Что такое сильная позиция в русском языке. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Произнесение гласных звуков в потоке речи меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 2) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 3) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми), и от некоторых других условий.

В словах [ вал ] и [ вада ] - вода в первом слоге произносится звук [а], но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением, а поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо. В словах [ мал ] и [ м’а л ] - мял гласные звуки стоят под ударением, но и они не одинаковы, так как в слове [ м’а л ] гласный [’а] стоит после мягкого согласного звука [м’] и получает более переднюю артикуляцию. Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков русского языка.

Сильную позицию гласные занимают под ударением: [ мал ], [ мол ], [ мул ], [ м’э л ], [ мыл ], [ м’и л ]. Ударные гласные характеризуются неослабленным произнесением и наиболее отчетливым разграничением. Однако ударные гласные несколько изменяются под влиянием предшествующих согласных. Особенно заметные изменения происходят после мягких согласных; ср.: [ шэс’т’] и [ с’э с’т’]. Поэтому в сочетаниях «мягкий согласный + гласный» проявляются оттенки гласных звуков (фонем) или неосновной вид гласных звуков (фонем). Без существенных изменений, вызванных влиянием соседних звуков, т. е. в своем основном виде, гласные произносятся в начале слова перед твердым согласным под ударением (остров, арка, эхо, ухо, иск) или в качестве самостоятельного слова (звук ы, союз а, предлог у и т. п.).

Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге (вода, весна, переход и т. д.) и в абсолютном начале слова (огород, абрикос, эхолот и т. п.). В других безударных положениях гласные занимают вторую, слабую позицию (пятачок, стулом и др.). В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных звуков в слабых позициях также зависит от качества предшествующего согласного - твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у].

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове. Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом - том - лом - ком - сом; год - кот - ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там - дам, мал - мял, сад - рад - чад и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных. Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости- глухости, являются: 1) положение перед гласными зуд - суд, жар - шар, гость - кость и т. п., 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] (с последующим гласным) - груб - круп, злой - слой, гнут (глагол) - кнут, зверь - сверь. Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают 1) в конце слова - код [ кот ] - кот [ кот ], луг [ лук ] - лук [ лук ]; 2) перед звонкими и глухими согласными - свадьба [ свад’б ъ ] - пастьба [ паз’д’б а ], пряжка [ п р’ашкъ ] - пешка [ п’эшкъ ] и т.п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на кон- це слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными - шумный звонкий. Категория твердости- мягкости является более характерной, определяющей в русской фонетике. Оппозиции по твердости-мягкости - самый большой соотносительный ряд, он охватывает 30 согласных фонем: Сильными позициями для согласных, парных по твердости-мягкости, являются: 1) положение перед гласными (кроме [э]): к[р]уг - к[р’]юк, [м]ал - [м’]ял, [н]ос - [н’]ёс; 2) положение в конце слова: пло[т] - пло[т’], тро[н] - тро[н’]. Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда - сено, синий, руке (ср. рука; в исконно русских словах согласные перед мягкие: [п’]ел, [б’]ел, [м’]ера, [в’]ера, [т’]ело, [з’]елень); 2) перед согласными - пастух - пасти [ пас’т’и ], снасть - снять [с’н’а т’] 3) перед фонемой: [п’j ]ю, [б’j ]ю, се[м’j ]я, пла[т’j ]е и др. Непарные твердые фонемы во всех положениях звучат твердо. Непарные мягкие во всех положениях звучат только как мягкие согласные.

Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.
В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а] , [о] , [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки.
Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад] а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э] , например: [м"иэста] , [ч"иэсы] , [п"иэт"брка] , [с*иэло] .
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.
В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст [о] л - ст [а] ла.
В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с] , садовод - [съдавот] , водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука) .
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)» .
Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции. Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.

В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п] , [в] - [ф] , [г] - [к] , [д] - [т] , [ж] - [ш] , [з] - [с] .
Однако некоторые согласные являются только глухими: [х] , [ц] , [ч"], [ш] или только звонкими: [л] , [м] , [н] , [р] , [Г] . Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»] , [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"]. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж] , [ш] , [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый) , сонорным (правда) , перед [в] и [в*] (свить) . Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба] ; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп] ; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик] ; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].

    Сильная позиция от слабой отличается так:

    Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения - слабая.

    Но вот с согласными дело сложнее.

    Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.

    И если после стоит сонорная согласная или буква В.

    Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.

    Вот табличка с примерами:

    Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.

    А слабая позиция гласных и согласных - это когда звуки не совсем различимы.

    Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.

    Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:

    Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется позицией. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.

  • Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое - перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.

    У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.

    Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.

    Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.

    Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:

    Сильная позиция гласной - позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.

    Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.

    Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:

    1. перед гласными
    2. перед сонорными
    3. перед в и в.
  • Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:

    • перед гласным / согласным;
    • на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
    • под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).

    Сии позиции подразделяются на две категории:

    Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:

    • дама дама; ровный ровный; интеллигент интеллигэнт;
    • золото з, о, л, т; сольный с, о, л, н; пятнышко п, а, т, н, к;

    Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):

    • в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки А, И буквочками обозначены чужими (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: деревце;
    • в слоге 2-м (слово 1-е) звук А обозначен буковкой своей, (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещ надо доказать, для чего тоже производим проверку: посадка.

    Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением) .

    У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:

    • предоставить предоставить;
    • терем тэрем;
    • ястреб йастреб.

    У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:

    • морозец марозиц;
    • ленивый линивый;
    • пешеход пишихот.

    Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией .

    Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, У в лексемах уход, уходящий), мы говорим о наличии редукции количественной , причм чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я), тем он менее длителен.

    Если гласный при этом ещ и качество сво меняет (допустим, И в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещ и редукции качественной . Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трх родственных лексемах:

    • колос 1-я буковка О звук О и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком Ъ (в школе используют значок А; позиция 1-я заударная слабая);
    • колосья 1-я О обозначен звук (в школе тоже применяют значок А; позиция 1-я предударная слабая), он короче по звучанию, чем А, но длиннее, чем Ъ;
    • колоситься 1-я буковка О уже известный нам звук Ъ обозначает (позиция 2-я предударная слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, вс той же буковкой О обозначен звук.

    Для наглядности я составила такую табличку:

    Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:

    • вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
    • место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
    • иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / тврдый, шумный / сонорный).

    Наличие звука гласного , располагающегося непосредственно за согласным, способствует чткому произношении первого, следовательно, создат для согласного позицию сильную :

    • быль б пыль п;
    • садик с, д седой с, д;
    • жил ж шил ш.

    Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :

    • дока д,к;
    • тога т,г.

    а также перед согласными :

    • шумными в, в (утварь т двести д);
    • сонорными (жмот ж шмат ш),

    слабыми же

    • на конце лексем и их форм (столб п столп п; луг к лук к);
    • в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме в, в (здание з сделать з, сказка с маска с).

    Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:

    • перед гласными (мыло м мило м);
    • на конце лексем и их словоформ (сел л сель л; вяз з вязь з);
    • перед согласными тврдыми: (асфальт с перед ф; косьба з перед б),

    а слабой

    • перед согласными мягкими (степь с в препозиции к т, зонтик н перед т).

    Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция , как правило, заменяется выражениями:

    • оглушение звонких согласных перед глухими;
    • озвончение глухих согласных перед звонкими;
    • смягчение тврдых согласных перед мягкими.

    Примеры:

    • футболка, косьба (озвончение: д перед б и з перед б);
    • сказка, лавка (оглушение: с и ф перед к);
    • бантик, гостинец (смягчение: н и с перед т).

    Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:

    Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию, когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости - звонкости.

    Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.

    Лучше всего объяснить на примерах.

    Нас учительница раз научила так - скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый сво. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.

  • Сильные и слабые позиции гласных

    Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ .

    В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл - мОр - мИр - мУл - мЭр - мЫл).

    В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.

    Позиция гласного в неударных слогах - это СЛАБАЯ позиция.

    В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.

    Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.

    В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается аканье.

    Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).

    Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.

    Нормативным в русском языке считается иканье.

    Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.

    Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.

    Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.

    В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.

    Сильные и слабые позиции согласных

    Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной .

    Для согласных это месторасположение согласного перед:

    ГЛАСНЫМИ : док--ток, лук--люк, раса--ряса, милая--мыла;

    СОНОРНЫМИ : слон--клон, сноп--озноб, вниз--книзу, трава--дрова;

    согласной В : сватать, творить.

    СЛАБАЯ позиция - это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.

    Слабой является позиция:

    а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково - глухо): плот--плод, пруд--прут, бок--бог, стог--сток;

    б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить--просьба (с=>з)

    и перед глухими (звонкие оглушаются): резок--резкий, низы--низкий (з=>с);

    Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь2 по русскому языку.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)