Образец заполнения отчета по инвалидам. Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации. Сам порядок трудоустройства будет стандартным

До 1 февраля работодатели с численностью штатных работников более 20 человек должны проинформировать органы Государственной службы занятости о выполнении ими квоты на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве. Форма отчета хотя и не содержит большого количество строк, однако является совершенно новой, поэтому представляем подробный алгоритм ее заполнения.

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

  • имеет на иждивении детей (ребенка) в возрасте до шести лет (квота будет действовать до достижения детьми (ребенком) шести лет).

Таким правом может воспользоваться один из родителей детей (ребенка) в возрасте до шести лет (п. 3.2 Инструкции № 271). Другими словами, если на предприятии работают оба родителя, то к «квотной» категории работников будет относиться только один из них.

А для родителей, работающих на разных предприятиях, достаточным условием подтверждения отнесения одного из родителей к «квотной» категории работников может быть письменное подтверждение работодателя об условиях трудоустройства другого родителя (письмо Минсоцполитики );

  • воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет (квота будет действовать до достижения ребенком 14 лет) или ребенка-инвалида (квота будет действовать до достижения ребенком-инвалидом 18 лет);
  • удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности) (квота будет действовать до достижения родителем пенсионного возраста в соответствии со ст. 26 Закона № 1058);

Документами, подтверждающими принадлежность к «квотной» категории работников, а также срок действия квоты, являются (п. 3.2 Порядка № 271):

  • копия свидетельства о рождении ребенка - для одного из родителей (лица, его заменяющего), имеющего на иждивении детей (ребенка) до шести лет, воспитывающего без одного из супругов ребенка до 14 лет;
  • копия пенсионного удостоверения , содержащего запись об инвалидности - для одного из родителей (лица, его заменяющего): воспитывающего без одного из супругов ребенка-инвалида; имеющего на иждивении без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы, независимо от причин инвалидности. В случае отсутствия пенсионного удостоверения , принадлежность к «квотной» категории работником может подтверждаться одним из следующих документов:
    • копией удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
    • копией формы № 080/о «Медицинское заключение о ребенке-инвалиде возрастом до 18 лет»;
    • копией формы первичной учетной документации № 157-1/о «Справка к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией».

Лица, заменяющие одного из родителей для подтверждения принадлежности к «квотной» категории работников, кроме перечисленных выше документов, должны еще предоставить копию решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над таким ребенком или решения суда.

Одинокая мать (отец) с копией свидетельства о рождении или пенсионного удостоверения должна (должен) еще представить справку о получении (неполучении) помощи;

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки (квота будет действовать до достижения ими 18-летнего возраста). Документом, подтверждающим принадлежность к данной категории работников, является копия выписки из электронной учетно-статистической карточки ребенка;

3) лица, которым исполнилось 15 лет и которые могут, как исключение, приниматься на работу по согласию одного из родителей или лица, его заменяющего (квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу). Подтверждающим документом принадлежности к данной «квотной» категории является свидетельство о рождении ребенка;

4) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения (квота будет действовать до прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу). Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории является копия справки об освобождении;

5) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и впервые принимается на работу. Квота будет распространяться на лиц возрастом до 35 лет, впервые принятых на работу в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы. При этом квота будет действовать в течение трех лет со дня принятия на работу.

Подтверждающими документами принадлежности к данной «квотной» категории являются:

  • копия диплома или другого документа об образовании (для лиц, закончивших обучение);
  • копия военного билета (для лиц, уволившихся со срочной службы).

Кроме того, следует обратить внимание еще и на факт трудоустройства молодежи, окончившей ПТУ и ВУЗы, по специальности, указанной в дипломе , поскольку трудоустройство молодежи не по специальности не будет относиться к выполнению квоты. Такой вывод можно сделать из самого определения понятия «молодой работник», приведенного в п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 5067;

6) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 осталось 10 и менее лет . Подтверждающим документом принадлежности к «квотной» категории будет копия паспорта.

Расчет среднеучетной численности «квотной» категории работников за отчетный период совершается в том же порядке, что и расчет среднеучетной численности штатных работников, то есть:

1) определяется учетное количество работающих на условиях полной занятости по дням календарного месяца отчетного периода.

Пример 4

2) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за календарный месяц отчетного периода.

Пример 5

Определение среднеучетного количества работников по квоте 5% за месяц.

На предприятии в декабре 2013 года учетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости, составило:

Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5% Дни Уч. кол. раб. по квоте 5%
01 7 12 6 22 6
02 7 13 6 23 5
03 7 14 6 24 5
04 7 15 6 25 5
05 7 16 6 26 5
06 6 17 6 27 5
07 6 18 6 28 5
08 6 19 6 29 5
09 6 20 6 30 6
10 6 21 6 31 6
11 6

Всего: 184 раб.

В декабре 2013 года среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, составило 6 работников (184: 31).

3) определяется среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству и работающих на условиях полной занятости за отчетный период.

Всего за год: 68 раб.

Среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год составляет 6 раб. (68: 12).

Строка 03
«квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників»

Согласно п. 3.3 Порядка № 271 в строке 03 указывается расчетная численность работников (в целых числах), имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год.

То есть показатель строки 03 определяется по формуле: строка 01 х 5% .

Округление результатов исчислений осуществляется по следующему правилу: округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу (п. 3.3 Порядка № 271).

Пример 7

Расчет квоты в размере 5% среднеучетной численности штатных работников.

1. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 109 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 6 работников (109 х 5: 100 = 5,45 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 6 работников).

2. На предприятии за 2012 год среднеучетная численность штатных работников составила 107 работников. Расчетный показатель численности работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, на 2013 год будет составлять 5 работников (107 х 5: 100 = 5,35 раб, по правилам округления, установленным п. 3.3 Порядка № 271, получаем 5 работников).

Строка 04
«Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти»

Согласно п. 3.4 Порядка № 271 в строке 04 указывается численность граждан, которых планируется трудоустроить в текущем году в счет квоты . Другими словами, в строке 04 необходимо указать плановый показатель трудоустройства «квотных» категорий граждан в 2014 году в счет выполнения квоты за 2013 год.

При заполнении строки 04 важно учесть следующие моменты:

  • если показатель строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 ставится прочерк , поскольку квота в отчетном периоде выполняется;
  • если показатель строки 03 (плановое трудоустройство «квотных» категорий в отчетном периоде) больше показателя строки 02 (фактическое трудоустройство работников «квотных» категорий в отчетном периоде), то в строке 04 необходимо указать разницу между строкой 03 и 02 - именно это количество работников необходимо трудоустроить в 2014 году для выполнения квоты, рассчитанной по результатам 2013 года.

Пример 8

Заполнение Информации за 2013 год

Необходимые данные для расчета показателей и заполнения Информации:

  • среднеучетная численность штатных работников за 2012 год - 104 работника;
  • среднеучетная численность штатных работников за 2013 год - 110 работников;
  • среднеучетное количество работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2013 год - 4 работника.

1. Квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников составляет: 104 х 5 – 100 = 5,2, после округления получаем 5 работников.

Фрагмент заполнения Информации за 2013 год:

Назва показників Код рядка Кількість, осіб
А Б 1
Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік - усього 01 104
у тому числі чисельність працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню, які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді 02 4
Квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників 03 5
Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти 04 1

Информация подписывается руководителем (ответственным лицом за представление информации) предприятия с указанием фамилии и инициалов, а также указывается дата ее заполнения (п. 3.5 Порядка № 271).

Ответственность за нарушения

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 5067 работодатели должны ежегодно информировать органы Государственной службы занятости о выполнении квоты на трудоустройство граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. Поскольку информирование нельзя отождествить с представлением отчетности, то за непредставление (несвоевременное) представление Информации или за неправильное ее составление штрафных санкций законодательством не предусмотрено. Но подать Информацию в службу занятости до 01 февраля года, следующего за отчетным, все же необходимо, поскольку непредставление Информации может повлечь за собой внеплановую проверку предприятия инспекцией по труду.

В случае если в поданной Информации указано невыполнение квоты на трудоустройство, к предприятию могут быть применены штрафные санкции согласно ст. 53 Закона № 5067 как за невыполнение работодателем в течение отчетного года установленной квоты. Службой занятости будут проверяться направления работодателю на трудоустройство лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству. При выявлении необоснованного отказа в периоде, когда квота не выполнялась , на предприятие может нагрянуть инспекция по труду с проверкой. При этом за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве, в пределах соответствующей квоты, с работодателя будет взыскан штраф в двукратном размере минимальной зарплаты , установленной на момент выявления нарушения.

Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ:
1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как оформить прием сотрудника на работу

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

1.об имеющихся вакансиях;

2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

Квотирование рабочих мест: необходимо ли сдавать отчетность по квотированию рабочих мест организации, имеющей структурные подразделения в различных регионах, общей численностью более 500 человек- читайте в статье.

Вопрос: В организации работает 540 человек. Сотрудники трудятся в шести структурных подразделениях в разных регионах РФ.В Московском структурном подразделении (головной офис) работают 53 человека.Инвалиды в организации не работают.Возникает ли необходимость в сдаче отчетности по квотированию рабочих мест (инвалиды и молодежь). Если да, то с какой периодичностью? Социальные отчисления мы перечисляем в отделения г. Москвы. Отчетность сдаем туда же. В случае, если мы должны сдавать отчет, куда мы должны его представлять? Единый отчет в центр занятости в г. Москве или по каждому структурному подразделению в местные органы занятости?

Ответ: На территории города Москвы сдавать отчетность по квотированию рабочих мест не нужно.

Отвечает Александр Сорокин,

рекомендации ».

Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.

По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

В Москве численность сотрудников 53, соответственно квоты устанавливать и сдавать отчетность не нужно.

Что касается других регионов, то в некоторых регионах квота может устанавливаться при численности сотрудников 35-100 человек.

Обоснование

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов.* От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 20 июля 2015 г. № 385 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как происходит квотирование рабочих мест для несовершеннолетней молодежи

Для работников моложе 18 лет законом предусмотрено квотирование рабочих мест с целью их трудоустройства (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Несоблюдение данных квот влечет административную ответственность. При этом вопросы квотирования рабочих мест для молодежи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов РФ (). Это значит, что порядок квотирования и меры ответственности каждый субъект определяет самостоятельно и в разных регионах этот порядок может отличаться: размером квот, мерами ответственности, порядком представления сведений о выполнении квоты.

Например, в Москве квотирование рабочих мест для молодежи регулирует Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 . Московские работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать квотируемые рабочие места для молодежи за счет собственных средств. Квоты создают для трудоустройства:*

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

Квоту обязаны соблюдать только те организации, численность персонала которых составляет более 100 человек.*

В целях квотирования работодатели г. Москвы в месячный срок после государственной регистрации предоставляют в ГКУ г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» следующие сведения:

  • копии устава, Положения, учредительного договора или решения собственника о создании организации;
  • информационное письмо органов государственной статистики об учете в статистическом регистре Росстата;
  • данные о среднесписочной численности работников на день установления квот. Эти сведения содержит форма № П-4 , утвержденная приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407 . Если работодатель не сдает форму в органы статистики, то достаточно предоставить письмо произвольной формы, заверенное печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.

Размер квоты для трудоустройства молодежи (включая несовершеннолетних) по Москве составляет два процента от среднесписочной численности . При определении квоты для трудоустройства молодежи численность работников филиалов и представительств организации, которые расположены в другой местности, не учитывайте (определение ВАС РФ от 3 сентября 2012 г. № ВАС-11395/12).* Исходя из установленного размера квоты, работодатели самостоятельно определяют количество квотируемых рабочих мест для молодежи. Сам расчет квоты для молодежи по г. Москве аналогичен расчету квоты трудоустройства инвалидов в указанном регионе. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа проведите в сторону уменьшения до целого значения ().

Считается, что работодатель выполнит квоту для несовершеннолетних в следующих случаях:

  • при заключении трудового договора с молодым сотрудником, действие которого в текущем месяце составит не менее 15 дней;
  • при ежемесячной уплате в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Такие правила установлены Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Трудоустройство несовершеннолетних в счет квоты работодатель осуществляет самостоятельно или по направлению органов службы занятости ().

Несоблюдение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для молодежи является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности. Для работодателей, которые осуществляют деятельность на территории г. Москвы, административный штраф за нарушение установленного порядка квотирования рабочих мест составит:

  • от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц.

Квотирование рабочих мест для инвалидов: сложные вопросы

Установление квоты для приема на работу инвалидов предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов).

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4% среднесписочной численности штата.

В организациях, где работают 35-100 человек, квота для инвалидов не может превышать 3% среднесписочной численности сотрудников.

При этом конкретный размер такой квоты по регионам определяется в соответствии с законодательством субъектов РФ в пределах, установленных федеральным законом.*

СИТУАЦИЯ

Наша компания имеет представительство в другом городе. Как определяется квота для приема на работу инвалидов? Учитывается общая численность сотрудников, включая работников представительства? Или квота устанавливается отдельно для головной организации и отдельно для представительства?

Ответ на данный вопрос закон не содержит, но его можно найти в судебной практике. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, квота должна рассчитываться пропорционально штатной численности работников организации на территории муниципального образования без учета филиалов и представительств, расположенных в других населенных пунктах.

Кроме того, нужно учитывать общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан именно по месту их жительства, что может быть выполнено только за счет рабочих мест на соответствующих территориях (см. определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 № А32-13713/2011).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Квотирование рабочих мест — это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и некоторых других категорий.

Квоты для трудоустройства иных категорий граждан, а также сами категории лиц, нуждающихся, по мнению местных властей, в особой социальной защите, устанавливаются региональными законами.

Кто обязан отчитываться о квотировании

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

Методика заполнения формы представления

информации о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Наименование организации – наименование организации, представившей информацию о квотировании рабочих мест для инвалидов (далее – организация).

Адрес (место нахождения) - фактический адрес организации.

Вид собственности - вид собственности организации.

Номер контактного телефона – номер телефона организации.

Код по ОКОПФ – код организации по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм.

Код по ОКВЭД – основной вид экономической деятельности организации, проставляется цифрами.

Расшифровка ОКВЭД - расшифровка кода по ОКВЭД, указанного в пункте 6.

ИНН организации – идентификационный номер налогоплательщика организации.

1. Списочная численность работников организации – рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

2. Среднесписочная численность работников организации – среднесписочная численность за месяц, рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

3. Численность работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

4. Среднесписочная численность работников организации для расчета квоты – среднесписочная численность работников организации за месяц, за исключением работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда (стр. 2 – стр. 3).

5. Сведения о расчетном количестве рабочих мест, включая свободные (вакантные), выделенные в счет квоты – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 2% среднесписочной численности работников организации для расчета квоты (стр.4 х 0,02).

6. Сведения о расчетном количестве специальных рабочих мест – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 50% от расчетного количества рабочих мест, выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов (стр.5 х 0,5).

7. Фактическая квота, установленная локальным нормативным актом работодателя – количество рабочих мест, которое выделено для трудоустройства инвалидов в счет квоты в соответствии с локальным нормативным актом организации (приказом, распоряжением и т.д.)
Пример заполнения таблицы:


№п/п

наименование должностей (профессий) квотированных рабочих мест

Из графы 2: вид квотированного рабочего места:

1-специальное;

2- обычное


Из графы 2: количество рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.

Из графы 4: Количество

вакантных рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.


1

2

3

4

5

1

Дворник

1

1(занято одним работником)

0

2

Уборщик служебных и производственных помещений

2

2 (занято двумя работниками)

0

7.1. Инвалиды, работающие на обычных квотированных рабочих местах - инвалиды, работающие не на специальных квотированных рабочих местах (код 2 гр. 3)


из графы 2:

группа инвалидности (1, 2, 3)


из графы 2: возраст (лет)

из графы 2:

пол работающего инвалида

(М / Ж)


6

7

8

2.1

3

37

Ж

2.2

3

48

М

(заквотированные рабочие места уборщиков являются обычными)

7.1. Инвалиды, работающие на специальных рабочих местах - инвалиды, работающие на специальных квотированных рабочих местах (код 1 гр. 3)

(заквотированное рабочее место дворника является специальным).
Специальными рабочими местами могут быть рабочие места для инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда (дополнительные перерывы, гибкий график работы, труд под присмотром третьих лиц и прочее), включая адаптацию существующего оборудования или оснащение новым оборудованием.

8. Инвалиды, работающие в организации на рабочих местах сверх установленной квоты – инвалиды, работающие в организации не на квотированных рабочих местах.

9. Количество рабочих мест, предполагаемых к выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов дополнительно к установленной квоте – количество рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены.

Пример: в организации расчетное количество квотированных рабочих мест – 2, численность работающих в организации инвалидов – 2, квота выполнена, но работодатель принял решение выделить еще 1 рабочее место для инвалида.

9.1. В том числе из строки 9 специальных рабочих мест – количество специальных рабочих мест, предполагаемых к выделению для трудоустройства инвалидов из того числа рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены инвалидами.

10. Дата, номер локального нормативного акта работодателя об установлении квоты, содержащего сведения о выделенных (созданных) рабочих местах для приема инвалидов в счет установленной квоты – дата и номер приказа, распоряжения, в соответствии с которым в организации выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов.

11. Дата предоставления информации – дата предоставления работодателем информации по указанной форме в центр занятости населения.

Должность, фамилия, инициалы, подпись работодателя (его представителя).

Место печати работодателя.