Не и ни с местоимениями упражнения. Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"

Упражнение 1

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2.

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3.

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4.

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5.

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7.

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8.

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9.

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Ответы:

1. - 3)

2. - 2)

3. - 1)

4. - 4)

5. - 2)


Упражнение 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Н...КТО в Запорожье н...чем не заводился и н...чего
не держал у себя: все было на руках у куренного атама-
на (Г.). 2. Н...КТО не мог сказать, чем Дикий Барин жи-
вет; он н...каким ремеслом не занимался, н... к кому не
ездил, не знался почти н... с кем, а деньги у «его води-
лись. Он жил, словно н...кого вокруг не замечал и н... в
ком не нуждался (Т.). 3. Всему велся очень точный учет:
вся компания жила твердой мыслью, что H...KTQ н... у
кого не в обиде, H...KTQ н...кому не должен (Черн.).
4. Ему [Оленину] было прохладно, уютно; н... о чем не
думал он, н...чего не желал (Л. Т.). 5. По-видимому, он
н...кого не боялся, н...чем не стеснял себя и, вероятно,
совсем не интересовался мнением Егорушки (Ч.). 6. На
земле и на небе было спокойно, и,н...что не предвеща-
ло непогоды (Аре.). 7. Я н...кому не мешал и не нужен
был н...кому (Гладк.). 8. Н...какая сила не могла удер-
жать Сережу Брузжака в подвале (Я. О.). 9. И вдруг уви-
дела н...что такое, что заставило ее умолкнуть {Казак.).
10. Он никогда н... в чем н...кому не отказывал, но и
н...чего не давал (Рыб.).
Для с п р а в о к. У отрицательных местоимений под ударе-
нием пишется не (то же у неопределенных местоимений), без
ударения - ни.
Упражнение 129. Перепишите, раскрыв скобки.
1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рас-
смотри его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит, не
тревожит (Я.). 3. После обеда (ни) кто и (ни) что не
могло отклонить Обломова от лежания (Гонч.). 4. К обе-
ду Герасим пришел, поел и ушел опять, (ни) кому не
поклонившись (Т.). 5. Жил (не) кто господин Долгов с
женой и дочкой Надей (Я.). 6. Тема после болезни от-
дался ощущениям совсем иной жизни, жизни (ни) (в)
чем не схожей с прежней жизнью (Гар.-Мих.). 1. (Ни)
какой спор, (ни) какие развлечения и игры не достав-
ляли мне такого наслаждения, как чтение лекции (Ч.).
8. (Не) (с) кем словом перемолвиться, кругом лес да
вода (Сераф.). 9. В городе (ии) кто не спал (А. Н. Т.).
10. Просьбы об оставлении Федора (ни) (к) чему не при-
вели (Фурм.). 11. Он выяснил, что подходящих детей нет
и завести приятное знакомство почти (не) (с) кем (Кат.).
12. (Ни) кто не любит так белый цвет, как шахтеры, и
(ни) кто так не любит зелень (Горб.). 13. Трудно вести
разговор (ни) (о) чем (Кон.). 14. Заскучаешь без меня,
(не) (на) кого будет ворчать (Саян.). 15. С транспортом
оставили совсем мало ездовых, по одному на (не) сколь-
ко подвод (О. Гончар).
Д л я с п р а в о к. У отрицательных местоимений не и ни
пишутся слитно при отсутствии предлога (никто, нечего) и раз-
дельно при наличии предлога, который ставится между части-
цей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из
трех слов (ни в ком, не с чем).
Упражнение 130. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные частицы не и нц.
1. Спереди Рейнский водопад (...) что иное, как не-
высокий водяной уступ (Жук.). 2. Сей неизвестный со-
биратель был (...) кто иной, как Мериме (П.). 3. (...) что
иное не трогало его (П.). 4. Имя Дубровского было во
всех устах. Все были уверены, что он, а (...) кто иной,
предводительствовал отважными злодеями (П.). 5. Вся-
кий дом есть (...) что иное, как поселенная единица
(С.-Щ.). 6. Оказалось на поверку, что «человечек» (...)
кто иной, как отставнойтгриказный (С.-Щ.). 7. Благосо-
стояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном
порядке (Пом.). 8. Самое большое счастье было в том,
что (...) кто другой, а именно он, Тема, первый уви-
дел, что цветок расцвел (Гар.-Мих.). 9. И вдруг понял,
что это в лесу (...) кто другой, а глухарь запел (Пришв.).
10. На мгновение ему показалось даже, что это (...) кто
иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое
задание (Фад.). 11. (...) кто другой, кроме диверсантов,
не мог совершить поджога. 12. Больному может помочь
только полный покой, и (...) что иное.
Д л я с п р а в о к. Сочетания не кто иной (другой), как и не
что иное (другое), как имеют значение противопоставления, по-
этому в них пишется частица не. Противопоставление может быть
выражено не только союзом как, следующим за указанными ме-
стоименными сочетаниями, но и союзом а, предшествующим
этим сочетаниям (Разрешение вправе дать директор, а не кто
иной). В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания
нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное
(другое) не связаны с противопоставлением и, как правило,
употребляются в предложениях, где имеется отрицание (Никто
иной более высоких результатов не добьется), реже в предложе-
ниях без отрицания, в присоединительной конструкции (Точ-
ный диагноз может поставить только специалист, и никто иной).
В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется
слитно с местоимением.
Упражнение 131. Перепишите, раскрыв скобки.
1. (Ни) кто и (ни) что его не тревожило. 2. Нельзя
было установить (ни) кто это сделал, (ни) что руково-
дило преступником. 3. В помещении (ни) кого не оказа-
лось. 4. Заведующий клубом долго не мог решить (ни)
кого из артистов пригласить на вечер, (ни) какие про-
изведения современных композиторов включить в про-
грамму. 5. Молодой человек не хотел быть обязанным
(ни) кому и (ни) чему. 6. До последней минуты соревно-
ваний нельзя было угадать (ни) кому достанется пер-
вый приз, (ни) кем будет установлен новый всесоюз-
ный рекорд.
Для с п р а в о к. Следует различать отрицательные место-
имения, которые при отсутствии предлога пишутся слитно с
частицей ни (никто, ничто, никакой и др.), и вопросительно-
относительные местоимения (кто, что, какой) в сочетании с
предшествующей частицей ни: эти сочетания встречаются в при-
даточных предложениях, причем ни выступает в функции союза
и обязательно повторяется. Ср. образование подобных конструк-
ций: Я не помню ни того, что он сказал на собрании, ни того, что
ему ответили другие. - Я не помню ни что он сказал на собрании,
ни что ему ответили другие.

1. Вспомните, что вам известно о местоимении. Прочитайте предложения, завершая мысль :

а) Местоимение – это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…

б) Местоимения отвечают на вопросы…

в) Местоимения не называют… и …, а только…

г) Существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…

2. Прочитайте текст. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.

Есть небольшие поучительные истории, которые любому из нас хорошо знакомы. Иван Андреевич Крылов - кто же его не знает? Его басни – часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. Вы наверняка помните наизусть некоторые из них. В баснях часто говорится о животных, но все понимают: каждая басня – рассказ о неких людях и их пороках. Высмеивая чьи-то недостатки, басни помогают нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. Сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или тех, кому хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.

3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выпишите все местоимения, укажите их разряд, восстановите их начальную форму. В чём особенность выделенных местоимений?

ОБРАЗЕЦ:

ю) Мне с ними неинтересно, мои интересы значительно шире.

Местоимения: мне – личное, н.ф. – я; ними – личное, н.ф. – они; мои – притяжательное, н.ф. – мой.

а) Я с вызовом ношу его кольцо! (М.И. Цветаева)

б) Я не о дядюшке о вашем говорю его не возмутим мы праха. (А.С. Грибоедов)

в) Наша публика так ещё молода и простодушна что не понимает басни если в конце её не находит нравоучения. (М.Ю. Лермонтов)

г) Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Он вовсе её не заслуживает. (М.Ю. Лермонтов)

д) Он шёл с полковником Н. который доведя его до гостиницы простился с ним и поворотил в крепость. (М.Ю. Лермонтов)

е) В продолжение вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор но она довольно сухо встречала мои замечания и мне с притворной досадою пришлось удалиться. (М.Ю. Лермонтов)

ж) Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей не имея на то никакого положительного права не это ли сладкая пища нашей гордости? (М.Ю. Лермонтов)

4 . Объясните правописание местоимений.

Кое-что, нечто, ничто, нечем, ничем, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое-кого, кое с кем, ни с чем.

5. Перепишите предложения, вставляя буквы и знаки и препинания. Укажите падежи местоимений.

1) Его (н..)кто (н..)заметил (н..)кто (н..)удерж..вал. (Тургенев) 2) Через пять минут (н..)кого (н..)осталось на улице. (Горький) 3) Больше ждать было (н..)кого. (Горький) 4) (Н..)что (н..)трогало его (н..) замечал он (н..)чего. (Пушкин) 5) (Н..)кто (н..)чего (н..)узнал о происходивш..м. (Герцен) 6) Мне решительно скрывать (н..)чего. (Тургенев) 7) А теперь мне выехать (н..)(на)чем (н..)кому лошадей подковать. (Гоголь) 8) Им (н..) (в)чём н..льзя доверять. (Гоголь) 9) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду измуче..ому однообразием бе..конечной картины. (Гончаров) 10) (Н..)какими силами и стараниями н..льзя было докопаться из чего был состряпан его халат. (Гоголь) 11) Но (н..)какого Коровьева так и (н..)нашли и (н..)какого Коровьева (н..)кто в доме (н..)знал и (н..)видел (Булгаков) 12) Пр..дположим что у вас в кармане два яблока; (н..)кто взял у вас одно яблоко... (А.Н. Толстой)

6. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Н..(за)что благодарить; н..(за)что не благодарил; (н..)когда болтать; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как отца; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..)кому другому нельзя доложить; (не)куда спешить; (н..)где не находил покоя; это (н..)как невозможно; (н..)какой благодарности; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не спешил; н..(к)чему не притрагивался; н..(от)куда не ждал вестей; н..(по)чём не догадался бы; я здесь н..(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей щенок; (во)что(бы)то(н..)стало; н..(в)какую не соглашался.

7. Диктант. Выпишите из текста все местоимения, укажите их начальную форму и разряд.

Жила(была) белка в лесу н..(о)чём н.. тужила (н..)кто её (н..)бе..покоил. Спала она на ветке большой-пр..большой ели. (Н..)когда н.. забот..лась (н..)(о)ком толь­ко о себе. Прошло время и у неё по..вилось (н..)сколько бельчат. Теперь белка (н..)ку­да от них н.. уходила.

Когда(же) зимой нач..лись обвалы какой(то) тяж..лый ком снега обруш..лся с вершины дерева на крышу ж..лища белочки. Белка выск..ч..ла а её бе..помощ..ные дети ок..зались в ловушке. (Н..)куда бе­жать н..(к)кому обр..тит..ся за помощью. Н..уже(ли) (н..)кто н.. спасёт бельчат? Белка сама быстро пр..нялась ра..капывать снег. (К)счастью круглое внутре..ее гнездо из мягкого мха осталось целым. Н..когда лесная жительница н.. была так счастл..ва. Н..что больше (н..)омрачит её радости. (По В. Бианки)

Местоимение. Определительные местоимения

Упражнение 9 . Объяснительный диктант. Подчеркните местоимения, определите их разряд. Подчеркните местоимения как члены предложения. Объясните правописание окончаний глаголов и существительных.

Север

Север меня очень удивил: там виден каждый человек. Каждый виден со всеми его особенностями и привычками, виден в каком-то подлинном значении.

Даже внешность людей запоминается на всю жизнь. Едешь по тундре на нартах, а за 200 километров в сторону от твоего пути известно, что ты проехал. Через полгода, через год можно спросить: «Проезжал такой-то?» Ответят: «Проезжал»

А природа?.. Ничто не дало мне такого сильного впечатления простора земли, ее пространства, как тундра…

А свет!? На южном тропике день от ночи отделяется несколькими минутами сумерек. Летний закат на севере – это явление света во всех его возможных окрасках и оттенках, и оно продолжается пять-шесть часов.

(по С.Залыгину)

Упражнение 10. Спишите, Графически обозначьте орфограммы в местоимениях. Определите разряд местоимений, укажите начальную форму

Беличий след

Просека. Белизна снегов облита снегом. По просеке (н…)кто (не)ездил и (не)ходил. Поперек просеки на снегу парные отпечатки чьих(то) ног. Снег свеж, следы (не)кажутся малыми.

Кто перебежал просеку? След «упал» с сосны и оборвался у елки. Где же твоя дорога дальше, белка? (Н…)кому не дано пройти беличьими дорогами. (50 слов)

(по В.Бочарникову)

Упражнение 11. Обозначьте написание орфограммы «Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений-существительных», выделите правильный вариант ответа.

    посоветуйся кое(с)кем

    испугался чего(то)

    (ни)кто не пришел

    В каком ряду пишется слитно?

    разбираешься кое(в)чем

    спросить кое(у)кого

    (ни)кто не сделал

    В каком ряду пишется раздельно?

    догадался кое(о)чем

    спросил о чем (нибудь)

    что(либо) другое

    В каком ряду пишется через дефис?

    кое(о)чем договориться

    беседовать о чем(либо)

    не (к) кому идти

    В каком ряду пишется через дефис?

    кого(то) не досчитались, в чем(то) другом, чего(то) бояться

    кто(то) шел, гордиться хоть чем (нибудь), (ни)что не интересовало

    бояться (кое)кого, что(то) вкусное, кое(в)чем разбираться

    иметь сколько(то) денег, удивляться (не)чему

    сомневался в чем(то), говорил (о) нем

    получить хоть какой (нибудь) подарок, прислушиваться к чьему(либо) мнению.

    Укажите последовательность, в которой должны следовать предложения, чтобы получился текст .

А. Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян.

Б. На берегу теплого моря стоит город Солунь.

В. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Г. Жили здесь два брата. Сыновья военачальника Кирилл и Мефодий.

Проверочная работа

    В каком ряду местоимения пишутся через дефис?

    (не)кого, (не)чему, (не)который

    кто(нибудь), кто(то), кое(какой)

    Укажите разряд местоимения. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.

    возвратное

    личное

    неопределенное

    Укажите разряд местоимения . Пользуясь суматохой, никем не замеченные, ребята скрылись из лагеря.

    определительное

    отрицательное

    неопределенное

    Определите падеж местоимений .

    побывать у них а. Д.п.

    пришел за ним б. Р.п.

    около тебя в. Т.п.

    думать о ней г. П.п.

    Какое местоимение не имеет формы И.п.?

    они

    кто

    себя

    Какой ряд соответствует значению: указательное, определительное, личное?

    что, никому, эта

    этот, самый, вы

    В каком ряду все слова местоимения?

    с ней, тот, другой, первый

    никто. кое-что, самый, некоторый

    каждый, мы, по-моему, себя

Упражнение 12 . Спишите, обозначьте изученные орфограммы, выпишите местоимения, определите их разряд.

В полях та…т а в лесу снег еще л…жит плотными подушками и д…ревья пр…гнулись ст…ят в снежном плену. Тонкие ствол…ки пр…жались к земле пр…мерзли и ждут освоб…ждения.

Но вот пр…ходит этот жаркий час, самый счас…ливый для неподвижных д…ревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной т…шине ш…вельнет…ся еловая веточ…кА и закачает…ся, хоч…тся ей пр…поднят…ся.

А под елкой спит за…ц, пр…крытый ее широкими ветками. Ему страшно, он пр…слушивает…ся. Но вот за…ц м…тнулся поб…жал опять сел столбиком и пр…сматривает…ся, откуда б…да, куда ему б…жать. И только пр…встал он на задние лапки, как пр…гнет вверх перед самым его носом, как выпр…мится целая береза!

Вот пр…образилось в лесу. Везде прыгают ветки пр…одолевают пр…грады вырывают…ся из снежного плена. Весь лес кругом шев..лит..ся, весь лес пош…л. И меч…тся за…ц, и встает всякий зверь, и птица ул…та…т из леса.

(по М.Пришвину)

Упражнение 1. Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды. С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (..............) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

(М.М.Пришвин)

Упражнение 2. Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок. Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Упражнение 3. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания. Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес, Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою - как никто другой. Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной, Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя - замолчи! У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд. 2. Выясните их синтаксическую функцию. 3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Местоимение как часть речи"

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

А) на действие;

Б) на предметы, признаки и количества.

2. Какое местоимение относится к личным?

А) Они

Б) Кто.

В) Какой?

3. Для чего служат относительные местоимения?

А) для связи простых предложений в составе сложных;

Б) для выражения вопроса;

В) указывает на того, о ком говорят.

4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:

А) Винительный;

Б) Творительный;

В) Родительный.

5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

А) свой Б) собой В) мой Г) наш

6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

А) сколько-нибудь – неопределённое

Б) ваш – личное

В) такой – указательное

Г) всякий – определительное

7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

А) тоскуешь по ним

Б) об том доме

В) у ей

Г) в скольки домах

8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) ничего, разнообразный, чей, крайний

Б) свой, собственный, чужой, никаких

В) кто-то, любой, никакой, который

Г) их, другой, по-своему, схожий

10. Сколько местоимений в предложении:

В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

Ответы:

1. - Б

2. - А

3. - А

4. - В

5. - Б

6. - Б

7. - А

8. - Б

9. - В

10. - В

11. - В

12. - Б