Новый расчет нмцк на лекарства. Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицин

Дата: 08.02.2018

В последнем квартале 2017 г. появился ряд новых нормативных правовых актов, регулирующих закупку лекарственных препаратов в рамках 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». Вступил в силу с 09.12.2017.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вступило в силу с 01.01.2018.
  3. Приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения». Вступил в силу с 01.01.2018.

Рассмотрим новации, содержащиеся в этих документах.

Определение НМЦК при закупке лекарственных препаратов

Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования — по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

При расчете НМЦК должна использоваться цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом НДС и оптовой надбавки. Напомним, что размер предельной оптовой надбавки устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ 1 . Например, в Калужской области размер этой надбавки в отношении любого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с отпускной ценой производителя (за одну потребительскую упаковку) свыше 500 руб. составляет 11,3 % 2 . Цена единицы препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования — по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

Если речь идет о закупке препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, то минимальная цена (без учета НДС и оптовой надбавки) должна определяться путем одновременного использования метода сопоставимых рыночных цен, методом расчета средневзвешенной цены и тарифным методом — по результатам применения этих методов заказчик должен определить минимальную цену, которую и использовать при определении НМЦК. Применение первого метода заключается в анализе информации на сайте www.zakupki.gov.ru, запросе предложений производителей (поставщиков). Применение второго метода представляет собой расчет по специальной формуле средневзвешенной цены на основе контрактов на поставку такого препарата, заключенных заказчиком за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета (Контракты (договоры) на поставку лекарств для назначения пациенту по решению врачебной комиссии не учитываются). Применение третьего метода основывается на сведениях о предельной отпускной цене данного препарата, указанной в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 3 .

Если закупаются препараты, не включенные в указанный выше перечень, то для определения минимальной цены применяется только метод сопоставимых рыночных цен и метод расчета средневзвешенной цены 4 .

Но такое правило определения минимальной цены препарата действует только до 30.06.2018 включительно. После этого срока к указанным способам расчета в обоих случаях добавится использование еще так называемой референтной цены препарата. Она будет рассчитываться автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и сведения о ней будут предоставляться в ЕИС.

Таким образом, данная новация направлена на обеспечение закупки лекарственных препаратов по самой возможной минимальной цене, которую могут предложить участники закупок. Вместе с тем, в рассматриваемом порядке предусмотрена возможность пересмотра НМЦК в том случае, если объявленная закупка не вызвала интереса поставщиков (не было подано ни одной заявки). В этом случае до 30.06.2018 включительно заказчик при повторной закупке для определения НМЦК использует следующую минимальную цену, рассчитанную методом сопоставимых рыночных цен, а с 01.07.2018 — референтную цену. Если и в этом случае заявки не подаются, то референтная цена увеличивается по специальной формуле, а если и такое увеличение «не помогло», то увеличение осуществляется еще раз. Однако никакое увеличение не должно приводить к тому, чтобы цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата стала превышать максимальное значение цены, содержащееся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок. В крайнем случае заказчику разрешается при закупке препаратов из данного перечня использовать только эту предельную отпускную цену. Что же касается закупки препаратов, не включенных в этот перечень, то здесь в крайнем случае заказчик может применять индекс-дефлятор, а если и это не поможет, то использовать в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата цену, рассчитанную на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

Как мы видим, если поставщики устойчиво не будут проявлять интереса к проводимой закупке, то проводить ее заказчик может весьма долго, постепенно повышая НМЦК. Однако обратим внимание, что Минздрав России в таком случае рекомендует заказчикам информировать ФАС о возможных картельных сговорах поставщиков4.

Особенности описания лекарственных препаратов

Рассматриваемые правила предъявляют к описанию лекарственных препаратов ряд уточняющих требований, которые в целом направлены на то, чтобы затруднить заказчикам составление ТЗ, «заточенного» под конкретного поставщика или конкретный препарат.

Так, например, необходимо указывать не одну лекарственную форму препарата, но и эквивалентные лекарственные формы; указываемая дозировка препарата должна обеспечивать возможность его поставки в кратной дозировке и двойном количестве (например, 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), но при этом эквивалентные дозировки не должны предусматривать необходимость делить таблетку, порошок или иную твердую лекарственную форму; нельзя указывать дозировку препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (то есть участник закупки вправе предложить препарат с дозировкой в других единицах), если участник закупки предлагает лекарства в картриджах или иных устройствах введения (применения), то такие устройства должны предлагаться безвозмедно; нельзя требовать, чтобы обязательно в одном комплекте с препаратом были растворитель, устройство для разведения и введения препарата, инструменты для вскрытия ампул; и т.д.

Вместе с тем, заказчику разрешается указывать в ТЗ ряд запрещенных позиций, если не имеется иной возможности описать требуемые лекарственные препараты, но при этом документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик; и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. К данным позициям относятся:

  • объем наполнения первичной упаковки препарата, за исключением растворов для инфузий;
  • наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
  • фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
  • форму выпуска (первичной упаковки) препарата;
  • количество единиц препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества препарата;
  • требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики препарата;
  • иные характеристики препаратов, содержащиеся в инструкциях по их применению и указывающие на конкретного производителя препарата.

Кроме того, допускается указывать торговые наименования препарата, но только при закупке препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации. Также допускается указывать путь введения препарата в отношении препаратов, предназначенных для парентерального применения, а кроме того, допускается указывать возрастные характеристики ребенка в отношении препаратов, предназначенных исключительно для использования в педиатрической практике.

Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов

Утвержденный типовой контракт должен применяться при закупках, извещения о которых были размещены в ЕИС с 01.01.2018, при закупках лекарственных препаратов в соответствии с кодом 21.20.1 (ОКПД 2 и ОКВЭД 2) и при любом размере НМЦК или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Во многом положения типового контракта повторяют нормы самого 44-ФЗ, его подзаконных нормативных правовых актов, гражданского и бюджетного законодательства (например, правила определения размера штрафов 5 или возможность изменения цены контракта, если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренное контрактом количество товара не более чем на 10 % — при условии, что такое условие было включено в извещение и/или документацию о закупке) 6 , однако, обратим внимание на некоторые его положения.

  1. Спецификация закупаемых по контракту лекарственных препаратов является приложением к контракту и должна заполняться в соответствии с заявкой участника закупки (при закупке конкурентными способами) и содержать количество товара, торговые наименования препаратов, дозировку, лекарственную форму, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке, единицы измерения, цену за единицу товара и общую стоимость товара. Кроме того, к контракту предусматривается такое приложение как «технические характеристики». Это приложение оформляется на каждое международное непатентованное наименование закупаемого по контракту лекарственного средства (при отсутствии такого наименования на химическое, группировочное наименование лекарственного средства) и должно содержать количественные и качественные характеристики товара, в том числе обоснованный остаточный срок годности, требование о поставке товара в целых упаковках, а также торговые наименования лекарственных препаратов, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения препарата, наименование его производителя, дозировку, лекарственную форму препарата, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке, страну происхождения препарата.
  2. В контракте должен быть указан способ поставки товара: с разгрузкой или без разгрузки транспортного средства и доставка поставщиком товара заказчику (получателями при централизованной закупке) или выборка товара заказчиком (получателями при централизованной закупке) у поставщика. При этом отгрузочная разнорядка и календарный план поставки являются приложениями к контракту.
  3. В случае если извещением (документацией) о закупке было предусмотрено привлечение поставщиком соисполнителей из числа СО НКО и СМП, документы, подтверждающие это привлечение поставщик должен предоставить заказчику в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта. В этот же срок Оплату таким соисполнителям поставщик должен делать в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком документа о приемке товара от соисполнителей. Также поставщик обязан в течение 10 дней после оплаты таким соисполнителям поставленного товара предоставить заказчику документы, подтверждающие эту оплату.
  4. Типовой контракт включает в себя подробные требования к упаковке, маркировке и условиям транспортировки товара.
  5. Типовой контракт требует указания конкретного срока, за который заказчик (получатель) направляет поставщику заявку о выборке товара или поставщик направляет заказчику (получателю) уведомление о времени доставки товара.
  6. Типовой контракт содержит перечень документов, которые поставщик представляет заказчику при поставке товара. При этом если количество поставляемого товара во вторичной (потребительской) упаковке, превышает количество товара, указанного в отгрузочной разнарядке (плане распределения), поставка товара сверх указанного количества осуществляется за счет поставщика.
  7. В типовом контракте приводится закрытый перечень процедур, которые осуществляет заказчик (получатель) при приемке товара. При этом в контракте должен быть установлен конкретный срок (не более 15 рабочих дней), в течение которого после получения от поставщика установленных документов заказчик (получатель) направляет поставщику подписанный акт приема-передачи товара (его форма является приложением к типовому контракту) или мотивированный отказ от его подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
  8. Типовой контракт устанавливает право заказчика (получателя) проводить выборочную проверку товара, в т.ч. после его приемки. Для этого заказчик (получатель) направляет поставщику запрос о предоставлении образцов каждой серии товара для проведения анализа независимыми профильными экспертными организациями по контролю качества лекарственных средств. Выбор этих организаций и оплату их работы осуществляет заказчик (получатель). Забор образцов производится в 3-х кратном количестве упаковок товара, необходимых для проведения одного анализа, а расходы, связанные с предоставлением образцов, несет Поставщик. Если по результатам проверки определяется, что товар не соответствует требованиям контракта, несоответствующий условиям контракта товар забраковывается в объеме всей серии, при этом объем поставки и сумма Контракта остаются неизменными, а Поставщик обязан заменить забракованную серию Товара и оплатить расходы по проведению проверки. Также в этом случае заказчик (получатель) имеет право потребовать замены всего поставленного товара или проведения проверки каждой поставляемой единицы товара за счет поставщика.
  9. В соответствии с условиями типового контракта оплата за поставленный товар осуществляется заказчиком после представления поставщиком в конкретный срок, установленный в контракте, определенного перечня документов.
  10. Типовой контракт предусматривает указание конкретного срока, в течение которого после либо подписания акта приема-передачи товара, либо подписания акта об исполнении обязательств (его форма также является приложение к типовому контракту) заказчик возвращает поставщику обеспечение исполнения контракта (в случае если в качестве обеспечения заказчику перечислены денежные средства). Отметим, что обеспечение исполнения контракта распространяется на обязательства по возврату аванса (при наличии), уплате неустоек в виде штрафов, пени, предусмотренных контрактом, убытков, понесенных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по контракту.
  11. В типовой контракт включено положение, согласно которому поставщик настоящим гарантирует в период срока годности товара отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности, связанных с поставкой и использованием товара. При этом все убытки, понесенные заказчиком в случае нарушения исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности при поставке и использовании товара, в том числе вследствие отмены государственной регистрации товара и невозможности его использования, включая судебные расходы и возмещение материального ущерба, возмещаются поставщиком в полном объеме.
  12. Форма типового контракта требует указания в нем конкретного срока, в течение которого после наступления обстоятельств непреодолимой силы, та или иная сторона контракта должна письменно проинформировать об этом другую сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления данных обстоятельств.
  13. Типовой контракт предусматривает включение в него сведений о банковском или казначейском сопровождении контракта (в установленных случаях).
  14. Кроме указанных выше приложений к типовому контракту дополнительными приложениями являются форма сводного реестра товарных накладных на поставку товара и форма акта сверки расчетов.

1 Ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

2 Приказ Министерства тарифного регулирования Калужской обл. от 14.12.2015 № 530-РК «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

3 http://www.grls.rosminzdrav.ru, п. 2 ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 См. Письмо Минздрава России от 06.12.2017 № 3522/25-5 «О применении Приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 871н».

5 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

6 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения


Утратил силу с 4 января 2020 года на основании
приказа Минздрава России от 19 декабря 2019 года N 1064н
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.07.2018, N 0001201807250022).
____________________________________________________________________


В соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 52, ст.6961; 2014, N 23, ст.2925; N 48, ст.6637; 2015, N 10, ст.1418; N 29, ст.4342, ст.4346; 2016, N 26, ст.3890; 2017, N 31, ст.4780) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 149 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 7, ст.1088; N 23, ст.3359)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

2. Настоящий приказ не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу настоящего приказа.

Министр
В.И.Скворцова


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 ноября 2017 года,
регистрационный N 49016

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 26 октября 2017 года N 871н

1. Настоящий порядок определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Расчет НМЦК осуществляется по формуле:

где:

n - количество поставляемых лекарственных препаратов;

- цена единицы планируемого к закупке i -го лекарственного препарата с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и оптовой надбавки;
_______________
Сноска утратила силу с 5 августа 2018 года - приказ Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н ..



- объем поставки i -го лекарственного препарата.

2_1. При расчете НМЦК оптовые надбавки, размер которых не должен превышать предельных размеров оптовых надбавок, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст.1815; 2015, N 29, ст.4367), применяются при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (за исключением случаев осуществления закупки у производителя лекарственных препаратов):

а) для обеспечения федеральных нужд, если НМЦК не превышает десять миллионов рублей, а также если НМЦК свыше десяти миллионов рублей, при условии непревышения цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата над ценой такого лекарственного препарата, содержащейся в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, если НМЦК не превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей, а также если НМЦК свыше установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации размера или свыше десяти миллионов рублей, при условии непревышения цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата над ценой такого лекарственного препарата, содержащейся в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
(Пункт дополнительно включен с 5 августа 2018 года приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н)

3. Цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

а) применения методов, предусмотренных частями 2 - и 8 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" , без учета НДС и оптовой надбавки;

б) расчета средневзвешенной цены на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета (далее - средневзвешенная цена), за исключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации:
приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н .

где:

- цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k - количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

в) использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - референтная цена) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка сведения о которой предоставляются в единую информационную систему в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между указанными системами.
_______________
Абзац тринадцатый пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст.4791).

Положения подпункта "в" пункта 3 настоящего Порядка не применяются до 1 января 2019 года в отношении использования референтной цены при расчете НМЦК.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 5 августа 2018 года приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н .

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст.324; 2017, N 17, ст.2565).

4. Расчет референтных цен производится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования - по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (далее - группа лекарственных препаратов) по следующей формуле:

где:

- цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2018 года приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н .
________________
До 1 июля 2019 года в расчет цены за единицу лекарственного препарата принимаются данные заключенных контрактов без учета НДС, после указанной даты - данные исполненных контрактов без учета НДС и оптовой надбавки.
(Сноска дополнительно включена с 5 августа 2018 года приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н)


- объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;

- цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов.

5. За цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены из цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.
приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н .

6. В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка или средневзвешенной цены, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена.
_______________
До 1 июля 2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное в соответствии с частями 2 -6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 52, ст.6961; 2014, N 23, ст.2925; N 48, ст.6637; 2015, N 10, ст.1418; N 29, ст.4342, ст.4346; 2016, N 26, ст.3890).

7. В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании референтной цены, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения референтной цены на показатель среднеквадратичного отклонения, который рассчитывается автоматически посредством ЕГИСЗ по формуле:

где:

- показатель среднеквадратичного отклонения;

- значение цены единицы лекарственного вещества, полученное для контракта с номером i ;

n - количество значений, используемых в расчете;

- средняя арифметическая величина единицы лекарственного препарата по выборке.

8. В случае признания закупки с увеличенной референтной ценой несостоявшейся, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения. При этом цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата не должна превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - реестр), с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

9. В отношении лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена не выше максимального значения цены, предусмотренного реестром с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 августа 2018 года приказом Минздрава России от 26 июня 2018 года N 386н .

10. В отношении лекарственного препарата, не включенного в ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата увеличивается на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и не может превышать максимальное значение предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.
_______________
Используется прогнозное значение индекса-дефлятора, устанавливаемое Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующей отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6598; 2017, N 38, ст.5627), - "Химическая и производство резиновых и пластмассовых изделий".


В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной путем увеличения на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности, ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена, рассчитанная на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Минздрав России вводит новый порядок обоснования цены по лекарствам. В нем сохранен принцип выбора минимальной цены из четырех рассчитанных. В статье узнаете, чем лучше новый порядок и как его применять заказчику при обосновании цены.

Приказ Минздрава от 26.10.2017 № 871н больше не действует. Порядок определен новым приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019. В нем сохранен принцип выбора минимальной цены из четырех рассчитанных по методу сопоставимых рыночных цен, тарифному методу для перечня ЖНВЛП, по средневзвешенной цене из заключенных контрактов и референтной цене в ЕИС.

Заказчик считает НМЦК по каждому из четырех методов, а в качестве итоговой, выбирает наименьшую. Он считает цену за единицу лекарства без учета НДС. Оптовые надбавки можно применять только к лекарствам из перечня ЖНВЛП. Во всех остальных случаях вы рассчитываете цену без оптовых надбавок.

Какие лекарства вывели из порядка определения НМЦК на закупку лекарств

Новый порядок применяют не для всех лекарств. Порядок не распространяется на лекарства, которые не имеют серийного выпуска и изготавливаются непосредственно аптечными организациями – экстемпоральные препараты. При закупках у едпоставщика в случае оказания медицинской помощи в неотложных и экстренных ситуациях заказчики могут не применять этот порядок. Можно обосновать цену только методом сопоставимых рыночных цен и закупить необходимое лекарство.

Минздрав России вводит новый порядок обоснования цены по лекарствам. В нем сохранен принцип выбора минимальной цены из четырех рассчитанных. Из статьи узнаете, чем лучше новый порядок и как его применять заказчику при обосновании цены.

Читать новые правила

Пять исключений при расчете средневзвешенной цены по новому приказу

Не берите в расчет средневзвешенной цены контракты, если:

1. контракт заключили по решению врачебной комиссии для конкретного пациента с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям;

2. в контракте указаны цены единиц однокомпонентных лекарств, а вы закупаете многокомпонентные лекарства или наборы. Это исключение не действует, если контракт на однокомпонентные препараты был заключен по итогам конкурентной процедуры;

3. контракт с лекарством, которое больше не обращается на территории РФ. Узнать такую информацию можно на сайте roszdravnadzor.ru;

4. остаточный срок годности поставленного лекарства по контракту, на 20% и более отличается от предусмотренного в контракте. Например, в контракте прописан остаточный срок годности 12 месяцев, а поставщик поставлял с остаточным сроком годности 24 месяца.

5. контракты со штрафами и пенями в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком.

Как заказчика наказали за ошибку в одном из трех способов обоснования НМЦК по Приказу Минздрава № 871-н

Больница закупала лекарство МНН Винпоцетин с НМЦК 273093 руб. Когда контрактный управляющий обосновывал цену лекарства тремя методами, чтобы вывести среднюю, он допустил ошибку. В тарифном методе он взял цену 3,23 руб. за 1 мл, а должен был взять 1,62 руб. При выборе такого значения из государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты он завысил НМЦК на 29380 руб. ФАС признала специалиста виновным и обязала заплатить штраф 20 тыс. руб. (Постановление о назначении административного наказания № 69-12-34/2018/48 от 30.08.2018).

Вложенные файлы

  • Типовой контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения.docx

Ни Методические рекомендации Минэкономразвития по определению НМЦК , утвержденные Приказом от 02.10.2013 № 567, не содержат такого определения. Референтная цена (РЦ) представляет собой индикатор, который отражает фактически существующую усредненную стоимость на определенную группу товаров. В системе госзакупок — по аналогичным заключенным контрактам, исполненным поставщиками в полном объеме без применения штрафов и пеней.

Как применяется

Первой сферой, в которой планируется использование методики, стала фармацевтическая область. Минздрав разработал проект, предусматривающий перерегистрацию предельных ценников на референтные при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств .

Референтные цены на лекарства предполагается рассчитывать следующим образом:

  1. Установить стоимость лекарственного препарата, планируемого к закупке такую же, как в его предшествующей закупке.
  2. Сравнить предшествующую стоимость с РЦ, содержащейся в специально создаваемой информационно-аналитической системе.

Если предшествующая окажется ниже, то формула для расчета:

НМЦК = предшествующая стоимость * количество закупаемого препарата.

Если ниже (а также для несостоявшихся заказов):

НМЦК = РЦ * количество.

Преимущества и недостатки метода

Закупка лекарственных препаратов без учета специфики их фармакокинетики и фармакодинамики, дополнительных характеристик, изменяющих скорость доставки, всасывания и т. д., лишь исходя из стоимости предыдущих закупок, является некорректной по следующим основаниям:

  1. Введение взаимозаменяемости не только внутри одного международного непатентованного наименования, но и по форме выпуска может означать массовую замену более современных форм лекарств на устаревшие. К примеру, приобретение лекарства во флаконе не так удобно для пациента, как при форме выпуска шприц-ручка. Естественно, себестоимость флакона значительно ниже, но закупая более дешевое, не означает более качественное и функционально выгодное.
  2. Отсутствие учета надбавок. К примеру, необходимо учитывать разность расходов на доставку лекарственных препаратов в зависимости от точки доставки, ведь надбавки являются одной из главных причин разницы стоимости заказов в субъектах РФ.
  3. Не учтены особенности торгов при закупке лекарственных препаратов, осуществляемых смешанными лотами.

Стоит заметить, что референтная цена на медикаменты — это методика постоянного использования средневзвешенных цен, ведущая к неуклонному снижению РЦ, а следовательно, НМЦК до уровня минимально возможной. В условиях запрета на приобретение лекарственных препаратов по цене выше РЦ может возникнуть риск прекращения производства, следовательно, дефицит лекарств.

На данный момент проект проходит обсуждение и антикоррупционную экспертизу.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ № 871н от 26 октября 2017 г., с 09.12.2017 г. НМЦК либо цену контрактов, заключенных с единственным поставщиком по госзакупке лекарственных средств, нужно будет определять с применением нового порядка. По закупкам, извещения по которым публиковались в ЕИС до 9 декабря 2017 года, данный порядок не используется. Как рассчитывается цена единицы лекарственного препарата Цену определяют по одному МНН, если же МНН отсутствует, то используют группировочные либо химические наименования. При проведении закупки комбинированного лекарственного препарата проводят расчет его состава. Производя расчет, необходимо учитывать дозировки, а также эквивалентные лекарственные формы. Цена единицы препарата определяется без учета оптовой надбавки и НДС.

Расчет нмцк лекарственных препаратов с 09.12.2017

При этом в цене единицы препарата надо учесть НДС и оптовую надбавку. Когда заказчик закупает несколько видов лекарственных препаратов, нужно повторить расчет для каждого вида, а затем сложить полученные значения.

Как пересчитать НМЦК, если заявок на участие в закупке не поступило Если никто не стал участвовать в закупке, при проведении следующей НМЦК считают более простым способом. Например, при расчете НМЦК была использована цена единицы препарата, определенная с помощью метода сопоставимых рыночных цен, тарифного метода или средневзвешенной цены.


На участие в такой закупке не подано ни одной заявки. При объявлении следующей закупки в качестве цены единицы препарата заказчику надо использовать следующее минимальное значение, рассчитанное методом сопоставимых рыночных цен.
Отметим, что с 1 июля 2018 года вместо этого минимального значения нужно будет использовать референтную цену.

Компания

После того, как цена единицы препарата методами а) и б) (согласно таблице ШАГ 1) рассчитана, необходимо сравнить их и выбрать наименьшую. Надо отметить, что для (а) — согласно Методике Минэкономразвития (Приказ №567), при использовании базовых цен прошлых периодов, полученных из реестра контрактов, в расчете НМЦК, они могут индексироваться на индекс потребительских цен (ИПЦ).
В расчете средневзвешенных цен (б) такой возможности нет, поэтому есть основания думать, что средневзвешенные цены будут ниже. После этого можно переходить к пункту 2 Порядка, т.е.


от подготовки базовых цен за единицу, собственно к расчету НМЦК. Здесь вроде бы все просто — цена единицы перемножается на объем. НМЦК по разным лекарственным препаратам (если поставка предполагает количество наименований более 1) складываются.

Форум контрактных отношений

Полагаем, что его следует применять при закупке лекарств из перечня ЖНВЛП; - путем расчета средневзвешенной цены на основе контрактов (договоров) на поставку такого препарата, заключенных заказчиком за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета. Контракты (договоры) на поставку лекарств для назначения пациенту по решению врачебной комиссии не учитываются.

После расчета указанными методами заказчик выбирает минимальное значение. Это и будет цена единицы лекарственного препарата. С 1 июля 2018 года к указанным способам расчета добавится использование референтной цены.

Внимание

Она будет рассчитываться автоматически, и сведения о ней появятся в ЕИС. Таким образом, с 1 июля 2018 года выбирать минимальное значение надо будет с учетом референтной цены.


Как рассчитать НМЦК Чтобы определить НМЦК, надо умножить цену единицы закупаемого лекарства на объем его поставки.

Госзаказ — практика. как рассчитать нмцк при госзакупке лекарств?

Инфо

Рассчитывая НМЦК, заказчики обязаны применять положения статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ. Существуют несколько наиболее общераспространённых способов расчета НМЦК, которыми пользуются заказчики, имея дело с закупом медикаментов.


1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Если опираться на п.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наиважнейший при определении и обосновании НМЦК, независимо от того, какой вид товаров будет закупаться заказчиком. О приоритетности этого способа, в том числе и когда закупаются препараты из списка ЖНВЛП речь идет также в письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 №Д28и-693.

Прогнозное значение индекса-дефлятора устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующей отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года №1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». 6. На участие в закупке лекарственного препарата, не включенного в перечень ЖНВЛП не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной путем:

  • увеличения на индекс-дефлятор по видам экономической деятельности,

— в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена, рассчитанная на основании предложений производителей (поставщиков) лекарственных препаратов.

Как расчитать нмцк по лекарствам по новому пример расчета

На участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной:

  • методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифным методом,
  • средневзвешенной цены,

при объявлении следующей закупки, в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена (до 01.07.2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)). 2.
При этом могут применяться несколько методов: тарифный (он обычно применяется при закупке лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП), метод рыночных сопоставимых цен, а также метод расчета средневзвешенных цен на основе госконтрактов на поставку таких препаратов, заключенных за предшествующий месяцу расчета календарный год. Контракты на поставку лекарственных средств для назначения пациентам в соответствии с решением врачебной комиссии учитывать не надо.

После проведения расчета вышеуказанными методами заказчик должен выбрать минимальное значение, которое и будет ценой единицы препарата. С 01.07.2018 г. к указанным методам расчета добавится применение референтной цены, которая будет рассчитываться автоматически, а сведения о ней должны появиться в ЕИС.

То есть, с 1 июля 2018 г. минимальное значение нужно будет выбирать, учитывая референтную цену.

И опять здесь важно примечание, которое дано со значком <5: <5 До 1 июля 2018 года при объявлении следующей закупки ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата считается следующее минимальное значение, рассчитанное в соответствии с частями 2 — 6 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Т.е. до 1 июля 2018 года референтная цена не работает. Вместо нее, как в пункте а) таблицы ШАГ1 — метод анализа рынка. Но вот что понимать под «следующим минимальным значением»? Такого понятия ни в законе, ни в методике Минэкономразвития (приказ №567) нет. Пока можно только предположить, что это не та базовая цена, которая была рассчитана на ШАГЕ 1, а полученное в результате повторного расчета.
Использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (референтной цены). Сведения из ЕГИС в сфере здравоохранения предоставляются в ЕИС в сфере закупок посредством информационного взаимодействия между этими системами.

Внимание! При расчете НМЦК до 1 июля 2018 года референтные цены не берутся в расчет. Расчет референтных цен Референтные цены рассчитываются в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) автоматически по состоянию на начало кварталов текущего календарного года.

Вычисления производятся в рамках одного наименования (при наличии МНН) либо по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (при отсутствии МНН).