Виды анализаторов, структура и принцип действия. Анализаторы человека: общая схема строения и краткое описание функций Кто ввел понятие анализатор

Задание 1. «Орган зрения»


  1. Что обозначено цифрами 1 - 15?

  2. Как называются три оболочки глазного яблока?

  3. Как называется прозрачная часть белочной оболочки?

  4. Какая структура придает цвет глазам?

  5. В какой оболочке глаза находится зрачок?

  6. Какая структура меняет диаметр зрачка?

  7. В какой оболочке находятся зрительные рецепторы?

  8. Какие защитные приспособления имеет глаз?

  9. Где расположены передняя и задняя камеры глаза?
^

Задание 2. «Строение сетчатки»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Что обозначено цифрами 1 - 3?

  2. Какие рецепторы глаза воспринимают черно-белое изображение?

  3. Какие рецепторы глаза воспринимают цвета?

  4. Где в сетчатке находится слой пигментных клеток?

  5. Где в сетчатке больше палочек? Где колбочек?

  6. Для возбуждения каких рецепторов нужно большая сила света?

  7. Сколько колбочек и палочек находится в сетчатке?

^

Задание 3. «Нарушения зрения»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 - 9?

  2. Где анализируется информация от левых и правых половин каждого глаза?

  3. Какие способы устранения нарушений зрения предложены на рисунках?
^

Задание 4. «Зрительный анализатор»


Тест 1. Кто из ученых ввел понятие об анализаторах?


  1. И.П.Павлов.

  2. И.М.Сеченов.

  3. И.И.Мечников.
Тест 2. Как называется наружная прозрачная оболочка глаза?

  1. Белочная (склера), в передней части роговица.

  2. Роговица.

  3. Радужка.

  4. Сосудистая оболочка.
Тест 3. К какой оболочке глаза относится радужка?

  1. К сетчатке.

  2. К белочной.

  3. К сосудистой.

  4. К слою пигментных клеток.
Тест 4. За счет чего осуществляется аккомодация у человека?

  1. За счет изменения кривизны глазного яблока.

  2. За счет изменения кривизны хрусталика.

  3. За счет изменения кривизны стекловидного тела.

  4. За счет движения хрусталика вдоль оптической оси.
Тест 5. Какая структура глаза отвечает за аккомодацию?



Тест 6. Какая структура глаза отвечает за диаметр зрачка?

  1. Мышца - сфинктер (суживатель) зрачка и мышца - дилататор (расширитель) зрачка.

  2. Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко.

  3. Ресничная мышца, растягивающая хрусталик.
Тест 7. Как влияют вегетативные нервы на ширину зрачка?

  1. Парасимпатический расширяет, симпатический суживает.

  2. Парасимпатический суживает, симпатический расширяет.
Тест 8. Какое заболевание возникает при удлиннении глазного яблока? При этом изображение фокусируется впереди сетчатки и отдаленные предметы видны неотчетливо.

  1. Дальнозоркость.

  2. Близорукость.

  3. Дальтонизм.

  4. Астигматизм.
Тест 9. Какое заболевание возникает с возрастом, когда хрусталик отвердевает и теряет способность быть более выпуклым при сокращении ресничной мышцы?

  1. Дальнозоркость.

  2. Близорукость.

  3. Старческая близорукость.

  4. Старческая дальнозоркость.
Тест 10. Человек смотрит вдаль. Что происходит с ресничной мышцей и цинновыми связками?

  1. Ресничная мышца и связки расслаблены.

  2. Ресничная мышца и связки сокращены.

  3. Ресничная мышца расслаблена, связки натянуты.

  4. Ресничная мышца сокращена, связки расслаблены.
Тест 11. Какие рецепторы отвечают за цветовое видение?

  1. Колбочки.

  2. Палочки.
Тест 12. Для возбуждения каких рецепторов нужна большая сила света?

  1. Колбочек.

  2. Палочек.

  3. Для возбуждения и палочек, и колбочек нужна одинаковая сила света.
Тест 13. Какой пигмент находится в палочках?

  1. Родопсин.

  2. Йодопсин.
Тест 14. Какой витамин необходим для восстановления зрительного пурпура (родопсина) палочек?

  1. Витамин А.

  2. Витамин В.

  3. Витамин D.

  4. Витамин С.

  5. Витамин Е.
Тест 15. Где в сетчатке находятся палочки и колбочки?

  1. Ближе к пигментному слою.

  2. Ближе к стекловидному телу.

  3. В средней части сетчатки.

  4. Палочки - ближе к стекловидному телу, колбочки - ближе к пигментному слою.
Тест 16. У кого из перечисленных животных в сетчатке преобладают колбочки?

  1. У курицы.

  2. У собак.

  3. У быков.

  4. У копытных животных.
Тест 17. Знаменитый химик Дальтон не различал красный цвет. Есть заболевания, когда человек не различает зеленый или фиолетовый цвета. Возможна полная слепота на все цвета. Как называется форма дальтонизма, которой была у Дальтона?

  1. Протанопия.

  2. Дейтеранопия.

  3. Тританопия.

  4. Ахромазия.
^

Задание 5. «Органы зрения»



  1. Из каких трех частей состоит анализатор?

  2. Перечислите оболочки глазного яблока.

  3. Какая структура расположена внутри глазного яблока, позади хрусталика?

  4. Какое изображение получается на сетчатке?

  5. Какие рецепторы обеспечивают черно-белое, какие - цветное зрение?

  6. Какие зрительные пигменты находятся в палочках и колбочках?

  7. Какие клетки различают в сетчатке?

  8. Когда расслаблена ресничная мышца?

  9. Что такое аккомодация?

  10. Где находятся участки коры, в которых анализируется информация от органов зрения?

  11. Что характерно для глазного яблока при врожденной близорукости?

^

Задание 6. «Орган слуха»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 - 11?

  2. Из каких частей состоит среднее ухо?

  3. Из каких частей состоит внутреннее ухо?

  4. Где расположены рецепторы слухового анализатора?

^

Задание 7. «Слуховой анализатор и орган равновесия»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 - 16?

  2. Используя рисунок, объясните механизм движения перилимфы.
^

Задание 8. «Кортиев орган»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 - 6?

  2. Где находится перилимфа?

  3. Где находится эндолимфа?

  4. Где находятся слуховые рецепторы?

  5. Где в улитке волокна основной мембраны более длинные? Более короткие?

  6. Где анализируется информация от слуховых рецепторов?

^

Задание 9. «Орган равновесия»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А


– пятно (макула), Б – гребешок (купула)


  1. Что обозначено цифрами 1 - 5?

  2. Что находится в ампулах полукружных каналов?

  3. Что воспринимают рецепторы, находящиеся в ампулах полукружных каналов?

  4. Что находится в круглом и овальном мешочках?

  5. Что воспринимают рецепторы, находящиеся в мешочках?

^

Задание 10. «Органы слуха и равновесия»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:


  1. Какие части различают в наружном ухе человека?

  2. Что находится в полости среднего уха?

  3. Каково значение евстахиевой трубы?

  4. Какие части различают во внутреннем ухе?

  5. Каковы функции слуховых косточек?

  6. Что находится за мембранами овального и круглого окошка?

  7. Где расположен кортиев орган?

  8. Где в основной мембране расположены самые тонкие и короткие волокна?

  9. Как называется средняя часть слухового анализатора?

  10. Где расположены участки коры, в которых анализируется информация от слуховых рецепторов?

  11. В ампулах полукружных каналов находятся гребешки (купулы). Что они воспринимают?

  12. В круглом и овальном мешочках находятся два пятна (макулы) с отолитами. Что они воспринимают?

  13. Как называется жидкость, находящаяся в вестибулярном аппарате?

  14. Где анализируется информация, идущая от рецепторов вестибулярного аппарата?
^

Задание 11. «Орган вкуса»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А – рецепторные зоны на языке, Б – вкусовые сосочки; В – вкусовая почка.



  1. Что обозначено цифрами 1 - 7?

  2. Где располагаются вкусовые почки?

  3. Где анализируется информация, идущая от органов вкуса?

^

Задание 12. «Орган обоняния»


Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено цифрами 1 – 4?

  2. Где анализируется информация, идущая от обонятельных рецепторов?

^

Задание 13. «Обонятельный и вкусовой анализаторы»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Кристаллы соли положили на сухую поверхность у корня языка. Какой вкус человек почувствует?


  1. Соленый.

  2. Горький.

  3. Не почувствует вкуса.
Тест 2. Какой вкус лучше различает кончик языка?

  1. Сладкий.

  2. Горький.

  3. Соленый.

  4. Кислый.
Тест 3. Какой вкус лучше различают передние и боковые части языка?

  1. Кислый.

  2. Горький.

  3. Соленый.

  4. Сладкий.
Тест 4. Орган вкуса реагирует на вещества:

  1. Твердые.

  2. Растворенные.

  3. Газообразные.

  4. На вещества в любом агрегатном состоянии.
Тест 5. Вкусовая зона больших полушарий находится:

  1. В теменных долях.

  2. В затылочных долях.


  3. В височных долях, снаружи.
Тест 6. Обонятельная зона больших полушарий находится:

  1. В теменных долях.

  2. В затылочных долях.

  3. На внутренней поверхности височных долей.

  4. На внутренней и нижней поверхности больших полушарий.
Тест 7. Вкусовые рецепторные клетки находятся:

Тест 8. Что необходимо для того, чтобы человек почувствовал запах вещества?

  1. Чтобы оно было летучим.

  2. Чтобы оно было летучим и растворимым в воде или жирах.
^
1. Что обозначено на рисунке цифрами 1–10?

2. Из каких слоев состоит кожа?

3. Какова общая поверхность кожи?

4. Какие роговые образования находятся в коже человека?

5. Какие железы находятся в коже человека?

6. Где расположены сальные железы?

7. Куда открываются протоки сальных желез?

8. Где расположены клетки, образующие меланин?

9. Как называются рецепторы, расположенные в коже?
^

Задание 15. «Кожа»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Какова общая поверхность кожи взрослого человека?


  1. Около 1 м 2 .

  2. Около 2 м 2 .

  3. Около 3 м 2 .
Тест 2. Сколько слоев различают в коже?

  1. Один - кожа.

  2. Два: эпидермис и собственно кожа.

  3. Три: эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка.
Тест 3. Какое происхождение имеют волосы и ногти?

  1. Произошли из клеток эпидермиса кожи.

  2. Произошли из клеток собственно кожи.

  3. Имеют подкожное происхождение.
Тест 4. Где располагаются кровеносные и лимфатические сосуды?

  1. В эпидермисе кожи.

  2. В собственно коже.

  3. И в эпидермисе, и в собственно коже.
Тест 5. Как происходит усиление теплоотдачи через кожу при повышении температуры окружающей среды?

  1. Только за счет расширения капилляров кожи.

  2. Только за счет сужения капилляров кожи.

  3. Только за счет усиления работы потовых желез.

  4. За счет расширения капилляров и усиления потоотделения.
**Тест 6. Какие функции выполняет кожа?

  1. Образует витамин В.

  2. Образует витамин D.

  3. Участвует в терморегуляции.

  4. Является депо крови.

  5. Выполняет защитные функции.

  6. Является органом чувств.

  7. Участвует в закаливании организма.

  8. Участвует в выделительных функциях.

  9. Выполняет запасающие функции.
**Тест 7. При понижении температуры окружающей среды:

  1. Усиливается обмен веществ.

  2. Уменьшается интенсивность обмена веществ.

  3. Усиливается потоотделение.

  4. Ослабляется интенсивность потоотделения.

  5. Расширяются капилляры кожи.

  6. Сужаются капилляры кожи.
Тест 8. Почему летом человек загорает?

  1. Загорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые для образования витаминов в коже.

  2. Загорелая кожа образуется в результате интенсивной гибели клеток под действием избытка ультрафиолетовых лучей.

  3. Загорелая кожа меньше нагревается.

  4. Загорелая кожа защищает от проникновения избытка ультрафиолетовых лучей в глубь кожи.
Тест 9. Известно, что витамин D, образующийся в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, сохраняет соли кальция в костях организма. Можно ли утверждать, что темный цвет кожи у людей, живущих ближе к экватору необходим для того, чтобы кости их скелета не были хрупкими?

  1. Нет, темный цвет кожи защищает от теплового удара.
^

Задание 16. «Важнейшие термины и понятия темы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Анализаторы. 2. Ресничная мышца. 3. Аккомодация. 4. Зрительные рецепторы. 5. Кортиев орган. 6. Вестибулярный аппарат. 7. Макулы. 8. Купулы. 9. Вкусовая почка.

Ответы:

Задание 1. 1. 1 – роговица; 2 – склера, белочная оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – сетчатка; 5 – передняя камера глаза; 6 – радужная оболочка; 7 – задняя камера глаза; 8 – цилиарная мышца, растягивающая хрусталик; 9 – цинновы связки; 10 – хрусталик; 11 – стекловидное тело; 12 – слепое пятно; 13 – зрительный нерв; 14 – конъюнктива. 2. Склера (белочная), сосудистая и сетчатка. 3. Роговица. 4. Радужка сосудистой оболочки. 5. В сосудистой, в ее передней части - радужной оболочке. 6. Мышцы радужной оболочки. 7. В сетчатке. 8. Брови, веки, ресницы, слезные железы. 9. Между роговицей и радужкой – передняя камера, между радужкой и хрусталиком - задняя.

Задание 2. 1. 1 – пигментные клетки; 2 – колбочки; 3 – палочки. 2. Палочки. 3. Колбочки. 4. Наружный слой сетчатки. 5. В центральной части глаза больше колбочек, особенно в желтом пятне, на периферии больше палочек. 6. Большая сила света нужна для возбуждения колбочек. 7. 130 млн. палочек, 7 млн. колбочек.

Задание 3. 1. 1 – зрительный перекрест; 2 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от правых половин сетчатки глаз; 3 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от левых половин сетчатки глаз; 4 – зрительная кора; 5 – нормальное глазное яблоко; 6 –удлиненное глазное яблоко, приводит к близорукости; 7 – укороченное глазное яблоко, приводит к дальнозоркости; 8 – исправление близорукости с помощью двояковогнутых линз; 9 – исправление дальнозоркости с помощью двояковыпуклых линз. 2. От левых половин – в левой затылочной доле, от правых – в правой. 3. Рассеивающие линзы (–), собирающие линзы (+).

Задание 4. Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 3. Тест 6: 1. Тест 7: 2. Тест 8: 2. Тест 9: 4. Тест 10: 3. Тест 11: 1. Тест 12: 1 Тест 13: 1. Тест 14: 1. Тест 15: 1. Тест 16: 1. Тест 17 . 1.

Задание 5. 1. Периферической – органа чувств, проводниковой и участка коры, где анализируется информация. 2. Белочная, сосудистая, сетчатка. 3. Стекловидное тело. 4. Перевернутое и уменьшенное. 5. Палочки – черно-белое, колбочки – цветное. 6. В палочках – родопсин, в колбочках – йодопсин. 7. Слой пигментных клеток, слой, содержащий палочки и колбочки, биполярные, амакриновые и ганглиозные клетки. 8. Когда человек смотрит вдаль. 9. Изменение кривизны хрусталика, приводящее к резкому видению на различных расстояниях. 10. В затылочных долях больших полушарий. 11. Глазное яблоко удлиненное.

Задание 6. 1. 1 – наружное ухо, ушная раковина; 2 – слуховой проход; 3 – барабанная перепонка; 4 – полость среднего уха; 5 – молоточек; 6 – наковальня; 7 – стремечко; 8 – вестибулярный аппарат; 9 – улитка; 10 – слуховой нерв; 11 – евстахиева труба. 2. Слуховые косточки, воздушная полость. 3. Вестибулярный аппарат и улитка. 4. Рецепторы в Кортиевом органе, в улитке.

Задание 7. 1. 1 – барабанная перепонка; 2 – молоточек; 3 – наковальня; 4 – стремечко; 5 – полукружные каналы; 6 – ампулы полукружных каналов; 7 – полукружные каналы; 8 – круглый мешочек; 9 – мембрана круглого окна; 10 – полость среднего уха; 11 – евстахиева труба; 12 – полость лестницы преддверия; 13 –геликотрема, отверстие, соединяющее полость лестницы преддверия с полостью барабанной лестницы; 14 – полость барабанной лестницы; 15 – полость перепончатого лабиринта. 2. Прогибается мембрана овального окна, приходит в движение перилимфа лестницы преддверия, затем через отверстие на вершине улитки (геликотрему) колебание передается на перилимфу барабанной лестницы и выгибается мембрана круглого окошка.

Задание 8. 1. 1 – перилимфа лестницы преддверия; 2 – вестибулярная мембрана; 3 – эндолимфа перепончатого лабиринта; 4 – основная мембрана; 5 – рецепторные клетки кортиева органа; 6 – слуховой нерв. 2. В полости лестницы преддверия и барабанной лестницы. 3. В полости перепончатого лабиринта и вестибулярного аппарата. 4. В основной мембране, в кортиевом органе. 5. У основания улитки – боле короткие, у вершины – более длинные. 6. В височных долях больших полушарий.

Задание 9. 1. 1 – полукружные каналы; 2 – ампулы полукружных каналов; 3 – пятно овального мешочка; 4 – пятно круглого мешочка; 5 – отолиты. 2. Эндолимфа и гребешки с рецепторными клетками. 3. Изменение скорости и вращательные движения эндолимфы. 4. Эндолимфа и пятна – участки с рецепторными клетками, покрытые слизью, на поверхности отолитовая мембрана. 5. Силу тяжести.

Задание 10. 1. Наружную ушную раковину и слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. 2. слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. 3. Выравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным. 4. Улитку и вестибулярный аппарат. 5. Усиление колебаний барабанной перепонки в 40-50 раз. 6. Перилимфа лестницы преддверия и барабанной лестницы. 7. На основной мембране перепончатого лабиринта. 8. У основания мембраны. 9. слуховой нерв. 10. В височных зонах коры больших полушарий. 11. Изменение скорости движения и вращательные движения. 12. Силу тяжести. 13. Эндолимфа. 14. Нижняя часть центральной борозды осуществляет сознательную ориентировку, мозжечок и спинной мозг осуществляют регуляцию работы мышц по принципу врожденных рефлекторных реакций.

Задание 11. 1. 1 – вкусовые рецепторы на горькое; 2 – рецепторы на кислое; 3 – рецепторы на соленое; 4 – рецепторы на сладкое; 5 – вкусовой сосочек; 6 - вкусовые рецепторы; 7 - опорные клетки. 2. В слизистой оболочке языка, мягкого нёба, зева и надгортанника. 3. Внутренняя поверхность височных долей.

Задание 12. 1. 1 – реснички на дендрите; 2 – рецепторный нейрон; 3 – опорная клетка; 4 – обонятельный нерв; 2. Аксоны обонятельных нейронов заканчиваются в обонятельных луковицах на внутренней поверхности лобных долей больших полушарий, возбуждение передается на нейроны обонятельного тракта и анализируется в обонятельной коре на внутренней и нижней поверхности больших полушарий.

Задание 13. Тест 1. 3. Тест 2. 1. Тест 3. 3. Тест 4. 2. Тест 5. 3. Тест 6. 4. Тест 7. 3. Тест 8. 2.

Задание 14. 1. 1 – эпидермис; 2 – волос; 3 – сальная железа; 4 – собственно кожа; 5 – волосяная сумка; 6 – потовая железа; 7 – кожная артерия; 8 – кожная вена; 9 – нервное окончание; 10 – жировая клетчатка; 2. Эпидермис, дерма. 3. Около двух квадратных метров. 4. Волосы, ногти. 5. Потовые, сальные и молочные железы - видоизмененные потовые железы. 6. В собственно коже. 7. Открываются в волосяную сумку. 8. В базальном и шиповатом слоях эпидермиса. 9. Инкапсулированные: колбы Краузе (на холод), тельца Руфини (на тепло), диски Меркеля (на давление); свободные нервные окончания (прежде всего на боль), нервные окончания в волосяных сумках (на прикосновение).

Задание 15. Тест 1: 2. Тест 2: 2. Тест 3: 1. Тест 4: 2. Тест 5: 4. **Тест 6: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. **Тест 7: 1, 4, 6. Тест 8: 4. Тест 9: 1. Тест 10: 2.

Задание 16. 1. Сенсорные системы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. 2. Мышца, обеспечивающая изменение кривизны хрусталика. 3. Приспособление к четкому видению предметов, находящихся от глаза на различных расстояниях. 4. Фоторецепторные клетки, палочки и колбочки. Палочки содержат родопсин, более чувствительны к свету и обеспечивают черно-белое видение. Колбочки возбуждаются большей силой света, содержат йодопсины 3 типов и существуют красно- сине и зеленочувствительные колбочки. 5. Структура внутреннего уха, содержащая слуховые рецепторы, которые возбуждаются звуковыми сигналами различной частоты. 6. Часть внутреннего уха (мешочки и полукружные каналы), воспринимающая изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела, отвечает за равновесие. 7. Пятна в овальном и круглом мешочке, расположены почти перпендикулярно, содержат рецепторы и отолитовый аппарат. За счет давления отолитов воспринимают силу тяжести, прямолинейное движение, ускорение или замедление, наклоны головы. 8. Гребешки в ампулах полукружных каналов, содержат рецепторы и воспринимают изменение скорости движения и вращательные движения за счет давления эндолимфы, их угловое ускорение или замедление. 9. Имеет форму луковицы, погруженной в слизистую и связанной с поверхностью через вкусовую пору. Состоит из рецепторных, опорных и базальных клеток. На вершине рецепторных клеток есть микроворсинки, находящиеся в общей камере под порой.

Анализаторы человека – виды, характеристика, функции

Анализаторы человека помогают в получении и обработке информации, которую органы чувств получают из окружающей или внутренней среды.

Как человек воспринимает окружающий мир – поступающую информацию, запахи, цвета, вкусы? Все это обеспечивается анализаторами человека, которые расположены по всему телу. Они бывают разных видов и обладают различной характеристикой. Несмотря на различия между собой в строении, они выполняют одну общую функцию – воспринимать и перерабатывать информацию, которая затем передается человеку в понятном ему виде.

Анализаторы являются всего лишь аппаратами, через которые человек воспринимает окружающий мир. Они работают без сознательного участия человека, порой поддаются его контролю. В зависимости от полученной информации, человек понимает, что он видит, кушает, нюхает, в какой среде находится и т. д.

Анализаторы человека

Анализаторами человека называют нервные образования, обеспечивающие прием и переработку полученной из внутренней среды или внешнего мира информации. Вместе с , которые выполняют конкретные функции, они образуют сенсорную систему. Информация воспринимается нервными окончаниями, которые расположены в сенсорных органах, затем проходит по нервной системе прямо в мозг, где обрабатывается.

Анализаторы человека делятся на:

  1. Внешние – зрительные, тактильные, обонятельные, звуковые, вкусовые.
  2. Внутренние – воспринимают информацию о состоянии внутренних органов.

Анализатор разделяется на три отдела:

  1. Воспринимающий – орган чувств, рецептор, который воспринимает информацию.
  2. Промежуточный – проводящий информацию далее по нервам в головной мозг.
  3. Центральный – нервные клетки в коре больших полушарий, где поступившая информация обрабатывается.

Периферический (воспринимающий) отдел представлен органами чувств, свободными нервными окончаниями, рецепторами, которые воспринимают определенный вид энергии. Они переводят раздражение в нервный импульс. В корковой (центральной) зоне импульс перерабатывается в ощущение, которое понятно человеку. Это позволяет ему быстро и адекватно реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде.


Если все анализаторы человека работают на 100%, тогда он адекватно и вовремя воспринимает всю поступающую информацию. Однако проблемы возникают тогда, когда ухудшается восприимчивость анализаторов, а также теряется проводимость импульсов по нервным волокнам. Сайт психологической помощи сайт указывает на важность слежения за своими органами чувств и их состоянием, поскольку это влияет на восприимчивость человека и его полное понимание того, что происходит в окружающем мире и внутри его тела.

Если анализаторы повреждены или не функционируют, то у человека возникают проблемы. К примеру, индивид, который не чувствует боли, может не заметить, что он серьезно поранился, его укусило ядовитое насекомое и т. д. Отсутствие моментальной реакции может привести к гибели.

Виды анализаторов человека

Человеческий организм полон анализаторов, которые отвечают за прием той или иной информации. Вот почему сенсорные анализаторы человека подразделены на виды. Это зависит от характера ощущений, чувствительности рецепторов, назначения, скорости , природы раздражителя и т. д.


Внешние анализаторы направлены на восприятие всего, что происходит во внешнем мире (вне тела). Каждый человек субъективно воспринимает то, что находится во внешнем мире. Так, дальтоники не могут знать о том, что они не различают некоторых цветов, пока другие люди им не скажут о том, что цвет конкретного предмета другой.

Внешние анализаторы делятся на такие виды:

  1. Зрительный.
  2. Вкусовой.
  3. Слуховой.
  4. Обонятельный.
  5. Осязательный.
  6. Температурный.

Внутренние анализаторы занимаются сохранением здорового состояния организма внутри. Когда состояние отдельного органа изменяется, человек понимает это через соответствующие неприятные ощущения. Ежедневно человек испытывает ощущения, согласующиеся с естественными потребностями организма: голод, жажда, усталость и т. д. Это побуждает человека на совершение определенного действия, что позволяет привести организм в равновесие. В здоровом состоянии человек обычно ничего не ощущает.

Отдельно выделяют кинестетические (двигательные) анализаторы и вестибулярный аппарат, которые отвечают за положение тела в пространстве и его передвижение.


Болевые рецепторы занимаются оповещением человека о том, что произошли конкретные изменения внутри организма или на теле. Так, человек ощущает, что поранился или ударился.

Нарушение работы анализатора приводит к уменьшению восприимчивости окружающего мира или внутреннего состояния. Обычно проблемы возникают с внешними анализаторами. Однако нарушение вестибулярного аппарата или повреждение болевых рецепторов тоже вызывает определенные трудности в восприятии.

Характеристика анализаторов человека

Первостепенной характеристикой анализаторов человека является его чувствительность. Существуют высокий и низкий пороги чувствительности. У каждого человека он свой. Обычное надавливание на руку может вызывать боль у одного и легкое покалывание у другого, что полностью зависит от чувствительного порога.

Чувствительность бывает абсолютной и дифференцированной. Абсолютный порог указывает на минимальную силу раздражения, который воспринимается организмом. Дифференцированный порог помогает в узнавании минимальных различий между раздражителями.


Латентный период – это промежуток времени от начала воздействия раздражителя до появления первых ощущений.

Зрительный анализатор участвует в восприятии окружающего мира в образном виде. Этими анализаторами являются глаза, где меняется размер зрачка, хрусталика, что и позволяет видеть предметы при любом освещении и расстоянии. Важными характеристиками данного анализатора являются:

  1. Изменение хрусталика, который позволяет видеть предметы как вблизи, так и в дали.
  2. Световая адаптация – привыкание глаза к освещению (занимает 2-10 секунд).
  3. Острота – разделение предметов в пространстве.
  4. Инерция – стробоскопический эффект, который создает иллюзию непрерывности движения.

Расстройство зрительного анализатора приводит к различным заболеваниям:

  • Дальтонизм – неспособность воспринимать красный и зеленый цвета, иногда желтый и фиолетовый.
  • Цветовая слепота – восприятие мира в сером цвете.
  • Гемералопия – неспособность видеть в сумерках.

Тактильный анализатор характеризуется точками, которые воспринимают различное воздействие окружающего мира: боль, тепло, холод, толчки и т. д. Главной особенностью является кожного покрова к внешней среде. Если раздражитель постоянно воздействует на кожу, тогда анализатор снижает собственную чувствительность на него, то есть привыкает.

Обонятельным анализатором является нос, который покрыт волосками, выполняющими защитную функцию. При респираторных заболеваниях прослеживается невосприимчивость запахов, которые поступают в нос.

Вкусовой анализатор представлен нервными клетками, расположенными на языке, которые воспринимают вкусы: соленый, сладкий, горький и кислый. Также отмечается их комбинация. У каждого человека прослеживается своя восприимчивость тех или иных вкусов. Вот почему у всех людей разные вкусы, которые могут отличаться до 20%.

Функции анализаторов человека

Основной функцией анализаторов человека является восприятие раздражителей и информации, передача в головной мозг, чтобы возникли конкретные ощущения, побуждающие к соответствующим действиям. Функция – сообщить, чтобы человек автоматически или осознанно принял решение, что ему делать дальше или как устранить возникшую проблему.

У каждого анализатора своя функция. В совокупности все анализаторы создают общее представление о том, что происходит во внешнем мире или внутри организма.


Зрительный анализатор помогает воспринимать до 90% всей информации окружающего мира. Она передается картинками, которые помогают быстро сориентироваться во всех звуках, запахах и прочих раздражителях.

Тактильные анализаторы выполняют оборонительно-защитную функцию. На кожу попадают различные инородные тела. Их различное воздействие на кожу заставляет человека быстро избавляться от того, что может нанести вред целостности. Также кожей регулируется температура тела за счет оповещения о том, в какой среде человек оказался.

Органы нюха воспринимают запахи, а волоски выполняют защитную функцию по избавлению воздуха от инородных тел, находящихся в воздухе. Также человек через нос воспринимает окружающую среду по запаху, контролируя, куда идти.

Вкусовые анализаторы помогают в распознавании вкусов различных предметов, которые попадают в рот. Если по вкусу что-то является съедобным, человек кушает. Если что-то не соответствует вкусовым рецепторам, человек это выплевывает.

Соответствующее положение тела определяется мышцами, которые посылают сигналы и напрягаются при движении.

Функцией болевого анализатора является защита организма от причиняющих боль раздражителей. Здесь человек либо рефлекторно, либо осознанно начинает защищаться. Например, отдергивание руки от горячего чайника является рефлекторной реакцией.

Слуховые анализаторы выполняют две функции: восприятие звуков, которые могут оповещать об опасности, и регуляция равновесия тела в пространстве. Заболевание органов слуха могут привести к нарушению вестибулярного аппарата или искажению звуков.

Каждый орган направлен на восприятие определенной энергии. Если все рецепторы, органы и нервные окончания здоровы, тогда человек воспринимает себя и окружающий мир во всей красе одновременно.

Прогноз

Если человек утрачивает функциональность своих анализаторов, тогда прогноз его жизни в некоторой степени ухудшается. Возникает необходимость в восстановлении их функциональности или замещении, чтобы компенсировать недостаток. Если человек теряет зрение, тогда ему приходится воспринимать мир через другие органы чувств, а «его глазами» становятся другие люди или собака-поводырь.

Врачи отмечают необходимость соблюдения гигиены и проведения профилактики лечения всех своих органов чувств. К примеру, необходимо чистить уши, не кушать то, что не считается едой, беречь себя от воздействия химических веществ и т. д. Во внешнем мире есть множество раздражителей, которые могут причинить вред организму. Человек обязан научиться жить так, чтобы не повреждать свои сенсорные анализаторы.

Итогом потери здоровья, когда внутренние анализаторы сигнализируют о боли, что говорит о болезненном состоянии конкретного органа, может стать смерть. Таким образом, работоспособность всех анализаторов человека помогает в сохранении жизни. Повреждение органов чувств или игнорирование их сигналов может значительно повлиять на продолжительность жизни.

К примеру, повреждение до 30-50% кожного покрова может привести к смерти человека. Повреждение органов слуха не приведет к смерти, однако снизит качество жизни, когда человек не сможет полноценно познавать весь мир.

За некоторыми анализаторами необходимо следить, периодически проходить проверку их работоспособности и проводить профилактику. Существуют определенные меры, которые помогают в сохранении зрения, слуха, тактильной чувствительности. Многое зависит еще и от генов, которые передаются детям от родителей. Именно они определяют, насколько острыми по чувствительности будут анализаторы, а также их порог восприятия.

Таблица 43. Внешние анализаторы.

    Кто ввел понятие об анализаторах?

    Из каких трех частей состоит любой анализатор?

    **Что такое экстерорецепторы?

Рисунок 48. Строение глазного яблока.

    Что обозначено цифрами 1 - 15?

    Как называются три оболочки глазного яблока?

    Как называется прозрачная часть белочной оболочки?

    Какая структура придает цвет глазам?

    В какой оболочке глаза находится зрачок?

    **Какая структура меняет диаметр зрачка?

    В какой оболочке находятся зрительные рецепторы?

    Какие защитные приспособления имеет глаз?

    Где расположена передняя камера глаза?

Рисунок 49. Строение сетчатки.

    Что обозначено цифрами 1 - 3?

    Какие рецепторы глаза воспринимают черно-белое изображение?

    Какие рецепторы глаза воспринимают цвета?

    Где в сетчатке находится слой пигментных клеток?

    Где в сетчатке больше палочек? Где колбочек?

    Для возбуждения каких рецепторов нужно большая сила света?

    **Сколько колбочек и палочек находится в сетчатке?

Рисунок 50. Нарушения зрения и их исправления.

    Что обозначено цифрами 1 - 5?

    Какие способы устранения нарушений зрения предложены на рисунках?

    Какие другие способы устранения нарушений зрения известны?

Задание 12.5. Выберите правильный вариант ответа:

Зрительный анализатор.

Тест 1. Кто из ученых ввел понятие об анализаторах?

    И.П.Павлов.

    И.М.Сеченов.

    И.И.Мечников.

Тест 2. Как называется наружная прозрачная оболочка глаза?

    Белочная (склера), в передней части роговица.

    Роговица.

  1. Сосудистая оболочка.

Тест 3. К какой оболочке глаза относится радужка?

    К сетчатке.

    К белочной.

    К сосудистой.

    К слою пигментных клеток.

Тест 4. За счет чего осуществляется аккомодация у человека?

    За счет изменения кривизны глазного яблока.

    За счет изменения кривизны хрусталика.

    За счет изменения кривизны стекловидного тела.

    За счет движения хрусталика вдоль оптической оси.

Тест 5. Какая структура глаза отвечает за аккомодацию?

Тест 6. Какая структура глаза отвечает за диаметр зрачка?

    Мышца - сфинктер (суживатель) зрачка и мышца - дилататор (расширитель) зрачка.

    Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко.

    Ресничная мышца, растягивающая хрусталик.

**Тест 7. Как влияют вегетативные нервы на ширину зрачка?

    Парасимпатический расширяет, симпатический суживает.

    Парасимпатический суживает, симпатический расширяет.

Тест 8. Какое заболевание возникает при удлиннении глазного яблока? При этом изображение фокусируется впереди сетчатки и отдаленные предметы видны неотчетливо.

    Дальнозоркость.

    Близорукость.

    Дальтонизм.

    Астигматизм.

Тест 9. Какое заболевание возникает с возрастом, когда хрусталик отвердевает и теряет способность быть более выпуклым при сокращении ресничной мышцы?

    Дальнозоркость.

    Близорукость.

    Старческая близорукость.

    Старческая дальнозоркость.

**Тест 10. Человек смотрит вдаль. Что происходит с ресничной мышцей и цинновыми связками?

    Ресничная мышца и связки расслаблены.

    Ресничная мышца и связки сокращены.

    Ресничная мышца расслаблена, связки натянуты.

    Ресничная мышца сокращена, связки расслаблены.

Тест 11. Какие рецепторы отвечают за цветовое видение?

    Колбочки.

Тест 12. Для возбуждения каких рецепторов нужна большая сила света?

    Колбочек.

  1. Для возбуждения и палочек, и колбочек нужна одинаковая сила света.

**Тест 13. Какой пигмент находится в палочках?

    Родопсин.

    Йодопсин.

Тест 14. Какой витамин необходим для восстановления зрительного пурпура (родопсина) палочек?

    Витамин А.

    Витамин В.

    Витамин D.

    Витамин С.

    Витамин Е.

Тест 15. Где в сетчатке находятся палочки и колбочки?

    Ближе к пигментному слою.

    Ближе к стекловидному телу.

    В средней части сетчатки.

    Палочки - ближе к стекловидному телу, колбочки - ближе к пигментному слою.

**Тест 16. У кого из перечисленных животных в сетчатке преобладают колбочки?

    У курицы.

  1. У копытных животных.

**Тест 17. Знаменитый химик Дальтон не различал красный цвет. Есть заболевания, когда человек не различает зеленый или фиолетовый цвета. Возможна полная слепота на все цвета. Как называется форма дальтонизма, которой была у Дальтона?

    Протанопия.

    Дейтеранопия.

    Тританопия.

  1. В каком возрасте у детей начинают функционировать анализаторы? Структуры какого из анализаторов созревают раньше, каких анализаторов позже?
  2. 385. Кто из ученых ввел в физиологию понятие «анализаторы»?

    386. Назовите части анализатора

    387. В каком отделе ЦНС формируется ощущение?

    388. Какое свойство анализаторов способствует приспособлению организма к различной силе раздражителя?

    389. В каких структурах мозга находится корковый отдел зрительного анализатора?

    390. Где фокусируются лучи в эмметропическом глазу?

    391. Для чего необходим хрусталик, какую форму он имеет?

    392. Что такое зрачок?

    393. Что такое миопия, гиперметропия, пресбиопия?

    394. Какие рецепторы воспринимают раздражения из внешней среды?

    395. Какие части глаза входят в состав фиброзной (наружной) оболочки глаза?

    396. Какие рецепторы сетчатки обеспечивают сумеречное зрение?

    397. Как называется место наилучшего видения?

    398. Какую форму принимают хрусталик при рассмотрении близлежащих предметов?

    399. Где фокусируются лучи в миопическом глазу?

    400. Перечислите отделы сосудистой оболочки глаза

    401. Какой отдел оптической системы глаза обеспечивает возможность четко видеть предметы на различных расстояниях?

    402. Какой нерв, кроме обонятельного, принимает участие в восприятии запахов?

    403. В каких отделах мозга находится корковый отдел обонятельного анализатора?

    404. В каких отделах мозга находится корковый отдел вкусового анализатора?

    405. Где располагаются в глазу палочки, какой пигмент они содержат?

    406. Где располагаются в глазу колбочки, какой пигмент они содержат?

    407. Какой психический процесс возникает в ЦНС при раздражении рецепторов анализатора?

    408. Как называется место выхода зрительного нерва?

    409. Как изменяется форма хрусталика при взгляде вдаль?

    410. Как называется глаз, в котором лучи фокусируются на сетчатке?

    411. Какой рефлекс возникает при достижении звуковых сигналов бугров четверохолмия?

    412. Какие рецепторы воспринимают тепловое раздражение?

    413. Какие рецепторы воспринимают холодовое раздражение?

    414. Какая система организма активизируется при болевых раздражениях?

    415. Что такое «стремечко», с каким образованием оно соединяется?

    416. Какой орган связывает среднее ухо с носоглоткой?

    417. Где находится отолитовый аппарат?

    418. Где располагается вестибулярный аппарат?

    419. На каких участках тела самое большое количество тактильных рецепторов?

    420. Где находится корковый отдел слухового анализатора?

    421. Какова характерная особенность отолитов?

    422. Какой отдел полости рта и языка воспринимает в основном сладкий вкус?

    423. Какие рецепторы кожи воспринимают прикосновение?

    424. Где представлен корковый отдел тактильного анализатора?

    425. Какое раздражение называется ноцицептивным?

    426. Какой процент информации, поступающей в мозг, обеспечивает зрительный анализатор?

    427. Какая пара черепных нервов передает зрительную информацию?

    428. Какими парами черепных нервов иннервируются мышцы глазного яблока?

    429. Что такое конъюнктива?

    430. Почему атропин расширяет зрачок?

    431. Какой из отделов анализатора способен трасформировать энергию любого раздражителя в нервный импульс?

    432. Какое изображение получается на сетчатке после прохождения через преломляющие среды глаза?

    433. Как изменяется просвет зрачка при возбуждении парасимпатической нервной системы?

    434. При недостатке какого витамина развивается «куриная слепота»?

    435. Какая из слуховых косточек прикрепляется к барабанной перепонке?

    436. Какую функцию выполняет слуховая (Евстахиева) труба?

    Человек каждое мгновение воспринимает информацию из окружающей среды через особую систему, которая называется "анализатор". Включает она несколько составных частей, деятельность которых тесно взаимосвязана.

    Что такое анализатор

    С точки зрения биологии анализаторами называют все сенсорные системы человека. Это физиологические аппараты, которые способны воспринимать различные виды энергии, превращающиеся впоследствии в нервные импульсы. Как правило, каждый из анализаторов воспринимает только определенный У человека они представлены пятью сенсорными системами: зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. Существует мнение о наличии "шестого чувства" - интуиции. Однако до сих пор ученые не установили его механизм действия и особенности организации. Понятие "анализатор" включает следующие составляющие: периферический, проводниковый и центральный отдел. Рассмотрим особенности каждого из них.

    Раздражители

    Каждая сенсорная система способна воспринимать и анализировать только определенную информацию. Хотя, безусловно, существуют и смешанные ощущения. Понятие "анализатор" включает следующие составляющие, которые представлены разнообразными раздражителями. Их главным свойством является высокий уровень специфичности. Это значит, что их действие распространяется только на определенный вид анализатора.

    Рецепторы

    Итак, понятие "анализатор" включает следующие составляющие: рецептор и система передачи информации. Первоначальный отдел любой сенсорной системы состоит из чувствительных клеток. Они способны воспринимать различные виды энергии. Впоследствие они преобразуются в нервные импульсы. Именно в таком виде информация передается к последующим отделам и обрабатывается. В зависимости от вида энергии различают несколько видов рецепторов. Они способны воспринимать световое излучение, колебания воздуха, прикосновения, действие химических веществ.

    Проводниковый отдел

    Проводниковая часть сенсорных систем состоит из нервных волокон, которые передают электрический импульс. Это второй отдел, который понятие "анализатор" включает. Следующие составляющие непосредственно занимаются обработкой полученной информации.

    Центральный отдел

    Понятие "анализатор" включает следующие составляющие центральной части: подкорковые центры и отделы конечного мозга. Именно здесь происходит синтез и анализ возбуждения. В результате формируются соответствующие реакции организма, информация о которых передается через нервные волокна обратно к рабочему органу.

    Свойство анализаторов

    Несмотря на разнообразие сенсорных систем, у них есть общие признаки. Одним из них является адаптация, которая заключается в их способности приспосабливаться к различной интенсивности действия раздражителя. Если он действует сильнее, чувствительность рецепторов увеличивается, и наоборот. Например, зрительная сенсорная система способна воспринимать одинаково хорошо изображение предметов, находящихся на разном расстоянии. Эта способность называется аккомодацией. Также глаз способен приспосабливаться к темноте или яркому освещению.

    Итак, понятие "анализатор" включает следующие составляющие: периферический, проводниковый и центральный отделы. В этой последовательности они воспринимают различные виды информации из окружающей среды, преобразуют ее в нервные импульсы и передают в соответствующие отделы головного мозга. Здесь информация анализируется, формируется ответная реакция, благодаря чему организм быстро ориентируется в постоянно изменяющейся внешней среде.