Рекомендации по очистке лазеров в проигрывателях CD. Что делать, если аудиосистема перестала читать CD-диски Как почистить лазерную головку в музыкальном центре

На днях попалась мне такая вот простенькая магнитолка, под маркой International, в весьма плачевном состоянии, которое можно оценить, как полный джанк. Однако, что то мне в ней глянулось и решил я её отмыть.

И ещё подумал, что данный аппаратец может послужить очень хорошим примером того, как из такого вот мусора, ценой совсем небольших и доступных каждому усилий, можно сделать вполне симпатичную вещицу.
Итак, что мы имеем изначально: – Корпус грязный, но, в основном, целый, без фатальных повреждений. – Хромированные детали выглядят весьма печально, покрыты налётом и хорошо всем знакомыми зеленоватыми точками коррозии. – Шкала приёмника мутная и, естественно, тоже грязная, почти до непрозрачности. – Две кнопки ЛПМ а сломаны и болтаются, магнитофон включить невозможно. – Антенны обломаны под корень. – Большое количество пыли под решётками динамиков и в кассетном кармане (естественно, и внутри аппарата тоже) – Радио включается, но регуляторы трещат, каналы периодически пропадают, то левый то правый.

В общем, стандартный набор неприятностей, для аппарата, который был когда то заброшен в глубину кладовки (в гараж, на чердак и т.п.) и по прошествии десятка (или более) лет извлечён на свет божий. То есть, вариант наиболее часто встречающийся в наших поисках винтажной техники.
Поскольку данную модель нельзя назвать особо ценной, решил ограничиться самым минимальным комплексом работ по приведению аппарата в порядок. Без каких либо вложений и заморочек типа покраски корпуса или глубокой шлифовки прозрачных деталей.
И так начинаем. Прежде всего снимаем все ручки регуляторов и переключателей и разделяем магнитолу на две половинки. У данного аппарата снимается задняя крышка со смонтированным на ней блоком питания, а всё остальное остаётся на передней части корпуса.

Бывает и наоборот, когда снимается передняя крышка с динамиками (или без) , а все детали закреплены на задней части, но принципиальной разницы тут никакой нет.
После нам надо полностью отделить все внутренности от деталей корпуса. По моему убеждению, это совершенно необходимо для действительно качественной отмывки, ибо никакие протирания снаружи не заменят хорошего купания.
Тут бы, для первого раза, я посоветовал фиксировать каждый шаг при помощи фотоаппарата, листка бумаги, кому как удобнее, а винтики и шурупы раскладывать в порядке отвинчивания по маленьким коробочкам или на разлинованном листе бумаги или ткани.
И вот цель достигнута – пластмасса отдельно, начинка отдельно, можно приступать к банным процедурам.


Детали корпуса я отмываю в ванной, при помощи геля для мытья посуды, поролоновой губки и душа с массажной насадкой (хорошо выбивает грязь из труднодоступных мест). Для отмывки решёток и пазов можно использовать щётки, мягкую зубную и побольше, типа одёжной.


Оставляем отмытые детали сохнуть и приступаем к внутренностям. Удаляем пыль и грязь при помощи кисточек, тряпочек, ватных палочек (тут можно подбирать, что удобнее). Для очистки ЛПМ и плат от грязи я использую изопропиловый спирт.
Пассик в данном случае пришлось заменить только один – который приводит в действие счётчик ленты, главный пассик на месте и неплохо сохранился. Зато есть проблема с кнопками ЛПМ , две из них сломаны. К счастью, отломанные куски находятся внутри аппараты и я их приклеиваю при помощи суперклея. Хороший клей – весьма надёжная вещь, главное не покупать дешёвый.


Теперь на очереди хром. Тут я рекомендую сперва хорошенько почистить детали зубной щёткой с изопропиловым спиртом, а затем пройтись по ни антицарапином. Даже, когда коррозия довольно сильная и первоначальный вид восстановить не удаётся, можно добиться очень заметного улучшения.




Стекло шкалы приёмника и крышку кассеты тоже обрабатываем антицарапином. Был бы аппарат более ценный, можно было бы сперва отшлифовать их шкуркой от 600 го до 2000 номеров, но для данной игрушки это слишком трудоёмкая операция, а антицарапин даёт вполне заметный эффект и без предварительной обработки.
Теперь переключатели и потенциометры. Можно, конечно, их выпаять, разобрать, промыть спиртом смазать, собрать и впаять на место, но оставим эти сложности для более дорогих экземпляров и ограничимся простым промыванием спреем WD40. Естественно, стараемся его не разбрызгивать во все стороны и особенно избегать его попадания на резиновые детали ЛПМ . Пшикаем сей препарат внутрь потенциометров и переключателей, щёлкаем и крутим несколько минут, потом салфеточкой удаляем то, что из них вытекает. В большинстве случаев этого вполне достаточно, что бы хруст в регуляторах прекратился, а контакты переключателей восстановились на долгое время. У меня прекрасно работают магнитолы обработанные таким образом больше года назад.

Теперь сборка! Всё делаем в обратном порядке, сверяясь, при необходимости, с фотографиями и записями, сделанными в процессе разборки. Тут главное аккуратность и не лениться лишний раз посмотреть на фото, если есть хоть малейшие сомнения в подсоединении каких либо проводов или разъёмов.

На этой магнитоле ещё не было антенн, но тут уж, кто во что горазд. Если есть рядом радиорынок, где можно купить подходящие по размеру антенны, тогда всё просто. Если такой возможности нет, надо что то придумывать. Я, например, использовал комнатную портативную телевизионную антенну, которых у нас на барахолке, как грязи по 50 центов.

Итак, смотрим, что у нас получилось.

По моему, совсем неплохо, если учесть, что ничего особенного делать не пришлось. Никаких специальных навыков для всей процедуры не требуется, только желание и аккуратность.
Вот, таким образом можно не только сэкономить деньги, но и получить удовольствие от самого процесса и его результата, а так же получше познакомиться с устройством нашей любимой винтажной техники.

— Andrey333

Комментарии

    Поскольку иногда винтики и шурупы бывают разной длины, я посоветовал бы втыкать их в бумажку примерно по такой схеме, как они стояли на аппарате. При обратной сборке это очень помогает не забыть, откуда взялись лишние саморезы.

    Спасибо, Володя, за полезный совет! Действительно, как мне кажется, удобно, надо попробовать – потому как по коробочкам оно то удоюно и всй кажется просто, но потом вечно ломаешь голову какой куда крутить.:)

    А я мою следующим образом:
    У меня свой шиномантаж и граничит он с автомойкой.
    После полной разборки корпуса несу его на мойку, заливаю пеной (которой заливают машины), жду 5-10 минум и смываю керхером на малой мощности.
    Вымымается вся мелкая хрень!!!
    Только вот надо держать части корпуса порепче.

    А в остальном все также как и у вас.

    Андрей, у меня есть полная копия отмытой Вами International, под названием Schmid)))
    Примерно в таком же состоянии. Тоже собираюсь отмыть её, но есть один нюансик – у моего по мимо прочего, шкала алюминиевая на которой отмечены диапазоны и т.д., засрана таракашками)))
    Не посоветуете, чем отмыть эти самые таракиньи фекалии??? :)

    Тараканьи безобразия – не самая страшная грязь! Легко отмоется. Только со шкалой, конечно, надо поаккуратнее, что бы надписи не смыть ненароком. Я бы посоветовал тёплой водой с мылом или средством для мытья посуды.

    Андрей, благодарю за ответ! Кстати(для информации)), мой экземпляр был куплен родственником в апреле 1985 года в Штутгарте, Германия))
    Копия практически полная, изменён только дизайн решеток динамиков – они квадратные. Выглядит немного более брутально, чем International)))
    И ещё неприятный момент – утерян один из декоративных болтиков крепления крышки кассетоприёмника. Даже не знаю, реально где-то найти подходящий болтик?

    И меня есть точно такой же экземпляр только под маркой Shmidt!

    при разборке, чтобы не растерять болтики винтики… советую после демонтожа независимого узла, закручивать (от руки, на сколько хватит силы) болтики туда откуда выкрутил)))

    советую, должно понравиться) (увлекаюсь мото/авто(изредко аудио аппаратурой) техникой, коробочки некатируются и глухие резьбы вкрученый болтик зашишает при мойке)

    коробочки, бумажки достаточно трудоемкий и несовсем точный метод потому что

    “2.Спасибо, Володя, за полезный совет! Действительно, как мне кажется, удобно, надо попробовать – потому как по коробочкам оно то удоюно и всй кажется просто, но потом вечно ломаешь голову какой куда крутить.:)”

    Нифига себе джанк.Кассеотприёмник целый, надписа видны, трещин нет.

Что делать, если аудио система перестала читать CD-диски.

Рекомендации по очистке лазеров в проигрывателях CD. Данный материал построен на основе опыта обслуживания аудио центров Aiwa.
Изложенные здесь рекомендации могут быть использованы и при ремонте проигрывателей CD других производителей.
Попадание грязи на оптику лазера является наиболее распространенной причиной прекращения нормальной работы CD-проигрывателя: аппарат "заикается", не "распознает" или не раскручивает диски.

Как грязь попадает на оптику лазера?

Блок CD-проигрывателя в наиболее распространенной серии мини-систем AIWA NSX-***, расположен в верхней части аппарата, в непосредственной близости от вентиляционных отверстий. Это делает оптику лазера уязвимой для пыли, которая заносится, либо из внешней среды комнатным воздухом, либо внутренними воздушными потоками.
Очень не "любят" лазеры курение около аппарата - смолы, содержащиеся в сигаретном дыме, оседают на оптике и удалить их очень сложно. А любознательные тараканы, по непонятной причине, обожают забираться внутрь лазера. Если таракан крупный, то он не может развернуться внутри - тесно. А "заднего хода" таракан делать не умеет. Отсутствие пищи, медленно поджаривающий лазерный луч делают свое дело и в скором времени любопытное насекомое гибнет. А проигрыватель отказывается работать.

Устройство лазера.

Прежде, чем приступить к ремонту, посмотрим на схематичное устройство лазера. В моделях мини-систем Aiwa NSX используются следующие типы лазеров, производства Sony: KSS-210, KSS-212, KSS-213 .

Как чистить лазер?


Внешний вид лазера (На примере KSS-210)

Хорошо виден "глазок" фокусирующей линзы. Черная поверхность вокруг линзы - пластмассовая крышечка, предохраняющая внутреннее устройство лазера от внешних воздействий.
Загрязнение фокусировочной линзы самое частая и простая неисправность. Пыль лучше всего сдуть с поверности линзы. Но, конечно, не просто дуйте на него - этим вы только еще больше загрязните его. Профессионалы используют специальные аэрозольные баллончики со сжатым очищенным воздухом. Баллончик стоит от 150 до 370 рублей в зависимости от объема. Купить его можно в специализированных магазинах. В Санкт-Петербурге, это магазины "Мега- Электроника " или "АВ-Центр ". Хватает такого баллончика на очистку сотни-другой лазеров.

ВНИМАНИЕ: ни в коем случае не используйте ацетон - линза сделана из пластмассы и вы безнадежно испортите ее.

Если очистка поверхности линзы не помогла, то, вероятно, пыль попала внутрь лазера, на поверхность призмы. Это более сложное загрязнение, но и с ним можно справиться. Но для этого придется разобрать лазер.
Отжав защипы, снимите предохранительную крышечку и вы увидите следующее:

Сложное сооружение около линзы - специальная электромагнитная подвеска. Она является частью системы автоматической фокусировки луча. При воспроизведении, электромагнит непрерывно корректирует положение линзы, поддерживая постоянным расстояние между линзой и диском. Это необходимо, поскольку при вращении диск совершает значительные колебания в вертикальной плоскости, и без системы автоматической фокусировки нормальная работа проигрывателя CD была бы просто невозможна.

Первый способ очистки призмы: простой.

Подведите трубочку к зазору между линзой и корпусом и несколько раз, короткими "очередями" продуйте призму. Долго дуть нельзя, так как сжатый воздух, выходя из баллона,охлаждается и, тем самым, также охлаждается и призма. При этом, возможна конденсация влаги из воздуха комнатной температуры на поверхности призмы. После высыхания капелек воды, образуются разводы грязи, отмыть которые будет очень сложно.
Такой способ позволяет очистить пыль, осевшую на призме, но при более серьезных загрязнениях всопользуйтесь вторым способом.

Второй способ: требущий аккуратности.

Так же, как и в первом способе, снимите пластмассовую крышку. Под ней можно увидеть два маленьких винтика. Нанесите тонкие риски на металлическую рамку, сквозь которую проходят винты и на металлическое основание на корпусе лазера. Это позволит при обратной сборке правильно установить линзу на место. А это очень важно, иначе будет нарушена оптическая ось.
Отвинтите винты, и снимите фокусирующую линзу. Возможно, рядом с винтами будут нанесены капельки клея - аккуратно срежате их острым скальпелем.

В шахте под линзой и стоит призма. Надо аккуратно протереть ее поверхность. Здесь есть небольшая сложность. Призма, как вы помните, расположена под наклоном 45 градусов, и обычная ватная палочка оказывается слишком толстой. Ей можно очистить лишь центр призмы. Чтобы удалить пыль с углов призмы необходим более тонкий инструмент. Фирма Aiwa поставляет в сервис-центры специальные, более миниатюрные палочки.


Слева палочка, поставляемая AIWA.
Справа - обычная палочка.

В домашних условиях можно взять спичку, остругать её и намотать на кончик немного ваты. Главное - не поцарапать поверхность призмы и проследить за тем, чтобы внутри лазера не осталось ваты. Несколькими движениями протрите призму. Соберите лазер обратно, точно совместив нанесенные ранее риски.

ВНИМАНИЕ: избегайте резких движений. Соединительный шлейф, между электромагнитами линзы и лазером можно оборвать неосторожным движением.

В заключение.

Одним из возможных вариантов выхода из строя лазера является его перегрев восходящими потоками теплого воздуха от радиаторов элементов усилителя и блока питания.

В процессе эксплуатации автомобильная магнитола начинает загрязняться, в нее попадает пыль. Вследствие этого может начать происходить «заглатывание» диска с последующим его «выплевыванием». При таких симптомах необходима прочистка магнитолы.

Чистим автомагнитолу

Купите специальный чистящий диск, на который нанесена ткань и жидкость. Вставьте диск и запустите его, четко следуя инструкциям. Если это не помогло, то осторожно выньте магнитолу из своего штатного места, отключите электрический разъем и положите устройство на ровную поверхность с хорошим освещением, чтобы внимательно рассмотреть внутреннее пространство данного оборудования.

Снимите верхнюю и нижнюю крышки, если же одна из них сплошная, то произведите снятие только той, которая позволяет сделать это. Внимательно осмотрите магнитолу и извлеките из нее всю грязь и попавшие внутрь мелкие детали и предметы. После этого обеспечьте доступ к лазерной головке путем снятия ненужных деталей.

Осмотрите головку магнитолы, если на ней присутствуют следы загрязнений, то немедленно удалите их при помощи тряпочки или салфетки, которые предварительно смочите в спиртовом растворе. Если у вас установлена кассетная магнитола, то, разобрав ее, несколько раз нажмите на кнопки запуска и перемотки кассеты, чтобы удалить скопившиеся там загрязнения.

Осмотрите линзу. Почистите ее при помощи сухой ткани или ваты. Не используйте спирт и другие жидкости, которые могут привести к потемнению или разрушению линзы, если она выполнена из пластика. В крайнем случае, примените мыльный раствор. Это особенно актуально при загрязнениях, вызванных курением внутри автомобиля, ведь налет от дыма можно убрать лишь при помощи жидкого состава.

Соберите магнитолу в обратной последовательности, подключите электрические разъемы и проверьте ее работоспособность. При необходимости повторите процедуру. В случае серьезных неисправностей произведите ее снятие и отнесите в специализированный центр по ремонту такого вида оборудования. Теперь вы знаете основные способы как почистить магнитолу автомобиля.

Часто сталкиваешься с тем, что ранее прекрасно проигрываемый диск вдруг перестал загружаться или просто не открываются загруженные на нем файлы, хотя вроде бы привод определил их наличие. Что же произошло в данной ситуации? Сломан привод или все-таки пора выбрасывать на мусорку такой диск? Есть несколько способов попробовать решить такую проблему самостоятельно без кардинальных мер по замене дисковода или изъятие из применения самого диска.

  1. Чтобы определить является причиной дисковод или нет, нужно попробовать воспроизвести с его помощью несколько дисков. И если он не читает только конкретный вариант, значит дело не в нем. В случае повторения ситуации с прекращением чтения дисков или их проблемном воспроизведении, тогда это проблема дисковода.
  2. В случае с проблемным диском, необходимо вначале его очистить от грязи. Существует множество средств для их чистки, но из опыта можно сказать, что здесь нет смысла тратить деньги на какие-то жидкости – диски прекрасно поддаются обработке их в теплой воде с мылом. После этой процедуры их необходимо промокнуть хорошо впитывающим влагу полотенцем и дать просохнуть до того, как ставить в привод вновь.
  3. В случае загрязненной лазерной считывающей головки привода можно обойтись приобретением специального «чистящего диска». Либо можно снять привод с компьютера, отсоединить защитную крышку движением назад и вверх. Затем необходимо при помощи чего-нибудь тонкого, но прочного, например, булавки на лицевой панели через отверстие надавить на фиксатор и открыть лоток, закрывающий доступ к линзе, нажав на нее. С поверхности линзы необходимо сдуть крупную пыль при помощи баллончика со сжатым воздухом или даже обычной груши, но ни в коем случае не ртом. Груша должна быть без наличия внутри талька, в противном случае все станет еще хуже. При помощи кисточки и жидкости для чистки линз нужно хорошо промыть линзу, совершая легкие, совершенно не надавливающие на нее движения. После этого линза должна высохнуть, а чтобы пыль не смогла на нее опять попасть – в период сушки ее лучше чем-то накрыть. В случае образования налета после сушки, его нужно убрать сухой мягкой кисточкой. После этого идет процедура сборки дисковода.

Сам диск может быть не только загрязнен, но и сильно поцарапан, что также влияет на легкость его воспроизведения. Существует возможность восстановить его поверхность путем полировки. При крупных и глубоких царапинах вряд ли что-либо получится, но если на нем имеется множество нитевидных повреждений – этот вариант вполне можно «вылечить».

Самый простой способ потребует чистую ветошь и пасту гои. Диск необходимо хорошо намочить водой и нанести на него немного пасты, которую нужно равномерно разнести по всей поверхности диска. Затем ветошью нужно произвести полировку от центра диска к краям, до тех пор пока паста просто не исчезнет. Количество таких процессов будет зависеть от состояния диска после каждого этапа. Как только будет отмечено исчезновение наиболее бросавшихся в глаза царапин – можно считать, что диск отполирован. Диск после полировки нужно хорошо промыть, промокнуть и дать высохнуть. После этого можно пытаться воспроизвести его запись.

И в конце маленький совет. Если вам необходимо скачать драйвер на ваш принтер, сканер, модем или ноутбук, вы всегда это сможете сделать на сайте www.hwdrivers.com или www.driver.biz.ua .

Близкие по теме статьи.