 в. до н. э. щит-эгида из козьей шкуры становится постоянным атрибутом Афины. Ежегодно на Акрополе в жертву Афине приносился козёл, шкура которого как эгида возлагалась на статую богини. А со временем козел становится и символом тучи, скрывавшей молнии Зевса.

Образ козла связывается также и с астрономической и временной символикой. Так, к примеру, Козерог как один из знаков Зодиака, в китайском и некоторых других анимальных календарях связан с козлом.

В минойских мифах козел выступает как бог убывающего года, в отличие от барана как бога прибывающего года.

Часто козел выступает и как олицетворения духа хлеба. Так, например, в районе Весуля (департамент Верхняя Сона), сжиная остаток колосьев, жители приговаривают: «Мы держим кота за хвост». А когда колосья колышутся на ветру, жители многих местностей Пруссии говорят: «Это козлы гоняются друг за другом», «Это ветер прогоняет коз по хлебам», «Это козы пасутся в хлебах». В таких случаях рассчитывают на отличный урожай.

В других случаях говорят: «В поле овса сидит Овсяный козел», «В хлебном поле сидит Ржаной козел». Детей предупреждают, чтобы они не ходили в поле собирать васильки или бобовые стручки, потому что там притаился Ржаной, Пшеничный, Овсяный или Бобовый козел, который утащит и убьет их.

В Восточной Пруссии местные крестьяне торопятся с вязкой снопов овса, «чтобы их не забодал Хлебный козел».

В некоторых деревнях существовала традиция в последний сноп втыкать два рога и давать ему прозвище «Козел рогатый».

Существует поверье, что дух хлеба, захваченный в плен в образе козла или в иной форме, проводит на усадьбе или в амбаре всю зиму.

В алхимической мифологии козлиная голова являлась аллегорическим символом серы.

© Алексей Корнеев

Сатир

Сатир

А, муж. Стар. редк.

Отч.: Сатирович, Сатировна.

Производные: Сатирка; Сатя (Сата).

Происхождение: (Предположительно от греч. Satyros - Сатир (мифическое существо - наполовину человек, наполовину козел))

Именины:

Словарь личных имён .

САТИР

Прощающий.

Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов. .

Сатир

Имя греческого лесного божества.

День Ангела. Справочник по именам и именинам . 2010 .

Сатир

А, м. Стар. редк.

Отч. : Сати ́рович, Сати́ровна. Производные : Сати ́рка; Са́тя (Са́та). [Предположительно от греч. Satyros - Сатир (мифическое существо - наполовину человек, наполовину козел).] †14 февр.

Словарь русских личных имен . Н. А. Петровский . 2011 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Сатир" в других словарях:

    сатир - а, м. satyre m. <гр. satyros. 1. В греческой мифологии лукавое, сладострастное существо с козлиными ногами, бородой и рогами, спутник бога Диониса. БАС 1. Пристойно весьма симболом Французскую поэзию некто изобразил, представив оную на театре … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сатир: Сатиры мифические существа, спутники Вакха; Сатиры семейство дневных бабочек; Сатир (тиран) один из 30 афинских тиранов; Сатир I и Сатир II правители Боспорского царства. Сатиры вокальная сюита Александра Градского. Satyr музыкант, лидер… … Википедия

    Сладострастник, козлоногий Словарь русских синонимов. сатир см. развратник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    САТИР, сатира, муж. (греч. satyros). 1. В греческой мифологии существо с конским или козлиным хвостом, развратный спутник бога вина и веселья Диониса Вакха. «За ним (за Вакхом) теснится козлоногий и фавнов и сатиров рой.» Пушкин. 2. перен. О… … Толковый словарь Ушакова

    Сатир, Satyros, III II вв. до н. э., греческий писатель. Происходил из Каллата, греческого города на Черном море, жил и творил в Египте, вероятно, в Александрии и Оксиринхе. С. был автором произведения Жизнеописания (Peri bion), содержавшего… … Античные писатели

    САТИР, а, муж. 1. В древнегреческой мифологии: низшее божество, существо с хвостом, рогами и козлиными ногами, развратный спутник бога вина и веселья. 2. перен. Развратный и лукавый человек (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Лесное божество в греческой мифологии, спутник бога вина Диониса, большой любитель хорошей пирушки * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») … Кулинарный словарь

    сатиріаз - сатиріа/зис, у, ч., сатирома/нія, ї, ж. мед. Хворобливо загострений статевий потяг у чоловіків … Український тлумачний словник

    сатиріаз - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    сатир. - сатир. сатирический … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Сатир и Муза , Андрей Афантов , На своем пути каждый хочет встретить любовь. Такую, как в`Гранатовом браслете` Куприна, -`настоящую, верную, вечную`. И, конечно же, единственную. Но не каждому счастливчику это удается. И… Категория: Любовь,эротика,секс Серия: Манон Издатель: Книжный Клуб Книговек , Производитель: Книжный Клуб Книговек ,
  • Сатир и муза Только для взрослых , Афантов А. , "Сатир и Муза" -роман, уводящий читателя совсем не в античную Грецию, но в XXI век, в" нулевые" годы. Годы, которые только что прошли. Главный герой романа - молодой человек по имени… Категория:

Возникший в Вашем сновидении образ козла, скорее всего, является результатом трансформирования Вашим подсознанием такого известного народного выражения, как «козел отпущения». Именно так в народе называют человека, на которого, что называется, «шишки летят». Очень интересным является тот факт, что раньше так называли человека, на которого взваливали все грехи, ведь по Библии священнослужитель складывал все мирские грехи на голову козла, а затем изгонял его в пустыню.

Символ козла в сновидении можно трактовать двояко. Во-первых, козел олицетворяет жизнь, плодовитость, именно поэтому это животное использовали для отпущения грехов. А во-вторых, козел является символом греха и распущенности, ведь недаром же по известной древней легенде, дьявол каждый день забирал его из жизни для того, чтобы расчесать козлу бороду.

Если во сне на Вас нападает козел, то наяву Вы очень доверчивый человек, а потому окружающие пользуются Вашей добротой и сваливают на Вас все свои проблемы.

Кормить во сне козла – означает, что в реальной жизни Вы покровительствуете ненадежному легкомысленному человеку, который, находясь под Вашей защитой, творит злые непристойные дела.

Если же Вы кормите во сне стадо коз, то такой сон означает, что Вам предстоит неожиданное развлечение, которое не принесет желаемого отдыха из-за того, что Вы попадете в компании распущенных, легкомысленных людей.

Если во сне Вы приручаете диких коз, то такой сон свидетельствует о том, что в реальной жизни Вы будете искать дружбы незнакомого Вам человека. Если же Вы кормите диких коз, забыв накормить при этом старых, то Вы поступаете неправильно, предпочитая своих новых друзей старым. Следует помнить одну простую истину: старый друг лучше новых двух.

Увидеть во сне, как козел нападает на волка, – плохое предзнаменование. Такой сон означает, что в реальной жизни Вам предстоит нехорошая встреча с представителями закона. Вас будут обвинять в преступлении, которого Вы не совершали. Если во сне козел закалывает своими рогами волка, то наяву Вам удастся доказать свою невиновность.

Увидеть во сне раненого козла – предвестие перемен в жизни. Возможно, Вы сумеете покончить со всеми своими проблемами и начать новую счастливую жизнь.

Резать во сне коз – знак того, что в реальной жизни Вы понесете невосполнимые потери. Возможно, у Вас не останется совсем ничего из-за вмешательства в Ваши дела одного знакомого. В этом отношении Вам уже сейчас следует вспомнить одно народное крылатое выражение: «Пустить козла в огород», – и тогда, возможно, Вам удастся избежать угрожающих Вам проблем.

Вычесывать во сне коз – означает, что в настоящее время Вы занимаетесь полезной работой, которая не только принесет Вам немалую прибыль, но и сделает Вас уважаемым человеком.

Если Вам приснилось, что Вы доите коз, – предвестие скорой встречи с человеком, которому понадобятся Ваши рекомендации. Сон советует быть осторожным, в противном случае Вы будете оказывать покровительство недостойному человеку.

Толкование снов из Древнего сонника

Сонник - Козел

Увидеть во сне козу или козла: знак, предвещающий неприятные заботы, хлопоты и конфликты, чаще всего связанные со знакомыми вам людьми.

Козел с длинной бородой: символизирует застарелые конфликты и прошлые обиды. Такой сон намекает на то, что ваши отношения с окружающими явно нуждаются в улучшении. Быть может, вам следует научиться прощать старые обиды, ведь взамен вы обретете такую бесценную вещь, как душевное равновесие.

Если козел или коза в вашем сне выглядят красиво и грациозно, оставляя приятное впечатление: сон говорит о том, что, возможно, люди, на которых вы держите какое-то зло, вовсе не заслуживают такого к себе отношения.

Толкование снов из

Сатиры в греческой мифологии считались спутниками бога виноделия, плодородия и веселья - Диониса: они устраивали праздничные увеселительные мероприятия, являлись посыльными бога и всячески его развлекали. В иерархической лестнице сатиры занимают одну из низших ступеней и причисляются к низшим лесным божествам.

Как выглядит сатир?

В мифологии греков это существо выглядело как мужчина с козлиными ногами, хвостом, небольшими рожками и бородой.

Причем с течением времени его облик постепенно менялся в более «животный» и сказочный:

В описаниях сатира в мифологии V века до н. э. отличие от человека было только в присутствии лошадиного хвоста и ушей, похожих на лошадиные. Ноги и все тело были как у человека, разве что поросль на лице была обильной, также часто имелась проплешина на макушке.

Ноги, как у козла, копыта и рога у сатиров появились во времена Возрождения (XIII-XVI века). Поэты стали придавать этому божеству черты все более искаженные, часто стал упоминаться «лошадиный» фаллос и лицо с большими ноздрями и низким лбом. В позднем облике сатира смешивались черты лошади и козла, что в принципе было ошибкой поэтов и историков.

Красный нос «алкоголика»: ввиду чрезмерных винных возлияний у сатира всегда красный нос и дыхание с винными парами.

Чем занимались сатиры?

Часто они устраивали театрализованные и костюмированные представления, спектакли, в основном на тему плодородия, соблазнения молодых пастушек и лесных нимф.

Танцевали под свирель, возвещали о прибытии Диониса пронзительными звуками флейт, подшучивали над путниками, часто предавались плотским утехам - так обычно проходила жизнь этих лесных существ, как утверждает древняя мифология. Чем-то они напоминают хиппи 70-х: беззаботная жизнь в свое удовольствие, свободные отношения, бисексуальность, любовь к музыке, танцам и выпивке, наряду с уклонением от войн и откровенного насилия. Все это делало сатиров привлекательными в глазах поэтов эпохи Ренессанса.

Сатир преклонных лет

Их называли силенами и часто путали с сатирами, которые были молодые, озорные и неусидчивые. Если сатиры - это жители лесов и горных возвышений, то силены были ближе к водоемам - рекам и озерам - хотя в них и не жили (в отличие от русалок и водяных).

Силен - это состарившийся сатир, хотя в некоторых источниках утверждается, что так звали наставника Диониса и непременного его спутника. По описаниям силен был практически всегда пьян, волосат до косматости, чрезмерно похотлив без разбору и плешив.

Фавн и пан

С этими божествами также часто путают сатиров. В древнегреческой мифологии имеется множество существ, имеющих некоторые черты животных, поэтому иногда возникала путаница: сатир имел черты лошади (не путать с кентавром): хвост, уши и фаллос, по характеру был более грубым и наглым, падким на совокупления без разбору, а фавн был похож на козла: имел рожки, бородку и «козлиные» ноги с копытами, поросшие шерстью, и был более безобиден в отношениях с людьми.

Пан - это бог пастухов и стадных животных, властелин лесов. Его отцом считался бог Гермес, которые изобрел свирель. Поэтому сопровождающие пана фавны и сатиры издают звуки из этого инструмента, подтверждая его первичное право владения.

Внешне это божество было очень похоже на фавна, но с более утрированными чертами и массивными рогами. Пан обладал знаниями магических слов и часто этим пользовался: чарующий звук его голоса вводил в транс людей и властелин леса управлял ими, вступая в интимные связи, а также мог насылать пан ический страх на путников, которые неуважительно относились к природе леса или самому божеству.

Аналог сатира в мифологии других стран

Кроме фавнов и сатиров, в мифологии Древней Греции еще множество занимательных и необычных существ, но малоизвестных, ведь обычно все обращают внимание на высших богов, вроде Зевса и Афродиты, а мелким "мифическим населением" мало кто всерьез интересуется. Поэтому и рождаются впоследствии неточности, искаженные факты и приписывания чужих заслуг и действий только известным сатирам.


Для многих людей козлиная бородка является символом протеста, хотя это всего лишь удобное оформление волос на лице. В то время как в течение веков волос на лице становилось все меньше, нынешняя мода на усы и бороду выглядит довольно удивительно. Во все времена знаменитости носили козлиную бородку, которая сейчас снова вернулась и стала элементом стиля и моды у молодых парней.




Козлиной считается борода, когда часть лица гладко выбрита, за исключением подбородка. Короткую бородку называют «в стиле ван Дейк», а более длинную и заостренную – «имперской».



История козлиной бородки довольно любопытна. Название, очевидно, происходит от длинного пука меха под подбородком козла. Как результат, наполовину человек, наполовину козел греческий бог Пан обычно изображается с такой бородой. Пан был богом пастухов и символом дикой природы. После приобщения к христианству, борода от козлоподобного Пана перешла к Сатане и поэтому долгое время люди ее не носили.



Козлиная борода прижился в Европе ХVII века благодаря фламандскому живописцу Антонису ван Дейку (Antoon van Dyck). Ван Дейк был чрезвычайно успешным художником, которому заказывали портреты герцоги, принцессы, короли и королевы.



Он также написал много автопортретов, на которых у автора маленькая заостренная бородка и изящно изогнутые усы. Король Англии Карл I носил такую же бороду. Картины ван Дейка и портреты Карла быстро распространились по Европе, а стиль бороды этих двоих стал очень популярным.



Несмотря на популярность, козлиная бородка почти исчезла из высшего света ХVIII и ХIХ веков, а стала прочно ассоциироваться с солдатами, в частности знаменитыми французскими мушкетерами. В те годы считалось, что бородка ассоциируется с очень сильным, напористым человеком.

Мода на растительность на лице меняется волнообразно в течение всего ХХ века. 1920-е и 1930-е были годами безбородых мужчин. У джазовых музыкантов 1940-х годов появляется бородка, в том числе и козлиная. 1950-е гг. были гладковыбритыми, а протестные 1960-е стали десятилетием разнообразия и свободы бороды. В 1970-х – мода на усы, сменившаяся популярной щетиной 1980-х. В 1990-х были модными аккуратная эспаньолка и «островок» под нижней губой.



Почему же так популярна козлиная борода? Уже в позднем подростковом возрасте, когда хочется украсить лицо мужественными волосами, они растут наиболее густо над верхней губой и подбородке. И часто этого не достаточно для полной бороды.



И если еще сто лет назад у мужчины была борода, он ее сохранял на всю жизнь, это была его неотъемлемая часть. В наши дни, за редким исключением, борода является модным элементом, ее отращивают или сбривают без сожаления во имя красоты и мужественности, в зависимости от времени года или просто по желанию любимой девушки.

Бородка как у козла была у Ленина, Дзержинского, Бориса Гребенщикова и многих других знаменитостей. Есть целых , и все они подтверждают тезис, что .